Отличие дендрологического парка от ботанического сада

Обновлено: 05.07.2024

Природные парки

Природные парки — это рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации. На них возлагаются задачи создания условий для отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов, разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической или рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических и эстетических качеств парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение ценности территорий.

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Государственные природные заповедники и национальные парки

§ 2. Государственные природные заповедники и национальные парки (что нельзя делать в заповеднике; создание национальных парков; просвещение и туризм; режим охраны территорий национальных парков; организация обслуживания посетителей)На территории государственных

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

27. Структура и состав документов территориального планирования

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

28.Документы территориального планирования:правовой статус,виды и назначение.

Документы территориального планирования подразделяются на федеральные, субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 2 ст. 9 ГрК РФ). В самом общем виде следует отметить, что в данных документах фиксируется информация о состоянии территории соответствующего уровня, возможных направлениях се развития и об ограничениях ее использования, что отображается в соответствующих схемах (картах). Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные районы разрабатывают схемы территориального планирования, а поселения и городские округа - генеральные планы.

Значение федеральной схемы территориального планирования заключается в необходимости закрепления в графическом и текстовом виде земельных участков и объектов недвижимости, уже находящихся в федеральной собственности, а также границ земель и местоположений объектов, которые будут предназначены для федеральных нужд (отсюда вытекает необходимость резервирования земельных участков и их последующее изъятие для федеральных нужд). На данных схемах фиксируются соответствующие ограничения деятельности, вытекающие из особенностей функционирования действующих либо предусмотренных федеральной схемой объектов.

Установление границ категорий земель и земельных участков с расположенными на них объектами, отображение ограничений и иных элементов комплексных правовых режимов, предусмотренных различными федеральными законами, нецелесообразно иначе, чем на схеме территориального планирования.

В отличие от документов территориального планирования уровня РФ и субъектов РФ, где происходит указание планируемых мест размещения уникальных (и весьма немногочисленных) объектов, при планировании на уровне муниципального района (поселения, городского округа) происходит определение мест размещения объектов для удовлетворения обычных, повседневных нужд населения, включая размещение объектов транспортного и бытового обслуживания населения. На муниципальном уровне, при всей поверхностно одинаковой форме изложения со схемами территориального планирования РФ и субъектов РФ, отображаемых на картах (схемах) объектов и границ, речь идет о несколько иных методологических целях и задачах разработки указанных муниципальных документов.

На этом уровне население самостоятельно решает, как обустроить свою территорию, исходя из возможностей местного бюджета. Решая данные вопросы, население и муниципальные органы власти не связаны задачами размещения объектов, обусловленных необходимостью интеграции России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский Союз. Данные объекты и процессы отображаются в вышестоящих документах территориального планирования, а на муниципальном уровне лишь воспроизводятся, равно как и те следствия, которые вытекают из расположения на территории муниципального образования объектов федерального значения. Например, планируемое прохождение через территорию муниципального образования (например, поселения) федеральной автомагистрали неизбежно ведет к планированию сети дорожного сервиса (кафе, столовых и т.д.), которые могут относиться к объектам капитального строительства либо подпадать под статус временных объектов.

Необходимо отметить, что на схеме территориального планирования субъекта РФ фиксируются существующие и планируемые границы муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ. Собственно говоря, границы муниципальных образований (поселений) по каждому субъекту РФ утверждены приказами Министерства регионального развития РФ. Однако данные границы носят описательный (повествовательный) характер, отмечая расстояния между различными координатами естественного или искусственного происхождения. Между тем для реализации функций органа публичной власти (включая принятие решений о распоряжении земельными участками) необходимо четкое графическое фиксирование границ подведомственной территории (во избежание конфликтов и судебных споров), что может быть достигнуто только посредством утверждения схем территориального планирования.

На схеме территориального планирования муниципального района отражаются границы земель и перечни объектов значения муниципального района, что автоматически влияет на содержание властных полномочий, а также устанавливает зависимость между ними и градостроительными изменениями территории. Перераспределение полномочий между муниципальным районом и поселением также должно быть отражено и в схеме, и в генеральном плане поселения.

Результатом взаимодействия поселения и муниципального района будет уточнение подходов к разработке документации территориального планирования. В качестве графической информации в нее должны попасть такие объекты значения муниципального района, которые будут реализованы за счет средств бюджета соответствующего уровня. Выделение бюджетных средств на строительство (реконструкцию) объектов, необходимых муниципальному району, находящихся в границах входящих в его состав поселений и отраженных в схеме территориального планирования района будет опираться на документальную (правовую) основу (например, планы социально-экономического развития муниципального района). В результате схемы территориального планирования приобретают четко определенный правовой статус и выступают в качестве точного инструмента управления территорией. Закрепление в документах территориального планирования муниципального района планируемых объектов капитального строительства поселений обязывает муниципальных должностных лиц и даст определенные гарантии выделения соответствующему поселению субвенций.

Обеспечение баланса интересов муниципального района и входящих в него поселений достигается и посредством фиксации на схеме территориального планирования района ограничений, как вытекающих из документов территориального планирования вышестоящего уровня, так и зафиксированных генеральными планами поселений.

Закрепление в схеме территориального планирования муниципального района вариантов будущего размещения объектов, затрагивающих, например, интересы РФ и влекущие изменение границ объектов и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, одновременно влечет и обсуждение целого комплекса иных вопросов. Например, в случае согласования с Российской Федерацией планируемых изменений границ земель лесного фонда необходимо (кроме внесения изменений в схему территориального планирования РФ) принятие на федеральном уровне ряда нормативных правовых актов.

Необходимо согласование размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, с федеральными, региональными или муниципальными органами. При этом специфика муниципального уровня заключается в том, что "объект капитального строительства местного значения" - это не всегда то же самое, что "объект капитального строительства, находящийся в муниципальной собственности" (на федеральном уровне чаще всего следует именно такой вывод).

Применительно к рассматриваемой стадии территориального планирования законодателем предусмотрены не менее жесткие временные рамки но разработке данной документации:

а) органы публичной власти в случае отсутствия документов территориального планирования теряют возможность принятия решений о резервировании земельных участков. Между тем наличие зарезервированных земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для правомерного отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Следовательно, органы публичной власти теряют один из эффективнейших инструментов планирования развития территории и не смогут, например, создать условия для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта либо зарезервировать земельные участки для создания особо охраняемых природных территорий;

б) органы публичной власти всех уровней в случае отсутствия документов территориального планирования ограничены в возможности изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Основания для такого изъятия изложены в ст. 49 ЗК РФ. За исключением случаев выполнения международных обязательств России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), во всех остальных случаях орган публичной власти не может изъять земельный участок для обеспечения публичных интересов, потеряв таким образом еще один инструмент регулирования использования земель.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

И.С. Белюченко
Экология Краснодарского края (Региональная экология)
Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2010. — 356 с.

9.5. Ботанические сады и Дендрарии

В Ботаническом саду КГАУ, исходя из списков Красных книг различных региональных уровней (причем количество страниц в них со временем, к сожалению, увеличивается), произрастает около 100 редких и исчезающих видов, нуждающихся в охране (Флористическое богатство…, 1992). В основном это древесно-кустарниковые растения, так как изначально Ботанический сад создавался как дендрарий: из видов местной флоры – сосна пицундская и крымская, можжевельники, тис ягодный, лапина крылоплодная, медвежий орех, хмелеграб и др.; из экзотической флоры – гинкго, метасеквойя, секвойядендрон, кедр алтайский, ликвидамбар,лириодендрон и др. При сохранении редких и исчезающих растений в культуре ботанических садов важную роль играет моделирование фитоценозов на основе создания эколого-ценотических групп, т.е. имитация естественных фитоценозов, где формируются разнообразные экологические ниши и возрастает жизненная емкость даже сравнительно небольшого коллекционного участка и преодолевается главный недостаток ботсадов – небольшие площади или даже единичность растений какого либо вида или формы.

В Ботсаду КГАУ моделированию способствуют как достаточно большая площадь – 45 га, так и регулярно-ландшафтная планировка: группировка растений по семействам и родам для облегчения изучения материала, однако свободное расположение растений в сочетании с представителями других таксонов создает впечатление естественного ландшафта. Так, на участке розовых прекрасно смотрятся в декоративном плане и выглядят вполне естественно хвойные: сосна, можжевельник, туя, биота; бобовые: багряник, бобовник, ракитник и др., а также естественный мощный травянистый покров богатого видового состава, способный к самовосстановлению: мятликовые, капустные, астровые, бобовые и др.

Другой аспект проблемы сохранения биоразнообразия в ботанических садах предполагает изучение экзотических и аборигенных растений с точки зрения особенностей их биологии и экологии с целью не только практического интереса – внедрения в культуру, реинтродукции и натурализации, но и с чисто научной целью – разработка теоретических проблем охраны биоразнообразия. На сравнительно небольшой территории становится возможным исследовать детально и дифференцировать целые родовые комплексы: проводить наблюдения за онтогенезом и сезонным развитием, изучать и даже создавать гибридные формы и проводить искусственный отбор с целью ускоренного создания новых форм для расширения ассортимента декоративного растениеводства, отмечать особенности интродукции отдельных особей и их микропопуляций, долголетие особей и их взаимовлияние, наконец, особенности морфо- и видообразования, индивидуальной и групповой изменчивости в условия сложившихся фитоценозов и в контрольных экспериментах на специальных участках – теплицах, питомниках и т.п.

Эти принципы позволяют оценить роль ботсадов по-новому: не просто как коллекцию видов, нуждающихся в уходных и восстановительных работах, но лабораторию по генетико-популяционному изучению растений, в том числе возможности гибридизации и появлению новых форм и степени их устойчивости. Вышеперечисленные принципы полностью или частично были использованы при изучении и анализе достаточно крупных родовых комплексов местных и экзотических интродуцентов в Ботаническом саду КГАУ: Ирга, Боярышник, Роза, Рябина и др., а также более крупных таксономических выделов (семейства Сосновые, Аралиевые и др.) (см. Бюллетени Ботанического сада им. И.С.Косенко изд-ва КГАУ, 1992-2000). В результате проведения подобных широких исследований были изучены не только эколого-биологические особенности отдельных видов, но и проведен родовой и внутрисемейственный анализ комплексов по их возможностям к адаптации, особенностям вегетации, хозяйственному применению (Белюченко, 1992; 1994).

Островная экология, о которой часто говорят и пишут в последнее время в связи с фрагментацией местообитаний в результате антропогенного преобразования ландшафтов, ведет к сокращению площадей сообществ, утрате части местообитаний, распаду популяций оставшихся видов на малые по численности субпопуляции и снижению интенсивности обмена диаспорами между частями сообществ, ставших изолятами. Конечный итог этой причинной цепи – снижение видового богатства. Все последствия фрагментации местообитаний можно смоделировать и изучать и в ботанических садах, получая ценные сведения о закономерностях трансформации популяций и видов на довольно небольшой территории в условиях ограниченной панмиксии, о скорости вымирания видов и т.д.

Другой ботсад на территории Краснодара — ботанический сад Кубанского госагроуниверситета, занимает сравнительно небольшую площадь в 16 га и ограничен со всех сторон жилыми постройками и др. инфраструктурами растущего города, поэтому древесно-кустарниковые формы здесь представлены небольшим количеством экземпляров (обычно 1-2 представителя вида или формы) среди которых имеются и местные краснокнижные виды (клекачка колхидская, лещина древовидная и др.), и интродуценты (виды и формы магонии, гледичия клейкая и др.). Однако очень хорошо представлены коллекции травянистых растений: декоративные летники и многолетники, эфиромасличные, лекарственные, почвопокровные, среди которых также представлены охраняемые краснокнижные растения местной флоры. Наиболее известна и привлекательна в ботсаду КубГУ коллекция водных и прибрежных растений, культивируемых в открытом грунте в небольших водоемах – от экзотических лотосов и гибридных американских лилий до редких и исчезающих в наших водоемах водного ореха (чилим), кубышки желтой, кувшинки (нимфея) и др. Это служит подтверждением, что при умелой организации небольшая площадь не является препятствием даже при культивировании достаточно специфических по экологии и экзотических по происхождению видов и форм. Коллекции активно изучаются и пополняются, а виды и формы этих растений успешно используются для озеленения подобных местообитаний в пределах и за пределами города.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями. В их задачи входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительной деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначены только для выполнения их прямых задач.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения, их создают по решению исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В нашей стране насчитывается 56 ботанических садов и 24 дендрологических парка и дендрария. Ведомственное подчинение у них различно: Российская академия наук (РАН), отделения и научные центры РАН, Рослесхоз, госуниверситеты (в том числе ботанический сад МГУ), сельскохозяйственные, лесохозяйственные и педагогические вузы и некоторые другие организации.

Режим охраны дендропарков и ботанических садов предусматривает запрещение на их территории всякой деятельности, не связанной с выполнением их прямых задач и ведущей к нарушению сохранности объектов растительного мира. Как и в случае с национальными и природными парками, полифункциональность данных учреждений предполагает разделение их территории на ряд зон (или участков), каждый из которых нацелен на решение, прежде всего, своей конкретной задачи. Таких функциональных зон может быть несколько. В законе оговорены только три основные: экспозиционная (для организации экскурсионного посещения), научно-экспериментальная (для работы научных сотрудников данных организаций или других научно-исследовательских учреждений) и административная.

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ

Лечебно-оздоровительные местности и курорты — территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты).

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяют в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами и на которых расположены необходимые для их эксплуатации здания и сооружения, в том числе объекты инфраструктуры, называют курортами,

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуют округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Как лечебно-оздоровительные местности, так и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения и, соответственно, находиться в ведении федеральных органов государственной власти, субъекта федерации или органов местного самоуправления.

В зависимости от природных и социально-экономических условий округа санитарной охраны по защитному режиму могут подразделяться на ряд зон, обычно не более трех:

1) зона, ближняя к охраняемому объекту, где запрещены проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов;

2) зона, где запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих и истощающих лечебные ресурсы и окружающую природную среду;

3) зона ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и сооружений на территории внешней по отношению к охраняемому объекту, а также на осуществление хозяйственной деятельности, которая приводит к загрязнению и истощению ресурсов лечения и отдыха.

ЗАПОВЕДНИКИ

Как уже было отмечено выше, заповедники не относятся к основным объектам экологического туризма, хотя в так называемых буферных зонах возможна организация, например, экологических троп.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительными учреждениями. Их основная цель — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Одной из задач заповедников является экологическое просвещение.

По состоянию на апрель 2012 года на территории России находится 103 заповедника.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На территории заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Выполнение заповедниками возложенных на них задач и функций обеспечивается путем установления на их территории заповедного режима, который заключается, во-первых, в проведении на основании норм права мероприятий, необходимых для организации деятельности заповедника, во-вторых, в наделении субъектов правоотношений по охране и использованию заповедных комплексов определенными обязанностями.

Читайте также: