Отличия цветковых от хвойных растений

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Выберите один правильный ответ. 1. Одноклеточные организмы объединены в царство: 1-грибов, 2-бактерий, 3-растений, 4-животных. 2. Оформленное ядро отсутствует в клетке: 1-грибов, 2-растений, 3-бактерий, 4-животных 3.

Впячивания внутренней мембраны - кристы - находятся в 1) митохондрии 2) хлоропласте 3) эндоплазматической сети 4) лизосоме

Какие функции в клетке выполняет цитоплазма? а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.

При каких условиях относительные частоты генов в популяции не будут изменяться из поколения в поколение?

Голосеменные (лат. Gymnospérmae) и покрытосеменные, или цветковые (лат. Magnoliophyta) - это две различные группы царства растений (подцарство Высшие растения), появлявшиеся последовательно в эволюционном развитии природы. Они играют важную роль в жизнеобеспечении планеты, составляя ее зеленый покров.

голо и покрытосеменные растения

Некоторые представители этих групп в настоящее время являются полностью вымершими и относятся к разряду ископаемых отложений. Сейчас на Земле существуют и голо-, и покрытосеменные растения. Есть основные отличия, характеризующие обе группы.

Происхождение

Происхождение и возраст - это основное, чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных. Голосеменные - очень древняя группа растительных организмов. Они существуют на Земле с Девонского периода (Палеозойская эра), это около 370 млн лет назад. Считается, что они были потомками семенных папоротников (лат. Pteridospermae) - полностью вымерших растений, многочисленные отпечатки которых часто находят в отложениях позднего девона и раннего мела.

чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных

Цветковые или покрытосеменные растения появились 120-150 млн лет назад на границе юрского и мелового периода (Мезозойская эра) и быстро заняли господствующее положение на планете. Считается, что их предками были древние голосеменные растения.

Разнообразие видов и форм жизни

Голосеменные растения насчитывают примерно 1 000 видов, существующих в данный момент в природе. Другие представители этой группы являются полностью вымершими и часто обнаруживаются палеонтологами в ископаемом виде. Формы жизни - вечнозеленые деревья и кустарники, а также редковстречаемые лианы. Отдел голосеменных представлен несколькими классами:

  1. Саговниковые: саговник поникающий, стангерия шерстистая, бовения и др.
  2. Беннеттитовые: вильямсония, нильсониоптерис (полностью вымерший класс).
  3. Гнетовые: эфедра хвощевая, веливичия мирабилис.
  4. Гинкговые: гинкго билоба.
  5. Хвойные: ель, пихта, сосна, можжевельник, кедр и др.

 голосеменные растения отличаются от покрытосеменных отсутствием

Значительно большее видовое разнообразие - это то, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных. Покрытосеменных насчитывается около 300 тыс. видов - это более половины всех растений планеты. Они существуют в форме деревьев, кустарников, многолетних и однолетних трав, лиан. Их классификация отличается большим разнообразием и сложностью, а именно:

Злаки: рожь, овес, пшеница и др.

Лилейные: лилия, тюльпан, чеснок, лук и др.

Пасленовые: картофель, табак, паслен, дурман, белена и др.

Астровые: подсолнечник, полынь, одуванчик, топинамбур и др.

Бобовые: соя, нут, горох, фасоль и др.

Крестоцветные: капуста, редька, редис, репа и др.

Розоцветные: роза, шиповник, рябина, вишня др.

чем отличаются покрытосеменные от голосеменных

Органы размножения

Основное отличие покрытосеменных и голосеменных растений - орган полового размножения. У первой группы это цветок, в завязи которого формируются семена (плод) после оплодотворения. Он состоит из тычинок - мужских половых органов, пестика - женского полового органа (из него будет развиваться плод), венчика с лепестками, цветоложа и цветоножки. Цветок различается по форме, окраске и цвету в зависимости от вида растения.

чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных кратко

У голосеменных растений эту функцию выполняет видоизмененный побег - шишка, которая может быть мужской или женской, о чем легко судить по ее размерам. Именно на ее чешуйках развиваются семязачатки, и впоследствии образуется семя.

Оплодотворение

Процесс оплодотворения - это ключевое, чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных. У голосеменных он достаточно прост. В пыльцевых мешках происходит постепенное созревание пыльцевых зерен, которые затем переносятся на женский гаметофит. Один спермий (мужская гамета) оплодотворяет только одну яйцеклетку, после чего образуется семя. Процесс протекает в семязачатках или мегаспорангиях.

У цветковых происходит иначе. Здесь имеет место двойное оплодотворение, это то, чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных. Кратко этот процесс был описан отечественным ученым С.Г. Навашиным в 1898 году. Происходит он следующим образом: из пыльцевого зерна внутрь завязи прорастают два спермия, один из них оплодотворяет яйцеклетку, из которой развивается семя, второй - центральную клетку, дающую начало эндосперму - запасу питательных веществ для зародыша.

Образование плода

После оплодотворения цветковые растения образуют плоды - то, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных. Образование плода с семенем внутри происходит путем видоизменения стенок завязи. Но иногда в его формировании принимают участие околоцветник, тычинки и чашечка, все зависит от вида растения. В это время движение минеральных и органических веществ в растении направлено в сторону плода, что может истощить другие ткани. Плоды, как и видовой состав покрытосеменных, характеризуются разнообразием форм.

чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных коротко

Голосеменные растения отличаются от покрытосеменных отсутствием плодов. Их семена располагаются открыто на чешуйке шишки и ничем не защищены. Однако они имеют специальные приспособления, позволяющие распространяться на большие расстояния.

Распространение

Способ распространения семян - важное обстоятельство, чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных. У первой группы это происходит единственным путем - при помощи ветра. Поэтому семена снабжены выростами, придатками крыловидной формы и перепончатого строения. Движения воздуха способны распространять такие семена на значительные расстояния, чем обеспечивается расширение ареала того или иного растения.

отличие покрытосеменных и голосеменных растений

У покрытосеменных растений способы распространения семян более разнообразны. Это происходит при участии ветра, насекомых, птиц, млекопитающих, людей. Некоторые семена имеют прицепки и выросты, способные цепляться за одежду или шерсть животных и так преодолевать большие расстояния. Многие плоды имеют сладкую сочную мякоть, съедобную для людей и животных, что также обеспечивает распространение семян.

Строение проводящих тканей

Устройство проводящей системы - это то, чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных. У более древних растений движение воды и питательных веществ в тканях не является интенсивным. Жидкость двигается медленно по трахеидам - полым трубкам с толстыми одревесневшими стенками и перфорированными перегородками. Они входят в состав ксилемы и обеспечивают восходящий ток жидкости - от корней к листьям. Трахеиды хорошо заметны при рассмотрении их под микроскопом.

голосеменные растения отличаются от покрытосеменных отсутствием

Проводящая система покрытосеменных более совершенна. У этих растений трахеиды преобразовались в сосуды. Это очень длинные трубки (у некоторых лиан они достигают десятки метров), по которым осуществляется усиленный ток жидкости и питательных веществ. Эта особенность строения способствует более активному протеканию многих важных физиологических процессов в растении: образование хлорофилла, фотосинтез, дыхание.

Эволюционные преимущества

Голосеменные растения существуют на Земле гораздо дольше, чем покрытосеменные. Но, несмотря на это, они не достигли разнообразия видов и форм, свойственного более молодым цветковым растениям. Чем отличаются покрытосеменные от голосеменных? Какие преимущества позволили им занять господствующее положение в растительном мире планеты? Есть несколько моментов, определивших это, а именно:

  • появление цветка, привлекательного для насекомых, позволило повысить шансы растения на опыление;
  • разнообразие вариантов опыления;
  • завязь защищает семязачаток от возможных повреждений;
  • двойное оплодотворение позволяет зародышу семени получать достаточно питания для своего развития;
  • сочный плод обеспечивает сохранность находящегося внутри него семени;
  • увеличение способов распространения семян;
  • разнообразие форм жизни (деревья, травы, кустарники) позволяет заселить больше экологических ниш;
  • проводящая система усилена сосудами, что активизирует многие необходимые физиологические процессы растительного организма.

отличие покрытосеменных и голосеменных растений

Основные отличия. Краткий итог

Итак, чем отличаются голосеменные растения от покрытосеменных? Коротко основные отличия представителей обоих групп представлены в таблице.

Сравнительная характеристика голо- и покрытосеменных растений
ПризнакГолосеменныеПокрытосеменные
ПроисхождениеПалеозойская эраМезозойская эра
Исторический возрастОколо 370 млн лет125-150 млн лет
Видовое разнообразиеОколо 1000 видовПримерно 300 тыс. видов
Разнообразие форм жизниВ основном деревья и кустарникиДеревья, кустарники, травы
Расположение семениРасполагается открыто, ничем не защищеноНаходится внутри плода
ОпылениеВетромВетром, насекомыми, птицами, самоопыление
ОплодотворениеПростоеДвойное
Наличие плодаНетЕсть
Передвижение воды в тканяхПо трахеидам (медленный восходящий ток)По сосудам (усиленный восходящий ток)

Возникшие эволюционным путем, такие приспособления, как защита семени, двойное оплодотворение, опыление насекомыми, а также более совершенная проводящая система, позволили покрытосеменным растениям занять доминирующее положение на планете в мире флоры.

Автор: Дорофеева Светлана Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ №45 г. Белгорода

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Тип урока: получение новых знаний.

Цель: сформировать представление о цветковых и хвойных растениях.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, кратко пересказывать прочитанное; классифицировать, сравнивать и группировать предметы; наблюдать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место, определять цель учебной деятельности, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, умение отличать верно выполненное задание от неверного, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, корректировать выполнение заданий.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе.

Личностные УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, внимательно и бережно относиться к природе.

Оборудование:

2.Красная книга Белгородской области.

3.Карточки для самостоятельной работы с дифференцированными заданиями.

4. Таблички с названиями растений.

7. Цветы, выражающие настроение ребят на уроке.

8. Компьютер, презентация.I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Придумано кем-то

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Актуализация знаний.
1. Отгадай загадки.

- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные.

- Ребята, отгадайте загадки.

Стоит над горой. (Берёза)

2.Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

3. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

4. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

5. Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего. (Одуванчик)

6.Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки. (Орешник)

Как огонь. (Крапива)

В процессе разгадывания на доску крепятся карточки с изображениями соответствующих растений.

III. Формулировка темы урока, постановка цели

- Посмотрите на слова и скажите, как их можно назвать одним словом? (Растения.)

-Как можно разделить эти растения на группы по ярусам?

(Ответы детей: деревья, кустарники, травы.)

1. береза сосна ель

2. малина орешник

3. одуванчик крапива

Вывешиваются таблички на доске. Ученики делят картинки на две группы.

-Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? Кто догадался? (Ответы детей.)

Цель нашего урока - узнать о том, какие растения относятся к хвойным, какие к цветковым и по каким признакам их так подразделяют. А также мы научимся различать их в природе.

- Что-то маленькая группа получилась у хвойных деревьев. Сегодня мы попробуем узнать больше и ее дополнить.

IV. Открытие учащимися новых знаний.

1). Работа по учебнику (с.136).

Задание №1

Цель: установить различия между хвойными и цветковыми растениями.

-Рассмотрите на рисунке хвойные и цветковые растения. Давайте выясним, чем они различаются?

Шишка – цветок и плод

-Что образуется у цветковых растений на месте цветка? (Плод)

- А где же спрятались семена? (Внутри плода.)

Можжевельник.

Растение можжевельник относится к хвойным вечнозеленым кустарникам.

Шишечки шаровидные, темно-синие с сизым налетом. Веточки очень хорошо пахнут, а древесина отличается очень красивым рисунком и используется для изготовления сувениров.

Задание №2

Цель: выяснить какие изменения происходят с хвойными и цветковыми растениями в течение года.

- Что вы знаете о лиственнице?

Лиственница

Каждую осень лиственница сбрасывает свои мягкие иголочки, как лиственные деревья – листочки. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.

- Что же особенного в хвойных растениях? (Ответы детей.) Как они изменяются в течение года?

- У них не листья, а хвоя. Хвойные деревья всегда зеленые.

Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зеленым.

Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

- Еще к хвойным деревьям относят пихту и кедр.

Пихта

Пихта относится к роду хвойных деревьев семейства сосновых, похожа на ёлочку. Из хвои и веток получают душистое пихтовое масло.

Кедр

Дерево вырастает высотой 45 м и живёт до 500 лет. Кроны густые, многовершинные, так как хрупкие побеги часто обламываются под тяжестью урожая шишек.

(Добавить на доску названия этих деревьев.)

Вывод: Какие деревья называют хвойными?

Многие хвойные деревья произрастают в Сибири и образуют непроходимый лес, который называется тайга.

2). Краеведческий материал.

- А какие деревья растут в нашей местности? (Ответы детей.)

- Верно. Все-таки в нашем краю большее пространство занимают лиственные леса.

-Ребята, подумайте, для чего создаются заповедники? (Для того, чтобы сохранить и размножить редкие виды растений и животных.)

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

А над нами весело шелестит листва.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

- Кроме деревьев в группу цветковых входят также кустарники, цветы и травы.

Берёза – любимое дерево русского народа, раскрывающее русскую душу.

Берёза - дерево стройное, с густой кроной, широко растущей вверх.

Берёза зацветает на исходе апреля. Цветки берёзы - "серёжки". Плоды берёзы легко разносятся ветром. Растёт берёза очень быстро, за двадцать пять лет вырастает на высоту пятиэтажного дома.

Всё в берёзе идёт в производство: из листьев и почек берёзы готовят веники для бани, отвары и настои, из бересты мастера и ремесленники народных промыслов мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины берёзы добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: и леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики! А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы – одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Шипо́вник— род дикорастущих растений семейства Розовые. Его побеги покрыты колючками. Цветки бледно-розовые. А плод красного или оранжевого цвета, с орешками внутри. Плоды созревают в октябре.

Плоды шиповника можно употреблять в свежем виде, в виде чая (отвара из сушёных плодов), сиропа и сока.

В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне.

Плоды шиповника содержат большое количество витамина С, что делает их ценными для медицины и здорового питания.

-Вы когда-нибудь задумывались, почему так красивы цветки и почему они пахнут? (Яркая окраска, приятный запах, сладкий нектар привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.)

- Очень разнообразны не только цветки, но и листья цветковых растений. Они разнообразны по форме, по величине и по окраске. Лист состоит из листовой пластины и черешка, которым он прикрепляется к стеблю. Рассмотрите внимательно.

-Что такое цветковое растение? (Растение, у которого есть листья, цветки и плоды.)

V. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированные задания).

Работа по учебнику. Стр. 138

Определите, цветки каких растений изображены на рисунке. Какие плоды созревают на их месте?

Назовите, какие плоды сочные, а какие – сухие.

Запишите в два столбика. Дополните каждую группу.

Работа по учебнику. Стр. 139

Рассмотрите рисунок. По форме и окраске листа определите, какому растению он принадлежит: осине, клену, дубу, орешнику или рябине.

Работа на листах.

Рассмотрите рисунок и определите, какие деревья изображены.

Соедините стрелками дерево и его веточку.

1.Устные ответы детей: мак, огурец, ландыш, липа.

2. Устные ответы детей: клён, осина, орешник, дуб.

3. Проверка по слайду.

Соедини стрелками растение и его веточку.


- Мы с вами на прошлых уроках говорили о частях растений. Сейчас я хочу вам предложить задание для работы в группах.

Я вам даю карточки с названием частей растений, но они у меня рассыпались. Вам нужно собрать из частей два дерева: хвойное - ель и цветковое - рябину. Кто быстрей?

Хвойное: ель

Цветковое: рябина

-Чем отличаются хвойные растения от цветковых?

1.У хвойных – хвоя, у цветковых – листья.

2. У хвойных – шишки, а у цветковых – цветы и плоды.

3. Краеведческий материал. Игра (резерв)

-А в нашей области встречаются хвойные растения?

Назовите их (сосна, ель)

- В нашей местности есть разные леса. А какие у них названия, мы сейчас узнаем. Отвечаем дружно вместе.

Для ответа воспользуйтесь словами (записаны на доске).

березняк, осинник, ельник, бор, дубрава, кедровник.

В нашем краю растут берёзы. Такой лес называется______________

В нашем краю растут осины. Такой лес называется_______________

В нашем краю растут дубы. Такой лес называется________________

В нашем краю растут ели. Такой лес называется_________________

В нашем краю растут сосны. Такой лес называется_______________

(Березняк. Осинник. Дубрава. Ельник. Бор.)

Девочка идёт и читает стихотворение, показывая на дерево с прикрепленными ветками и цветочками черемухи.

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Проходят две девочки, любуясь черемухой.

– Это чья черёмуха?

Около ручья. (Обламывают ветки)

Мимо бабка ехала.

Сразу от черёмухи

(Идет бабка и тоже обламывает ветки.)

Шли в далёкий путь.

Стали ветки гнуть.

(Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, стали обламывать ветки.)

Лишь в пыли валяется

А была черемуха

Чистая, как снег,

Мы любим лес в любое время года,

Цветов и листьев медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

-Чему учит эта сценка? Как вы поступите, когда встретите красиво цветущие растения? (Ответы детей).

5. Рассказ о Красной книге.

- Если растение погибло, сможем ли мы вырастить новое? Да, сможем, если где-то, у кого-то сохранилось растение того же вида и оно даст нам отросток или семена. Если представить, что такое растение не сохранилось и наше было последним, то никто никогда на Земле больше его не увидит: оно исчезнет. Так бывает в природе. Вспомните об этом, если захотите сорвать цветок, сломать куст или веточку.

Сейчас многих растений становится на Земле все меньше и меньше. Редкие виды растений занесены в Красную книгу. Есть такая Красная книга и в нашей Белгородской области (показать Красную книгу Белгородской области).

(На доске экологические знаки, нарисованные детьми.)


VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте подведем итог урока:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Сделайте вывод, чем они различаются?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- О чем расскажете дома?

- После долгой зимы к нам пожаловала яркая, цветущая весна. Мне очень хотелось, чтобы вы выразили свое настроение на сегодняшнем уроке. У вас на парте лежат цветы.

Если вы считаете, что вам было очень интересно на уроке и вы хорошо потрудились, то добавьте свои цветы на полянку, на которой растет наша черёмуха (на доску), а если вы довольны уроком, но вам было немножко скучно и не очень интересно, то можно оставить цветок себе, быть может он зацветет на другом уроке. Спасибо вам за хорошую работу. Урок закончен.

обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.

ВложениеРазмер
обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии. 18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.

Задачи урока : предметные : практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят; научить определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам : по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка; воспитывать любовь к родной природе;

метапредметные: развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.

Форма урока: с использованием мультимедийных средств.

Программные средства : комплект методических пособий системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Окружающий мир: учебник авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие (физминутки,смена видов деятельности, упражнения на внимание);
  • личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
  • информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения);

проблемное обучение (частично - поисковое).

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями, самостоятельными выводами в конце урока.

  1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1 минута).
  2. Проверка домашнего задания (2минуты).
  3. Работа над новым материалом. Практическая работа (16 минут).
  4. Физминутка (2 минуты).
  5. Работа над новым материалом. Практическая работа (продолжение) (16 минут).
  6. Работа с учебником (4 минуты).
  7. Интеллектуальная игра (2 минуты).
  8. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты).

I. Организационный момент.

II. Введение в урок.

- Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложным строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие - бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.

В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.

В царстве растений учёные насчитывают около пятисот тысяч видов. Все виды растений в зависимости от их строения объединены в классы или группы.

-Кто их перечислит? (Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.)

III. Работа по развитию умения классифицировать, обобщать и делать выводы.

- Откройте рабочие тетради на с. 29.

- Рассмотрите рисунки растений под № 60. Соотнесите растения с названиями групп, в которые они входят. Какой вывод можно сделать?

Выступления учащихся с докладами. Работа с гербарием.

Мхи – появились на земле после водорослей. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьям впитывать воду с растворёнными в ней питательными вещества ми. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах – спорангиях. Цветков у них нет.

Водоросли – первые растения появились в воде. Они могут быть и микроскопическими, и очень крупными экземплярами, до 20-30м. водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростов. Цветков , а следовательно, плодов и семян у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы). В наших пресноводных водоёмах часто встречаются водоросли – тина.

Папоротники – растения, которые лучше приспособились жить на суше. Они имеют корни, которые всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению, цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.

Лишайники – загадка для учёных до сих пор. В них живут дваорганизма6 и гриб, и водоросль в тесном переплетении. Лишайники очень разнообразны, по цвету, и по форме, но, как и у водорослей, ни стеблей, ни корней, ни листьев, ни цветков у них нет. В наших сумрачных влажных лесах лишайники растут на земле, камнях, стволах деревьев. На Севере, в тундре, лишайник ягель – основной корм северных оленей. Эти растения – долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.

Нет цветов и у хвойных растений. У них на концах веточек образуются шишки, в которых развиваются семена.

IV. Актуализация знаний. Хвойные и цветковые растения.

- Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (можжевельник, калина, шиповник, одуванчик, пихта, клён, сосна).

3. Хвойные растения.

- Что же особенного в хвойных растениях?

-Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены – хвоинки.

- Лиственница каждую осень сбрасывает свои особые листья, как все лиственные деревья. Почему её всё же называют хвойным деревом?

К хвойным деревьям относят и сосну, кедр, пихту, можжевельник. (Презентация слайд 13)

Работа в тетради на печатной основе (с.30).

- По каким признакам мы можем определить хвойное растение?

Работа с учебником (с.144).

- Назовите хвойные растения, данные на рисунке. Какие растения остались?

4. Цветковые растения.

- К какой группе можно отнести яблоню, укроп, крыжовник, землянику, дуб, орешник?

Какие изменения происходят с этими растениями в течение года?

Понятие цветковые растения говорит о том , что кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.

V. Практическая работа на развитие мышления, смекалки, наблюдательности.

- Определите, цветки каких растений изображены на рисунке. Какие плоды созревают на их месте ( работа с учебником, с.146 )?

Назовите, какие плоды сухие, какие – сочные.

VI. Обобщение и закрепление знаний.

- Вершины своего развития достигли цветковые растения. Они очень многочисленны и разнообразны. Есть среди них деревья, кустарники, травы. Основной орган размножения этих растений – цветок.

Более подробно мы поговорим о цветковых растениях на следующем уроке окружающего мира.

Читайте также: