Посадка 4 миг 31 в усинске

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Эти события могли привести к колоссальной авиакатастрофе. Забытый подвиг российских военных летчиков в Усинске (2021)


15 ноября 2018 четверка сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31 меняли место дислокации с Перми на Воркуту. На случай непредвиденных событий запасной аэродром был назначен в Нарьян-Маре.

Все 4 борта благополучно долетели до Воркуты, в заход на посадку на аэродроме Советский пошла первая пара МиГ-31, но из-за резко ухудшившихся погодных условий, летчики посадить самолеты не смогли. Второй заход, третий, никак.

Все 4 МиГ-31 полетели на ближайший, способный их принять аэродром в Усинске. До полосы они долетели буквально на парах керосина, не было даже возможности сделать еще один круг над ВПП.

Когда первый из истребителей-перехватчиков связался с "вышкой" и запросил посадку, для 25-летнего Алексея Плитина, проработавшего к тому времени авиадиспетчером всего три года, это стало полной неожиданностью, ведь в конце полосы стоял Боинг 737-500, только что севший и не способный самостоятельно уйти оттуда - на полосе был лёд.

Алексей Плитин даже не успел ответить на запрос, как услышал в эфире второй МиГ-31: "Это борт 41832, курсом 200, эшелон 060 занял. Под ваше управление с посадкой. Уйти на второй круг возможности нету".

Боевые самолеты заходили на посадку один за другим, прямо на Боинг. Видео по этим событиям.



Напомним, авиационный инцидент произошел в ноябре 2018 года: в небе над северным городом кружили четыре истребителя-перехватчика МиГ-31. Представители ВКС России обратились в АО "Комиавиатранс" с просьбой о дозаправке. После получения положительного ответа они приземлились на запасной аэродром.

Однако идея посадить военные самолеты на полосу, где находился "Боинг", была опасной.

В группе Fighterbomber - хроники истребителя-бомбардировщика в отставке - появилась информация о простом парне, который еще два года назад работал в аэропорту Усинска. Именно его называют героем.




"Знаете, кто на фото? Конечно, не знаете. Это Алексей Сергеевич П. Он бывший диспетчер аэропорта Усинска. Диспетчер по-военлетовски - это руководитель полетов.

Именно он 15 ноября 2018 года фактически спас звено МиГ-31, севших в аэропорту. Аэродром, на котором МиГ-31 должны были выполнить посадку, оказался закрыт по метеоусловиям, как и все остальные немногочисленные ближайшие к нему аэродромы. Поэтому оставался только далекий Усинск.

Они дошли до него на последних парах керосина в баках. На полноценный повторный заход МиГ-31 тратит чуть меньше тонны керосина, а у них тонна оставалась в 30 км от Усинска. Топлива у самолетов не хватило даже срулить с полосы.

Алексей смог взять на себя ответственность и принять решение не по инструкции. Он рисковал не меньше, чем экипажи, а в чем-то, может, даже и больше. Единственная полоса Усинска была занята пассажирским самолетом. По инструкции, сажать на нее другой самолет нельзя.

Возможности убрать его или уйти на второй круг, или другой аэродром у экипажей не было. И Алексей всё разрулил.

. и, главное, слушать!

На двух с половиной километровую полосу он посадил еще четыре самолета. Потому что иначе было нельзя.

"И мы получили не минус четыре МиГ-31 и восемь прыгнувших членов экипажа с крайне непонятными последствиями, а получили прикольную фотку с далекого аэродрома", - пишет автор.


"Да, конечно, потом были разборки. Алексея свои отстояли, но что интересно, особо никто не стал делать крайними и экипажи МиГ-31. Ныне Алексей работает по специальности в аэропорту Сыктывкара. Увидите, обязательно пожмите ему лапу. Он заслужил.

Он настоящий. Страна должна знать своих героев".



Алексей всем военлетам ВВС передал огромный привет со словами: "Больше никогда ко мне не прилетайте!".

Авиадиспетчер спас целый город (15 ноября 2018 года Алексей Плитин, авиадиспетчер из Усинска. Умудриться за 15 минут посадить пять, ПЯТЬ самолётов)

Авиадиспетчер спас целый город (15 ноября 2018 года Алексей Плитин, авиадиспетчер из Усинска. Умудриться за 15 минут посадить пять, ПЯТЬ самолётов)

В сети интернет довольно широко обсуждается радиообмен диспетчера аэродрома г. Усинск 15 ноября 2018 года, когда из-за критически малого остатка топлива пришлось сажать четыре самолета МиГ-31 с боекомплектом на полосу, которую после посадки еще не освободил гражданский самолет. Мы предлагаем анализ ситуации с точки зрения авиационного психолога Н.В. Якимович.


Для авиационных психологов анализ произошедшего события интересен с точки зрения резервов человеческой психики, т.к. он дает понимание того, какие стрессовые нагрузки может выдержать мышление человека и не допустить при этом сбоя в работе. А также позволяет оценить роль таких факторов, как молодой возраст и стрессоустойчивость человека, для быстрого поиска правильного решения в экстремальной ситуации.

Первый инцидент случился при приземлении ожидаемого Боинга-737. Из-за состояния ВПП, покрытой изморосью, при нижайшем коэффициенте сцепления 0,3 он не смог освободить полосу по рулежной дорожке и остановился в самом конце ВПП. В этот момент у диспетчера ДПСП запрашивает посадку подлетающий к аэродрому Усинска военный МиГ-31. Диспетчер, следуя инструкции, не дает разрешения на посадку в связи с тем, что полоса занята Боингом. Он просит военного летчика уйти на второй круг. Но тот сообщает, что у него очень мало топлива и он не может выполнить этот маневр.

Перед Алексеем Плитиным возникает серьезная проблема: согласно правилам УВД, он не должен разрешать посадку на занятую полосу и несет за это персональную ответственность, но если он не разрешит посадку, тогда военный самолет с боекомплектом всё равно упадет, но только на город, ведь у него практически не осталось топлива. Взвесив по степени опасности два возможных способа решения проблемы, молодой диспетчер проявляет гибкость и смелость мышления – он выбирает менее трагичный исход событий, т.е. вариант с посадкой военного самолета на ВПП.

Но вслед за этим непростым решением начали появляться новые стресс-факторы, причем не менее опасные. Посадку запросили ещё три самолета МиГ-31 из той же пилотируемой группы. Диспетчер дал команду Боингу оперативно освободить полосу и зарулить в карман на полосе. Однако полоса была ещё не полностью свободна, когда диспетчер разрешил посадку МиГ-31, поэтому он особо обращал внимание военного летчика на эту проблему.

После приземления МиГ-31 не было никакой возможности убрать выпущенный парашют, а на подходе были уже следующие три военных самолета, у которых тоже заканчивалось топливо. Все просили срочной посадки. Диспетчер, тем не менее, старался распределить их заходы во времени, чтобы не произошло столкновения самолетов на полосе, хотя этот риск был очень велик. Необходимо отметить, что дело осложнялось ещё и тем обстоятельством, что на полосе оставались парашюты от предыдущих самолетов, которые мешали торможению последующих самолетов.

Алексей Плитин сумел обеспечить благополучную посадку всех 5-ти самолетов в течение 15 минут! За счет чего же ему это удалось, если учесть, что стресс-факторы внезапно всплывали в его работе одним за другим? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо разобраться, перешел ли диспетчер в состояние стресса, который обычно дезорганизует выполнение деятельности, или же он испытывал только повышенное психическое напряжение, которое приводит к мобилизации умственных резервов?

Типичным признаком перехода человека в состояние стресса служит изменение частоты основного тона его голоса и громкости речи. В данном случае в аудиозаписи переговоров диспетчера с воздушными бортами таких изменений не прослеживается. Его голос оставался примерно на одной частоте тона и уровне громкости, не наблюдалось ни заторможенности речи (от страха), ни её излишнего ускорения (от паники). Диспетчер ДПСП не допустил ни одной ошибки при озвучивании курсов захода самолетов, номеров посадочных полос, уровней давления и т.п., он произносил цифры быстро и четко.

Всё это указывает на то, что Алексей Плитин, несмотря на свой малый опыт работы диспетчером (всего 3 года), не впал в стрессовое состояние и не растерялся в экстремальной ситуации. Данный факт можно объяснить его высоким уровнем стрессоустойчивости, т.е. способностью не реагировать излишне эмоционально на происходящие события. Стрессоустойчивость – это врожденное качество человека и зависит от степени реактивности (откликаемости) лимбической системы мозга, которая порождает эмоциональные реакции человека на внешние воздействия.

Помимо способности сохранять спокойствие в опасной ситуации, авиационному диспетчеру необходимо ещё обладать и очень подвижным мышлением, чтобы быстро просчитывать возможные варианты развития событий. Заметим, что Алексей Плитин, не зная всех особенностей движения военных самолетов в воздухе и на земле, тем не менее, смог так распределить их заходы, чтобы не произошло столкновений на короткой полосе.

Высокую оперативность мышления помог обеспечить диспетчеру его молодой возраст. Дело в том, что наиболее быстрое и гибкое мышление наблюдается в возрасте от 22 до 27 лет, т.к. на данный возраст приходится пик развития всех функций мозга. После достижения пика происходит спад мозговой активности и начинается постепенный процесс старения мозга. При этом падает скорость передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону, поэтому замедляются процессы мышления, памяти и моторики. Данный факт говорит о том, что в нестандартной ситуации молодой и неопытный человек может даже быстрее принять правильное (гибкое, креативное) решение, чем его пожилой и опытный коллега, использующий привычные стереотипы. Нередко стресс-факторы буквально выводят из строя лиц старшего возраста, т.к. у них резко повышается давление, сердцебиение, появляется удушье и головная боль. А сильно выраженные вегетативные реакции организма могут вообще закончиться инфарктом или инсультом. Молодой организм, наоборот, оказывается более сдержанным в плане физиологических проявлений стресса. Поэтому молодость диспетчера аэропорта Усинска сыграла здесь положительную роль и предотвратила состояние физической недееспособности от воздействия стресса.

Известны случаи, когда пилоты старшего возраста при попадании в опасную ситуацию не могли понять, что произошло, и применяли неадекватные (неуместные для ситуации) стереотипы действий. А молодые пилоты, наоборот, принимали нестандартные решения и успешно выходили из ситуаций, хотя и нарушали при этом некоторые инструкции по производству полетов.

P.S. Судя по радиообмену, мужественно вели себя и военные летчики.





Городок Усинск славен тем, что здесь трудятся нефтяники и газовики, вносящие заметный вклад в богатство Республики Коми и всей страны. В честь начавших осваивать эти земли геологов и нефтяников возле местного филиала Ухтинского университета восемь лет назад был воздвигнут памятник комару-нефтянику. Монумент призван увековечить мужество добытчиков черного золота, пробиравшихся сквозь непролазную тайгу. Известно, что в зимние месяцы вокруг комара водят хороводы, а к Новому году его облачают в костюм Деда Мороза. Но в последнее время в Усинске все громче звучат голоса об увековечении события, произошедшего 15 ноября 2018 года.

А город-то думал, ученья идут

Читайте также: