Подготовка к обучению грамоте в детском саду н с старжинская
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 19.09.2024
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.
- Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
- Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
- Закреплять навык звукослогового анализа слов.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Совершенствование навыка звукового анализа.
- Развивать графо-моторные навыки.
- Развивать слуховое внимание, память.
- Развивать логическое и творческое мышление.
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
- Закрепить знание гласных и согласных звуков.
- Формировать положительную установку на занятие.
- Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
- Развивать навык работы в группе и индивидуально.
- Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.
Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.
Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
I. Вводная часть
Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)
Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"
Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?
Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий
Засмейся - и в ответ
Он засмеялся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)
Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!
Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?
Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А!
Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!
(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)
Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь . (ручки).
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота . (гол).
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень. ( жарко).
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у . (зверей).
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из . (лейки).
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).
(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Дарит чудеса она
В большом ящике живет.
Всем, кто очень любит строить.
Побывать в ней детям стоит. (конструктор).
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!
Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.
1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)
2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)
3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)
4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)
5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)
6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)
(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"
Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!
III. Заключительная часть
Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
Главное условие успешного обучения грамоте – сформированность фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи). В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
Я пришла к выводу, что использование разнообразных традиционных методов и приемов для успешного формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста уже недостаточно. Необходимо искать новые пути решения данной проблемы с целью достижения более высоких результатов в работе и более высокого уровня речевого развития воспитанников.
"Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета.
Стремление включить игры В. В. Воскобовича в образовательную деятельность детского сада, побудило меня составить систему занятий по обучению грамоте, внедрение которой осуществлялось в течение 2017 – 2019 гг.
Таким образом, мною были сформулированы цель и задачи работы в этом направлении.
Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.
• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность опыта
Данная тема является актуальной, так как использование современных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Как показывает опыт, ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.
Передо мной встала острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию.Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – не всегда работает. От педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка, требованиями программы и финансовыми возможностями.
Использование развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича в педагогическом процессе позволило мне перейти от привычных занятий по обучению грамоте к познавательной игровой деятельности. К развивающим играм разработано методическое сопровождение в виде сказок фиолетового леса.
Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом события, проживает веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героями препятствие и добивается успеха.
Благодаря тому, что развивающие игры В. В. Воскобовича являются для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в правильной организации образовательного процесса, при которой игры В. В. Воскобовича для дошкольников могут широко использоваться на практике для развития фонематического слуха и формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Теоретическая база опыта
В. В. Воскобович в настоящее время живет в Санкт-Петербурге. По специальности Вячеслав Вадимович инженер - физик.
У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорфский детский сад, другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории.
Чуть позже автор организовал фирму по выпуску игр, где воплощает в жизнь множество своих гениальных идей. Он собрал творческий коллектив единомышленников и в его коллекции уже более 60 игр, которые постоянно пополняются, удивляют своим многообразием и многофункциональностью. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции.
Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр.
Новизна опыта
Данный опыт является синтезом уже существующего подхода к использованию технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте старших дошкольников и материалов из личного опыта работы.
Не все игры, предложенные автором, были использованы мною в оригинальном виде. Некоторые игры я скорректировала и адаптировала к конкретным условиям реализации, в частности, к методике, по которой мы работаем (Н. С. Варенцова).
Кроме этого, иногда из технологии я использовала только сюжетную линию и героев, при этом вводила задания, добавленные из личного опыта работы; или только игру, придумывая вместе с детьми другие сказочные сюжеты; или материалы для изготовления игр, предложенные В. В. Воскобовичем. Но, так или иначе, везде прослеживается задумка автора.
Единственный недостаток игр В. В. Воскобовича, а именно их дороговизна, я превратила в достоинство. Изучив подробнее игры, я определила для себя, что часть пособий можно сделать своими руками.
Поэтому отличительная особенность работы в данном направлении – использование игр, сделанных своими руками.
Технология опыта
Работа по теме опыта велась в течение 3 лет.
Первый этап – начальный - 2017 год.
На начальном этапе мною была сформулирована цель и задачи.
Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.
• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Затем для организации занятий по освоению детьми игр В. В. Воскобовичамною была проведена следующая предварительная работа:
• изучила нормативно – правовую базу;
• подобрала методическую литературу;
• разработала перспективный план работы по внедрению игр В. В. Воскобовича в образовательный процесс;
• разработала конспекты занятий;
• создала картотеку развивающих игр В. В. Воскобовича;
• приобрела оригинальные игры;
• изготовила игры своими руками;
Второй этап – основной – 2018 – 2019 год.
Третий этап – заключительный – 2020 год.
Вячеслав Вадимович выделяет 3 блока развивающих игр:
• универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
• предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или обучению грамоте;
• конструктивный блок – различного рода конструкторы.
На занятиях по обучению грамоте я использую игры всех трех блоков. Для меня очень важно заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития.
Работа в системе с играми В. В. Воскобовича, имеющими развивающий характер, позволяет успешно формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте у детей и достичь более высокого уровня развития детского интеллекта.
Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.
В связи с этим, можно выделить следующие отличительные особенности данной технологии:
•Вариативность: игровые задания мы корректируем или придумываем свои.
•Возрастная направленность: от 2 до 10 лет и старше. Одну и ту же игру можно использовать и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает упражнения в одно-два действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей. Лучше всего у детей развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
• Универсальность по отношению к программам. Как показала практика, игры прекрасно вписались в методику Н. С. Варенцовой, по которой мы работаем.
• Творческое начало. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие.
В своей практике я применяю следующие технологии:
• Здоровьесберегающая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз)
• Информационно-коммуникационная технология (компьютер, проектор)
• Технология исследовательской деятельности
• Личностно - ориентированная технология
Продолжительность занятия по обучение грамоте составляет 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Также на втором этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.
При этом задействованы 3 формы организации детей
Для подведения итогов эффективности применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста провожу мониторинг в начале и конце учебного года. Индивидуальное развитие детей выявляется в результате педагогического мониторинга в новом контексте образовательной деятельности Ю. А. Афонькиной.
После итоговой диагностики можно выделить существенные положительные изменения в речевом развитии дошкольников.
Диагностика по уровню речевого развития доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:
1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка.
3. Создает условия для личностного развития.
Таким образом, использование технологии В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному решению задач обучения старших дошкольников по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Данным опытом могут пользоваться воспитатели, специалисты, родители с целью ознакомления с условиями использования технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте.
Внедрение развивающих игр в образовательную деятельность заключается в планировании внутренней системы взаимодействия по всем направлениям: работа с детьми, родителями, воспитателями и специалистами учреждения.
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2009
6. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2010 г.
7. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М. : Просвещение, 2008.
9. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжинской. –Минск: Нар. Асвета, 1992.
10. Электронные ресурсы.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.
Читайте также: