Подготовка земельного участка к аукциону

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Допускается ли выставлять на торги муниципальный земельный участок (под ИЖС) если на нём расположено самовольное строение (дом). Другими словами, человек построил на муниципальной земле дом без каких либо документов (по факту самострой) и теперь орган местного самоуправления хочет выставить участок под данным домом на торги, законно ли такое?

Ответы на вопрос:

Допускается. Ведь муниципалитет собственник (ст.209 ГК РФ), а самострой можно снести по решению суда (ст.222 ГК РФ)

Теоретически такой аукцион произвести возможно по продаже земельного участка даже с расположенным самовольным строением.

ЗК РФ Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

4. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

Нельзя выставлять на торги.

8. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

ст. 39.11, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

На торги может быть выставлен только свободный земельный участок, на котором нет вообще никаких объектов недвижимости. Это неписанное правило торгов. Хотя на практике это так и делается - по документам ведь нет объекта, ибо он самострой и нигде не оформлен, ст.222 ГК РФ.

Если вам был предоставлен земельный участок под ИЖС и определен срок регистрации объекта недвижимости а вы срок нарушили, то учитывая, что ваш объект подпадает под ст 222 ГК РФ администрация может выставить земельный участок на торги

С 1 марта 2015 года вступила в силу основная часть внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законы, которые внесли существенные изменения в части вопросов предоставления земельных участков и прекращения прав собственности на них.

Согласно федерального закона N 171-ФЗ, пункт 10 ст. 3 Федерального Закона о введении в действие Земельного кодекса, который ранее регламентировал полномочия органов в части распоряжения земельными участками, права на которые не разграничены, утратил силу, введена статья 3.3 указанного закона, согласно которой право распоряжения неразграниченными государственными землями оставлено за органами местного самоуправления, при этом конкретизировано, какой орган и при каких условиях обладает таким правом.

Новым законом определены условия, когда неразграниченными участками не могут распоряжаться органы местного самоуправления, например - участками, расположенными в городах федерального значения, участками, предоставляемыми для размещения дорог федерального значения и некоторыми другими.

Однако новый закон в статье 34 предусмотрел исключения из указанного правила, согласно которым предусмотрено, что если до вступления в силу указанного Закона (01 марта 2015 г.) органом местного самоуправления муниципального района уже было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении неразграниченного земельного участка, который расположен в границах муниципального района, или в случае если размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, то тогда предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял указанное решение, разместил либо опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.

Помимо этого, новым законом на органы власти и местные органы самоуправления возложена обязанность по выставлению на продажу свободных земельных участков на основании письменных заявлений граждан и организаций.

Новый закон предусмотрел, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в собственность поселений, утвердивших правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территории соответствующих поселений (п.1 ст.39.30 ЗК РФ).

Новый закон, внесший поправки в Земельный кодекс, не внося существенных изменений, упорядочил в статье 39.5 Земельного кодекса, ранее предусмотренный предыдущей редакцией Земельного кодекса, перечень оснований предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность бесплатно.

Согласно новой редакции Земельного кодекса, земельные участки для строительства зданий и сооружений могут быть предоставлены на аукционах только на праве аренды (пункт 7 статьи 39.11 Земельного кодекса). Исключение из данного правила предусмотрено статьей 39.18 Земельного кодекса, согласно которой земельный участок для целей строительства на аукционе может быть продан, например, для целей индивидуального жилищного строительства и некоторых иных случаев.

Как и в ранее действовавшей редакции Земельного кодекса новым законом определено, что формирование земельного участка, который предполагается предоставить через аукцион, а также проведение аукциона, могут быть осуществлены как органами государственной и муниципальной власти, так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами.

Новацией в рамках внесенных поправок в Земельный кодекс в части порядка проведения аукционов стала возможность проведения аукциона по предоставлению земельного участка в электронной форме. Кроме того, новой редакцией Земельного кодекса предусмотрена возможность создания реестра недобросовестных участников аукциона, куда будут вносится информация о победителях аукционов по предоставлению земельного участка, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка. Новой редакцией кодекса, в отличие от старой, которая предусматривала возможность заключения договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, а также с единственным принявшим участие в аукционе только для аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, снято такое ограничение.

Новой редакцией кодекса введен ограниченный перечень из 19 оснований для отказа в проведении аукциона. Данные основания можно условно разделить на три группы:

2 Если не осуществлены необходимые процедуры подготовки земельного участка к проведению аукциона, например - границы земельного участка не уточнены в установленном порядке – пп.1 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не проведена государственная регистрация права собственности (за исключением случаев, когда на торги выставляется участок относящийся к неразграниченной государственной собственности) – пп.2 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не установлены параметры разрешенного строительства на земельном участке – пп.3 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не получены технические условия для осуществления строительства на земельном участке – пп.4 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не определен вид разрешенного использования земельного участка или вид разрешенного использования не соответствует целям, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка – пп.5 п.8 ст. 39.11, земельный участок не отнесен ни к одной из категорий – пп.6 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса.

3. В случаях когда участок не может находится в частной собственности или ограничен в обороте, например, если участок зарезервирован или необходим для государственных нужд - пп.12, 14, 15, 19 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота – пп.10, 11 п.8 ст. 39 Земельного кодекса).

Кроме того, в законе, внесшем поправки в Земельный кодекс, определено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, что дает широкие возможности для злоупотреблений в данной сфере.

Как уже было ранее сказано, внесенные поправки в Земельный кодекс, ввели новый принцип предоставления земельных участков, согласно которому земельные участки предоставляются путем проведения торгов за исключением некоторых случаев. Исключения из перечня случаев, при которых участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются исключительно путем проведения торгов при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности стали указаны в п.2 ст.39.3 ЗК РФ, а при аренде - в п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

Законом введено правило, согласно которому изменение вида разрешенного использования участка в договоре аренды, заключенного по итогам аукциона или признания аукциона несостоявшимся не допускается.

Законом о внесении изменений в Земельный кодекс введена статья 39.14 ЗК РФ, которой установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Где прежде всего указано, что для предоставления участка необходимо, чтобы границы участка были уточнены в установленном порядке, для чего предусмотрено, что перед началом процедуры предоставления участка его необходимо образовать. В рамках образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

При этом новой редакцией Земельного кодекса предусмотрено исключение из данного правила, которое состоит в том, что если образование земельного участка происходит из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов, то подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не допускается (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ). Таким образом, заинтересованное лицо для того, чтобы образовать земельный участок, находящийся в границах населенного пункта (или города федерального значения), в случае отсутствия проекта межевания, должно подготовить этот проект за свой счет. Учитывая, что к примеру в Москве, минимальной единицей, в отношении которой может быть подготовлен проект межевания, является квартал, подготовка такого проекта становиться очень накладной для заинтересованного лица.

Если же земельный участок уже образован, он может быть предоставлен на основании заявления о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов через 30 дней после подачи такого заявления на основании решения о предоставлении земельного участка или договора купли-продажи или аренды.

Если законом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, заявитель выбирает сам, при этом предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

В новой редакции Кодекса содержатся исключения, при которых вышеуказанный порядок не подлежит применению:

2. Заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона или единственным принявшим участие в аукционе его участником.

3. Заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

4. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Как и в предыдущей редакции Кодекса, в новой его редакции определено, что исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность или в аренду обладают собственники зданий, сооружений, помещений в здании, сооружении, расположенных на таких земельных участках и лица, обладающие правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления на здание, сооружение, помещение расположенное на таком земельном участке (земельный участок предоставляется только в аренду). Статья 35 Кодекса, регулирующая данные вопросы, не претерпела серьезных изменений за исключением следующего - так в новой редакции статьи определено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, новой редакцией статьи предусмотрена возможность отчуждения объекта недвижимости без земельного участка в случае, когда земельный участок не принадлежит собственнику объекта.

В новой редакции кодекса возможность предоставления земельных участков для строительства при условии предварительного согласования места размещения объекта (акт выбора) отменено.

Новый порядок предоставления участков предусматривает, что предоставление участков будет производится на основании градостроительной документации (генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории). Тут также действует принцип, что продажа участка для строительства не допускается, возможна только аренда либо предоставление участка идет на ином праве. Как ранее было сказано, исключение в данном случае составляет продажа земельных участков на аукционах под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, крестьянское фермерское хозяйство, садоводство, дачное хозяйство (п.2 ст. 39.2, п.7 ст. 39.11, ст. 39.18 ЗК РФ).

Однако и здесь есть ограничение: в законе отдельно оговорено, что если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (п.7 ст.39.11 ЗК РФ).

Новой редакцией Земельного кодекса установлены ограниченные сроки аренды участков, предназначенных под строительство. Так, в целях строительства, реконструкции зданий, сооружений, участки могут быть предоставлены в аренду на срок от 3 до 10 лет, на срок до 49 лет для размещения линейных объектов и на срок до 20 лет для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (для земельного участка в границах населенного пункта). По истечении этого срока арендатор не будет иметь преимущественного права заключения договора на новый срок, а органы местного самоуправления могут предоставлять такие участки на аукционах вместе с долгостроем. Это будет стимулировать к более активному использованию земельных участков.

Новой редакцией Земельного кодекса в статье 34 устанавливается переходный период, в части положений по вопросам предоставления участков для строительства.

Так, до 1 марта 2018 года участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование согласно статьям 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона, касающиеся предоставления участков по акту выбора) без проведения торгов, если предоставление такого участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.

Законом также предусмотрено, что отношения, связанные с реализацией положений, заключенных до дня вступления в силу Закона или после дня вступления в силу Закона, в соответствии с п.2 ст.34 Закона договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона).

Случаи предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов установлены п.2 ст. 39.6 ЗК РФ. В рамках данной статьи некоторому уточнению подверглись положения, касающиеся предоставления участка для завершения строительства или воссоздания утраченного объекта. Так, законом определено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов, либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона, в соответствии с настоящим подпунктом, допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Законом введено правило, согласно которому изменение вида разрешенного использования участка в договоре аренды, заключенного по итогам аукциона или признания аукциона несостоявшимся не допускается.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Согласно новой редакции Кодекса, основания для прекращения права собственности на земельный участок не претерпели изменений и теперь установлены в главе VII.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации: право частной собственности охраняется законом - никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Новым законом определены условия, когда неразграниченными участками не могут распоряжаться органы местного самоуправления, например - участками, расположенными в городах федерального значения, участками, предоставляемыми для размещения дорог федерального значения и некоторыми другими.

Согласно статье 44 Земельного кодекса право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В целом, вступившие в силу с 1 марта 2015 года поправки в Земельный кодекс, внесенные в Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации позволили упорядочить имевшуюся до принятия поправок нормативную базу, более детально урегулировать вопросы предоставления земельных участков; очевидно, что внесенные изменения стали еще одним шагом для дальнейшего совершенствования земельного законодательства.

1. Как я могу выбрать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома?

- выбрать из существующего перечня земельных участков, выставленных на торги и планируемых к продаже на торгах (переход по ссылке)

- выбрать самостоятельно земельный участок, который не обременен правами третьих лиц, на территории городского округа г. Волгоград.
К списку вопросов



2. Как я могу выбрать земельный участок для строительства коммерческого объекта?

- выбрать из существующего перечня земельных участков, выставленных на торги и планируемых к продаже на торгах (переход по ссылке)

- выбрать самостоятельно земельный участок, который не обременен правами третьих лиц, на территории городского округа г. Волгоград
К списку вопросов

- в случае самостоятельного выбора земельного участка необходимо предоставить заявление и документы :

  • В многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
  • Комитет по управлению государственным имуществом осуществляет прием заявителей по адресу: 400066, г.

понедельник, вторник, четверг - с 8.30 до 17.30 час., обеденный перерыв - с 12.00 до 13.00 час.;

среда - с 8.30 до 17.30 час.;

пятница - неприемный день;

суббота, воскресенье - выходные дни.
К списку вопросов

6. Являюсь победителем аукциона (лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе, либо заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо единственным принявшим участие в аукционе участником) на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград, для строительства, могу ли я приобрести арендуемый земельный участок в собственность?

- Приобретение арендаторами земельных участков в собственность без проведения торгов осуществляется в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (далее – объект капитального строительства).

Таким образом, арендатор земельного участка, построивший объект капитального строительства, после ввода в эксплуатацию и оформления права собственности на него, вправе обратиться в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Гиперссылка /14. Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей строительства на торгах/ позволяет загрузить текст Административного регламента с информацией о порядке и сроках предоставления государственной услуги.

В пункте 2.6.1 Административного регламента представлен перечень документов, представляемых заявителем (его уполномоченным представителем) при обращении:

1) заявление о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона на право заключения договора аренды по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту;

2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;

3) копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4) графические материалы (чертеж границ испрашиваемого земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок не состоит на кадастровом учете;

5) копии учредительных документов (в случае если заявителем является юридическое лицо);

6) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);

7) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридических лиц);

8) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке.

Документы, указанные в подпунктах 1 - 4 указанного пункта, являются обязательными для представления заявителем (его уполномоченным представителем) при обращении о предоставлении земельного участка в аренду путем проведения аукциона.

Документы, указанные в подпунктах 5 - 8 указанного пункта, заявитель (его уполномоченный представитель) вправе представить по собственной инициативе.

Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя.

Копии документов, прилагаемые к заявлению, должны быть заверены в установленном законодательством порядке или представлены с предъявлением подлинника.

Во вкладке /Административный регламент / Открыть регламент/ реализована возможность ознакомления с текстом Административного регламента.

С ОБРАЗЦОМ заполнения заявления возможно ознакомиться на информационных стендах Облкомимущества, по адресу: 400066, Волгоградская область, Волгоград, Новороссийская, 15, 4-й этаж напротив кабинета № 408.

Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие передачу прав владения и пользования в отношении государственного и муниципального имущества
Продажа государственного (муниципального) имущества и имущества госкомпаний
Передача прав на единые технологии
Аренда и продажа земельных участков, заключение договора о комплексном развитии территории
Строительство
Охотхозяйственные соглашения
Аренда лесных участков и продажа лесных насаждений
Пользование участками недр
Водопользование
Рыболовство и добыча водных биоресурсов
ЖКХ
Реализация имущества должников
Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные соглашения)
Создание искусственных земельных участков
Размещение рекламных конструкций
Продажа объектов электроэнергетики
Лицензии на оказание услуг связи

Торги
Антимонопольный контроль
Архив торгов
Основная информация
Справочная информация

Аренда и продажа земельных участков, заключение договора о комплексном развитии территории

Читайте также: