Первая мягкая посадка на ядро какой кометы состоялась в 2014 году

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Спустя 10 лет после старта, преодолев свыше 500 млн км, отделяющих от Земли, робот-исследователь "Фила" (Philae) европейского научного космического зонда "Розетта" (Rosetta) впервые в мире совершил успешную посадку на ядро кометы 67P Чурюмова-Герасименко.

Впервые в мире космический аппарат сел на ядро кометы

Для многих исследователей Солнечной системы это означает настоящий прорыв. Об этом говорит и бывший астронавт, первый помощник руководителя управления NASA по научным миссиям Джон Грансфилд. "Мы поздравляем Европейское космическое агентство с успешной посадкой (модуля) на комету", — отмечается в его заявлении, распространенном сегодня пресс-службой космического ведомства США.

Представитель NASA уверен, что полученные на комете сведения станут сокровищем для всего человечества. "Малые тела в нашей Солнечной системе, такие, как кометы и астероиды, помогут нам понять, как она формировалась, и продолжить исследования в будущем", — заключил он.

Сигналы от "Филы" получают в Европейском центре космических операций, расположенном в немецком городе Дармштадте. Как оценивают специалисты, посадка прошла в штатном режиме. Однако якоря, которыми робот должен был прикрепиться к поверхности кометы, по всей видимости, не сработали, что немного беспокоит ученых.

Прямая трансляция посадки "Филы" принималась и в постоянном представительстве ЕКА в Москве. Расстояние от Земли до кометы настолько велико, что сигнал о посадке пришел в Центр с опозданием в 26 минут.

Самое интересное, что после того, как "Фила" отделился от "Розетты", они обменялись фотографиями в Твиттере: зонд сфотографировал робота-исследователя, а "Фила" сделал снимок зонда.

Весит отделяемый модуль 100 килограмм, его начинили десятью различными научными приборами, с помощью которых "Фила" сможет взять пробы вещества, из которого состоит комета и сделать их анализ.

Напомним, что зонд "Розетта" был запущен 2 марта 2004 года. При перелете для ускорения он использовал гравитационные поля Земли и Марса. Он несколько раз облетел Землю и по одному разу — Марс и два астероида.

Для ученых сегодняшний день не просто большой праздник. Это огромное достижение. С помощью робота-исследователя он предполагают получить реликтовое вещество Солнечной системы, проверить свои гипотезы о переносе кометами воды и макромолекул органики. Может быть, это исследование даст возможность пролить свет на то, как зарождалась жизнь во Вселенной.

После 10-летнего полета на расстояние свыше 500 млн км от Земли исследовательский робот "Фила" (Philae) европейского научного космического зонда "Розетта" (Rosetta) впервые в мире совершил успешную посадку на ядро кометы 67P Чурюмова-Герасименко.

В Европейском центре космических операций, который находится в немецком Дармштадте, сообщили , что получают сигналы от "Филы".

За семь часов до этого приземления робот отстыковался от зонда "Розетта" . В тот момент расстояние между ним и ядром кометы составляло 20 км.

В ходе полета "Филы" к комете он и "Розетта" обменялись "открытками" в твиттере. Робот сделал фото "Розетты" ,

а зонд сфотографировал приближающийся к комете спусковой модуль .

Масса "Филы" - примерно 100 кг. Он оснащен десятью научными приборами, с помощью которых планируется произвести забор вещества ядра кометы и исследовать его состав, а также несколькими специальными устройствами, с помощью которых он должен закрепиться на поверхности ядра кометы.

Полет "Розетты"

Зонд "Розетта" был запущен 2 марта 2004 года. При перелете для ускорения он использовал гравитационные поля Земли и Марса. Он несколько раз облетел Землю и по одному разу - Марс и два астероида.

Чтобы сэкономить электроэнергию, 2,5 года в ходе полета зонд провел в состоянии искусственной "комы". В августе 2014 года он приблизился к комете, после чего стал ее спутником.

Общая стоимость проекта - 1,3 млрд евро.

Цели миссии

В ходе проекта европейские ученые рассчитывают получить реликтовое вещество Солнечной системы, проверить гипотезы о возможности переноса кометами воды и макромолекул органики. Исследование кометы может пролить свет на то, как зарождалась жизнь во Вселенной.

Комета Чурюмова-Герасименко была обнаружена в 1969 году двумя советскими астрономами. Ее индекс 67P означает, что она - 67-я по счету открытая комета, вращающаяся вокруг Солнца с периодом обращения менее 200 лет.

В интернете появились первые фотографии с поверхности кометы 67P Чурюмова-Герасименко, на которую несколько часов назад приземлился исследовательский робот "Фила". В частности, одно из фото было опубликовано в твиттере главного редактора французского научного журнала Sciences et Avenir.

В твиттере самого исследовательского робота "Фила" появилось фото поверхности кометы , которое было сделано, когда аппарат находился в трех километрах от нее.

Посадка на комету прямо сейчас

Наступил самый важный момент в межпланетных исследованиях 2014 года - спускаемый аппарат Philae отстыкуется от зонда Rosetta и совершит мягкую посадку на поверхность кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.

Более 10 лет Rosetta двигалась к своей цели: провела несколько гравитационных маневров у Земли и Марса, трижды пролетела через пояс астероидов, дважды встретилась и провела съемку астероидов, и, наконец, добралась до главной цели своего путешествия: комете 67P/Чурюмова-Герасименко.

Philae_s_landing_site_30_October_2014

Данное исследование уникально тем, что ранее космические аппараты сближались с кометами на встречных траекториях и времени для исследований было совсем мало, а пыль вокруг кометы, на скорости более десятка километров в секунду, быстро вырубала все оборудование.

Теперь ситуация другая - скорости кометы и зонда выровнены и относительно друг друга они перемещаются на скоростях в несколько метров в секунду, поэтому Rosetta может внимательно рассматривать поверхность ядра в беспрецедентной детализации, а зонд Philae сможет безопасно "прикометиться".

Rosetta заранее вышла на десантную траекторию, а на Philae проверили готовность оборудования. Буквально в эти минуты (12:03 МСК) произойдет разделение космических аппаратов, а сама посадки должна состояться в 19:03 МСК.

Rosetta_s_trajectory_12_November_node_full_image_2

Во врем разделения и посадки Philae будет осуществлять съемку полета, но снимки будут приходить не сразу. Задержка сигнала, от места проведения операции, составляет почти 30 минут, но нужно время еще и для загрузки изображения. То есть снимки расстыковки и "прощания" с Rosetta ожидаются не раньше 15:00.

Ранее Philae проводил уже пробную съемку: на его снимках виден корпус и солнечная батарея Rosetta и приближающаяся комета.

Европейское космическое агентство подготовило визуализацию посадки:

Для успешной посадки Philae важно не отскочить от поверхности, т.к. сила притяжения на комете совершенно ничтожна. Для закремления на комете у зонда предусмотрены два выстреливаемых гарпуна и три бура "самореза", которые должны прикрутить зонд к поверхности.

Посадка осуществляется на "голову" кометы - это очень удачное место с точки зрения многих факторов. Один из самых важных: перспектива полного "просвечивания" кометы георадаром. Rosetta пролетая "под" кометой, сможет принять сигналы от Philae и сделать комете самое настоящее "УЗИ".

ESA_Rosetta_LandingSite_primary_1024

Онлайн трансляцию из ЦУПа в Германии можно посмотреть по ссылке: http://rosetta.esa.int/
Полное расписание активности у кометы 67P/Чурюмова-Герасименко можно посмотреть на сайте " Астрономия по-русски ".

Все обновления о миссии буду выкладывать здесь, возвращайтесь в 16:00 и 18:50.

Upd: расстыковка прошла успешно "Go Philae!"
Upd 1: говорят есть проблемы с посадочными двигателями, но пока, вроде бы, опасность не критична.

Upd2: Фото полученное бортовой камерой Philae через несколько секунд после расстыковки с Rosetta.

RaJ7U9aQOGs

Upd3: Кадры отлетающего Philae, снятые с борта Rosetta

Untitled-11

Untitled-111

Upd4: Есть подтверждение успешной посадки!

B2QOtX-IQAAWaJa

Upd5: По данным телеметрии, гарпуны на зонде Philae не сработали, ученые сейчас пытаются разобраться с ситуацией, чтобы понять, насколько она опасна для дальнейшей миссии. Сам аппарат сейчас на поверхности, но не зафиксирован.

Upd6: Участок посадки с расстояния 3 км с посадочной камеры Philae

ROLIS_descent_image

_yMthBNt61g

Upd7: Первый снимок поверхности, с высоты 0,5 метра.

Upd8: по данным магнитометра ROMAP зонд Philae дважды отскочил от поверхности и только третье касание оказалось итоговым. Сейчас положение аппарата стабильно, но он фактически не закреплен на комете, а сила притяжения там такова, что любой прыжок вывел бы астронавта на орбиту. (К счастью Philae сел без астронавтов).

Тачдаун! Зонд Philae только что совершил историческую посадку на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. За прогрессом операции можно следить почти в прямом эфире на канале NASA TV.

Никогда в истории человечества нам не удавалось провернуть такую операцию.

Важность изучения комет сложно переоценить. Это часть облака Оорта, которая способна переносить биологический материал. Возможно, когда-то жизнь попала на Землю именно с одного из метеоритов, отклонившегося с хвоста кометы. Кроме того, кометы всегда играли важную роль в религиозной жизни: древние люди обычно воспринимали их как предвестники бедствий. Только современная наука смогла доказать, что это не наказание за наши проступки, а обычное природное явление.

Высадка зонда Philae на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко стала результатом десятилетней операции, которая началась в 2004 году с запуском аппарата Rosetta. Он прошёл 6,4 млрд км, прежде чем встретился с кометой Чурюмова-Герасименко, ядро которой составляет 4 км. Ледяная глыба только вблизи Солнца начала выбрасывать хвост, видимый с земных телескопов.

6 августа космический аппарат приблизился на расстояние 100 км, потом начал фотографировать поверхность кометы и искать наилучшее место для прикомечивания.

Контакт 100-килограммового зонда Philae с ядром кометы состоялся в 7:35 AM PST. Через 28 минуты сигнал достиг Земли, поскольку комета находится от нас сейчас на расстоянии 450 млн км.

Специалисты оценивали шансы на удачное приземление как 60Х40

Ядро кометы Чурюмова-Герасименко в одном масштабе с Лос-Анжелесом

Специалисты оценивали шансы на удачное приземление как 60 на 40. Однако в 7 вечера по Московскому времени до Земли долетел сигнал робота о благополучной посадке. Это означает, что в истории космонавтики открыта новая страница!

КСТАТИ