План по благоустройству и озеленению территории детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Я хочу представить вниманию проект по благоустройству территории детского сада "Удивительный мир вокруг нас". Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Оценить 1797 0

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

Проект

благоустройства и озеленения

территории МДОУ №26

Сроки реализации проекта:

май-август 2016 года

Стрекаловская С.А.- заместитель

Технологическая карта проекта

Тип: Практико-ориентированный

Вид: Творческий

Основания для разработки проекта:

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.

Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.

Сроки реализации проекта: май – август2016 года.

Руководитель проекта: заместитель заведующего Стрекаловская С.А.

Участники проекта: Педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, общественность

Цель:Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО посредством благоустройства территории детского сада и оформления эстетической красивой природной среды детского сада.

1. Улучшить художественное оформление участка ДОУ.

2. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

3. Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

4. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, социальных партнеров.

5. Формировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию нравственности и патриотизма.

Краткое содержание проекта

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный (май 2016 г.)

- анализ состояния участка детского сада и существующих проблем;

- постановка целей и задач;

- определение объема работы;

- сбор бросового материала.

Составление карты — схемы создания участка. Работа с интернет-ресурсами.

2 этап – внедренческий (май-июнь 2016 г.)

Реализация проекта (план - см. приложение № 1)

3 этап – заключительный:

- уборка территории участка от мусора;

- презентация видеоролика на родительском собрании

Ожидаемые результаты:

Благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;

создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;

создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

создание условий увеличение привлекательности учреждения, которая поднимет его рейтинг в системе образования в районе и городе.

повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан для благоустройства территории детского сада.





Автор проекта: Пайдутова Е.Н.

Паспорт проекта

2. Обоснование основных идей проекта, проблема, гипотеза

3. Целеполагание: цель, задачи, ожидаемые результаты

4. Этапы реализация проекта

5. Финансовое обеспечение проекта

Паспорт проекта

Основание для разработки проекта: Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный облик дошкольного учреждения, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на территории детского сада круглый год.

Цель проекта: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое и холодное время года.

Задачи проекта:

Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

Вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей.

Улучшить художественное оформление участка детского сада.

Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

Ожидаемые результаты:

благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности детского сада;

создание условий для отдыха, двигательной активности, экспериментирования и трудовой деятельности детей;

привлечение сотрудников, воспитанников, родителей к благоустройству территории;

повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников;

создание условий увеличение привлекательности учреждения, которая поднимет его рейтинг в системе образования в районе.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Участники проекта: Дети 4-7 лет, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: Апрель 2017 г.- Октябрь 2017г.

Качественные показатели:

В результате реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.

Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:

Физическая

- целостное развитие личности ребёнка,

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

- привычка к здоровому образу жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей;

Эстетическая

Информационная

Оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях, наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев).

Развлекательная

Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Дальнейшее развитие проекта:

Созданная на территории ДОУ благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться игровым и спортивным оборудованием.

Актуальность

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по- одёжке. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает.

Наше дошкольное учреждение после капитального ремонта функционирует с 2015г. Территория разграничена на зоны, поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения старается благоустроить, территорию своего детского сада.

Для оформления территории сада на 4 сезона необходимо более интересно оформить территорию детского сада для повышения интереса детей к посещению детского сада: в осенний период привлечь внимание детей яркими постройками, зимой организовать игры со снегом, весной организовать опытно-исследовательскую и трудовую деятельность на цветниках, летом- уделять внимание двигательной активности.

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств.

На территории ДОУ есть мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы, а с другой – системообразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром.

Часто дети имеют представления об экзотических фруктах, но не могут рассказать о том, как выращивают овощи в местности проживания детей. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.

Важно, чтобы дети чувствовали себя полноценными участниками проекта. Роль взрослых укрепить интерес детей, создать эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, подчеркнуть полезность осуществлённой работы. Участие детей в проекте значительно расширит диапазоны живого общения воспитанников с природой, откроет возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка.

Огород и сад – традиционный элемент территории ДОУ, используемый для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, где дети с удовольствием работают и уже в начале лета видят результаты своего труда. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Под огород выбирается ровное место, хорошо освещенное солнцем.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость овощей и растений для человека. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Каждая грядка отмечена табличками. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, на табличках написаны названия растений.

Через асфальтированную дорожку вдоль здания детского сада разбит огород, в котором выращивается зелень, богатая витаминами, и овощи, используемые в меню детского сада в летний период. В первую очередь это: салат зеленый, петрушка, укроп, базилик, лук репчатый, редис, огурцы, капуста белокочанная, перец, морковь, баклажаны, помидоры, фасоль, свекла.

Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.

Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

деятельность позволит нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Мы считаем важным, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали достоверные знания о природе и приобретали практические навыки ухода за растениями.

Время года — осень!


Время года — зима!

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
Каждую зиму участки нашего детского сада превращается в замечательный снежный городок, и прогулка зимой становится интереснее и веселее, и мороз совсем не страшен. На территории сада – 6 участков по возрастным группам. Зима для наших детей – долгожданная и любимая пора, они знают, как только выпадет снег, участки детского сада превращаются в особую снежную страну.
Вот зима, кругом бело, много снега намело… Все дети по-разному реагируют на перепады температуры воздуха, силу ветра и длительное пребывание на морозном воздухе. Поэтому мы считаем нашей главной задачей создание благоприятных условий и режима максимальной двигательной активности детей на прогулке. Много организуется спортивных игр на свежем воздухе. Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры.


Время года — весна!

На дворе — лето!

Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Прекрасное время для оздоровления и закаливания детского организма. В летний период дети много времени проводят на свежем воздухе. Именно здесь они играют, загорают.

Проект озеленения и благоустройства территории МАДОУ ДС № 3 «Детский сад - цвету

№ слайда 1

Цель: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание условий дл

№ слайда 2

Цель: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание условий для экологического и нравственного воспитания детей. Задачи: 1. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ. 2. Содействие сотрудничеству детей и взрослых. 3.Привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны. 4.Воспитание у детей экологической культуры и положительного отношения к труду.

Участники проекта Сотрудники ДОУ Дети Родители Социальные партнеры

№ слайда 3

Участники проекта Сотрудники ДОУ Дети Родители Социальные партнеры

Анализ озеленения территории ДОУ. Изучение особенностей территории ДОУ. 3. Изуче

№ слайда 4

Анализ озеленения территории ДОУ. Изучение особенностей территории ДОУ. 3. Изучение литературы, опыта работы других образовательных учреждений. 4. Разработка плана-схемы озеленения территории детского сада. 5. Завоз земли и посадка рассады. 6. Привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей (подготовка семян, рассады).

Анализ озеленения территории ДОУ

№ слайда 5

Анализ озеленения территории ДОУ

План-схема озеленения

№ слайда 6

Выращивание рассады

№ слайда 7

Завоз земли

№ слайда 8

Основной этап Разбивка клумб

№ слайда 9

Основной этап Разбивка клумб

Основной этап Разбивка клумб

№ слайда 10

Основной этап Разбивка клумб

Оформление огорода

№ слайда 11

Посадка злакового поля

№ слайда 12

Посадка злакового поля

Оформление альпийской горки

№ слайда 13

Оформление альпийской горки

Декоративное оформление крыльца и фасада здания

№ слайда 14

Декоративное оформление крыльца и фасада здания

Привлечение родителей к озеленению и благоустройству территории

№ слайда 15

Привлечение родителей к озеленению и благоустройству территории

Посадка рассады

№ слайда 16

Перспективы по озеленению территории ДОУ Создание зоны отдыха, туристической зон

№ слайда 18

Перспективы по озеленению территории ДОУ Создание зоны отдыха, туристической зоны.

Читайте также: