Подбор школьной мебели и посадка школьника

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Компания Реванш СПБ выпускает качественную школьную мебель по доступной стоимости. В производственном процессе строго соблюдаются гигиенические требования к школьной мебели (качество материалов, особенности конструкции, размеры и цвет) и рассаживанию учащихся. Парты, столы и стулья для школьников изготавливаются в соответствии с нормативами государственных стандартов ГОСТ 11015-71, ГОСТ 11016-71, ГОСТ 5994-72. Требования гигиены охватывают правильную осанку ученика за партой во время урока, освещение класса, цветовое воздействие на зрение.

Расстановка парт в классе

Столы ученические или парты располагаются рядами таким образом, чтобы свет из окон падал с левой стороны. При этом расстояние от доски до первого ряда посадочных мест составляет от 2,4 м до 2, 7 м. Последний ряд отстоит от задней стены прямоугольного помещения на 0, 65 м. Расстояние между рядами столов или парт – 0,7 м.

Размеры мебели и отделка

Мебельные предприятия выпускают пять категорий школьной мебели с соответствующими параметрами размера и цвета. Выбор одной из пяти категорий для оборудования класса зависит от роста школьников.

  • А – рост до 130 см (желтая маркировка);
  • Б – рост 130-144 см (красная маркировка);
  • В – рост 145-159 см (голубая маркировка);
  • Г – рост 160-174 см (зеленая маркировка);
  • Д – рост 175 см и более (белая маркировка).

При отсутствии маркировки для выбора категории используется эмпирическая формула Карташихина. Для расчета буквенные символы заменяют порядковым номером по алфавиту: А=1, Б=2 и т.д.

(Рост школьника (см)-100):15 = порядковый номер буквы категории.

142 см – 100 = 42. 42:15 = 2 (остаток не учитывается). При росте 142 см ученику требуется мебель категории 2 (Б).

Отделка сидений стульев и рабочей поверхности парт (столов) выполняется способом окрашивания или лакировки с сохранением древесной текстуры. В качестве отделочного материала выбирается прозрачный лак или непрозрачное покрытие:

  • желтое;
  • зеленовато-желтое;
  • светло-зеленое;
  • голубое;
  • серовато-голубое;
  • голубовато-зеленое.

Коэффициент отражения составляет 35-50%.

Правильная посадка

Для обеспечения правильной посадки следует тщательно подбирать высоту сидения и крышки стола, соблюдать расстояние между стулом и столом. Во избежание переутомления, мышечных и костных деформаций, нарушений зрения следует выполнять ряд правил:

  • Расстояние между глазами и тетрадью (учебником) на столе – примерно длина предплечья с вытянутыми пальцами.
  • Зазор между туловищем и краем столешницы – 6 см.
  • Глубина сидения – три четверти или две трети длины бедра (во избежание сдавливания подколенных сосудов).
  • Высота сидения – длина голени со стопой + 3 см.

Сидение оборудуется спинкой с двумя перекладинами или сплошной профилированной.

Дистанция сидения

Расстояние между краями сидения и стола по горизонтали должно иметь отрицательное значение (край стола перекрывает край сидения на 4-6 см). Иные положения мебели приводят к увеличению статистической нагрузки и быстрой утомляемости. Объединенные конструкции парта+стул (скамья) изначально сконструированы с учетом этого правила, оборудованы откидной крышкой. Не связанные стулья и столы следует устанавливать правильно относительно друг друга перед посадкой.

Дифференция

Дифференция – расстояние по вертикали между плоскостью сидения и краем парты. Низкая дифференция создает некомфортное состояние, при котором ученик вынужденно горбится и быстро утомляется. Чрезмерно большое расстояние опасно высоким поднятием правого плеча. Длительное сидение в такой позе вызывает деформации позвоночника с правосторонними выпуклостями.

В каталоге мебели компании Реванш СПБ представлены комплекты для школы, изготовленные в соответствии с гигиеническими требованиями и положениями государственных стандартов. Чтобы купить изделия, воспользуйтесь онлайн заказом на сайте или позвоните по телефону 8 (800) 555 02 89.

Проблема выбора школьной мебели сегодня актуальна не только для руководителей образовательных учреждений, но во многом и для родителей. В процессе приобретения школьной мебели необходимо учесть множество разных мелочей, ведь от качества школьных столов и стульев напрямую зависит здоровье наших детей. Поэтому взрослые должны с повышенным вниманием отнестись к качеству приобретаемой мебели. А для этого необходимо знать ее конструктивные особенности, требования, которые предъявляются к данному виду мебели.

Что же Вам нужно знать о школьной мебели? Мы поможем Вам ответить на этот вопрос и сделать правильный выбор при покупке.

Таблица 1. ГОСТы типов, функциональных размеров и требований к учебной мебели

Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

Доски классные. Общие технические требования.

Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.

Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

В данных документах отражены следующие предъявляемые к учебной мебели критерии и требования:

  • педагогические;
  • производственно-экономические;
  • эргономические;
  • санитарно-гигиенические;
  • архитектурно-художественные.

1.Сроки эксплуатации школьной мебели.

Функциональные и качественные характеристики учебной мебели, отвечающей всем перечисленным выше требованиям, должны гарантированно сохраняться в течение длительного срока ее эксплуатации. В зависимости от этого могут быть заранее запланированы сроки обновления мебельного фонда, распределены средства, предназначенные для этого.

Сроки эксплуатации качественных стульев и столов:

Таблица 2. Срок эксплуатации школьной мебели

не менее 10 лет

2. Дифференциация школьной мебели по ростовым группам

Во время занятий в школе организм ученика испытывает постоянную статическую нагрузку из-за вынужденного сохранения рабочей позы в течение длительного времени. В том случае, если мебель имеет неправильное устройство, ее размеры не соответствуют пропорциям тела и росту учащихся, создаются условия, способствующие развитию и прогрессированию близорукости, нарушению осанки.

Следовательно, для правильной комплектации школ мебелью важно наличие необходимых комплектов мебели для учеников в соответствии с их фактическим распределением по ростовым группам. Особенно это важно в начальной школе. Выполнение этого требования может быть обеспечено путем приобретения регулируемой по высоте мебели или мебели, рассчитанной на разные ростовые группы.

Специальными антропометрическими исследованиями было установлено, что средние величины ряда параметров тела, на основании которых нормируются основные размеры ученической мебели, а также их соотношения, существенно не различаются при колебаниях роста детей и подростков в пределах пятнадцати сантиметров. Поэтому для школьников была принята ростовая шкала, интервал которой составляет 15 см.

Таблица 3. Размеры ученических столов и стульев.

Группа роста, см.

Высота заднего края крышки стола над полом, см.

Высота переднего края сидения над полом, см.

Отдельно следует сказать о мебели с регулируемой высотой. Цена такой мебели немного выше обычной, однако в будущем приобретение регулируемых стульев и столов позволит избежать дополнительных затрат, ведь Вам не придется покупать запасную мебель для групп детей разного роста.

3. Эргономические и гигиенические особенности школьной мебели.

К внешнему виду школьной мебели, материалам, используемым при ее изготовлении, а также размерам и соотношению основных частей столов и стульев предъявляется ряд требований.

Размер и соотношение основных частей стола и стула (парты) для ученика определяются на основании данных, полученных в ходе специальных антропометрических исследований. В качестве ведущей величины для определения высоты стула или скамьи принята средняя длина голени со стопой; для расчета глубины сидения используется неполная средняя величина длины бедра школьников.

Глубина сидения в пределах от ⅔ до ¾ длины бедра, а также профиль сидения, соответствующий форме ягодиц и бедра, обеспечивают достаточную площадь опоры, а значит, устойчивую и менее утомительную посадку учащихся. Каждая скамья(стул) обязательно должна иметь профилированную спинку, используемую школьниками в качестве дополнительной опоры. Табуреты и другая мебель без спинки запрещены к использованию в классах.

Обязательным для школьной мебели является правильное соотношение крышки стола и скамьи (стула) со спинкой. Соотношения эти определяются величинами дифференции – дистанции сидения и дистанции спинки.

Дифференция – расстояние между сидением и задним краем стола (по вертикали) – равна разности между высотой сиденья и локтем руки сидящего школьника, опущенной свободно, с прибавлением 5,0 – 6,0 см. При заниженной или завышенной дифференции школьник вынужден поднимать во время письма правое плечо. Это, в свою очередь, приводит к асимметрии тела, искривлению позвоночника, недопустимому увеличению или сокращению расстояния между глазами и книгой (тетрадью).

Дистанция сидения (скамьи) – расстояние между краем крышки стола и краем сидения (по горизонтали) – обязательно должна быть отрицательной (в пределах от 4 до 8 см). Нулевая и особенно положительная дистанция приводит к тому, что школьник вынужден тянуться вперед, чтобы правильно разместить предплечье на столе; такие условия делают неудобной рабочую позу, усугубляя статическую нагрузку и форсируя утомление.

Помимо конструкции, немалую роль играет цвет ученической мебели. Он влияет как на выполнение зрительных функций, так и на работоспособность, возможность эффективно воспринимать информацию в течение долгого времени.

Светлая мебель (отделка с сохранением текстуры) при одинаковой окраске стен и ориентации окон, в одно и то же время дня повышает освещенность в классе на 20% по сравнению с партами (столами), крышка которых окрашена в черный, а основание – в коричневый цвет. Светло-зеленая и светло-коричневая окраска крышки парты (стола) и белое основание увеличивают среднюю освещенность классной доски на 15%, а рабочих мест – на 6,5%.

Окрашивание школьной мебели в белый цвет запрещено, т.к. из-за этого резко повышается яркость, что отрицательно воздействует на зрение школьников.

Обязательна матовая поверхность школьной мебели: блестящая поверхность шкафов, столов и др. оборудования утомляет, оказывая слепящее действие; резко (на 12-18%) снижаются зрительные функции: острота зрения, устойчивость ясного видения, быстрота различения.

4. Материалы, используемые для производства школьной мебели

Знание того, из каких материалов изготовлена школьная мебель, очень важно. В первую очередь материалы должны быть разрешены к использованию органами санитарно-эпидемиологической службы, устойчивы к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также должны обладать низкой (не более 0,46 Вт) теплопроводностью.

Ученические столы и корпусная мебель изготавливаются из ДСП с классом эмиссии E1 (класс эмиссии показывает, какое количество свободного формальдегида содержится в 100 граммах полностью сухой плиты; обозначение Е1 соответствует содержанию до 10 мг). Торцевая часть столов для школьников обрабатывается ПВХ кромкой в целях обеспечения длительной их эксплуатации. Обычная мебельная (бумажная, меламиновая) кромка, применяемая для обработки торца столешниц, как правило, в первые несколько месяцев эксплуатации повреждается.

Для спинки и сиденья стула обязательно наличие физиологических изгибов и углов наклона, величина которых определяется ГОСТом. Обуславливается данное требование не только удобством эксплуатации стула, предназначенного для школьника, но и соображениями безопасности. Отсутствие загиба переднего края сиденья может привести к нарушениям в кровоснабжении ног ребенка, а неправильный наклон и изгиб спинки – негативно повлиять на положение спины. Следовательно, применение плоской фанеры и ДСП для изготовления деталей школьных стульев недопустимо.

Металлический каркас мебели для защиты от коррозии окрашивается порошковыми полимерными красками. Они имеют большую износо- и ударопрочность, чем обычные эмали, и позволяют школьной мебели долгие годы сохранять внешний вид. Хорошо, если сиденье и спинка крепятся к каркасу ученического стула при помощи заклепок. Эта на первый взгляд незначительная деталь станет хорошей заменой разбалтывающимся и откручивающимся гайкам, а значит, избавит многих родителей от необходимости постоянно посещать школу, чтобы отремонтировать школьную мебель.

Следует помнить и о том, что школьная мебель может использоваться ребенком не по прямому назначению (даже среди взрослых это не такое уж редкое явление), что может привести к получению травмы. К примеру, наверняка Вы или Ваш ребенок часто вставали ногами на стул. Однако формально стул не предназначен для этого, а значит, за травму, полученную в результате падения, производитель никакой ответственности не несет.

Следовательно, школьная мебель должна быть прочной. Обеспечивает эту характеристику металлокаркас школьной мебели, изготовленный из стальной трубы, имеющей квадратный и прямоугольный профиль, который гораздо крепче модного круглого профиля.

Помимо гигиенических, одно из главных требований к качественной школьной мебели – травмобезопасность.

Достигается она за счет следующих основных производственных решений, на которые в первую очередь нужно обращать внимание при выборе мебели:

  • углы столешниц у всех типов столов должны быть закруглены;
  • в окантовке столешниц должна применяться противоударная кромка;
  • для каркаса стола должен использоваться круглый профиль труб;
  • столы и шкафы должны иметь механизм регулировки опор по неровности пола;
  • конструкция стола и стула должна отличаться повышенной устойчивостью.

Все элементы конструкции, создающие опасность ушибов, ущемлений, других травм – острые грани и углы, механизмы или зажимы, откидные сидения – в школьной мебели должны быть исключены.

6. Специализированная мебель

Специальные кабинеты, использующиеся для занятий химией, физикой, биологией, лингафонные и компьютерные классы должны быть оснащены специализированной мебелью. Особое внимание здесь следует обратить на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил технической безопасности. Так, для обработки поверхности лабораторных и демонстрационных столов должны быть использованы специальные составы, стойкие к действию агрессивных сред. Мебель для компьютерных классов обязательно должна скрывать системный блок.

7. Сборка и ремонт изделия

Чаще всего учебная мебель поставляется в разобранном виде для удобства транспортировки. Однако именно сборка мебели является одним из важных этапов производственно-технологического цикла. Во многом от качества выполнения этой операции зависит долговечность изделия. Желательно, чтобы сборка изделия производилась специалистами. Ремонт школьной мебели (в случае его необходимости) также должен выполняться специалистами с сохранением всех заложенных предприятием-изготовителем при производстве качеств изделия.

Таким образом, для обеспечения безопасности учащихся, правильного развития и радости обучения, к выбору и покупке школьной мебели следует подойти с максимальной ответственностью и сделать последовательный, обдуманный выбор.

В отличие от домашней или офисной мебели, школьные парты и стулья не могут иметь произвольные характеристики. Их размеры, конструкция, и даже материалы изготовления жестко регламентируются специальными нормативными документами – ГОСТами и СанПиНами. Школьная мебель, при всем своем разнообразии, имеет четкую классификацию. Она может быть регулируемой по высоте (растущей) или нерегулируемой. И в том и в другом случае ее размеры соответствуют так называемым группам роста учащихся.

Сколько размеров предусмотрено для школьной мебели?

Всем родителям известно, что рост ребенка не всегда хорошо коррелирует с его возрастом. Дети одного возраста могут сильно отличаться по росту и комплекции. Поэтому требования к габаритам школьной мебели привязаны не к возрасту, а к ростовым группам – от 0 до 7. Здесь 0 соответствуют малыши, чей рост находится в пределах 85-100 см, а 7– рослые люди от 190 см высотой. Для маркировки такой мебели была введена цветовая система индикации, в которой каждой группе соответствует свой цвет – белый, оранжевый, и так далее до черного.

Еще недавно взрослой считалась 6 группа роста, и в большинстве случаев ей ограничивалась верхняя граница размерной линейки производителей ученической мебели. Но акселерация вносит свои коррективы даже в столь консервативную отрасль производства. И действительно, количество высокорослых учеников в школах стабильно увеличивается на протяжении последних десятилетий.

Кроме высоты, от групп роста зависят и другие параметры мебели. Например, ширина и глубина сиденья, а также высота и ширина спинки. Все эти параметры четко регламентированы существующими ГОСТами.

Школьная мебель размеры фото

Школьная мебель схематичное изображение фото

Регулируемая и нерегулируемая школьная мебель

Как мы уже выяснили, парты и стулья могут иметь фиксированную высоту, соответствующую определенной ростовой группе, или регулироваться. В последнем случае каркас изделия позволяет фиксировать его в нескольких положениях. Как правило, это диапазон трех ростовых групп, например 1-3, 2-4, 3-5, 4-6, 5-7.

Достаточно редко регулировка происходит сразу на большой диапазон ростовки, например 1-6. Ведь, согласно нормативам, помимо высоты меняются и другие параметры, например, ширина сиденья. Изготовить универсальное сиденье для младшего школьника и старшеклассника не получится.

Растущая мебель позволяет использовать одну и ту же модель в течение длительного времени. Дети растут очень быстро. И часто диапазона одной ростовой группы не хватает даже на год. А использовать мебель неподходящих размеров для детей просто опасно. Это чревато в будущем серьезными проблемами с осанкой и опорно-двигательным аппаратом.

Несмотря на то, что изначально растущая мебель предназначалась исключительно для применения в учебных заведениях, сейчас ее достаточно часто приобретают и для домашнего использования. Школьники и раньше проводили большое количество времени дома за уроками и внеклассными занятиями. А сейчас еще и сильно выросла доля дистанционного обучения, что делает использование ученической мебели в квартире еще более актуальным.

Какие типы парт и стульев существуют?

По размерам и количеству сидящих парты делятся на одноместные и двухместные. Как правило, ширина двухместной парты составляет 120 см, ширина одноместного варианта – 60-70 см.

Кроме того, помимо обычных парт, существуют модели с регулируемым углом наклона столешницы. Они рекомендованы для младших школьников. При письме на наклонной поверхности легче сохранять правильное положение тела. Как правило, угол можно фиксировать в нескольких положениях от 0° до 15°, а в некоторых моделях даже до 35°. Чтобы ручки и другие мелкие принадлежности не скатывались с наклонной поверхности, такие столешницы обязательно должны комплектоваться углублениями-желобками или встроенными стаканчиками.

Помимо этого, парты могут комплектоваться полочками или корзинами, куда можно положить учебники и тетради.

Существуют и специальные требования к эргономике мебели. Сиденья должны иметь закругленный передний край, чтобы не пережимать сосуды ног. Все углы спинки и сиденья должны быть притуплены. Сами спинки и сиденья должны иметь углубления. Что касается столешниц, то здесь допускается использование прямоугольных изделий для старшей школы. Но младшие школьники должны сидеть за партами, столешницы которых имеют закругленные углы. Дополнительный плюс – если будут предусмотрены радиусные вырезы со стороны ученика.

Помимо отдельно стоящих парт и стульев есть совмещенные модели, так называемые моноблоки. В этом случае парта и стул изготавливаются на общем цельном каркасе. Минус такой конструкции – что стул нельзя придвинуть ближе к столу.

Учебная мебель фото

Из каких материалов изготавливается школьная мебель?

Все материалы, используемые при производстве парт и стульев, должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам. Сырье должно быть безвредным, нетоксичным, гипоаллергенным. Кроме того, применяются только прочные и долговечные материалы, ведь школьная мебель подвергается повышенным нагрузкам. Как и любая детская мебель, ученические комплекты должны иметь гладкое покрытие без неровностей и дефектов.

Школьная мебель: материал столешниц

Наиболее популярный материал для изготовления столешниц школьной мебели – плиты ЛДСП. Они легкие, достаточно прочные, и имеют низкую стоимость, что немаловажно для бюджетных учреждений. Если ЛДСП соответствует нормативам (класс эмиссии формальдегидов должен быть не хуже Е1), и производитель не сэкономил на качестве и толщине кромки, то такие столешницы могут без проблем прослужить долгие годы. Для бюджетных моделей используется ЛДСП толщиной 16 мм, для более качественных образцов – 22 мм.

Более дорогой, но зато более прочный и хорошо поддающийся обработке материал – плиты МДФ. Однородная структура МДФ позволяет делать закругленные углы, фрезерованную фигурную кромку, а также желобки и выпилы столешницы. Кроме того, покрытие МДФ часто делается не из меламина, а из ПВХ пленки, что делает поверхность более устойчивой к загрязнениям. Толщина столешниц из МДФ, как правило, составляет 16-25 мм.

В современной мебельной промышленности крайне редко используют натуральный массив дерева для производства типовых стандартных изделий. Везде, где можно, его заменяют на ЛДСП. Школьная мебель не исключение. Массив слишком тяжелый, капризный в уходе и дорогой вид сырья. Поэтому для изготовления серийной школьной мебели массив дерева в чистом виде практически не используется.

Школьная мебель: материал сидений и спинок

Достаточно редко для посадочных мест используют ЛДСП. Это неудачный способ удешевить и упростить конструкцию, ведь ЛДСП не позволяет сформировать правильную форму спинки и сиденья, соответствующую нормативам.

У более современных и дорогих моделей посадочные места изготавливаются из прочного пластика. Полимеры хороши своей пластичностью, благодаря чему можно сформировать анатомически верные очертания спинки и сиденья.

Учебные парты и стулья фото

Школьная мебель: материал каркасов

Еще один важный показатель качества – толщина стали, или толщина стенки труб. Бюджетная мебель изготавливается из металла толщиной 1,2 мм (не будем сейчас обсуждать недобросовестных изготовителей, которые используют тонкостенные 1 миллиметровые трубы, не предназначенные для таких целей, пусть это останется на их совести), но еще лучше, если применяются трубы с толщиной стенки 1,5 мм.

Каркасы окрашиваются износостойкой порошковой краской. Все открытые торцы труб в обязательном порядке должны комплектоваться пластиковыми заглушками.

С передней стороны каркаса парт обычно располагается передний щит – царга. Его чаще всего изготавливают из ЛДСП. Реже, у более дорогих моделей применяется перфорированный металл.

Другие виды мебели для школы

Естественно, оснащение учебных заведений не ограничивается партами и ученическими стульями. Каждый класс оборудуется полноценным рабочим местом учителя, а также зонами хранения для наглядных пособий и меловыми или магнитно-маркерными досками.

Кроме того, существуют специальные типы мебели для предметных кабинетов. Например, физики, химии или биологии. Столешницы парт в этом случае покрываются стойким пластиком. А более сложные модели даже имеют встроенные блоки розеток или кран с раковиной. В комплект оборудования для спец кабинетов входят шкафы для хранения реактивов, а также демонстрационные столы для учителей.

Кроме того, каждая школа имеет столовую и кухонный блок, библиотеку, гардероб, административные помещения, спортзал с раздевалками, актовый зал, мастерские и кабинеты ИЗО. Все эти помещения оснащаются специализированной мебелью.

В заключение

Школьная мебель имеет четко регламентированные специальными нормативами размеры и конфигурацию. Производители, конечно, могут изготовить модели, отличающиеся по своим характеристикам от требуемых, но ни одно бюджетное учреждение не имеет права закупить и использовать такую мебель. Зато изделия, соответствующие всем ГОСТам и СанПиНам, позволяют оснастить учебное заведение или квартиру правильно сконструированной, обеспечивающей оптимальное положение тела и эргономичной мебелью.

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф. Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высо­ко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за контор­ками).

Что касается правил рассаживания уча­щихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, неже­ли меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Читайте также: