По имеющейся схеме создайте словесное описание растения

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 145 Часть 2 ГДЗ Босова 6 класс рабочая тетрадь по информатике

По типу Растения делятся на два класса – Низшие и Высшие.
К Низшим имеют два вида – Лишайники и Водоросли.
Высшие имеют два вида – Споровые и Семенные.
К Споровым относятся Мхи и Папоротники.
К Семенным Голосеменные и Цветковые.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Информатика, которые посещают 6 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "Рабочая тетрадь", которая была написана автором/авторами: Босова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Урок 16. Словесные информационные модели. Практическая работа № 7. Создаем графические и словесные модели


Ключевые слова:
• словесное описание
• художественное описание
• научное описание
• математическая модель

Словесные описания

Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания. Множество словесных описаний содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет такие разновидности как научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научные описания

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и чёткость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей — научных описаний, содержащихся в ваших школьных учебниках.

Пример 1. Модель римского войска

Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надёжные, чьё мужество не раз было испытано на деле.

Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.

Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.

В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей.

Пример 2. Модель одноклеточной водоросли хламидомонады

Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у неё есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно — глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

Водоросль питается, дышит, растёт, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем её тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.

Художественные описания

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п.

Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Пример 3.


Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Обратите внимание на важные особенности естественного языка:
* многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
* использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
* синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
* омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

image

Вопросы и задания

1. В каком из примеров параграфа использовано больше всего слов-профессионализмов?

2. Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

Компьютерный практикум

Ресурсы ЕК ЦОР

1. Конструктор таблиц "Виды текстов" (N 187579)
2. Конструктор таблиц "Теоретические знания об арифметических действиях" (N 187643)





Компьютерный практикум

Задание 1. Словесный портрет

1. В текстовом процессоре откройте файл Портрет__заготовка.doc для или Портрет__заготовка.odt для из папки Заготовки.

image

2. Заполните форму словами, так чтобы получился ваш словесный портрет.

Задание 2. Компьютер и здоровье

В текстовом процессоре письменно ответьте на вопросы:

1.
а) Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?
б) Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования.)
в) К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?
г) Какие рекомендации по организации работы за компьютером вы считаете основными? (Перечислите 2-3 рекомендации.)

2. Сохраните созданный документ в личной папке под именем Здоровье.

1. Откройте файл История.doc для или История.odt для из папки Заготовки.

2. За счёт изменения положения абзацного отступа, начертания и размера шрифта представьте историю Мышки так, как её смоделировала в своем воображении Алиса:

image

3. Сохраните файл в личной папке под именем История1.

Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения

Крылатые выражения (слова) — это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника.

1. Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки.

Выберите один из двенадцати находящихся там файлов:
1) Авгиевы конюшни.doc для или Авгиевы конюшни.odt для ,
2) Аннибалова клятва.doc для или Аннибалова клятва.odt для ,
3) Аркадская идиллия.doc для или Аркадская идиллия.odt для ,
4) Ахиллесова пята.doc для или Ахиллесова пята.odt для ,
5) Дамоклов меч.doc для или Дамоклов меч.odt для ,
6) Драконовы законы.doc для или Драконовы законы.odt для ,
7) Кануть в Лету.doc для или Кануть в Лету.odt для ,
8) Нить Ариадны.doc для или Нить Ариадны.odt для ,
9) Панический страх.doc для или Панический страх.odt для ,
10) Танталовы муки.doc для или Танталовы муки.odt для ,
11) Яблоко раздора.doc для или Яблоко раздора.odt для ,
12) Ящик Пандоры.doc для или Ящик Пандоры.odt для .

3. Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить выбранное крылатое выражение.

4. Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.

5. Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите её над текстом.

6. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.

Задание 5. Пятистрочник (сиквейн)

1. Изучите модель сиквейна — правила написания пятистрочника, раскрывающего суть некоторого понятия:

image


2. Рассмотрите пример сиквейна:

image

4. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим выбранному объекту.

Задание 6. Страничка словаря

image

1. Откройте файл Слова.doc для из папки Заготовки.

2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
1) выделите все слова (Главная - Редактирование - Выделить — Выделить все);
2) откройте диалоговое окно Сортировка текста (Главная - Абзац - Сортировка);
3) установите и примените следующие значения:

image

3. Расположите слова в две колонки (Разметка страницы - Параметры страницы - Колонки - Две).

4. Создайте верхний индекс. Для этого:
1) выберите команду Вставка - Колонтитулы - Верхний колонтитул;
2) в поле Верхний колонтитул введите нужное слово и щёлкните на кнопке Закрыть.

5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь.

Задание 6. Страничка словаря

image

1. Откройте файл Слова.odt для из папки Заготовки

2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
1) выделите все слова (команда Правка - Выделить всё);
2) откройте диалоговое окно Сортировка (команда Сервис - Сортировать);
3) в группе Порядок сортировки установите значения по образцу и примените их:

image

3. Расположите слова в два столбца. Для этого:
1) откройте диалоговое окно Столбцы (команда Формат - Столбцы);
2) установите значения параметров по образцу и примените их:

image

4. Создайте справа верхний индекс. Для этого:
1) выберите команду Вставка - Верхний колонтитул - Обычный;
2) в поле верхнего колонтитула введите нужное слово, примените выравнивание по правому краю и щёлкните вне зоны колонтитула.

5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь.

При выполнении практической работы вы научились

- упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
- разбивать текст на колонки;
- добавлять в документ колонтитул;
- создавать и оформлять различные словесные.


Cкачать материалы урока

Текст-описание. Схема построения описания.

• воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе.

1 Организационный момент

— Сядет тот, кто отгадает предмет.

— Определите в слове количество слогов, назовите ударный слог:

Небольшая птичка с красной грудкой, голубовато-серой спинкой, с черной бархатной шапочкой. (Снегирь.)

Цветок растет в поле. Серединка желтая, а вокруг белые лепестки. (Ромашка.)

Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий и сочный. (Помидор.)

Косой, слабый, трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, коротким хвостом, короткими передниками и длинными задними лапами. (Заяц.)

Круглый, гладкий и пузатый.

Больно бьют его ребята.

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Маленькие зверьки, Птица длиннохвостая,

Серенькие шубки, Птица говорливая,

Черненькие глазки, Самая болтливая. (Сорока.)

Остренькие зубки. (Мыши.)

— Как вы смогли узнать предмет? Как я рассказывала о предмете?

— Правильно, я описывала предмет, называя его признаки.

2. Запись числа, темы занятия

3. Текст-описание, схема построения описательного текста Этимология слова

Босиком на снегу

Уточнение лексического значения слов:

МАЧЕХА — жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов.

• Знакомство с текстом.

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2) карточка.

Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.

Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика, Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые.

Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о цветке.)

— Определите основную мысль текста. (Описание мать-и-мачехи.)

— Это текст-описание. Запишите правило в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постановку знаков препинания.)

Описание — это рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов.

— Озаглавьте текст. (Мать-и-мачеха.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу)

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

— Предложите название этой части. (Весенние цветы.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Весенние.) (Учитель-логопед записывает опорное слово на доске.

— Прочитайте вторую часть текста.

— Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

— Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Головки, стебли, листья.)

— Как описывается каждая часть предмета? Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)

Признак частей предмета:

с верхней, гладкие, холодные

с нижней, мягкие, теплые

— Прочитайте третью часть рассказа.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

— Прочитайте оценку предмета автором.

— Предложение название этой части. (Прекрасный цветок.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Удивительный.) (Учитель-логопед записывает опорное слово на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны друг с другом? (Используются имена существительные, обозначающие части целого: мать-и-мачеха — цветок, головки цветка, стебли растения, листья.)

— Получается полная схема:

Образец записи на доске:

Весенние (похож на одуванчик)

С верхней, гладкие, холодные

С нижней, мягкие, теплые

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.

Учащиеся пересказывают текст. Логопед помогает учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

— Прочитайте опорные слова рассказа. Определите часть речи опорных слов. (Коллективная работа.)

— Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опорными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)

— С чем сравниваются цветки мать-и-мачехи? Прочитайте предложение, в котором содержится это сравнение. (Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика.)

Описанию помогают сравнения с чем-либо. Используются слова: похоже на . как будто , словно…………………. .

Ночь зимой — как черный кот,

День — как серенькая мышь.

Но весна, весна идет,

Ярко, звонко каплет с крыш.

И теперь наоборот:

Ночь — как серенькая мышь,

День — большой, блестящий кот.

— С чем сравнивает автор ночь и день зимой?

— Назовите образные сравнения весенней ночи и весеннего дня?

Мы бежали по дорожке,

Промочили свои ножки.

Потом сели, посидели.

Смотрим, птицы полетели

Ветер сильный вдруг подул

Листья в воздухе кружатся

И на землю все ложатся

Дует, дует ветер, дует, надувает

Желтые листочки с дерева срывает

И летят листочки, кружат по дорожке.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Руки двигаются как крылья в полете

Спрятать лицо в ладонях

Плавные движения руками верху

Резкие рвущие движения руками

Кружимся на месте

5. Составление устного сочинения-описания листьев деревьев

Из почек появляются,

— Сегодня мы будем описывать листья деревьев.

— Покажите и назовите свои листочки (по образцу) (У меня кленовый лист, у меня березовый и т. д.)

— Посмотрите на свой листочек. Сам листочек называется листовой пластинкой. То, что соединяет лист с веточкой, — черешок. В листке хорошо видны жилки. Описывая листочек, мы будем рассказывать о форме, краях, цвете, размере. (Учитель-логопед показывает запись на доске.)

На доске:

— Определите форму своего листочка. (Круглая, овальная, яйцевидная, вытянутая, сердцевидная, стреловидная).

— С чем можно сравнить листья клена? (Со звездами.) Со­ставьте предложение о листьях клена.

— С чем можно сравнить листья березы? (С золотыми монетками.)

— На что похожи листочки липы? (На сердечки.) Составьте предложения о листьях липы.

— На что похожи листья ивы? (На лодочки, рыбки.) Составьте предложения о листьях ивы. (Ива засыпает дорожки узкими лодочками. Плывут в воздухе золотистые рыбки ивы.)

— С чем можно сравнить листья дуба? (С фонариками.) Составьте предложение о листьях дуба. (Дуб сбрасывает темные фонарики.)

— Расскажите о краях своего листочка. (Зубчатые, ровные, пильчатые.)

— Опишите цвет листочка. Подберите слова-синонимы.

(Красный — багровый, багряный, пунцовый, пурпурный,

огненный, рубиновый, коралловый, малиновый, рыжий.

Желтый — золотой, лимонный, янтарный, золотистый.

Коричневый — кофейный, шоколадный, каштановый, бурый.

— Определите размер. (Большой, крупный, огромный, небольшой, маленький, крохотный, средний.)

— Давайте поиграем. По описанию узнайте листочек.

Все листочки прикрепляются к доске, учитель-логопед описывает один из них (по плану описания).

— Теперь вы описывайте листочек, рассказывая, какой он, используя план описания, — а мы отгадаем. (2—3 ученика.)

Творческое устное сочинение-описание по данному началу

Учитель-логопед предлагает начало рассказа. (На доске листья деревьев: клена, березы, осины, тополя и др.)

Я гулял по парку. Он весь был усыпан листьями. Меня привлек лист клена.

Я сидел в парке и читал книгу. Было тихо. Вдруг на мою книгу упал ли­сточек. Он.

Учащиеся составляют рассказы-описания. Логопед помогает учащимся, редактирует высказывания. Оценивание устных сочинений.

— Что содержит текст-описание?

— Как строится текст-описание? Назовите особенности описательного текста.

— Слова какой части речи чаще всего используются в текстах-описаниях?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

• Чей тоскливый вой

• Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Телят, ягнят ищет.

• Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

• На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Пословицы, поговорки:

Волк шерсть меняет, а зубы никогда.

Голод и волка из леса выгонит.

Волков бояться — в лес не ходить.

Пешком волка не догнать.

У волка всего одна песенка.

Волка ноги кормят.

С волками жить — по-волчьи выть.

Как волка ни корми, все в лес смотрит.

Голоден как волк — очень голодный.

Хоть волком вой — о состоянии тяжелой тоски или безвыходности.

Волком смотрит — смотреть угрюмо, враждебно.

Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрым, прячущийся под маской кротости.

Морской волк — старый, опытный моряк.

Волчий закон — беззаконие, опирающееся на грубую силу.

И волки сыты, и овцы целы — верх дипломатии.

Текст-описание. Схема построения описательного текста

• Знакомство с текстом

В олк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о волке.)

— Определите основную мысль текста. (Описание волка.)

— Над каким типом текста мы сегодня будем работать? Докажите.

— Как строится текст-описание? Назовите части текста-описания.

Озаглавьте. (Волк.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Предложите название этой части. (Мощный зверь.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Мощный, похож.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте вторую часть текста.

— Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Тело, лапы, хвост, глаза, уши, пасть.) Уточнение лексического значения слова: Пасть — зев, рот зверя, рыбы.

Как описывается каждая часть предмета? Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)

1) тело покрыто шерстью

2) лапы большие, длинные

3) хвост опугцен вниз

4) глаза внимательные, зоркие

5) уши торчат, кику овчарки

6) пасть большая, острые зубы

— Прочитайте третью часть.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

— Прочитайте оценку предмета автором.

— Предложите название этой части. (Опасное животное.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Легко выследить, настигнуть добычу.)

(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Волк — зверь, он, у него, хищник. Используются имена существительные, обозначающие части целого: тело, хвост, глаза, уши, нюх у хищника.)

Образец записи на доске:

покрыто шерстью большие, длинные опущен вниз внимательные, зоркие торчат, как у овчарки большая, острые зубы

Легко выследить, настигнуть добычу

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

— Прочитайте опорные слова текста-описания. Определите часть речи. (Коллективная работа.)

Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опорными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)

С каким животным сравнивается волк? Прочитайте предложения, в которых содержится это сравнение. (Он похож на крупную собаку. Уши торчат, как у овчарки.)

—. Какие слова помогают сделать сравнение: (Похож на .
торчат, как. )

Занятие 11-12.

ТЕМА: Текст-рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения.

Схема построения рассуждения.

• формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи;

• формировать умения определять особенность текста - рассуждения;

• совершенствовать слоговой анализ слов.

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто вспомнит имена друзей Незнайки. Определите в имени героя количество слогов.

Знайка, Торопыжка, Авоська, Небоська, поэт Цветик, доктор Пилюль-кин, художник Тюбик, изобретатели-механики Винтик и Шпунтик, сладкоежка Пончик, Растеряйка, Сиропчик, охотник Пулька, музыкант Гусля.

— Кто написал эту замечательную книгу? (Николай Николаевич Носов)

2. Вступительная беседа

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то объяснить, доказать. Сегодня на занятии мы познакомимся с предложениями и текстами, в которых что-то объясняется или доказывается.

3. Запись числа, темы занятия

4. Конструирование сложноподчиненных предложений. Смысловой анализ составляющих частей предложения

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Как называется такое предложение? (Это сложное предложение.) Объясните свой ответ.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточнить постановку знака препинания). Составление схемы сложного предложения, обозначение главного предложения.

— Прочитайте из предложения то, что объясняется? (Жителей Цветочного города звали малышами.)

— А теперь прочитайте само объяснение? (Потому что они были маленького роста.)

— С каких слов начинается объяснение? (Потому что). Обратите внимание на постановку знака препинания перед эти­ми словами!

Вывод. Это сложное предложение отвечает на вопрос почему? В нем содержится рассуждение, где дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д. Предложение состоит из двух частей. Первая часть предложения — это то, что объясняется, а вторая часть предло­жения — это само объяснение. В объяснении могут использоваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно.

Шел Сережка по траве,

Бил цветы по голове,

Бил панамкой, бил ладошкой.

Не хотим играть с Сережкой!

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это объяснение?

Снег кружится над деревней,

Снег ложится на деревья,

На заборы он ложится

И на лысые пеньки.

Почему же он боится

Теплой маленькой руки?

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это объяснение?

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку:

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам спокойно встать

И спокойно подышать.

6. Работа с текстом-рассуждением

• Знакомство с текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).

С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

— Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяс­нение.

— Прочитайте вывод. (Третья часть текста.)

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о кирпиче.)

— Определите основную мысль текста. (Кирпич — удобный и универсальный строительный материал.)

— Озаглавьте рассказ. (Кирпич.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажите. (Текст отвечает на вопрос: почему так много построено из кирпича?)

— Запишите определение в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постанов­ку знаков препинания.)

Рассуждение — это объяснение событий, фактов, явлений, причин.

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи.

— Проанализируем схему построения текста-рассуждения.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

— Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяснение.

— Прочитайте вывод. (Третья часть текста.)

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен тезис или основная мысль. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

Предложите название этой части. (Почему понравился кирпич.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (С давних пор, почему понравился.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте вторую часть текста.

— Приводятся доказательства тезиса. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

— Прочитайте, по порядку все доказательства.

— Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)

Читайте также: