Отдел покрытосеменные общая характеристика и значение 6 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; работать с натуральными объектами; л. формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, экологическое мышление; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: покрытосеменные (цветковые) растения, класс Двудольные, класс Однодольные; выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных; применять приемы работы с определителем растений; устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды обитания; объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм; выявлять и сравнивать существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Оборудование и материалы: плакаты (слайды) с изображениями различных цветковых растений, таблица “Дикорастущие и культурные растения”, различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга России, геохронологическая таблица.

Общие рекомендации. Таблица “Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений” предоставляется каждому ученику в печатном виде. Таблица “Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений” должна быть представлена на интерактивной доске.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос и решение биологических задач.)

1. Ответьте на вопросы.

— Какие растения называют голосеменными?

— В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых?

— Каковы основные признаки голосеменных растений?

— Где развиваются семена голосеменных растений?

— В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?

— Каково строение женской и мужской шишек сосны?

— В чем отличие в строении этих шишек?

— Какие особенности строения семян сосны способствуют их переносу ветром?

— Как происходит опыление и оплодотворение у голосеменных растений (сосны)?

— Какими способами распространяются семена сосны?

— В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?

2. Решите биологические задачи.

— Лесничие обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают. Тогда как у ели в тех же условиях почти полностью сохраняются. Объясните почему. (Сосна светолюбивое растение, и при затемнении ее ветви засыхают, а ель теневыносливое — поэтому ее ветви сохраняются.)

— Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (Строением корневых систем — у ели корни развиваются близко к поверхности, а у сосны уходят глубоко в почву.)

— Ботаникам известно много случаев совместного проживания двух и более растений. Голосеменные не являются исключением. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядом растет много елей? (Сосна, в отличие от елей, не затеняет можжевельник.)

— Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960 г. в Сиэтле лесоводы 96 стран решили заложить парк дружбы народов, где представитель каждой страны должен был посадить свое национальное дерево. Какое дерево было высажено нашей делегацией? (Лиственница.)

— “Янтарь есть произведение царства растений”, — говорил М.В. Ломоносов. Что позволило великому ученому сделать такой вывод? (Янтарь — окаменевшая смола хвойных растений.)

— Почему воздух в хвойных лесах почти не содержит болезнетворных бактерий? (Хвойные выделяют фитонциды, уничтожающие микробы.)

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика

Покрытосеменные, по мнению большинства ученых, произошли от древних голосеменных растений. Считается, что первые покрытосеменные были небольшими вечнозелеными деревцами с крупными одиночными цветками, напоминающими шишки голосеменных.

— Какая общая черта характерна и для голосеменных, и для покрытосеменных растений? (Эти растения размножаются при помощи семян.)

Покрытосеменные — самая молодая и самая многочисленная группа царства Растения. В нее входит около 250 тыс. видов.

По палеонтологическим данным, покрытосеменные растения появились в юрский период мезозойской эры, расцвет их пришелся на меловой период мезозойской эры.

(Учитель демонстрирует соответствующие периоды на геохронологической шкале.)

Покрытосеменные растения распространены на всех континентах и во всех климатических зонах Земли. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате и в пустынях.

Широкого распространения покрытосеменные достигли благодаря высокой приспособляемости к различным условиям окружающей среды, вследствие чего их вид стал необычайно разнообразен. Среди покрытосеменных встречаются растения всех жизненных форм.

— Какие жизненные формы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, кустарнички и травы.)

Продолжительность жизни покрытосеменных растений может быть различной. Встречаются как однолетние и двулетние, так и многолетние растения.

— Каково принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп? Почему их выделили в особый отдел? (Семена этих растений развиваются внутри плода.)

Покрытосеменные растения также называют цветковыми.

— О какой особенности растений это говорит? (Эти растения образуют цветки.)

— Работая с материалом учебника (с. 126—129), исправьте ошибки в таблице и впишите правильные ответы.

(На выполнение задания отводится 3-5 мин. Ученики работают в парах — проверяют работу соседа по парте (2—3 мин). Учитель оценивает работу пар.)

Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений

Критерий для сравнения

Наличие цветков и плодов

Не имеют цветков и плодов

Образуют цветки и плоды

Семязачатки заключены в полости завязи пестика (лежат открыто на чешуйке шишки)

Семязачатки заключены в полости завязи пестика

Ветроопыляемые (а также при участии воды, животных и путем самоопыления)

Орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика (пыльца попадает прямо на семязачатки)

Пыльца попадает прямо на семязачатки (орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика)

Проводящие ткани — это сосуды (трахеиды) и сложно (просто) устроенные ситовидные трубки

Настоящие сосуды. Сосуды и ситовидные трубки имеют сложное строение

Жизненные формы растений

Только древесные формы

Только травы (как древесные, так и травянистые формы)

Большинство являются автотрофами, но редко встречаются и гетеротрофы (только автотрофы)

Большинство являются автотрофами, но редко встречаются и гетеротрофы

Образуются семена очень быстро (медленно, до 1,5—2лет) и сразу же после опыления (интервал между опылением и оплодотворением может достигать 13 месяцев)

Образование семян происходит достаточно быстро — в течение одного вегетационного периода

2. Двудольные и однодольные растения

Отдел Покрытосеменные растения разделяют на два класса — Однодольные и Двудольные.

— По какому признаку растения относят к тому или иному классу? (Количество семядолей в семени. У двудольных растений семя состоит из двух семядолей, а у однодольных — из одной.)

Считается, что двудольные растения древнее однодольных. Однодольные растения как самостоятельная группа обособились от двудольных на достаточно ранней ступени эволюции (в пред- меловом периоде). Затем однодольные развивались независимо от двудольных. Вероятно, по причине древности двудольных значительно больше, чем однодольных. Первых насчитывается свыше 200 тыс. видов, тогда как вторых лишь 64 тыс. видов.

Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические категории — классы, порядки, семейства.

В классе Двудольные около 350 семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые и др.). У однодольных 85 семейств (Лилейные, Злаки, Луковые и др.). Более подробно о некоторых из этих семейств мы поговорим на следующих уроках.

— По каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных?

Необходимо отметить, что некоторые характерные для двудольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Следовательно, отличить однодольные растения от двудольных можно лишь по совокупности признаков (строение цветка, стебля, характер листовых пластин).

— Работая с материалом учебника (с. 130, 131) и сравнительной таблицей, изобразите признаки классов Однодольные и Двудольные растения в виде рисунков (схем).

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений

Критерий для сравнения

Количество семядолей в семени

Зародыш состоит из одной семядоли (щитка), прилегающей к эндосперму

Зародыш обычно состоит из двух семядолей

Простые, обычно цельнокрайние, бесчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное

Простые и сложные. Жилкование сетчатое (перистое, пальчатое). Обычно черешок выражен

Обычно мочковатая, главный корень рано отмирает

Обычно стержневая, главный корень хорошо развит. У некоторых травянистых форм корневая система мочковатая

Число частей цветка обычно кратно трем

Число частей цветка обычно кратно четырем или пяти

Травянистый, не способен к вторичному утолщению. Нет камбия, нет четко дифференцированной коры и древесины

Травянистый или деревянистый. Способен к вторичному утолщению. Имеется камбий. Кора и древесина обычно четко выражены

Проводящие пучки закрытые. На поперечном разрезе стебля они расположены как бы беспорядочно

Проводящие пучки открытые. На поперечном разрезе стебля они расположены по кругу или в виде цилиндра

(На уроке учащиеся выполняют часть задания под руководством учителя, а завершают его самостоятельно как домашнее задание.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

1. Прочитать § 24, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме признаки классов Однодольные и Двудольные растения (закончить выполнение задания).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Цветковые растения или Покрытосеменные — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки.

Цветковые растения произошли от труппы вымерших водорослей, которая дала качало и семенным папоротникам. Таким образом, голосеменные и покрытосеменные растения — параллельные ветви эволюции, имеющие общего предка, но затем эволюционировавшие независимо друг от друга. Остатки первых цветковых растений обнаруживаются в раннемеловых отложениях.

Начиная с конца мелового периода мезозойской эры, на Земле начинают господствовать покрытосеменные растения, которые приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными. На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками или травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность и распространение на суше во всех природных зонах и в водных бассейнах. Их основные вегетативные органы — корень , стебель и лист , имеющие многочисленные видоизменения, самые специализированные по строению и функциям.

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. А появление цветка — органа семенного размножения, который (в целом) дает новое поколение (репродукцию), ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства.

Отличительные признаки покрытосеменных

  1. Наличие цветка.
  2. Наличие завязи и плода , сохраняющих семязачатки и семена.
  3. Опыление ветром, насекомыми, водой, птицами.
  4. Женский заросток — восьмиядерный зародышевый мешок без архегониев.
  5. Мужской заросток— пыльцевое зерно ( пыльца ), состоящее из двух клеток — вегетативной и генеративной.
  6. Двойное оплодотворение : один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой — вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка .
  7. Двойное оплодотворение завершается следующими преобразованиями: из завязи образуется плод , из семязачатка (семяпочки) — семя , из зиготы — зародыш семени (диплоидный), из оплодотворенного вторичного ядра — вторичный эндосперм .
  8. Эндосперм представлен тканью с триплоидным набором хромосом . Формируется одновременно с зародышем семени, в нем откладываются запасные питательные вещества ( белки , углеводы, жиры ).
  9. При прорастании как только внутрь семени поступает вода, начинается его набухание, запасные вещества переходят в растворимые формы, доступные для всасывания зародышем. Часть запасных веществ эндосперма расщепляется дыхательными ферментами. что освобождает энергию (в виде АТФ ), необходимую для роста зародыша.
  10. Триплоидность ядер клеток эндосперма, несущих наследственную информацию материнского и отцовского организмов, повышает приспособленность молодого растения к различным условиям среды.

Из зародыша семени вырастает спорофит (бесполое диплоидное поколение), который может быть представлен различной жизненной формой — травой (однолетней или многолетней), кустарником, деревом, лианой. Любая жизненная форма растения имеет основные органы — корень, стебель, листья и их видоизменения, а также цветки, семена, плоды.

Покрытосеменные представлены двумя классами — однодольные и двудольные.

Сравнение классов однодольные и двудольные

Теперь рассмотрим каждый класс отдетьно.

Класс однодольные

Название класса обусловлено тем, что в зародыше семени находится одна семядоля. Однодольные существенно отличаются от двудольных по следующим признакам:

  1. мочковатая корневая система, корень имеет первичное строение (в нем отсутствует камбий )
  2. листья в большинстве простые, цельнокрайние с дуговым или параллельным жилкованием
  3. проводящие пучки в стебле замкнутые, разбросаны но всей толще стебля

Семейство злаки

Травянистые растения (исключение — бамбук). Стебли простые, иногда ветвистые, цилиндрические или сплюснутые, разделенные узлами. У большинства растений полые в междоузлиях, заполнены тканью только в узлах. Такой стебель называют соломиной. Листья линейные или ланцетные, с влагалищем в основании. В месте перехода влагалища в пластинку находится вырост—язычок, форма которого является признаком при определении злаков. Цветки желтовато-зеленые, мелкие, собраны в соцветия колоски, которые образуют колос, кисть, метелку. У основания каждого колоска прикреплены две колосковые чешуи, прикрывающие колосок. В колоске 2—5 цветков. Околоцветник состоит из двух цветочных чешуи, двух пленок, В двуполом цветке содержатся три тычинки и пестик с двумя перистыми рыльцами. В отдельных случаях встречается 1—-6 колосковых и цветочных чешуи, 2—6, редко 40 тычинок. Плод — зерновка (орешек или ягода).

Хозяйственное значение

  1. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, сорго, могар, сахарный тростник — хлебные, технические культуры (получают сахар, спирт, пиво).
  2. Овсяница, мятлик, тимофеевка — кормовые травы.
  3. Тростник, бамбук. Стебли используют в строительстве, для получения бумаги, как топливо. Злаки широко используют для закрепления песков, склонов, в декоративном цветоводстве.
  4. Пырей ползучий, овсюг, щетинник, ежовник — сорняки.

Семейство лилейные

Одно-, двух- и многолетние травы, полукустарники, кустарники в деревья. Для многолетних трав характерно наличие луковиц или корневищ . Цветки двуполые, реже однополые. Околоцветник в основном венчиковидный, иногда чашечковидный, из свободных иди неполностью сросшихся листиков. Количество тычинок соответствует количеству листиков околоцветника. Пестик один. Плод — трехгнездная коробочка или ягода.

Хозяйственное значение

  1. Лук, чеснок, спаржа — овощные культуры.
  2. Ландыш, алоэ, чемерица — сырье для лекарств.
  3. Лилия, ландыш, тюльпан, гиацинт — декоративные культуры.

Класс двудольные

Систематический признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше. Отличительные особенности двудольных следующие:

  1. корневая система стержневая, с развитыми боковыми корнями ;
  2. корень и стебель имеют вторичное строение, есть камбий;
  3. сосудисто-волокнистые пучки стебля открытого типа, расположены концентрически;
  4. листья как простые, так и сложные;
  5. цветки пяти- и четырехчленного типа;
  6. эндосперм в созревших семенах хорошо выражен у ряда видов: пасленовых, зонтичных и др. Но у бобовых, сложноцветных и. других (например, горох, фасоль, подсолнечник, развит слабо или совсем отсутствует и запасные питательные вещества находятся непосредственно в семядолях зародыша.

Семейство розоцветные

Распространены в странах с субтропическим и умеренным климатом. Очень разнообразны по строению цветка, соцветий, плодов и листьев. Характерная особенность —своеобразное строение гинецея и цветоложа. Последнее имеет тенденцию к разрастанию. У некоторых видов растений части цветка, которые окружают пестик, срастаются основаниями и образуют со сросшимся, цветоложем мясистую чашу— гипантий. Цветки с двойным пятичленным околоцветником, тычинок много, расположены они по кругу (их количество кратно 5), пестик один или несколько. Завязь верхняя, нижняя или средняя. Плоды — костянки, орешки, часто ложные или сборные. Насекомоопыляемые растения.

Хозяйственное значение

  1. Шиповник. Плоды содержат много витамина С, 1-—8% сахара, до 2% крахмала, 1—5% азотиетых веществ. Корни богаты дубильными веществами. Используются в пищевой (лекарственные препараты) и парфюмерной промышленности.
  2. Розы (пояиантовые, чайные), малина, земляника, яблоня, груша, рябина, слива, вишня, абрикос, персик, миндаль — декоративные культуры, используются в пищевой, парфюмерной, фармакологической промышленности.

Семейство бобовые

Стебли прямостоячие, вьющиеся, стелющиеся. Листья сложные с прилистниками. Строение цветка типичное: чашечка из 5 чашелистиков (3+2), венчик из 5 лепестков (задний — парус, два боковых — ввела, два нижних, срастающихся в верхней части — лодочка). Тычинок 10 (из них 9 срастаются и образуют несомкнутую трубочку). Пестик один. Завязь верхняя, одногнездная. Плод — боб. Опыляются насекомыми.

Хозяйственное значение представителей семейства (астрагал, верблюжья колючка — полукустарник, вика, горох, клевер, люцерна, фасоль, соя, люпин): пищевые, кормовые, медоносные, декоративныё растения. Благодаря клубеньковым бактериям сидераты. Пищевые и кормовые качества снижаются из-за концентрации гликозидов (глициризин, кумарин) и алкалоидов (цитизин, спартеин). Играют заметную роль в формировании растительного покрова.

Семейство пасленовые

Травы, реже полукустарники, кустарники. Листья очередные, без прилистников. Простые, с цельной или рассеченной пластинкой. Цветки правильные или неправильные. Венчик сростнолепестный, трубчатый. К трубочке венчика прикреплено 5 тычинок. Пестик один с верхней двухгнездной завязью, которая содержит многочисленные семенные зачатки. Цветки двуполые. Насекомоопыляемые растения. Плод — ягода или коробочка (редко костянкрвидный). Большинство пасленовых содержит ядовитые алкалоиды, которые в малых дозах используются для получения лекарств.

Хозяйственное значение

  1. Паслен (паслен черный). Из листьев получают лимонную кислоту, наркотики, из семян табака — табачное масло.
  2. Картофель, баклажаны, томаты, перец. Используются в пищевой промышленности.
  3. Белладонна (красавка), скополия, дурман, белена черная — лекарственные растения.

Семейство крестоцветные

Одно- двух-, многолетние травы, полукустарники с очередными листьями, иногда собранными в прикорневую розетку. Цветки двуполые, собраны в кистевидные соцветия. Околоцветник двойной, четырехчленный. Чашелистики и лепестки расположены накрест. Тычинок 6, из них 4 длиннее, 2 короче. Пестик один. Плод — стручок или стручочек, В семенах содержится 15—49,5% масла.

Хозяйственное значение

  1. Дикая редька, сурепица пастушья сумка, горчица полевая, желтушник — сорняки.
  2. Капуста, редька, репа, брюква —огородные культуры.
  3. Горчица, pane— масличные культуры.
  4. Левкой, ночная красавица, маттиола—декоративные растения.

Семейство сложноцветные

Однолетние и многолетние травянистые растения, полукустарники, кустарники, небольшие деревья. Листья очередные или супротивные, без прилистников. Типичный признак — соцветие корзинка. На плоском или выпуклом дне корзинки расположены отдельные цветки. Корзинка имеет общую обертку, состоящую из видоизмененных верхушечных листьев. Типичные цветки двуполые, с нижней завязью, к которой прикреплена видоизмененная чашечка, венчик язычковый, трубчатый, воронковидный; окраска белая, синяя, желтая, голубая и др. Встречаются цветки однополые (мужские или женские), крайние цветки часто бесплодные. Тычинок 5, они срастаются пылинками в трубочку, через которую проходит столбик , несущий рыльце . Плод — обычная семянка с волосистым хохолком, или пленчатой коронкой.

Хозяйственное значение

  1. Салат, цикорий, артишок — пищевые культуры.
  2. Подсолнечник -— масличная культура.
  3. Топинамбур -кормовая культура.
  4. Одуванчик, полынь, череда, тысячелистник, poмашка — лекарственные растения.
  5. Георгины, бархатцы, хризантемы — декоративные растения, 6. Осот молочай, василек, синий, горчак ползучий – сорняки.

Сравнительная характеристика семейств

сравнение семейств покрытосеменных

  1. Изображенное растение относится к отделу Покрытосеменные, классу Однодольные.
  2. Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка ( цветок изображен справа от соцветия , видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка)
  3. Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у семени в разрезе), параллельное жилкование листьев, число частей цветка кратно 3.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган , приспособленный к половому размножению.
  2. Двойное оплодотворение , в результате которого образуется семя .
  3. Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
  2. Приспособленность плодов к распространению различными способами.
  3. Многочисленность и защищенность семян.
  4. Независимость процесса оплодотворения от воды.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. наличие в клетках пластид ;
  2. клеточной стенки из клетчатки;
  3. вакуолей с клеточным соком;
  4. автотрофный тип питания ( фотосинтез );
  5. рост в течение всей жизни;
  6. прикрепление к субстрату.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;
  2. А – кочан – это видоизменённый побег ( почка ), накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;
  3. Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. плодоношение и созревание семян
  2. рост и развитие вегетативных органов
  3. цветение и опыление
  4. образование и формирование зародыша
  5. прорастание семени

Исходя из условия, этапы нужно прописать, начиная от семени.

Первое — прорастание семени.

Затем должны появиться вегетативные органы растения. Есть органы вегетативные, а есть генеративные. Генеративные отвечают за размножение, а вегетативные за обмен веществ. Это корень , листья, стебель. Нам не подойдет вариант про цветение и опыление , так как генеративные органы развиваются на вегетативных.

За опылением следует образование и формирование зародыша.

Затем наступает плодоношение и созревание семян.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Картинки по запросу семейства растений

Воспользуемся таблицей с семействами растений и их признаками. Ее необходимо выучить.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) Первые, наиболее древние растения.

Б) Господствующая группа растений на Земле.

В) Не имеют органов и тканей.

Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.

Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.

Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.

2) покрытосеменные растения

Водоросли — низшая форма организации растений, покрытосеменные — высшая.

У водорослей тело не дифференцировано на ткани, плодов нет.

Жизнь произошла из воды, вначале были одноклеточные водоросли.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. относится к классу Двудольные
  2. цветок трёхчленного типа
  3. корневая система стержневая
  4. в семени одна семядоля
  5. относится к семейству Лилейные
  6. плод — орех

Сразу видим, что корневая система не стержневая, а мочковая. Растение однодольное. Половина лепестков — 3 штуки, цветок трехчленного типа. Раз однодольное — то в семени одна доля. Относится к лилейным. Плод явно коробочка.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
  2. образование корней у папоротникообразных
  3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
  4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
  5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
  6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Ароморфоз — важный и крупный скачок в развитии. Варианты 3 и 6 — адаптация к климату, правильными ответами будут 125. Благодаря двойному оплодотворению , зародыш имеет запас питательных веществ. Корни дают опору и возможность получать воду и растворенные в ней минеральные вещества. Защита семян повышает в разы шансы на выживание.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Три признака растений семейства крестоцветных (капустных):

1) цветок четырёхчленного типа;

2) соцветие кисть;

5) плод стручок или стручочек

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. мочковатая корневая система
  2. стержневая корневая система
  3. жилкование листьев параллельное или дуговое
  4. жилкование листьев сетчатое
  5. листья всегда простые
  6. развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня

Покрытосеменные, или цветковые, – крупнейший отдел растительного мира, насчитывающий не менее 250 тысяч видов, превосходит по численности все ос­тальные отделы растений, вместе взятые.

Проблема происхождения покрытосеменных до настоящего времени полно­стью не разрешена. Чаще высказывается мнение, что цветковые появились не ра­нее 135 млн. л.н. (в середине мелового периода). В конце мелового периода (~70 млн. л.н.) цветковые занимают господствующее положение, которое продолжает­ся и по сей день.

В качестве вероятного предка ученые выдвигают вымерших семенных папо­ротников (отдел голосеменные). Реже полагают, что им могли быть также вымершие беннеттитовые с их обоеполыми стробилами или какие-либо древние и ныне исчезнувшие формы гнетовых.

Покрытосеменные растения подразделяют на два класса: однодольные и дву­дольные.

Покрытосеменные произрастают во всех климатических зонах, способны существовать в самых разных экологических условиях и в современную эпоху иг­рают решающую роль в формировании растительного покрова Земли.

Прогрессивные изменения морфологической структуры репродуктивных и вегетативных органов поставили покрытосеменные в совершенно особое положе­ние по сравнению с прочими представителями царства растений. Перечислим их:

1. Появление цветка – уникального органа, совместившего, структуру и функции полового и бесполого размножения. Представляет собой своеобразный метаморфизированный спороносный побег.

Наиболее важная часть цветка – пестик, образован сросшимися плодоли­стиками (макроспорофиллами) или одним плодолистиком.

Семязачатки располагаются не открыто, как у голосеменных, а в нижней час­ти пестика – завязи, которая представляет собой своего рода влажную камеру на­дежно защищающую семязачатки от высыхания, перепада температур и поедания животными.

Пыльца при опылении попадает не на семязачатки, а на рыльце (верхняя часть пестика), которое содействует улавливанию и удержанию пыльцы (часто раздельное, перистое, липкое и т.д.), а часто и стимулирует или тормозит ее про­растание (благодаря белковому слою – пелликуле).

Цветки часто имеют хорошо развитый околоцветник (венчик и чашечку), ко­торый охраняет тычинки и пестики от повреждений (механических, температур­ных и т.д.) и помогает опылению, привлекая насекомых (энтомофилия), а иногда даже птиц и летучих мышей.

2. Наличие плодов.

3. Гаметофитное поколение крайне редуцировано.

Гаметофит, потерявший самостоятельность уже у голосеменных, у покрыто­семенных подвергся еще большему упрощению – вообще лишен половых орга­нов (архегониев и антеридиев).

Спорофиты – хорошо развитые растения (деревья, кустарники, лианы и травы), которые имеют вегетативные (кор­ни, стебли, листья) и репродуктивные (цветки, плоды) органы.

4. Двойное оплодотворение.

Заключается в том, что один из двух спермиев, образующихся в пыльцевой трубке, сливается с яйцеклеткой (оплодотворение), а другой соединяется с двумя центральными ядрами женского гаметофита (зародышевого мешка). Из оплодо­творенной яйцеклетки (зиготы) образуется зародыш, а из триплоидного централь­ного ядра – питательная ткань эндосперм.

Биологический смысл двойного оплодотворения заключается в том, что этим достигается существенная экономия энергетических и пластических ресурсов, так как в отличие от голосе­менных, где довольно мощный гаплоидный эндосперм развивается независимо от процесса оп­лодотворения, у покрытосеменных триплоидный эндосперм образуется лишь в случае оплодо­творения.

5. В проводящей системе основными элементами стали трахеи (сосуды), что значительно ускорило движение воды и минеральных веществ.

Во флоэме ситовидные клетки (без клеток-спутниц), обычные у прочих отде­лов растений, заменяются члениками ситовидных трубок с клетками-спутницами.

6. Для большинства характерно симподиальное ветвление побегов.

Покрытосеменные растения играют важную роль в жизни биосферы и чело­века. Они поглощают огромное количество СО2 и обогащают атмосферу кислоро­дом; оказывают огромное влияние на климат и процессы почвообразования; обра­зуют органическое вещество, которое используется всеми живыми организмами.

Человек использует покрытосеменные в пищу (зерновые, овощи, плодово-ягодные), на корм скоту (кормовые), в качестве сырья для промышленности, в ка­честве топлива, в декоративных целях и т.п.

Литература

1. Лісаў, М.Дз. Батаніка з асновамі экалогіі: Вучэб. дапам. / М.Дз. Лісаў. – Мiнск: Выш. школа, 1998. – 338 с.

4. Яковлев, Г.П.. Ботаника: Учеб. для фармац. институтов и фармац. фак. мед. вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько. – М.: Высш. школа, 1990. – 367 с.

5. Бавтуто, Г.А. Ботаника: Морфология и анатомия растений: Учеб. пособие / Г.А. Бавтуто, В.М. Еремин. –Минск: Выш. школа, 1997. – 375 с.

6. Билич, Г.Л. Универсальный атлас. Биология. В 3-х кн. Кн. 2. Вирусы. Прокариоты. Растения. Грибы. Слизевики. Животные (сравнительная анатомия) / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2005. – 1136 с.

7. Билич, Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 2. Ботаника / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2002. – 544 с.


Разработала учитель биологии ВКК

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Шарипова Наиля Абраровна.

Тема: Отдел Покрытосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Тип урока – урок исследование.

Цель урока: формирование представлений об особенностях строения цветковых растений как наиболее сложно организованных и широко распространенных представителей растительного мира.

1. Расширить знания учащихся о многообразии растительных организмов;

2. Познакомить учащихся с характерными особенностями цветковых растений как более высокоорганизованной группы растений;

3. Углубить знания школьников о строении, размножении, приспособленности к разнообразным условиям среды обитания на примере наиболее распространенных и важных в хозяйственном отношении семейств отдела;

4. Научить учащихся различать среди живых объектов и на таблицах представителей отдела.

5. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

6. Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, учебником.

1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; Проводить сравнение биологических объектов и выделять их существенные признаки.

2. Развивать умение выделять главное, обобщать, проводить сравнение, структурировать учебный материал, давать определение понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и натуральными объектами.

Личностные УУД:

1. Способствовать выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

2. Воспитывать любовь к родной природе, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Коммуникативные УУД:

1. Продолжить развивать работать в коллективе: слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

2. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда и живого обмена мнениями между учащимися.

Личностные задачи:

1. Расширить представления о преимуществах покрытосеменных растений, позволивших им занять господствующее положение в современном мире растений.

Основные положения урока.

*Основная особенность группы - наличие цветка, плода, покрытосемянность.

*Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а также характеризуются высокой степенью специализации.

*Для цветковых характерны интенсивный обмен веществ, быстрый рост, приспособленность к самым различным экологическим условиям.

*Покрытосеменные _наиболее поздняя эволюционная и самая богатая видам группа растительного мира.

*Цветковы произрастают во всех климатических зонах, и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Работа в группах. Используется метод ФИНК – РАЙТ – РАУНТ – РОБИН (подумай - запиши – обсуди в команде)

1 задание для каждой группы

Б) Из корзины отобрать шишки. Представители: ель, лиственница.

При проверке учащиеся отвечают:

1 группа (ель) 2 группа (лиственница)

Б) 3 группа - Выписать номера правильных суждений.

В) 4 группа - В приведенном списке подчеркнуть вещества и продукты, которые человек получает от хвойных растений

2 задание для каждой группы

Работа с гербариями (по 1 материалу) На каждую группу разложены пронумерованные гербарные материалы по ранее изученным группам растений без этикеток.

1. Лишайники: олений мох-ягель

2. Мхи: сфагнум

3. Папоротники: щитовник.

4.Голосеменные: сосна обыкновенная.

Ученики рассматривают гербарные материалы, определяют их, обсуждают между собой. По одному ученику из каждой группы отвечает, например:

2)Это мох сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем, не имеет ризоидов. На стебле и веточках растут мелкие светло-зеленые листья. Много мертвых клеток, способных поглощать воды в 20 - 25 раз больше своей массы, долго удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Он относится к высшим споровым растениям.

4. Это Голосеменное растение сосна обыкновенная, видоизмененные листья – хвоя, по 3-5 см, расположены попарно, на сильно укороченных побегах.

ВЫВОД по проверке домашнего задания.

На стол выношу фруктовницу где лежат: апельсины, яблоки, мандарины разрезанные плоды. Угощаю учащихся и прошу определить, что в них находится. (Семена)

Слайд 2 Интрига урока.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Кто же это? (Цветковые или покрытосеменные растения) Вспомните.

1. Какие растения называют цветковыми?

2. За что отдел Покрытосеменные получил такое название?

Слайд 3 Тема урока.

Слайд 4 Отдел Покрытосеменные или Цветковые

Папоротники цветут в ночь Ивана Купалы

Бананы растут на дереве

Берёза - не цветковое растение

Цветковые растения не могут быть хищниками и паразитами

Морковь - однолетнее растение

Покрытосеменные растения произошли 250 млн лет назад в мезозойскую эру.

На столе карточки с названиями отделов растений, учащиеся в группе устанавливают геохронологическую последовательность развития растений на Земле.

Используется метод ФИНК – РАЙТ – РАУНТ – РОБИН

(Подумай - запиши – обсуди в команде)

1 - Ученик с помощью магнита прикрепит к доске.

ОТДЕЛ ПАПОРТНИКОВИДНЫЕ

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ

ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ

Слайд 5 Происхождение Цветковых растений. Покрытосеменные растения - самая молодая ветвь в эволюции растений. Они произошли 250 млн лет назад в мезозойскую эру.

Слайд 6 Особенности покрытосеменных растений

Строение органов достигает наибольшей сложности

Ткани имеют высокую степень специализации

Интенсивный обмен веществ

1 задание для каждой группы. Дать определение понятиям.

Покрытосеменные (Цветковые) - самые высокоорганизованные растения с хорошо развитыми тканями и органами, семена находятся в плодах.

Плод - часть цветкового растения, которая образуется в результате очень многих последовательных изменений, происходящих после оплодотворения. В состав плода входит семя и околоплодник, образующийся из видоизмененных стенок завязи пестика.

Семя – продолжатель жизни растений каждого вида. Источник необходимых питательных веществ для многих представителей животного мира.

Цветок – видоизмененный листостебельный побег, важнейший репродуктивный орган.

Слайд 7,8,9 Органы растений. 1 задание для всех учащихся.

Функции органа в организме растения

1. Почвенное питание

2. Укрепление в почве

1. Опорная функция для листьев, цветов, семян.

1. Воздушное питание. (Фотосинтез)

1. Защита от многих воздействий: высыхания, повреждений.

1. Размножение с обновленной наследственностью

По сравнению с другими растениями, цветковые растения имеют больше всего органов. Выделяют вегетативные и репродуктивные органы.

Обычно основную массу растения составляют вегетативные органы. К ним относятся корни и побеги. Они выполняют свои определенные функции (работу), необходимые для нормальной жизни растения.

Листья растения улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества, выполняют воздушное питание. (Фотосинтез)

Листья активно участвуют в дыхании растения.

К стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки. А затем - плоды, появляющиеся на месте цветков. Опорная. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода. Транспортная.

Для того чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали ее из земли и подавали вверх по стеблю. Почвенное питание, укрепление в пространстве.

Слайд 9 Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение).

К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена.

Основную часть своей жизни растение может преспокойно существовать, обходясь только вегетативными органами. А вот когда приходит пора размножения, без репродуктивных органов не обойтись. Сначала расцветают цветки. Затем на месте цветков появляются плоды, в которых зреют семена, защищаются от многих воздействий: высыхания, повреждений.

Созревшие семена, попадая в землю, через какое-то время прорастают, давая начало новым растениям. Размножение с обновленной наследственностью.

Слайд 10 Строение цветка покрытосеменных растений

У цветковых растений существует двойное оплодотворение. В результате соединения одного спермия с яйцеклеткой развивается зародыш семени. Слияние второго спермия с ядром зародышевого мешка приводит к развитию клеток эндосперма, содержащих запас питательных веществ. Этот процесс был открыт русским ученым ботаником Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Слайд 11 Проверка заполнения таблицы.

Высшие растения разных видов различаются не только по строению вегетативных и репродуктивных органов, но и по общему внешнему облику -

его жизненной форме. Бывают жизненные формы растений: дерево, кустарник и трава. На вопрос, что такое береза, дуб, клен даже первоклассник сразу ответит: "Деревья". У деревьев есть один главный стебель. Обычно он толстый, мощный и одревесневший. Стебель деревьев называется стволом. На верхней части ствола располагаются многочисленные ветви. Деревья - многолетние растения. Они могут жить очень долго и достигать большой высоты. Так, дуб может прожить до 1000 лет, а австралийский эвкалипт достигает высоты 100 метров

У кустарников, в отличие от деревьев, не один мощный ствол, а несколько стволов поменьше. Стволы кустарника отходят от общего основания, которое располагается в верхнем слое почвы. Такую жизненную форму имеют лесной орех, бузина, смородина, крыжовник, жасмин и многие другие растения. Кустарники, как и деревья, всегда многолетние растения, хотя живут и не так долго.

Стебли трав, как правило, зеленые. Их высота меньше, чем у деревьев и кустарников. Однако и среди них встречаются тропические гиганты.

Так, травянистое растение банан может достигать высоты 6-15 метров. У многих травянистых растений надземная зеленая часть на зимний холодный период отмирает и вновь отрастает с приходом весны.

Слайд 13. Наиболее значимые признаки цветковых

Жизненные формы: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

Вегетативные органы растений: КОРЕНЬ, ПОБЕГ (стебель, лист);

Генеративные органы растения: ЦВЕТОК, ПЛОД с СЕМЕНАМИ;

Процесс полового размножения сопровождается - ДВОЙНЫМ ОПЛОДОТВОРЕНИЕМ;

Проводящими элементами ксилемы становятся - ПРОВОДЯЩИЕ СОСУДЫ;

Слайд 14. Физкультминутка. Используя сингапурский метод НАМБЕ АП.

По команде учителя учащиеся встают из-за парт, называют растение из предложенной группы, поднимают руки вверх, опускают через стороны и садятся на свое место.

Покрытосеменные – важнейшие культурные растения

ХЛЕБНЫЕ ПЛОДОВО – ЯГОДНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

ОВОЩНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ КОРМОВЫЕ МАСЛИЧНЫЕ

По продолжительности жизни цветковые бывают

однолетние двулетние многолетние

ОБРАЗУЮТ СООБЩЕСТВА

Цветковые растения способны к образованию сообществ включающих деревья, кустарники и травянистые растения.

Слайд 15. Мир покрытосеменных растений очень многообразен. Видовое разнообразие цветковых самое многочисленное - 250 тыс. видов 390 семейств цветковых растений объединяют в 2 класса.

В учебнике, параграф № 42 стр. 160 посмотрите на таблицу

Слайд 16. Сравнение особенностей строения двух классов покрытосеменных

Читайте также: