Почему снизился урожай клевера в рассказе сова бианки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

-выставка книг В.Бианки;

-карточки с деформированным планом;

Организационный момент.

-Создание психологической обстановки.

Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро придумано где-то.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

2. Речевая разминка.

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее.
Читаем быстро.

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.

- О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

Беседа

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

Словарная работа

Объясни значение слова медвежатник.

Медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя.

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло- спать летит в дупло.

5. Работа по теме урока:

- Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.


Беседа

- Ребята, что вы знаете о сове?
( Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.)
- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)
- Что помогает им охотиться?
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.
- Какую пользу приносят совы?

(Они ловят на полях мышей)

.Приметы о сове.

Если много сов – урожай будет хороший.

Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

Филин кричит на оттепель.

Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

Сова кричит – на холод.

6. Подготовка к восприятию нового материала.

6.1. Чтение слов (запись на доске):

хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

стар – старик – стариковом.

6.2. Какие слова вам не понятны?

Как можно заменить слова и выражения?

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

добавлять молоко в чай.

питательное питьё для скота.

7. Первичное знакомство с текстом.

7.1. Чтение текста учителем.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

- Назовите главных героев.

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.

7.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

- Какие вы уже читали?

Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

9. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.




- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?


- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Что произошло с клевером на лугу?


- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)

Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят.
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

11. Работа на пословицей

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах.


13. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

14.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану.


Взаимопроверка.

15. Подведение итогов.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

- А как вы, дети, можете помочь природе?

16. Оценка за работу на уроке.

17. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

Чтение по ролям.

Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

П о горизонтали:

1. На какое дерево забралась сова, обидевшись на старика?

3. Как мышка обращается к другой мышке?

5. От какой травы у коровы молоко прибавилось?

По вертикали

1. Как сова называет старика в начале рассказа?

4. Какое чувство загнало мышей в норы.

«Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014.

Кутявина С. В.Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.


-75%

Читайте также: