Поль сезанн гора святой виктории описание

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Пейзаж в Эксе (Гора Святой Виктории), Поль Сезанн, 1905


Один из наиболее часто встречающихся мотивов в творчестве Поля Сезанна - изображение горы Святой Виктории. В этом произведении, созданном в последний год жизни художника, он словно спрессовывает время и геологические пласты, смешивает близкие и дальние планы. Сезанн ищет и сопоставляет повторяющиеся ритмы и формы: шар, куб, пирамида, призма, конус. В колористическом решении преобладает единая цветовая гамма: сгустки синего и зеленого наложены резкими, отрывистыми мазками, кое-где эта плотная синева нарушается яркими оранжевыми включениями, образовывая сложнейшие красочные сочетания. Пространство подчинено кисти живописца: оно то сферически прогибается, то опрокидывается прямо на зрителя.

Коллекция Поль Сезанн Гора св. Виктории


Инв.: 8991

Инв. ГМНЗИ: 411

Гора св. Виктории
Гора св. Виктории

Гора св. Виктории
Гора св. Виктории


Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс

Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.

Гора св. Виктории
Гора св. Виктории


Морозов Иван Абрамович
27 ноября (10 декабря) 1871, Москва — 22 июля 1921, Карлови-Вари, Чехословакия

Потомственный купец, промышленник и банкир, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям новой французской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

© Музей нового западного искусства. Все права защищены.
Использование материалов регламентируется соглашением.

Картина Поля Сезанна

Для картины характерны колористическое перетекание, переливы, своего рода подвижки цвета. Небо, чистое и безоблачное, написано единым тоном без прерывистых оттеночных переходов. Силуэтное изображение горы обрамлено насыщенным, глубоким синим цветом. Гора Святой Виктории напоминает крупного размера торос льда, который окрашивает и добавляет холодные оттенки окружающей действительности. Голубые, сиреневатые оттенки создают лёгкие тени и призрачное сияние окон в домах. Холмистое, неровное пространство французского пейзажа пробуждает это разнообразие и цветовую динамику, усложняя, обогащая изобразительный ряд.

Пейзаж получился многоцветным, но при этом без чрезмерной пестроты и декоративности. Напротив, для полотна характерна мягкая, сглаженная колористическая гамма, без цветовых всплесков и резких контрастных излишек. В картине много этюдного, лёгкого, воздушного. Сложной, непростой гармонией предстаёт соотношение всех перекличек, цветовых и свето-теневых нюансов.

В пейзажной ткани полотна преобладают голубые, золотистые зелёные оттенки. Свет выстроен таким образом, что он пронзает собой всё пространство холста, насыщая его тёплым золотым бархатом солнечных лучей. Объём картине придают тонкие контурные очертания построек, горных вершин, линий холмистой поверхности. Подобная контурная обводка смотрится ненавязчиво и придаёт необходимую глубину и объём изображению. Пейзаж не устаёшь рассматривать и любоваться интересными оттеночными сочетаниями. Картинная плоскость пейзажа точно раскрашена разноцветными мелками. Гора Святой Виктории – красивое место французского Прованса, напоминающее сказочные пейзажи, воплощающее детские сказочные сны, наполненные покоя и мирного, радостного бытия. Изображение горы Святой Виктории отдалено, выведено на дальний план и не выступает, как центральный образ, а скорее, как выстроенный элемент композиции. Холодные неприступные горы Прованса вступают в своеобразное противоречие с изображением домов, которые наполнены жизнью, домашними хлопотами и заботами. Изображение домов трепещет красками и тёплым дыханием жизни, в то время, как образ горы отличается единым колоритом, исключая перехлёсты цвета, навязчивое дребезжание, мерцание света и тени.

Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1888.jpg


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1888

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе.

Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1890.jpg



Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1890

В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.

Mount Sainte-Victoire and the Viaduct of the Arc River Valley, 1882-85.jpg


Mount Sainte-Victoire and the Viaduct of the Arc River Valley, 1882-85

Большую часть времени своей независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.

Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06.jpg


Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.

Mount Sainte-Victoire Seen from Gardanne, 1885-86.jpg


Mount Sainte-Victoire Seen from Gardanne, 1885-86

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета – кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Импрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах Джотто.

Mount Sainte-Victoire and Gardanne, 1886-90.jpg


Mount Sainte-Victoire and Gardanne, 1886-90

Mount Sainte-Victoire Seen from the Bibemus Quarry, 1897.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from the Bibemus Quarry, 1897

Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06

Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-05.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-05

Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06

Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06

Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06

Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1905-06.jpg



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1905-06


Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Читайте также: