Почему хлопают при посадке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Скажите, вы хлопаете в метро, когда доехали до нужной станции? Может быть, вы аплодируете водителю маршрутки на конечной остановке? Подозреваем, что ответ на оба вопроса – нет.

Тогда почему звучат аплодисменты при посадке самолета, который на сегодняшний день является таким же привычным общественным транспортом? Мы попытались в этом разобраться.

Аплодисменты при посадке - версия религиозная, малореальная

Человек – не птица, для него подниматься выше облаков дело отнюдь не привычное. Подсознательно такое действие может интерпретироваться, как свиданием со Всевышним, ведь для большинства понятия "Бог" и "небо" неразделимы.

Поэтому для среднестатистического пассажира перелет - настоящий духовный катарсис, переосмысление всей жизни. А значит, после посадки начинается новая жизнь, и почему бы этому не поаплодировать?

Признаемся, мы сами не очень-то верим в то, что написали, но версия все-таки имеет право на жизнь.


Интересный факт: пилоты аплодисменты при посадке не слышат, как считают большинство пассажиров. О реакции публики на маневры им могут рассказать разве что бортпроводницы.

Аплодисменты при посадке - версия конформистская, похожая на правду

"Все хлопают, и я хлопаю" - в 70% случаев именно так ответят пассажиры на вопрос "зачем?". Кто-то, к примеру, летит впервые и думает, что так принято – аплодирует. Кому-то неудобно перед соседом, который активно рукоплещет, поэтому нужно как-то его поддержать.


Ведь обратите внимание, аплодисменты при посадке не срываются внезапно, сначала появляется один "солист", а потом уже подключается "хор". Другой вопрос, почему начинает хлопать солист?


Интересный факт: существует распространенный стереотип, что аплодисменты при посадке – традиция исключительно украинская, точнее "советская". На самом деле это не так, корни этого феномена нужно искать в Европе, те же итальянцы до сих пор частенько встречают овациями мягкую посадку. Правда, большинство европейцев уже этим "переболели", аплодируют только после посадки в сложных условиях.

Аплодисменты при посадке - версия эмоциональная, самая вероятная

Перелет – это эмоциональный стресс даже для тех, кто пользуется услугами авиакомпаний часто. Также на рейсе всегда присутствует хотя бы один-два человека, страдающих аэрофобией (или узнающих об этом лишь во время перелета).
Поэтому, когда шасси самолета касаются посадочной полосы, наступает колоссальное облегчение. Сравнить можно с ситуацией, когда долго-долго ищешь общественный туалет в каком-то незнакомом городе и, наконец, находишь! В такие моменты невольно можешь и зааплодировать! Плюс это некая благодарность пилотам за хороший полет (хотя, как мы уже писали выше – пилоты аплодисменты при посадке не слышат).


Интересный факт: чаще всего аплодисменты можно услышать на чартерных рейсах. Объясняется это очень просто: на чартерах большинство пассажиров - это люди, летающие максимум два раза в год на отдых, поэтому даже посадка в ясный день воспринимается как нечто сверхвиртуозное. Плюс зачастую это рейс на какой-то курорт, настроение отпускное, и народ частенько подогрет алкоголем.

За рубежом любителей похлопать после посадки называют planeclapper. У них даже есть собственно сообщество. Люди со всего мира выкладывают видео из самолётов, кадры фиксируют бурные аплодисменты по поводу удачной посадки. Однако иногда радость преждевременна.

Сложно сказать, какая страна породила традицию. Но именно в России аплодисменты — распространённое явление. Иностранцы объясняют это тем, что русские нечасто куда-то летают. Путешествие на самолёте — целое приключение.

Почему аплодисменты в самолёте считаются дурным тоном, и как на них реагируют пилоты и стюардессы? Фактрум рассмотрел аргументы сторонников и противников русской традиции.

Аплодисменты в самолёте

Аплодисменты при посадке
— плохая примета

Аплодисменты раздаются после того, как шасси самолёта касается взлётной полосы. Для пассажира именно мягкий толчок, знаменующий возврат на землю, значит успешную посадку. Однако статистика говорит об обратном. Дотронуться колёсами до земли — только половина дела. Самолёт может проехать и взмыть обратно в воздух. Иногда посадка даже после касания полосы оборачивается катастрофой.

В 2005 году преждевременные аплодисменты прозвучали в самолёте, который садился в Торонто. Воздушное судно коснулось полосы, которая была покрыта лужами из-за дождя. Но самолёт не остановился. Полоса кончилась, и самолёт с сотней пассажиров понёсся в овраг. Обошлось без жертв, но многие пострадали. В том числе и плэйнклапперы. Так что хлопайте только после полной остановки.

Традиция хлопать при посадке раздражает пилотов

Пилоты не слышат аплодисментов. В СССР гуляла шутка про аплодисменты в самолёте. Говорилось, что кабины пилотов оборудованы специальными приборами — аплодисмометрами. Если пассажиры недостаточно звонко хлопали в ладоши, то стрелка прибора оставалась неподвижной. В наказание пилоты взлетали и садились повторно.

Аплодисменты нравятся только выдуманным пилотам. На самом деле, такая похвала раздражает. Взлёт, полёт и посадка — ежедневные обязанности. Самолёты не падают и не съезжают с полос не по счастливой случайности, а благодаря профессионализму воздушных капитанов. Вы же не хлопаете, когда выходите из такси в благодарность водителю за то, что не разбились? Кроме того, пассажиры ничего не понимают в управлении воздушным судном. В реальности оценить качество посадки они не могут.

Почему русские хлопают при посадке самолета?

Пассажиры относятся к традиции по-разному. Кто-то игнорирует хлопки, кто-то вливается в поток всеобщей радости. Европейцы реже аплодируют после посадки. Перелёты между странами Евросоюза стоят дешевле, чем билет из Москвы во Владивосток. Соответственно, европейцы летают гораздо чаще и отвыкают от подобного выражения эмоций. В Америке такая же ситуация: дешёвые билеты на самолёты делают этот вид транспорта доступным.

Иностранец, который оказался в русском самолёте, недоумевает. Почему со всех сторон слышатся энергичные хлопки и радостные возгласы? Неужели русские настолько редко поднимаются в небо?

Аплодисменты при посадке самолета снимают стресс

Русские придали аплодисментам в самолёте особый смысл. Пассажиры признаются, что хлопают не пилоту, а себе. За смелость, за то, что сели и полетели. Некоторые так снимают стресс. Объясняют аплодисменты оригинально: мол, русский человек психологов не посещает, в отличие от иностранца, поэтому и сдерживаться не привык.

Рано или поздно каждый из нас сталкивается с тем, что нужно лететь на самолете в командировку, на отдых, ну или еще по каким делам. На сегодняшний день, по статистике, самолет считается самым безопасным видом транспорта, опережая поезда, автобусные и автомобильные перевозки. Но перелет - это всегда эмоциональный стресс даже для тех, кто летает часто. Совместно с сервисом по подбору дешевых авиабилетов Chocotravel мы попробуем разобраться, почему некоторые пассажиры хлопают при посадке и нужны ли в принципе аплодисменты для пилота в самолете.


Почему пассажиры аплодируют при посадке самолета? Причины могут быть самые разные. Все тот же стресс при первом полете (или очень редких). Также часто хлопают те, кто возвращается на родину после долгого отсутствия, или те, кто страдает аэрофобией и, приземлившись, наконец освобождается от своего страха и может вздохнуть свободно. Также люди проявляют радость от удачного приземления в сложных погодных условиях либо в случаях, когда на борту была какая-то техническая неисправность. Бывает, что пассажиры хлопают без причины, даже если полет и посадка прошли в штатном режиме. Психологи со своей стороны утверждают, что аплодисменты при посадке - это разрядка после сильного эмоционального напряжения.

Замечено: те, кто совершает авиаперелеты часто, обычно не аплодируют. А вот пассажиры, летающие пару раз в год, предпочитают таким образом "отблагодарить" пилотов.


Стоит отметить, что сами пилоты аплодисментов в кабине самолета не слышат, они отделены от салона бронированной дверью, но стюардессы всегда докладывают им о том, что посадка прошла хорошо и пассажиры аплодировали. Некоторым пилотам нравятся аплодисменты, другие к этому относятся нейтрально, третьи принимают такого рода благодарность, только когда были сложности при посадке или аварийная ситуация.

Считается, что традиция хлопать при посадке самолета распространена только на просторах СНГ. Но это не так. Хлопают при посадке во всем мире. "Привычка хлопать после посадки свойственна не только людям, проживающим на территории СНГ, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать нам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают. И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полет был связан с какими-то трудностями", - говорит пилот с 40-летним стажем Олег Смирнов. В то же время Смирнов отмечает, что начинать хлопать в ладоши сразу после касания шасси посадочной полосы преждевременно: "Многие нештатные ситуации и катастрофы случаются после этого".


В социальных сетях пользователи активно делятся мнениями насчет аплодисментов в самолете, рассказывают о своем опыте и проводят опросы "за" и "против".

"Давайте хлопать водителям такси, автомобилей, трамваев на каждой остановке, это как минимум нелепо", - написал один из подписчиков. "Мы аплодируем музыкантам на концерте, почему бы не похлопать за хороший полет? Думаю, что это признание уважения и благодарности", - считает другая подписчица. Некоторые же пытаются найти ответ в культурном различии людей: "В Америке вы можете идти по улице, и случайная тетка вдруг скажет, что у вас клевые ботинки. Вам запросто могут похлопать прохожие, когда вы эффектно закидываете чемодан в багажник. Вам постоянно говорят, что вы молодец ("Good job"). Тут же уверены, что похвалу надо заслужить. Но мало того, что они сами не хвалят, они пытаются запретить другим! Это ужасно. Хвалите людей, ну, или хотя бы не мешайте другим".


В заключение скажем: хлопать или не хлопать - это ваше личное дело и выбор. Также у вас всегда есть выбор присоединиться к аплодисментам или проигнорировать их. Если вас переполняют эмоции и вы не можете сдержаться — хлопайте. Но возможно, лучшим вариантом выразить свою благодарность экипажу будет пара теплых слов, написанных в книге отзывов или на сайте авиакомпании.


Транспорт

Многие задаются вопросом, откуда пошла эта необычная традиция аплодировать при посадке самолета?

Что это? Снятие эмоционального напряжения или благодарность пилотам за их работу?

Попробуем разобраться. Для этого сначала обратимся к этимологии слова аплодисменты. Данное слово пришло к нам из Древнего Рима и означает одобрение, которое выражается ударом одной ладони об другую. Аплодировали обычно актёрам и политикам, но первоначально все же богу.

Так какое же отношение имеют аплодисменты к авиации и пилотам? Да, в сущности никакого. Это просто проявление благодарности за успешно выполненный полет и сохранение жизни.




Итак, версия первая — благодарность пилотам, которые виртуозно выполнили свою работу.

Появилась эта традиция, скорее всего, после перелета с возникшей внештатной ситуацией на борту, которая благополучно разрешилась. Как уж тут не аплодировать после приземления?

Но, к сожалению, пилоты не слышат аплодисментов пассажиров, так как находятся в бронированной кабине, к тому же в наушниках. Для них касание земли не является окончанием полета, ведь им предстоит еще руление самолета к месту окончательной остановки.

В истории авиаперелетов можно вспомнить множество ситуаций, когда именно после посадки происходила авария и самолет выезжал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорался и погибали люди.




Если это не благодарность пилотам, остается второй вариант — снятие эмоционального напряжения. Пассажиры, особенно те, которые страдают аэрофобией и летают редко, таким образом снимают стресс и благодарят пилотов, бога или высшие силы за то, что благополучно долетели до пункта назначения.

Есть конечно и более экзотичные версии, но так или иначе все они сводятся к одному — к благодарности людей за то, что они остались живы.

Считается, что такая традиция появилась среди российских туристов, после того как информация об авиакатастрофах стала доступной, а недоверие к технике и пилотам было раздуто средствами массовой информации до невероятных размеров.

Поэтому многие пилоты не всегда положительно относятся к такому проявлению чувств. Они считают, что пассажиры проявляют не столько благодарность, сколько недоверие к их компетентности. Ведь не хлопают же водителю автобуса, после того как он доставил вас к метро.




Так или иначе единой версии, где зародилась данная традиция и почему при посадке раздаются аплодисменты, попросту нет.

Однако есть определенная закономерность. С наибольшей вероятностью хлопки при посадке вы услышите на международных рейсах, осуществляемых чартерами и перевозящими российских туристов на отдых.

Даже если эта традиция и пришла к нам с Запада, в настоящее время, вы вряд ли услышите такое проявление благодарности от иностранцев.

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на то, что никакой смысловой нагрузки данное действие не имеет, накопившейся стресс оно снимает прекрасно.

Читайте также: