Отличие одуванчика от мать и мачехи

Обновлено: 07.07.2024

Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.

Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля. Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).

Легкие после COVID-19

Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически. Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы. Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).

Программные задачи: закрепить знания о одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. формировать умения называть и различать первоцветы (одуванчик, мать-и-мачеха). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и мать-и-мачехи, пользуясь моделями. Закреплять умения правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений. Воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: иллюстрации первоцветов (одуванчик, мать -и -мачеха, картинки с изображением частей каждого растения; предметно схематические модели растения. (корень, стебель, листок, цветок).

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел, пойду, посмотрю.

(Заносит игрушку Петрушку с книжкой в руке.)

Петрушка. Здравствуйте! Нечего не пойму, почему в книжке нарисованы два разных красивых одуванчика (показывает иллюстрации одуванчика и мать-и-мачехи).

Воспитатель. Цветы красивые, но только один из них одуванчик. Ребята, давайте, покажет Петрушке одуванчик и расскажет про него. (Вызывает детей по желанию)

Что есть у одуванчика? (У одуванчика есть стебель, лист и цветок)

(Ответы детей сопровождаются показом.)

Какой формы цветок, какого цвета, на что они похожи? (Цветок у одуванчика желтый, круглый, как солнышко) На чем стоят одуванчики? (На ножке.) Это стебель, он какой: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? (Стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий.) Какие листочки у одуванчика? (У одуванчика длинные, узкие с зубчиками листья)

Желтый, как солнышко.

Вот какой удивительный цветок!

Пригрело землю солнышко, снег растаял, вода напоила землю и появились из нее сначала листочки, потом вырос, потянулся к солнышку стебелёк, затем распустился цветок (рассказ сопровождается показом моделей). Одуванчик утром просыпается – раскрывается, а вечером – засыпает – закрывается. Проходит время и.

Ярко- желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка седым.

Что случилось с одуванчиком? (Ответы детей.) Да, это наш одуванчик, только он повзрослел и стал белым, пушистым шариком, который состоит из пушинок.

Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться. (Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Разводим одновременно пальцы рук в стороны.)

Лепестки цветка трепещут от легкого ветерка. (Дети тихо дуют.)

Цветочек распускается (Разводим одновременно пальцы рук в стороны.)

Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе.)

Как используют одуванчик? Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. Из листьев делают салаты, корни пережаривают для получения целебного кофе.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

Воспитатель. Теперь, Петрушка, ты знаешь какой одуванчик.

Петрушка. Знаю, а это, что за растение? (Показывает иллюстрацию мать-и-мачехи)

Воспитатель. Рано весной сразу вслед за таянием снега, а то и прямо из-под него по оврагам, берегам рек, ручьев – словом, почти везде, появляются золотисто – желтые – цветочки. Это и есть мать – и – мачеха.

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот.

И только после этого, как отцветут цветы, появятся крупные темно-зелёные листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом - мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке и покажется, что твоей щеки коснулись, ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной, и станет тебе неуютно, холодно. Вот почему и назвали это растение мать - и –мачеха.

О мать-и-мачехи говорят:

И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут — через стеночку.

Что есть у мать-и-мачехи? (У мать-и-мачехи есть стебель, лист и цветок)

(Ответы детей сопровождаются показом.)

Скажите, на какой цветок похожа мать – и – мачеха? (На цветы одуванчика)

Но есть у них и отличия. Какой стебель у одуванчика? (У одуванчика стебель хрупкий, легко ломается) У одуванчика стебель гладкий, прямой, А внутри пустой – похож на трубочку. А у мать – и – мачехи стебель опущенный, побеги покрыты чешуйками.

Отвар из листьев мать – и помогает избавиться от кашля, его пьют и полощут горло. Чистый, свежий листок мать-и-мачеха, немного помятый накладывают, как компресс при укусах насекомых. Вот поэтому мать-и-мачеха относят к лекарственным растениям.

Подуйте, как ветерок – пусть летят пушинки далеко – далеко, чтобы у нас было много таких растений. Чтобы они радовали и лечили нас.

Рисование в детском саду. Мать-и-мачеха

Рисование в детском саду. Мать-и-мачеха Весенний цветок - мать-и-мачеха. На участке детского сада, с ребятами из средней группы, наблюдали за весенними первоцветами - мать-и-мачехой.

Занятие, направленное на выявление сходства и различия одуванчика и мать - и – мачехи; .

ВложениеРазмер
zanyatie.docx 24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия в подготовительной группе

Цель: выявить сходство и различия одуванчика и мать - и – мачехи; формировать представления о росте и развитии первоцветов.

- Образовательная: закреплять умения правильно называть основные части растения, особенности их строения, причину их изменений.

- Развивающая: развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и мать-и-мачехи, пользуясь моделями.

- Воспитательная: вызывать радость от красоты растений; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: схема строения цветов (одуванчика, мать – и - мачехи), картинки с изображением одуванчика и мать – и – мачехи.

- Здравствуйте, ребята! Шла сейчас к вам, смотрю вокруг и не пойму: зима ещё или весна уже наступила? (Весна!)

- Скажите, какой первый весенний месяц? (март).

- Верно. А как вы узнали, что уже весна пришла? Расскажите признаки весны и докажите, почему они появляются. (Небо приобретает голубоватый цвет, на нём появляются красивые облака. Появляются первые цветы, на деревьях набухают почки. Из земли выходит первая молодая трава и первоцветы. Птицы начинают свои трели ранним утром и не замолкают в течение дня. Просыпаются первые насекомые, мухи, пчёлы и комары. Их ещё немного, но на первоцветах можно увидеть работающую пчелу. Погода весной переменчива, возможен и дождь, и снег, но общая температура гораздо выше. Солнце появляется чаще и от этого становится теплее. Природа просыпается от зимней спячки и наполняется шумом от различных звуков. )

- Молодцы, ребята, вы правильно назвали все признаки весны. Но ведь ещё холодно. Почему? (А в это время года бывает и холодно. Может даже снег выпасть, а по ночам случаются заморозки).

- Правильно, это месяц — снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен.

- А можно встретить растения в такое время? (да).

- Какой первый цветок – первоцвет? (подснежник, одуванчик)

- Правильно, подснежники – это первые цветы первоцветы. Но у нас на севере, подснежниками называют мать – и – мачеху потому что, она цветет первее всех остальных цветов. За ней растут крокусы, подснежники, потом одуванчики.

-По дороге к вам я сорвала несколько цветов. Посмотрите, вы знаете, что это за цветы? (Да, это мать – и – мачеха.)

- Правильно, ребята, это мать – и – мачеха. Давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок)

- А нам виден корень под землей? (Нет)

- Тогда давайте рассмотрим его на картинке (Показывает картинку). Посмотрите, у мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Теперь опишите стебель, пожалуйста.

- Какой он? (Ответы детей)

- Верно, это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Как вы думаете, чешуйки это что? (листья).

- Правильно, чешуйки это видоизмененный лист. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель? (Лёгким пушком)

- А почему он покрыт пушком? ( ему холодно)

-Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек? (Ответы детей)

- Да, пушок и чешуйки защищают мать – и – мачеху от холода ранней весной. Что находится сверху стебелька? (Цветок).

- Почему мать- и – мачеха не боится снега, холодов? (ответы детей)

- Какой цветок по форме? (Круглый) Какого цвета? (Жёлтого)

- Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно.

- Ребята, вы видели у мать - и – мачехи листья? (нет).

- Правильно, их нет. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Листья появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья. Посмотрите на картинку. Какие листья по цвету, форме? (Ответы детей)

- Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелёного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков.

- Итак, ребята, скажи, как идет процесс развития у мать – и – мачехи. (цветок, стебель, потом лист)

- Совершенно верно, у мать – и –мачехи сначала появляется цветок, после того, как цветок отцветает, появляются листья.

- Чем размножается это растение? (корнем, листьями).

- Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на картинку(показывает картинку).

- Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается? (почками на корневище)

- А теперь давайте понюхаем цветочки. Пахнут? (Да)

- Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как? (ответы детей)

- Утром она накрывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает, сохраняя нектар. Проснувшись после долгой суровой зимы, пчёлы и шмели летят к цветкам этого удивительного растения за мёдом. Пчеловоды с давних пор знают об этом замечательном качестве мать – и – мачехи и любят её за это.

- Какую помощь растение приносит людям?(можно мед делать, лечиться)

- Правильно, высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля.

- Почему этот первоцвет так называется? ( одна сторона мягка, другая холодная)

- На цветы, какого растения похож цветок мать – и – мачеха? (На одуванчик)

- Правильно, ребята. Цветок мать – и- мачехи похож на цветок одуванчика. Скажите, одуванчик, это тоже первоцвет? (да)

- Правильно, одуванчик, это один из растений первоцветов. Когда он зацветает на севе? (весной)

- Одуванчик на севере зацветает, когда везде растает снег. Чем он отличается от мать – и – мачехи? (листья есть .позже цветет)

- Вы сказали правильно, давайте еще раз повторим, чем они отличаются.

- Из каких частей состоит цветок? (листья, цветок, стебель).

- Правильно. Посмотрите у одуванчика жёлтая головка цветка , длинный или короткий гладкий стебель, длинные гладкие листики. А в земле находится корень одуванчика .

- Если посмотреть на цветок одуванчика очень внимательно, то можно увидеть, что он похож на корзинку, в которой растёт громадное количество цветов, ещё меньших размером, чем сами одуванчики.

- Что сначала появляется у одуванчика? (листья)

- Правильно, а у мать – и – мачехи? (цветок)

-Совершенно верно. Значит, как развивается одуванчик? (сначала появляется лист, потом цветок)

- Корни одуванчика просыпаются, напиваются из талой земли, появляются листья, а затем только цветы.

- Что происходит с одуванчиком, когда он отцветает?(ответы детей)

- Как он размножается? (парашютиками)

-Когда одуванчик отцветает, то на месте жёлтых цветов появляются созревшие плоды. Они называются семянками. Каждая из семянок представляет собой длинный носик с небольшими волосками на кончике. Их у одуванчика много, а в кучке они похожи на воздушную белую шапку. Но такая красивая шапка продержится у одуванчика недолго. Их сорвёт первым порывом ветра и подымет высоко вверх. Они могут летать достаточно долго, а когда устают, то приземляются на землю. - Посмотрите, листья у одуванчика голые, гладкие, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Все части растения содержат густой белый млечный сок.

- Как одуванчик помогает людям? Чем полезен? (лекарственный)

- Правильно. Одуванчики имеют лечебные свойства. Корни, листья и сок помогают излечиться от многих болезней. Их можно употреблять в пищу, делать из них салаты или же сварить вкусное и полезное варенье.

- Почему он так назван? (ответы детей)

- Чтоб вам было проще ответить, послушайте стихотворение:

Носит одуванчик веселый сарафанчик,

Подрастет, нарядится в беленькое платеце,

Ветерку послушное. Почему? (ответы детей)

- Дунь меня- и я полечу.

- Мы с вами рассмотрели два цветка – первоцвета. Скажите, сем они похожи? (ответы детей)

- Верно. Давайте еще раз посмотрим, в первую очередь, это цветы – первоцветы. Они появляются ранней весной.

- Чем еще они похожи? (ответы детей)

- Оба растения являются лекарственными. Крупные листья мать – и – мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые листья употребляют в салат.

- Что еще есть общего? (размножение)

- Правильно, происходит это благодаря распространению семян. «Парашютики- семена при помощи ветра перемещаются по большой территории.

- Скажите, в чем различия между одуванчиком и мать – и - мачехой? (ответы детей)

-Вы сказали правильно. Давайте еще раз посмотрим. Первое различие между этими цветами – это их строение. В чем различается их строение? (листья)

- Правильно, посмотрите, у одуванчика листья появляются с самого начала цветения, а у мать– и – мачехи появляется листья позже. Так же их листья отличаются по форме и размеру.

- Итак, ребята, давайте вспомним, про какие цветы мы сегодня говорили? (одуванчик, мать – и – мачеха)

Цель: Показать новое растение, сообщить название, выделить
характерные особенности, показать сходство и различие. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту. Занятие лучше провести на прогулке. Воспитатель подводит детей к распустившемуся цветку одуванчика. Предлагает полюбоваться им, спрашивает, какого он цвета, просит притронуться слегка ладошкой, ощутить пушистую поверхность, сообщает название растения. Дети хором повторяют. Предлагает рассмотреть его

Оценить 210 0

Знакомство с одуванчиком,

мать-и- мачехой, сравнение

Цель: Показать новое растение, сообщить название, выделить

характерные особенности, показать сходство и различие. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту.

Ход занятия:Занятие лучше провести на прогулке. Воспитатель подводит детей к распустившемуся цветку одуванчика. Предлагает полюбоваться им, спрашивает, какого он цвета, просит притронуться слегка ладошкой, ощутить пушистую поверхность, сообщает название растения. Дети хором повторяют. Предлагает рассмотреть его: стебель у цветка длинный, гладкий. Затем рассматривают мать-и-мачеху. Стебель у него не такой длинный и не гладкий, а весь в чешуйках. Рассматривают и сравнивают листья. У мать-и-мачехи листья широкие, почти круглые, с верхней стороны гладкие и холодные, а с другой - бархатистые и теплые. Листья у одуванчика удлиненные.

Цветы у одуванчика и мать-и-мачехи желтые.

Воспитатель объясняет, что цветы рвать нельзя, ими можно только любоваться.

Вызвать положительные эмоции от увиденного. Поиграть в игру "Как летают парашютики от одуванчиков".

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Маршрутный лист к урокам по математике для учащихся - готовый удобный инструмент для учителя, с помо. Подробнее.

Интересное мероприятие! Думаю каждый дошкольник хочет превратиться в настоящего исследователя. В ход. Подробнее.

Действительно, объявленные конкурсы пробуждают фантазию взрослых! И в этот увлекательный процесс вкл. Подробнее.

Интересное изложение материала для детей второй младшей группы. Подробно и плавно воспитатель от наг. Подробнее.

Очень интересное занятие! А использование нетрадиционной техники при выполнении аппликации , поможет. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: