Покрытосеменные растения и голосеменные растения 5 класс
Обновлено: 07.07.2024
Сравнительная таблица
Разнообразие
Сотни миллионов лет назад голосеменные были единственным видом растений на Земле. Между 250 и 200 миллионами лет назад покрытосеменные начали эволюционировать. Теперь покрытосеменные более широко распространены и густонаселенны, и их можно считать доминирующим растением на планете. Покрытосеменные включают гораздо более разнообразный спектр растений, насчитывающий от 250 000 до 400 000 видов. Они населяют все виды суши и водной среды, за исключением самых экстремальных мест обитания. Покрытосеменные могут быть двудольными или однодольными.
Примеры покрытосеменных и голосеменных растений
Примерами покрытосеменных являются однодольные, такие как лилии, орхидеи, агавы (известные нектаром агавы) и травы; и двудольные, такие как розы, горох, подсолнухи, дубы и клены.
Примеры голосеменных растений включают нецветущие вечнозеленые деревья, такие как сосна, ель и пихта.
Яблоня, цветущее, плодоносящее покрытосеменное
Виды голосеменных насчитывают всего несколько тысяч, из которых до нас дошло немногим более 1000 видов. Они обитают в пустынях и полупустынях.
Сосна голосеменная с игольчатыми листьями и шишкой
Анатомические различия
Поскольку голосеменные и покрытосеменные растения являются сосудистыми растениями, в их жизненном цикле преобладают спорофиты.
Образование тканей у покрытосеменных растений превышает количество и сложность, характерные для голосеменных. Покрытосеменные имеют триплоидную сосудистую ткань, плоские листья различной формы и стебли лиственных пород. Из-за бесчисленных разновидностей плодовых и / или цветочных растений они имеют разнообразную окраску и форму листьев, цветов и плодов.
Более подробно об анатомических различиях между покрытосеменными и голосеменными рассказывается в следующем видео:
Размножение
Размножение у покрытосеменных может быть однополым или двуполым. Гаметы разносятся ветром, а также насекомыми и животными-опылителями, привлекаемыми их цветками. Часто внутри цветков есть женские и мужские гаметы, а после оплодотворения семяпочки развиваются в плод.
Гаметы голосеменных встречаются в шишках. Оплодотворение описывается как однократное; пыльцевые зерна опадают и прорастают прямо на семязачатках. Споры пыльцы разносятся только ветром.
Использует
Покрытосеменные служат практически всей растительной пищей, а также большинством кормов для домашнего скота. Зерновые, фрукты, бобовые, пасленовые (включая картофель и помидоры), тыквы и капуста - все это покрытосеменные. Другие покрытосеменные, такие как хлопок и лен, производят бумагу и текстиль. Древесина покрытосеменных растений используется для изготовления паркетных полов.
Для производства пиломатериалов обычно используются голосеменные из группы хвойных деревьев, такие как сосна, ель и пихта. Другие голосеменные растения перерабатываются в другие продукты, такие как мыло, лак и духи.
Голосеменные и покрытосеменные растения — что это за разновидности
В биологии семенные растения делят на пять классов:
- цветковые;
- хвойные;
- цикадовые (саговниковые);
- гнетовые;
- гинкговые.
Первый называют покрытосеменными, а остальные (нецветковые) — голосеменными.
Голосеменные растения — группа растений, у которых отсутствует замкнутое вместилище для семечек. Они открыто лежат на чешуе шишек.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Это древний вид, возраст которого около 350-370 млн. лет, включает только древесные формы. К ним относятся:
- сосна обыкновенная;
- ель голубая;
- лиственница европейская;
- туя западная;
- кедр гималайский;
- пихта бальзамическая;
- гинкго двулопастный и другие.
Класс насчитывает 12 семейств, включает 1080 видов растений.
Покрытосеменные растения — класс растений, который имеет замкнутое вместилище для семяпочки и цветок как орган полового размножения.
Многочисленная группа представлена разнообразными формами: травами, деревьями, кустарниками. Покрытосеменные преобладают на Земле, насчитывают 405 семейств и включают приблизительно 352 тыс. видов.
Сходство и отличительные особенности
Общие признаки обеих групп:
- Размножаются семенами. Остальные растения образуют споры.
- Имеют хорошо развитые вегетативные органы: корень, стебли, листья.
Отличительные особенности голосеменных/покрытосеменных растений:
- Листья: чешуи, хвоя/остальные формы.
- Органы размножения: микро- и макроспорангии/цветок.
- Расположение семян: открытое/закрытое.
- Время формирования зародыша: 1,5-2 года/несколько недель.
- Видоизмененные органы для вегетативного размножения и запасания питательных веществ: нет/корнеплоды, луковицы, клубни.
- Опыление: ветром и самоопыление/животными, ветром, водой и самоопыление.
Механизмы размножения голосеменных и покрытосеменных растений
Половое размножение — основной способ для обеих групп. Он позволяет растениям передавать наследственные признаки и приобретать новые свойства. Новый организм несет в себе свойства обоих родителей, так как образуется в результате слияния женских и мужских половых клеток (гамет). Несмотря на единый механизм, размножение голосеменных и цветковых имеет свои особенности.
Схема, с помощью чего происходит
Основную часть группы голосеменных составляют хвойные деревья, поэтому их размножение рассматривают на примере сосны обыкновенной.
Большинство видов имеют на одном дереве шишки обоих полов: мужские и женские. Первые растут группами у основания веток. Вторые — по одной на концах. Размножения происходит в несколько этапов:
- В пыльце мужских шишек созревает мужской гаметофит со спермиями, в пыльце женских — женский гаметофит с яйцеклетками.
- В конце весны мужские пыльцевые зерна сосны созревают и высыпаются. Ветер разносит пыльцу, и она оседает на женских шишках.
- На чешуях женских шишек находятся семязачатки. Когда пыльца попадает на них, чешуи смыкаются. Происходит опыление.
- На следующий год происходит оплодотворение. В мужской пыльце образуется два спермия, в женской — яйцеклетка. Она сливается с одним спермием — образуется зигота. Второй спермий погибает.
- Зигота развивается в зародыш. Он формируется за счет питательных веществ материнского растения.
- Зародыш вместе с питательными веществами и защитными оболочками образует семя.
- Примерно через год семена созревают. Женские шишки раскрываются. Семена выпадают наружу.
Размножение покрытосеменных происходит в следующей последовательности:
- Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) созревает в пыльце тычинок, женский — в пестике.
- Пыльцевое зерно попадает на пестик и прикрепляется к его рыльцу.
- Оно развивается в пыльцевую трубку, которая прорастает внутрь завязи.
- Мужской гаметофит делится и образует два спермия.
- Один из них сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение и образуется зигота.
- Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Они образуют эндосперм.
- Зигота делится и превращается в зародыш. Эндосперм служит для него источником питательных веществ. Зародыш и эндосперм вместе образуют семя.
- Семя созревает, завязь пестика разрастается и превращается в плод.
Таким образом, в отличие от голосеменных, у цветковых растений оплодотворение сопровождается двумя слияниями, поэтому такой способ называют двойным оплодотворением.
Главный орган размножения покрытосеменных растений
Главный репродуктивный орган покрытосеменных — цветок. Он представляет собой видоизмененный побег, приспособленный для проведения полового процесса. Образование плода с семенами — его итог.
От шишек цветы отличаются тем, что во время опыления пыльца попадает на пестик, а не на семязачаток. Опыление бывает двух видов:
- Самоопыление — пыльца с тычинок попадает на пестик того же цветка.
- Перекрестное опыление — пыльца с тычинок попадает на пестик другого растения.
Несмотря на единую функцию, цветы разнообразны по строению, размерам и окраске. Самый маленький цветок из семейства Рясковых имеет диаметр 1 мм. Самый крупный — у раффлезии Арнольда 91 см, его масса достигает 11 кг.
Цветок состоит из частей:
- Стеблевой: цветоножка, цветоложе.
- Листовой: чашелистики, лепестки.
- Генеративной: тычинки, один или несколько пестиков.
Генеративная часть цветка принимает участие в процессе размножения.
Тычинка — мужской орган. Все тычинки одного цветка называют андроцеем. Они могут отличаться по форме и длине. Количество тычинок зависит от вида. У орхидных — одна, у мимозовых — несколько сотен.
Пестик — женский орган. Состоит из одного или нескольких сросшихся плодолистиков. В его полости находятся семязачатки (семяпочки). Совокупность пестиков называют гинецеем. Этот орган, как и сам цветок, есть только у покрытосеменных, поэтому группу еще называют пестичными.
Как размножаются и расселяются голосеменные растения
У голосеменных для полового процесса тоже приспособлен видоизмененный побег — шишка. Мужские и женские шишки могут располагаться на одном или на разных растениях. В первом случае деревья называются однодомными (ель, сосна), во втором — двудомными (гинкго).
Строение женской шишки на примере сосны:
- ось или стержень;
- кроющие и семенные чешуи;
- семязачатки.
У зрелой женской шишки на месте семязачатков должны появиться семена. Мужская шишка тоже имеет стержень и чешуи, но вместо семязачатков содержит пыльцевые мешочки с пыльцой.
Количество чешуй варьируется от нескольких штук (кипарис крупноплодный, тсуга) до нескольких десятков (пихта, кедр).
После созревания семян у многих видов пихт и елей шишки опадают в течение года. У сосен же созревшие шишки не раскрываются по нескольку лет. 3-4 года происходит развитие шишки настоящего кедра. Сосна Бранкса раскрывает чешуйки через 5-6 лет.
Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
Покрытосеменные растения, как и голосеменные, имеют корень, стебель, листья, но у них есть и орган семейного размножения — цветок, отсюда происходит их второе название — цветковые растения. После завершения цветения образуется плод, в котором находятся семена, содержащие, как правило, запас питательных веществ.
Ещё по теме
Каково значение движения в жизни растений?
Что такое ткань, орган?
Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.
Можно ли в настоящее время встретить в лесах древовидные папоротники? Если да, то где?
Кого называют орнитологом?
В какой среде живет человек?
Каких химических элементов больше всего в клетке?
Какова роль водорослей в природе?
Какие особенности голосеменных растений являются их главным преимуществом в сравнении со мхами, хвощами и папоротниками?
Какова роль почвы в жизни растений?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные : формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные : формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Основные понятия урока : покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность учащихся : лепка из пластилина, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации.
1. Организационный момент.
Для сегодняшнего урока нам нужен цветок. Сейчас послушаете рассказ и музыку, каждый представит цветок и вылепит его из пластилина.
Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух! ( под музыку )
-Молодцы! Все справились с заданием. Положите цветы на край парты, они понадобятся позже.
А я приготовила для вас сразу 5 цветов. Каждый означает деятельность на уроке.
( по ходу урока цветы поочерёдно крепятся на доске).
2. Проверка знаний (первый цветок) о многообразии и особенностях строения голосеменных растений ( ответ ученика у доски и сбор материала одного из 3 заданий.)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они. Слайд 2
- Каквы думаете, почему? ( ответы учащихся ). Трудно ответить на вопрос и мы с вами поработаем в парах.
- Систематизируйте предложенные объекты ( задания на партах- приложение 1 ) (второй цветок)
Детям нужно систематизировать растения на 3 группы.
Две группы:высшие споровые и голосеменные подписаны, а третья группа –нет
- Давайте проверим. Слад 3
- Посмотрите, как мы назовём эту группу растений? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).
- О чем говорит такое название ? (ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)
- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? ( ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения). Слайд 4
-На уроке мы: (ответы: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными) Слайд 5
4. Изучение новой темы.
1. Общая характеристика покрытосеменных растений (третий цветок)
- Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 62, сделайте краткую характеристику данного отдела. ( работа с учебником стр. 62) Слайд 6
- Самая молодая и многочисленная группа (около250 тыс. видов)
- Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
- Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод. Слайд 7
- Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Слайд 8
- Разная продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Слайд 9
- Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. Слайд 10
- Разные листья и корни. Слайд 11-12
- Много культурных растений.
- Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Физкультминутка- сосчитай цветы .
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик , улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
Работа в группах (четвёртый цветок)
1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Слайд 13
Проверка: Слайд 14
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
- Имеют корень, стебель, листья, цветки.
- Разная форма листьев.
- Семена находятся в плоде.
- Разные жизненные формы:деревья, кустарники, травы.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Слайд 15
1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья
2. Образуют семена.
3. Имеют большое значение в природе и жизни человека.
5. Закрепление (пятый цветок)
Почему голосеменные и покрытосеменные называют высшими семенными растениями?
(Ответы: появление в процессе эволюции растений, образующих семена, защищенные оболочкой и снабженные запасом питательных веществ, обеспечило более высокую, чем у споровых, выживаемость зародышей на начальных этапах их роста и развития, когда формируются зачаточные органы: корень, стебель, листья. Кроме того, в этих случаях процесс оплодотворения не зависит от обязательного наличия воды. Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли. )
6. Домашнее задание. Слайд 16.
2. Выполнить на стр.66 задание одно из трёх под >>.
Читайте также: