Озеленение автомобильных дорог презентация

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное и декоративное.

К защитному озеленению относят: снегозащитное озеленение; противоэрозионное озеленение; пескозащитное озеленение; шумо-газо-пылезащитное озеленение.

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объёмах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путём систематической стрижки придают определённые высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лёссовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой. Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав. Пескозащитное озеленение изложено в разделе 13.8.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под утлом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение её новыми посадками, органически вписываясь в окружающий ландшафт или маскируя непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрёстках и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

14.2. Снегозащитные лесонасаждения

Снегозащитные лесонасаждения являются наиболее надежным, экономичным и долговечным видом постоянной снегозащиты. К их недостаткам относят: размещение на значительных земельных площадях вдоль дорог, длительный срок от посадки до включения в полную работу, необходимость постоянного ухода.

Различают снегозащитные лесонасаждения в виде одно- и двухрядных живых изгородей, многорядных лесных полос и кулисных лесонасаждений.

Живые изгороди - это одно- или двухрядные густые посадки высотой 2-3 м, работающие по принципу плоской просветной преграды. Живые изгороди создают из одной породы кустарников или низкорослых деревьев, которые легко переносят стрижку для придания ряду кустарников определенной формы. Таких, например, как боярышник, акация, сирень, можжевельник и др.

При большом протяжении живой изгороди через некоторый промежуток одну породу кустарников или деревьев заменяют другой, чтобы избежать массового поражения грибковыми заболеваниями или вредными насекомыми, а также монотонного вида изгороди.

Различают живые изгороди однополосные однорядные, однополосные двухрядные и двухполосные четырехрядные.


Рис. 14.1. Схемы снегозадерживающих еловых изгородей

Снегоёмкость однополосных живых изгородей из кустарников

QП = 7H 2 , м 3 /пог. м. (14.1)

Снегоёмкость однополосных двухрядных изгородей

QП = 7H 2 + 0,8Нb, м 3 /пог. м, где (14.2)

Н - высота деревьев, м;

b - расстояние между рядами, равное 2-3 м.

Опыт показывает, что практически снегоёмкость однорядных живых изгородей составляет 25-40 м 3 /пог. м, двухрядных около 50 м 3 /пог. м, и двухполосных четырёхрядных до 100 м 3 /пог. м.

Надёжность работы любого снегозащитного насаждения N определяют отношением его снегоёмкости (QП м 3 /пог. м к максимальному объёму снегоприноса к ограждаемой стороне дороги (Wсд м 3 /пог. м), то есть.


(14.3)

При N > 1 участок дороги считается полностью защищенным от снежных заносов.

Снегозащитная лесная полоса представляет собой объёмную преграду для снеговетрового потока, состоящую из нескольких рядов деревьев и двухрядной кустарниковой опушки, размещённых параллельно дороге на определённых расстояниях. Лесные полосы формируют из нескольких групп растений: низких кустарников высотой до 2 м; высоких кустарников высотой до 4 м; низкокронных деревьев высотой до 15 м и высококронных деревьев высотой до 25 м. Общее число рядов в лесной полосе составляет от 4 до 9.

По законам аэродинамики в поперечном профиле лесная полоса должна быть обтекаемой: с наружной (наветренной) стороны высота деревьев плавно увеличивается, с внутренней (подветренной) стороны высота деревьев резко уменьшается.

Снегозадерживающая способность и снегоёмкость зависят от ширины лесополос и высоты деревьев. Чем выше деревья и больше их плотность, тем больше отлагается снега в лесополосе. Однако при высоте снежных отложений более 2,5 м в лесополосах деревья и кустарники начинают ломаться под тяжестью снега. С увеличением рядов деревьев возрастает объём отложений снега непосредственно в лесополосе и в подветренном шлейфе. Чтобы полностью задержать снег, приносимый к дороге Wсд, лесополоса должна иметь ширину


где (14.4)

hcp - средняя высота снегоотложений в лесополосе, принимаемая от 1 до 2,5 м.

Расстояния от бровки земляного полотна до придорожной лесной полосы определяют в зависимости от объёма снегоприноса

L = 20 + 0,25Wсд. (14.5)

Правильный выбор расстояния от бровки земляного полотна до лесополосы имеет особое значение. Если это расстояние меньше, чем длина снежного шлейфа, дорога будет занесена снегом при метели большой интенсивности. Удаление многорядных посадок от дороги на большее расстояние приводит к неэффективному использованию земель.

Расстояние между рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым, и в благоприятных лесорастительных условиях принимается в размере 2,5 м, а в тяжёлых условиях - 3-3,5 м. Расстояние между растениями в ряду кустарников допускается в пределах 0,5-1,0 м в ряду деревьев 1-2 м. При большой длине снегозащитной лесной полосы, расположенной на сельскохозяйственных угодьях, необходимо устраивать технологические разрывы (по 10-15 м) через каждые 800-1000 м для прохода сельскохозяйственных машин.

Типовые схемы снегозащитных насаждений, рекомендуемые для применения на автомобильных дорогах при объёмах снегоприноса до 250 м 3 /м, показаны на рис. 14.2. При объёме снегоприноса до 25 м 3 /м применяется двухрядная посадка в виде живой изгороди. При больших объёмах снегоприноса применяют лесные полосы со следующим числом рядов: при снегоприносе до 50 м 3 /м - четырёхрядные; до 75 м 3 /м - пятирядные; до 100 м 3 /м - шестирядные; до 125 м 3 /м - семирядные; до 150 м 3 /м - восьмирядные; до 200 м 3 /м - девятирядные; до 250 м 3 /м - две шестирядных полосы с разрывом между ними. В каждой лесной полосе первый ряд со стороны поля создается из низких кустарников, второй ряд - из высоких кустарников, остальные ряды - из древесных пород.


Рис. 14.2. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м 3 /м):
а – до 25; б - до 50; в - до 75; г -до 100; д - до 125; е - до 150; ж – до 200; з - до 250

При объёмах снегоприноса до 350 м 3 /м и до 500 м 3 /м Казахский филиал Союздорнии рекомендует применять (соответственно) двухполосные и трехполосные снегозащитные насаждения с увеличенными межполосными разрывами и расстояниями от дороги. Рекомендуемые значения расстояний и число рядов деревьев и кустарников в полосах показаны на рис. 14.3.


Рис. 14.3. Схемы снегозащитных насаждений при объёмах снегоприноса до:
а – 350 м 3 /м; б – 500 м 3 /м

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. рис. 14.2), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объёмах снегоприноса до 250 м 3 /м определяется по рис. 14.2 и табл. 14.1.

В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги снегозащитные полосы устраивают длиннее защищаемого участка на 50-100 м. В условиях снегоприноса более 100 м 3 /м эта величина должна быть обоснована расчётом для ветров под углом более 30° с учётом расстояния между полосой и защищаемым участком дороги.

Размещение лесных полос в зависимости от объёма снегоприноса


Расчётный объём снегоприноса, м 3 /м

Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м

Ширина разрыва между лесонасаждениями

Ширина полос отвода земель для лесонасаждений, м

10-25

15-25

-

4

50

30

-

9

75

40

-

12

100

50

-

14

125

60

-

17

150

65

-

19

200

70

-

22

250

50

50

214

Для обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне снегозащитные полосы размещают в соответствии с рис. 14.4. Расчётные расстояния видимости поверхности дороги La, Lв должны соответствовать расчётным скоростям движения на пересекающихся дорогах и принимаются по табл. 14.2, а ширина примыкающей к дороге полосы, обеспечивающая боковую видимость Lб, должна составлять 25 м (от кромки проезжей части) для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.


Рис. 14.4. Схема расположения лесных полос для обеспечения видимости на пересечениях автомобильных дорог

Расчётные расстояния видимости поверхности дороги (La, Lв), м


Расчётная скорость движения, км/ч

Расчётные расстояния видимости, м

150

250

120

175

100

140

80

100

60

75

50

60

40

50

30

40

Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учётом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важным являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.

Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в табл. 14.3, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости - в табл. 14.4.

В статье рассказывается:

Благоустройство автомобильных дорог подразумевает как обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, так и организацию необходимых удобств использования всех без исключения маршрутов. Причем совмещение обоих этих параметров строго обязательно.

Именно поэтому перед строительством той или иной дороги – в населенном пункте и за его пределами – составляется подробный план работ с учетом всех вышеперечисленных требований. И заниматься проектированием должны лишь специалисты, обладающие необходимыми знаниями в данной области.

Инженерное оборудование автодорог

Обустройство дорог – это целая система, которая включают в себя, помимо самого дорожного полотна, еще и компоненты обстановки и благоустройства, а также инженерное оборудование. К элементам обстановки относятся все технические средства, используемые для обеспечения безопасного и комфортного передвижения как пешеходов, так и автомобилистов. Инженерное оборудование дорог – это специальные дорожные сооружения, служащие для защиты, к примеру, от снега или шума.

Инженерное оборудование автодорог

Инженерное оборудование автодорог

Инженерное оборудование дорог подразделяется на несколько видов и типов, все зависит от предназначения и условий использования, а также конструктивных особенностей.

  1. Технические средства организации дорожного движения. Представляют собой комплекс устройств, сооружений и изображений, которые применяются на дорогах, чтобы обеспечить безопасное дорожное движение, увеличить пропускную способность автотрасс.
  2. Устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров.
  3. Инженерные сооружения, обеспечивающие непрерывное и безопасное движение. Они представляют собой комплекс сооружений и устройств, к примеру транспортные развязки, дополнительные полосы движения, ж/д переезды.
  4. Инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог. Сюда относится целый комплекс средств, таких как технологическая связь, автоматизированное оборудование, с помощью которого можно управлять дорожным движением и отслеживать состояние дорожного полотна.
  5. Осветительные устройства, необходимые для того, чтобы обеспечить оптимальные условия видимости на автотрассе в ночное время. Для этого применяется стационарное уличное освещение, с его помощью удается предотвратить ДТП, в полной мере использовать габариты дорожных сооружений.
  6. Устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге. Сюда относятся опоры всевозможных сооружений, они бывают стоечные, рамные и консольные. Напрямую к таким опорам либо при помощи тросов прикрепляют дорожные знаки и информационные таблички.
  7. Технические вспомогательные средства, обеспечивающие движение городского электрического транспорта: трамваев и троллейбусов. Представляет собой совокупность устройств: непосредственно сам путь и путевое хозяйство, к примеру трамвайный путь, дорога, контактная сеть.

Элементы благоустройства автомобильных дорог

К элементам благоустройства автомобильных дорог относятся два вида сооружений. Первые – обстановка пути, эти сооружения монтирует строительная фирма, выступающая в роли генерального подрядчика по строительству и реконструкции автодорог. Вторая группа сооружений – капитальные здания и конструкции, их может возводить строительная компания, если у нее есть все необходимое для осуществления данного вида работ.

Инновации в дорожном строительстве на страже безопасности человечества

К обстановке пути, другое название которой – малые архитектурные формы, можно отнести дорожные знаки, автобусные остановки, озеленение трассы.

К капитальным зданиям и конструкциям относятся здания и сооружения для дорожно-эксплуатационной службы и обслуживания автомобилей и тех, кто проезжает по автотрассе: гостиницы, мотели, СТО, станции управления дорог.

Элементы благоустройства автомобильных дорог

Элементы благоустройства автомобильных дорог

Так как все вышеперечисленное – здания, их строительство не входит в обязанности дорожных организаций. Поэтому для этой цели заключается контракт с другими фирмами, которые занимаются строительством. При этом осуществляется постоянный технический контроль генеральной подрядной дорожно-строительной компанией.

Создавая дороги, необходимо также продумать комплекс мероприятий, чтобы обслуживать граждан. Автомобилисты и пассажиры, особенно те, кто передвигается на большое расстояние, должны где-то питаться и отдыхать. Также машины нужно заправлять, ремонтировать и обслуживать. Чем интенсивнее движение, сложнее перевозки и сама трасса, тем выше должен быть уровень обслуживания.

Ежегодно возрастает объем автобусных пассажирских как пригородных, так и междугородних перевозок. Поэтому важно создавать павильоны, где люди смогут подождать свой рейс, укрывшись от дождя, снегопада. Также должны быть туалеты, платформы для посадки пассажиров.

Благоустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий невозможно без обязательных сооружений обслуживания движения:

Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения

Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения

Важно, чтобы территория комплексов подразделялась на 2 зоны: первая – где можно обслужить транспортное средство, вторая – для обслуживания водителей и пассажиров. При этом зона обслуживания автомобилей должна находиться максимально близко к трассе, поскольку ей пользуется больше проезжающих.

Принципы проектирования объектов сервиса

Благоустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий возможно лишь при условии, что будет создана единая система обслуживания на всей протяженности автотрассы либо на ее отдельных участках. Важно обеспечить безопасность и удобство передвижения для посетителей дорожных сооружений, а также для автомобилистов, которые едут на транзитных машинах.

Создавая проекты объектов сервиса, которые находятся рядом с населенными пунктами либо на их территории, необходимо правильно рассчитать их эксплуатационные характеристики, чтобы жители городов и поселков также могли пользоваться их услугами.

Необходимо соблюдать минимальную дистанцию между объектами сервиса на автотрассах и их вместимость. Этот параметр указан в нормативных документах.

При создании схемы расположения обслуживающих комплексов и отдельно стоящих зданий вдоль дорожного полотна следует принимать модуль, то есть единицу протяженности дороги, который соответствует оптимальной дистанции между площадками отдыха. Для дорог I–II категории этот параметр составляет 15–20 км; III категории – 25–35 км; IV категории – 45–55 км.

Выбирая территорию, где будут расположены объекты внешнего благоустройства автомобильных дорог, важно провести гидрогеологическое исследование участка, узнать условия водоотвода, обустройства канализационной системы, выяснить наличие необходимых коммуникаций – централизованной водопроводной системы, ЛЭП, теплотрассы – и возможностей подключиться к ним.

При стадийном возведении комплексов выбирать участок и последовательность его застройки нужно с ориентацией на то, что в будущем объект будет расширяться. Поэтому заранее следует выбрать и оформить территорию подходящей площади.

Важно, чтобы после того, как объекты будут размещены, пропускная способность автотрассы не снизилась. Должна сохраниться хорошая видимость и прочие условия обеспечения безопасности пользования дорожным полотном и находящихся поблизости сооружений. Необходимо исключить создание потенциально опасных для граждан ситуаций.

При размещении, проектировании и возведении объектов дорожного сервиса нужно учитывать требований стандартов, соблюдать технические нормы и правила безопасности дорожного движения, помнить про экологическую безопасность.

Выбирая участок, где будут находиться объекты сервиса, важно уменьшить количество примыканий, подъездов и съездов с основной автотрассы.

Объекты сервиса должны быть расположены на участке в пределах полосы отвода дороги либо в непосредственно примыкающих к ней местах, где есть естественный водоотвод, при этом данная территория непригодна для проведения сельхозработ.

Управляемые табло и знаки: параметры и особенности применения

Если внимательно изучить фото удачного благоустройства автомобильных дорог, станет понятно, что объекты сервиса лучше всего обустраивать в живописном месте. Сооружения должны быть расположены относительно дороги таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования территории и зданий. Необходимо понимать, как данное сооружение повлияет на общий архитектурный ансамбль дорожного полотна и прилегающей территории.

Кроме того, нужно учитывать ту вероятность, что основная дорога будет переведена в более высокую категорию. Тогда потребуется стадийное развитие комплекса объектов сервиса.

Зеленые насаждения вдоль дорог

Озеленение территорий вдоль автомобильных дорог необходимо для того, чтобы защитить автотрассу от заносов во время снегопада, а также для архитектурно-художественного оформления.

Зеленые насаждения вдоль дорог

Зеленые насаждения вдоль дорог

Помимо снегозащитного, существует противоэрозионное и пескозащитное озеленение, чтобы защитить дорожное полотно от размывания и песчаных заносов, ураганов и пыльных бурь.

Существует множество способов выполнить декоративное озеленение, их выбор зависит от садово-паркового стиля и условий на выбранной территории.

Регулярный стиль, другое название которого – линейный, является наиболее простым. В этом случае деревья и кустарники сажают рядами, в виде аллеи, используют живые изгороди.

Ландшафтный (свободный) стиль максимально приближен к естественному – деревья и кустарники сажают группами с привязкой к существующему ландшафту.

Смешанный. В этом случае можно объединить регулярный и свободный стиль, сделать комплексные посадки на перекрестках, остановках, путепроводах, рядом с лесополосой.

  • Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение.

Такое озеленение необходимо, чтобы защитить дорожное полотно от разрушения из-за увеличивающихся оврагов, размывания потоками воды, селей, оползней. Приовражные лесные полосы должны быть размещены вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30–50 м.

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

Благоустройство автомобильных дорог следует осуществлять с ориентацией на потребности социума. Граждане нашей страны нуждаются в перевозке людей, грузоперевозках. Также у населения есть культурные и рекреационные потребности, которые должны быть удовлетворены на дороге либо с помощью доставки в территориальные рекреационные системы. Дорога как единая система должна быть превращена в доходное предприятие народного хозяйства.

Если правильно благоустроить автодороги, они будут более эффективно выполнять возлагаемые на них функции, конечно, в пределах своих возможностей.

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

При разработке плана благоустройства автомобильных дорог необходимо правильно определить методологию исследований. Созданная система как производственная и как экономическая должна способствовать нормальному функционированию автотрасс. Это возможно при следующих условиях:

  • Если будет обеспечена привлекательность автодороги, природных и культурных территориальных комплексов, зданий культурно-бытового назначения, автостоянок. Ориентируясь на эти характеристики, человек станет выбирать тот или иной маршрут следования.
  • Если будет техническое обеспечение – должны использоваться технические средства и сооружения, которые соответствуют запросам в техобслуживании и ремонте ТС.
  • Если будет трудовое обеспечение – необходимо нанять как технических специалистов, так и сотрудников для культурно-бытового обслуживания.

Главное условие благоустройства автомобильных дорог – высокая скорость и безопасность передвижения, важно, чтобы гражданам было комфортно пользоваться автотрассами и они получали эстетическое удовольствие от поездки.

Чтобы автодорога как архитектурное сооружение была привлекательной, при создании проектной документации необходимо продумать ландшафт автотрасс, правильно расположить строения и сооружения, обслуживающие движения, выбрать их оптимальные габариты, номенклатуру, внешний вид. Чтобы перемещение по дорожному полотну было комфортным, придется приложить много усилий, потратив большое количество времени и наняв команду опытных специалистов.

Слайды и текст этой презентации


приоритетные направления деятельности:

комплексное благоустройство и озеленение территорий;

устройство наружных инженерных сетей.

строительство и ремонт автомобильных дорог и аэродромов;


г.Люберцы, МО, р-н "Красная горка", мкр.7-8, комплекс работ по благоустройству территории;

г.Москва, ЮВАО, р-н Некрасовка, комплекс работ по благоустройству территории жилых домов;

г.Реутов, МО, мкр. 10-10А, комплексное благоустройство микрорайона и строительство п/проезда №4305;

МО, Химкинский р-н, ст. Левобережная, ул. Совхозная, выполнение работ по благоустройству и озеленению;

г.Балашиха, МО, Балашихинское ш., мкр. 30, вл. 4, комплексное благоустройство территорий жилых домов;

г.Химки, МО, мкр.1А, строительство п/проезда №6010 и комплексное благоустройство микрорайона;

г.Долгопрудный, МО, мкр. "Центральный", комплексное благоустройство мкр. таунхаусов береговой застройки;

г.Клин, МО, пос. Майданово, дом 39 текущий ремонт проездов на территории ОЭК "Амур".


- земляные работы: разработка корыт и котлованов, устройство насыпи;
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, щебня, цементобетона;
- устройство асфальтобетонных слоев покрытия;
- установка бортовых камней различных видов;
- устройство покрытий тротуаров, пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки различных видов;
- устройство резинополиуретановых покрытий детских и спортивных площадок;
- устройство газонов, укрепление откосов, посадка зеленых насаждений;
- изготовление и монтаж металлоконструкций, малых архитектурных форм и оборудования;
- устройство наружного освещения;
- устройство наружных инженерных сетей: водопровода, канализации (в т.ч. водостока), теплоснабжения, освещения.


В 2013г. оборот организации составил более 320 млн. рублей, при этом выполнено (построено/установлено):

 более 76 тыс.м2 новых автомобильных дорог, проездов и автостоянок с асфальтобетонным покрытием;
 более 15 тыс.м2 новых тротуаров с асфальтобетонным покрытием;
 более 13 тыс.м2 новых тротуаров с покрытием из цементобетонной плитки;
 около19 тыс.м2 новых детских и спортивных площадок, пешеходных дорожек и площадок отдыха с резинополиуретановым и специальным покрытием;
 более 3 тыс.м2 новых отмосток по периметру гражданских и промышленных зданий;
 около 23 тыс.пог.м новых бортовых камней;
 более 2 тыс.пог.м новых инженерных сетей и распределительных кабельных линий с монтажом опор освещения и установкой светильников;
 около 22 тыс.штук зеленых насаждений;
 более 51 тыс.м2 газонов обыкновенных и цветников;
 более 3 тыс.штук малых архитектурных форм и оборудования.


- Группа компаний ПИК;

- Группа компаний МОРТОН;

- Радиотехнический институт им. Минца (ОАО РТИ).


В соответствии с требованиями комплексной защиты соответствующих придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зеленых насаждений:

- ширина полосы не мене 10 м;

- высота деревьев должна составлять не мене 7 - 8 м;

- высота кустарников - не менее 1,5 - 2 м.

Форма поперечного профиля защитной полосы должна иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения, т.е. к проезжей части дороги (рис. 6).


Рисунок 5 - Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м 3 /м):

а - до 25; б - до 50; в - до 75; г- до 100; д - до 125; е - до 150;

ж- до 200; з -до 250.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


- низкие кустарники

- низкокронные деревья

- высокие кустарники

- высококронные деревья


Рисунок 6 - Схема шумо-газо-пылезащитных насаждений

1 ряд от дороги - низкий кустарник; 2 ряд от дороги - высокий кустарник;

3 ряд от дороги - сопутствующая древесная порода; 4 ряд от дороги - главная древесная порода; 5 ряд от дороги - сопутствующая древесная порода; 6 ряд от дороги - высокий кустарник.

При подборе пород деревьев для создания шумо-газо-пылезащитной зеленой полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей (табл. Д3).

Наибольшей устойчивостью обладают:

- хвойные породы: лиственница сибирская;

- лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия;

- кустарники: бирючина, горловина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник.

Шумо-газо-пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами и экранами.

Требования к декоративному озеленению автомобильных дорог

Декоративные древесные и кустарниковые посадки, являясь одним из лучших средств архитектурно-художественного оформления придорожной полосы, размещаются в каждом случае с учетом того подвержен или не подвержен снежным заносам данный участок дороги. При этом необходимо предусматривать следующие случаи:

1) участок дороги заносимый, защищаемый искусственными устройствами (планочные щиты, заборы);

2) участок дороги незаносимый и защищенный посадками;

3) участок дороги незаносимый, расположенный на насыпи превышающей расчетную высоту снежного покрова не менее чем на 1,2 м для дорог I категории; 0,7 м - II категории; 0,6 м - III категории; 0,5 м - IV и 0,4 для дорог V категорий или в глубокой выемке;

4) участок дороги незаносимый в связи с характером окружающих условий (близко расположен лес, постройки, другие преграды);

5) дороги, расположенные в климатической зоне, где весьма редки или вообще отсутствуют снегопады.

В первом случае при размещении декоративных посадок необходимо учитывать возможную закладку в будущем снегозащитных полос со стороны поля. Таким образом, декоративные посадки должны быть размещены так, чтобы в процессе своей работы не вызывали снежных заносов.

В третьем случае незаносимые участки дороги могут стать заносимыми, если густые и сплошные декоративные древесно-кустарниковые насаждения расположить на расстоянии ближе 20 м от земляного полотна.

При наличии работающих снегозащитных посадок (второй случай) декоративные насаждения можно размещать на свободной полосе, начиная от рядов живой защиты и кончая линией, проходящей на расстоянии 2,5 м от кювета.

В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный (аллейные или рядовые посадки), ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный.

Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления. Этот прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах (рис. 7, 8).

Ландшафтно-групповой (или свободный) прием предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и


Рисунок 7 - Примеры декоративного озеленения автомобильных дорог (регулярный способ)

а) - лиственные породы; б) - смешанные породы.





Рисунок 8 - Пример регулярного размещения декоративных деревьев на фоне монотонных снегозащитных лесных полос:

1 - снегозащитная полоса; 2 - декоративный акцент; 3 – регулярные декоративные посадки.

кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги до них бывают самыми разнообразными (ограничиваются лишь полосой отвода). Этот прием применяют в основном на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом (рис. 9, 10)


.

Рисунок 9 - Ландшафтно-групповой способ декоративного

озеленения автомобильных дорог


Рисунок 10 - Ландшафтно-групповое размещение деревьев и кустарников на фонемонотонных древесных посадок

Элементы ландшафтно-группового приема следует использовать и для зрительного ориентирования водителей. Создаваемые при этом посадки могут быть разбиты на три группы: направляющие, барьерные и декорирующие, или акцентирующие.

Направляющие посадки - указывают на изменение направления движения, издалека подсказывают водителю степень крутизны поворота. Они могут быть только линейными, расположенными параллельно оси проезда, за пределами земляного полотна. Ихдлина зависит в основном от радиуса поворота, а их линия должна зрительно перекрывать всю ширину полосы движения, если смотреть на кривую с подходов к ней (рис. 11).


Рисунок 11 - Направляющие посадки на кривых в плане:

а) - на кривых с малым углом и значительным радиусом поворота;

б) - на кривых малого радиуса.

Декорирующие или акцентирующие посадки имеют целью не допустить отвлечения внимания водителя от наиболее важной или потенциально опасной части дороги (декорирующие) или же, наоборот, привлечь внимание, акцентировать его на точках, важных или для безопасности движения, или для архитектурной организации дороги (например, разграничения бассейнов).


Рисунок 12 - Примеры барьерных посадок на примыканиях дорог:

а) - напротив съезда; б)- в конце переходно-скоростной полосы;

в) - за выпуклой вертикальной кривой.


Рисунок 13 - Парные посадки деревьев на выпуклых

переломах продольного профиля:

а) - в закрытой местности; б) - в открытой местности.

Рассмотренные типы посадок применяют также в проектах планировки или благоустройства площадок отдыха (рис. 14).


Рисунок 14 - Пример использования разных типов посадок в проекте планировки площадки отдыха:

С - скамья; Т - туалет.

Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений (рис. 15). Его применяют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом в основном применяют следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечений регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д.

Для декоративного эффекта и свободного развития крон в зависимости от величины высаживаемых деревьев расстояния между деревьями в рядах принимают от 5 до 20 м.


Рисунок 15 - Пример смешанного способа декоративного

озеленения автомобильной дороги:

1 - снегозащитная полоса; 2 - регулярные посадки деревьев;

3 – ландшафтные посадки.

Специальные виды посадок используют при озеленении разделительных полос на автомобильных дорогах, преследующие цель не только архитектурно-художественного оформления, но и для повышения безопасности движения. Как правило, на разделительной полосе осуществляют посадку кустарников сплошную или в виде поперечных полос-кулис (в виде живых одно- или двухрядовых изгородей), которые размещают через 20 - 30 м на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части. Такие посадки защищают от света фар встречные автомобили.

Для декоративного оформления дорог, проходящих по увлажненным местам с активным пучинообразованием, следует подбирать древесные породы, сильно испаряющие влагу, способствующие осушению почвы и понижению уровня грунтовых вод (тополя, ивы, эвкалипты в соответствии с почвенно-климатическими условиями). Это уменьшает влажность земляного полотна и вероятность образования пучин.

Требования к размещению зеленых насаждений на улицах и дорогах городских и сельских поселений

Зеленые насаждения на улицах и дорогах городов и сельских поселений следует размещать в соответствии с их транспортно-планировочным решением в зависимости от ширины улиц и дорог в красных линиях, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, а также с учетом прилегающей застройки, ориентации по сторонам света и природно-климатических условий.

Минимальную ширину бульваров и озелененных полос следует принимать согласно СНиП 2.07.01-89 с учетом расстояний от деревьев и кустарников до сооружений, проезжих частей и инженерных коммуникаций.

На горизонтальных кривых улиц и дорог зеленые насаждения не должны затруднять видимость проезжей части и тротуаров для водителей транспортных средств и пешеходов. На пересечениях и примыканиях улиц и дорог следует обеспечивать треугольники видимости согласно СНиП 2.07.01-89.

Шумо - и пылезащитные полосы на улицах, дорогах и площадях должны создаваться из 3 - 6 рядов плотных древесно-кустарниковых насаждений.

В городах южных климатических районов следует уделять внимание затенению наиболее облучаемых пешеходных улиц, тротуаров и фасадов зданий, применять линейную посадку деревьев с широкой и плотной кроной; интервалы посадок должны обеспечивать проветривание улиц.

Основным элементом озеленения центральных разделительных полос на проезжей части улиц и дорог является газон. При ширине разделительной полосы более 4 м допускается посадка цветов, низкого кустарника и отдельных экземпляров узко кронных деревьев.

При всех типах озеленения улиц, дорог и площадей следует широко применять рядовую посадку кустарников между тротуаром и проезжей частью для борьбы с загрязнением воздуха и шумом.

На магистральных улицах и дорогах следует высаживать деревья II группы (Н - 3,0 - 3,5 м) в городах южного климатического района и III группы (Н - 3,5 - 4,0 м) - в городах умеренного и северного климатического районов согласно ГОСТ 24909-81.

Ассортимент растений должен подбираться с учетом почвенно-климатических зон, обладать пыле-и газо устойчивостью и декоративностью.

Защиту транспортных сооружений от неблагоприятных природных факторов (оврагов, оползней, и др.) зелеными насаждениями следует осуществлять согласно СНиП 2.05.02-85

Необходимо использовать элементы рельефа местности в качестве естественных преград на пути распространения звука. Дороги скоростного движения, магистральные улицы следует располагать в естественных выемках, протяженных оврагах, ложбинах и т.п., с целью максимальной изоляции от жилой застройки.

В случае превышения допустимого уровня звука, на селитебной территории, прилегающей к магистральным улицам, следует планировочными, техническими и организационными мерами снижать степень проникновения шума во внутриквартальное пространство, предусматривать отвлечение части транспортного потока на автомобильные дороги, строительство экранирующих зданий и шумозащитных домов, устройство перекрытий и шумопоглощающих стенок, барьеров, откосов, выемок, полос зеленых насаждений, обеспечивать запрещение или ограничение движения тяжелых транспортных средств и др. Также следует предусматривать дорожные покрытия, создающие при движении транспортных средств наименьший уровень шума и запыленности. Используемые для дорожных покрытий материалы не должны выделять вредных веществ.

ВЛИЯНИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

НА ТЕМПЕРАТУРУ ВОЗДУХА

Зеленые насаждения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают воздух кислородом. За час один гектар зеленых насаждений поглощает 8 литров углекислоты. Один гектар леса выделяет в воздух кислород в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности 30 человек. Зеленые насаждения существенно влияют на температуру воздуха в городе (табл. Е1). Это особенно заметно в жаркую погоду, когда температура воздуха значительно ниже среди зеленых насаждений, чем на открытых местах. Это объясняется тем, что листья имеют большую отражательную способность, чем другие виды покрытий. Пропуская значительную часть лучистой энергии, листья деревьев и кустарников обладают определенной прозрачностью. Кроме того, растения испаряют большое количество влаги, повышая влажность воздуха. Наибольшей эффективностью отличаются растения с крупными листьями, которые значительную часть энергии отражают, не поглощая ее, и, таким образом, способствуют снижению количества солнечной радиации (табл. Е2). Зеленые насаждения способствуют образованию воздушных течений. В жаркие дни нагретый воздух городской застройки поднимается вверх, а на его место поступает более холодный воздух с территорий зеленых насаждений. Эти воздушные течения чаще всего бывают на окраине города. В прохладные дни воздушные течения не возникают. Глубина проникновения воздушных течений в городскую застройку зависит от ее характера. При плотной периметральной застройке воздушные течения быстро ослабевают, а при свободной - воздушные течения проникают вглубь города значительно дальше. Важным фактором, влияющим на тепловой режим в городе, является влажность воздуха. Поверхность листьев деревьев и кустарников более чем в 20 раз больше площади, занимаемой проекцией кроны. Нагреваясь, растения испаряют в воздухе большое количество влаги.

Окружающая нас материальная среда часть лучистой энергии солнца отражает, а часть поглощает и затем возвращает (излучает) в виде тепловой энергии (табл. Е3). Тепловое излучение различных элементов материальной среды не одинаково ни по количественным показателям, ни по продолжительности процесса излучения. Установлено, например, что листва деревьев и кустарников охлаждается после прекращения инсоляции очень быстро, излучение же тепла каменными поверхностями продолжается несколько часов. Следовательно, человек в городе может находиться одновременно под непосредственным воздействием солнечных лучей и под воздействием тепла, излучаемого окружающей его средой (стены зданий, земля, тротуары, дороги, атмосфера). Например, человек, находящийся после захода солнца на тротуаре, нагретом до 70°С, и около стены здания, нагретой до 65°С, получит в единицу времени столько же тепла, сколько он получил бы, находясь на освещенной солнцем территории. Если при этом температура воздуха будет около 30°С, то теплоощущение человека будет таким же, как при температуре 35°С. Исследованиями Н. Н. Калитина, Г.В. Шелейховского и Н. В. Бобохидзе установлено, что различные поверхности и предметы отражают далеко не одинаковое количество тепла. При этом, чем ниже коэффициент отражения (альбедо), тем больше тепла излучает данная поверхность при условии, что она не прозрачна (рис. 16, табл. Е4, Е5).

Читайте также: