Почему появление покрытосеменных способствовало расцвету насекомых

Обновлено: 08.07.2024

1) двойное оплодотворение, обеспечение зародыша запасами питательных веществ и защита его околоплодником обеспечили цветковым растениям биологический прогресс: покрытосеменные широко распространились и приспособились к сезонным изменениям климата;
2) увеличилось количество и разнообразие растительной пищи, что способствовало расцвету насекомых;
3) насекомые, в свою очередь, способствовали перекрёстному опылению цветковых растений и их расселению.

солнечьная, термальная(геотермальная), энергия приливов(отливов), биотоплево. примеры не могу сори.

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Почему появление покрытосеменных растений способствовало расцвету насекомых?

    Ответы на вопрос

    1) двойное оплодотворение, обеспечение зародыша запасами питательных веществ и защита его околоплодником обеспечили цветковым растениям биологический прогресс: покрытосеменные широко распространились и приспособились к сезонным изменениям климата;
    2) увеличилось количество и разнообразие растительной пищи, что способствовало расцвету насекомых;
    3) насекомые, в свою очередь, способствовали перекрёстному опылению цветковых растений и их расселению.

    Тесты составлены к учебнику "Общая биология. Базовый уровень" 10 класс под редакцией Пономарёвой И. Н. Издательский центр Вентана-Граф. Тесты имеют структуру ЕГЭ, но имеются и тесты по типу неоконченных предложений.

    ВложениеРазмер
    строение и свойства биогеоценозов 18.56 КБ
    тест эволюция организмов (эры) 16.82 КБ
    типы связей в биогеоценозе 12.86 КБ
    тест популяции 13.86 КБ
    тест биосфера 20.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Часть 1. Дайте определения следующим понятиям.

    1. Трофические связи - ____________________.
    2. Жизненные формы - _____________________.
    3. Экологическая ниша - ____________________.
    4. Первичная продукция -___________________.
    5. Биогеоценоз - ___________________________.
    6. Биотоп - ________________________________.

    Часть 2. Выберите один правильный ответ.

    1. Основным процессом, организующим биогеоценоз, является …
    1. Разнообразие популяций и видов;
    2. Изменение численности популяций;
    3. Круговорот веществ и поток энергии;
    4. Создание биомассы;
    1. Меру числа популяций видов, которые могут использовать данный комплекс условий на определённой территории без её нарушения обуславливает:

    а. абиотический фактор

    б. жизненные формы

    1. Определите правильно составленную пищевую цепь
    1. Ястреб  дрозд  гусеница  крапива
    2. Крапива  дрозд  гусеница  ястреб
    3. Гусеница  крапива  дрозд  ястреб
    4. Крапива  гусеница  дрозд  ястреб

    Часть 3. Установите соответствие.

    1. Выпишите из нижеприведённого перечня обитателей лесного биогеоценоза номера организмов, относящихся к уровням: первому трофическому – А, второму трофическому – Б и третьему трофическому – В.

    1.Сосна. 2. Бересклет. 3. Волк. 4. Сова. 5. Черника. 6. Дятел. 7. Блоха. 8. Бактерия. 9. Лесная мышь. 10. Осока. 11. Лось. 12. Гусеница дубового шелкопряда. 13. Папоротник. 14. Дождевой червь. 15. Дневная хищная птица.

    Часть 4. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

    1. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем.

    Часть 1. Дайте определения следующим понятиям.

    1. Трофические цепи - ___________________.
    2. Ёмкость биотопа - ____________________.
    3. Трофический уровень - ________________.
    4. Вторичная продукция - ________________.
    5. Экосистема - _________________________.
    6. Биоценоз - ___________________________.

    Часть 2. Выберите один правильный ответ.

    1. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем берёзовая роща, так как в смешанном лесу
    1. Более плодородная почва;
    2. Больше видов;
    3. Более длинные и разветвлённые цепи питания;
    4. Есть продуценты, консументы и редуценты;
    5. Незамкнутый круговорот веществ;
    6. Более разнообразные связи между видами;

    Часть 4. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

    1. Какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование?

    Предварительный просмотр:

    1. 4 млрд. лет назад в состав атмосферы не входил:
    1. азот; в водород;
    2. аммиак; г кислород;
    1. По продолжительности архей занимал… млн.лет
    1. 1500; в 500;
    2. 1000; г 2000;
    1. Птицы появились в эру…
    1. Мезозой; в Архей;
    2. Кайнозой; г Палеозой;
    1. Примитивные хордовые появились в эру
    1. Архей; в Мезозой;
    2. Палеозой; г Протерозой;
    1. Земноводные появились в эру –
    1. Палеозой; в Мезозой;
    2. Архей; г Кайнозой;
    1. Цианобактерии господствовали на планете в эре…
    1. Кайнозой; в Протерозой;
    2. Катархей; г Архей;
    1. Мейоз появился на планете в эру…
    1. Кайнозой; в Протерозой;
    2. Катархей; г Архей;
    1. 65 млн.лет назад:
    1. Появились мохообразные;
    2. Закончился Протерозой;
    3. Начался Кайнозой;
    4. Сформировался озоновый экран;
    1. Растения вышли на сушу в эру …
    1. Кайнозой; в Архей;
    2. Палеозой; г Протерозой;
    1. Найдите соответствие
    1. Палеозой
    1. Появление риниофитов
    2. Расцвет водорослей
    3. Возникновение всех типов беспозвоночных животных
    4. Выход на сушу животных
    5. Появление дифференцированных тканей
    1. 4 млрд. лет назад в состав атмосферы не входил:

    А азот; в водород;

    Б аммиак; г кислород;

    А Мезозой; в Архей;

    Б Кайнозой; г Палеозой;

    А Архей; в Мезозой;

    Б Палеозой; г Протерозой;

    А Палеозой; в Мезозой;

    Б Архей; г Кайнозой;

    1. Цианобактерии господствовали на планете в эре…

    А Кайнозой; в Протерозой;

    Б Катархей; г Архей;

    А Кайнозой; в Протерозой;

    Б Катархей; г Архей;

    А Появились мохообразные;

    Б Закончился Протерозой;

    В Начался Кайнозой;

    Г Сформировался озоновый экран;

    А Кайнозой; в Архей;

    Б Палеозой; г Протерозой;

    1. Палеозой
    1. Появление риниофитов
    2. Расцвет водорослей
    3. Возникновение всех типов беспозвоночых
    4. Выход на сушу животных
    5. Появление дифференцированных тканей
    1. Объясните, почему появление покрытосеменных растений способствовало расцвету насекомых?

    11 Объясните, почему появление покрытосеменных растений способствовало расцвету насекомых?

    Предварительный просмотр:

    Тест. Биогеоценоз (I).

    1. Отношения, при которых присутствие одного вида исключает пребывание другого…
    2. Недоеденные остатки пищи, выброшенные отходы одного вида служат пищей второму виду…
    3. Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них…
    4. Взаимотношения, при которых увеличение численности одного вида влечёт за собой увеличение численности другого вида…
    5. Взаимоотношения между видами со сходными потребностями в средствах существования…
    6. Взаимоотношения между видами, при которых одни поедают других…
    7. Тесное полезное сожительство определённых видов…
    8. Отношения, при которых присутствие одного вида исключает присутствие другого…
    9. Взаимоотношения песца с белым медведем это пример взаимоотношений…
    10. Рыба – горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска…
    11. Борщевик и луговые травы…
    12. Ель и берёза это пример взаимоотношений…

    Тест. Биогеоценоз (I).

    1. Отношения, при которых присутствие одного вида исключает пребывание другого…
    2. Недоеденные остатки пищи, выброшенные отходы одного вида служат пищей второму виду…
    3. Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них…
    4. Взаимотношения, при которых увеличение численности одного вида влечёт за собой увеличение численности другого вида…
    5. Взаимоотношения между видами со сходными потребностями в средствах существования…
    6. Взаимоотношения между видами, при которых одни поедают других…
    7. Тесное полезное сожительство определённых видов…
    8. Отношения, при которых присутствие одного вида исключает присутствие другого…
    9. Взаимоотношения песца с белым медведем это пример взаимоотношений…
    10. Рыба – горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска…
    11. Борщевик и луговые травы…
    12. Ель и берёза это пример взаимоотношений…

    Предварительный просмотр:

    1. Стабильность численного состава популяции определяется

    А) соотношением рождаемости и смертности

    Б) разнообразием составляющих её организмов

    В) преобладанием молодых особей

    Г) преобладанием особей женского пола

    2. Особи объединяются в одну популяцию на основе

    А) конвергенции Б) общности питания В) их роли в биогеоценозе Г) свободного скрещивания

    3. Мутации накапливаются в популяции, так как

    А) значительная часть их носит рецессивный характер

    Б) численность особей с полезными мутациями колеблется

    В) многие из них являются доминантными

    Г) многие мутации не передаются по наследству

    4. Причина прироста численности природной популяции- это

    А) превышение рождаемости над смертностью

    Б) колебание численности популяций

    В) сохранение среднего числа особей на единицу площади

    Г) количество особей, вселённых человеком на её территорию

    5. Популяция- основная структурная единица

    А) рода Б) вида В) типа Г) класса

    6.Случайное изменение частот генов в небольших популяциях называют

    А) саморегуляцией Б) круговоротом веществ В) дрейфом генов Г) независимым распределением генов

    7. Увеличение численности популяций зайцев приводит к

    А) уменьшению численности рыси Б) распространению среди них заболеваний

    В) уменьшению численности лисиц Г) возрастанию численности белок

    8. Резкое возрастание численности особей в популяции, при которой возникает недостаток ресурсов, приводит к

    А) обострению борьбы за существование Б) появлению мутаций

    В) возникновению модификаций Г) появлению комбинативной изменчивости

    9. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

    А)мутационная изменчивость Б) географическая изоляция

    В) борьба за существование Г) искусственный отбор

    10. Генофонд популяции – это совокупность всех составляющих

    А) особей Б) модификаций В) генов Г) фенотипов

    11. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора-

    А) организм Б) популяция В) вид Г) биогеоценоз

    12. Если в популяции преобладают молодые половозрелые особи, то её численность

    А) изменяется случайным образом Б) остаётся постоянной В) сокращается Г) возрастает

    13. В популяции возникают мутации, происходит борьба за существование, действует естественный отбор, поэтому популяцию считают

    А) структурной единицей вида Б) единицей эволюции

    В) результатом эволюции Г) структурной единицей биогеоценоза

    1. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса

    А) борьба за существование

    Б) размножение особи с полезными изменениями

    В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

    Г) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

    Д) формирование приспособленности к среде обитания (ВАГБД)

    2. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности

    А) белок Б) лисиц В) ласок Г) дроздов Д) паразитов Е) кротов

    1.Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяции?

    2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

    1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.

    2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура.

    3. Популяция является структурной единицей генофонда.

    4. Популяция – это элементарная единица эволюции.

    5. Личинки насекомых, живущие в пресном водоёме , представляют собой популяцию.

    3. Какие биотические факторы среды сдерживают рост численности популяций животных в природе? Укажите не менее трёх факторов.

    Предварительный просмотр:

    1. Главная особенность биосферы:
    1. Наличие в ней живых организмов
    2. Наличие в ней неживых компонентов, переработанных живыми организмами
    3. Круговорот веществ, управляемый живыми организмами
    4. Связывание солнечной энергии живыми организмами
    1. Залежи нефти, каменного угля, торфа образовались в процессе круговорота:
    1. кислорода
    1. углерода
    1. азота
    1. водорода
    1. Найдите неверное утверждение. Невосполнимые природные ресурсы, образовавшиеся в процессе круговорота углерода в биосфере:
    1. Нефть
    1. Горючий газ
    1. Каменный уголь
    1. Торф и древесина
    1. Бактерии, расщепляющие мочевину до ионов аммония и углекислого газа, принимают участие в круговороте
    1. Кислорода и водорода
    1. Азота и углерода
    1. Фосфора и серы
    1. Кислорода и углерода
    1. В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как
    1. Расселение видов
    1. Мутации
    1. Фотосинтез и дыхание
    1. Естественный отбор
    1. Клубеньковые бактерии включают в круговорот
    1. фосфор
    1. азот
    1. углерод
    1. кислород
    1. Солнечная энергия улавливается
    1. продуцентами
    1. консументами I порядка
    1. редуцентами
    1. консументами II порядка
    1. Усилению парникового эффекта в наибольшей степени способствует:
    1. Углекислый газ
    1. Пропан
    1. Двуокись азота
    1. озон
    1. Наибольшее количество видов находится в экосистемах:
    1. Вечнозелёных лесов умеренного пояса
    2. Влажных тропических лесов
    3. Листопадных лесов умеренного пояса
    4. Тайги
    1. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является
    1. Прямое истребление
    2. Химическое загрязнение среды
    3. Физическое загрязнение среды
    4. Разрушение мест обитания
    1. Выберите верные утверждения:
    1. Ноосфера – это название биосферы в её новом состоянии.
    2. Первыми на сушу вышли грибы, затем растения и животные.
    3. К биогенному веществу биосферы относят: янтарь, почву, битум, нефть, каменный уголь.
    4. Первоначально Николай Иванович Вавилов выделял 7 геологических типов веществ.
    5. Ведущей силой планетарного развития является живое вещество.
    6. При проявлении закона совместного действия факторов можно наблюдать эффект замещения.
    1. Установите соответствие организмов с функциональными группами в экосистемах.
    1. Зелёные растения;
    2. Автотрофные бактерии;
    3. Животные;
    4. Гетеротрофные растения;
    5. Паразитические бактерии и грибы;
    6. Сапротрофные бактерии и грибы;
    1. Продуценты;
    2. Консументы;
    3. Редуценты;
    1. Установите соответствие между экологическими факторами и их группами.
    1. Хищничество;
    2. Влажность;
    3. Температура;
    4. Конкуренция;
    5. Рельеф местности;
    6. Паразитизм;
    1. Абиотические;
    2. Биотические;
    1. Установите последовательность эр в истории Земли.
    1. Протерозойская;
    1. Архейская;
    1. Кайнозойская;
    1. Мезозойская;
    1. Палеозойская;
    1. Катархейская;
    1. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп хордовых животных.
    1. Млекопитающие ;
    1. Амфибии ;
    1. Хрящевые рыбы;
    1. Рептилии ;
    1. Птицы ;
    1. Костные рыбы;
    1. Установите хронологическую последовательность возникновения ароморфозов в процессе развития жизни на Земле.
    1. Двухсторонняя симметрия;
    1. Наземные конечности;
    1. Теплокровность ;
    1. Многоклеточность ;
    1. Внутреннее оплодотворение ;
    1. Дифференцировка тела на ткани;
    1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе.
    1. В процессе дыхания углекислый газ выделяется в атмосферу;
    2. Растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и синтезируют органические вещества;
    3. Мёртвые органические остатки разрушаются редуцентами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ;
    4. В атмосфере поддерживается относительно постоянная концентрация углекислого газа (0.03%);
    5. Гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества, содержащие углерод;
    1. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп растений.
    1. Покрытосеменные ;
    1. Мохообразные ;
    1. Голосеменные ;
    1. Псилофиты ;
    1. Папоротникообразные ;
    1. Водоросли ;
    1. Назовите возможные способы получения энергии бактериями и кратко раскройте их биологический смысл.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Контрольный тест по биологии, 8 класс

    Два варианта теста с ключами для проверки знаний по анатомии и физиологии человека .


    Тест по биологии 7 класс. Тема: "Рыбы"

    Тест предназначен для контроля знаний по изученному материалу по теме: Особенности внешнего и внутреннего строения рыб. Тест представлен в двух вариантах по 11 вопросов в каждом.

    Тесты по биологии для 9 класса к теме "Введение в биологию. Молекулярный уровень"

    Различные варианты тестовых заданий по биологии 9 класс к теме "Введение в биологию, молеклярный уровень", учебник Криксунова, Каменского.

    Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

    Тесты содержат задания с выбором одного правильного ответа , задания на соответствии. Задания соответствуют программным требованиям. Материал можно.

    Экзаменационные тесты по биологии для профильного класса. 10 класс.

    Тесты для переводного экзамена по биологии.

    Интерактивный тест по биологии "Класс Насекомые", вариант 1

    Интерактивный тест по биологии для учащихся 7 класса по теме "Класс Насекомые".

    Читайте также: