Плодов какого типа не бывает у растений семейства бобовых выберите несколько вариантов ответа

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много­образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче­скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре­делителем или определительными карточками.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей­ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству розоцветные?

Каково основное направление использования этих растений в жизни и хозяйственной деятельности человека?

Какие признаки являются ключевыми при объединении этих растений в одно семейство?

Какие плоды встречаются у растений этого семейства?

Какие соцветия встречаются у растений этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства розоцветные?

Какие лекарственные растения этого семейства вы знаете?

При каких заболеваниях используются эти растения?

Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какие семейства растений класса двудольные мы уже изучили. (Семейства крестоцветные и розоцветные.)

Как вы думаете, за что оно получило такое название? (От­веты учащихся.)

Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К нему относится около 17 000 ви­дов растений (по некоторым данным, 13 000) из почти 700 родов (по некоторым данным, из 500). На территории России произ­растает около 65 родов и более 1800 видов растений семейства бобовых. При этом 23 вида из них занесены в Красную книгу.

Вспомните, сколько видов относится к семействам розо­цветные и крестоцветные. (Число видов растений этих се­мейств — около 3000.)

Скажите, во сколько раз количество видов крестоцветных и розоцветных меньше бобовых. (Примерно в 5,5 раза.)


Растения этого семейства распространены на всех континен­тах земного шара, от тропиков с сухим климатом до территорий с умеренным и даже холодным климатом.

Среди растений этого семейства встречаются самые разнооб­разные жизненные формы, такие, как деревья, кустарники, полуку­старники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений этого семейства сосредо­точено в умеренном и холодном климате, а значительная часть де­ревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.

Вспомните, какой признак строения растений являлся важ­нейшим при объединении розоцветных и крестоцветных в одно семейство. (Строение цветка.)


При объединении растений семейства бобовые строение цвет­ка также играет наиболее важную роль. Цветок у растений данно­го семейства мотылькового типа, неправильный.

Каковы особенности неправильных цветков? (Неправильны­ми называют цветки, имеющие только одну ось симметрии.)

Если провести ось симметрии и вращать цветок вокруг своей оси, его контуры совпадут с первоначальными только при про­хождении полного круга (360°). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неод­нородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабли­ком. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют па­русом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Для некоторых родов характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (на­пример, клевер). Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются ты­чиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений семейства происходит срастание всех тычинок (например, люпин) или же тычинки могут оставаться свободными. Пестик у растений семейства бобовые всегда один.


Рассмотрите изображение цветка бобовых на таблицах, а также в учебнике и попробуйте написать формулу этого цветка. (Один из учеников пишет формулу цветка бобовых на доске, класс проверяет и исправляет ошибки. Учитель помогает и дополняет.)

Формула цветка большинства видов растений семейства бобо­вые (цветка мотылькового типа) выглядит так: ЛЧ(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Цветки могут быть как одиночными, так и собранными в соцве­тия. Среди соцветий наиболее часто встречаются кисть (донник, люпин), головка (клевер), простой колос.

Как вы думаете, каковы причины такого непростого уст­ройства цветка? (Ответы учащихся.)

Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрестного опыления резко возрастает.

Для бобовых характерно разнообразие опылителей и, соответ­ственно, множество приемов опыления. Они опыляются в ос­новном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — руко­крылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые растения или самоопыляемые. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.

Для многих растений семейства характерно появление особых приспособлений цветков для опыления конкретным способом или определенными видами опылителей. Например, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут насекомые только с длинным хоботком, например шмели.

Как вы считаете, каким должен быть плод растений семей­ства бобовые? (Ответы учащихся.)

Плод растений этого семейства называется бобом. Он чаще всего бывает одногнездный, многосеменной, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Но у не­которых растений образуется нераскрывающийся односеменной плод (клевер).


Вспомните, каково строение плода боб.

Нарисуйте строение плода боб. (Один из учеников рисует на доске, другие при необходимости исправляют ошибки и неточности.)

Нарисуйте строение плода стручок. (Один из учеников ри­сует на доске, другие при необходимости исправляют ошиб­ки и неточности.)

В чем состоит отличие в строении плода боб от плода стру­чок? (Ответы учащихся.)

Плод боб одногнездный, семена у него прикрепляются к стен­кам плода. А плод стручок двугнездный, семена у него прикреп­лены к перегородке посередине плода.

Для растений какого семейства характерен плод стручок? (Для растений семейства крестоцветные.)

Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма, с мяси­стыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный.

Какое количество семядолей у этих семян? (У семян бобо­вых две семядоли, так как эти растения относятся к классу двудольных.)

Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собствен­ная корневая система.)

Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, и семена разбрасываются или просто опадают сами. У других ви­дов бобовых семена разносятся птицами, грызунами, муравьями или ветром. Листья у подавляющего большинства видов сложные с крупными прилистниками. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (лю­пин). У многих видов листья видоизменены в усики.

У каких видов растений семейства бобовые листья превра­тились в усики? (Например, у гороха.)

Листорасположение чаще всего очередное. Корневая система у большинства видов стержневая. Для всех представителей бо­бовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в кото­рых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способ­ны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.


Как образуются клубеньки на корнях бобовых? (Бакте­рии из почвы проникают в клетки корней бобовых растений через корневые волоски. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего и образуются подобные видоизменения корней в виде клубеньков.)

Подумайте, являются ли эти бактерии паразитами или это сожительство взаимовыгодное. (Взаимовыгодное.)

Правильно. Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других про­дуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами.

Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В частности, в семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое. В зернах пшеницы содержится до 12%, а в фасоли — до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка, а в семенах сои — до 45%. Именно поэтому растения этого се­мейства так ценны для людей, придерживающихся диетического питания.

После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Семейство бобовых принято подразделять на три подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и собственно бобовые, или мотыльковые. Самым многочисленным является подсемейство бобовых. Из 700 родов семейства бобовых к нему относится около 500, а из 17 000 ви­дов - 12 000.

Семейство Бобовые

Биология 6 .Семейство Мотыльковые Бобовые

Семейство Мотыльковые Бобовые

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Какие типы плодов существуют? Попробуем разобраться в определении и классификации плодов.

Что такое тип плода

Плод — орган, защищающий семена от воздействия внешних факторов.

Плоды различаются по стилю образования. Выделяют:

  • настоящие плоды. Они образуются при помощи только одного пестика;
  • ложные. Помимо пестика за образование плода отвечают цветоложе и околоцветник;
  • сборные. В формировании таких плодов участвуют несколько пестиков одного цветка.

Если за основу деления на типы берется строение, то здесь выделяют два вида: сухие и сочные плоды.

Классификациях сухих плодов

Среди сухих плодов встречаются раскрывающиеся и нераскрывающиеся. В нераскрывающихся плодах находится одно семя, а в раскрывающихся — от двух и больше.

Сухие нераскрывающиеся плоды иначе называют еще односемянными плодами. Внутри этой группы также существует разделение на отдельные типы:

  • зерновка;
  • семянка;
  • крылатка;
  • орех или орешек.

Сухие раскрывающиеся плоды также называются многосемянными плодами. Сухой многосемянной плод бывает в виде:

  • листовки;
  • боба;
  • коробочки;
  • стручка.

Классификация сочных плодов

Так же, как и плоды сухие и сочные делятся на односемянные и многосемянные.

Сочные односемянные плоды — это костянка и многокостянка.

Сочные многосемянные плоды — это ягода, соплодие и ягодоподобные.

Ягодоподобные плоды — это такие плоды как яблоко, тыквина и померанец.

Общая характеристика типов плодов

Помимо классификации плодов дадим краткую их характеристику. Представим список, а потом типы плодов в таблице.

Орех или орешник — нераскрывающийся сухой плод. У него отмечается твердый и одеревеневший околоплодник. Отличие орешка от ореха заключается только в размерах: орешек меньше. Сухие односемянные плоды в виде ореха свойственны для лещины, грецкого ореха, фундука.

В отличие от ореха, у желудя более мягкий околоплодник, а сам плод покрывает чашевидная плюска с защитным покрывалом. Это тоже сухой нераскрывающийся плод. Желудь как плод встречается у дуба.

Зерновка тоже относится к сухим нераскрывающимся плодам. Семя зерновки имеет плотное сращение с тонким околоплодником. Такой тип плода наблюдается у злаковых.

Если речь идет о семянке, то это тоже сухой нераскрывающийся плод, который имеет кожистый околоплодник — он не связан с семенем, обычно имеет хохолок или летучку. Такие плоды наблюдают у одуванчика и подсолнечника.

Крылатка — вариант плода семянки, но, в отличие от него, у крылатки есть крыловидный придаток. Такой плод у клена и ясеня.

Какой тип плода характерен для семейства бобовые? Для этого семейства характерен плод боб — сухой, многосемянной и раскрывающийся. Он образуется при помощи одного плодолистика, который вскрывается по двум швам: спинному и брюшному. Семена боба прикреплены к створкам околоплодника.

Коробочка — сухой раскрывающийся плод. Его образуют несколько плодолистиков. Так происходит у мака, льна.

Под листовкой понимают сухой многосемянной раскрывающийся одногнездный плод. Он раскрывается по брюшному шву. Листовка встречается у магнолии и пиона.

К сухому раскрывающемуся многосемянному двухгнездному плоду относится стручок или стручочек. В таких плодах семена прикреплены к продольной перегородке и находятся между створками. Такой тип плода встречается у редиса, капусты, горчицы, пастушьей сумки.

Костянка — односемянной сочный плод, у которого есть внутренний деревянистый слой. Отмечается дифференциация на тонкий поверхностный слой. Есть мясистый средний слой. Костянка есть у сливы, вишни, персика.

Многокостянка представляет собой группу костянок, которые были образованы из одного цветка. Малина и ежевика — пример плода многокостянки.

Ягода является сочным многосемянным плодом, у которого наблюдается сочный мясистый околоплодник (исключение — тонкий верхний слой). Ягода встречается у клюквы, винограда, томатов, смородины. Какой тип плода характерен для семейства пасленовые? Также ягода (еще может быть коробочка).

Сочный многосемянной плод яблоко формируется путем сращивания цветоложа и околоплодника. Такой плод у груши, яблони, рябины, айвы.

Тыквиной называют сочный многосемянной ложный плод. Его формирует мясистое, сросшееся и разбухшее цветоложе. Тыквина имеет твердый кожистый внешний слой. Плод тыквина характерен для арбуза и тыквы.

Померанец содержит в наружном слое эфирные масла. Средний слой у него представлен белой губчатой тканью. Внутренний слой померанца мясистый и сочный. Цитрусовые — яркий представитель с такими плодами.

Соплодие — группа плодов, которые срослись друг с другом и собраны из отдельных цветков соцветия. Соплодие есть у ананаса, шелковицы, инжира, свеклы.

Какие бывают плоды? Вы можете видеть классификацию плодов в таблице ниже:

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Зам дир. по УВР Директор школы №221

____Хусаинова Г.И. _____ Корнева О.М.

Разработка открытого урока

СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ (МОТЫЛЬКОВЫЕ)

6 класс

Класс 6 Дата

Тема урока: КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ (МОТЫЛЬКОВЫЕ)

Цели урока:

● Обучающая – закрепить полученные знания об особенностях строения семейства паслёновые, умение распознавать и определять растения семейства пасленовых. Познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых. Развивать систематические понятия; прививать практические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства бобовых.

● Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

● Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое оборудование: проектор, слайды, муляж цветка семейства бобовых,

Ход урока:

I .Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку:

Здравствуйте ребята, посмотрите пожалуйста на друг друга, улыбнитесь, пожелайте добра, удачи, садитесь пожалуйста.

S Называется тема урока (Слайд № 1) ;

S Ставится цель урока ;

S Ученики записывают в тетрадях тему урока;

S Ставятся задачи урока (Слайд № 2).

II. Опрос пройденного материала

1. На прошлом уроке мы познакомились с представителями растений класса Двудольные семейства мальвовые. Назовите растения, изображённые на экране. (Слайд № 3)

2. Каковы основные признаки семейства мальвовые? (Слайд № 3)

Ø Вспомните, какой признак строения растений является важнейшим при объединении их в одно семейство? (Строение цветка) Цветки правильные. Вспомните, что такое правильный цветок, каковы его особенности? (правильные цветки – листочки околоцветника располагаются так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии).

Ø Цветки могут быть как одиночными, так и собранными в … (соцветия). Что такое соцветие? (это группа цветов, расположенных друг к другу в определённом порядке). Какие соцветия встречаются у растений семейства мальвовые?

Ø Какие типы плодов встречаются у растений семейства мальвовые? 3. Какова формула цветка растений семейства мальвовые? (Слайд № 4)

4. Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства? (Слайд № 5) (деревья, кустарники, полукустарники, травы).

5. Какова примерная численность растений этого семейства? (Слайд № 4) (Около 3 тысяч видов).

6. Перечислите основные направления использования растений семейства мальвовые. (Слайд № 6)

Введение в тему:

Учитель – вопрос к классу: мы вспомнили характерные особенности, морфологическую характеристику и практическое значение растений семейства мальвовые (слайды №7- 8)

А какие ещё семейства растений класса Двудольные вы знаете? (семейства: крестоцветные, розоцветные, паслёновые, бобовые, сложноцветные ).

III. Изучение новой темы: “Класс Двудольные. Семейство бобовые”

Сегодня мы поговорим о растениях, которых на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. Эти растения семейства бобовые (Слайд № 9) .

Отгадайте загадки – какие растения изображены на рисунках (Слайд № 10-16) :

1. Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация).

2. Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек (Люпин).

3. Цветок – крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод (Горох).

4. Даже в день укоса кустик – ниже проса. Зато семя одно – ста просинкам равно (Бобы).

5. Голодный шмелик вздыхает тяжко:

- Поесть бы кашки…

- Да вот же – кашка!

- в ней сок медовый –

- шмелям и пчелам обед готовый (Клевер луговой).

Семейство бобовые имеет второе название мотыльковые. Как вы думаете, за что оно получило такое название? Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. (Слайд № 15-18)

Рассмотрим характерные особенности семейства бобовые.

(Учащиеся записывают в тетрадь)

Ø Бобовые – одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К этому семейству растений относится около 12 тысяч видов растений из почти 500 родов

Ø Работа с учебником:

Ø Пользуясь текстом приложения, пункт 1, найдите, где встречаются растения семейства бобовые (2 мин). ( Растения этого семейства распространены на всех континентах Земного шара, от тропических стран с сухим климатом до стран с умеренным и даже холодным климатом)

Ø Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства? ( Одно- и многолетние травы, кустарники, полукустарники, лианы и деревья)

Ø Вспомните, какой признак строения растений являлся важнейшим при объединении розоцветных и паслёновых растений в одно семейство? (Строение цветка). При объединении растений семейства бобовые строение цветка также играет наиболее важную роль (Слайд № 15) .

Ø Цветок у растений данного семейства мотылькового типа (Слайд № 12) . Обратимся к приложению, пункт 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какую форму имеют цветки растения семейства и какова

формула цветка? (3 мин). (Неправильные – цветки, имеющие только одну ось симметрии). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неоднородных лепестков. Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются тычиночными нитями. Пестик у растений семейства всегда один. Формула цветка: Ч5Л1+2+(2)Т(9+1)

Ø Строение цветка бобовых часто сравнивают с корабликом. (Слайд № 12) . Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют парусом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют вёслами (иногда крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Ø Цветки бобовых могут быть как одиночными, так и собранными в соцветия. (Слайд № 13) . Обратимся к приложению, пункт 3. Какие соцветия наиболее часто встречаются среди бобовых? (1 мин). (Кисть (донник, люпин) и головка (клевер)).

Ø Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести его на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрёстного опыления резко возрастает.

Ø Для бобовых характерно разнообразие опылителей и соответственно многообразие приёмов опыления. Они опыляются в основном пчёлами и бабочками, реже птицами, иногда рукокрылыми (летучими мышами). Но иногда встречаются ветроопыляемые растения или происходит самоопыление. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.

Ø Как вы считаете, каким должен быть плод растений семейства бобовые? (Боб). Чаще всего он бывает одногнёздный (семена прикрепляются к стенкам плода), многосемянный, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма, с мясистыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный. Что такое эндосперм? (Запасающая ткань – питательные вещества). Сколько семядолей содержится в семени бобовых и почему? У семян бобовых две семядоли, так как эти растения относят к классу двудольных. (Слайд № 13) . Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собственная корневая система.

Ø Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, а семена разбрасываются или просто опадают сами. У других видов бобовых семена распространяются птицами, грызунами, муравьями или ветром.

Ø (Слайд № 14) . Для всех представителей бобовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в которых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.

Ø Прочитайте пункт 4 приложения и ответьте на вопрос: Какую роль играют клубеньковые бактерии в жизни бобовых? ( Являются ли эти бактерии паразитами, или сожительство взаимовыгодное?) (3 мин). Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других продуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами. Такое сотрудничество называется симбиоз.

Ø Обратимся к приложению, пункт 5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какова функция растений семейства бобовые и где в связи с выполняемой функцией применяются данные растения? (2 мин). Бобовые обогащают азотом почву и применяются с этой целью в севооборотах. Семена их содержат много углеводов, но ценятся главным образом как источник белка, которого здесь больше, чем в любых других сельскохозяйственных культурах. Это высокопитательный пищевой продукт для человека и домашних животных; для последних ценным кормом является также зеленая масса большинства бобовых.

Ø Познакомимся с практическим значением растений данного семейства. Среди бобовых:

Ø пищевые растения (Слайд № 15) (горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, чечевица);

Ø кормовые растения (Слайд № 16) (клевер, люцерна, верблюжья колючка, донник);

Ø декоративные растения (Слайд № 17) (душистый горошек, люпин, гледичия, акация (жёлтая и белая);

Ø лекарственные растения (Слайд № 18) (клевер, солодка, донник лекарственный, стальник колючий).

Кроме того, богатые азотом растения бобовых используют как зелёные удобрения. Такие растения, как однолетний люпин, донник, вику, астрагал, запахивают вместе с зелёной массой. Растения перегнивают, обогащая почву ценными удобрениями – соединениями азота. Из сои и арахиса добывают растительное масло, которое активно используется в пищевой промышленности. Многие растения семейства бобовых используют для получения различных красок (дрок красильный). Древесина многих тропических видов деревьев даёт высокоценные сорта розового, красного и чёрного дерева.

I V . Закрепление знаний:

Сегодня на уроке мы выявили характерные признаки растения класса Двудольные семейства бобовые и познакомились с практическим применением растений данного семейства. Учитель рисует кластер на доске : Бобовые.

1. Какие растения относят к семейству бобовые? (Акация, горох, боб, люпин, клевер, донник, люцерна, верблюжья колючка…)

2. Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства? ( Одно- и многолетние травы, кустарники, полукустарники, лианы и деревья)

3. Какова формула цветка растений семейства паслёновые? ( Формула цветка: Ч5Л1+2+(2)Т(9+1))

4. Какие плоды встречаются у растений этого семейства? Боб (одногнёздный, многосемянный).

5. Каковы направления использования бобовых?

Ø пищевые растения (горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, чечевица);

Ø кормовые растения (клевер, люцерна, верблюжья колючка, донник);

Ø декоративные растения (люпин, душистый горошек, акация (жёлтая и белая);

Ø лекарственные растения (клевер, солодка, донник лекарственный, стальник колючий).

V . Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок

Рефлексия : О чём вы сегодня узнали на уроке?

Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

Где вы их можете использовать?

VI . Домашнее задание: Параграф читать, составить синквейн на тему : Горох или фасоль (Слайд № 19,20)

Какие культурные растения и по каким признакам относят к семейству бобовых?

Решение

Семейство бобовых или мотыльковых объединяет более 12 000 видов растений, среди которых есть однолетние и многолетние деревья, кустарники и травы.
У всех бобовых растений цветок имеет неправильную форму. Околоцветник у них двойной, венчик состоит из 5 лепестков, два из которых сросшиеся, а чашечка – из 5 сросшихся чашелистиков. Лепестки цветков у них отличаются особыми названиями: два сросшихся нижних – лодочка, боковые – весла, самый крупный верхний – парус.
Формула цветка большинства мотыльковых:
⚥↑ $Ч_$ $Л_$ $Т_$ $П_$
Пестик располагается внутри лодочки и окружен десятью тычинками. Практически у всех растений семейства бобовые нити девяти тычинок сросшиеся, а одна остается свободной. Однако иногда все тычинки срощены, например, как у люпина, либо свободны.
В клетках корней бобовых растений из почвы через корневые волоски проникают бактерии. Они нужны для того, чтобы поглощать и усваивать свободный азот воздуха, вызывая деление и увеличение размеров клеток, провоцируя тем самым появление на корнях клубеньков. Плод у всех бобовых растений – боб, соцветия – головка и кисть.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Читайте также: