Период в жизни растения от образования зиготы до прорастания семени называется

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: рост, ботаника, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы, называть основные черты, характеризующие рост растения; объяснять процессы развития растения, роль зародыша;

сравнивать процессы роста и развития растения; устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды обитания; характеризовать этапы индивидуального развития растения; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование и материалы: учебник, таблица “Возрастные изменения в жизни растений”, комнатные растения, гербарии, семена растений.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Текст с биологическими ошибками предоставляется в печатном виде каждому ученику.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

1. Рост растения

Объясните смысл поговорок.

— Как ни гнети дерево, оно вверх растет. (Растение растет всю жизнь, различные условия могут только изменить скорость роста.)

— Не тужи о пне, отрасли есть, сыновья. (На пне появились побеги, образовавшиеся из спящих почек растения.)

— Не от добра дерево лист роняет. (Изменение процессов роста и развития растения в связи с условиями внешней среды.)

— Верба — что луговая трава: ее выкосишь, а она сызнова выросла. (У растения быстро появляются новые побеги.)

Вы все правильно объяснили, молодцы. Могу добавить, что все эти поговорки касаются процессов роста и развития растений. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

— С чего начинается жизнь растения?

Зарождение нового растения начинается с оплодотворения яйцеклетки спермием.

— Что же происходит после оплодотворения и образования зиготы?

Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения. Период в жизни

растения от образования зиготы до появления семени называется зародышевым.

— Как долго растение может находиться в этой стадии развития?

Если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время. Известны случаи, когда семена некоторых растений оставались жизнеспособными спустя тысячи лет. На одном из прошлых уроков мы говорили, что семена арктического люпина проросли спустя 10 тыс. лет после их созревания.

2. Развитие растения

— Что происходит с жизнеспособным семенем, когда оно попадает в благоприятные условия? (Оно прорастает.)

С этого момента начинается новый этап в жизни растения, называемый периодом молодости, который продолжается от момента прорастания семени до его первого цветения.

— Какие питательные вещества использует растение до образования у него корневой системы? (Растение использует питательные вещества, заложенные в семени.)

— Как долго длится период молодости у растений?

У различных растений период молодости может длиться разное время. У однолетних травянистых растений — от нескольких дней до нескольких недель, а у древесных — до десяти и более лет.

После появления у растения первых цветов оно вступает в период зрелости.

— Насколько долог этот этап в жизни растений?

У однолетних и двулетних растений эта стадия наступает достаточно быстро и длится недолго. В жизни древесных растений это самый длительный этап.

Завершает жизнь растения период старости, когда оно перестает цвести, плодоносить и через некоторое время отмирает. У однолетних растений этот период, как и все прочие, кратковременный, у многолетних может длиться достаточно долго.

На стадии старости растение не образует плодов и семян, новые органы также практически не образуются. Способность к фотосинтезу постепенно падает, ослабевает активность образования новых корней. В стволах старых деревьев образуются крупные дупла, часть веток может отсыхать. В результате растение истощается и постепенно отмирает полностью (засыхает).

Помимо периодов развития, у некоторых растений можно выделить определенные фазы, которые характеризуются конкретны

ми внешними изменениями в облике. У большинства цветковых растений это: 1) появление всходов (прорастание семян); 2) появление листьев; 3) образование боковых побегов; 4) цветение; 5) образование плодов; 6) созревание семян.

Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

(На выполнение задания отводится 5 мин. Затем учащиеся по порядку читают по одному предложению, называют и исправляют ошибки. Таким образом в работе будет задействован практически весь класс.)

— В жизни цветковых растений обычно выделяют несколько возрастных периодов, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости (зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости).

— Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образования семени растения (зиготы).

— Зародышевый период у большинства растений составляет не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспособными и погибают (если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время).

— Период молодости — промежуток времени от прорастания семени до момента образования семян на этом растении (первого цветения растения).

— Первое время проросток молодого растения питается за счет корневой системы материнского организма (использует питательные вещества, заложенные в семени), а потом у него развивается собственная корневая система.

— Стадия зрелости — самый короткий (длительный) этап в жизни многолетних растений.

— Период старости характеризуется активизацией (угасанием) всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинается активно цвести и плодоносить (не образует плодов),образовывать новые органы (не образует новых органов).

3. Влияние условий среды обитания и экологических факторов на растение

(Самостоятельная работа с п. 3, 4 § 18, которую можно совместить с повторением изученного материала, так как некоторые темы (например, почвенное питание, значение воды и др.) здесь пересекаются.)

4. Повторение изученного материала (глава 3)

— Выполните задания А, Б, В, Г рубрики “Подведем итоги” нас. 101, 102 учебника.

(Опрос по опорным понятиям главы 3. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. )

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Подведение итогов работы на уроке. Выставление отметок.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 18, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

От момента образования зиготы и до выхода зародыша из яйцевых оболочек длится эмбриональный период развития.

Эмбриональный период

Дробление зиготы

После того, как произошло оплодотворение - слияние сперматозоида и яйцеклетки, образовавшаяся зигота начинает интенсивно делиться. Ее множественные митотические деления называют дроблением.

Важная особенность дробления в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу. Дробление зиготы человека является полным неравномерным асинхронным.

Дробление зиготы

В результате дробления образуется морула. Морула (лат. morum - ягода тутового дерева) - клетка на стадии этапа дробления, когда зародыш представляет собой компактную совокупность клеток (без полости внутри).

Бластуляция

Бластуляция - заключительный период дробления, в который зародыш называется бластулой.

После очередных этапов многократного деления образуется однослойный зародыш с полостью внутри - бластула (греч. blastos — зачаток).

Стенки бластулы состоят из бластомеров, которые окружают центральную полость - бластоцель (греч. koilos — полый). Соединяясь друг с другом, бластомеры образуют бластодерму из одного слоя клеток.

Бластула и морула

Гаструляция (греч. gaster — желудок, чрево)

Гаструляцией называют стадию эмбрионального развития, в ходе которой клетки, возникшие в результате дробления зиготы, формируют три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму.

Стенка бластулы начинается впячиваться внутрь - происходит инвагинация стенки. По итогу такого впячивания зародыш становится двухслойным. Двухслойный зародыш называется - гаструла. Полость гаструлы называется гастроцель (полость первичной кишки), а отверстие, соединяющее гастроцель и внешнюю среду - первичный рот (бластопор).

Гаструла

У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.

У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).

Первичноротые и вторичноротые

При впячивании части бластулы (инвагинации) клетки бластодермы мигрируют внутрь и становятся энтодермой (греч. entós — внутренний). Оставшаяся часть бластодермы снаружи называется эктодермой (греч. ἔκτος - наружный).

Между энто- и эктодермой из группы клеток формируется третий зародышевый листок - мезодерма (греч. μέσος — средний).

Гаструляция

Нейрула

Эта стадия следует за гаструлой. Ранняя нейрула представляет собой трехслойный зародыш, состоящий из энто-, экто- и мезодермы. На этапе нейрулы происходит закладка отдельных органов.

Важно отметить, что на стадии нейрулы происходит процесс нейруляции - закладывание нервной трубки. Нервная пластинка, образовавшаяся на ранних этапах, прогибается внутрь, при этом ее края сближаются и, замыкаясь, формируют нервную трубку.

Нейруляция

Итак, как уже было сказано, на стадии нейрулы закладываются отдельные органы. Эктодерма образует покровный эпителий и нервную пластинку, мезодерма (из которой в дальнейшем появятся все соединительные ткани), энтодерма - окружает полость первичной кишки (гастроцель), образуя кишечник. От энтодермы отшнуровывается хорда.

Нейрула

Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания, а также понимания того, какие органы и структуры из них образуются.

Эктодерма (греч. ἔκτος - наружный) - наружный зародышевый листок, образует головной и спинной мозг, органы чувств, периферические нервы, эпителий кожи, эмаль зубов, эпителий ротовой полости, эпителий промежуточного и анального отделов прямой кишки, гипофиз, гипоталамус.

Мезодерма (греч. μέσος — средний) - средний зародышевый листок, образует соединительные ткани: кровеносную и лимфатическую системы, костную и хрящевую ткань, мышечные ткани, дентин и цемент зубов, а также выделительную (почки) и половую системы (семенники, яичники).

Зародышевые листки и их производные

Из зародышевых листков образуются ткани, органы и системы органов. Такой процесс называется органогенезом. В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.

Некоторые лекарства также могут оказывать на плод тератогенный эффект (греч. τέρας — чудовище, урод), приводя к развитию уродств. Периоды закладки органов и система органов вследствие их большой важности носят название критических периодов эмбриогенеза.

Критический период эмбриогенеза

Анамнии и амниоты

Анамнии, или низшие позвоночные - группа животных, не имеющая зародышевых оболочек (зародышевого органа - аллантоиса и амниона). Анамнии проводят большую часть жизни в воде, без которой невозможно их размножение.

К анамниям относятся рыбы, земноводные.

Анамнии

Амниоты - группа высших позвоночных, характеризующаяся наличием зародышевых оболочек. К амниотам относятся пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Зародышевый орган, аллантоис, является органом дыхания и выделения.

За счет особых оболочек, развивающихся в ходе эмбрионального развития, амниона и серозы, у амниот формируется амниотическая полость. В ней находится зародыш, окруженный околоплодными водами. Благодаря такому гениальному устройству, амниотам для размножения и развития более не нужно постоянное нахождение в водоеме, они "обрели независимость" от него.

Амниоты

Развитие плода происходит в мышечном органе - матке, которая, сокращаясь во время родов, стимулирует изгнание плода через родовые пути. Питание осуществляется через плаценту - "детское место" - орган, который с одной стороны омывается кровью матери, а с другой - кровью плода. Через плаценту происходит транспорт питательных веществ и газообмен.

Соединяет плаценту и плод особый орган - пуповина, внутри которой проходят артерии, вены.

Плацента и матка

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.


Задания Д3 № 727

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Строение клетки

Растение в ходе жизни растёт и развивается. В своём развитии растение имеет 4 периода. От образования зародыша до прорастания семени — это _______(А) период. С момента прорастания семени и до появления первого _______(Б) — период молодости. В период зрелости растение цветёт и плодоносит. На заключительном этапе, в период старости, прекращает рост и плодоношение и _______(В).

5) Образует споры

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите цифры без пробелов.


Задания Д1 № 721


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Преобразование организма от зарождения до конца жизни — это

  • самоопыление
  • двойное оплодотворение
  • индивидуальное развитие
  • бесполое размножение
Вопрос 2

Последовательные возрастные изменения растения называют

  • индивидуальным развитием
  • зародышевым развитием
  • старостью
  • периодом зрелости
Вопрос 3

Период индивидуального развития от момента образования зиготы до формирования семени называют:

  • индивидуальным развитием
  • зародышевым развитием
  • периодом старости
  • периодом зрелости
  • периодом юности
Вопрос 4

Индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти называется

  • спорофит
  • онтогенез
  • биогенез
  • зародыш
Вопрос 5

Зародышевым периодом растений называют

  • Период индивидуального развития от образования зиготы до формирования семени
  • Период развития от образования зиготы до смерти организма
  • Период индивидуального развития организма с момента рождения организма до его смерти
  • Период развития от формирования семени
Вопрос 6

Зародыш – это

  • Зачаток нового растения, находящийся в корне
  • Зачаток нового растения, находящийся в стебле
  • Зачаток нового растения, находящийся в почке
  • Зачаток нового растения, находящийся в семени
Вопрос 7

К развитию после образования семени относят

  • Период юности
  • Зародышевый период
  • Период индивидуального развития
  • Период роста организма
Вопрос 8

Верны ли следующие утверждения

А. Семенная кожура семени защищает его от поедания животными

Б. Деревья в первые 5-10 лет растут очень быстро

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба верны
  • Оба неверны
Вопрос 9

Верны ли следующие утверждения

А. Продолжительность индивидуального развития у растений различна

Б. Самые долговечные растения на территории России – дуб и каштан

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба верны
  • Оба неверны
Вопрос 10

Под какой цифрой на рисунке обозначена почечка

вопрос теста Почечка

Вопрос 11

Период юности на схеме жизненного цикла цветкового растения обозначен цифрой

вопрос теста Жизненный цикл

Вопрос 12

Для периода зрелости НЕ характерно

  • Формирование цветков
  • Усиленный рост цветочных почек
  • Образование стебелька и выход на поверхность семядолей и почек
  • Образование плодов и семян
Вопрос 13

Выберите НЕ верное утверждение характерное для периода старости

  • Прекращается плодоношение
  • Наступает естественная смерть
  • Некоторые растения погибают после одного цветения и плодоношения
  • Предпоследний период индивидуального развития
Вопрос 14

Прорастание семян начинается с набухания, так как они

  • поглощают кислород
  • всасывают воду
  • выделяют углекислый газ
  • образуют гаметы
Вопрос 15

Зародыш фасоли питательные вещества получает из запасающей ткани, которая находится в

  • семенной кожуре
  • семядолях
  • эндосперме
  • корешке
Вопрос 16

Выберите три верных утверждения.

Для прорастания семени фасоли необходимы условия

  • вода
  • сухая почва
  • воздух
  • солнечный свет
  • сильный ветер
  • определённая температура почвы
Вопрос 17

Выберите три верных утверждения.

Расселение плодов с семенами происходит с помощью

  • ветра
  • бактерий
  • вирусов
  • воды
  • животных
  • дрожжевых грибов
Вопрос 18

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, обо­значающие слова ниже.

Индивидуальное развитие цветковых растений начинается с образования … (1). Семена развиваются после того, как сли­ваются спермий и … (2). Рост зародыша, развитие … (3) происходит за счёт деления и роста клеток. Питательные вещества зародыш фасоли получает из запасающей ткани, которая нахо­дится в … (4).

  • Семядоли
  • Зигота
  • Яйцеклетка.
  • Про­росток.
Вопрос 19

В чем состоит отличие растений от всех других живых существ?

  • при дыхании поглощают кислород\
  • растут на протяжении всей жизни
  • распространяются на новые территории
  • при дыхании выделяют углекислый газ
Вопрос 20

Деление каких клеток обеспечивает рост растения в толщину?

  • зоны роста
  • камбия
  • верхушечной почки
  • коры
Вопрос 21

Что называется ростом растения?

  • качественные изменения организма
  • количественное изменение размеров и массы
  • прорастание семени и ветвление
  • появление ветвей и побегов
Вопрос 22

При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из

  • семядоли
  • зародышевого корешка
  • эндосперма
  • почвы
Вопрос 23

Какой цифрой обозначена часть семени зерновки, в которой сосредоточены питательные вещества?

Читайте также: