Подготовка к обучению грамоте в детском саду н с старжинская

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся - и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Главное условие успешного обучения грамоте – сформированность фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи). В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

Я пришла к выводу, что использование разнообразных традиционных методов и приемов для успешного формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста уже недостаточно. Необходимо искать новые пути решения данной проблемы с целью достижения более высоких результатов в работе и более высокого уровня речевого развития воспитанников.

"Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета.

Стремление включить игры В. В. Воскобовича в образовательную деятельность детского сада, побудило меня составить систему занятий по обучению грамоте, внедрение которой осуществлялось в течение 2017 – 2019 гг.

Таким образом, мною были сформулированы цель и задачи работы в этом направлении.

Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.

• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность опыта

Данная тема является актуальной, так как использование современных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Как показывает опыт, ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.

Передо мной встала острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию.Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – не всегда работает. От педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка, требованиями программы и финансовыми возможностями.

Использование развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича в педагогическом процессе позволило мне перейти от привычных занятий по обучению грамоте к познавательной игровой деятельности. К развивающим играм разработано методическое сопровождение в виде сказок фиолетового леса.

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом события, проживает веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героями препятствие и добивается успеха.

Благодаря тому, что развивающие игры В. В. Воскобовича являются для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в правильной организации образовательного процесса, при которой игры В. В. Воскобовича для дошкольников могут широко использоваться на практике для развития фонематического слуха и формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Теоретическая база опыта

В. В. Воскобович в настоящее время живет в Санкт-Петербурге. По специальности Вячеслав Вадимович инженер - физик.

У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорфский детский сад, другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории.

Чуть позже автор организовал фирму по выпуску игр, где воплощает в жизнь множество своих гениальных идей. Он собрал творческий коллектив единомышленников и в его коллекции уже более 60 игр, которые постоянно пополняются, удивляют своим многообразием и многофункциональностью. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции.

Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр.

Новизна опыта

Данный опыт является синтезом уже существующего подхода к использованию технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте старших дошкольников и материалов из личного опыта работы.

Не все игры, предложенные автором, были использованы мною в оригинальном виде. Некоторые игры я скорректировала и адаптировала к конкретным условиям реализации, в частности, к методике, по которой мы работаем (Н. С. Варенцова).

Кроме этого, иногда из технологии я использовала только сюжетную линию и героев, при этом вводила задания, добавленные из личного опыта работы; или только игру, придумывая вместе с детьми другие сказочные сюжеты; или материалы для изготовления игр, предложенные В. В. Воскобовичем. Но, так или иначе, везде прослеживается задумка автора.

Единственный недостаток игр В. В. Воскобовича, а именно их дороговизна, я превратила в достоинство. Изучив подробнее игры, я определила для себя, что часть пособий можно сделать своими руками.

Поэтому отличительная особенность работы в данном направлении – использование игр, сделанных своими руками.

Технология опыта

Работа по теме опыта велась в течение 3 лет.

Первый этап – начальный - 2017 год.

На начальном этапе мною была сформулирована цель и задачи.

Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.

• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Затем для организации занятий по освоению детьми игр В. В. Воскобовичамною была проведена следующая предварительная работа:

• изучила нормативно – правовую базу;

• подобрала методическую литературу;

• разработала перспективный план работы по внедрению игр В. В. Воскобовича в образовательный процесс;

• разработала конспекты занятий;

• создала картотеку развивающих игр В. В. Воскобовича;

• приобрела оригинальные игры;

• изготовила игры своими руками;

Второй этап – основной – 2018 – 2019 год.

Третий этап – заключительный – 2020 год.

Вячеслав Вадимович выделяет 3 блока развивающих игр:

• универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;

• предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или обучению грамоте;

• конструктивный блок – различного рода конструкторы.

На занятиях по обучению грамоте я использую игры всех трех блоков. Для меня очень важно заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития.

Работа в системе с играми В. В. Воскобовича, имеющими развивающий характер, позволяет успешно формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте у детей и достичь более высокого уровня развития детского интеллекта.

Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.

В связи с этим, можно выделить следующие отличительные особенности данной технологии:

Вариативность: игровые задания мы корректируем или придумываем свои.

Возрастная направленность: от 2 до 10 лет и старше. Одну и ту же игру можно использовать и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает упражнения в одно-два действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей. Лучше всего у детей развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.

• Универсальность по отношению к программам. Как показала практика, игры прекрасно вписались в методику Н. С. Варенцовой, по которой мы работаем.

• Творческое начало. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие.

В своей практике я применяю следующие технологии:

• Здоровьесберегающая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз)

• Информационно-коммуникационная технология (компьютер, проектор)

• Технология исследовательской деятельности

• Личностно - ориентированная технология

Продолжительность занятия по обучение грамоте составляет 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Также на втором этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

При этом задействованы 3 формы организации детей

Для подведения итогов эффективности применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста провожу мониторинг в начале и конце учебного года. Индивидуальное развитие детей выявляется в результате педагогического мониторинга в новом контексте образовательной деятельности Ю. А. Афонькиной.

После итоговой диагностики можно выделить существенные положительные изменения в речевом развитии дошкольников.

Диагностика по уровню речевого развития доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:

1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка.

3. Создает условия для личностного развития.

Таким образом, использование технологии В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному решению задач обучения старших дошкольников по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Данным опытом могут пользоваться воспитатели, специалисты, родители с целью ознакомления с условиями использования технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте.

Внедрение развивающих игр в образовательную деятельность заключается в планировании внутренней системы взаимодействия по всем направлениям: работа с детьми, родителями, воспитателями и специалистами учреждения.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2009

6. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2010 г.

7. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М. : Просвещение, 2008.

9. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжинской. –Минск: Нар. Асвета, 1992.

10. Электронные ресурсы.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Читайте также: