От осины не растут апельсины

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

КЕЙСЫ по педагогике на основе русских поговорок: анализ и решение для молодого педагога
1.Яблоко от яблони недалеко падает.
2.На осине не растут апельсины.
3. С кем поведешься, от того и наберешься.
4.Умел дитя родить, умей и научить.
5.Сын мой, а ум у него свой.


1. Какие факторы развития ребенка представлены в данных пословицах и поговорках? Аргументируйте свой ответ.
2.Правильно ли влияние факторов понимается в народной педагогике. Аргументировано выскажите сою точку зрения.

В семье закладываются привычки, например, читать книги вечером, эта привычка может быть сориентирована в следствие авторитетности родителя или близкого родственника, который показывает положительный образ своим личным примером.

Режим дня формируется посредством родительского присмотра и координации, умение лаконично решать бытовые вопросы, связанные с самообслуживанием также закладываются в семейной сфере.

Родителям важно включить оценочный момент, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, что допустимо и недопустимо с точки зрения культуры.

Значимо: успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Школьная среда обязательный этап в жизни каждого, школьный этап наиболее важен в становлении моей личности. Адаптация к социуму и принятие законов морали. Вот то важное, что ребенок выносит из школы.

Становления личности – это Толстой, Бетховен, Шишкин, молекула кислорода, фотосинтез, правила дорожного движения и многое другое, это и есть образование, без которого невозможно бытие человека, все многообразие наук и знаний.

В школе ребенок учится многим навыкам и универсальным действиям. Учитель помогает каждому ученику, используя индивидуальный подход и дает рекомендации родителям. В данной ситуации этого ничего мы не увидели.

Именно эти учителя должны помочь находить выход из сложных ситуаций ребенку, ведь они профессионалы.

В данной ситуации девочке надо было выработать индивидуальную траекторию развития и обучения. А папе дать четкие рекомендации, а не порицания.


Учитель должен видеть не просто образовательные задачи, а строить их эффективно и лаконично с точки зрения индивидуального и дифференцированного подходов к ученикам. В данном примере фактор индивидуального подхода отсутствует. Ребенок должен быть задействован в работе класса, после уроков должны быть проведены индивидуальные занятия, встречи с родителями, беседы.

Основная задача педагога – создание условий для принятия детьми многообразия действительности – в этом и заключается успешная социализация, формирование системного видения, развитие устной речи и умение критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения – все это помогает детям утвердиться в выборе, и это не зависит от предмета, это общедидактические принципы работы.

Современные стандарты образования целью ставят активность личности ученика, системно-деятельностный подход является ведущим в образовании, а само общество постоянно требует мобильности, информационной обогащенности и креативности деятельности и от учителя, и от ученика. В данном подходе множество возможностей, учитель может выбрать разные технологии, методы и приемы для обучения разных учеников.

Важная идея в данной ситуации заключается в том, что основная задача педагога – обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы, должна быть ориентация не на программы, а на личность ребенка.

Перед педагогом в рамках внедрения ФГОС возникает проблема развития познавательной активности. Появилась необходимость приблизить ребенка к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательного интереса и творческой активности, живому осмыслению истории, овладению содержанием предмета. Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с игрой воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в социуме.

Роль педагога была и остается самой великой ролью в мире, потому как учитель не просто создает продукт в мастерской в виде умений, навыков, знаний или универсальных действий, он создает личность, и каковы будут ценности этой личности напрямую зависит от творческого потенциала, компетентности, мастерства учителя и роли родителей.

Педагог – это всегда образец для подражания, в данном случае учитель не показывает. Как возможно мальчику измениться, а сам ребенок не может в следствие малого социального опыта это сделать, он не знает, как можно вести по-другому, как справится со своей ролью в классе, как измениться.

Это наблюдение. Наблюдение субъективный метод, данный метод может быть успешен только в сочетании с изучением технологии игры в педагогике и психологии, с четким методическим обеспечением в виде планов, тематического планирования, проектов.

Наблюдение как метод исследования – это целенаправленное, разработанное по подготовленному плану фиксирование исследуемых явлений с целью их последующего анализа и использования в практической деятельности.

Целью исследования является выявить эффективность применения игры в работе педагога.

1. Выявить особенности игровой технологии, приема и метода игры в современной педагогике.

2. Рассмотреть основные формы игр среди детей.

3. Создать цикл занятий с применением игры как приема и метода.

Данные только с помощью метода наблюдения не достоверны: субъективность педагога, нет нового материала в игре, так как дети пользуются уже существующими моделями, игра спонтанна и не имеет цели у детей, она более развлекательна, но не развивает и не имеет дидактической направленности, хотя активно социализирует, наблюдение за игрой детей не дает чёткой методической базы.

С методологической точки зрения. Уникальность метода игры в том, что ребенок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми связана жизнь подростка.

Схема педагогического процесса классного руководителя ОУ с точки зрения ФГОС:

1. приоритетное развитие общекультурных компонентов,

2. связи между предметами устанавливаются через общечеловеческое содержание,

3. системно-деятельностный подход,

4. личностно-ориентированные методы,

5. ориентация на освоение социального опыта, универсальных учебных действий,

6. обеспечение полноценного, гармоничного развития каждого ребенка,

7. мобильность и конструктивность процессов воспитания и образования,

8. толерантность в общении, равенство.

9. основной метод – игра,

10. принцип разностороннего воспитания и обучения.

Обратимся к мнению ученых по воспитанию.

Педагоги отмечают, что основная задача классного руководителя – обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы, должна быть ориентация не на программы, а на личность ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели. Педагог должен дать рекомендации работы к каждому ребенку, меры по воспитанию и обучению вырабатываются совместно всем коллективом. Классный руководитель может наметить и реализовать ряд специальных видов работы посредством технологии игры с коллективом класса, педагогами, детьми.

А.В. Запорожец полагает, что гуманистическая традиция никогда не угасала в культуре человечества и сохранялась философской мыслью в течение многих веков. Главной ценностью в педагогическом процессе является ребенок. Обеспечение его полноценного развития возможно при условии законов его развития, ирга – хороший прием для этого.

А.В. Запорожец сформулировал и развил теорию максимального обогащения (изо, музыка, спорт) как необходимого условия разностороннего воспитания ребенка. Организовывать саму жизнь ребенка, его взаимоотношения с окружающими в духе нравственных принципов – главное условие, которое способствует созиданию, творению человека, в чем проявляется их истинный, гуманный смысл.

У Монтессори в основе развития ребенка – игра, которая передает законы социума. Новой сферой становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Игра – средство воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-школьника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Педагог подчеркивает, что труд формирует у младших школьников самостоятельность, которая рассматривается автором как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Самостоятельность – способность ставить перед собой цель и достигать ее. Рассматривает гуманистическую направленность педагога как необходимость выбора им наиболее адекватной позиции. Этому способствует игра.

На наш взгляд, формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как воспитан школьник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Сегодня классное руководство и воспитание является приоритетным направлением, потому что – это подготовительная ступень в освоении универсальных учебных действий. И в большей степени это проявляется и достижимо в игре.

Новые стандарты образования, новая редакция закона об образовании дает классным руководителям ориентиры для построения занятия в школьном учреждении.

Формы игры помогают более эффективно адаптировать информацию для школьников в рамках классных часов.

Выделим основные компоненты игры, которые способствуют формированию основных универсальных учебных действий в воспитании: сюжет, роль, мотив, действия, правила, - все это учит подростка. Социализирует.

Игра может перейти в проектную деятельность старшего школьника. В большей степени классному руководителю можно проводить разные постановки театрализованные, просветительские и постановки-экспромты на развитие речи.

Без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна, только тогда и родится новое, творческое начало, когда учитель будет двигаться вперед и вести за собой учеников.

Требования к творческой стороне педагогического процесса будут всегда одними из ведущих в педагогике, человеку необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться, в этом направлении воспитателю помогает игра, которая может разной и иметь разные цели и задачи, но творчество будет идти от сердца воспитателя.

Игры формируют в первую очередь интеллектуальную готовность, коммуникативные навыки.

Интеллектуальная готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого; развитие творческого потенциала – все это дает метод игры.

От осины не родятся апельсины кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Сергей Алленов

Сергей Алленов

Сергей Алленов , Дмитрий Заруднев

Олег Есауленко , Тимур Курбангалеев , Валерий Жуков , Ирина Федотова (II) , Лариса Ситникова , Дмитрий Чепушканов , Наталья Дружинина , Ольга Красикова , Александра Ревякина , Владимир Гартвих , Инна Тарада , Лариса Киеня , Марина Анисимова (II) , Сергей Пыжов

последнее обновление информации: 23.11.17

О важ­но­сти само­вос­пи­та­ния роди­те­лей рас­ска­зы­вает свя­щен­ник Павел Гуме­ров в своей книге “Малая цер­ковь”, издан­ной Сре­тен­ским монастырем.

В совре­мен­ном мире, где оста­лось так мало любви, семья — тихая при­стань, спа­си­тель­ный оазис, куда чело­век дол­жен стре­миться ото всех бурь и забот. Запо­ведь о любви к Богу и ближ­ним вопло­ща­ется в первую оче­редь в семье. Кого же еще любить, как не самых близ­ких для нас людей — детей, род­ных? Любя их, науча­емся любви к Богу. Ибо как можно полю­бить Того, Кого не видел, не воз­лю­бив тех, с кем живешь?

Нас часто несет совер­шать какие-то подвиги, кому-то помо­гать, спа­сать, — а спро­сит с нас Гос­подь в первую оче­редь о том, как мы забо­ти­лись о своей семье, вве­рен­ных нам детях, как вос­пи­тали их.

Немного на этом оста­но­вимся. Кто они, наши дети? Про­дол­же­ние нас? Наша соб­ствен­ность? Или, того хуже, мате­риал для реа­ли­за­ции тех про­ек­тов и амби­ций, кото­рые не уда­лось вопло­тить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они — чада Божии и только потом — наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спро­сить за них. Когда мы это пой­мем, то не будем питать лож­ных иллю­зий и скор­беть от обиды на них. Мол, потра­тили на детей всю жизнь, силы, а полу­чили вовсе не то, что хотели.

Роди­тели в боль­шин­стве слу­чаев любят детей больше, чем дети роди­те­лей. И ожи­да­ние огром­ной дет­ской любви — самый насто­я­щий эго­изм. Нач­нем с того, что нор­маль­ный отец, нор­маль­ная мать заво­дят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это бла­го­да­рить. Мотивы, по кото­рым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в ста­ро­сти. И вряд ли кто-то думает при этом, что обла­го­де­тель­ство­вал свое буду­щее чадо или улуч­шил демо­гра­фи­че­скую ситу­а­цию в стране. Дети не про­сили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радо­сти, сча­стья, чем мы им. Тяж­кий крест — не иметь чад. Это мы должны быть им бла­го­дарны, что они у нас есть.

Горько бывает выслу­ши­вать жалобы роди­те­лей на детей, на кото­рых они якобы потра­тили луч­шие годы жизни, кучу денег и душев­ных сил и кото­рые отпла­тили им чер­ной небла­го­дар­но­стью. Не надо упо­доб­ляться Рок­фел­леру, кото­рый выста­вил счет своим уже взрос­лым детям за все те годы, когда он их поил и кор­мил. Нужно сожа­леть не о поте­рян­ных годах и сред­ствах, а о том, что не смогли вос­пи­тать детей достой­ной опо­рой своих роди­те­лей, не смогли заво­е­вать их любовь.

И поэтому глав­ная задача роди­те­лей не в том, чтобы дать ребенку луч­шую одежду, еду и игрушки, а чтобы обра­зо­вать его. То есть взрас­тить в нем образ Божий, спа­сти его душу, а осталь­ное приложится.

О школь­ном обра­зо­ва­нии я знаю не пона­слышке, так как довольно долго пре­по­да­вал и в вос­крес­ной школе, и в самом обыч­ном проф­тех­учи­лище. И с болью вижу, что с каж­дым годом ситу­а­ция с детьми ста­но­вится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не зани­ма­ется: ни роди­тели, ни школа. Раньше хотя бы были вос­пи­та­тель­ные про­граммы, кружки, сек­ции. Сей­час их почти нет.

Для чего я все это рас­ска­зы­ваю? Не для того, чтобы кого-то запу­гать. Я думаю, все и так об этих про­бле­мах знают. Важно понять дру­гое: сей­час не то время, когда росли и вос­пи­ты­ва­лись мы, не говоря уже о стар­шем поко­ле­нии. И без веры в Бога, без хри­сти­ан­ских нрав­ствен­ных запо­ве­дей, без пра­во­слав­ной куль­туры мы детей не вос­пи­таем. Еще лет 17–20 назад можно было опи­раться в вос­пи­та­нии на обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти, сего­дня — нет. Время поте­ряно. Хри­сти­ан­ское, пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние дает ребенку при­вивку, духов­ный имму­ни­тет про­тив всего того зла, кото­рое уси­ли­ва­ется с каж­дым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ дол­лара, секса и мате­ри­аль­ных цен­но­стей. Мы живем в стране побе­див­шего оккуль­тизма и сата­низма. Чтобы понять это, доста­точно поли­стать любую газету с объ­яв­ле­ни­ями о кол­дов­ских услу­гах и подойти к любому книж­ному лотку.

Кстати, о кни­гах. Очень важно при­вить ребенку с дет­ства любовь к чте­нию, вкус к хоро­шей лите­ра­туре. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш при­вык­нет к хоро­шим, насто­я­щим кни­гам, у него не будет жела­ния читать пло­хие. Сей­час время ком­пью­те­ров, DVD и мобиль­ных теле­фо­нов, и моло­дежь читает очень мало. Но научиться поль­зо­ваться ком­пью­те­ром можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с дет­ства такой при­вычки, очень сложно. То же можно ска­зать и про каче­ствен­ные, хоро­шие фильмы и мульт­фильмы. Вос­пи­тав вкус ребенка в этой обла­сти, мы убе­ре­жем его глаза и уши (а глав­ное, душу) от похаб­ных, без­дар­ных поде­лок. Он, ско­рее всего, сам не смо­жет их смот­реть. Поку­пая для детей диски, я с удив­ле­нием узнал, какое у нас огром­ное коли­че­ство заме­ча­тель­ных оте­че­ствен­ных филь­мов и мульт­филь­мов для детей. И конечно, они не идут ни в какое срав­не­ние с запад­ной про­дук­цией. А теперь перей­дем к нашей основ­ной теме: вос­пи­та­нию детей в семье.

Одна­жды мы с женой и детьми при­шли на дет­скую пло­щадку. Кроме нас там было несколько ста­ру­шек на ска­мей­ках да муж­чина и жен­щина, кото­рые сидели прямо на дос­ках песоч­ницы. Муж­чина курил. Я подо­шел к нему и попро­сил уйти, так как здесь дет­ская пло­щадка, гуляют дети. Как ни странно, он совер­шенно нор­мально вос­при­нял мой при­зыв, изви­нился, пога­сил сига­рету и ушел. Я думаю, он про­сто не заду­мы­вался, что его куре­ние кому-то непри­ятно или вредит.

При­веду при­мер, как за небла­го­че­сти­вую жизнь роди­те­лям посы­ла­ются вра­зум­ле­ния и как Гос­подь пока­зы­вает им, сколь боль­шой вред они нано­сят своим чадам.

Архи­манд­рит Тро­ице-Сер­ги­е­вой лавры Кро­нид (Люби­мов) рас­ска­зы­вал про слу­чай, кото­рый при­клю­чился с его зем­ля­ком, кре­стья­ни­ном деревни Кети­лово Воло­ко­лам­ского уезда. Звали его Яков Ива­но­вич. Он имел сына Васи­лия восьми лет. С неко­то­рых пор у него нача­лись при­падки невы­но­си­мого сквер­но­сло­вия, кото­рые сопро­вож­да­лись хулой на свя­тыню. Лицо его дела­лось при этом чер­ным и страш­ным. Отец пытался нака­зы­вать его, бро­сал в под­вал, но маль­чик и оттуда про­дол­жал сквер­но­сло­вить. Отец отрока пове­дал, что сам он трез­вый не руга­ется, а как выпьет — пер­вый сквер­но­слов на улице и руга­ется при детях. Он сам созна­вал, что вино­ват в одер­жи­мо­сти сына. Архи­манд­рит Кро­нид посо­ве­то­вал кре­стья­нину слезно каяться в гре­хах и молиться пре­по­доб­ному Сер­гию об исце­ле­нии сына. При­е­хав через год в лавру, кре­стья­нин рас­ска­зал, что сын вскоре забо­лел, начал таять как свеча. В тече­ние двух меся­цев он болел и был необык­но­венно кро­ток и сми­рен серд­цем. Никто не слы­шал от него сквер­ного слова. За два дня до смерти он испо­ве­до­вался и при­ча­стился и, попро­щав­шись со всеми, умер. Потря­сен­ный отец бро­сил пить и нико­гда более не про­из­но­сил бран­ных слов.

Этот слу­чай пока­зы­вает, какую ответ­ствен­ность мы несем за каж­дый наш посту­пок и слово, про­из­не­сен­ное в при­сут­ствии детей. О том, что ждет того, кто соблаз­нит еди­ного от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

Глав­ным вос­пи­та­тель­ным фак­то­ром явля­ется атмо­сфера, царя­щая в семье. То, что ребе­нок видит и полу­чает в семье, в дет­стве, на 80% фор­ми­рует его характер.

Сей­час появи­лась тео­рия о том, что не суще­ствует пло­хой наслед­ствен­но­сти от роди­те­лей алко­го­ли­ков и нар­ко­ма­нов. Про­сто под­ростки, нахо­дясь в среде, где пьют и упо­треб­ляют нар­ко­тики, сами пере­ни­мают эти пороки.

Я не медик, мне сложно судить о пра­виль­но­сти этой гипо­тезы, но скажу одно: ребе­нок не имеет гре­хов, грехи совер­шают взрос­лые. Известны мно­гие при­меры, когда дети из семей алко­го­ли­ков вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­по­луч­ных семьях и вырас­тали совер­шенно нор­маль­ными людьми. Наслед­ствен­ность была пре­одо­лена любо­вью и заботой.

То же можно ска­зать и о дру­гих гре­хах. Напри­мер, отец под­вер­жен гневу, часто кри­чит на жену. Сын вырас­тает точно таким же. И все гово­рят, что он весь в отца. На самом деле он дей­стви­тельно уна­сле­до­вал от роди­теля импуль­сив­ный, эмо­ци­о­наль­ный харак­тер, но вот обра­зец для под­ра­жа­ния он взял уже сам от сво­его папы. Дети насле­дуют от нас свой­ства харак­тера и тем­пе­ра­мента, но как они их при­ме­нят и разо­вьют, зави­сит от нашего пове­де­ния и от того, как мы их вос­пи­ты­ваем. Береж­ли­вость может стать рачи­тель­но­стью, а может — ску­по­стью. Твер­дость может раз­виться в упор­ство, а может пре­вра­титься в упрям­ство, само­дур­ство. Поэтому важно раз­гля­деть осо­бен­но­сти харак­тера чада еще в мла­ден­че­стве и дать им пра­виль­ное раз­ви­тие, а не стре­миться любой ценой пере­де­лать их или навя­зать что-то, ребенку совсем не свой­ствен­ное. То же можно ска­зать и о спо­соб­но­стях. Если у под­ростка талант худож­ника, а из него хотят любой ценой сде­лать мате­ма­тика только потому, что папа у него про­фес­сор мех­мата, можно очень сильно повре­дить люби­мому чаду.

Если роди­тели хотят вос­пи­тать хоро­ших детей, они должны разо­браться сами с собой, достичь хоро­ших вза­и­мо­от­но­ше­ний. Тогда и детей вос­пи­ты­вать будет легче. Беда совре­мен­ных роди­те­лей — недо­ста­ток сво­бод­ного вре­мени, в этом цейт­ноте очень мало часов оста­ется на детей, осо­бенно у отцов. И это объ­яс­нимо, время тяже­лое, нужно зара­ба­ты­вать деньги. Но все же выкро­ите время и поиг­райте, поза­ни­май­тесь с детьми. И они вас за это отбла­го­да­рят, даже тем, что вы ста­нете ближе друг другу.

Роль отца осо­бенно важна в вос­пи­та­нии маль­чи­ков. То, как вы играли с детьми в фут­бол, ходили в поход, совер­шали палом­ни­че­ства, что-то вме­сте масте­рили, запом­нится на всю жизнь. Вос­по­ми­на­ния дет­ства — самые свет­лые, яркие, они све­тят нам как звез­дочки всю нашу жизнь.

Мно­гие папы, чув­ствуя вину перед детьми из-за недо­статка обще­ния, зада­ри­вают чад доро­гими вещами, игруш­ками, но зача­стую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо цен­нее, если бы папа сде­лал что-нибудь вме­сте с ними, почи­нил машину или научил пилить и заби­вать гвозди. Мы часто жалу­емся на дур­ное вли­я­ние улицы, школы. А сами-то много ли вре­мени про­во­дим с детьми, вли­яем на них, инте­ре­су­емся, чем они живут, какие фильмы и песни их вол­нуют? Роди­тели должны быть пер­выми дру­зьями своих детей, сохра­няя, конечно, суб­ор­ди­на­цию, избе­гая панибратства.

Нужно ли хва­лить детей? Я счи­таю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка — целый мир. Он что-то сде­лал, но еще не может объ­ек­тивно оце­нить свой успех, не имеет жиз­нен­ного опыта. Взрос­лый чело­век может полу­чить оценку сво­его труда на работе, от дру­зей, род­ных, а ребе­нок — только от роди­те­лей. И похвала, даже за малень­кий успех, имеет огром­ное зна­че­ние для даль­ней­шего твор­че­ского роста.

Частая ошибка — делать заме­ча­ния на каж­дом шагу, пре­вра­щать их в раз­мен­ную монету. И ребе­нок скоро начи­нает вос­при­ни­мать их как бес­смыс­лен­ный, ничего не зна­ча­щий фон.

Настало время пого­во­рить о глав­ном. О хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии детей. Суще­ствует рас­хо­жее мне­ние, что ребенку не стоит навя­зы­вать рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние: мол, вырас­тет — сам выбе­рет веру, при­дет к Богу. Ничему не учить и вообще не вос­пи­ты­вать так же безумно, как не читать ребенку ника­ких книг: вырас­тут — сами выбе­рут, что читать. Ведь мы же пыта­емся при­вить ребенку то, что сами счи­таем хоро­шим, пра­виль­ным, и не заду­мы­ва­емся над тем, что у кого-то дру­гая шкала ценностей.

Вто­рой момент: дети лишены жиз­нен­ного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, вос­пи­ты­вать в вере или нет, для веру­ю­щего чело­века не суще­ствует. Вера для нас — смысл жизни, и неужели мы не хотим пере­дать детям то, что явля­ется для нас святыней?

Если для роди­те­лей молитва — часть их жизни, души и они смогли пока­зать это детям, то ребе­нок, несмотря на внеш­нее про­тив­ле­ние, сам потом не смо­жет жить без Бога. Бывали слу­чаи, когда под­ростки отхо­дили от Церкви, но потом воз­вра­ща­лись, вспо­ми­ная роди­тель­ские настав­ле­ния. Глав­ное — все, что мы делаем в семье, делать с одним чув­ством — любо­вью к детям и близ­ким. Стре­мясь воцер­ко­вить детей, нужно не пере­гнуть палку. Вряд ли малыш выстоит все­нощ­ную или литур­гию пол­но­стью, смо­жет про­честь все пра­вило к при­ча­стию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно.

В связи с этим хоте­лось бы затро­нуть еще одну тему: тру­до­вое воспитание.

Дети при­выкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми люби­мыми игруш­ками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрос­лые вещи. Это нужно исполь­зо­вать. Дети с уди­ви­тель­ной радо­стью участ­вуют в сов­мест­ном при­го­тов­ле­нии пищи, трут овощи на терке, раз­ме­ши­вают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не дет­ский мобиль­ный теле­фон или надо­ев­шая машина. Соби­рать раз­бро­сан­ные игрушки можно, при­возя их на дет­ском гру­зо­вике. А с каким удо­воль­ствием дети помо­гают сажать зелень или заби­вают гвозди! Если вы что-то уме­ете (шить, рисо­вать, масте­рить), самыми люби­мыми и инте­рес­ными игруш­ками будут те, кото­рые вы сде­лали вме­сте с детьми. Заня­тия с малы­шами достав­ляют роди­те­лям не мень­шую радость, чем детям. Мой ребе­нок про­сто виз­жал от радо­сти, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие дере­вья, а он тас­кал сучья к машине. Сложно ска­зать, кто из нас полу­чил боль­шее удовольствие.

В рам­ках нашей темы есть пункт о вос­пи­та­нии детей в семье, а не в дет­ских учреждениях.

Конечно, вос­пи­ты­вать ребенка должна семья, никто детям не заме­нит отца и матери. Однако ска­зать, что детей ни в коем слу­чае нельзя отда­вать в дет­ский сад, я не могу. Бывают ситу­а­ции, когда мать рас­тит ребенка без отца, вынуж­дена рабо­тать или учиться, кор­мить семью. Сей­час у мно­гих семей весьма затруд­ни­тель­ное мате­ри­аль­ное поло­же­ние, оба роди­теля рабо­тают, чтобы обес­пе­чить семью. Да мало ли какие бывают ситу­а­ции. Конечно, дет­сад — ско­рее, тер­пи­мое зло. В нем есть ряд серьез­ных мину­сов. Ребе­нок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети при­но­сят из сада пло­хие слова, игры, замашки. Часто вос­пи­та­тели плохо сле­дят за под­опеч­ными, а то и оби­жают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребе­нок отуча­ется молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школь­ном воз­расте ребе­нок более кре­пок душевно и телесно, уже имеет свое мне­ние. Так что, если есть воз­мож­ность, вос­пи­ты­вайте детей в семье. Если мать не ленится, ребе­нок в семье разо­вьется гораздо быст­рее, чем в дет­саду. А роди­тель­ская ласка и тепло — само по себе воспитание.

Я сам счаст­лив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а изба­ло­ван­но­сти во мне нет.

Глав­ной при­чи­ной, по кото­рой люди не хотят иметь много детей, явля­ется при­чина эко­но­ми­че­ская. То есть им кажется, что они не смо­гут про­кор­мить боль­шую семью. Хотя, конечно, есть и дру­гие фак­торы. Могу совер­шенно точно ска­зать: если чело­век хочет иметь много детей, Гос­подь ему обя­за­тельно помо­жет. И при­ме­ров тому тьма. При­веду лишь один. Мой зна­ко­мый алтар­ник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень малень­кой двух­ком­нат­ной квар­тирке. Даже ванна там была сидя­чая. И вот они реша­ются родить чет­вер­того. И что ж? Их дом (кото­рый не должны были ломать, он был девя­ти­этаж­ным и кир­пич­ным) при­знают ава­рий­ным, и им дают сразу три квар­тиры в новом доме. Одну трех­ком­нат­ную и две одно­ком­нат­ные. Одну из одну­шек они сдают, что явля­ется боль­шим подспорьем.

Верю в изначальную одаренность. Одаренность плюс не испорченная многовековым алкоголизмом природа - при малейшем благоприятном ветре человек поднимается.
Конечно, если есть няни, бонны и проч. - подняться легче. Старт повыше все-таки. Но сколько таких, с нянями, которые упали, не поднявшись. Очень многое зависит и от самого человека. Я говорю банальности.

Но это правда! Наличие бонн гарантирует только умение пользоваться ножом и вилкой. Всё остальное - сам человек.

От крестьянина не может быть ничего достойного?
Дикость все это. И глупость. Признак вырождения. Попытка неофита или вырожденца доказать, что он еще не совсем дегенерат и чего-то стоит, хотя бы в силу происхождения.

Так-то настоящих аристократов и интеллектуалов подобные проблемы и не волнуют, ибо они уверены в своем происхождении или в собственных знаниях и знают ему цену.
Доказывать свою особость, легитимность своего статуса через происхождение - это удел недоумков, не более.

Да, и по большому счету аристократия прекратила свое существование в 19 веке:

"Во всей Европе когда-то стояли во главе обществ аристократии - настоящие, самородные, живые продукты истории, а не законодательных прихотей. Что сталось с ними теперь? Во Франции и в Италии аристократия вымерла почти бесследно; в Австрии разбилась на отдельные группы, по народностям, и исчезает в народностях; в Пруссии она с каждым днем теряет свое значение и киснет в желчном сознании устарелости своих притязаний; ее некогда спокойная гордость перераживается в обидчивую спесь - вернейший признак упадка".
Самарин Ю.Ф. [Передовица]. - Москва, 21 марта 1867 // СС, IX, 481.

Например, для США подобная постановка проблемы вообще может восприниматься как бред, по крайней мере на публичном уровне. Но у американцев свое отношение к европейской аристократии - далекое от пиетета.

Но откуда такая дикость и такая дегенерация у нас?
Влияние азиатчины, как любили говорить в начале 20 века?
Возможно, ибо по большому счету постановка проблемы чисто азиатско-феодального свойства.

А может что-то другое. Не знаю.

Это обычный социал-дарвинизм. Уверена, что у дамы-ненавистницы чумазых предки сплошь чумазые, но зато ей снится хруст французской булки и прочие дворянские радости. Я-то знаю, что такое дворянин-владелец небольшого имения, это человек, который постоянно работает, и семья не бездельничает ( по воспоминаниям бабушки и её сестер) Не в поле он, конечно, но в постели нежится и вкушать ежедневно шампанское - это жизнь, которая существует только в голове таких чумазоненавистников.

из крестьянского ребенка при должном воспитании-образовании может получиться очень много путного
только где крестьянскому ребенку взять эти самые воспитания-образования?

это как иностранный язык, каждый человек может более-менее выучить 2-3 иностранных языка, вопрос только в том, где взять преподавателей (как их оплатить и т.д.), т.е. вопрос в организации учебного процесса, а не в индивидуальных способностях (они тоже важны, но не настолько, среди дворянских детей тоже было полным полно бездарей, талант не имеет сословия)

Я строчу в перерывах между приготовлением еды и намыванием полов. Ибо МГУ с аспирантурой только помогают мне еще и разговор поддерживать, помимо основных обязанностей.

Насчет "не светит" оправляю к комменту про Судоплатова, например.

Тут есть два момента для дискуссии.

Первый: если одного ребёнка с детства учить и воспитывать, а другого не учить и воспитание доверить улице - какой из них вырастет лучшим?

Вроде бы довольно очевидно, что тот, кого учили и воспитывали с высокой вероятностью будет более образованным и воспитанным. Вероятно, и более путным.

Однако, это вопрос вероятности - поэтому конкретные примеры противоположного ничего особо не доказывают.

Второй: есть ли существенная генетическая разница между "крестьянскими детьми" и "чистой костью", предопределяющая их дальнейшие успехи и судьбу?

Ответ на этот вопрос гораздо сложнее.
Вероятно (ИМХО) в начале 20 века особой разницы не было, что и показывают успехи образовательной программы СССР.
С другой стороны, в настоящий момент уже третье-четвертое поколение нашей страны живёт при вполне доступном образовании (ну, по крайней мере, до развала СССР). Соответственно, могла уже наработаться статистическая неоднородность - те, кто мог получить образование, уже его получили, а те кто не может его получить - так и остались.

Если образование останется относительно доступным, то через некоторое время в "крестьянах" или "пролетариях" останутся только самые неспособные.

Можно удивляться, как, к примеру, Сталин, сын сапожника, достиг вершины власти в стране и в общем-то успешно ею управлял.
Тупой и необразованный просто с этим бы не справился.

Вероятно, в настоящее время такая карьера уже невозможна.

Если бы Сталин жил сейчас, то он был бы не сыном сапожника, а, допустим, сыном инженера-технолога обувного комбината.

Опять же , не факт. Сталин пришел на волне революции, а революция выдвигает новых людей. Я совершенно не верю в то, что кровь дает какие-то преференции в виде талантливости. Если бы так! Талант дает Бог, и дух дышит, где хочет.

Слагательных успеха по жизни много. Само по себе происхождение и гены - слишком малая толика, что бы определять движуху по ним. Даже не хочется ходить за примерами. Оппонент - не понимает жизни.

Видите ли, какая штука. Наличие "бонн" это не только умение пользоваться ножом и вилкой, как Вы пишете где-то в комментариях. Это еще и культурный фон, что немаловажно. А культурный фон, в отличие от образования, формируется в нежном возрасте под влиянием семьи, окружения.
Научиться решать дифуры можно в любом возрасте, но если ты в двенадцать лет не читал "Айвенго", то в двадцать это делать уже бесполезно - ничего не даст ни уму ни сердцу. Соответственно, мировосприятие будет чуть иным. И умение видеть скрытые цитаты, а, следовательно, понимать сбеседника с полуслова. Возможно, Ваш оппонент именно это имел ввиду.

Видите ли, понимают друг друга с полуслова люди одного круга образования. Очень образованных математиков я, например, не только с полуслова, но и трех фраз могу не понять. А "Айвенго" не смертельный пробел в образовании, хотя я очень любила в детстве.

У меня много примеров перед глазами. Моя бабушка была из латышских крестьян и ее второй муж - тоже.
Поражали в них деликатность, воспитанность, мягкость. Абсолютная честность и порядочность. Ни в жисть - желания словчить, выгадать, у кого-то урвать.
Какие-то вещи мне непонятны до сих пор: абсолютная грамотность, очень красивый почерк, умение петь, увлечение чтением. Когда все это приобретено - в школе, на Рабфаке? Когда успели - между войнами-революциями-коллективизациями-ре прессиями и прочим.
Дед сделал карьеру, небольшую, но все-таки. Бабушка рано вышла на пенсию. У нее было четверо детей: двое (и моя мама в том числе) - от первого мужа, дворянина. Двое других - от того деда, о котором я рассказываю.
И вот в детях-то и проявилось.
Первые - несмотря на плохие стартовые условия, репрессированного отца, войну, пережитую в совсем раннем детстве, голод, эвакуацию - вышли чудесными людьми. Образование, семья, карьера и все-все - при них.
Вторые двое - Бог знает что, хотя родились уже в 50-е, семья была лучше обеспечена, у деда было положение в обществе. Не сумели родители их воспитать правильно и, думаю, только лишь потому, что за ними не стола та самая культура, которая внешне в них самих была проявлена. Не вьелось в кровь и плоть, что детей нельзя баловать, что их надо заставлять трудиться и, условно говоря, мыться ежедневно холодной водой до пояса.
Но, может быть, я заблуждаюсь.
Вообще же теперь, живя в деревне, часто вижу людей деревенских, но аристократичных во многих появлениях.
А вот пролетариев-аристократов мне не попадалось..

Но сама не видела, выдумывать не буду.
Из романа "Побежденные. Один из героев, пролетарский юноша-комсомолец являет такое внутреннее достоинство, честность, преданность и самоотверженность, что заслуживает полнейшее уважение главного героя, князя Дашкова. Более того, исходя из обстоятельств, именного его Дашков хотел бы видеть мужем своей родственницы.

Много на эту тему можно почерпнуть из мемуаров Китти Мещерской..

тут как раз сегодня как-то вспомнились два величайших римских императора - Диоклетиан и Юстиниан. Один сын раба, другой - крестьянина. Начинали с самых низов. Юстиниана еще хоть дядя двигал, а Диоклетиана - никто.

Проблема демографии и репродуктивного здоровья нации оказываются в такой тесной связке, что в Государственной Думе сейчас разрабатывается законопроект о репродуктивном здоровье россиян.

Поговорить есть о чем. Тревожит количество абортов, которые совершают молодые девушки:10-15% от общего числа прерываний беременностей. Аборты у первобеременных приводят к множественным осложнениям.

Чем болеем

Кроме ранних абортов на здоровье будущей мамы и её ребенка влияет множество факторов. Сейчас в Псковской области анемией страдают 30 – 35% рожениц, фактически каждая третья. При анемии у матери ребенок получает меньше кислорода. Такие дети рождаются ослабленными, с меньшей массой тела. Их иммунная система очень слаба: те микробы, которые не вредят остальным новорожденным, у этих могут вызвать заболевание.

Инфекциями мочеполовой системы страдают 40 - 45% будущих мам, то есть почти половина. Эти инфекции опасны тем, что высок риск внутриутробного заражения плода.

Некоторые инфекции, передающиеся половым путем (ИПП): хламидиоз, герпес, папиллома человека, не имеют остро выраженных симптомов, но если их не лечить, именно они могут стать причиной бесплодия.

К счастью, с болезнью сердца и сосудов сейчас поступает мало рожениц - около 3 - 4%. Современная медицина помогает таким женщинам выносить и родить ребенка.

Миф и не более

Сейчас много женщин рожают впервые после 35 – 37 лет. Хорошо, когда мама уже сделала карьеру и материально благополучна. Но с возрастом организм переносит всё больше болезней, и родить здорового ребенка сложнее. В идеале первые роды у женщины должны пройти до 25 – 28 лет. Распространенное мнение, будто бы беременность омолаживает организм, – это миф. Беременность всегда провоцирует развитие забытых или скрытых заболеваний.

Мужчины и женщины

50% здоровья ребёнка зависит от отца. Но есть нюанс. Сперматозоиды созревают 2-3 месяца. Если мужчина на это время откажется от вредных привычек (курение, приём алкоголя), то его организм очистится. Девочки же рождаются с заданным набором яйцеклеток. Для них ничего не проходит бесследно, поэтому и думать о своем здоровье женщина должна всегда.

Читайте также: