Почему лишайники называют сфинксами

Обновлено: 08.07.2024

Почему Тимирязев называл лишайники "растения-сфинксы"?

Ответы

Здравствуй, Юрий. Спасибо за интересный вопрос.

Растениями-сфинксами назвал советский ученый К. А. Тимирязев лишайники, потому что только во второй половине XIX века ученым удалось разгадать тайну их природы и выяснить, что лишайники — это симбиоз грибов и водорослей.

Благодаря такому симбиозу, лишайники смогли заселить места, недоступные отдельно ни грибам, ни водорослям. Они поселяются на голых камнях и вулканических породах, они живут в тропиках и в районах Арктики, в песках Сахары, а также на вершинах Памира.

Ну и, в конце концов, совместная жизнь в какой-то степени спасает партнеров от загрязнения. По крайней мере, изолированные партнеры гибнут в условиях одинакового загрязнения гораздо быстрее.

Долгожители планеты — или живые ископаемые?

Возраст некоторых обитающих в Альпах накипных лишайников достигает одной тысячи лет. Виды, особи которых доживают до 4500 лет, встречаются в Гренландии. Возраст отдельных особей некоторых видов лишайников из Норвегии, североамериканских пустынь и Антарктиды может достигать — страшно подумать! — 10 000 лет.

Кроме самых распространенных в живом мире способов — бесполого и полового — лишайники могут размножаться просто кусочками слоевища.

Некоторые лишайники используются как лекарственные, а также в парфюмерии и — в качестве традиционного корма — в северном оленеводстве.

Поскольку лишайники невкусные и часто очень горькие, сегодня человек их в пищу не употребляет. Тем не менее, они настолько богаты углеводами, что в прошлом, в голодные годы, при выпечке хлеба люди, случалось, добавляли измельченные лишайники в муку. Для удаления горечи их предварительно обдавали кипятком.

В древности лишайники считались чудодейственным целительным средством. Сегодня старинные рецепты покажутся нам, мягко говоря, странными. Так, лобарией легочницей пытались лечить заболевания органов дыхания только потому, что ее ячеистое слоевище напоминает легочную ткань. Пармелия бороздчатая считалась хорошим средством от головной боли, мигрени.

В народной медицине восточных стран растение-сфинкс используется и поныне. В Индии, Китае многие лишайники применяются в качестве отхаркивающего средства. Та же пельтигера собачья используется индийцами (индийская медицина считается самой древней в мире) при лечении болезней печени. В Исландии, на Скандинавском полуострове, отвар из цетрарии исландской пьют при воспалении дыхательных путей.

В ХХ веке причину целебных свойств лишайников поискали в кислотах. Так, самой интересной оказалась усниновая кислота, которая содержится во многих лишайниках. Усниновая кислота оказалась антибиотиком широкого спектра действия. Один из препаратов, бинан, был разработан в СССР и представлял собой натриевую соль усниновой кислоты (уснинат натрия). Несколько капель спиртового раствора разбавляли в воде и полоскали горло, предотвращая, например, ангину.

Пихтово-лишайниковый бальзам ускоряет заживление тканей после ожогов.

Наиболее известно применение лишайников в качестве индикатора загрязнений окружающей среды.

Растение-сфинкс успешно используется в экологическом мониторинге.

В задачи мониторинга входит наблюдение, оценка и прогноз изменений растительности и животного мира в районах загрязнений (промышленные центры, крупные города и т. д.), а также в фоновых районах — вдали от источников загрязнения.

Мониторинг проводится на локальном (в конкретной местности), региональном и глобальном (планетарном) уровнях.

Во многих государствах разработаны системы предельно допустимых концентраций химических (загрязняющих) веществ, которые устанавливаются в законодательном порядке, в соответствии с государственными стандартами. Надежность системы мониторинга, особенно на локальном уровне, должна быть очень высокой — ведь повышение уровня загрязнения, превышение допустимых концентраций вредных веществ пагубно отражается, в первую очередь, на здоровье человека, особенно на состоянии здоровья детей.

Растения-индикаторы должны быть относительно менее чувствительны и более устойчивы к загрязнению, чтобы продолжать жизнедеятельность и при загрязнении. Кроме того, у них должен быть достаточно продолжительный жизненный цикл. Они должны быть широко распространены. Лишайники отвечают этим требованиям и реагируют на загрязнение среды обитания иначе, чем цветковые растения. Один пример: при кратковременных воздействиях высоких концентраций сернистого газа, когда высшие растения находятся на грани отмирания (фрагментов или полностью особи), лишайник гипогимния вздутая [Hypogymnia physodes (L.) Nyl.] внешне остается без изменений. Но долговременное воздействие низких концентраций, на которые цветковые растения почти не реагируют, вызывает у лишайников такие повреждения, которые не исчезают вплоть до гибели слоевищ. Это связано с медленным возобновлением клеток, в то время как у высших растений поврежденные ткани быстро заменяются.

Таким образом, биоиндикация — и в особенности лихеноиндикация — имеет ряд преимуществ перед инструментальными методами. Она высокоэффективна и малозатратна. Кроме того, способна характеризовать состояние окружающей среды за длительный промежуток времени.

В древности из различных лишайников добывали красители для тканей. До сих пор такие красители используются кое-где в Европе. Североамериканским индейцам тоже были известны подобные способы приготовления красок.

Впервые лишайниковую кислоту выделил из цетрарии исландской [Cetraria islandica (L.) Ach.] в 1826 году немецкий химик К. Пфафф. С того времени ученые обнаружили около 500 подобных соединений. Среди известных имен, способствовавших пополнению списка лишайниковых кислот — японец Я. Азахина, швед Й. Сантессон, немец З. Хунек. Сегодня для исследований используются такие аналитические методы, как тонкослойная хроматография, рентгеновский анализ, спектрометрия и т. д.

Во второй половине ХХ века Е. А. Вайнштейн и А. П. Равинская обнаружили сезонную изменчивость в содержании некоторых соединений. Ряд лишайников демонстрировал минимальное содержание подобных веществ летом и максимальное — осенью и весной.

Остается напоследок лишь упомянуть о том, что лишайниковые кислоты обладают редкой способностью фиксировать запахи, благодаря чему растение-сфинкс активно используется в парфюмерной промышленности.

ИНСЕРТ Знаю Хочу узнать

Вывод: лишайники – уникальные организмы, способные занимать самые разные условия существования, в силу своих особенностей.

Особенности строения лишайников

Как вы думаете, какова роль коркового и сердцевинного слоёв?

Корзина идей Подумайте, какие взаимоотношения могут быть в слоевище лишайника между водорослью и грибом?

Типы слоевищ лишайников Дайте название каждому столбцу в таблице

Мыслительные листы В чём заключается преимущество разных типов слоевищ?

Ситуационная задача Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?

5. Выделяют три типа слоевищ лишайников: накипные, листоватые и кустистые 6. Лишайники – автогетеротрофные организмы 7.В теле лишайника гриб снабжает водоросль органическими веществами 8. Лишайники устойчивы к низким температурам

9. Лишайники являются биоиндикаторами окружающей среды 10. Лишайникам свойственно только вегетативное размножение – частями таллома

Закончите предложения Сегодня на уроке я…. Самым сложным для меня сегодня было… Мне понравилось работать в группе потому что… Сегодня я задумался… Я бы хотел больше узнать …. Выставление оценок за работу на уроке.

Спасибо за работу на уроке!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 12

Г.Североморска Мурманской области

Урок биологии в 7 классе на тему:

Автор: учитель биологии,

Гуликова Елена Николаевна

Гуликова Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 12

Лишайники - растения-сфинксы, 7 класс

урок изучения нового материала

общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности

Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011. – 255 с., ил.

70 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю

определить уникальность лишайников как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей

словесные, наглядные, практические

индивидуальная, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе связана с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Целью образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности, что в свою очередь требует изменения подхода к современному уроку.

В своей педагогической деятельности, для реализации целей современного образования, я активно использую технологии развития критического мышления учащихся, а также включаю в структуру уроков элементы проблемного обучения.

Урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения учащегося в учебный процесс.

1 этап – организационный (1 минута) задает общее эмоциональное настроение последующих 45 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, доказывать;

3 этап – проверка домашнего задания (7 минут) осуществляется в нескольких формах: 1) несколько учащихся выполняют задания по дидактическим карточкам; 2) несколько учащихся осуществляют взаимоконтроль знаний по инструкционной карточке; 3) остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе;

4 этап - актуализация знаний (6 минут) . Осуществляется с использованием различных методов и приёмов обучения (вступительное слово учителя, рассказ учителя с элементами беседы, ИНСЕРТ, беседа с классом). На данном этапе урока учащиеся знакомятся с лишайниками, высказывают свою точку зрения по данному вопросу, формулируют цель урока;

5 этап – изучение нового материала (20 минут) . Этап урока начинается с распределения учащихся по группам и вовлечения учащихся в активное обсуждение проблемного вопроса: почему лишайники встречаются во всех природных зонах?

Изучение экологических групп лишайников происходит при помощи метода- эвристическая беседа.

Значение лишайников в природе и жизни человека изучается учащимися при работе с текстом, который им необходимо прочитать и сделать пометки:

6 этап – закрепление материала (2 минуты)

7 этап – обобщение и систематизация знаний (4 минуты)

8 этап – подведение итогов урока (4 минуты)

Проводится рефлексия пройденного урока. Учащиеся высказывают своё мнение:

Сегодня на уроке я….

Самым сложным для меня сегодня было…

Мне понравилось работать в группе потому что…

Сегодня я задумался…

Я бы хотел больше узнать ….

После рефлексии выставляются оценки за работу на уроке.


Презентация поможет продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомит учащихся с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни.

Описание разработки

Цель урока: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить учащихся с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; определить их роль в природе и жизни человека.

Тип урока: проблемно - поисковый.

Интрига урока:

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!

- Почему собралось много желающих на лекцию? (заинтересовало название лекции)

Презентация по биологии Растение - Сфинкс

Климент Аркадьевич Тимирязев

Содержимое разработки

Климент Аркадьевич Тимирязев

Растение - Человеколев сфинкс Грибоводоросль

Человеколев

Грибоводоросль

Лихенология – наука, изучающая лишайники

Лихенология –

изучающая лишайники

Бацидия желтоватая — Bacidia rubella

Ксантория постенная, или настенная, или стенная золотнянка — Xanthoria parietina

Долгое время лишайники оставались загадкой для исследователей. Не случайно эти живые организмы назвали сфинксами. Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов?


Мне нравится Проект нравится 2 участникам

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах). Попробуем разгадать тайну этих необычных, уникальных организмов. Почему их назвали сфинксами? Поможет нам в этом фолдскоп.

Читайте также: