По дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Тип урока: урок комплексного изучения материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: демонстрационный материал: таблицы по общей биологии.

Ход урока

I. Проверка знаний изученного материала

(выбрать только один правильный ответ)

В каких хозяйствах успешнее протекает искусственный отбор:
а) в мелких
б) в средних
в) в крупных
г) размеры хозяйства не имеют значения

Желая хорошо угостить гостя, хозяйка выбрала в курятнике для лапши самую жирную куру. Какую форму отбора она применила?
а) бессознательный отбор
б) естественный отбор
в) осознанный отбор
г) отбора не было

Что играет роль ведущего фактора при искусственном отборе?
а) изменчивость
б) деятельность человека
в) наследственность
г) условия среды

4. Что считал Дарвин главным фактором, главной движущей силой образования новых пород животных и сортов растений?
а) искусственный отбор
б) изменчивость
в) наследственность
г) естественный отбор

В голодные годы дикари съедали тех собак, которых меньше всего любили. Через несколько веков на их острове постепенно возникла хорошая порода охотничьих псов. Каким отбором была создана эта порода?
а) бессознательным
б) естественным
в) осознанным
г) отбора не было

Лесник и его семья, проживая на кордоне, методически уничтожали мух обычной подушкой. Через 20 лет этот метод стал мало эффективным, т.к. мухи приобрели быструю реакцию. Каким отбором была создана новая раса мух?
а) бессознательный отбор
б) осознанный отбор
в) естественный отбор
г) отбора не было

II. Изучение нового материала

Слово учителя: Давайте восстановим в памяти знания об эволюции и ее движущих силах (по Ч. Дарвину)

? Что такое эволюция? (ученики отвечают)

? Что является движущими силами эволюции? (ученики отвечают)

А сейчас прослушайте строки из стихотворения и ответьте на такой вопрос: что автор хотел выразить этим стихотворением?

А та, что первой досаждает,
От еще меньших блох страдает.
И хоть говорят, что не может быть вечности,
Но так продолжается до бесконечности.

Вывод: в жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях.

Поэтому цель нашего урока: изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели? (обсуждение учащимися)

Причины гибели разнообразны:

  • Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
  • Нападение врагов
  • Действие неблагоприятных факторов среды ( засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Когда лев отнимает добычу, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведет борьбу против засухи.

Дарвин выделил 3 основные формы борьбы за существование.

Межвидовая борьба:

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.

Внутривидовая борьба:

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Н/р, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Борьба с неблагоприятными условиями среды:

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

III. Закрепление изученного материала:

Задание: Определить форму борьбы за существование.

В пустыне растет одинокое деревце саксаула. Наблюдаем ли мы в этом случае борьбу за существование? (с неблагопр. условиями)

Возникает ли борьба за существование между коровами и саранчой при массовом ее размножении? (межвидовая)

А по двору метелица
Ковром шелковым стелится,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней…. /С. Есенин/
(борьба с неблагоприятными условиями)

Лес кругом, широкая поляна…
На траве широкой у кургана
Жаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/
(внутривидовая борьба)

А знаете, друзья, что еж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки –
И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/
(межвидовая борьба)

Не причиняйте зла скворцу.
Оберегая род людской,
Помощник наш всегдашний,
Он бьется с грозной саранчой –
Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/
(межвидовая борьба)

Выводы по уроку:

В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.

В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором. А это тема нашего следующего урока.

Домашнее задание: изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Методическая разработка темы составлена с использованием педтехнологии Монахова. Урок содержит разнообразные задания и материалы.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_estestvennyy_otbor.doc 240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

Преподаватель биологии высшей категории Королёва Татьяна Владимировна

Цель методической разработки представление нового материала, обобщение и углубление знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; формирование научного мировоззрения; активизация мыслительной деятельности студентов с использование активного метода обучения моделирования естественного отбора.

Урок разработан с применением педагогической технологии В.М. Монахова.

Методическая разработка включает:

1. ИКУ (информационная карта урока).

2. Биологическое лото.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: комбинированный урок

Место проведения: кабинет № 42

Время 1 час 30 мин.

Освоение знаний о естественном отборе и его видах как, главной движущей силы эволюции

Развить познавательный интерес, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности, умение работать самостоятельно (ОК2) и в группе (ОК6).

Воспитать научное мировоззрение, логическое мышление, познавательную активность

2. Актуализация знаний

- Борьба за существование

4. Моделирование естественного отбора (игра Приложение 3).

- Естественный отбор (презентация)

6. Работа с учебными элементами (прочитать, выполнить задания)

- Для игры: фасоль разного цвета по 200 штук, пластиковые ложки, вилки, ножи

Форма : групповая (5 чел. в группе), индивидуальная

–формы естественного отбора; формы борьбы за существование; сущность действия естественного отбора; вклад Дарвина

- Определять борьбу за существование, естественный отбор

- Использовать знания для решения познавательных задач

1. Естественный отбор

Индивидуальное развитие организма

Организмы, в клетках которых содержится ядро

Наука о наследственности и изменчивости

Определённый участок ДНК

Деление половых клеток

Современное эволюционное учение

Длительное и постепенное развитие органического мира

Процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают наиболее приспособленные организмы

  1. Современное эволюционное учение, основанное на знаниях теории эволюции, генетики и экологии.
  2. Наука о постепенном развитии органического мира.
  3. Ученый античности, который первый высказал идею о развитии мира.

Цель. Показать, как действует естественный отбор.

Оборудование. Пластиковые ложки, вилки, ножи, стаканчики, фасоль белого и красного цвета, горох. Заготовленные по числу команд таблицы.

Таблица результатов эксперимента

  1. Какие команды вымерли и почему?
  2. Почему мы удваивали число оставшихся семян?
  3. Какие реальные события в природе отражает этот эксперимент? Приведите примеры.
  4. Фасолины какого цвета оказались наиболее приспособленными в условиях этого эксперимента и почему?
  5. Какой способ охоты оказался самым успешным в этом эксперименте и почему?

Игра составлена по материалам практикума Общая биология, под редакцией В.К Шумного и Г.М. Дамшица. М Просвещение.

Основы учения о естественном отборе были заложены Ч. Дарвиным в его трудах по теории эволюции (дарвинизме). Понятие о естественном отборе существенно расширилось и углубилось благодаря развитию генетики, трудам И.И. Шмальгаузена и С.С. Четверикова

Основная логика эволюционного учения

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели?

Причины гибели разнообразны:

  • Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
  • Нападение врагов
  • Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Когда лев отнимает добычу, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведет борьбу против засухи.

Дарвин выделил 3 основные формы борьбы за существование.

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Например птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей. У многих животных в процессе эволюции выработались приспособления, помогающие им избежать конкуренции с другими особями своего вида. Например, самцы бобров, медведей метят границы своего участка. Наряду с этим в целях сохранения своего вида у многих животных в процессе эволюции выработались приспособления жить стадами (олени, обезьяны и др.), совместно заботиться о молодняке своей популяции (зайцы, пчелы, пингвины и др.).

Борьба с неблагоприятными условиями среды:

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Задание: Определить форму борьбы за существование.

  • В пустыне растет одинокое деревце саксаула. Наблюдаем ли мы в этом случае борьбу за существование? (с неблагопр. условиями)
  • Возникает ли борьба за существование между коровами и саранчой при массовом ее размножении? (межвидовая)
  • А по двору метелица
    Ковром шелковым стелится,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые, как детки сиротливые
    Прижались у окна.
    Озябли пташки малые, голодные, усталые,
    И жмутся поплотней…. /С. Есенин/
    (борьба с неблагоприятными условиями)
  • Лес кругом, широкая поляна…
    На траве широкой у кургана
    Жаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/
    (внутривидовая борьба)
  • А знаете, друзья, что еж
    Был с мягкой шерсткою когда-то?
    Но объявилась вдруг лиса,
    Защелкали зубами волки –
    И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/
    (межвидовая борьба)
  • Не причиняйте зла скворцу.
    Оберегая род людской,
    Помощник наш всегдашний,
    Он бьется с грозной саранчой –
    Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/
    (межвидовая борьба)

Сопоставив способность всех организмов к неограниченному размножению и разнонаправленной наследственной изменчивости, Дарвин пришел к выводу, что выживают и оставляют потомство особи, отличающиеся более полезными для данного вида свойствами, т. е. в определенных условиях местности происходит естественный отбор .

Таким образом, естественным отбором называют процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают и оставляют потомство в конкретных условиях среды особи с полезными для данного вида признаками и свойствами. Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях). Они могут быть полезными, безразличными и вредными для вида. Полезным для вида будет всякое изменение, повышающее возможность выживания и оставления более многочисленного потомства.

Творческая роль естественного отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида. Естественный отбор является главной движущей силой эволюции органического мира. Различают две формы естественного отбора.

Движущий отбор описал Дарвин, показав, что в изменившихся условиях среды большую возможность выжить и оставить потомство имеют особи, генотипы которых обеспечивают формирование новых, наиболее отвечающих этим условиям признаков. Движущий отбор приводит к образованию новых популяций, а затем видов. Например, в Плимутской бухте (Англия) вследствие постоянного засорения воды органическими остатками на смену прежней популяции краба пришла новая, способная существовать в таких условиях.

Стабилизирующий отбор фиксирует, закрепляет полезные признаки и формы в относительно постоянных условиях среды. Мутации, отклоняющиеся от установившейся оптимальной нормы, в таких условиях, как правило, оказываются менее жизнеспособны и уничтожаются отбором. Эту форму отбора описал советский ученый Иван Иванович Шмальгаузен (1884—1943). Реальность стабилизирующего отбора подтверждается существованием относительно стабильных в определенных условиях возделывания сортов растений и пород животных, а также длительным существованием древних форм (кистеперые рыбы, пресмыкающиеся и др.). Его действие можно наблюдать, например, в замкнутом водоеме (пруд, озеро). В нем при относительно постоянных условиях размножаются особи, признаки которых наиболее соответствуют установившемуся биологическому равновесию. Возникающие отклонения от установившейся нормы нежелательны и отметаются отбором.

Относительная приспособленность (целесообразность). Дарвин считал, что все приспособления организмов к окружающей среде возникли в результате естественного отбора за счет выживания и оставления потомства особями, наиболее приспособленными к данной среде. В процессе эволюции у организмов выработалось множество разнообразных относительных приспособлений к окружающей среде.

Покровительственная окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Многие животные, обитающие в траве (богомолы, кузнечики и др.), окрашены в зеленый цвет, а на снежных равнинах Крайнего Севера — в белый (белые медведи, белые куропатки и др.).

Маскировка — приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан; лохматый морской конек похож на водоросль, в которой прячется; насекомых, живущих на коре деревьев, издали можно принять за лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки).

Предостерегающая (угрожающая) окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных (змеи, осы, шмели).

Мимикрия — сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос; неядовитые змеи — на ядовитых. Это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищенным животным.

У растений также известно много различных приспособлений, позволяющих произрастать во влажных или засушливых местах, обеспечивающих опыление цветков определенными видами насекомых или птиц, способствующих распространению плодов ветром, птицами и животными, препятствующих самоопылению (более длинный пестик и короткие тычинки, разное время созревания тычинок и пестиков) и т.д.

У всех растений и животных в результате естественного отбора сформировались приспособления к жизни в определенной среде, но характер их различен. Например, дельфин плавает при помощи хвостового плавника, а пингвин — видоизмененных крыльев.

Большая плодовитость — приспособленность организмов, подвергающихся значительному уничтожению (тля, черви-паразиты, мелкие рыбы, сорные растения и др.), к сохранению вида. Однако все эти приспособления имеют относительный характер и помогают организму выжить только в тех условиях, в которых они возникли. При изменении условий приспособление перестает быть полезным. Например, зеленые богомолы не видны на зеленой траве, но на побуревшей они хорошо заметны и уничтожаются птицами. Игольчатый покров ежа защищает его от уничтожения многими хищниками, но не спасает от филина, который разрывает жертву на части и заглатывает куски вместе с иглами.

Искусственный отбор, то есть сохранение особей с полезными признаками для размножения и устранения всех остальных, проводит человек, ставящий перед собой определённые задачи. Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но не для животных. Дарвин высказал предположение, что в природе сходным путём накапливаются признаки, полезные только для организма и всего вида в целом, в результате чего образуются виды и разновидности. В этом случае требовалось установить наличие неопределённой индивидуальной изменчивости у диких животных и растений. Кроме того, требовалось доказать наличие в природе какого-то направляющего фактора, действующего аналогично воле человека в процессе искусственного отбора.Дарвин доказал, что у представителей диких видов животных и растений индивидуальная изменчивость наблюдается очень широко. Индивидуальные отклонения могут быть полезными, вредными и безразличными для организма. Все ли особи оставляют потомство? Если нет, то какие факторы сохраняют особые с полезными признаками и устраняют всех остальных?Анализ размножения показал, что все организмы оставляют значительное, иногда очень многочисленное потомство. Одна особь сельди вымётывает 40 тыс. икринок, осётр – 2 млн., на одном растении мака созревает 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детёнышей в возрасте 30-90 лет. За 60 лет они рождают 6 слонят Согласно расчётам, даже при такой низкой рождаемости, через 750 лет потомство одной пары составило бы 19 млн. особей. На основе этих и многих других примеров, Дарвин приходит к выводу, что в природе любой вид живых организмов стремится к размножению в геометрической прогрессии. В то же время число взрослых особей каждого вида остаётся относительно постоянным.Каждая пара организмов даёт гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет, не достигнув половой зрелости. Причины гибели могут быть самыми разнообразными: недостаток питания, болезни, действие факторов среды, эпидемии. Отсюда следует второй вывод Дарвина: в природе происходит непрерывная борьба за существование. Это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды. Борьба может протекать как между организмами и условиями среды, так и между организмами в целом.

Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование:

в) борьбу с неблагоприятными условиями среды.

Межвидовая борьба

Происходит между особями разных видов. Волки – зайцы, лисы – зайцы, волки – лисы и многие другие. В этом случае при непосредственном или не прямом контакте одна особь физически уничтожает другую. Успех одного означает неуспех другого. Травоядные животные смогут выжить и оставить потомство, если они сумеют избежать хищников и будут обеспечены пищей. Но растительной пищей питаются многие организмы: что досталось одному, не достанется другому. Существование трав, в свою очередь, зависит не только от поедания их животными, но и от других условий – опыления, конкуренции с другими растениями. К межвидовой борьбе относятся и взаимоотношения организмов в форме паразитизма. Паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентоспособным.

Внутривидовая борьба

В приведённых примерах межвидовых взаимоотношений напряжённость борьбы между видами ослабляется тем, что, как правило, организм имеет не один, а несколько источников питания. У особей же одного вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Поэтому конкуренция между ними наиболее острая. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряжённой. Например, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования.

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Факторы внешней среды оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных, малоснежных зим. В сильные морозы увеличивается смертность и среди животных, обитающих в почве. Зимой, при недостатке кислорода в водоёмах гибнет рыба.

Все формы борьбы за существование сопровождаются истреблением огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Кто же выживает в этой постоянно происходящей борьбе за существование? Наблюдения показывают, что для растительных и животных организмов характерна всеобщая изменчивость признаков, свойств и бесконечное разнообразие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Таким образом, в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других – явление, названное Дарвином естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных. При изменении условий внешней среды, полезными для выживания могут оказаться какие-то иные, чем прежде, признаки. В результате меняется направление давления отбора, перестраивается генетическая структура вида. Благодаря размножению широко распространяются новые признаки, появляется новый вид.

Следовательно, виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Движущей силой изменения видов, то есть эволюции, является естественный отбор. Материалом для отбора служит наследственная (неопределённая, мутационная) изменчивость. Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организмы (модификационная) не имеет значение для эволюции, поскольку по наследству не передаётся.

Возникновение новых видов Дарвин представлял себе, как длительный процесс накопления полезных индивидуальных изменений, увеличивающихся из поколение в поколение. Это происходит потому, что жизненные ресурсы всегда ограничены. Поэтому самая острая борьба происходит между наиболее сходными особями. Между различающимися в пределах одного вида особями одинаковых потребностей меньше, а конкуренция слабее. Поэтому несхожие особи имеют преимущества в оставлении потомства. С каждым поколением различия становятся всё более выраженными, а промежуточные формы вымирают. Так из одного вида образуются два или несколько. Явление расхождения признаков ведущее к видообразованию Дарвин назвал дивергенцией. Понятие дивергенции Дарвин иллюстрирует примером с четвероногими хищниками. Конкуренция привела к тому, что часть их перешла на питание падалью, другие переселились в новые места обитания – в воду, на деревья.

Причиной дивергенции могут стать и неодинаковые условия среды в разных районах, территории занимаемой видом. Например, две группы особей одного вида вследствие этого будут накапливать различные изменения. Возникает дивергенция. Через определённое число поколений такие группы становятся разновидностями, а затем – новыми видами.

Важно отметить, что для выживания имеет значение не какой-либо признак, а комплекс признаков. Один и тот же признак в зависимости от окружающих условий может способствовать выживанию или напротив, привлекать внимание врагов.

Мутации и половой процесс создают генетическую неоднородность внутри вида. Их действие ненаправленно. Эволюция же – процесс направленный, связанный с выработкой приспособлений по мере прогрессивного усложнения строения и функции животных и растений. Существует лишь один направленный эволюционный фактор – естественный отбор. Под действие отбора могут попасть отдельные особи, либо целые группы. В любом случае отбор сохраняет наиболее приспособленные к данной среде организмы. Нередко отбор сохраняет признаки и свойства, невыгодные для отдельной особи, но полезные для группы особей и вида в целом. Факторами отбора служат условия внешней среды. В зависимости от этих условий, отбор действует в разных направлениях и приводит к неодинаковым эволюционным результатам. В настоящее время различают несколько форм естественного отбора.

Движущий отбор

Этот отбор способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма естественного отбора действует при изменении условий внешней среды. Ярким примером действия отбора в пользу признака, способствующего выживанию, может служить возникновение устойчивого иммунитета к ядохимикатам. Таким образом, ведущая роль в распространении новых признаков внутри данного вида при изменении условий внешней среды принадлежит движущей форме естественного отбора.

Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, большей выраженности, так и в сторону ослабления, вплоть до полного исчезновения. Примером может служить редукция глаз у кротов, утрата крыльев у некоторых видов птиц.

Отбор создаёт приспособления и виды, устраняя от размножения менее удачные особи. Поэтому говорят о творческой роли естественного отбора, поскольку результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.

Стабилизирующий отбор

Действует в постоянных условиях среды. Он направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела, отдельных его частей, формы цветка и т.д. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы. Так у насекомоопыляемых растений размеры и форма цветков очень устойчивы, это объясняется тем, что цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей.

Половой отбор

Раздельнополые животные различаются по строению органов размножения. Нередко различие полов распространяется на внешние признаки, поведение. Это яркий наряд самцов птиц, клыки у моржей и т.д. Многочисленные примеры внешних различий в строении полов называются половым диморфизмом и обусловлены их ролью в половом отборе. Половой отбор представляет конкуренцию самцов за возможность размножения. Этой цели служат пение, демонстративное поведение, ухаживание.

У птиц, разбивка на пары, сопровождается токованием и брачными играми. Всё это происходит в определённое время года и суток. Нередко токование сопровождается жестокими драками самцов. Иногда яркий брачный наряд у самцов появляется только в период размножения. Это яркая окраска самцов лосося. Самки, наоборот, имеют скромную окраску, что связано с заботами о потомстве.

Половой диморфизм и половой отбор распространены в животном мире достаточно широко (включая человека). Эту форму следует рассматривать, как частный случай внутривидового естественного отбора.

Дарвин показал, что принцип естественного отбора объясняет возникновение всех без исключения основных характеристик органического мира: от признаков, свойственных крупным систематическим группам живых организмов, до мелких приспособлений. Теорией Дарвина завершились длительные поиски естествоиспытателей, которые пытались найти объяснение многим чертам сходства, наблюдаемым у организмов, относящихся к разным видам. Дарвин объяснил это сходство родством и показал, как идёт образование новых видов, как происходит эволюция.

С общетеоретической точки зрения главное в учении Дарвина – это идея развития живой природы, противостоящая представлению о застывшем, не изменяющемся мире. Учение Дарвина служит естественно-научной основой для материалистического объяснения целесообразности строения живых организмов, происхождения и многообразия видов.

 Тема урока: Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического


Тема урока: Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира


Скелет мегатерия


Галапагосские вьюрки


Породы собак


Породы лошадей


Породы овец


Породы голубей


Наблюдение 1 В природе любой вид растений и животных стремится к размножению в геометрической прогрессии. Наблюдение № 2 Число особей каждого вида остается относительно постоянным. Многим особям не удается выжить и оставить потомство. Есть ли закономерность в том, кто выживет, кто нет.


• Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. • Одна пара слонов – одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой пары достигла бы 19 млн особей.


Интенсивность размножения организмов Самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки. Травяная лягушка откладывает от 840 до 4000 икринок.


Движущие силы эволюции Пород домашних Наследственная животных и изменчивость сортов Производимый человеком культурных отбор растений Наследственная изменчивость Видов Борьба за существование животных и Естественный отбор растений в дикой природе


Механизмы эволюции согласно теории Ч. Дарвина Способность организмов к Ограниченность Наследственная неограниченному ресурсов среды изменчивость размножению Борьба за существование Естественный отбор Возникновение адаптаций Результат эволюции Возникновение видов


Движущие силы (факторы) эволюции по Ч. Дарвину Борьба за существование Естественный отбор На основе наследственной изменчивости


• Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. • Труд Чарльза Дарвина опубликованный 24 ноября 1859 г.


Формирование длинной шеи у жирафа согласно теориям Ламарка и Дарвина


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда и никем не были созданы. 2. Возникнув естественным путем, виды медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 3. Факторами создания сортов и пород являются наследственная изменчивость и искусственный отбор. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 4. Факторами, приводящими к образованию новых видов в природе являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 5. Борьба за существование – сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. Неизбежность борьбы за существование вытекает из противоречия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 6. Следствием борьбы за существование является естественный отбор – выживание наиболее приспособленных особей. Естественный отбор сохраняет особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особей, не имеющих этих изменений. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 7. Таким образом, из поколения в поколение в результате наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении все большей приспособленности к условиям среды обитания. Приспособленность не абсолютна, она носит относительный характер. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 8. Естественный отбор вызывает дивергенцию (расхождение признаков) внутри вида и может привести к видообразованию. Ч. Дарвин (1809 -1882)


Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина 9. Способность организмов выживать в борьбе за существование не обязательно связана с более высокой организацией, поэтому наряду с высокоорганизованными формами жизни существуют и низкоорганизованные. Ч. Дарвин (1809 -1882)


• Дарвиновская идея о происхождении человека от обезьян встретила яростный отпор со стороны общества • Появились карикатурные изображения • Католические священники даже создали особую академию для борьбы с эволюционным учением, которое называют “скотской философией”


Медаль Дарвина—Уоллеса • Награда Лондонского Линнеевского общества, вручаемая за выдающиеся достижения в эволюционной биологии. • Ранее вручалась каждые пятьдесят лет, начиная с 1908 года, спустя пятьдесят лет после совместной презентации работ Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса • В 2008 году периодичность вручения награды была изменена — начиная с 2010 года она вручается на ежегодной основе. • •


• Задача • Гориллы обычно имеют темный цвет шерсти. В Барселонском зоопарке содержалась белая горилла Снежинка. Все ее особенности в остальном были схожи с собратьями. • Какими положениями эволюционного учения можете объяснить это явление?


• Д/З п. .


Архив


• Задача • Голландский ботаник Хуго де Фриз выращивал энотеру (ослинник) и обнаруживал постоянно среди потомства до 0, 5% особей, резко отличающихся от нормальных растений по высоте стебля, форме и окраске листьев. Интересно то, что эти изменения передавались по наследству. Может ли такое явление иметь практическое значение?


• Задача • У 100 пчел длина губы с язычком оказалась неодинаковой: • 12 особей – самый маленький хоботок, • 10 –наиболее длинный, а • 78 – имели хоботки средних размеров. • Какое значение для жизни популяции имеют эти различия?

Читайте также: