План уборки территории детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 4360 0

Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем на участке. Развивать чувство ответственности, старательности. Воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.

Оборудование. Веники, грабли, ящики для мусора, перчатки

Дети осматривают участок, отвечают (подмести листья, убрать мусор и т.п.)

Педагог предлагает: «Перед тем как нам начать трудиться, выберите трех бригадиров, (дети выбирают бригадиров). И пусть они подойдут получить задание.

На участок приходит дворник.

Педагог: «А вот и наш Анатолий Петрович. Поздоровайтесь с ним. Он вам раздаст необходимый инвентарь.

Дети по предложению дворника берут веники, грабли, ящики под мусор, перчатки и помогают убирать участок вместе с воспитателем и дворником.

Воспитатель с удовлетворением замечает, что так много дел смогли сделать потому, что трудились вместе дружно, помогая друг другу. Приводит примеры настойчивости, старательности, самостоятельности детей в труде.

Дворник благодарить всех детей: «Вы самые лучшие помощники для взрослых! Спасибо вам!

Затем воспитатель просит детей собрать инвентарь, очистить от грязи и листьев, и убрать его на место.

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира. Уже повзрослев, человек, часто на подсознательном уровне, воспроизводит стандарты своего детства и старается им подражать.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.

Первоначально важно сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, выявить причины.

1. Характеристика территории ДОУ и план размещения объектов на 01.09.2005 г.

1.1. Описание территории

Общая площадь территории ДОУ ______ кв. м., состояние ограждения.
Расположение объектов (спортивная площадка, стадион, сооружения и оборудование).
Озеленение и освещение.

1.2. План-схема территории ДОУ
Представлен ксерокопией кадастрового плана.

2. Проект благоустройства территории ДОУ

2.1. Генеральный план благоустройства территории

2.2. Пояснительная записка

В состав территории ДОУ: (площадь, занимаемая зданием, детские игровые площадки, физкультурная площадка, генеральный план озеленения, хозпостройки).

2.2.1. Спортивная площадка: (размер и расчет на одного ребенка)

2.2.2. Назначение детских игровых площадок

2.2.3. Озеленение участка: (благоустройство и озеленение прогулочных участков, создание комфортной ландшафтной зоны.)

2.2.4. Площадка для изучения правил дорожного движения – автодром: игровое пространство, с помощью которого дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и с правилами движения.

3. Анализ выполнения плана благоустройства территории до 2005 года

4. Анализ состояния участка детского сада на 01.09.2005 г.

5. Перспективный план благоустройства территории на 2005–2010 г.

Таким образом, проект благоустройства решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Администрация образовательного учреждения должна обеспечить должный уход за территорией, примыкающей к школе, садику, вузу и т. д. Работы по уборке территории различаются по типу, времени и периодичности проведения. Все работы, включая те, к которым привлекаются дети, должны быть указаны в соответствующих регламентах и приказах учреждения.

Как часто проводят уборку на территории участка учреждения образования (ДОУ, СОШ, ВУЗ и других)

Как проводится уборка прилегающей территории

Уборка на территории, прилегающей к детским садам и школам, заканчивается до 8:00. Далее необходимо поддерживать чистоту в течение рабочего дня. Периодичность проведения уборки техническим персоналом зависит от времени года и конкретных погодных условий.

Уборка территории зимой

Зимой порядок на территориях возле детских садов и школ необходимо проводить с 1 ноября по 15 апреля.

Данные работы включают в себя:

  1. уборка снега (каждый день);
  2. устранение наледи на дорожках;
  3. насыпание на дорожки специальных веществ от гололеда.

Если снег выпал совсем недавно, его необходимо сдвигать в кучи минимум 3 раза ежедневно. При наличии обильного снегопада уборка территории от снега проводится каждые 3 часа. В случае если снег в конкретный день не выпал, достаточно 1 раз в сутки подмести территорию.

Каждые 2 дня необходимо устранять снег и наледь с канализационных люков, водосточных каналов и крыш школьного/дошкольного учреждения.

Иногда слой снега становится слишком толстым, и тогда на помощь приходит плужно-щеточный снегоочиститель. Нередко привлекается трактор и другая спецтехника. В таких случаях снег нужно сформировать в кучи с дорожек и тротуаров по бордюру. Максимальная высота таких снежных куч не должна превышать 1 м. Если снег убирается трактором, то администрация учреждения в целях безопасности детей должна установить специальные ограждения.

Уборка территории летом

Летняя уборка прилегающей к школьным и дошкольным учреждениям территории проводится с 15 апреля по 31 декабря.

В такой период организуются следующие работы:

  1. ремонт покрытий;
  2. покраска скамеек, беседок, ограждений, игровых площадок, урн и других сооружений;
  3. уход за кустарниками, газонами, цветниками.

Если день светлый и ясный, без дождей, то территорию нужно подметать ежедневно 1 раз в день. Если идут дожди, то территория убирается 2 раза в день. Урны протирают 2 раза ежемесячно. Территорию необходимо промыть 3 раза в сезон, а указатели протираются 5 раз за это же время.

Порядок ухода за газонами

Уход за газоном подразумевает скашивание травы, полив, уборку опавших листьев и мусора. Каждые 2 дня необходимо убирать газоны от опавшей листвы, накопленного мусора. 5 раз в сезон проводится стрижка кустарников, травы. В весенне-осенние месяцы, когда грязи на улице становится больше из-за осадков, необходимо регулярно прочесывать газон острыми граблями.

Летом в отсутствие дождя насаждения на территории (газон в том числе) ежедневно утром или вечером необходимо поливать. Полив осуществляется вечером после 18:00 или утром до 8:00. Минимум 5 раз в летние месяцы необходимо стричь газоны на высоту до 5 см. Скошенную траву в 3-дневный период нужно полностью удалить с территории.

Для уборки скошенной травы и листьев используются веерные грабли. Острые грабли применять нельзя – иначе верхний слой травяного покрова будет поврежден. Если территория отделена от жилой застройки, то для устранения листвы и травы применяются воздуходувки, специальные технические пылесосы.

Особенности и нюансы

Если возникли экстремальные погодные условия (например, гололед, сильные снегопад, ливень), то оперативная группа (штаб) выносит решение о дальнейшем режиме работ по уборке территории.

Также каждые 2 дня необходимо выбрасывать содержимое урн, а сами емкости еженедельно мыть. 1 раз в сутки убираются контейнерные площадки. Каждый квартал необходимо обследовать люки смотровых колодцев.

По мере загрязнения или 2 раза в сезон нужно протирать от пыли и загрязнений номерные знаки, указатели.

Прилегающие к образовательным учреждениям территории делятся по видам покрытий – неусовершенствованные (покрытые булыжником, щебнем) и усовершенствованные (покрытые брусчаткой, асфальтом), а также без покрытий. Помимо этого, территории делятся на 3 класса в соответствии с интенсивностью пешеходного движения – до 50, до 100 и от 100 человек в час. Подобная классификация тоже принимается в учет при организации уборки территории.

Вне зависимости от должности каждый работник школы несет дисциплинарную ответственность в случае невыполнения требований регламента, который установлен в конкретном образовательном учреждении.

Привлечение школьников к дежурствам

По закону принудительно привлекать детей к общественно-полезным работам без его согласия и разрешения родителей запрещено. Однако это положение не относится к дежурствам и другим мероприятиям, которые включены в учебный план. Во время дежурств школьникам нужно только выносить мусор, мыть доску от надписей, поливать цветы. Учитель составляет список учеников, каждый из которых должен в определенный день выполнять работы по дежурству.

Дежурства и прочий труд необходимы в целях воспитания. Школьники, следя за чистотой в классе, понимают, что для поддержания порядка нужны усилия, что труд технических работников школы необходимо уважать.

На текущий момент создается законопроект о том, что субботники включаются в перечень обязательных общественно-полезных работ, для участия в которых согласие ученика и его родителей не требуются.

Привлечение школьников к субботникам

Школьные субботники способствуют развитию у учащихся трудолюбия, ответственного и бережного отношения к чужому имуществу и труду. Субботники проводятся ежегодно, а участвовать в них могут только те дети и сотрудники, которые получили инструктаж, прошли технику безопасности и не имеют медицинских противопоказаний к работе. Учащимся и сотрудникам выдают специальные средства защиты (резиновые перчатки и т. д.) для уборки листьев, веток и острых предметов.

К работе допускается приобщать учащихся с 5 класса. Если у ребенка есть медицинские противопоказания, ему предлагаются или упрощенные работы, или интеллектуальные задачи – например, составить график работ, провести учет инвентаря, придумать развлечения в перерывах между работами. В качестве инвентаря выступают ведра, грабли, мусорные мешки, лопаты и т. д. С разрешения родителей дети могут принести инвентарь из дома.

За 10 дней до проведения субботника администрация школы составляет соответствующий приказ. В этом документе прописывается, где проводится субботник, когда. О субботнике информируются учителя, дети и их родители.

Каждый ребенок должен получить одинаковый объем работ. Стоит разделить учеников на несколько групп по возрасту или полу. Например, старшеклассники могут выносить тяжелые мусорные мешки, а учащиеся помладше собирают мусор, метут дорожки и крыльцо. Мальчики занимаются копанием грядок, девочки – побелкой бордюров и деревьев. Учителя должны работать наравне с детьми.

После проведения субботника уполномоченные лица составляют приказ, где указываются дата проведения, число участников и руководителей, объем проведенных работ. После этого проводится анализ трудовой деятельности, и результаты также фиксируются в документах.

Читайте также: