Памятки для родителей в детском саду по подготовке к школе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

Памятки для родителей

Вопросы-ответы

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года - логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет - логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года - логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года - логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка

Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.


Родителям следует отнестись со всей ответственностью к рекомендациям врача при проведении медицинского осмотра ребенка пред школой, заранее установить и поддерживать контакт с медработниками и учителями в школе, сообщить им все особенности состояния здоровья и поведения их ребенка. Нужно помнить, что дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют особого внимания и перед поступлением в школу они нуждаются в индивидуальном подходе в процессе обучения в школе.

Чтобы развитие ребенка, пришедшего в школу, протекало благоприятно, необходимо обеспечить условия, укрепляющие его здоровье. Адаптация ребенка к школе во многом зависит от условий среды, окружающей ребенка в семье. Особенно неблагоприятное влияние оказывают нарушения режима дня, пагубные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем), конфликтные ситуации в семье и др. Поэтому в каждой семье, особенно в период подготовки ребенка к школе, родители должны обеспечить в семье здоровый образ жизни (ЗОЖ), предполагающий устранение перечисленных выше неблагоприятных факторов. Для детей, не посещавших детский сад, это особенно важно, т.к. их адаптационные возможности полностью формируются в условиях семьи.

Основой воспитания ребенка является режим дня. Он дисциплинирует, помогает легче привыкать к новым условиям школьной жизни. Организуя режим дня ребенка, необходимо обратить внимание на его полноценный сон. К концу дошкольного периода у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако продолжительность ночного сна должна составлять не менее 10-12 часов в сутки.

Обязательно нужно выделить время для занятий утренней гимнастикой, которая является необходимым звеном в физическом воспитании ребенка. Делать утреннюю гимнастику нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Детям 6-7 лет следует выполнять 5-7 упражнений в течение 10-ти минут. Упражнения время от времени нужно менять, чтобы они не наскучили. Убедившись, что ребенок упражнения освоил предложить ему делать их самостоятельно. Следить, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил.

На организацию рационального двигательного режима следует обращать особое внимание, т.к. двигательная активность является жизненно необходимой для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и умственного развития. В режиме дня на прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток надо отводить не менее 3-х часов.

Важным разделом физического воспитания является закаливание. Эффективная мера закаливания - водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется терморегуляция организма (способность приспосабливаться к непривычным температурным условиям), тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. Закаливание ребенка лучше начинать летом. Нужно постараться, чтобы водные процедуры прочно вошли в жизнь ребенка, стали его потребностью. Тогда многие виды закаливания в будущем он сможет выполнять самостоятельно. Но только последовательность, постепенность и систематичность закаливающих процедур дают желаемые результаты.

. Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего, это прогулки в любую погоду. Ребенку следует, как можно больше ежедневно гулять, и не просто гулять, а играть и двигаться (кататься на велосипеде, санках, лыжах и т.п.). Закаливать детей нужно и дома. Главное условие - не кутать. В помещении рекомендуется ходить в одежде с короткими рукавами, в носках или гольфах.

Организуя режим дня ребенка, нужно прививать ему навыки личной гигиены. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно:

- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером пред сном;

- причесываться (своей расческой);

- мыть ноги пред сном теплой водой;

- утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

- полоскать рот водой после каждого приема пищи;

- при приеме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами,), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), и салфеткой;

- быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;

- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);

- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;

- при входе в помещение вытирать обувь;

- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).

Перед школой очень важно воспитывать у ребенка навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания этих навыков у каждого ребенка должны быть обязанности по дому. 6-7-ми летнему ребенку можно поручить: накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, поливать цветы, подметать пол, покупать молоко, хлеб, сахар и другие посильные дела. При этом важны регулярность и контроль за выполнением. В целом на помощь по дому в режиме дня должно отводиться 30-40 минут в день, а на самообслуживание 1 час.

Приобретению указанных выше навыков способствует также посещение ребенком спортивных секций, кружков, студий, т.к. при этом расширяется круг его социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Однако нужно предостеречь родителей от излишней перегрузки ребенка. Рекомендуется включать в режим дня не более 2-3 занятий в неделю. При этом всегда должны учитываться, прежде всего, интересы ребенка.. Организуя режим дня ребенка необходимо предохранить его от злоупотребления просмотром телепередач и занятий за компьютером. Длительное сидение пред телевизором или за компьютером наносит серьезный вред здоровью ребенка.

На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:

Как подготовить ребенка к школе?

На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.

Физическая готовность

Ø Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность

Ø умение строить отношения с учителем;

Ø умение общаться со сверстниками;

Ø вежливость, сдержанность, послушание.

Ø отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Психологическая готовность

Ø это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

Ø это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

Ø умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

Ø это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

Ø развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

Ø пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

Ø координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Ø развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

Ø развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

Ø развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Мыслительная готовность:

Ø Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Ø Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Ø Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

Ø Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Ø Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Ø Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Ø Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

Ø Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

Ø Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Ø Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Подготовка к чтению:

Ø 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.

Ø Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

Ø ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка к грамматике:

Ø ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Подготовка к математике:

Ø успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Запомните:

Ø При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Ø Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

Ø Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

Ø Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

Ø Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

Ø Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Ø Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

Ø Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.

Ø Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Ø Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Ø Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Ø Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.

Ø Уметь культурно общаться с другими детьми.

Ø Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

Ø Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.

Ø Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.

Ø Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.

Ø Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.

Ø Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем.
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это.
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это?

- Велосипед, что это?

Уже через год Ваш ребенок впервые пойдет в первый класс!

С чего начать подготовку к школе?

В первую очередь – с психологической подготовки.

Сегодня также важно уделить внимание академической и физиологической подготовке (состояние здоровья).

Попробуем разобраться в основных психолого-педагогических компонентах подготовки к школе.

Психологическая подготовка

- Создайте у ребенка положительное отношение к школе (почаще общайтесь с ребенком на школьную тему, рассказывайте о братьях/ сестрах/ соседях, которые уже выросли и ходят в школу, о хороших учителях). Не следует упоминать о том, что с началом обучения детство закончилось – это неправда!

- Подготовьте ребенка к общению (застенчивых детей лучше заранее познакомить с ребятами, которые будут ходить в один класс; обращайте внимание, как ребенок реагирует на Ваши просьбы и поручения, сделанные доброжелательным тоном).

- Обратите внимание на развитие самостоятельности ребенка (поощряйте помощь ребенка по дому, даже если она недостаточно аккуратна, неуклюжа; позвольте ребенку делать самостоятельно то, что он может – например, одеваться, убирать посуду, поливать цветы).

- Учите ребенка быть внимательным (слушать с 1 раза, сосредотачиваться на выполнении задания, следовать правилам игры, доводить начатое до конца, выполнять неинтересную, но необходимую работу в течении 15 – 20 мин).

- Исправьте недостатки речи. Обратите внимание не только на правильность звукопроизношения, но и на умение целостно и лексически правильно, полным высказыванием выражать свои мысли. Читайте ребенку книги вслух, разговаривайте с ним о том, что его волнует, давайте высказаться полностью, не перебивая (или отложите разговор на потом и обязательно выслушайте ребенка позже!).

- Развивайте мелкую и общую моторику. В 1м классе детей ждет много письма – укрепляйте пальчики и руку заранее (дайте ребенку возможность свободно клеить, лепить, рисовать, играть с водой и песком, раскрашивать, обводить, размазывать, растирать). Не забывайте о подвижных играх ! Они отлично развивают ловкость, координацию и внимание!

- Научите ребенка справляться с трудностями, и не бояться ошибок.

Чаще обращайте внимание на успехи ребенка, говорите о том, что получилось сделать сегодня (а не о том, как плохо он пишет/ читает/ рисует). Рассказывайте , как Вы справляетесь с трудностями в жизни.

​​​​​​​ - Больше играйте с ребенком! Дошкольное детство проходит в игре, и в игре дети лучше всего учатся всему новому (этот механизм заложен природой!). Играйте в настольные игры, игры по правилам, сюжетные игры (например, в школу), игры Вашего детства. Именно в них ребенок приобретает опыт управления своими чувствами, учится справляться с трудностями, проигрывать, узнает невероятное количество нового, учится следовать правилам и слушать взрослого.

Академическая подготовка

Научите ребенка выделять заданный звук в слове, находить его место, разбирать слово по составу (на гласные, согласные, ударные, кол-во слогов).

Учите составлять предложения из 3 – 4 слов и пересказывать текст, рассказывать о предмете, по серии картинок; выразительно читать стихи.

Выучите прямой и обратный счет от 0 до 10, знаки +, -, =, больше/меньше, основные геометрические фигуры.

Учитесь ориентироваться на листе клетчатой бумаги (верх-низ, право-лево, наискосок).

Расширяйте кругозор ребенка: дошкольник должен знать адрес, состав семьи, иметь представления о временах года, днях недели, времени, знать правила поведения, иметь представление о профессиях.

Еще чуть-чуть и листья станут желтеть, а наши юные дарования пойдут первый раз в первый класс. Каждый родитель тратит очень много сил и переживаний на подготовку своего чада к школе. Ведь мало просто одеть красивую форму и купить здоровенный портфель, набитый тетрадками, надо еще сделать так, чтобы ваш ребенок был готов, а главное - хотел ходить в еще не совсем понятное для него место - школу. Сегодня мы подготовили небольшую памятку родителям. 10 золотых правил, которые помогут с легкостью подготовиться к первому в вашей жизни школьному звонку.





Правило 1: подготовьтесь сами

Первое и самое важное – личная подготовка родителей . Мама и папа первоклассника должны составить себе четкий план подготовки ребенка к школе, без которого не выйдет достигнуть высоких результатов. И помнить, что каждый ребенок яркая индивидуальность и самое главное не формальные результаты, которых он достигнит, а удовольствие и желание вашего малыша получать знания. Помимо этого, надо осознавать, что этот кропотливый процесс, как ни крути, займет у вас множество времени и сил.

Правило 2: будьте уверенны, что ребенок психологически готов к школе

Школа - это большой стресс для шестилетнего ребенка и родители, отдавая его в первый класс, должны быть уверенны, что он готов находиться сам во взрослом коллективе, жить по его правилам и осознавать, что он - маленькая самостоятельная частичка с определенными правами и обязанностями. Развивайте в ребенке потребность и желание общаться со сверстниками, чтобы школа стала уютным и комфортным местом времяпровождения.


Правило 3: Дайте ребенку элементарные навыки чтения, письма, счета и творческих умений

Идя в школу, ваше чадо должно владеть элементарными учебными навыками. Читайте книжки, считайте игрушки, играйте в обучающие игры, пишите по слогам. Важная доля развития припадает на мелкую моторику. Обязательно лепите, рисуйте и вырезайте с малышом . Занятия лучше проводить по 15 минут после завтрака, так ребенок привыкнет к школьному режиму. И никогда не злитесь, когда у него или нее что-то не получается. Ваша задача - помочь, объяснить и показать, что учиться весело и интересно.

Правило 4: не забывайте про физическое развитие



Организуйте ребенку спортивный уголок и введите з арядку по утрам . Утренние упражнения помогут малышу избавиться от сонливости и усталости, а также приучиться к самостоятельности и обязанностям. Врачи рекомендуют делать родителям зарядку вместе с дошкольниками в одно и то же время до завтрака.

Правило 5: свое письменное место

Организуйте вашему чаду свой письменный уголок , где будет стоять его столик и храниться все необходимые письменные принадлежности: тетради, ручки карандаши, краски и т. д. Объясните малышу их предназначение и обязательно научите держать все в порядке. За своим столом ребенок будет чувствовать себя взрослее, и это благоприятно будет влиять на готовность к школе.

Правило 6: посещайте подготовительные занятия для дошкольников

Отведите ребенка на специальные курсы подготовки дошкольников к первому классу. Конечно, можно и самому научить ребенка всем необходимым навыкам. Но именно в коллективе на занятиях ребенок получит свой первый опыт нахождения на уроках и общения со сверстниками в формальной атмосфере. В наше время доступные подготовительные занятия к школе можно найти в любом маленьком городе.

Правило 7: познакомьтесь со школой

Обязательно познакомьте ребенка со школой и учителем до начала занятий. Дайте малышу посидеть за партой и почувствовать себя настоящим школьником. Расскажите про уроки, их длительность и перемены. Покажите школьный двор, столовую и раздевалку. Так первого сентября в роли первоклассника малыш не будет себя чувствовать в незнакомой обстановке . Не забудьте по окончанию экскурсии попросить ребенка поделиться впечатлениями и желаниями что-то изменить.

Правило 8: личная гигиена – важно

Формируйте у вашего дошкольника основные правила личной гигиены. Делайте акцент на мытье рук после еды, прогулок на улице и туалета. Так вы сможете защитить его от множества инфекционных заболеваний и приучить к самостоятельности.


Правило 9: комфорт и уют

Обязательно создайте комфортное домашнее окружение, где ребенок будет чувствовать себя безопасно. Ни в коем случае не критикуйте и не сомневайтесь в его возможностях. Родители перед школой должны укрепить в своем первачке уверенность в своих силах и всячески поощрять к новым успехам. Формируйте у ребенка его личное мнение и как можно больше времени проводите вместе.

Правило 10: только позитивный настрой

И последнее самое важное правило: позитивный настрой как родителей, так и ребенка! Рассказывайте ребенку, как весело и интересно проводить в школе время. Можно даже придумать или прочитать малышу сказку про то, как детям здорово учиться и сколько всего интересного происходит в школе.


Учитесь вместе с ребенком, решайте вместе с ним все возможные трудности и будьте ему помощником, союзником и другом.




Каждый ребеночек сложная личность и яркая индивидуальность, но ваша любовь, поддержка и понимание помогут ему с комфортом адаптироваться к новому образу жизни и осознать, что учиться это очень даже интересно. Желаем встретить перемены только позитивно и провести первый учебный год только интересно.

Читайте также: