Папоротники в отличие от мхов размножаются спорами имеют настоящие корни осуществляют фотосинтез

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Выберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

3 . Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем

4 . Высшие растения отличаются от низших

1) расчленением тела на органы 3) наличием таллома

2) вегетативным размножением 4) размножением спорами

5 . Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа

6 . Спорофит плауна представлен:

1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.

1) имеют мочковатую корневую систему 3) имеют стержневую корневую систему

2) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика

8 . Гаметофит доминирует в жизненном цикле у

1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных

9 . В цикле развития сфагнума преобладает

1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)

10 . У папоротников, в отличие от мхов,

1) из проросшей споры развивается заросток

2) происходит чередование полового и бесполого поколений

3) бесполое размножение происходит с помощью спор

4) оплодотворение невозможно без воды

11 . Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:

1) участие насекомых-опылителей 3) наличие ветра

2) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки

12 . К споровым растениям относится

1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка

13 . Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников

1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней

14 . Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки

1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник

15 . Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле

16 . Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.

Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.

17 . Выберите два организма, размножающиеся семенами.

1) Клевер ползучий 4) Олений мох

2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная

3) Плаун булавовидный

18 . О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм 3) наличие их отпечатков и окаменелостей

2) их способы размножения 4) их современное многообразие

19 . Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

1) Клетки заростка папоротника

2) Клетки коробочки мха

5) Клетки камбия липы

21 . Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена 6) размножаются спорами

22. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

23 . Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная

Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система

2) размножаются семенами 5) размножаются спорами

3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода

25 . Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Укажите основные признаки моховидных растений

27 . В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

28 . Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

Выберите один верный ответ .

1 . Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . На взрослом растении хвоща созревают

1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки

3 . Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ

1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры

1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.

5 . Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом

6 . К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии

7 . Спорангии хвощей представлены:

1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.

8 . Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани

2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани

9 . Из споры папоротника развивается:

1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист

10 . Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен

11 . Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных

12 . Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов

13 . Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют

14 . Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 3) несет женские половые органы

2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

15 . В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория

16 . Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 3) колосках на верхушках побегов

2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

17 . Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:

1) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни

18 . Представитель какого отдела растений показан на рисунке?

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

20 . Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения

1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха

2) клетки камбия липы 5) спермии ржи

3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща

21 . Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения

2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет

3) развитие спор 6) прорастание протонемы

22 . Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная стадия

Б) Заросток 2) Диплоидная стадия

В) Зрелый спорофит

Г) Молодой спорофит

23 . Выберите три верных ответа . Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани

2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания

3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм

24. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

Д) спорофит преобладает над гаметофитом

25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27 . Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.

28 . Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.

29 . Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки".


Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии

Тестыдля подготовки к ЕГЭ по биологии Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"

Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Растения"

Данный тест поможет обобщить знания учащихся по основным темам курса "Ботаника".

Папоротники относятся к наиболее древним споровым растениям. Обитают в самых разнообразных экологических условиях: в заболоченных местах и водоемах, лесах тропического и умеренного климата. Наиболее известные представители - щитовник мужской, орляк, страусник. В жизненном цикле папоротников, хвощей, плаунов доминирует спорофит.

Расцвет папоротников произошел около 358 млн лет назад и длился примерно 65 млн лет, в честь папоротников назван период палеозойской эры - карбон, или каменноугольный период, который длился указанный промежуток времени. Именно папоротникам принадлежит активная роль в углеобразовании: в карбоне леса заселяли древовидные папоротники, достигавшие 40 и более метров в высоту.

Папоротники

Древесные формы папоротников сохранились до наших дней, однако большинство представителей - травянистые растения, у которых отсутствует камбий, а значит, нет и вторичной древесины.

Папоротники относятся к группе сосудистых растений, так как имеют жилки - сосудисто-волокнистые пучки, в отличие от мхов, которые не имеют жилок и не являются сосудистыми растениями. Механическая прочность обеспечивается отложением склеренхимы вокруг проводящих пучков (жилок).

Жилка папоротника

В отличие от мхов, папоротники имеют проводящую ткань в стеблях и корнях, состоящую из ксилемы и флоэмы. Заметьте, я написал "корень" - у мхов не было и корней, вместо них были ризоиды, выполняющие аналогичную корням функцию. Корни папоротников, хвощей и плаунов всегда придаточные и растут от видоизмененного побега - корневища.

Строение папоротника

Строение

Рассмотрим строение папоротников на примере типичного представителя - щитовника мужского. Это широко распространенный папоротник, типичный для климата умеренных широт. Представляет собой многолетнее травянистое корневищное растение.

Образован пучком сильно расчлененных листьев, отходящих от корневища. Нарастают листья верхушкой, образуя завитки - "улитки".

Улитки папоротника

Отметьте, что лист папоротника называется вайя (от греч. baion - пальмовая ветвь). В отличие от настоящих листьев, вайя имеет недетерминированный верхушечный рост. Листья имеют черешок, прикрепляющийся к стеблю, который может продолжаться в рахис - главную ось сложного листа, соответствующую центральной жилке.

Вайя лист папоротника

Жизненный цикл папоротниковидных

Листостебельное растение папоротника, изображенное выше - спорофит (2n). Спорофит доминирует в жизненном цикле папоротниковидных, в отличие от цикла мха, где спорофит, по сути, является придатком гаметофита (редуцирован). На нижней стороне вайи располагаются спорангии, собирающиеся в сорусы - группы близкорасположенных спорангиев. На спорофите (2n) в спорангии после мейоза образуются споры (n).

Сорусы, спорангии папоротника

В 2012 году группа ученых под руководством Ксавьера Нобли из Университета Ниццы выяснили, что спорангий имеет специальный механизм "катапульты", споры из него вылетают со скоростью около 10 м/с.

Гаплоидные споры (n) прорастают в заросток (n), небольшую пластинку (несколько мм) сердцевидной формы. Заросток зеленого цвета, способен фотосинтезировать и прикрепляется к почве ризоидами. На нем образуются мужские и женские половые органы - соответственно антеридии и архегонии. Сперматозоид (n), образовавшийся в антеридии, благодаря воде (во время дождя) попадает в архегоний, где сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n).

Из зиготы развивается зародыш, который проникает в ткани архегонии с помощью особого приспособления - гаустории (от лат. haustor - черпающий, пьющий). Гаустория представляет собой ножку, внедряющуюся в ткани заростка и поглощающую из него питательные вещества. Начинается бурный рост зародыша, образуется побег, а затем взрослое растение - спорофит (2n). Цикл замыкается.

Жизненный цикл папоротника

Значение папоротников

Папоротники являются главным компонентом многих лесных сообществ, звеном в цепи питания - продуцентами (производителями органических веществ). Человек использует папоротник в декоративных целях. Молодые побеги некоторых папоротников съедобны и употребляются в пищу: побеги орляка, листья страусника обыкновенного.

Щитовник мужской имеет медицинское значение: из его корневищ изготавливают противогельминтный препарат.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.


Задания Д11 № 2927

Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений

Вместо корней у мхов есть ризоиды (3). Гаметофит мхов — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами (листья и стебли) и ризоидами.

у сфагнума есть ризоиды?

нет - у сфагнума ризоидов нет, но это исключение из правил!

У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите. В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и ризоидами, спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры.

На мой взгляд, это правильный ответ не вполне корректный, так как помимо мхов, ризоиды имеют все виды многоклеточных водорослей, а так же гаметофиты папоротников.

Водоросли и гаметофиты папоротников, при этом, не имеют листьев и стебля. У них не дифференцированное слоевище

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

В клетках автотрофных растительных организмов, в отличие от гетеротрофных, имеются:

Варианты:

  1. хлоропласты
  2. митохондрии
  3. ядро и ядрышко
  4. вакуоли с клеточным соком
  5. пластиды
  6. рибосомы

К растениям, не имеющим корней, относят:

Варианты:

  1. кукушкин лен
  2. щитовник мужской
  3. плаун булавовидный
  4. хвощ полевой
  5. сфагнум
  6. ламинарию

Какие из указанных признаков присущи растениям?

Варианты:

  1. способность к пиноцитозу
  2. рост в течение всей жизни
  3. способность к фотосинтезу
  4. гетеротрофный способ питания
  5. наличие пластид в клетках
  6. наличие хитина в клеточной оболочке

Какие растения относят к водорослям?

Варианты:

  1. сфагнум
  2. хламидомонада
  3. папоротник мужской
  4. улотрикс
  5. спирогира
  6. ряска

К видоизменённым подземным побегам относят:

Варианты:

  1. луковицу чеснока
  2. корнеплод моркови
  3. клубень картофеля
  4. усы земляники
  5. корневище ландыша
  6. корневые шишки георгина

К тканям растений относятся:

Варианты:

  1. основная
  2. соединительная
  3. мышечная
  4. нервная
  5. проводящая
  6. покровная

Выберите функции покровной ткани растения. Ответ запишите цифрами без пробелов.

Варианты:

  1. регуляция газообмена в растении
  2. защита от механических повреждений
  3. формирование скелета растения
  4. проведение органических веществ
  5. проведение неорганических веществ
  6. защита от перепада температур

Что из перечисленного является видоизменением листьев?

Варианты:

  1. кожица яблока
  2. лепесток розы
  3. усик гороха
  4. цветоложе
  5. иголка кактуса
  6. иголка шиповника

Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты:

  1. является основной тканью растения
  2. служит для проведения воды от корней к листьям
  3. клетки имеют сильно вытянутую форму
  4. в клетках есть хлоропласты
  5. стенки клеток утолщены
  6. клетки живые

Голосеменные растения, в отличие от папоротников:

Варианты:

  1. являются автотрофными организмами
  2. образуют семязачатки
  3. размножаются спорами
  4. не нуждаются в наличии воды при оплодотворении
  5. в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой
  6. в основном имеют форму деревьев, реже кустарников

Папоротники, в отличие от водорослей:

Варианты:

  1. состоят из разнообразных тканей
  2. содержат в клетках хлорофилл
  3. способны поглощать кислород и выделять углекислый газ
  4. имеют вегетативные органы
  5. по способу питания – автотрофы
  6. имеют корневище с придаточными корнями

Какие растения относят к голосеменным?

Варианты:

  1. пихту сибирскую
  2. хвощ полевой
  3. берёзу бородавчатую
  4. ель европейскую
  5. плаун булавовидный
  6. лиственницу европейскую

Мхи, в отличие от покрытосеменных растений:

Варианты:

  1. образуют половые клетки
  2. не имеют тканей
  3. имеют ризоиды
  4. являются фототрофами
  5. размножаются спорами
  6. не имеют цветка

Варианты:

Растения отдела Папоротниковидные характеризуются следующими признаками:

Варианты:

  1. оплодотворение происходит в водной среде
  2. образуется обоеполый заросток
  3. орган размножения — цветок
  4. опыляются насекомыми
  5. не имеют корней
  6. на нижней стороне листьев образуются споры

Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

Варианты:

  1. корни отсутствуют
  2. имеется хорошо развитая корневая система
  3. размножаются семенами
  4. размножаются спорами
  5. цветки мелкие, невзрачные
  6. для размножения нужна вода

Голосеменные, как и покрытосеменные растения:

Варианты:

  1. образуют плод с семенами
  2. размножаются семенами
  3. в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
  4. в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
  5. цветут хотя бы раз в течение жизни
  6. опыляются с помощью насекомых

Сходство мхов и папоротников проявляется в:

Варианты:

  1. размножении спорами
  2. дифференциация на органы и ткани
  3. оплодотворении, которое происходит вне водной среды
  4. автотрофном способе питания
  5. перекрёстном опылении насекомыми
  6. преобладании среди них древесных форм

Выберите три верных ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как:

Варианты:

  1. в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
  2. в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
  3. их клетки содержат хлоропласты
  4. их клетки содержат цитоплазму
  5. выполняют роль консументов в экосистеме
  6. клеточная стенка состоит из целлюлозы

Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

Варианты:

  1. цветок четырёхчленного типа
  2. соцветие кисть
  3. цветок пятичленного типа
  4. соцветие корзинка
  5. плод стручок или стручочек
  6. плод боб

Выберите три признака, характерных для класса Однодольные:

Варианты:

  1. мочковатая корневая система
  2. стержневая корневая система
  3. жилкование листьев параллельное или дуговое
  4. жилкование листьев сетчатое
  5. листья всегда простые
  6. из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Выберите три признака семейства бобовых:

Варианты:

  1. наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)
  2. наличие в цветке нектарников
  3. образование плода боб
  4. образование плода стручок
  5. наличие на корнях клубеньковых бактерий
  6. перекрестное опыление насекомыми

В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты:

  1. способны образовывать обширные леса
  2. характеризуются многообразием жизненных форм
  3. размножаются семенами
  4. опыляются насекомыми и птицами
  5. имеют хорошо развитые вегетативные органы
  6. образуют сочные и сухие плоды

p116

Мхи и папоротники согласно классификации растений входят в группу высших споровых растений. Это одни из самых древних представителей растительного мира Земли. В отдельные периоды истории мхи и папоротники доминировали над всеми растениями, покрывая все пространства нашей планеты. В дальнейшем стали превалировать покрытосеменные и голосеменные растения.

Мхи или моховидные — это отдел высших растений, в который входят более 100 семейств, 700 родов и около 10 тысяч видов. Возраст этих растений отсчитывается начиная с карбонового периода. Различают три класса: антоцеротовые, листостебельные и печеночные мхи. Самая представительная группа — это листостебельные или настоящие мхи.

Мох

Кукушкин лен

Папоротник — это одно из самых древних сохранившихся растений. Появление папоротников отмечают в девонском периоде (около 400 миллионов лет назад). Папоротники очень разнообразны по формам (травянистые, древесные), размерам, циклам существования. Несмотря на то, что по внешнему виду все папоротники внешне похожи друг на друга, в природе насчитывается более 10 000 видов этого растения. Рассмотрим основные отличия папоротников и мхов.

Папоротник

Возраст растений

Папоротники появились на Земле несколько раньше мхов. На стыке палеозойской и мезозойской эр вся суша была покрыта гигантскими массивами лесов из папоротников. Мхи появились в конце девонского геологического периода, но не развились до сопоставимых с папоротниками размеров биомассы.

Основа полезных ископаемых

Папоротники после отмирания и многолетних процессов хранения и химических превращений в земле, образовали гигантские запасы полезных ископаемых: газа, угля, нефти.

Мхи стали основой для образования торфа, который добывают в торфяниках. Торф используют в качестве органического удобрения и сырьевой основы для производства красок, лака, кислот, спирта, воска, пластмассы.

Разделение полов

Папоротники представляют собой однодомные растения, у которых на одном растении находятся мужские(тычинки) и женские(пестики) цветки. Мхи — представители двудомных растений, у которых женские и мужские цветки расположены на разных растениях. Папоротники могут размножаться спорами и вегетативно (корневищами, вайями, почками, афлебиями). Кроме этого, для папоротников характерно и половое размножение как часть их жизненного цикла.

Много папоротников

Отличия листьев

Если мхи имеют хоть и микроскопичные, но обычные листья, то у папоротников это листоподобный орган, который называется вайей.

Вайя

Вайя – это набор ветвей, расположенных в одной плоскости, называемой еще термином плоскоцветка. Употребляется еще один термин для обозначения этого органа — предпобег. В результате эволюции папоротники не успели разделить вайи на отдельный лист и стебель. Однако листовая пластинка почти сформировалась, оставалось сделать только шаг к объединению этих пластинок в лист. Растения, которые дальше эволюционировали этим путем стали голосеменные.

Назначение листьев

Листья мха способны вырабатывать только хлорофилл. В листьях папоротника происходит фотосинтез, то есть тоже вырабатывается хлорофилл, а кроме этого откладываются споры. Фотосинтез у мхов проистекает медленно и может происходить даже под снегом, если температура в зимнее время близка к нулю градусов, то мох остается вечнозеленым.

Трава мох

Корневища

У мхов корни отсутствуют. Эту роль выполняют ризоиды — нитевидные образования из однорядных клеток (по внешнему виду похожи на корневые волоски), которые способны закрепляться к источнику воды и питания. У папоротников длина корневища может достигать в длину 30 см. Кроме основного корневища имеются дополнительно придаточные корни, отростки от корневища.

Мох кукушкин лен - строение

Мох кукушкин лен — строение

Дифференциация тканей

У папоротников есть хорошо сформированы пучки проводящей ткани, а между этими пучками расположена паренхимная ткань. По проводящим тканям перемещаются растворенные в воде питательные вещества. Основные функции паренхимных тканей: фотосинтез, запасание питательных веществ, перенос воздуха. У мхов такого разделения на разновидности тканей не обнаружено.

Общий вид папоротника

Общий вид папоротника

Различие жизненных циклов

В жизненном цикле папоротника преобладает спорофит над гаметофитом, а у мхов – гаметофит над спорофитом. При этом, если у мхов гаметофит — это взрослое растение, то у папоротников — это отдельное растение, которое называется заросток.

Плоидность

По этой характеристике папоротники – диплоидны, а мхи – гаплоидны. То есть в ядрах клеток мха имеется одинарный набор хромосом, а в ядрах клеток папоротника — двойной набор.

Расположение спор

Воздействие на окружающую среду

Мхи очень эффективно накапливают воду, что приводит в отдельных случаях к заболачиванию лесных пространств.

Перспективы эволюции

Мхи находятся в эволюционном тупике поскольку без воды их размножение невозможно.

Читайте также: