Отметьте предложения с плеоназмами большие урожаи
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 19.09.2024
1. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
2. Гостям подарили памятные сувениры.
3. В школе сложилась сложная ситуация.
4. Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.
Задание 21. Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.
1. Посередке поляны стоял стог сена.
2. Погоди трошки, не спеши.
3. Заместо дневников я веду рейтинговые книжки.
4. Есть еще куча интересных авторов, которых не изучают в школе.
5. Задержанный до того набрался, что оказал сопротивление органам милиции.
Задание 22. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
1. Современный Дон Кихот 2. Дон Жуан 3. Троянский конь 4. Вернуться к своим пенатам 5. Настоящий Квазимодо 6. Петь дифирамбы 7. Робинзонада 8. Фигура, как у Аполлона | A. Ловелас, распутник, волокита Б. Необычные приключения, путешествия в одиночку В. Добрый, бескорыстный человек Г. Уродливый, безобразный Д. Bocxвалять, прославлять Е. Вернуться в родной дом Ж. Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает З. Красивая мужская фигура |
Задание 23. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
Задание 24. Прочитайте текст и объясните значения заимствованных слов.
Воскресное рандеву
Консенсус был достигнут. Хэппи-энд.
Задание 25. Найдите ошибки в предложениях и квалифицируйте их. Отредактируйте предложения.
1. Давайте сличим наши часы.
2. Вы сфотографировались на фотографии?
3. А теперь сказанное поясню словами.
4. Наша страна построена руками народных сердец.
5. Пушкин показывает воспитание Онегина, которое образовалось в результате воспитания иностранным учителем.
6. Народ играл огромное влияние в ходе войны 1812 года.
7. Бегает Федотка в отцовском картузе до пят.
Задание 26. Выберите нужную форму сказуемого.
1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
3. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.
4. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
5. В нынешнем году (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыто, закрыты) и три (переименовано, переименованы).
Задание 27. Выберите правильный ответ.
1. СНГ … | А) возник Б) возникло В) возникли |
2. Полноводн. Миссури | А) ж.р. Б) м.р. В) ср.р. |
3. По химическому составу различают углеродистую и легированную … . | А) сталь Б) стали |
4. В цеху - … | А) нейтральный оттенок Б) разговорный оттенок |
5. Цветы - цвета | А) различия стилистические Б) различия лексические |
6. зануда - … | А) ж.р. Б) м.р. В) общего рода |
7. кукла - | А) одушевленное сущ. Б) неодушевленное сущ. |
8. а) При дневном свете невозможно увидеть звезды. б) На гала-концерте мы увидели настоящих звезд. | А) а) неодушевл. б) одушевл. Б) а) одушевл. б) неодушевл. В) а) одушевл. б) одушевл. |
9. Стихи … | А) Пабло Неруда Б) Паблы Неруды В) Пабло Неруды |
10. От … не осталось ни одной минуты. | А) полчаса Б) получаса |
11. Ошибочной является форма: а) активнее, б) менее активный, в) более активнее | А) а Б) б В) в |
12. По … сторонам тропинки росли большие кусты сирени. | А) обоим Б) обеим |
13. Наш палаточный лагерь был разбит в … километрах от Москвы. | А) трехстах Б) трехсот В) триста |
14. Это памятник был воздвигнут к … Петербурга. | А) трехсотлетию Б) трехстолетию В) тристалетию |
15. Сосед, живущий этажом выше, … мебель. | А) двигает Б) движет |
16. Когда я … иду, я всегда беру с собой перочинный ножик. | А) куда-то Б) кое-куда В) куда-либо |
17. обуславливать | А) разговорный оттенок Б) литературная норма |
18.оплатить … | А) за проезд Б) проезд |
19.удивлен … | А) чем Б) чему |
20. Ошибочными являются формы: а) чулок, б) носок, в) рентген, г) арабов, д) партизан, е) грузинов | А) в, г, Б) б, е В) г, д |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)
3) В прошлом народа писатели находили истоки величия русского народа.
4) Появился новый роман новоявленного автора.
5) Алексей Ильич молод по возрасту, и ему небезразлична судьба молодого поколения.
Отметьте случаи двусмысленности, связанные с омонимией.
1) В коллекции филателиста есть очень редкие марки.
2) Он купил марки.
3) В оружейном магазине продавались инкрустированные финки.
4) Мы просмотрели многое из того, что нам предложили.
5) Он был счастлив в браке с умной, красивой финкой.
16. Глагол предоставить сочетается с существительными:
17. Глагол выплатить сочетается со словами:
1) десять рублей;
18. Глагол надеть сочетается со словами:
Укажите случаи смешения паронимов.
1) Обращает на себя внимание гармоничный стиль этого произведения.
2) Нельзя быть невежей, надо пополнять свои знания.
3) Командировочный забронировал номер в гостинице.
4) Поставьте в ведомости свою роспись.
5) Он был настоящим подвижником книги.
Укажите случаи неточного выбора синонимов.
1) В диктанте он допустил три ошибки.
2) Вдруг подул сильный ветер, пришлось закрыть окно.
3) После уроков Петя обратился к учителю с ходатайством, чтобы его отпустили домой.
4) В диктанте он совершил две ошибки.
5) В районе хорошо организована работа с молодежью.
Установите соответствие между синонимами.
Укажите случаи неудачного употребления антонимов.
1) Тайное всегда становится явным.
2) Путник шел быстро, но не торопясь.
3) В дом девушка вошла быстро, а из дома вышла не торопясь.
4) Что-то в этой женщине одновременно и привлекало, и отталкивало его.
5) При достаточно высоких минусовых температурах людям тяжело дышать.
Укажите слово, характерное для книжной речи.
Укажите разговорные слова.
Укажите случаи неоправданного использования разговорных и просторечных слов.
1) Давеча наш президент заявил, что переизбираться не будет.
2) Скажи дураку богу молиться, он и лоб разобьет.
3) У хозяев детей нет, зато на детской площадке их навалом.
4) Грибы ищут, по лесу рыщут.
5) Мама всегда орет из окна, когда нужно идти домой.
Установите соответствие между словами и их значениями.
2) двоюродный брат;
Найдите устаревшие слова.
Укажите случаи неуместного употребления заимствованных слов.
1) Удобрения были вовремя транспортированы на поля.
2) Этим летом мы совершили круиз по европейским странам.
3) Мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Москву.
5) Кафе и столовые должны работать без выходных.
Отметьте словосочетания, которые являются фразеологизмами.
2) золотые украшения;
3) золотые волосы;
5) золотая молодежь.
Подберите к каждому предложению подходящий по смыслу фразеологизм.
А. Он очень умный.
Б. У Виктора, при всех его недостатках, есть одна слабость.
В. Ему все безразлично.
Г. Этого человека обманули.
Д. Подруга любит долго говорить по телефону.
1) ахиллесова пята;
2) висеть на телефоне;
3) семи пядей во лбу;
4) что в лоб, что по лбу;
5) обвести вокруг пальца.
Укажите, какие значения соответствуют приведенным ниже образным выражениям.
Б. Волк в овечьей шкуре.
В. Все гнило в Датском королевстве.
Д. Троянский конь.
1) неблагополучное положение в каком-либо деле;
2) запутанное сплетение обстоятельств;
3) лицемер, скрывающий свои дурные намерения под маской добродетели;
4) усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб;
5) тайный, коварный замысел.
Восстановите и запишите фразеологизмы, состав которых искажен.
1) В доме такой беспорядок, настоящие Авдеевы конюшни.
2) Он приехал в Россию и попал в точку.
3) Давайте говорить правде в глаза.
4) Надо вывести его на чистую воду.
5) Меня хотят сделать яблоком преткновения.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одного и тоже значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
- главный приоритет;
- первый дебют;
- ценные сокровища;
- наружная внешность;
- необычный феномен;
- пернатые птицы;
- полное фиаско;
- равная половина;
- неожиданный сюрприз;
- памятный сувенир;
- сегодняшний день;
- ответная реакция;
- предельный лимит;
- начальные азы;
- ладонь руки;
- государственный чиновник;
- уникальный раритет;
- взаимная помощь;
- передовой авангард;
- утренний рассвет;
- полный аншлаг;
- эмоциональные чувства.
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей .
Авторская речь — это речь автора .
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Формулировка в КИМ Вариант 1. Исключение Вариант 2. Замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. необычный Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. потерпели
Плеоназм Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике. Базаров несколько резковат. Слово несколько определяет степень признака, которая выражена в самом прилагательном суффиксом –оват-.
Плеоназмы различны по структуре сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий Слышались брань и ругательства. 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном Наступил тёмный мрак. 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов Мы помним и не забываем героев войны. 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 5) сочетание глагола и наречия Враги приближались всё ближе.
Тавтология Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен
Виды лексических ошибок 1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Виды лексических ошибок 2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5). Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
Виды лексических ошибок 3. Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.
Виды лексических ошибок 5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Виды лексических ошибок 6. Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удается объегорить других.
Виды лексических ошибок 7. Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства).
Виды лексических ошибок 8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
Виды лексических ошибок 9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Виды лексических ошибок 10. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Виды лексических ошибок 11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма): в любое время возвратиться назад импортировать из-за рубежа объединиться воедино
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма): в любое время возвратиться назад импортировать из-за рубежа объединиться воедино
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма): махал руками прейскурант цен упал вниз в любую минуту времени
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма): махал руками прейскурант цен упал вниз в любую минуту времени
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет тавтологии): Герой целеустремленно стремится к намеченной цели. Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет тавтологии): Герой целеустремленно стремится к намеченной цели. Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет плеоназма): Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке. На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды. Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива. Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
Читайте также: