Озеленение территории учебных заведений

Обновлено: 07.07.2024

1. Иванова Н.В., Антонова Н.Н. Актуальные направления ландшафтно-архитектурного формирования образовательной среды университетов // Новые идеи нового века-2014 : материалы Четырнадцатой Междунар. науч. конф.: в 3 т., Хабаровск, 2014 г. Хабаровск : Изд-во ТГОУ, 2014. Т. С. 59–65.

2. Ковалев Г.А. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза: дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. 183 с.

3. Рубцов В.В. Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М., 2002. – 272 с.

Высшие учебные заведения представляют современную среду, оптимальную для сложных процессов формирования молодых специалистов: воспитания, учебы, быта, общественной деятельности, творчества, физического развития, культурного совершенствования [1]. Так, происходит формирование нового понимания образовательной среды, которая состоит из структурных единиц. Г.А. Ковалев в качестве структурных единиц выделяет: физическое окружение (специфика зданий, аудиторных помещений, возможность пространственных перемещений в них и т. д.), человеческие факторы (личностные особенности, успеваемость обучающихся, степень их концентрации в коллективах, распределение статусов и ролей среди субъектов образовательного процесса, половые, возрастные и национальные особенности преподавателей) и программу обучения (структура деятельности учащихся, стиль преподавания, характер контроля, формы обучения, содержание учебных программ и др.) [2].

По мнению В.А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения [3]. В понимании В.В. Рубцова и Т.Г. Ивошиной образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием субъектов образования между собой; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом [4].

Специфические процессы, свойственные основным функциям университетов, требуют рассмотрения ряда вопросов по функционально-ландшафтной организации открытых пространств вузов, применение ландшафтных средств и приёмов, обеспечивающих наиболее оптимальные условия пребывания, в экологическом аспекте и в эстетическом восприятии университетской среды. Процессы качественного улучшения предметно-пространственной среды территории вузов, организация благоприятных комфортных условий для получения современного конкурентоспособного образования и полноценного отдыха в настоящее время является серьезной проблемой архитектурно – ландшафтной организации современного образовательного пространства российских университетов [1].

Актуальность исследования заключается в том, что территории высших учебных заведений постоянно меняются, тем самым уменьшается площадь озеленяемой территории. Убирая озеленяемые территории, нарушают оптимальные условия для плодотворной учебной, научной, исследовательской деятельности и разнообразные виды молодежного отдыха, занятия физкультурой и спортом.

В ходе исследования был проведен анализ озелененных территорий девяти высших учебных заведений, расположенных в разных районах города Нижнего Новгорода. Были проанализированы следующие высшие учебные заведения: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Лобачевского), Нижегородский филиал национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ), Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина – Мининский университет (НГПУ), Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (НГСХА), Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА), Волжская государственная университет водного транспорта (ВГУВТ), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова).

Все территории оценивались по двум критериям: по наличию собственной территории и прилегающей территории. Собственная территория рассматривалась по следующим пунктам:

– наличие озелененной территории;

– использование территории для образовательного процесса и отдыха;

К прилегающим территориям относятся парки, набережные, скверы, откосы, сады.

Полученные данные были переведены в таблицу.

Анализ состояния озелененных территорий высших учебных заведений Нижнего Новгорода

В состав сети учебно-воспитатель­ных учреждений входят университе­ты и политехнические институты, высшие технические и гуманитарные учебные заведения, сельскохозяйст­венные и лесотехнические институты, институты физической культуры, тех­никумы и профессионально-техниче­ские училища.

В планировке и застройке городов высшие учебные заведения занимают особое место. Для их строительства необходимы крупные земельные уча­стки площадью 10—50 га и более. Во многих городах контингент уча­щихся существенно влияет на состав градообразующих кадров (последние составляют 3—5 % общей числен­ности населения города). В специа­лизированных университетских горо­дах высшие учебные заведения явля­ются основным градообразующим фактором.

При разработке генеральных пла­нов городов определяется потреб­ность в участках земли для обслужи­вающих учреждений и предприятий, размещенных в самостоятельных зданиях.

Расчетная потребность в тех или иных учреждениях и предприятиях и необходимая для их размещения территория (га) устанавливаются в соответствии со СНиП[§].

Средние специальные учебные 4,5

заведения с числом учащихся до 300 чел.

То же, более 300 чел. 3,0

Университеты, политехнические, 10,0

технические и сельскохозяйст­венные институты

с числом уча­щихся до 5000 чел.

То же, более 5000 чел. 9,0, но не менее 50 на объект

Институты гуманитарные, 6,0

медицинские (без учета клиник)

Институты физической культуры 20,0

В нормы площади участков сред­них специальных и высших учебных заведений не входят полигоны, учеб­ные поля, ботанические сады и пр.

На территориях средних специаль­ных учебных заведений площадью от 1,35 до 4,0 га предусматривается раз­мещение спортивного ядра и спор­тивных площадок, гимнастического городка и небольшой сквер для крат­ковременного отдыха. При объедине­нии учебных заведений в единые комплексы со смежными территория­ми проектируют одно спортивное ядро на два учреждения.

Участки для высших учебных заве­дений лучше отводить на периферии города или в пригородной зоне с уче­том возможности комплексного раз­мещения учебных заведений, лабора­торий, опытных цехов, физкультур­ных и спортивных сооружений, а также жилых домов, общежитий и культурно-бытовых учреждений для профессорско-преподавательско­го состава и студентов. В тех слу­чаях, когда в городе находится не­сколько высших учебных заведений, их иногда территориально объединя­ют в так называемые вузовские цент­ры**. Их архитектурно-планировоч­ным центром является площадь с дворцами науки, гостиницами, обще­житиями, библиотекой, рестораном, магазинами, домами быта. В целом необходимо создать эстетически пол­ноценную среду социально-психоло­гического комфорта. При разработке проекта озеленения высшего учебно­го заведения у доминирующего здания главного учебного корпуса с рек­торатом часто разбивают парадно решенный сквер с учетом архитек­туры здания и его окружений. В проекте акцентируют деловые транзиты, ведущие к главному входу здания, который часто оформляют цветниками, фонтанами, скульптурой. Все здания института объединяют удобными и кратчайшими дорогами.


Ландшафтная организация терри­тории должна предусматривать мемо­риальную зону с включением памят­ных аллей, исторических посадок, площади ученых (художников и др.), работавших в институте, и др.

Мемориальная зона может быть центром композиции парка, решен­ным в едином ключе с парадным сквером у главного учебного корпуса (например, Московский университет на Ленинских горах, Политехниче­ский институт в Ленинграде), или зоной, выделенной среди парковых насаждений, или представлена рядом памятных знаков на различных уча­стках парковой территории (напри­мер, парк Лесотехнической академии им. С. М. Кирова в Ленинграде).

Цель: Создание благоприятной экологической среды для обучающихся и преподавателей, посетителей техникума.

Проблема: Территория техникума не удовлетворяет требованиям современного ландшафтного дизайна и желаниям педагогов и обучающихся.

Задачи:

· Озеленение территории техникума.

· Воспитание бережного отношения ко всему живому.

· Развитие чувства прекрасного.

Формирование комфортной среды для студентов, усовершенствование привлекательного пространства возле техникума.
Для достижения цели и решения поставленных задач необходимо:

· привлечь внимание студентов к решению проблем благоустройства территории техникума; провести анализ предложений студентов о благоустройстве территории техникума;

· изучить требования образовательного учреждения, литературу по дизайну территории;

· проанализировать имеющиеся ресурсы, привлечь спонсоров;

· разработать и осуществить план по озеленению и благоустройству территории; оценить степень реализации проекта и определить перспективы.

Проект включает в себя работу по следующим направлениям:

· уборка территории техникума;

· разработка дизайна клумб с помощью посадки многолетних и однолетних цветов;

· благоустройство сада и посадка новых деревьев;

· посадка, уход и уборка овощей на учебно-опытном участке;

· озеленение и благоустройство территории техникума.

Сбор и анализ информации.

Студенты обсудили вопрос о благоустройстве территории техникума. Создано три группы:

Дизайнеры:Предложили разработать эскизы дизайнерских композиций клумб и схему размещения их на территории.

Эксперты:Проанализировали состояние дел на территории техникума, обсудили с администрацией вопросы по благоустройству территории и выяснили, какие средства и материалы есть в техникуме, а какие необходимо приобретать с помощью спонсоров, людей неравнодушных к проблеме техникума.

Аналитики:провели социологический опрос среди студентов.
В социологическом опросе приняли участие 29 респондентов.

Вопрос № 1. Считаете ли вы, что территорию техникума необходимо благоустроить?

Вопрос №2. Что, по вашему мнению, необходимо создать на территории техникума?

76% респондентов хотели бы создать цветники с многолетниками, 24% - оборудовать места отдыха, чтобы можно было ими пользоваться в разное время года, а для отдыха взрослых обновить скамейки.

Вопрос №3. Хотели бы вы принять участие в проекте, чем бы вы могли помочь?

Большинство опрошенных (85%) готовы принять участие в благоустройстве территории техникума. Многие жители поселка предложили поделиться цветами многолетниками, помочь вырастить рассаду. Студенты могут оказать посильную помощь по разработке земли, клумб и покраски построек. И.П. С. Н. Желнин откликнулся на просьбу и предложил пиломатериалы для ограждения клумб и постройки скамеек.

Вывод:Большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства территории техникума актуальной и готовы принять участие в его обновлении.

Озеленение и благоустройство территории техникума.

Всю территорию техникума разбили на несколько зон (прил. 1):

· спортивный комплекс (асфальтированные беговые дорожки, полоса препятствий, футбольное поле, баскетбольная площадка);

· учебно-опытный участок, где студенты выращивают корнеплоды: картофель, морковь, свеклу;

· плодовый сад, цветники и клубы;

Для того чтобы оформить территорию училища, мы познакомились с видами цветников, разнообразием сортов цветов, кустарников, биологическими особенностями растений, используемых для озеленения.
Насаждения должны играть функциональную роль, отделяя площадки друг от друга, создавая благоприятные условия для занятий и отдыха студентов.

К цветникам регулярной композиции относят:

· Рабатки (так называют цветники, представляющие собой сравнительно узкие полосы из цветов);

· Миксбордеры (смешанные рабатки - посадки красиво цветущих и декоративно-лиственных растений);

· Группы (посадки свободных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений)

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.

Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.

благоустройство территории школы, благоустройство школьной территории

озеленение пришкольного участка, проект озеленения школы

Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории

Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:

  • во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
  • во-вторых, составить ситуационный план;
  • в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).

Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.

Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.

Реализация проекта "Уютный уголок детства" по благоустройству территории школы

Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории

Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.

Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:

  • спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
  • игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
  • партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
  • торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
  • транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
  • творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
  • садовую (для проведения исследовательской работы, экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
  • хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
  • зеленую (зона рекреации) и др.

Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.

пришкольный участок, благоустройство и озеленение территории школы

озеленение школы, проект озеленение пришкольного участка

Проект озеленения школы

Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.

Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:

  1. озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
  2. экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
  3. озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).

По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.

Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.

Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.

Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.

По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.

Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).

Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.

озеленение школьной территории, озеленение школ

опыты на пришкольном участке, озеленение территории школы

Нюансы проекта озеленения школьной территории

Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:

  1. Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
  2. Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
  3. Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
  4. Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
  5. Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
  6. Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
  7. Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
  8. Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
  9. Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
  10. Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.

Благоустройство территории школы

Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы

Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.

По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:

  • клен остролистный,
  • осину обыкновенную,
  • березу,
  • липу,
  • вяз,
  • ясень.

проект благоустройство школьной территории, работа на пришкольном участке

Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:

  • черемуха,
  • ива белая,
  • верба,
  • рябина красная и черноплодная,
  • каштан.

Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.

Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.

Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:

  • сирень,
  • шиповник,
  • калина,
  • жимолость,
  • кизильник,
  • спирея,
  • форзиция,
  • чубушник,
  • дерен,
  • пузыреплодник.

Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.

проект озеленения школьной территории, благоустройство школьного участка

Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:

  • астры
  • петунии,
  • бархатцы,
  • календулы,
  • бальзамины,
  • циннии,
  • сальвии,
  • космеи,
  • колеусы,
  • цинерарии.

Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:

  • георгины,
  • флоксы,
  • нарциссы,
  • тюльпаны,
  • люпины,
  • лилейники,
  • пионы.

озеленение пришкольной территории, озеленение участка школы

Освещение пришкольной территории

За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.

Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.

Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).

Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.

Читайте также: