План здоровьесберегающих технологий в детском саду

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:

  • Сохранение и укрепление детского здорoвья на основе комплексного и систематического использования доступных для ДОУ средств физического, психоэмоционального развития, организации двигательной активности на свежем воздухе.
  • Создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления дошкольников.
  • Развитие физических качеств воспитанников.
  • Контроль двигательной деятельности детей и становление их физической культуры.
  • Обеспечение активной позиции воспитанников в процессе получения знаний о здоровом образе жизни и мотивация к знаниям, пропаганда здорового образа жизни.
  • Снятие психоэмoционального напряжения и создание положительного эмоционального настрoя.
  • Профилактика различных заболеваний, нарушений опорно – двигательного аппарата, формирование правильной здоровой осанки.
  • Воспитание привычки повседневной физической активности и навыков гигиены.
  • Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих дошкольников в укреплении их здоровья, физической культуры и развития творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:

  • Медико – профилактические технологии. Направлены на сохранение и укрепление детского здоровья под контролем медицинских работников детского сада в соответствии с медицинскими нормативными документами (мониторинг здоровья и физического развития воспитанников, прививки, организация и контроль качества питания, профилактические мероприятия, витаминизация, организация здоровьесберегающей среды и др.).
  • Физкультурно – оздоровительные технологии. Направлены непосредственно на укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников. Реализуются воспитателями и специалистами по физической культуре (развитие физической культуры и двигательной активности детей, организация закаливания, фитотерапия, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, организация занятий по плаванию в бассейне, массаж, дыхательная гимнастика и др.).
  • Технологии обеспечения социально – психологического благополучия детей. Направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного настроения воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и воспитателями в детском саду и в кругу семьи. Реализуются как воспитателем, так и штатным психологом ДОУ.
  • Технологии здоровьесбережения педагогов. Направлены на укрепление культуры здоровья педагогического состава ДОУ, формирование потребности здорового образа жизни.
  • Технологии валеологического просвещения родителей. Направлены на обеспечение непрерывного валеологического информирования и образованности родителей.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ. Направлены на воспитание у детей культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. Имеют целью не только сохранить и преумножить здоровье ребенка, но и научить заботиться о своем здоровье самому, закрепить навыки гигиены и физической активности. Этот вид здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших, так как не только закладывает у воспитанников устойчивую мотивацию к физической культуре, но и обеспечивает багажом навыков, прививает интерес к гигиене, трудолюбию и спортивным традициям. Стоит рассмотреть их подробнее.

Здоровьесберегающие образовательные технологиив детском саду

Все чаще педагоги, педиатры, валеологи уделяют внимание именно здоровьесберегающим образовательным технологиям в ДОУ как подвиду здоровьесберегающих технологий, понимая под этим не просто комплекс средств и методик охраны здоровья в системе образования, а технологии мотивации и перспективного обучения детей здоровому образу жизни. Они могут быть разными:

  • Физкультурные занятия
  • Коммуникативные игры
  • Игротренинги
  • Игровая оздоровительная йога
  • Игротерапия
  • Уроки здоровья
  • Точечный самомассаж и другие.

Главное их условие – получение детьми устойчивой мотивации к физической культуре и формирование прочных навыков заботы о своем здоровье с перспективой в будущее. Стоит учесть, что большинство таких занятий будут более эффективны в старших дошкольных группах.

Физкультурные занятия могут быть организованы в спортивном либо музыкальном залах, а для детей младшего дошкольного возраста – в своей групповой комнате. Время проведения – 2 – 3 раза в неделю, в первой половине дня, по 10 – 15 минут для младших детей и до 30 минут для старших дошколят. Одно из необходимых условий – проветривание помещения перед началом занятий. Организатором и исполнителем физкультурного занятия может быть как руководитель физического воспитания, так и непосредственно воспитатель группы.

Игротренинги представляют собой систематические тренировки определенных навыков. Их можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, индивидуально или коллективно. Игротренинги могут быть логопедические, пальчиковые, словесные, ролевые, релаксационные, арт — терапийные и другие, в зависимости от целей и условий. В проведении игротренингов помогают картинки, слайды, музыкальное сопровождение. Проводятся воспитателем, психологом.

Игровая йога проводится в старших группах дошкольников с целью релаксации, формирования позитивного отношения к окружающему миру, укрепления координации, мышечного корсета, улучшения осанки, растяжки, укрепления нервной системы. Полезна для активных и гиперактивных детей перед сном и для подготовки усидчивости перед поступлением в школу. Дети под грамотным руководством пропевают звуки, выполняют несложные упражнения, изображая животных, тренируют дыхательную систему. Все занятие может сопровождаться приятной музыкой. Игровая йога отлично формирует у детей привычки снимать напряжение, расслабляться, правильно дышать.

Игротерапия – этот один из методов психотерапевтического, психологического воздействия, направленный на восстановление эмоционального здоровья. Лечебные игры могут проводится ежедневно в течение дня воспитателями, психологами. Игротерапия важна для коррекции поведения, преодоления детских конфликтов, раскрытия эмоциональных отношений. Она включает подвижные игры, соревнования, куклотерапию, сказкотерапию, театральные занятия и другие виды детской деятельности, проводимые педагогом с заранее поставленной лечебной или коррекционной целью.

Уроки здоровья проводят в средних и старших группах 1 раз в неделю. Дети получают знания из физиологии, анатомии и выполняют практические задания. Варианты:

Уроки здоровья закрепляют у детей навыки гигиены, приучают к опрятности, здоровому образу жизни, физическим упражнениям, соблюдению правил безопасности.

Точечный самомассаж может проводиться воспитателем, медсестрой, руководителем физических занятий в период массовых заболеваний в группах старших дошкольников. Для наглядности иногда используют мультимедийные игровые пособия либо специальные модули. Самомассаж лучше воспринимается детьми в игровой форме. Они учатся массировать голову, лицо, руки, пальчики, ступни ног, при этом тренируют память, запоминая сопровождающие стишки. Важно научить детей правильно воздействовать на массажные точки, не причиняя вреда здоровью. Точечный самомассаж расслабляет мышцы, снимает нервное напряжение.

Применение здоровьесберегающих технологийв режиме дня ДОУ

Ежедневное повторение гигиенических процедур и физических упражнений в одно и то же время формирует навыки и привычки личной гигиены и физической культуры. Организм ребенка привыкает к заданному ритму, подстраивается под режим, способствует ожидаемому и мягкому переходу к следующему виду деятельности. Установленный режим защищает нервную систему дошкольников от эмоционального и физического переутомления.

Варианты использования здоровьесберегающих технологий в режиме детского сада:


ежимные моменты Оздоровительные мероприятия
Утро Мытье рук и лица прохладной водой
Утренняя зарядка
Пальчиковая гимнастика
Игровой (точечный) самомассаж
Утренние занятия Звуковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Игротренинги
Динамическая пауза в ходе творческого занятия
Игровая йога
Плавание в бассейне
Ритмопластика
Уроки здоровья
Закаливающие процедуры
Прогулка Двигательная активность (бег, игры, упражнения)
Дыхательная гимнастика
Подвижные игры
Коммуникативные игры
Перед сном Ходьба по мокрым дорожкам
Элементы аутотренинга или йоги
Релаксация под музыку в постели
Сказкотерапия
После сна Гимнастика пробуждения в постели
Пальчиковая гимнастика
Сухое растирание
Хождение босиком
Массажные коврики и корригирующие дорожки
После полдника Упражнения для осанки
Психогимнастика
Игротерапия
Вечер Артикуляционная тренировка
Йога в играх

Применение отдельных мероприятий в системе здоровьесберегающих технологий в детском саду допустимо исключительно с учетом возрастных и физических особенностей воспитанников.

Автор: Ильина Венера Константиновна

Населенный пункт: РТ, Пестречинский район, с. Пестрецы

Целью мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Будем говорить о современных и наиболее часто используемых в ДОУ здоровьесберегающих технологиях и методах, их реализации в условиях введения ФГОС ДО.

Обоснование выбранной педагогической технологии.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой является укрепление здоровья детей

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

  • пункту 4.6 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями и т.д., поэтому, очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

- Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Позвольте познакомить Вас с методом - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Основоположниками являются американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое, а обучая правое – обучаете весь мозг. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и координация пальцев.

Представленные мною игровые упражнения как раз способствуют развитию межполушарных взаимодействий.

Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений?

- Упражнения для развития мелкой моторики;

- Упражнения на релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Предлагаю вам поиграть в воздушный футбол. Давайте разделимся на две команды и с помощью дыхания забиваем сопернику гол.

Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения используется наглядный материал и показ педагога (показ картин).

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно. Поиграем?

- Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Массаж пальцев рук и ладоней:

Массаж грецкими орехами:

-Катать два ореха между ладонями;

-Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

Массаж с природным материалом – шишкой

- Катать шишку между ладонями

Массаж с разными крупами и бусами.

Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

Упражнение с педагогами:

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

А теперь их на бочок - И зажали в кулачок.

Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии.

Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.

Автор Су-Джока южно-корейский профессор Пак Чже Ву.

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Достоинства терапии Су-Джок.

  • Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
  • Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
  • Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)

Стала гладить и ласкать,

Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)

Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, средний и т.д.

Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Релаксация. При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. В настоящее время мы практически не можем избежать большого количества повседневных стрессов. При этом, далеко не все умеют восстанавливаться, расслабляться и справляться с навалившимися стрессами самостоятельно. Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.

Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому что в них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению расслабляться.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед — тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

  • Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего

Итог мастер- класса

- Я рассказала и показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.

В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Будьте всегда здоровы и счастливы! Здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!

Читайте также: