От скрещивания устойчивого к корневой гнили и восприимчивого к этому заболеванию растений табака

Обновлено: 07.07.2024

У гороха желтая окраска семян (А) доминирует над зеленой (а). Определите генотипы и фенотипы F 1 и F 2 , полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих желтую и зеленую окраску семян. ЗАДАЧА (0)

ОТВЕТ F1 -100% желтосемянных растений ( Аа ) F2 - по генотипу: 1 (АА) : 2( Аа ) : 1 ( аа ); по фенотипу: растения с желтыми и зелеными семенами в соотношении 3 : 1 , или 75% желтосемянных и 25% зеленосемянных

ГЕНОТИПЫ (Х) ОСОБЕЙ ГАМЕТЫ (Х) ОСОБЕЙ СООТНОШЕ -НИЕ ГЕНО-ТИПОВ В ПОТМСТВЕ СООТНОШЕ НИЕ ФЕНО-ТИПОВ В ПОТОМСТВЕ ПЕРВЫЙ РОДИТЕЛЬ ВТОРОЙ РОДИТЕЛЬ АА Х АА АА Х Аа АА х аа аа х аа Аа х Аа Аа х аа

ЗАДАЧА (01) У гороха желтая окраска семян доминантна по отношению к зеленой. От скрещивания гомозиготных желтосеменного и зеленосеменного растений получено 158 семян в F 1 и 3256 в F 2 1.Сколько семян в F1 гомозиготны ? 2.Сколько разных генотипов имеют семена в F1 ? 3.Сколько разных фенотипов имеют семена в F 2 ? 4. Сколько семян F 2 могут быть гомозиготными ? 5. Сколько зеленых семян может быть в F 2 ?

ОТВЕТ 1) 0; 2) 1; 3) 2; 4) 1628; 5) 814 Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей

ЗАДАЧА (02) У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания растений, и меющих генотипы аа и Аа .

ОТВЕТ В F (1) ½ РАСТЕНИЙ С ЗЕЛЕНОЙ ОКРАСКОЙ ПЛОДОВ И ½ - ПОЛОСАТЫХ

ЗАДАЧА (03) У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гетерозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от такого брака?

ОТВЕТ Ожидается ½ детей близоруких и1/2 с нормальной остротой зрения

ЗАДАЧА (04) У морских свинок длинная шерсть А доминирует над короткой а. Гомозиготная длинношерстная морская свинка скрещена с короткошерстной. Определите генотипы и фенотипы: 1) потомства F 1 ; 2) потомства F 2 ; 3) потом-ства от возвратного скрещивания F 1 с длинношерстным родителем; 4) потом-ства от возвратного скрещивания F 1 с короткошерстным родителем;

ОТВЕТ 1) в F1 все потомство единообразное: по ге-нотипу Аа , по фенотипу длинношерстное 2) в F 2 произошло расщепление по генотипу 1АА:2Аа:1аа; по фенотипу 3:1(3/4с длинной шер-стью:1/4 с короткой шерстью) 3) в потомстве от возвратного скрещивания F1 с длинношерстным родителем наблюдается расщепление по генотипу 1АА:1Аа, а по фенотипу 100% длинношерстные 4) в потомстве от возвратного скрещивания F1 с короткошерстным родителем наблюдается расщепление по генотипу 1Аа:1аа, а по фенотипу 1:1 ( ½ длинношерстные и ½ короткошерстные)

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве

Задача (05) У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. При скрещивании черносеменного растения с белосеменным все растения оказались черносеменными . Определите генотип материнского растения.

Ответ: Генотип материнского организма АА

Задача (06) У дрозофилы серая окраска тела В доминирует над черной b . При скрещивании серой мухи с черной, всё потомство имело серую окраску тела. Какое потомство можно ожидать от возвратного скрещивания серой самки F 1 ?

Ответ: В F в ½ с серой окраской тела и ½ - с черной.

Задача (07) У кур оперенные ноги - доминантный признак( О ), отсутствие оперения - рецессивный (о). От скрещивания петуха с оперенными ногами и курицы, у которой оперение ног отсутствует, получены цыплята с оперенными ногами. Какое потомство можно получить от скрещивания петуха из F 1 с курицей, имеющей оперенные ноги?

Ответ: Если генотип курицы ОО, то потомство с оперенными ногами, если – Оо , то 75% с оперенными ногами и 25% без оперения на ногах .

Задача (08) У фасоли желтая окраска бобов – доминантный признак, зеленая – рецессивный. От скрещивания растений с желтыми бобами получено потомство, ¾ которого имело желтые бобы, а ¼ - зеленые. Определите генотипы скрещиваемых растений.

Ответ: Генотип Р – Аа .

Задача (09) У гороха нормальный рост доминирует над карликовостью. Растение нормального роста скрещено в карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Ответ: Генотип: жен.- Аа , муж. – аа ; F 1 – Аа , аа

ЗАДАЧА (010) От скрещивания позднеспелого сорта клевера красного со скороспелым все потомство оказалось позднеспелым. Определите: Какой признак доминирует; Генотипы родительских особей и потомства.

Ответ: Позднеспелость – доминантный признак. Генотипы: Р – Жен. АА, Муж. F 1 - Аа

Задача ( 011 ) От скрещивания растения флокса с белой окраской венчика с растение, имеющем кремовую окраску венчика, получено потомство с белым венчиком. Определите: Какой признак доминирует; Генотипы родительских особей и потомства F1 ; Формулы расщепления гибридов F2 по генотипу и фенотипу.

Ответ: Белая окраска венчика – доминантный признак. Генотипы Р: жен. АА, муж. аа . Генотипы F1 : Аа . F2 : формула расщепления по генотипу – 1( АА): 2( Аа ): 1( аа ); формулы расщепления по фенотипу – 3 (белые): 1 ( кремовая ).

Задача (012) При скрещивании дрозофил с нормальными крыльями получено потомство, 75% которого имело нормальные крылья, а 25% - зачаточные. Определите: Какой признак доминирует; Генотипы родительских особей и потомства F 1 .

Ответ: Нормальные крылья – доминантный признак. Генотипы Р: Аа . Генотипы F1 : 1 (АА): 2( Аа ): 1 ( аа ).

Задача (013) От скрещивания кроликов с серой окраской меха получено 11 крольчат, 8 из которых имели серую окраску меха, а 3 – черную. Определите: Доминантный признак; Генотип скрещиваемых кроликов.

Ответ: Серая окраска меха – доминантный признак. Генотипы Р- Аа .

Задача (014) Петуха с розовидным гребнем скрестили с двумя курицами, одна из которых имела розовидный гребень, а другая – простой( в её родословной все животные имели простой гребень). От первого скрещивания получено потомство с розовидным гребнем, от второго – потомство ½ которого имело розовидный гребень, а ½ простой. Какое потомство можно получить от скрещивания этого петуха с гетерозиготной курицей ?

Ответ: 75% цыплят с розовидным гребнем и 25% - с простым.

Задача (015) У тыквы желтая окраска плодов А доминирует над белой а . Скрещиваются растения , имеющие генотипы АА и Аа . Определите вероятность появления растений с белыми плодами.

Ответ: Вероятность появления растений с белыми плодами равна нулю.

Задача (016) У табака пурпурная окраска венчика цветка А доминирует над белой а. Скрещиваются растения с пурпурными цветками . Потомство имеет тот же признак. Какова вероятность появления F 1 гомозиготных растений?

Ответ: Возможны два варианта:1)Р АА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация "Моногибридное скрещивание"

Презентация может быть использована на уроке биологии 9, 11 кл по теме "Моногибридное скрещивание, 1-ый и 2-ой закон Менделя".


"Моногибридное скрещивание"

тест для 9 класса по теме: "Моногибридное скрещивание".


"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах.

Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщеплени.


Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик.


Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, про.


Моногибридное скрещивание. Задачи.

24 задачи по теме "Моногибридное скрещивание" на полное и неполное доминирование. Материал можно использовать на уроках биологии в 10 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Геном человека состоит из 23 пар хромосом (в сумме 46 хромосом).

Выполните практическую работу.

Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании

1. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при неполном доминировании.

Все гомозиготные растения имеют или красные (АА), или белые (аа) цветки, тогда как для гетерозиготных характерна розовая окраска венчиков. Если скрещивать экземпляры с красными и с белыми цветками, в первом поколении все гибриды имеют розовые цветки. Так проявляется промежуточный характер наследования. При дальнейшем скрещивании гибридов с розовыми венчиками цветков наблюдается совпадение расщепления по генотипу и фенотипу в виду того, что гетерозигота (Аа) отличается от гомозиготы (АА). В данном случае с ночной красавицей расщепление во втором поколении по цвету венчиков такое – 1 красная (АА) : 2 розовые (Аа) : 1 белая (аа).

2. Решите задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

1. У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люди, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов лёгкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии (в %)? 4) Какова вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии (в %)? 5) Какова вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии (в %)?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Наследование признаков при неполном доминировании

1) Каждый супруг продуцирует по два типа гамет (А и а).

2) Среди детей этой пары может быть три фенотипа: тяжелая форма анемии, легкая, здоровый.

3) Вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии равна 25%.

4) Вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии равна 75% (больные анемией как в тяжелой форме (АА), так и в легкой (Аа)).

5) Вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии 25% (это здоровый ребенок (аа)).

2. От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 - с розовыми и 1000 - с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида с F1 белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами

От скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом получается два разных генотипа (АА, Аа).

Вопросы

1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?

При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:2:1.

2. Что такое фенотип?

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

По фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит данная особь. Например, у растения гороха, имеющего жёлтые семена, генотип может быть и АА, и Аа. А вот рецессивный признак проявляется только у гомозиготных растений с генотипом аа. Иными словами, мы всегда знаем, каков генотип у особи с рецессивным признаком.

По фенотипу не всегда можно понять, т.к. фенотипические признаки, определяемые теми или иными генами, в различных условиях существования развиваются по-разному.

4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

Фенотип зависит не только от генотипа но и от внешних факторов. Можно частично предсказать фенотип, если заранее знать, какие признаки являются доминантными, а какие рецессивными.

5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?

Зная фенотип, можно угадать генотип, т.к. мы можем знать возможные варианты генотипа. Например, горох будет иметь желтый цвет только в состоянии доминантной гомозиготы (АА) или гетерозиготы (Аа).

К сортам и видам с групповой устойчивостью относятся те, которые устойчивы к нескольким видам вредителей или возбудителей заболеваний, а растения, одновременно устойчивые к вредителям и возбудителям заболеваний, относят к комплексно-устойчивым.

В основе защитно-восстановительной системы растений лежат самые различные факторы иммунитета, которые генетически обусловлены и основаны на физиологических, биохимических и морфологических механизмах. Среди них большое значение имеют неспецифические барьеры. Поэтому вполне естественно, что такие барьеры могут обеспечивать растениям групповую и комплексную устойчивость к вредным организмам. Опыт показывает, что для создания сортов с групповым, особенно с комплексным иммунитетом, необходимо использовать более широкую генетическую основу исходных форм, чем при селекции растений на устойчивость к одному из видов вредных организмов. В связи с этим селекция на групповую и комплексную устойчивость чаще всего основывается на межвидовой и межродовой гибридизации.

Большое значение в комплексной и групповой устойчивости растений имеют различные эпидермальные образования и в первую очередь железистые и нежелезистые волоски, а также восковое и иное наружное покрытие растений. Так, например, известно, что волоски, покрывающие листья и другие органы растений, являются факторами устойчивости пшеницы, хлопчатника, картофеля и других, культур к тлям, цикадкам, клопам-слепнякам и многим видам возбудителей заболеваний. Опушение пшениц является неблагоприятным фактором для заселения и повреждения красногрудой пьявицей, шведской мухой и др. Исследование микроструктур воскового покрытия листьев показывает, что они могут обеспечивать устойчивость злаков к тлям, блошкам, мучнистой росе и другим вредным организмам,

Форма колосовых чешуек, обеспечивающая наиболее полное покрытие зерновок, снижает опасность их повреждения комплексом видов клопов из сем. черепашек, щитников и слепняков, а более полное укрытие початков оберточными листьями повышает устойчивость кукурузы к хлопковой совке, кукурузному мотыльку, хлебному клопику, фузариозу зерна и бактериозу.

Наличие большого количества нектарников у хлопчатника, разбросанных на листьях, их черешках, при-цветниках и стеблях, привлекает к этой культуре для откладки яиц большое количество бабочек хлопковой и табачной совок, розового червя и др. Безнектарниковые растения заселяются этими бабочками примерно в 10 раз слабее.

В качестве факторов комплексного иммунитета большое значение имеют биохимические свойства растений. Так, степень атакуемости основных биополимеров зерновок пшеницы выступает как фактор иммунитета к вредной черепашке и другим видам клопов, а также к зерновой моли и ряду видов насекомых, повреждающих пшеницу при хранений. Этот фактор имеет большое иммуногенетическое значение также и для грибных, и бактериальных организмов.

Широким спектром действия на насекомых, клещей, грибы и бактерий обладают, как правило, вещества вторичного обмена. Это свойство растений во многих случаях выступает как фактор комплексного иммунитета. Например, в злаках содержатся флавоиоиды — бензоксазолиноны (МБОА). Они являются важным звеном в устойчивости кукурузы к саранчовым, кукурузной тле, кукурузному мотыльку, кукурузной совке (сесамии), пузырчатой головне, гельмиитоспориозу, плесневению семян и стеблевым гнилям. МБОА защищает также кукурузу от вредного воздействия некоторых гербицидов, обеспечивая возможность безвредного их использования на посевах кукурузы. Высоким содержанием МБОА характеризуется местный аргентинский сорт Maize amargo (кукуруза с горькими листьями), который был широко использован в США как донор комплексной устойчивости. Этот же флавоноид оказался важным фактором иммунитета пшеницы к стеблевой ржавчине.

Приведем некоторые примеры, характеризующие диапазон комплексной устойчивости сортов.

Сорт пшеницы Саратовская 29 устойчив к серой зерновой совке, пьявице, шведской мухе и обладает полевой устойчивостью к стеблевой ржавчине и пыльной головне, а сорт Харьковская 46 устойчив к серой зерновой совке, шведской и гессенской мухам, большой злаковой тле, стеблевой и бурой ржавчинам.

Высокопродуктивные сорта ячменя Нутанс 244, Одесский 36 и Черноморец, Черниговский 7, Донецкий 4 и Московский 121, созданные в нашей стране разными селекционными учреждениями, обладают повышенной устойчивостью к гельминтоспориозу, твердой и пыльной головне и шведской мухе.

В США выделены формы кукурузы, устойчивые к кукурузному мотыльку, зерновой моли, пузырчатой головне и другим заболеваниям, а также сорта зубовидной кукурузы, устойчивые к пузырчатой головне, хлопковой совке и рисовому долгоносику.

Среди новых гибридов кукурузы, созданных в нашей стране и обладающих комплексной устойчивостью к кукурузному мотыльку, пузырчатой головне и фузариозу, следует отметить Коллективный 244, Юбилейный 60, Краснодарский 419, Краснодарский 603 и некоторые другие.

Многолетние исследования фитопатологов, энтомо-логов и генетиков США показали, что имеется прямая множественная генетическая связь между скороспелостью хлопчатника и большим рядом признаков устойчивости растений к вредителям и возбудителям заболеваний, а именно: к мексиканскому хлопковому долгоносику, хлопковой и табачной совкам и другим видам бабочек, клопам рода лигус, к вертициллезному и фузариозному гнилям, гоммозу, гнили коробочек и корневой шейки (L. Bird, 1972).

В целях расширения генетической базы для создания комплексно-устойчивых сортов подсолнечника к вредным организмам в 60-х годах Г. В. Пустовойт была предпринята работа по гибридизации сорта ВНИИМК 8931 с многолетним видом подсолнечника Helianthus tuberosus v. purpurellus (топинамбур). Этот вид выделяется комплексным иммунитетом к ложной мучнистой росе, заразихе, ржавчине, склеротиниозу и подсолнечниковой огяевке. Получение однолетних форм типа культурного подсолнечника с комплексным иммунитетом оказалось весьма трудной задачей. Гибриды Fa от возвратных скрещиваний с подсолнечником оказались полностью стерильными. Впервые преодолеть бесплодие у гибридов Fa (Н. tuberosusX ХВНИИМК 8931) удалось Г. В. Пустовойт сочетанием возвратных скрещиваний с температурными шоками при прохождении у гибридов мейотического деления. В дальнейшем для преодоления стерильности гибридов был использован метод предварительного вегетативного сближения скрещиваемых компонентов с последующей половой гибридизацией смесью разнокачественной пыльцы отцовской формы.

Получение высших поколений фертильных гибридов от скрещивания диких видов рода Helianthus с сортами культурного подсолнечника позволило синтезировать двух — и трехвидовые гибриды с новыми биологическими качествами и мощным гетерозисом.

Оценка по потомству 150 номеров гибридов г в питомнике первого года изучения показала, что у ряда семей групповой иммунитет к болезням и подсолнечниковой огневке сочетается с высоким урожаем семян, превосходящим контроль на 15,6—36,6 %. Масличность семян гибридов несколько уступает контролю, однако сбор масла с гектара у ряда гибридов значительно превосходит контроль (на 2—22 %).

Таким образом, отдаленная гибридизация культурного подсолнечника с дикими видами рода Helianthus позволила создать растения типа культурного подсолнечника с комплексным иммунитетом к заразихе, ржавчине, ложной мучнистой росе, подсолнечниковой огневке с широкой перспективой расширения иммунитета к другим вредным организмам.

Комплексный иммунитет обеспечивает получение высоких урожаев табака в районах орошаемого земледелия Казахстана, Средней Азии, Азербайджана, Армении, где обычно стандартные сорта сильно поражаются вредными организмами.

Так, сорт Иммунный 580, по данным Госкомиссии по сортоиспытанию, самый устойчивый к ложной мучнистой росе и самый продуктивный из существующих сортов табака. По урожайности он нередко превосходит лучший советский стандарт Переможец (на 1,2 т/га).

Наличие сортов сельскохозяйственных культур с комплексной устойчивостью свидетельствует о больших принципиальных возможностях значительного расширения практического использования иммунных свойств растений как основы интегрированной системы защиты растений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Дигибридное скрещивание 10 класс

Задача 1. Гетерозиготное растение дурмана с красными цвет­ ками и гладкими семенными коробочками было скрещено с гетерози­ готным растением, имеющим белую окраску цветков и шиповатые семенные коробочки. От этого скрещивания получилось 40 растений.

У дурмана красная окраска цветков доминирует над белой, а шиповатые семенные коробочки - над гладкими. Эти признаки на­ следуются независимо.

1. Сколько разных фенотипов должно получиться от этого скрещива­ ния?

2. Сколько растений от данного скрещивания будут полностью гете розиготны (теорет)?

3. Сколько растений должно получиться с красными цветками (тео­ ретич)?

4. Сколько растений будет с белыми цветками и шиповатыми семен­ ными коробочками (теоретически)?

5. Сколько полностью гомозиготных растений будет с красными цветками и шиповатыми семенными коробочками?

Задача 2. От скрещивания гетерозиготных чёрных длинношер­стных кошек с гетерозиготным голубым короткошёрстным котом по­лучено 16 котят.

У кошек чёрный окрас шерсти доминирует над голубым, а ко­роткая шерсть - над длинной. Эти признаки наследуются независи­ мо.

1. Сколько типов гамет образуется у кошек?

2. Сколько типов гамет образуется у кота?

3. Сколько разных фенотипов может быть среди котят?

4. Сколько котят должно быть с голубой длинной шерстью (теорети­ чески)?

5. Сколько получилось чёрных котят (теоретически)?

Задача 3. От брака мужчины с полидактилией и близорукой женщины родился ребёнок, не имеющий этих аномалий.

У человека полидактилия (многопалость) доминирует над пятипалостью, а близорукость - над нормальным зрением. Эти при­ знаки наследуются независимо.

1. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой семьи?

2. Сколько разных генотипов может быть среди детей этой семьи?

3. Какова вероятность (в процентах) рождения в этой семье второго ребёнка без вышеуказанных аномалий?

4. Какова вероятность (в процентах) рождения в этой семье ребёнка с полидактилией?

5. Какова вероятность (в процентах) рождения в этой семье ребёнка с обеими вышеуказанными аномалиями?

Задача 4. Женщина с гладким подбородком и несвободной мочкой уха выходит замуж за мужчину, имеющего свободную мочку уха и треугольную ямку на подбородке. Известно, что мать мужчины была с гладким подбородком и несвободной мочкой уха.

У человека подбородок с треугольной ямкой доминирует над гладким, свободная мочка уха - над несвободной. Эти признаки на­ следуются независимо.

1. Сколько типов гамет образуется у мужчины?

2. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этих супру­ гов?

3. Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?

4. Какова вероятность (в процентах), что ребёнок в этой семье по
вышеуказанным признакам будет похож на мать?

5. Какова вероятность (в процентах), что ребёнок в этой семье по
вышеуказанным признакам будет похож на отца?

Задача 5. Растение гороха с жёлтыми гладкими семенами, по­томок растения с зелёными морщинистыми семенами, было опылено пыльцой растения выросшего из зелёного морщинистого семени. От этого скрещивания получилось 80 горошин.

У гороха жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, а гладкая форма - над морщинистой. Эти признаки наследуются неза­ висимо.

1. Сколько типов гамет образует вышеуказанное растение гороха с
жёлтыми гладкими семенами?

2. Сколько разных фенотипов должно получиться от этого скрещива­ ния?

3. Сколько получилось полностью гомозиготных жёлтых гладких го­ рошин?

4. Сколько получилось зелёных горошин (теоретически)?

5. Сколько разных генотипов должно получиться от этого скрещива­ ния?

Задача 6. Голубой кот породы девон реке скрещивался с гомо­ зиготными чёрными кошками с нормальной структурой шерсти. Часть полученных гибридов F 1 скрещивалась между собой и дала 64 гибрида F 2 . Другая часть гибридов F 1 была снова скрещена с выше­указанным котом, в результате чего получилось 40 гибридов Fb .

У кошек шерсть типа реке (укороченный, истончённый и закру­ ченный волос) и голубой окрас обусловлены рецессивными аллелями генов с независимым наследованием.

1. Сколько животных F 2 имеют голубую шерсть типа реке (теорети­ чески)?

2. Сколько разных генотипов среди чёрных котят с нормальной шер­ стью в F 2.

3. Сколько полностью гомозиготных животных рексов получилось в
Fb (теоретически)?

4. Сколько разных фенотипов получилось в Fb ?

5. Сколько разных генотипов могло получиться, если бы гибрид F 1
был скрещен с кошкой-матерью?

Задача 7. Высокорослый сорт кукурузы устойчивый к ржавчи­ не был скрещен с низкорослым сортом неустойчивым к ржавчине. Часть полученных гибридов F 1 переопылили и получили 320 гибри­ дов F 2 . Другую часть гибридов F 1 скрестили с растениями низкорос­ лого сорта неустойчивого к ржавчине и получили 120 гибридов Fb .

У кукурузы высокий рост и устойчивость к ржавчине домини­руют над низкорослостью и неустойчивостью к ржавчине. Эти при­ знаки наследуются независимо.

1. Сколько среди гибридов F 2 полностью гомозиготных растений (теоретически)?

2. Сколько разных генотипов среди гибридов F 2 ?

3. Сколько разных генотипов среди гибридов F 6 ?

4. Сколько среди гибридов Fb полностью гетерозиготных растений (теоретически)?

5. Сколько может получиться разных фенотипов, если гибрид F 1
скрестить с чистосортным высокорослым растением устойчивым к ржавчине?

Задача 8 . Белая курица с голыми ногами и листовидным греб­нем была скрещена с окрашенным петухом с оперёнными ногами и гороховидным гребнем. Известно, что петух является потомком бе­ лой курицы с голыми ногами и листовидным гребнем, а курица - по­ томком петуха с окрашенным оперением.

У кур белое оперение доминирует над окрашенным, гороховид­ ная форма гребня — над листовидной, оперённые ноги - над голыми. Все три пары признаков наследуются независимо.

1. Сколько типов гамет образуется у курицы?

2. Сколько типов гамет образуется у петуха?

3. Сколько разных фенотипов может быть среди цыплят от данного скрещивания?

4. Сколько разных генотипов может быть среди цыплят от данного скрещивания?

5. Какова вероятность получить от такого скрещивания белого цып­лёнка с голыми ногами и листовидным гребнем, гомозиготного по всем вышеуказанным аллелям?

Задача 9. Гигантское позднеспелое устойчивое к ржавчине растение овса, потомок растения восприимчивого к ржавчине, было скрещено с раннеспелым растением нормального роста восприимчи­вым к ржавчине, которое было потомком гигантского позднеспелого растения.

У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, ранне­ спелость - над позднеспелостью, устойчивость к ржавчиненад восприимчивостью. Все три пары признаков наследуются независи­ мо.

1. Сколько типов гамет образует вышеуказанное раннеспелое расте­ ние нормального роста восприимчивое к ржавчине?

2. Сколько разных фенотипов может получиться от данного скрещи­ вания?

3. Сколько разных генотипов может получиться от данного скрещи­ вания?

4. Какой процент растений от данного скрещивания будет гомозиго­ тен по аллелям нормального роста раннеспелости и устойчивости к ржавчине?

5. Какой процент растений от данного скрещивания будет раннеспе­ лым и устойчивым к ржавчине (теоретически)?

Задача 10. Чёрный короткоухий баран, потомок белой овцы, был скрещен с белыми длинноухими овцами. От этого скрещивания получилось 40 ягнят.

У овец чёрная окраска шерсти полностью доминирует над бе­ лой, а длинные уши неполностью доминируют над безухостъю: гете­розиготные животные имеют короткие уши. Эти признаки насле­ дуются независимо.

1. Сколько разных фенотипов может быть среди ягнят?

2. Сколько должно получиться белых длинноухих ягнят (теоретиче­ ски)?

3. Сколько должно получиться полностью гомозиготных животных (теоретически)?

4. Сколько должно получиться ягнят с таким же генотипом как у ба­ рана-отца (теорет)?

5. Сколько должно получиться ягнят фенотипически похожих на овец-матерей (теоретически)?

Задача 11. В семье трое детей. Один ребёнок здоров, у другого отмечается повышенное содержание цистина в моче, а у третьего - камни в почках.

У человека цистинурия наследуется как неполностью рецессив­ ный признак: у гетерозигот отмечается лишь повышенное содер­жание цистина в моче, а у гомозигот образуются цистиновые камни в почках.

1. Сколько типов гамет образуется у матери?

2. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой семьи?

3. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка (вы­ разить в процент)?

4. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с почечно­ каменной болезнью (выразить в процентах)?

5. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с повышенным содержанием цистина в моче (выразить в процентах)?

Читайте также: