Покрытосеменные растения и голосеменные растения 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Сравнительная таблица

Разнообразие

Сотни миллионов лет назад голосеменные были единственным видом растений на Земле. Между 250 и 200 миллионами лет назад покрытосеменные начали эволюционировать. Теперь покрытосеменные более широко распространены и густонаселенны, и их можно считать доминирующим растением на планете. Покрытосеменные включают гораздо более разнообразный спектр растений, насчитывающий от 250 000 до 400 000 видов. Они населяют все виды суши и водной среды, за исключением самых экстремальных мест обитания. Покрытосеменные могут быть двудольными или однодольными.

Примеры покрытосеменных и голосеменных растений

Примерами покрытосеменных являются однодольные, такие как лилии, орхидеи, агавы (известные нектаром агавы) и травы; и двудольные, такие как розы, горох, подсолнухи, дубы и клены.

Примеры голосеменных растений включают нецветущие вечнозеленые деревья, такие как сосна, ель и пихта.

Яблоня, цветущее, плодоносящее покрытосеменное

Виды голосеменных насчитывают всего несколько тысяч, из которых до нас дошло немногим более 1000 видов. Они обитают в пустынях и полупустынях.

Сосна голосеменная с игольчатыми листьями и шишкой

Анатомические различия

Поскольку голосеменные и покрытосеменные растения являются сосудистыми растениями, в их жизненном цикле преобладают спорофиты.

Образование тканей у покрытосеменных растений превышает количество и сложность, характерные для голосеменных. Покрытосеменные имеют триплоидную сосудистую ткань, плоские листья различной формы и стебли лиственных пород. Из-за бесчисленных разновидностей плодовых и / или цветочных растений они имеют разнообразную окраску и форму листьев, цветов и плодов.

Более подробно об анатомических различиях между покрытосеменными и голосеменными рассказывается в следующем видео:

Размножение

Размножение у покрытосеменных может быть однополым или двуполым. Гаметы разносятся ветром, а также насекомыми и животными-опылителями, привлекаемыми их цветками. Часто внутри цветков есть женские и мужские гаметы, а после оплодотворения семяпочки развиваются в плод.

Гаметы голосеменных встречаются в шишках. Оплодотворение описывается как однократное; пыльцевые зерна опадают и прорастают прямо на семязачатках. Споры пыльцы разносятся только ветром.

Использует

Покрытосеменные служат практически всей растительной пищей, а также большинством кормов для домашнего скота. Зерновые, фрукты, бобовые, пасленовые (включая картофель и помидоры), тыквы и капуста - все это покрытосеменные. Другие покрытосеменные, такие как хлопок и лен, производят бумагу и текстиль. Древесина покрытосеменных растений используется для изготовления паркетных полов.

Для производства пиломатериалов обычно используются голосеменные из группы хвойных деревьев, такие как сосна, ель и пихта. Другие голосеменные растения перерабатываются в другие продукты, такие как мыло, лак и духи.

Голосеменные и покрытосеменные растения — что это за разновидности

В биологии семенные растения делят на пять классов:

  • цветковые;
  • хвойные;
  • цикадовые (саговниковые);
  • гнетовые;
  • гинкговые.

Первый называют покрытосеменными, а остальные (нецветковые) — голосеменными.

Голосеменные растения — группа растений, у которых отсутствует замкнутое вместилище для семечек. Они открыто лежат на чешуе шишек.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Голосемянные растения

Это древний вид, возраст которого около 350-370 млн. лет, включает только древесные формы. К ним относятся:

  • сосна обыкновенная;
  • ель голубая;
  • лиственница европейская;
  • туя западная;
  • кедр гималайский;
  • пихта бальзамическая;
  • гинкго двулопастный и другие.

Класс насчитывает 12 семейств, включает 1080 видов растений.

Покрытосеменные растения — класс растений, который имеет замкнутое вместилище для семяпочки и цветок как орган полового размножения.

Многочисленная группа представлена разнообразными формами: травами, деревьями, кустарниками. Покрытосеменные преобладают на Земле, насчитывают 405 семейств и включают приблизительно 352 тыс. видов.

Жизненные формы

Сходство и отличительные особенности

Общие признаки обеих групп:

  1. Размножаются семенами. Остальные растения образуют споры.
  2. Имеют хорошо развитые вегетативные органы: корень, стебли, листья.

Отличительные особенности голосеменных/покрытосеменных растений:

  1. Листья: чешуи, хвоя/остальные формы.
  2. Органы размножения: микро- и макроспорангии/цветок.
  3. Расположение семян: открытое/закрытое.
  4. Время формирования зародыша: 1,5-2 года/несколько недель.
  5. Видоизмененные органы для вегетативного размножения и запасания питательных веществ: нет/корнеплоды, луковицы, клубни.
  6. Опыление: ветром и самоопыление/животными, ветром, водой и самоопыление.

Механизмы размножения голосеменных и покрытосеменных растений

Половое размножение — основной способ для обеих групп. Он позволяет растениям передавать наследственные признаки и приобретать новые свойства. Новый организм несет в себе свойства обоих родителей, так как образуется в результате слияния женских и мужских половых клеток (гамет). Несмотря на единый механизм, размножение голосеменных и цветковых имеет свои особенности.

Схема, с помощью чего происходит

Основную часть группы голосеменных составляют хвойные деревья, поэтому их размножение рассматривают на примере сосны обыкновенной.

Большинство видов имеют на одном дереве шишки обоих полов: мужские и женские. Первые растут группами у основания веток. Вторые — по одной на концах. Размножения происходит в несколько этапов:

  1. В пыльце мужских шишек созревает мужской гаметофит со спермиями, в пыльце женских — женский гаметофит с яйцеклетками.
  2. В конце весны мужские пыльцевые зерна сосны созревают и высыпаются. Ветер разносит пыльцу, и она оседает на женских шишках.
  3. На чешуях женских шишек находятся семязачатки. Когда пыльца попадает на них, чешуи смыкаются. Происходит опыление.
  4. На следующий год происходит оплодотворение. В мужской пыльце образуется два спермия, в женской — яйцеклетка. Она сливается с одним спермием — образуется зигота. Второй спермий погибает.
  5. Зигота развивается в зародыш. Он формируется за счет питательных веществ материнского растения.
  6. Зародыш вместе с питательными веществами и защитными оболочками образует семя.
  7. Примерно через год семена созревают. Женские шишки раскрываются. Семена выпадают наружу.

Хвойные

Размножение покрытосеменных происходит в следующей последовательности:

  1. Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) созревает в пыльце тычинок, женский — в пестике.
  2. Пыльцевое зерно попадает на пестик и прикрепляется к его рыльцу.
  3. Оно развивается в пыльцевую трубку, которая прорастает внутрь завязи.
  4. Мужской гаметофит делится и образует два спермия.
  5. Один из них сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение и образуется зигота.
  6. Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Они образуют эндосперм.
  7. Зигота делится и превращается в зародыш. Эндосперм служит для него источником питательных веществ. Зародыш и эндосперм вместе образуют семя.
  8. Семя созревает, завязь пестика разрастается и превращается в плод.

Цветок

Таким образом, в отличие от голосеменных, у цветковых растений оплодотворение сопровождается двумя слияниями, поэтому такой способ называют двойным оплодотворением.

Главный орган размножения покрытосеменных растений

Главный репродуктивный орган покрытосеменных — цветок. Он представляет собой видоизмененный побег, приспособленный для проведения полового процесса. Образование плода с семенами — его итог.

От шишек цветы отличаются тем, что во время опыления пыльца попадает на пестик, а не на семязачаток. Опыление бывает двух видов:

  1. Самоопыление — пыльца с тычинок попадает на пестик того же цветка.
  2. Перекрестное опыление — пыльца с тычинок попадает на пестик другого растения.

Несмотря на единую функцию, цветы разнообразны по строению, размерам и окраске. Самый маленький цветок из семейства Рясковых имеет диаметр 1 мм. Самый крупный — у раффлезии Арнольда 91 см, его масса достигает 11 кг.

Цветок состоит из частей:

  1. Стеблевой: цветоножка, цветоложе.
  2. Листовой: чашелистики, лепестки.
  3. Генеративной: тычинки, один или несколько пестиков.

Строение цветка

Генеративная часть цветка принимает участие в процессе размножения.

Тычинка — мужской орган. Все тычинки одного цветка называют андроцеем. Они могут отличаться по форме и длине. Количество тычинок зависит от вида. У орхидных — одна, у мимозовых — несколько сотен.

Пестик — женский орган. Состоит из одного или нескольких сросшихся плодолистиков. В его полости находятся семязачатки (семяпочки). Совокупность пестиков называют гинецеем. Этот орган, как и сам цветок, есть только у покрытосеменных, поэтому группу еще называют пестичными.

Как размножаются и расселяются голосеменные растения

У голосеменных для полового процесса тоже приспособлен видоизмененный побег — шишка. Мужские и женские шишки могут располагаться на одном или на разных растениях. В первом случае деревья называются однодомными (ель, сосна), во втором — двудомными (гинкго).

Строение женской шишки на примере сосны:

  • ось или стержень;
  • кроющие и семенные чешуи;
  • семязачатки.

У зрелой женской шишки на месте семязачатков должны появиться семена. Мужская шишка тоже имеет стержень и чешуи, но вместо семязачатков содержит пыльцевые мешочки с пыльцой.

Количество чешуй варьируется от нескольких штук (кипарис крупноплодный, тсуга) до нескольких десятков (пихта, кедр).

Строение шишки

После созревания семян у многих видов пихт и елей шишки опадают в течение года. У сосен же созревшие шишки не раскрываются по нескольку лет. 3-4 года происходит развитие шишки настоящего кедра. Сосна Бранкса раскрывает чешуйки через 5-6 лет.

Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, имеют корень, стебель, листья, но у них есть и орган семейного размножения — цветок, отсюда происходит их второе название — цветковые растения. После завершения цветения образуется плод, в котором находятся семена, содержащие, как правило, запас питательных веществ.

Ещё по теме

Каково значение движения в жизни растений?

Что такое ткань, орган?

Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.

Можно ли в настоящее время встретить в лесах древовидные папоротники? Если да, то где?

Кого называют орнитологом?

В какой среде живет человек?

Каких химических элементов больше всего в клетке?

Какова роль водорослей в природе?

Какие особенности голосеменных растений являются их главным преимуществом в сравнении со мхами, хвощами и папоротниками?

Какова роль почвы в жизни растений?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные : формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные : формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

Основные понятия урока : покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Деятельность учащихся : лепка из пластилина, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

1. Организационный момент.

Для сегодняшнего урока нам нужен цветок. Сейчас послушаете рассказ и музыку, каждый представит цветок и вылепит его из пластилина.

Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух! ( под музыку )

-Молодцы! Все справились с заданием. Положите цветы на край парты, они понадобятся позже.

А я приготовила для вас сразу 5 цветов. Каждый означает деятельность на уроке.

( по ходу урока цветы поочерёдно крепятся на доске).

2. Проверка знаний (первый цветок) о многообразии и особенностях строения голосеменных растений ( ответ ученика у доски и сбор материала одного из 3 заданий.)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они. Слайд 2

- Каквы думаете, почему? ( ответы учащихся ). Трудно ответить на вопрос и мы с вами поработаем в парах.

- Систематизируйте предложенные объекты ( задания на партах- приложение 1 ) (второй цветок)

Детям нужно систематизировать растения на 3 группы.

Две группы:высшие споровые и голосеменные подписаны, а третья группа –нет

- Давайте проверим. Слад 3

- Посмотрите, как мы назовём эту группу растений? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).

- О чем говорит такое название ? (ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)

- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? ( ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения). Слайд 4

-На уроке мы: (ответы: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными) Слайд 5

4. Изучение новой темы.

1. Общая характеристика покрытосеменных растений (третий цветок)

- Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 62, сделайте краткую характеристику данного отдела. ( работа с учебником стр. 62) Слайд 6

  • Самая молодая и многочисленная группа (около250 тыс. видов)
  • Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
  • Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод. Слайд 7
  • Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Слайд 8
  • Разная продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Слайд 9
  • Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. Слайд 10
  • Разные листья и корни. Слайд 11-12
  • Много культурных растений.

- Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.

Физкультминутка- сосчитай цветы .

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик , улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

Работа в группах (четвёртый цветок)

1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Слайд 13

Проверка: Слайд 14

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

  • Имеют корень, стебель, листья, цветки.
  • Разная форма листьев.
  • Семена находятся в плоде.
  • Разные жизненные формы:деревья, кустарники, травы.

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Слайд 15

1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья

2. Образуют семена.

3. Имеют большое значение в природе и жизни человека.

5. Закрепление (пятый цветок)

Почему голосеменные и покрытосеменные называют высшими семенными растениями?

(Ответы: появление в процессе эволюции растений, образующих семена, защищенные оболочкой и снабженные запасом питательных веществ, обеспечило более высокую, чем у споровых, выживаемость зародышей на начальных этапах их роста и развития, когда формируются зачаточные органы: корень, стебель, листья. Кроме того, в этих случаях процесс оплодотворения не зависит от обязательного наличия воды. Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли. )

6. Домашнее задание. Слайд 16.

2. Выполнить на стр.66 задание одно из трёх под >>.

Читайте также: