Пигмент из лишайников французский пурпур

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Применение отмечено уже за 1600 лет до н. э.; о его использовании упоминают древнеегипетские папирусы, Плиний Старший и др. Пурпур извлекали из различных видов иглянок — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший багряные цвета, однако в античной литературе упоминаются и окраски фиолетовых оттенков — вероятно, такой пурпур извлекался из моллюсков Hexaplex trunculus, пурпур которого представляет собой смесь пурпурного 6,6'-диброминдиго и синего индиго. В Древнем Риме одежда, окрашенная пурпуром, служила отличительным знаком высших должностей. Чтобы изготовить 1 грамм красителя пурпура, нужно переработать 10 000 моллюсков, это давало возможность покрасить одну мантию.

Жители Ханаана не только изобрели алфавит, который лег в основу греческого и латинского письма, но и первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды. Пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских моллюсков. Это натуральный краситель, его очень ценили в древности, поскольку краска не увядает со временем, а становится более ярким и интенсивным с выветривания и солнечного света. Для производства пурпура финикийцы использовали моллюсков трёх видов из семейства Мурексов (Muricidae) - Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков. Все мурексы обладают красивыми, разнообразной формы, раковинами. Но главная и удивительная особенность мурексов – наличие в мантии, на стенке жаберной полости, особой железы, которая вырабатывает пурпур – чудесное вещество, необыкновенно красивый краситель, дающий разные цвета - бордовый, лиловый, лилово-синий, лилово-красный, тёмно-синий, огненно-красный, тирский пурпур, фиолетовый.


Bolinus brandaris
Болинус брандарис (Bolinus brandaris) вначале по Карлу Линнею назывался Murex brandaris, это моллюск из семейства Мурексов. Обитает в Средиземном море, у берегов Португалии и побережья Западной Африки, был найден на отдельных коралловых пляжах атоллов в Индийском океане и Южно-Китайского моря. Высота раковины от 60 до 90 мм. Раковина обычно золотисто-коричневого цвета. Внутренняя губа устья сильно отвернута наружу. У некоторых раковин длинные и острые шипы, а у других раковин на месте шипов имеют лишь тупые выступы. Обитает на мелководье на скалистых и каменистых грунтах. Этот моллюск использовался для получения пурпура огненно-красного оттенка (тирский пурпур).



Hexaplex trunculus
Обрубленный мурекс (Hexaplex trunculus) - моллюск из семейства Мурексов. Длина раковины 35 - 108 мм. Обитает на побережье Средиземного моря. Раковина небольшого или среднего размера, веретеновидно-овальной формы, она довольно крепкая. Окраска раковины сильно варьирует у различных особей. Пурпур данного вида представляет собой смесь пурпурного и синего индиго и имеет голубовато-фиолетовый цвет.

Таис гемастома (Thais haemastoma)
Таис гемастома (Thais haemastoma) - моллюск из семейства Мурексов, обитает в Средиземном море, в Атлантическом океане - на всем побережье западной Африки, в Карибском море, на побережье Флориды, Бермудских островов, Бразилии. Высота раковины до 80 мм. Раковина толстостенная и крепкая. У нее сглаженные шипы, располагающиеся по спиральным ребрам, они сильно варьируют по величине и степени выпуклости. Окраска раковины от серо-коричневой до белой с отдельными коричневыми пятнами. Окраска устья от бледно-розовой до ярко-оранжевой. Обитает на небольших глубинах. Обычный, часто встречающийся вид. Пурпур данного вида имел фиолетовый цвет.


Окрашенная пурпуром шерсть
Разнообразие оттенков было следствием изготовления краски из трех видов моллюсков, только Murex brandaris (Bolinus brandaria) давал красный цвет, а два других вида - давали краску с фиолетовым оттенком. Также у разных производителей пурпура имелась своя технология его получения, что ещё более разнообразило палитру оттенков. Ткань, окрашенная пурпуром, стоила огромных денег, потому что для производства 1 г краски требовалось около 10 000 раковин моллюсков. Поэтому 1 кг тирской шерсти, окрашенной дважды, стоил примерно 2 тыс. динариев. Эту сумму трудно перевести на современные деньги, но все же попробую. В начале I века римский динарий чеканился из чистого серебра. Но римское правительство постоянно стремилось истратить больше, чем было в казне и занималось раздуванием денежной массы. При Нероне в динарий стали подмешивать до 10% других металлов, при при Марке Аврелии - 25%, а к началу III века это соотношение перевалило за 50%. К концу III века динарий уже состоял из чистой меди, а уровень цен был примерно в 30 раз выше, чем в начале I века. Не такая и большая инфляцию за три века, кстати. Но в любое время римский динарий почти равнялся греческой драхме и соответствовал дневному заработку римского солдата, это был своеобразный прожиточный минимум. Чтобы оценить масштаб цен, приведу пример. Например, добрый самаритянин дал хозяину гостиницы два динария за уход за пострадавшим, а ароматы из Вифании стоили более 300 динариев. На современном нумизматическом рынке динарий по-прежнему стоит около дневного заработка, это примерно равно 50$. Тогда выходит, что 1 кг тирской шерсти стоил на совремменные деньги 2000 х 50 = 100000 американских долларов, то есть за такие деньги можно купить квартиру в современной Москве.



Крашенная моллюском ткань из развалин дворца Ирода в Масаде
Но вернемся к финикийцам. Любознательный римлянин Плиний Старший так описывал технологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. Прежде всего, надо было выловить моллюсков нужного вида – достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Раковину разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или моллюсков целиком давили каменными прессами и три для выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого материал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще беловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнечных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет – сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей – от ярко-красного до темно-фиолетового.

Ткань, окрашенная пурпуром

На фото — фрагмент шерстяной ткани из иудейской крепости Масада (Израиль, I век до н. э. — I век н. э.), окрашенной пурпуром — его также называют тирским (см. Tyrian purple), финикийским или королевским пурпуром.

Пурпур — самый известный, самый дорогой и самый недоступный из древних красных пигментов. Его получали из моллюсков, преимущественно из иглянок (Muricidae), но точный секрет производства до конца прошлого века считался утраченным. За насыщенный красно-фиолетовый цвет пурпура в основном отвечает вещество 6,6'-диброминдиготин, которое получалось в процессе переработки секрета гипобранхиальных желез (см. Hypobranchial gland) моллюсков. По свидетельству Плиния Старшего, для окраски тысячи фунтов ткани требовалось 200 фунтов желез моллюсков Stramonita haemastoma и 111 фунтов желез мурексов (скорее всего, речь идет о Bolinus brandaris). Так как сами моллюски небольшие (5–10 см), то из каждого удавалось извлечь примерно 1 мг красителя, которого хватало примерно на грамм шерсти. Лучше всего для окраски в пурпурный цвет подходили шерстяные ткани, позднее к ним добавились шелковые.

Моллюски для производства пурпура

Тирский пурпур получил свое название в честь финикийского города Тира (ныне Сур), который был центром производства этого красителя начиная примерно с XV века до н. э. Распространенное мнение о том, что пурпур впервые начали производить финикийцы, берет начало еще с античности. Римский автор Юлий Поллукс во II веке до н. э. записал замечательную легенду об открытии пурпура. За семь поколений до Троянской войны Геркулес гулял со своей собакой по берегу Средиземного моря, неподалеку от Тира. Собака укусила одну из валявшихся на берегу раковин и внезапно ее пасть окрасилась в фиолетовый цвет. Удивленный Геркулес немедленно рассказал об этом правителю Тира Фениксу, отцу Европы, и тот начал в Тире производство пурпура. Забавно, что Юлий Поллукс имел в виду не совсем того знаменитого Геркулеса-Геракла, чем ввел в заблуждение многих художников, включая Рубенса и его учеников, которые запечатлели этот миф в своих картинах. Тирским Геркулесом греки и римляне называли финикийского бога Мелькарта, бывшего покровителем Тира, который ассоциировался с общеизвестной фигурой, но всё же был отдельной личностью.

Однако, по археологическим свидетельствам, финикийцы не изобретали, а переняли эту технологию у представителей крито-минойской цивилизации. В 1969 году при раскопках Акротири (остров Санторини, Греция) был обнаружен сосуд, содержащий порошок фиолетового цвета. Последующие анализы выявили в нем высокое содержание брома, но более точных данных о составе не удалось получить из-за недостаточного развития технологии, и его посчитали очередным косметическим средством, предположительно животного происхождения. А вот более современные анализы с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии обнаружили в порошке тот самый диброминдиготин, тем самым подтвердив, что это не что иное как пурпурный краситель.

Порошок пурпура и крашеная ткань

Слева — пурпурный краситель, обнаруженный в Акротири. Справа — фрагмент текстиля (2 × 4 мм) из Масады, I век до н. э. Фото из статьи C. Cooksey, 2013. Tyrian purple: the first four thousand years

В 1995 году во время раскопок древнего порта Коммос (Kommos) на Крите была обнаружена очень любопытная постройка — площадка, мощеная каменными плитами, с дренажными каналами между ними. Она была покрыта большим количеством дробленых раковин мурексов и датировалась XIX веком до н. э. Часть раковин была раздроблена, а на другой части археологи обнаружили высверленные дырочки, служившие для осторожного вскрытия раковин. Учитывая многочисленные изображения их на гончарных изделиях, можно предположить и более раннее начало производства пурпура, где-то около XXV века до н. э. Впрочем, не надо забывать, что эти моллюски были также весьма популярным деликатесом у жителей Средиземноморья.

Соединения пурпура и прекурсоры

Слева — основные соединения, отвечающие за цвет пурпура. Справа — прекурсоры красящих соединений, исходно содержащиеся в гипобранхиальных железах моллюсков. Рисунки из статьи C. Cooksey, 2013. Tyrian purple: the first four thousand years

Кувшин, окрашенный пурпуром

Наградной пурпурный кувшин Дария I. Фото из статьи Z. Koren, 2018. Royal Purple Painted Jar of King Darius the Great

Пурпур упоминается и в Библии, под именем аргаман. Часто вместе с ним упоминается и синий цвет тхелет, который использовался для окраски фрагментов одеяний иудейских первосвященников. Технология его получения не дошла до нашего времени, и дискуссия о том, что же это был за краситель, продолжалась до начала XXI века. В качестве возможного источника краски рассматривались каракатицы, вайда красильная и, конечно же, морские моллюски. Раскопки дворца Ирода I Великого в Масаде (I век до н. э.) позволили окончательно ответить на этот вопрос. На территории синагоги был обнаружен фрагмент ткани с синей полоской, принадлежавшей представителю духовенства. Анализ с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии принес неожиданные результаты: за синий цвет отвечал индиго, но в значительных количествах присутствовал и 6,6-диброминдиго. Последний однозначно указывает на иглянок как на источник краски. А то, что эти два вещества встречены вместе, позволило установить и вид — обрубленный мурекс. В отличие от своих собратьев, из него получаются красители, содержащие оба соединения в значительных количествах, что позволяло получать синие цвета, используя определенный размер и подвид этих моллюсков.

Синяя ткань из мурекса

Фрагмент одеяния священника из Масады, первое столетие до н.э., синий краситель получен из обрубленного мурекса. Фото из статьи Z. Koren, 2018. Dyeing with Sea Snails for the Production of Tekhelet and Argaman in Antiquity

FASHION | Мода. Стиль. Красота

FASHION | Мода. Стиль. Красота

FASHION | Мода. Стиль. Красота запись закреплена

😱

Орсель - это темный пурпурно-красный пигмент, добываемый из лишайников.

Но это только начало, оказывается .


. первая искусственная краска имела синий цвет. Египтяне умели создавать синюю краску уже в 22 веке до нашей эры. Они смешивали перетёртые известняк и песок с азуритом или малахитом, а затем добавляли яичный белок или клей, создавая долговечную краску либо глазурь.

В эпоху Ренессанса голубой наряд женщины говорил о том, что она молода и готова к вступлению в брак


Вплоть до 1856 года фиолетовый краситель добывали из железистой слизи моллюсков. Чтобы добыть одну унцию (около 30 грамм) фиолетовой краски для королевского наряда Клеопатры, потребовалось 20 тысяч моллюсков. В средние века фиолетовая краска стала необычайной редкостью, т.к. почти все моллюски были уничтожены.

Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали самые разные оттенки. Цвет пурпура, по словам римского архитектора и инженера Витрувия, зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина. Так, у берегов Галлии пурпур — темный, в северо-западной части моря — синеватый, на востоке и западе — фиолетовый, на юге — красный.

По некоторым находкам мы можем судить о размахе древнего производства. Так; в окрестностях Сайды (Сидона) в 1864 году была обнаружена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров; ее высота достигала восьми метров! По оценкам исследователей, здесь содержится свыше 200 тысяч кубических метров раковин.

Популярность финикийского пурпура объяснялась также его качеством. Одежды, окрашенные в пурпур, можно было стирать и подолгу носить — краска не линяла и не выгорала на солнце. Особым спросом пользовались тонкие шерстяные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.

По преданию, Александр Македонский нашел в Сузах, во дворце персидского царя, десять тонн пурпурных тканей, вытканных почти два столетия назад и ничуть не вылинявших с тех пор. Ткани эти были куплены за 130 талантов (один талант равнялся тогда примерно 34 килограммам золота) .

Такая цена на пурпурную ткань объяснялась дефицитом красителя. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Вот почему эти ткани всегда оставались предметами роскоши. Одежда из пурпура была привилегией царей и императоров, жрецов и сановников.

Благодаря своей редкости и дороговизне фиолетовая краска считалась королевским цветом, и в особенности цветом римских императоров. Любой другой человек, осмелившийся надеть фиолетовую одежду, подвергался смертной казни.

Фиолетовый стоил так дорого, что оказывался по карману не каждому властителю. Римский император Аврелиан не позволил жене купить фиолетовое шелковое платье, поскольку цена платья соответствовала его весу в золоте.


Красная спортивная форма впервые появилась в Римской империи. Этот цвет носила одна из команд на колесничных гонках.

Мексиканские ацтеки изготавливали красную краску из перетёртых в порошок насекомых под названием червецы

Мария Стюарт надела в день казни красную нижнюю юбку в знак своей невиновности. Для римских католиков красный цвет символизировал кровь великомучеников. Мария обвинялась в заговоре против королевы Елизаветы I и была осуждена на смертную казнь в 1587 году.


В 17 веке во Франции лишь людям благородного происхождения было дозволено носить обувь с красными каблуками. Монархи столетиями носили красную обувь, но король Людовик XIV закрепил это право законодательно, издав указ, по которому носить красные каблуки могла только персона знатной крови.

Во многих азиатских странах традиционное свадебное платье шьют из красной ткани.

Во времена Ренессанса в большинстве итальянских городов закон предписывал женщинам лёгкого поведения носить жёлтое.


Традицией надевать на свадьбу белое платье мы обязаны королеве Виктории. Именно она в 1840 году выходила замуж в белоснежном наряде.

До 40-х годов прошлого века мальчиков в Европе одевали в розовое, а девочек — в голубое. В 1918 году журнал для родителей писал, что розовый, как более решительный, лучше подходит мальчикам, а деликатный и нежный голубой – девочкам.

Читайте также: