От семян до урожая проект

Обновлено: 05.07.2024

Научно-исследовательский проект
"Когда семена оживают"

Мы выдвинули гипотезу: предположим, что для прорастания и роста гороха необходимы: тепло, вода, воздух, свет.

Объектом исследования явились семена гороха.

По результатам исследования нами были сделаны соответствующие выводы.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке, дома совместно с родителями.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Растение горох

Горох - это однолетнее травянистое растение семейства бобовых. В зародыше его семени две семядоли, в которых содержатся все питательные вещества. Корневая система гороха стержневого типа, хорошо разветвленная и глубоко проникает в почву. Горох, как и все бобовые растения, обогащает почву азотом.
Родоначальницей гороха является древняя Индия и Китай. В этих странах, горох считается знаком богатства и плодородия. Но больше всего любят горох, конечно же, в России. Здесь из него готовят разнообразные блюда: суп, щи, борщ, салаты, всевозможные вторые блюда, а так же начинки для пирогов и пирожков.
Горох бывает трех видов. Это лущеный горох, мозговой и сахарный.

Лущеный горох - этот горох представляет собой боб с гладкой поверхностью, очищенный от шелухи и оболочки. Это один из основных видов гороха, который употребляют в пищу. В нем содержится много крахмала и немного сахара. Лущеный горох более калорийный, чем другие виды гороха. Из него готовят супы и вторые блюда.

Мозговой горох – назван он так, потому что спелый боб представляет собой сморщенный плод напоминающий мозги. Его употребляют в пищу в недозрелом виде. Он содержит много сахара, поэтому вкус у него сладковатый. Применяют мозговой горох в основном для консервирования.

Сахарный горох - этот горох можно употреблять в пищу целиком т.к. у его створок отсутствует пергаментный слой. Бобы содержат большое количество воды, вследствие чего, поверхность у них морщинистая.




Лущеный горох Мозговой горох Сахарный горох

Применяются в пище семена гороха. Он ценен ещё тем, что белка в нем содержится не меньше, чем в говядине, но главное заключается в том, что гороховый белок усваивается намного быстрее, поэтомугорох является диетической пищей. Он рекомендован во многих диетах. Кроме того горох является низкокалорийной и вкусной пищей.

Полезные свойства гороха

Результаты исследований, проведённых учёными во многих странах мира убедительно доказали, что обычный горох является настоящим лекарством от многих болезней.

Плоды гороха содержат высокий процент антиоксидантов, белка и таких важных для организма минеральных веществ, как кальций и железо марганец, фосфор, магний, цинк, медь, кобальт. Калий, содержащийся в горохе, делает его полезным для людей страдающим болезнями почек, сердечно сосудистой системы, печени, язвенной болезни желудка В нем содержится очень много различных микроэлементов и углеводов, а так же витаминов: С, PP, B, А. В нем много селена, который является антиканцерогенном, он блокирует поступление в организм радиоактивных металлов.
Горох снижает вероятность онкологических заболеваний, инфаркта, гипертонии, способствует снижению холестерина в крови, а так же нормализации сахара при диабете.
Горох тормозит процессы старения кожи. Из гороховой муки делают компрессы лечащие фурункулы, нарывы, прыщи. С помощью гороха можно снять отечность. Французские парфюмеры активно используют компоненты из гороха в производстве своей продукции.
Европейский союз выделяет большие средства на дальнейшие исследования.

Интересные факты о горохе

Предлагаем вам узнать несколько интересных фактов об этом сладком бобовом растении.

Первые упоминания о горохе относятся к седьмому веку до Рождества Христова, а вот в Россию он пришёл пять веков спустя, поэтому никто точно и не помнит, когда же это произошло.

Вплоть до 18 века н.э. сладкие зеленые бобы считались редким деликатесом.

Распространился горошек по другим странам из Франции.

Зеленый горошек – первый овощ, закрытый в банку.

Каждый стручок гороха прячет в себе примерно 8 горошин.

Горох – это кладовая белка. Белок крайне необходим человеческому организму, а в одной горошине содержится около 30% белка.

Известно, что сушеный горох храниться в течение 10 – 12 лет без потери своих пищевых и целебных качеств.

Мировой рекорд по поеданию зеленого горошка в 1984 году установила Джанет Харрис из Сассекса. Рекордсменка за 60 минут съела с помощью палочек 7175 горошин по одной штуке.

1.2 Влияние природных условий на рост и развитие растений

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Методики исследований

Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков мы проводили, проращивая семена в домашних условиях. Для наблюдения мы использовали семена двудольного растения гороха. Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты (см. приложение):

Опыт № 1: берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена гороха. Стакан № 1 оставляем сухим; стакан № 2 заполняем водой до краёв (т.е. без доступа воздуха); в стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.

Стакан № 1 — остался без изменения;

Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;

Стакан № 3 — семена дали ростки.

Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы

Опыт № 2: помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт. Берем 2 стакана, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена гороха, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=23—25). Стакан № 2 ставим в холодильник (t=3—5)

Стакан № 1 - горох пророс.

Стакан № 2 - остался без изменений.

Следовательно, для роста растений необходимо тепло.

Опыт № 3: Для нормального роста растений также необходим свет. В этом поможет убедиться 3 опыт. Берем третий стакан, заполняем землей, сажаем в него проросшие семена гороха, поливаем водой.

Стакан № 1 уже подготовлен и стоит в комнате на окне. Стакан № 3 ставим в темное место, то есть, без доступа света.

В стакане № 1 горох пророс. Растение нежно - зеленого цвета. Растение в стакане № 3 - бледное, очень вытянулось в поисках света.

Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.

2.2 Результаты исследований

В ходе исследования, провели анализ полученных результатов и отразили в сводных таблицах:

Оценить 864 0

Директор МБОУ СОШ№59г.о. Самара

Проект по экологии детей старшего дошкольного возраста

Принят на педагогическом совете

МБОУ СОШ №59г.о.Самара

Протокол № 2 от 04.09.2014г.

Проект в старшей группе детского сада

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов.
Задачи:
- учить, правильно ухаживать за растениями.
- дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
- развивать познавательные и творческие способности детей.
- формировать осознанно-правильное отношение к природе, к труду человека.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Срок проекта: март – сентябрь 2013 год.
Участники проекта: дети, педагоги и специалисты старшей группы.
Проблема: экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется цветок.
Актуальность проекта: развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности. На территории нашего детского сада есть мини-огород, цветники которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.
Трудовая деятельность может стать:
- связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы;
- началом при ознакомлении детей с окружающим миром.

Продукт проектной деятельности:

создать рядом с участком для прогулок цветник, привлечь детей к процессу посадки, выращивания, уходу и охране цветов;
создание дневника наблюдений;
сбор семян для посадки будущего урожая.

Этапы проекта:

Вводный этап:
- вовлечение детей в обсуждение проблемы;
- сбор методического материала по теме проекта;
- постановка задач;
- составление перспективного плана работы над проектом;

Предполагаемый результат:
- закрепление и расширение знаний детей о растениях сада и огорода;
- конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
- знакомство со способами их вегетативного размножения (семенами, луковицами, рассадой).
- формирование экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека.

1. Экспериментальным путем выяснить – растениям нужен свет.
2. Зарисовать все этапы проведенного эксперимента в дневник наблюдений.

1. Посадка лука. Экспериментальным путем закрепить знания о том, что растениям для роста необходима влага.
2. Посадка подсолнуха.
3. Индивидуальная работа по выращиванию семечка подсолнуха.
4. Наблюдение за всеми фазами роста растения.
5. Экспериментальным путем закрепить знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
6. Ведение индивидуальной странички в дневнике наблюдений.

1. Создание на участке для прогулок цветника, высадка рассады подсолнуха.
2. Продолжать вести работу в дневнике наблюдений.

1. Уход за цветником на участке для прогулок:
-прополка
-полив
- наблюдение за ростом подсолнуха

Практический этап:

- Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.

Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.


Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.


Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.


Научились зарисовать все этапы проведенного эксперимента в дневник наблюдений.
- Создание рядом с участком для прогулок цветника, привлечение детей к процессу посадки, выращивания, уходу и охране цветов.
- Сбор семян для посадки будущего урожая.

и постеп енн о в ы рас тет боль шое к расив ое расте н и е, которое буд ет н аз ы в ать ся ц в етком!

У точн и ть и расш и ри ть п редставлен ия дете й о раз в и ти и , строе н и и час тей ц ветк а ( корен ь,

желани е наблюдать , и сслед ов ать, получать нов ые знан и я , умени я, нав ык и чере з пои сков о -

- Н ай ти в месте с деть ми справ очн ый мате ри ал п ро цв еты , н аз в ан и я которы х ребе н ок н е

Дети уз н ают н аз в ани я н ез н акомых и м ц в етов, у детей п ов ыси тся и н тере с к особен ностям

сез он ы, и х строени е, н аблюд ен и е и и сследован и е з а жизн ь ю к ажд ог о ц ветк а, а та к ж е

п ь ют н ектар, он и де лают и з нег о мёд! Н а сп и н ки , к рылы ш к и , лап ки н асе к омых п оп адае т

ц в еточная п ыльц а. Т ак, п ереле тая с одн ог о в етка н а друг ой , пчелы оп ы ля ют и х. К огда н а

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях; совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый, групповой
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: средней продолжительности

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:

Совместно с детьми и родителями был разработан проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают семена?
  2. Где люди выращивают семена?
  3. Как прорастает семя?
  4. Что происходит с семенами дикорастущих растений?
  5. Для чего нужны семена?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составлена схема деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Реализация проекта:

Воспитатель - родители

Воспитатель – дети

Родители – дети

  • рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
  • привлечение детей к приготовлению салатов
  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
  • изготовление поделок из семян
  • сочинение стихов о посадке семян
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самост. деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков и поделок по теме
  • заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деят-ти
  • рассматривание семян

Воспитатель – дети – родители



  • презентация проекта Презентация 2, Презентация 3

Итог проекта

На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, помидоры, огурцы Рисунок 3. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.



Продукт проекта

Перспектива развития

Предложенная работа по развитию познавательной активности детей позволяет предоставить детям возможность самостоятельного познания окружающего мира.


Цель: Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы.

Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы, используя предложенный алгоритм. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.

- Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

- Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.

- Ребята, посмотрите на волшебный экран. Сначала мы узнаем, семена какого растения появятся на экране. А потом об этих семенах вы будете составлять рассказ.

Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме. (2-й слайд)

Чьи семена?

Какого они размера?

Какого они цвета?

Какую имеют форму?

Какие семена на ощупь?

Что еще знаете об этих семенах?

Выслушиваются рассказы детей по слайдам презентации:

(3-й слайд) Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы по графическому алгоритму (2-й слайд), с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 10 семян в пузырек (дети работают в парах, помогая друг другу).

(4-й слад) Эти семечки вкусны

Догадайтесь, чьи они? (тыквы)

Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.

(5-й слайд) Словно важные синьоры,

Полны семянок ….(помидоры)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через лупу, описать семена по графическому алгоритму (слайд 2), с помощью пинцета в пустой пузырек положить 10 семян помидора.

Предложить сравнить пузырьки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).

(6-й слайд) Из таких семян отборных

Летом вырастет … (подсолнух)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 10 семян в пустой пузырек.

(7-й слайд) Желтенькие, длинненькие

Чьи семянки. (дынькины)

Выбирают семена дыни и огурца, сравнивают, описывают любые по желанию, кладут по 10 семян в разные пузырьки.

(9-й слайд) Очень сахарный на вкус

Вырос из семян… (арбуз)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать по алгоритму, положить 10 семян в пузырек.

  • Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
  • Семена дыни – желтые, а семена огурца - … (белые)
  • Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
  • Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
  • У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на пузырьки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в пузырьке, а мелкие – меньше)

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.

(Дети опускаются на корточки)

К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.

Из земли росток явился:

- Здравствуй, солнце, я - родился!

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок!

(Дети опускают руки вниз)
(Дети наклоняют головы в разные стороны)

- Вам понравилось в нашей лаборатории?

- Что нового, интересного узнали?

- А у меня для вас еще одна загадка:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Показывает разрезанное яблоко с семенами.

Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Читайте также: