Питательные вещества при прорастании семена получают из

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 39 Виды корней и типы корневых систем

ВСПОМНИТЕ

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. У всех ли растений имеются корни?

Нет, корни есть только у высших растений.

3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень имеет более сложное строение. Он служит не только для прикрепления растения к супстрату, но и проводит воду и микроэлементы.

Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу в рабочей тетради

Название Тип корневой Особенности строения
растения системы корневой системы

подсолнечник стержневая развит главный корень
щавель
морковь
свекла

ячмень мочковатая главный корень
лук слабо развит
чеснок или рано отмирает

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисуйте и сделайте надписи.
5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
6. Сделайте вывод.


2.

3. Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.


4.


5.

В обоих случаях это крупные растительные клетки. Под клеточной оболочкой в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком, но разная форма клеток. Клетки корневого волоска небольшие, тонкая клеточная стенка, густая цитоплазма, большое ядро, небольшие вакуоли, много митохондрий и протопластов. Клетки кожицы лука крупные, толстая клеточная стенка, цитоплазма разжижжена, крупные вакуоли, ядро не крупное. Корневые волоски включают более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука, таким образом увеличивается их поверхность всасывания.

Вывод : все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, на-зывают придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?

Кор невую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней

4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками зоны деления.

6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления располагаетсяна кончике корня. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Выше зоны деления расположена зона растяжения (роста); здесь клетки вытягиваются и корень растёт в длину.

8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков. У многих растений корневые волоски напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок — длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

ПОДУМАЙТЕ! При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Чтобы появилось больше боковых корней, при этом улучшится снабжение растений водой и минеральными веществами.

Чтобы семя проросло, его помещают в почву. Почву регулярно увлажняют. Сначала семя набухает, а затем начинает прорастать.

У фасоли обыкновенной, редиса, томата, тыквы, огурцов первые зародышевые листья — семядоли, появляются над землёй. Такой способ прорастания называют надземным .

Семядоли проростков гороха, ячменя, пшеницы, дуба, лещины остаются в почве. Для них характерен подземный способ прорастания.

1 (57).jpg

В узком конце зерна, где находится зародыш, развивается не один, а несколько корней, образуется мочковатая корневая система. Из зародышевой почечки образуется проросток. Сформировавшийся проросток имеет корневую систему и зелёный побег.

Когда в семени заканчиваются запасы питательных веществ, новое растение начинает само производить для себя питательные вещества. В его листьях и зелёном стебле осуществляется фотосинтез (образуются органические вещества), а при помощи корней растение поглощает воду и минеральные вещества из почвы.

Основным отличием подземного прорастания (зерна пшеницы) от надземного прорастания (семени фасоли) является то, что при подземном прорастании на поверхности почвы сначала появляется один росток, а при надземном — две семядоли.

Способность к прорастанию у семян растений различна. Семена некоторых растений (ивы, тополя) прорастают сразу после созревания и быстро теряют всхожесть. Семена ландыш и женьшеня могут дать всходы только через несколько лет после образования. У большинства растений семена остаются жизнеспособными долгое время. Они сохраняются в почве и служат природным банком семенного материала.

Тест по биологии Рост и развитие растений для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Преобразование организма от зарождения до конца жизни — это

1) самоопыление
2) двойное оплодотворение
3) индивидуальное развитие
4) бесполое размножение

2. Семена одуванчика распространяются

1) ветром
2) водой
3) водными насекомыми
4) млекопитающими

3. Прорастание семян начинается с набухания, так как они

1) поглощают кислород
2) всасывают воду
3) выделяют углекислый газ
4) образуют гаметы

4. Из семени цветкового растения образуется

1) зигота
2) спора
3) гамета
4) проросток

5. Зародыш фасоли питательные вещества получает из запасающей ткани, которая находится в

1) семенной кожуре
2) семядолях
3) эндосперме
4) корешке

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Индивидуальное развитие цветковых растений начинается с образования зиготы.
Б. При подземном прорастании семян пшеницы семядоли выносятся над поверхностью почвы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Для прорастания семени фасоли необходимы условия

1) вода
2) сухая почва
3) воздух
4) солнечный свет
5) сильный ветер
6) определённая температура почвы

8. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, обо­значающие слова ниже.

В ходе двойного оплодотворения цветкового растения при слиянии яйцеклетки и … (1) формируется … (2). Из неё после многократного деления развивается … (3) в семени. Попадая в почву, семя прорастает при определённых условиях и образует … (4).

А. Зародыш.
Б. Проросток.
В. Спермий.
Г. Зигота.

2 вариант

1. Цветковое растение размножается с помощью

1) спор
2) семян
3) вирусов
4) бактерий

2. У лопуха плоды с семенами распространяются

1) ветром
2) водой
3) насекомыми
4) млекопитающими

3. Необходимым условием для прорастания семян является

1) наличие кислорода
2) яркая освещённость
3) наличие углекислого газа
4) сухая почва

4. При надземном прорастании семян тыквы на поверхность почвы выносятся

1) семена
2) споры
3) семядоли
4) цветок

5. Зародыш пшеницы питательные вещества получает из запасающей ткани, которая находится в

1) семенной кожуре
2) семядолях
3) эндосперме
4) корешке

6. Верны ли следующие утверждения?

А. При прорастании зародыш цветковых растений исполь­зует питательные вещества, находящиеся в семени.
Б. Рост большинства растений неограничен и продолжается всю жизнь.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Расселение плодов с семенами происходит с помощью

1) ветра
2) бактерий
3) вирусов
4) воды
5) животных
6) дрожжевых грибов

8. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, обо­значающие слова ниже.

Индивидуальное развитие цветковых растений начинается с образования … (1). Семена развиваются после того, как сли­ваются спермий и … (2). Рост зародыша, развитие … (3) происходит за счёт деления и роста клеток. Питательные вещества зародыш фасоли получает из запасающей ткани, которая нахо­дится в … (4).

А. Семядоли.
Б. Зигота.
В. Яйцеклетка.
Г. Про­росток.

Ответ на тест по биологии Рост и развитие растений
1 вариант
1-3
2-1
3-2
4-4
5-2
6-1
7-136
8. 1В 2Г 3А 4Б
2 вариант
1-2
2-4
3-1
4-3
5-3
6-3
7-145
8. 1Б 2В 3Г 4А


Задание 4 № 900

При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества из

2) зародышевого корешка

У семян гороха запас питательных веществ находится в семядолях.

Правильный ответ указан под номером 3.

Аналоги к заданию № 900: 7516 Все

Скажите, пожалуйста, вот горох и фасоль берут питательные вещества из семядолей, а пшеница из эндосперм. Как распределить их по группам, какие проростки питаются из эндосперм, а какие из семядолей?

Перечень есть в учебнике биологии 6 класса, или в любом репетиторе.

Не все растения имеют эндосперм в семени. Например, его нет у фасоли (двудольное растение), но он есть у фиалки-тоже двудольное растение; его нет у стрелолиста (однодольное растение), но в семени пшеницы (однодольное растение) эндосперм занимает большую часть. Следовательно, наличие или отсутствие эндосперма не является характерным признаком однодольного или двудольного растения.

Читайте также: