Подбор ассортимента для озеленения школ и детских садов

Обновлено: 07.07.2024

Какие деревья и кустарники можно высаживать в ДОУ Чтобы ребенок получил правильное экологическое воспитание и первые навыки знаний природоведения, растительный мир в детском саду должен быть разнообразным. Растения могут быть посажены как характерные для данной местности, так и экзотические. Под запретом могут быть следующие виды растений:

• создающие неблагоприятный микроклимат, например производящие пух тополя;

• кустарники с несъедобными, а так же съедобными ягодами;

• ядовитые сорные растения – белладонна, белена, чертополох и другие.

Для очищения воздуха чаще всего сажаются ели. Плодовые деревья сажать не разрешается, так как дети могут подобрать и съесть немытые фрукты, к тому же нужно будет дополнительно очищать территорию от опавших плодов. Для разделения территории можно посадить тую.

Ель на детской площадке необходима для очищения воздуха. Для того чтобы вокруг детского сада был очищенный воздух и хороший микроклимат, территорию нужно засадить различными видами деревьев, кустарников, цветов и других растений. Выбирая растения для посадки, следует ориентироваться на их максимальную пользу и безопасность для детей. Зеленые насаждения должны предусматривать не только экологический, но и эстетический фактор, а также возможную защиту детей от погодных условий, например от сильного ветра. Деревья и кустарники сажают вдоль дорожек и по краям ограждений, небольшими группами. Вдоль заборов предпочтительнее сажать высокорослые виды растений, например деревья. Часто за забором располагается автодорога, деревья же будут поглощать выхлопные газы, тем самым очищая воздух на территории детского сада. Главное, чтобы насаждения не выделяли пух. Рекомендуются к посадке рябина, клен, ясень. Почти круглый год они держат листву и способны очищать воздух. Ближе к центральному входу можно посадить хвойные деревья. Они будут зелеными всегда, и помимо оздоровительного свойства, такие деревья выгодно смотрятся на фоне центрального входа в детское учреждение. Не стоит забывать о главном элементе декора – цветочных клумбах, которые создают радужную обстановку. Их можно разбить вдоль дрожек. Дорожки могут быть из гравия или другого материала Для детских садов подойдут следующие кустарники:

Главное не забывать их вовремя подстригать. Большое значение для эстетического оформления территории дошкольного образовательного учреждения имеет вертикальное озеленение фасадов здания и веранд. Для этого используются различные вьющиеся растения: виноград (дикий и амурский), клематисы, душистый горошек табачок. Вертикальное озеленение, с одной стороны, декоративно и создает привлекательный вид участку, с другой – обеспечивает затенение мест для игр и занятий детей. Интересной и эстетически привлекательной формой озеленения территории участка является газон – площадка земли, засеянная травянистыми растениями, неприхотливыми, устойчивыми к вытаптыванию. Наряду с эстетическим оформлением территории участка газон можно использовать и как площадку для игр и отдыха детей.

Как должны быть высажены деревья?

Продумывая ландшафтный дизайн территории детского сада, располагаем одинаковые виды деревьев по аллеям. Ребята так легче запомнят название и внешний вид саженцев. Вдоль забора лучше всего высаживать высокорослые деревья – клен, колоновидные тополя (которые не дают пуха), ясень, береза. Эти виды хорошо смотрятся в любое время года, и они будут защищать садик от ветров. Для создания тени на участках, можно высадить дубы и акации. У центрального входа в детский сад красиво будут смотреться ели, но сажать их на игровых площадках не рекомендуется, потому что они колючие. Продумывая ландшафтный дизайн в детском саду, можно использовать идею разделения игровых площадок на участки при помощи кустарников. Высаживаем в линию по периметру и зеленая изгородь готова.

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

Для озеленения детских садов и яслей рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников:

- деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

- кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой. Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами. Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации. Он должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка,следует учитывать следующие требования:

- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская, садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль, спирея, форзиция и т. д.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты. При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.

В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.

Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д. ; кустарники: акация (желтая, белая, лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный, боярышник, кизильник блестящий и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Для вертикального озеленения широко используются виноград (дикий, амурский, жимолость (каприфоль, клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция

Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. С южной стороны количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы.

Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад.

Для озеленения детских садов рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников:

деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная;

высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен, вяз кустовой;

высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

Групповые площадки младших (ясельных) групп должны приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе.

Ассортимент деревьев и кустарников:

Название пород Возраст, лет Примечания

Деревья по периметру участка (липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз и др.) 12 — 16 с комом Д = 0,8 м Н = 0,6 м

Деревья лиственные в группах (береза бородавчатая, рябина обыкновенная, каштан конский, черемуха Маака, ива белая, липа, клен, вяз, ясень и др.) 12 — 16 то же, кроме березы

Деревья плодовые (яблоня, груша, слива, вишня) 8 — 11 с комом 1,0 х 1,0 х 0,6

Деревья хвойные (лиственница сибирская, ель колючая, ель обыкновенная) 12 — 16 с комом 1,0 х 1,0 х 0,6

Кустарники для групп (чебушник, спирея дубраволистная, сирень, форзиция, клен гиннала, роза Ругоза, дерн белый и др.) 3 — 5 без комма 4 м

Кустарники для живой изгороди (пузыреплодник, боярышник, смородина альпийская, дерн белый и красный, кизильник блестящий, акация желтая) 3 — 5 то же на 1 пог. м, шт.

Цветники на 1 м

1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарников, которые можно применять при озеленении участков средней полосы России.

2. Колючие кустарники применять только для внешнего ряда периметральной живой изгороди.

На площадках предусмотрено создание различных навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята, не менее 40 % его общей площади.

При проектировании участка учитывается его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определяют виды используемых деревьев, кустарников и цветов Для разнообразия пространственной среды игровых площадок возможно создание микрорельефа из грунта (альпийские горки).

Спортивная и хозяйственная зоны желательно изолировать с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек, основная роль в ее оформлении отводится цветам.

Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м.

Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Благоустройство и озеленение участка в детском саду. Создание эмоционально-благоприятных условий для детей

Благоустройство и озеленение участка в детском саду. Создание эмоционально-благоприятных условий для детей Благоустройство и озеленение участка в детском саду Грибенникова Яна Николаевна группа "Львенок" МБДОУ "Детский сад № 34" Цель: Создание.


Территория школы без озеленения негативно влияет на детей. Находясь весь день в помещении, изучая сложные предметы, учащиеся устают, им необходим отдых, чтобы усвоить полученную информацию, восстановить силы и здоровье. Лучшее место для этого - маленький уголок живой природы, воссозданный на школьном дворе. Для этой цели существует услуга озеленения и благоустройства школьной территории.

Миссия озеленения школы включает в себя формирование окружающей среды, которая будет способствовать отдыху детей, знакомству с окружающим миром в непринужденной форме.

Прогуливаясь по территории школы, ребенок сможет посидеть в жаркое время на скамейке в тени деревьев, понаблюдать за тем, как с каждым днем изменяется рост и цветение растений. Так дети ближе знакомятся с природой. Окружая ребенка вокруг школьного двора деревьями, травами и цветами, мы прививаем ему любовь к природе, закладываем в нем способность бережно и рационально относиться к окружающему миру.

Стоимость работ по озеленению

Подбор ассортимента безопасных растений

Консультация нашего специалиста с составлением ассортиментной ведомости

Посадка растений на территории школы с гарантией 1 год

50% от стоимости растения

Для посадки используются растения из нашего каталога: /catalog/

Посадка цветников из однолетников

В стоимость посадки цветника за м2 входит рассада 50шт., работы по ее посадке. Ассортимент рассады на странице: /uslugi/cvetniki/

Устройство рулонного газона

Дополнительные работы и стоимость доставки газона на странице: /uslugi/gazon/

Выезд специалиста на объект

Выезд специалиста на расстояние до 50км от МКАД для фотофиксации и консультации. При заключении договора на посадку сумма возвращается.

Визуализация видовых точек в 3D

1 ракурс в формате А4

Создание эскиза с предлагаемым вариантом дизайна территории

Посадочный чертеж озеленения

Посадочный чертёж с ассортиментной ведомостью

Какие растения НЕЛЬЗЯ сажать около школы

В школе учатся дети разного возраста, все они любознательны, и некоторым хочется попробовать на вкус плоды или ягоды, растущие на пришкольном участке, а зачастую многие растения, которые не представляют опасности для взрослых, являются опасными для детей. Опасность может заключаться в наличии плодов, шипов и ядовитых соцветий.

Мы должны предупредить своих читателей, какие растения не стоит выбирать для озеленения детских садов, школ и детских площадок. В этом тексте также перечислены растения, которые представляют угрозу для здоровья детей.

В первую очередь опасны различные розы, шиповники, барбарисы, снежноягодники, акации, самшит. Все разновидности тисса ягодного (нечаянное употребление его листьев и семян приводит к остановке сердца), бирючина, рододендроны, разные сорта вереска. Конский каштан с его ядовитыми плодами и цветами тоже не подходит для посадки в детских учреждениях.

Растения не должны содержать в стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ, выделять в воздух большое количество фитонцидов, эфирных масел, вызывающих отравление и аллергических заболеваний у детей.

Рекомендуемые для озеленения растения

Школы обычно расположены в городской черте, где много шума и пыли. Для защиты участка от этих негативных факторов, загазованности, чтобы дети могли играть и быть в безопасности, по периметру высаживают живую изгородь из лиственных и хвойных деревьев и кустарников.

Для озеленения территории школы подбирают растения, которые будут декоративны не только в летнее время, когда в школе каникулы и мало, кто увидит всю красоту цветения растений, но и осенью. В осеннее время, когда начинается новый учебный сезон, дети собираются на школьную линейку у парадной зоны. Для создания декоративности таких мест используют те растения, которые осенью особенно красивы своим цветением, различным оттенком листвы и плодов. Это цветущая спирея, гортензия, клен гиннала с пурпурной листвой, лапчатка, стриженые бордюры из кизильника блестящего.

Но для посадки лучше выбирать кустарники, у которых цветы расположены высоко и практически недоступны для маленьких детей, например, сирень, чубушник, калина бульденеж.

Для озеленения школы рекомендуется следующий ассортимент деревьев : липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, лиственница сибирская, туя западная.

При озеленении территорий любых детских учреждений рекомендуется обязательно высаживать хвойные деревья и кустарники с мягкой хвоей, (пихты, туи, сосна Ватерери, сосна Веймутова), так как они безопасны и очень декоративны особенно зимой, когда многие растения остаются без листвы.

Хорошо украшают школьную территорию с весны до самых морозов цветники и клумбы, их разбивают у парадных зон, вдоль дорожек, на газоне, высаживают в подвесных кашпо, каменных вазонах. Для цветников подбирают неприхотливые многолетние и однолетние цветы, например, виола, бархатцы, петунии, хосты, георгины, бегонии. Дети учатся ухаживать за цветами, наблюдают за их ростом и развитием.

Почему Зеленый Ультиматум?

Стоит отметить, что в каждом случае озеленение школы - процесс, имеющий свои индивидуальные особенности и нюансы. Именно поэтому лучше всего доверить все работы опытным специалистам.

Преимущество обращения в нашу компанию - грамотный подход. Кроме того, мы практикуем лояльную ценовую политику и предлагаем адекватные расценки на наши услуги. Проводим все работы с соблюдением мер безопасности. Мы используем только качественные растения и сажаем их под гарантию. Большой опыт работы специалистов является гарантией безопасности и качества. Короткие сроки выполнения.

Обратившись к нам, вы можете быть уверены, что все работы выполняем с минимальными временными затратами. Связаться с нами вы можете любым удобным способом: по телефонам, указанным в контактах, осуществить заказ он-лайн, заполнив специальную форму.

Школьный сад – простое решение озеленения территории - фото

- В зависимости от школы и от ее потребностей, вернее ее учеников, учителей и родителей, зависит функция сада.

Где-то нужно место для прогулок, где-то для отдыха, где-то нет площадок для активного отдыха (здесь я не имею ввиду стандартный набор малых архитектурных форм, а нечто иное, что будет будоражить фантазию учеников и развивать мышление), кто-то хочет иметь огород, как с практической точки зрения, так и как часть образовательного процесса, кому-то нужно место для проведения уроков на открытом воздухе, кто-то из учителей вышел за рамки школы и в своей деятельности хочет быть не только теоретиком, но и практиком, и в этом случае сад может этому способствовать.

Перечислять функции и задачи можно долго, все зависит от запроса, потребностей и, конечно, возможностей. И при этом нет одинаковых школ, то есть невозможно создать один проект и его растиражировать так, чтоб он работал на разных людей.

Анастасия Сорокина

По моему опыту мне довольно часто попадаются сады, не только школьные, но и детсадовские, где учителя/воспитатели хотят привить детям любовь к природе, к своему труду, да и вообще показать банально откуда берется клубника и как растет огурец или лук (условно), что если сорвать цветок, то в этом году его можно уже не увидеть.

- Вспомним советские времена и сравним с тем, что сейчас, - что изменилось в школьном саду.

- Времена изменились, потребности изменились, темп жизни настолько быстрый, школьники настолько загружены, не только уроками, но и информационным потоком, что даже иной раз и на улицу не выходят, не говоря уже о том, чтобы что-то там разглядеть или сделать.

У меня есть в памяти образ советского школьного сада, но думаю, что скорее он был утилитарный, заполненный плодовыми насаждениями, сиренью и повсеместно используемыми многолетними растениями. И кстати, это очень интересная тема для опроса и, опять же, для анализа. А каким помнят школьные сады наши родители, бабушки и дедушки?

- Расскажите о Вашем опыте работы со школами по озеленению. Как часто обращаются, в чем главные проблемы, как их можно решать.

Обращаются, к сожалению, редко или после первого разговора, когда описываю перечень необходимой информации и документации, пропадают.

И в этой школе, к моему огромному сожалению, нет осознания того, что надо что-то менять, их и так все устраивает, либо изначально руководство в этом не заинтересовано. И это самый худший, на мой взгляд, объект, где никто ничего не хочет.

А вот другой пример, когда у школы есть желание поменять то, что уже приелось, некрасиво и существующие растения уже не выглядят презентабельно, болеют и т.д. И в таком случае, когда уже есть какие-то насаждения проект с нуля не нужен, а нужна реконструкция.

- Самые лучшие растения для школьного сада - это?

Но если говорить обобщенно, то это НЕ колючие растения, НЕ ядовитые, БЕЗ ягод или со съедобными, НЕ лекарственные растения.

К примеру, был у меня объект, территория детского сада, где была высажена изгородь из кизильника блестящего. Да, он практически универсален и очень часто используется в городе, да и вообще в озеленении. Но воспитатели жаловались, что дети едят ягоды! За всеми не уследишь, поэтому я бы не рекомендовала его к посадке в детских учреждениях.

- Примерная схема разбивки участка (на словах) – какие растения, где разместить.

- Во-первых, мы закрываем периметр. Нет, не для того, чтобы спрятаться, а чтобы уменьшить уровень шума, пыли и создать фон для посадок переднего плана.

Причем, в зависимости от выбранной стилистики, это не обязательно должна быть ровная монопосадка растений одного вида. Это могут быть крупномерные деревья, плавно переходящие в высокие кустарники. То есть, чтобы получилась некая волна. Это могут быть липы, ели, сосны, облепиха (оговорка: она колючая, но для фона, к которому нет доступа у детей, подойдет), лещина, клены, рябины, ивы, березы…Если обобщенно, то деревья нашей полосы, то, что растет повсеместно. НО. Обязательно нужно учитывать световой режим, состав и вид почв, а также водный режим.

К примеру, если посадить клен в низину, где постоянно скапливается вода, то корневая система у него может сгнить или же он будет постоянно болеть или повреждаться вредителями. Другой пример: оживленная трасса, где постоянно пыль и выхлопы, а вы сажаете сосну, которая от оседающей пыли просто погибнет.

Для среднего яруса, перед деревьями можно посадить высокие кустарники (до 3-5 м): пузыреплодник калинолистный, дерен сибирский и отпрысковый, ирга, декоративные яблони кустовой формы, сирени.

В нижний ярус (до 2 м высотой) подойдут рябинник, спиреи, гортензии, смородина, форзиция.

На переднем плане могут располагаться цветники или просто группы из многолетних растений.

Хочу заметить, что это не обязательно должно быть 4-5 ярусов, их может быть и 2, а можно и смиксовать. Где-то плотный массив из 3-4 ярусов, а затем он уходит в один, например, средний ярус. Вариаций много!

Для создания более комфортной среды и построения композиции (если позволяет пространство) можно размещать группы из растений у дорожно-тропиночной сети, на пути следования (эффект прохождения через заросли), делать акцентную композицию на газоне ( не 1 куст, а композиция или группа), посадить солитер (эффектный, яркий, декоративный или с ярко выраженной структурой ветвей кустарник или дерево) на повороте дорожки.

В парадной зоне, зоне входа и массового скопления людей, как правило, размещают цветники или миксбордеры (цветник с использованием древесных растений), подобрав растения так, чтобы они были максимально декоративны в период интенсивного использования указанной зоны.

И опять же…они не обязательно должны там быть, это не панацея.

- Ландшафтные хитрости – истории из жизни.

- В первую очередь, если речь идет о проектной работе, то работать с тем, что есть!

Очень часто мне встречаются примеры, когда клиенты, покупая лесной участок, изначально теневой, хотят там лужайку и газон, или узкие длинные участки, и хотят их увеличить, расширить.

На лесных участках хозяева часто не замечает того покрова, который там уже есть, он сформирован природой. Так вот первая хитрость заключается в том, чтоб его рассмотреть, использовать, а может даже и приумножить. И никакого газона в лесу. Только на открытых пространствах!

Третья хитрость! У меня есть некоторые объекты, владельцы которых не готовы в виду ограниченного бюджета закупать большое количество многолетних растений-наполнителей. И иногда можно использовать те растения, которые уже есть на участке, как сорняки. Но, если мы объединим их в группу, в лужайку, то получим необходимый эффект.

- С точки зрения ухода – каким должен быть школьный сад и какие работы могут выполнять сами ребята, а когда надо приглашать специалиста.

- В школьном саду не должно быть точечных посадок на газоне, чтобы не тратить время на обкос каждого экземпляра.

Самый подходящий вариант - это плотная посадка и компоновка растений в массивы или группы, чтобы там вообще не нужно было косить. Уплотненная посадка конечно увеличивает количество посадочного материала на момент закладки сада, но нужна для более быстрого разрастания и закрытия поверхности почвы. Таким образом мы минимизируем количество сорняков в посадках и соответственно избавляемся от прополки.

Примыкания к дорожкам, площадкам, малым архитектурным формам должны быть сделаны так, чтобы покос осуществлялся одним проходом газонокосилки и не требовал дополнительной, ручной, обработки. То есть эти примыкания могут иметь бордюр вровень с газоном или борт, оформлены уголком или аналогами, соответствующими стилистике.

Это, пожалуй, основные и важные моменты, которые часто отсутствуют на школьных территориях.

Рассмотрю 2 варианта участия детей в уходе за садом, если:

1) Дети умеют пользоваться инструментом, на практических занятиях их обучают правильной обрезке, показывают различия между декоративными и сорными растениями и т.д.

В этом случае они могут без привлечения специалиста обрезать деревья, кустарники, пропалывать цветники при необходимости, обрезать многолетние растения на зиму или весной.

2) Дети редко или разово (например, на субботник) выходят в сад и им дают только локальную работу.

По факту это получается только сгребание листвы или вычесывание газона. Без навыков и знаний дети могут в весенний или осенний период провести тотальную обрезку многолетних растений (отмершей части).

школьный сад

Все остальные работы должны выполняться специалистом.

Специалист при любых вариантах нужен для обрезки крупномерных деревьев, для формирования правильной кроны лиственных деревьев, анализа состояния насаждений, формирующей (в первые годы после посадки, если материал не сформирован в питомнике) обрезке кустарников в живой изгороди или в блоках.

Мне видится идеальным сотрудничество специалистов ландшафтной отрасли со школой в виде проведения уроков для учеников, где можно обучать и рассказывать как о самой профессии, так и о правильном уходе за существующим садом, посадке растений и т.д.

Буквально недавно у меня был опыт проведения урока в рамках профориентации с учениками 8 класса. Ребята слушали весь урок внимательно и даже по его окончании задали несколько вопросов. Это была в основном теоретическая часть, которую обязательно нужно закреплять на практике!

- Какой инвентарь нужен для школьного сада (удобрения).

На данный момент это тема достаточно спорная и мнений по этому поводу много. Потому что некоторый опад не всегда здоровый, а если говорить о городе, то еще и с содержанием вредных веществ, пыли и т.д. Но в школьных садах ситуация, как правило, получше, чем у оживленных трасс.

Недавно я ходила на субботник в школу к детям. Так как меня там уже знают, то моим инструментом стал секатор. Что я могу сказать… Это не инструмент для работы, он затуплен, срезы рвет, и работа с ним занимает в разы больше времени.

Я считаю, что в школах должен быть качественный инструмент: секаторы, грабли, метлы, сучкорезы, садовые пилы, садовые ножницы (при необходимости).

Помимо того, что через сады мы прививаем у детей любовь к природе и прекрасному, мы можем научить их и обращаться правильно с инструментом в школе. Я думаю, это важно! Когда ребенок дорожит не только своим имуществом, расположенным в пределах его дома, но и казенным.

И здесь хочу добавить, как аргумент, экономическую составляющую. Какие затраты несет школа при покупке некачественного инструмента и как часто должна его покупать по сравнению с качественным, который служит дольше?

Из опыта…секатор из сетевого супермаркета (в пределах 100 рублей) при работе в коттеджном поселке, при больших объемах, сломался за 1 рабочий день. Профессиональный секатор, да он в 30 раз дороже, служит мне уже 3-й год!

- Есть ли программы по школьным садам и конкурсы?

- Насколько мне известно есть!

Однажды я даже была членом жюри по оценке цветников, сделанных детьми из однолетних растений. Лицей имени Веры Волошиной в Наро-Фоминском районе, территорией которого я занимаюсь уже около двух лет, ежегодно отправляет свои работы, проекты, связанные с пришкольной территорией, на конкурсы.

Также есть сейчас фонды, которые помогают школам в реализации их проектов. Но главным условием участия в любых конкурсах и программах конечно на первом месте стоит желание школы изменить свой уклад и свою территорию к лучшему!

(Автор текста и фото: Анастасия Сорокина, профессиональный ландшафтный дизайнер).

Читайте также: