Основными функциями листа растения являются выберите 3 ответа

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Тест по биологии Органы цветковых растений 6 класс. Тест включает два варианта, в каждом по 18 заданий.

Вариант 1

1. Молодые стебли липы снаружи покрыты

1) кожицей
2) пробкой
3) камбием
4) лубом

2. Луб и древесина стебля цветкового растения выполняют функцию

1) транспорта веществ
2) роста стебля
3) всасывания воды
4) образования органических веществ

3. В простом листе березы листовых пластин на черешке

1) одна
2) две
3) четыре
4) пять

4. Главная функция листьев дуба связана с

1) проведением минеральных веществ
2) всасыванием воды
3) образованием органических веществ
4) запасанием веществ

5. Почка цветкового растения представляет собой

1) прилистник
2) черешок
3) луковицу
4) зачаточный побег

6. Венчик цветка растения состоит из

1) лепестков
2) чашелистиков
3) тычинок
4) пестиков

7. В цветковом растении после оплодотворения из завязи пестика развивается

1) цветочная почка
2) листовая почка
3) плод с семенами
4) пыльца

8. Снаружи семя цветкового растения покрыто

1) кожурой
2) чехликом
3) корой
4) пробкой

9. В цветковом растении семядоли являются частью

1) семенной кожуры
2) зародыша семени
3) цветочной почки
4) рыльца пестика

10. К вегетативным органам цветкового растения относят

1) цветок
2) плод
3) побег
4) семя

11. На рисунке 15 изображена корневая система цветкового растения. Что обозначено цифрой 3?

1) главный корень
2) боковой корень
3) придаточный корень
4) корнеплод

12. На рисунке 16 изображен цветок вишни. Что обозначено цифрой 1?

Рисунок 16

1) пестик
2) тычинка
3) лепесток венчика
4) цветоложе

13. Верны ли следующие утверждения?

А. Клубень картофеля представляет собой плод растения.
Б. Стебель цветковых растений выносит листья к свету.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

14. Верны ли следующие утверждения?

А. В обоеполом цветке вишни имеются тычинки и пестики.
Б. Все плоды цветковых растений содержат много семян.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

15. Выберите три верных утверждения.

Зародыш семени цветкового растения состоит из

1) кожуры
2) завязи
3) семядоли
4) пыльника
5) корешка
6) почечки

16. Установите соответствие между особенностью строения и
органом цветкового растения.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

1. Корневой чехлик
2. Камбий
3. Кожица
4. Зона роста
5. Зона всасывания
6. Сердцевина

ОРГАН

А. Корень
Б. Стебель

17. Установите верную последовательность расположения зон корня цветкового растения, начиная с корневого чехлика.

1) корневой чехлик
2) зона всасывания
3) зона роста
4) зона проведения
5) зона деления

18. Установите соответствие.

ГРУППА ОРГАНОВ

1. Вегетативные органы
2. Генеративные органы

ОРГАН ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ

А. Стебель
Б. Лист
В. Семя
Г. Корень
Д. Цве­ток
Е. Плод

Вариант 2

1. Сердцевина стебля липы выполняет функцию

1) роста стебля
2) всасывания воды
3) образования органических веществ
4) запасания питательных веществ

2. Одревесневшие волокна, которые располагаются в лубе и древесине стебля цветкового растения,

1) придают прочность стеблю
2) транспортируют вещества
3) всасывают воду
4) запасают питательные вещества

3. У сидячего листа растения пшеницы отсутствует

1) кожица
2) жилка
3) черешок
4) листовая пластина

4. Образование органических веществ в растении является главной функцией

1) листа
2) корня
3) почки
4) цветка

5. Зачатки стебля и листьев цветкового растения расположены в

1) прилистниках
2) кожице стебля
3) черешках листьев
4) листовых почках

6. Чашечка и венчик в цветке растения составляют

1) цветоложе
2) цветоножку
3) околоцветник
4) завязь

7. В цветковом растении плод с семенами развивается из

1) завязи пестика
2) пыльника тычинки
3) цветоложа
4) венчика

8. Зародыш семени в цветковом растении покрыт

1) кожурой
2) корой
3) кожицей
4) почечными чешуями

9. Запас питательных веществ семени фасоли сосредоточен в

1) семенной кожуре
2) зародышевом корешке
3) почечке
4) семядолях

10. К генеративным органам цветкового растения относят

1) корень
2) стебель
3) лист
4) семя

11. На рисунке 15 изображена корневая система цветкового растения. Что обозначено цифрой 2?

1) главный корень
2) боковой корень
3) придаточный корень
4) корнеплод

12. На рисунке 16 изображен цветок вишни. Что обозначено цифрой 2?

Рисунок 16

1) пестик
2) тычинка
3) лепесток венчика
4) цветоложе

13. Верны ли следующие утверждения?

А. Корневище ириса представляет собой плод растения.
Б. У цветкового растения пшеницы прямостоячий стебель.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

14. Верны ли следующие утверждения?

А. Цветки огурца называют обоеполыми, так как они содержат только пестики.
Б. У цветковых растений различают сухие и сочные плоды.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

15. Выберите три верных утверждения.

В строении семян сирени выделяют

1) кожуру
2) камбий
3) рыльце
4) эндосперм
5) пыльник
6) зародыш

16. Установите соответствие между особенностью строения и
органом цветкового растения.

ОСОБЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ

1. Кожура
2. Пестик
3. Тычинка
4. Венчик
5. Эндосперм
6. Почечка

ОРГАН

А. Цветок
Б. Семя

17. Установите верную последовательность расположения слоев стебля цветкового растения, начиная с пробки.

1) пробка
2) сердцевина
3) камбий
4) луб
5) древесина

18. Установите соответствие.

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

1. Мочковатая
2. Стержневая

ВИДЫ КОРНЕЙ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ

А. Боковой
Б. Придаточный
В. Главный

Образовательная ткань (меристема) обеспечивает рост растения. Состоит из мелких постоянно делящихся клеток.

  • Верхушечная меристема обеспечивает рост стебля.
  • Зона деления корня обеспечивает рост корня.
  • Камбий – меристема, за счет которой стебель растет в толщину. Откладывает внутрь от себя вторичную ксилему, наружу – вторичную флоэму.

Механическая ткань придаёт прочность органам растений.

  • Колленхима состоит из живых клеток с утолщенными, но не одревесневшими первичными оболочками. Они способны к росту, поэтому не препятствуют росту органов, в которых они расположены. Для выполнения опорной функции требуется тургор.
  • Склеренхима. Состоит из клеток с утолщенными одревесневшими оболочками. Клетки мертвые, поэтому не могут расти, но зато работают без тургора.

Проводящая ткань состоит из проводящих элементов, волокон механической ткани и паренхимы.

  • По ксилеме (древесине) передвигается вода с минеральными солями от корня наверх. Проводящие элементы – сосуды и трахеиды (мёртвые клетки).
  • По флоэме (лубу) передвигается вода с сахарами. Проводящие элементы – ситовидные трубки. Они живые, но безъядерные, поэтому рядом с ними находятся клетки-спутники, производящие РНК.
  • Эпидермис состоит из плотно сомкнутых основных клеток (прозрачные, не фотосинтезируют), устьиц (регулируют газообмен и транспирацию, фотосинтезируют) и железистых волосков.
  • Пробка состоит из мертвых клеток, не пропускает через себя вещества. Всё, что лежит снаружи от пробки, отмирает, не может растягиваться и постепенно лопается (корка).
  • Ризодерма содержит корневые волоски, покрывает зону всасывания кончика корня.

Как всё это расположено

Ткани ствола

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток
1) ситовидные трубки
2) волокна
3) сосуды
4) клетки камбия

ОСНОВНАЯ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1) образовательная, 2) запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - МЕХАНИЧЕСКАЯ - ПРОВОДЯЩАЯ - ПОКРОВНАЯ
Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящая, 2) механическая, 3) образовательная, 4) покровная. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) эпидермис листа
Б) сосуды
В) ситовидные трубки
Г) зона деления корня
Д) кора стебля
Е) волокна древесины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - ПОКРОВНАЯ
1. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: 1) покровная, 2) образовательная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выполняет защитную функцию
Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками
В) обеспечивает рост и развитие растения
Г) является исходной для всех остальных тканей
Д) осуществляет связь растения с окружающей средой
Е) располагается в конусе нарастания

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей: 1) образовательная, 2) покровная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает рост растений
Б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей
В) имеются устьица
Г) имеются чечевички
Д) обеспечивает газообмен
Е) клетки интенсивно делятся



ПРОВОДЯЩИЕ ТАБ
Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) восходящий ток воды и минеральных солей
2) между корой и древесиной
3) выделение продуктов обмена веществ
4) нисходящий ток органических веществ
5) образовательная ткань
6) ситовидные трубки
7) кора
8) сердцевина

КСИЛЕМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы?
1) является основной тканью растения
2) служит для проведения воды от корней к листьям
3) клетки имеют сильно вытянутую форму
4) в клетках есть хлоропласты
5) стенки клеток утолщены
6) клетки живые

ФЛОЭМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы?
1) служит для проведения воды от корней к листьям
2) является проводящей тканью растения
3) клетки лишены клеточной стенки
4) в клетках есть хлоропласты
5) клетки лишены ядер
6) клетки имеют клетки-спутницы

КСИЛЕМА - ФЛОЭМА
1. Установите соответствие между признаком проводящей ткани и её типом: 1) ксилема (древесина), 2) флоэма (луб). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоит преимущественно из живых клеток
Б) в стебле расположена снаружи от камбия
В) проводящие элементы — сосуды (трахеи)
Г) проводит воду и органические вещества
Д) обычно проводит воду и минеральные соли

2. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие клеток-спутниц
Б) образуют древесину
В) расположение клеток в лубе
Г) передвижение воды с минеральными веществами
Д) обеспечение нисходящего тока веществ
Е) мёртвые толстостенные клетки

3. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки, 3) волокна. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) многоклеточные полые трубки с одревесневшими стенками и отмершим содержимым
Б) вертикальные ряды живых клеток
В) длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым
Г) обеспечивают нисходящий ток воды с органическими веществами
Д) придают механическую прочность органам растений
Е) обеспечивают восходящий ток воды и минеральных веществ



КСИЛЕМА - ФЛОЭМА РИС
Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расположение в коре
Б) наличие ситовидных трубок
В) наличие лубяных волокон
Г) проводящие элементы мёртвые
Д) ток веществ только восходящий
Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ

ПРОВОДЯЩИЕ - ПОКРОВНЫЕ
1. Установите соответствие между структурами и группами тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) устьице
Б) механическое волокно
В) пробка
Г) корневой волосок
Д) ситовидная трубка
Е) железистый волосок

2. Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) эпидермис
Б) механическое волокно
В) пробка
Г) трахеиды
Д) ситовидная трубка
Е) корка

ПОКРОВНЫЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры растения участвуют в процессе фотосинтеза?
1) камбий
2) луб
3) устьица
4) хлоренхима
5) ксилема

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТКАНЕЙ
Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
1. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна: 1) растение, 2) животное.
А) эпителиальная
Б) запасающая
В) соединительная
Г) механическая
Д) образовательная
Е) покровная

2. Установите соответствие между тканью и царством организмов, для которого эта ткань характерна: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проводящая
Б) мышечная
В) запасающая
Г) основная
Д) соединительная

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ткани из перечисленных присутствуют только у растений?
1) покровная
2) проводящая
3) основная
4) соединительная
5) эпителиальная



Лист и его органы дыхания

Лист – вегетативный орган растения. Он располагается на побеге, или стебле, месторасположениие листа называют узлом. От узла отходят боковые органы – листья, почки, ветки, придаточные корни.

Лист выполняет важные функции в жизни растения. Основными функциями листа являются газообмен, фотосинтез и транспирация. Именно с помощью листьев растение хорошо улавливает солнечный свет.

Мякоть листа состоит из:

  • эпидермиса (кожицы),
  • столбчатой ткани (хлоренхимы),
  • губчатой ткани (аэренхимы),
  • жилок (сосудисто-волокнистого пучка),
  • межклетников,
  • замыкающих клеток и устьица.

Устьица представляют собой крошечные поры. Количество устьиц у разных растений ризменяется от нескольких десятков до нескольких тысяч на 1 кв.мм. Они расположены на эпидермисе листьев, стеблей и других органов. Устьице состоит из 2-х замыкающих клеток, содержащих хлоропласты, и соответственно, способных к фотосинтезу.

При недостатке влаги замыкающие клетки начинают тесно прилегать друг к другу. При избытке воды в замыкающих клетках они увеличиваются в объеме, их более тонкие стенки начинают растягиваться. Таким образом, между замыкающими клетками образуется отверстие – устьичная щель. Она способна сужаться или расширяться, что регулирует испарение воды и газообмен.

Под устьичной щелью располагается межклетник. Он представляет собой воздушную полость, окруженную клетками мякоти листа. Через открытые устьица внутрь листа проникает воздух, который в дальнейшем используется в процессах дыхания и фотосинтеза. Благодаря наличию хлорофилла в столбчатом мезофилле – основной ткани пластинки листа, и происходит фотосинтез.


Благодаря межклетникам и устьицам, расположенным в губчатом мезофилле листа, происходит процесс газообмена.

Клетки кожицы, примыкающие к замыкающим клеткам, называют сопровождающими, или околоустьичными. Замыкающие и сопровождающие клетки – это устьичный аппарат. Устьица могут располагаться на верхней плоскости листа, снизу листа или сразу с 2-х сторон. У большинства растений они расположены на нижней поверхности листа, это предотвращает пересыхание влаги на солнечном свету.

Важной особенностью клеточного строения листа является содержание хлоропластов в некоторых клетках. Их основная функция – фотосинтез.

Что такое газообмен листьев

Растения, как и все живые организмы, растут, питаются, размножаются и дышат. Дыхание представляет собой процесс поглощения организмом кислорода и удаления из него углекислого газа. Процесс не прекращается ни днем, ни ночью. Органы дыхания у растений не такие сложные, как у животных или людей. Из воздуха кислород попадает в ткани и клетки растений через лист, стебель или корень. Больше всего кислорода попадает в растение именно через листья.

Существует два основных типа дыхания, присущее и листьям растения: аэробное и анаэробное.

  • Аэробное дыхание происходит в митохондриях всех эукариотических организмов и свойственно всем высшим организмам, для него требуется атмосферный кислород. Оно представляет собой окислительный процесс, состоящий из бескислородной и кислородной стадии. Бескислородная стадия сопровождается освобождением водорода. Во время кислородной стадии расщепляются атомы.
  • Энаэробное дыхание происходит у прокариотических организмов – бактерий и дрожжей, сопровождается отсутствием кислорода и образование этилового спирта и диоксида углерода. При нем окисляется молекулярный водород и энергия, необходимая для синтеза аденозинтрифосфорной кислоты.

Газообмен листьев представляет собой совокупность процессов обмена газами между живыми организмами, в частности растениями, и окружающей средой. У растений он осуществляется через устьица листьев, чечевички или мелкие трещины в коре.

Газообмен обеспечивает жизнедеятельность между живыми организмами и окружающей средой. В процессе диффузии растения поглощают кислород из воды или воздуха, а окружающую среду выделяют углекислый газ, образовавшийся в результате фотосинтеза. В процессе фотосинтеза растения, наоборот, поглощают из окружающей среды углекислый газ и выделяют в нее кислород. Следовательно, дыхание и фотосинтез у листьев растений – полностью противоположные процессы, и в то же время взаимосвязанные межу собой.


Функция газообмена листа

Функции листа разнообразны: газообмен, фотосинтез, испарение, запас питательных веществ, удаление ненужных веществ. Благодаря работе устьиц происходит газообмен между растением и окружающей его атмосферой.

Доступ кислороду к органам растения, в том числе и листьев, это – одно из важнейших условий его жизни. Растениям требуется относительно мало кислорода по сравнению с животными. На дыхание растений кислорода тратится намного меньше, чем выделяется в процессе фотосинтеза

Кислород жизненно необходим для дыхания растения, а углекислый газ нужен растению для образования органических веществ. В воздух выделяется кислород через устьица листа, образованный в процессе фотосинтеза. Образовавшийся у растения в процессе дыхания углекислый газ удаляется.

Дыхание, газообмен, фотосинтез во всех клетках листа происходят непрерывно. Как только прекращается дыхание, лист погибает.

Вследствие процесса газообмена листья защищены от иссушения, в них сохраняется вода в засушливый период.


Процесс газообмена в листьях

Газообмен листьев происходит благодаря диффузии газов через всю поверхность листа и через устьица листьев. Под диффузией понимают процесс, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного разных веществ.

Основной оборот газа у растений главным образом происходит через листья благодаря большой площади его поверхности и очень малой толщине. В мякоти листа содержится огромное количество хлоропластов с зеленым хлорофиллом.

Кислород поступает в ткани растения, далее через межклетники он проникает в его клетки.

Обмен газов происходит при открытии и закрытии устьиц между листом и атмосферой. Через устьица кислород поступает в лист, через них же выводится углекислый газ и испаряется влага. В процессе фотосинтеза поступление углекислого газа осуществлятся через щель в клетках устьиц. Затем он поступает к хлорофилосодержащим тканям листа.


Это сопровождается выделением кислорода – освободившись в процессе фотосинтеза, он начинает выходить наружу. В процессе дыхания растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. Кроме кислорода растения способны высвобождать водяные пары, также выходящие через устьица. Этот процесс называют транспирацией. Таким образом, газообменные процессы в листе регулируются благодаря открыванию и закрыванию устьичной щели.


Через что происходит газообмен листьев

Газообмен происходит благодаря работе устьиц. Дыхание в листьях происходит в клетках органов, которые расположены по всей поверхности. Такие же клетки расположены и на поверхности стебля и корней. Но, основной оборот газа проходит именно через листья.

Замыкающие клетки устьиц листьев могут меняться в размерах, расширяться, сужаться или замыкаться. Благодаря этому свойству через них происходит испарение воды и газообмен. Клетки, примыкающие к устьичной щели, более утолщенные. В зависимости от объема воды в устьичных клетках, их оболочки, которые имеют разную толщину, в разной степени растягиваются. Благодаря этому процессу открывается или замыкается устьичная щель. Только замыкающие клетки кожицы содержат хлоропласты. Изменение формы замыкающих клеток приводит к изменению ширины устьичной щели. Наружная часть устьица состоит из пленчатых выступов, которые ограничивают небольшое пространство от наружных поверхностей.

Скорость газообмена и транспирации в листьях растений может регулироваться открыванием и закрыванием устьичной щели.

При транспирации выводится водяной пар. Воду испаряют все части растения, но больше всего ее испаряют листья, создавая особый микроклимат возле растения. Устьичная транспирация листа является самой интенсивной.


Приспособление листьев к газообмену

Для осуществления газообмена листьев есть специальные приспособления – кожица, жилки, устьица и чечевички.

Со всех сторон лист окружен покровной тканью – эпидермой или кожицей, состоящей из слоя плотно примыкающих живых клеток без межклетников между ними. Наружные стенки покровных клеток утолщенные. Эти клетки выделяют воскоподобные вещества, образующие кутикулу. Клетки кожицы не содержат хлорофилла. Поэтому, они не способны к фотосинтезу и газообмену. Но, они свободно пропускают солнечные лучи в глубину листа к фотосинтезирующим клеткам основной ткани. Их называют паренхимами.

Кожица листа также непроницаема для газов. С одной стороны, эпидермис защищает листья растения от высыхания. Но, с другой стороны, через него проходят массы газов и паров воды, причем в разных направлениях. К ним относятся весьма интенсивные процессы газообмена и парообмена. У листьев растений проблема газообмена и парообмена успешно разрешается через устьица.


Почти всю площадь листа, кроме жилок, занимает основная ткань, мезофилл. Она состоит из столбчатой и губчатой фотосинтезирующих тканей. Столбчатый мезофилл, или основная фотосинтезирующая ткань листа, располагается над верхним слоем кожицы и состоит из вертикально вытянутых клеток. Они плотно прижаты друг к другу и содержат хлорофилл в большом количестве. Благодаря наличию хлоропластов в столбчатой ткани мякоти листа происходит фотосинтез с образованием органических веществ. Они доставляются в разные части растения.

Губчатый мезофилл расположен ниже относительно столбчатого мезофилла. Он состоит из фотосинтезирующих клеток, которые рыхло расположены и имеют большие межклетники. Благодаря этому осуществляется свободный газообмен с внешней средой.

В эпидермисе листа располагаются устьица. Через устьица и межклетники губчатого мезофилла углекислый газ поступает в клетки столбчатого мезофилла. Образованный в процессе фотосинтеза кислород свободно проникает в атмосферу из листа. Площадь поверхности клеток губчатого мезофилла превышает площадь поверхности листа. Это способствует интенсивному газообмену листьев.

Устьица занимают не более 2 процентов площади всего листа. Длина устьичной щели составляет 20-30 мкм. Ширина щели колеблется в пределах 3-6 мкм


Что происходит в листе во время газообмена

При солнечном свете в замыкающих клетках устьица вырабатывается сахар, ответственный за оттягивание воды от соседних клеток. Происходит увеличение тургора в замыкающих клетках, при этом тонкие места оболочки устьичных клеток растягиваются намного сильнее по сравнению с толстыми. Выступы в форме выпуклостей, которые выпячиваются в щель устьица, принимают плоскую форму. Все это приводит к раскрытию устьица.

В темноте сахар переходит в крахмал, соответственно, в замыкающих клетках начинает падать тургор. Ослабляется растяжение тонких участков оболочки. Они начинают выпячиваться навстречу во встречных направлениях. Соответственно, происходит закрытие устьица.

Через устьичные щели воздух попадает к внутренним клеткам листа. Через них же пары воды и газы выходят наружу.

Правильные ответы обозначены +.

1. В клетках какой ткани больше хлоропластов чем во всех остальных?

А) в образовательной ткани;

Б) в проводящей ткани;

+ В) в фотосинтезирующей ткани;

2. Какая ткань обеспечивает прочность растению?

А) костная ткань;

+ Б) механическая ткань;

В) покровная ткань;

3. Какая ткань обеспечивает перенос воды и растворённых в ней веществ?

+ А) проводящая ткань;

Б) образовательная ткань;

В) соединительная ткань;

4. Какая основная функция образовательной ткани?

В) перенос воды и растворённых в ней веществ;

5. Какая особенность строения не относится к покровной ткани растений?

А) клетки крупные, прозрачные;

+ Б) клетки имеют утолщённую клеточную стенку;

В) клетки плотно прилегают друг к другу;

6. Какая растительная ткань не является основной?

г) нет правильного ответа;

7. В клетках какой растительной ткани отсутствуют вакуоли?

+б) в образовательной;

в) в механической;

8. По клеткам какой ткани передвигаются растворы органических веществ от листьев к корню?

9. Как называют древесину?

а) запасающей тканью;

+б) водопроводящей тканью;

в) защитной тканью;

10. Тест. Выберите характеристику клеток запасающей ткани.

+а) крупные, живые, с тонкими стенками;

б) длинные трубки, стенки которых - мёртвые клетки;

в) имеют плоскую форму, межклеточного вещества нет или оно практически не развито;

11. Какие клетки располагаются в ткани парами?

12. Почему фотосинтезирующая ткань имеет зелёный пигмент?

а) из-за необычного цвета ядра;

+б) из-за большого количества хлоропластов;

в) из-за лейкопластов;

13. Чем заполнены межклетники между клетками фотосинтезирующей ткани?

в) органическими веществами;

14. Что происходит благодаря делению клеток образовательной ткани?

а) питание растения;

+б) распускаются бутоны, почки, стебли, листья и растут корни;

в) запас питательных веществ;

15. К клеткам какой ткани относится эта характеристика: клетки мертвые, заполнены воздухом, плотно прилегают друг к другу.

в) механическая ткань;

Тест - 16. Что называют волокнами механической ткани?

а) живые вытянутые клетки соединённые клетки, образующие трубки;

+б) тонкие, длинные клетки, собранные в тяжи и пучки;

в) большие, прозрачные клетки, плотно прилегающие друг к другу;

17. Чем с возрастом сменяется пробка?

б) механической тканью;

18. В чём очень важную роль играют устьица?

а) в питании растения;

б) в образовании новых органов;

+в) в испарении воды и газообмене;

19. Где находятся устьица у водных растений?

а) на двух сторонах листа;

+б) на верхней стороне листа;

в) на нижней стороне листа;

20. У каких растений устьиц более 1300 на 1 квадратном миллиметре?

+а) у влаголюбивых;

б) у сухолюбивых;

21. Какую функцию выполняет на растениях шерстяной или войлочный покров?

+б) уменьшает испарение воды и отражает часть лучей;

в) защитную функцию;

22. Какую функцию выполняют чечевички в пробке?

+а) такую - же как и устьица в покровной ткани;

б) придают прочность растению;

23. Выберите вариант со строением корки?

а) крупные, прозрачные клетки с тонкой клеточной стенкой;

б) сосуды из мёртвых клеток;

+ в) мёртвые ткани, слои пробки, отмершие клетки коры;

24. Благодаря чему органы растений действуют как пружины?

а) потому что клетки покровной ткани имеют растяжимые клеточные стенки;

+б) потому что клетки живой механической ткани растяжимы;

в) потому что сосуды древесины легко растяжимы;

25. Клетка – спутница, ситовидные пластинки, тонкий слой цитоплазмы (ядро отсутствует). Это описание какой клетки?

а) сосуда древесины;

+б) ситовидной трубки;

в) клетки механической ткани;

Автор теста по теме "Ткани растений" для учеников 5-го класса - Анастасия Черных

Материал охватывает некоторые темы "Биология Растения" может использоваться как во время проведения поурочного контроля, так и для составления итоговых проверочных работ, подготовки к олимпиадам и ЕГЭ и ГИА

ВложениеРазмер
koren.docx 896.75 КБ
tsvetok_plod.docx 1.94 МБ
pobeg_list.docx 984.41 КБ

Предварительный просмотр:

Общие сведения о растениях. Ткани.

  1. К покровным тканям из перечисленных не относятся:

А) кора Б) древесина В) кожица Г) пробка


2. К вегетативным органам, из изображенных на рисунках, относится:

  1. Растительная клетка отличается от животной, наличием:

А) ядра Б) вакуолей В) цитоплазмы Г) оболочки

3. Камбий относится к группе тканей:

А) покровных Б) основных В) проводящих Г) образовательных

4. В корне образовательная ткань расположена в зоне:

А) проведения Б) деления В) корневого чехлика Г) роста

5. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется:

А) побегом Б) генеративным органом

В) растением Г) конусом нарастания

6. К цветковым, из представленных на рисунке, не относится растение:

А) клюква Б) крапива В) бамбук Г) черемуха

8. К двулетним растениям не относится растение под буквой:

А) банан Б) эвкалипт В) липа Г) баобаб

10. К листопадным деревьям не относится:

А) лиственница Б) финиковая пальма В) тополь Г) ясень

11. В световой микроскоп нельзя увидеть:

А) оболочку клетки Б) ядро В) хлоропласты Г) рибосомы

12. Бактерии, которые улучшают азотное питание растений, относятся к группе :
А) клубеньковых Б) цианобактерий В) бактериям брожения Г) сапротрофным

13. Во время цветения плодовых растений в сад переносят ульи с пчелами, т.к. они:
А) помогают бороться с паразитами растений

Б) опыляют цветки садовых культур

В) питаются пыльцой растений

Г) способствуют распространению растений

14. В качестве предшественников других культурных растений необходимо высаживать представителей семейства:

А) сложноцветные Б) розоцветные В) бобовые Г) злаковые

15. Главным признаком, по которому растения объединяют в семейства, является строение:

А) корневой системы Б) цветка и плода В) семени и плода Г) побега

16. При дыхании растение:
А) поглощает углекислый газ и выделяет кислород Б) поглощает азот

В) выделяет углекислый газ Г) использует энергию солнца

17. Растения отличаются от животных тем, что:

А) могут самостоятельно вырабатывать для себя питательные вещества

Б) могут обходиться без кислорода

В) способны питаться веществами, находящимися в почве

Г) при дыхании используют углекислый газ

18. Вода поступает в листья из стебля и корня по:

А) древесине Б) камбию В) сердцевине Г) лубу

19. Транспирация это:

А) испарение воды листьями Б) поглощение корнем воды

В) накопление органических веществ в стебле

Г) поглощение органических веществ

20. Передвижение органических веществ в растении осуществляется по:

А) камбию Б) лубу В) древесине Г) сердцевине

21. При фотосинтезе растения:
А) образуют минеральные вещества

Б) превращают энергию солнца в энергию органических веществ

В) используют готовые органические вещества

Г) выделяют углекислый газ и воду

1 . Выбери три верных ответа:

Для растительных организмов, в отличие от животных характерно:

А) поглощение готовых органических веществ

Б) синтез органических веществ из неорганических

В) использование энергии солнечного света

Г) неограниченный рост

Д) отсутствие вакуолей в клетках организма

Е) рост в течение определенного периода

Ответы внеси в таблицу:

В2. Признаками основных тканей растения являются:
А) наличие хлоропластов в клетках

Б) образованы мертвыми клетками

В) участвуют в накоплении крахмала и других запасных веществ

Г) расположены в листьях и зеленых стеблях растений

Д) находятся в клубнях, зернах и плодах

Е) клетки имеют столбчатую форму и расположены сразу под кожицей листа

Ответы внеси в таблицу:

А) смородина Б) морошка В) клюква

Г) калина Д) ива Е) черника

Ответы внеси в таблицу:

В4. Соотнесите признаки и процессы, для которых они характерны:
А) поглощается кислород 1. фотосинтез

Б) поглощается углекислый газ 2. дыхание

В) образуются органические вещества

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества расходуются

Е) выделяется углекислый газ

Ответы внеси в таблицу:

В5. Соотнесите признаки и ткани, для которых они присущи:

А) образованы живыми клетками 1.древесина

Б) состоят из мертвых клеток 2.луб

В) по клеткам передвигаются органические вещества

Г) клетки ткани проводят воду и минеральные вещества

Д) ткань расположена между камбием и сердцевиной

Е) в составе ткани находятся ситовидные трубки

В6. Определите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе:

А) выделение кислорода листьями

Б) образование органических веществ

В) поглощение корнями воды

Д) накопление энергии виде молекул АТФ

Е)поглощение углекислого газа листьями

В7. Определите путь воды в растении, начиная с поступления её из почвенного раствора:

А) транспирация через устьица

Б) поглощение через корневые волоски

В) участие в процессе фотосинтеза

Г) восходящий ток по ксилеме

С1. Какой процесс изображен на рисунке? Какое значение в нём играет лист растения? Приведите не менее трех его функций.

С2. Что такое фотопериодизм и каково его значение для растений средних широт? Почему этот процесс не характерен для тропических и экваториальных растений?

С3. Под какой буквой находится растительная клетка, приведите не менее трех отличий её от клеток организмов других царств:

С4. Какие ткани объединяют между собой корень и стебель и листья, назовите эти ткани, перечислите их функции.

С1. 1) рисунок отражает схему фотосинтеза в зелёном растении 2) в листе растения протекает процесс образования органических веществ 3) кроме этой функции лист осуществляет процессы транспирации и газообмена С2. 1) фотопериодизм это зависимость жизненно важных физиологических процессов растений от количества солнечного света 2) для растений средних широт со сменой тёплого и холодного периодов этот процесс очень важен, т.к. при наступлении холодов корень прекращает всасывать воду, поэтому и листья не должны её испарять, вследствие чего растение сбрасывает с себя листву 3) в тропиках и на экваторе такая сезонность отсутствует, следовательно, листопад не имеет смысла, поэтому почти не происходит

С4 . 1) Листья, стебли и корни объединяют проводящие, образовательные и механические ткани 2) начинаются они в корне, проходят через стебель и попадают в листья 3) древесина проводит воду и минеральные вещества, луб – органические вещества, камбий увеличивает в толщину корень, стебель, проводящие пучки листьев, механическая ткань способствует прочности растения и увеличивает его сопротивляемость механическим воздействиям

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Часть А. Выбери один верный ответ

1. К функциям листа не относится:

А) питание Б) транспирация

В) накопление минеральных веществ Г) газообмен

2. Листом с сетчатым жилкованием обладает:

А) лук Б) яблоня В) кукуруза Г) ландыш

3. Устьице изображено под буквой:

4. Частью побега не является:

А) цветок и соцветие Б) стебель с листьями и почками

В) корень Г) плоды и семена

5. Для осуществления фотосинтеза в листе необходимы:

А) вода, минеральные соли, кислород Б) вода и углекислый газ

В) углекислый газ и минеральные соли Г) органические вещества

6. Устьица расположены на верхней стороне листа у:

А) кактусов Б) кувшинки В) пихты Г) камыша

7. Фотосинтез осуществляется в растениях с целью образования:

А) углекислого газа и паров воды Б) минеральных веществ

В) органических веществ и кислорода Г) жиров и белков

8. Дыхание растения, находящегося в темноте :

А) не прекращается Б) приостанавливается

В) происходит более энергично, чем на свету

Г) сначала останавливается, а потом активизируется

9. При дыхании растение:

А) поглощает кислород, выделяет углекислый газ Б) выделяет кислород

В) образует органические вещества Г) расщепляет минеральные вещества

10. Простой лист характерен для:

А) гороха и липы Б) земляники и березы

В) сирени и клена Г) земляники и рябины

11. Объединяющими корни, стебли и листья растения тканями являются:

А) запасающие Б) проводящие

В) основные Г) аэренхимные

12. Простой лист находится под буквой:

13. Новый побег развивается из:

А) корня Б) листа В) стебля Г) почки

14. Рост побега в длину осуществляется за счёт:

А) пазушных почек Б) конуса нарастания

В) стебля Г) листьев

15. Генеративная почка содержит:

А) цветок или соцветие Б) листья и стебель

В) плод Г) луковицу или корневище

16. Ткань листа, осуществляющая газообмен принадлежит к:

А) основной Б) проводящей В) покровной и основной Г) образовательной

17. На изображенном рисунке под цифрой 3 обозначена ткань листа:

А) кожица Б) столбчатый мезофилл

В) губчатый мезофилл Г) камбий

18. Камбий в сосудисто-проводящем пучке находится между:

А) кожицей и столбчатой тканью

Б) столбчатой и губчатой тканью

В) лубом и древесиной Г) лубом и столбчатой тканью

19. Жилки листа выполняют функцию:

А) проводящую и механическую Б) запасающую

В) защитную Г) питательную и защитную

20. Дуговое жилкование характерно для листьев растения под буквой:

21. Рост стебля в толщину происходит благодаря :

А) камбию Б) лубу В) древесине Г) сердцевине

22. Под цифрой 7 на рисунке обозначены:

А) клетки камбия

Б) ситовидные трубки луба (флоэмы)

В) клетки сердцевины

Г) сосуды древесины (ксилемы)

23. К видоизменениям листа не относятся :

Б) ловчий аппарат росянки

В) колючки барбариса

Г) кочан капусты

24. К видоизменениям побега не относится:

25. Видоизменением побега цветковых растений является:

А) луковица чеснока Б) корнеплод редиса

В) колючки кактуса Г) шишка кедра

26. Годичные кольца в стволе дерева образуются благодаря работе клеток:

А) луба Б) камбия В) древесины и луба Г) сердцевины и древесины

27. Через устьица растений происходит:

А) газообмен Б) транспорт минеральных веществ

В) транспорт органических веществ Г) выделение тепла

28. Какое приспособление у растений способствует уменьшению испарению воды ?

А) мозаичное расположение побегов Б) ярусность фитосообщества

В) расположение устьиц на нижней стороне листа

Г) наличие проводящей и покровной тканей

29. При фотосинтезе в листьях происходит:

А) испарение воды Б) окисление органических веществ

В) образование органических веществ В) выделение углекислого газа

Часть В. Выбери три правильных ответа:

В1. К растениям со сложными листьями относятся:

В2. Тканями листа являются:

А) кожица Б) ассимиляционная В) пробка

Г) луб Д) сердцевина Е) кора

В3. К функциям листа не относятся:

А)всасывающая Б) ассимиляционная В)опорная

Г) газообмен Д) транспирация Е) механическая

В4. Соотнеси процессы, происходящие в листе с тем, что для них характерно:

А) органические вещества синтезируются 1) дыхание

Б) выделяется кислород 2)фотосинтез

В) выделяется углекислый газ

Г) органические вещества окисляются

Д) энергия затрачивается

Е) энергия накапливается

Ответы внеси в таблицу:

В5.Укажите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе:

А) выделение кислорода

Б) образование сахаров

В) освещение листьев солнцем

Г) разложение воды солнцем

Д) поглощение воды

Е) поглощение углекислого газа

Ответы внеси в таблицу

В6. Укажите правильную последовательность движения воды в растении, начиная от корня:

А) сосуды древесины стебля

В) зона проведения

Д) корневые волоски

Ответ внеси в таблицу:

С1 . Какая часть листа обозначена цифрой 5, из каких структур она состоит ? Какие функции выполняют эти структуры?

С2. Чем обусловлено изменение окраски листьев растений осенью и последующий за этим листопад. В чем биологический смысл этого явления.

С3 . Найди ошибки в предложениях. Перепиши их в исправленном виде:

1.Побег включает в себя корни, стебель и листья. 2. Лист является органом, осуществляющим процесс фотосинтеза, который происходит в дневное время суток. 3. Дыхание осуществляется растением только с помощью листьев в ночное время. 4.Газообмен происходит благодаря столбчатой ткани листа. 5. Транспирация и корневое давление обеспечивают движение воды по растению.

С4. Почему изображённый орган считается видоизменением побега, а не корня, приведите не менее трёх доказательств

С6. Метаморфозом какого органа является изображённая на рисунке часть растения? Назовите обозначенные цифрами органы, и выполняемые ими функции.

Ответы . Часть А

С1. 1) Цифрой 5 обозначена жилка листа 2) в состав жилки (сосудисто-проводящего пучка входят ткани: луб, древесина, камбий, механическая ткань 3) по лубу передвигаются органические вещества, по сосудам древесины минеральные вещества, растворённые в воде, за счёт камбия жилка увеличивается в толщину, механическая ткань, укрепляет лист С2. 1) Изменение окраски листьев осенью связано с накоплением за летний период вредных веществ в листьях, гибелью хлоропластов, которые участвовали в фотосинтезе и окрашивали листья в зелёный цвет 2) толчком к перечисленным изменениям в листе является изменение светового дня в сторону его уменьшения, это явление носит название фотопериодизм 3)опадающие листья удаляют вредные вещества, и не дают погибнуть растениям зимой от потери влаги - при испарении листьями С3. 1)Побег включает в себя стебель, листья, почки, цветы. 2) Фотосинтез делится на две фазы, одна из низ протекает в дневное время, а другая в ночное. 3) дыхание свойственно для всех органов растения, происходит оно в течении суток, но более интенсивно ночью. 4) в газообмене участвуют покровная ткань (устьица) и губчатая ткань. С4. Клубень картофеля является видоизменённым подземным побегом, т.к. 1) Имеет почки на своей поверхности- глазки, из которых развиваются новые побеги

  1. Расстояния между соседними глазками - междоузлия, как на стебле
  2. Внутреннее строение клубня аналогично стеблю – имеется кора, сердцевина, древесина, луб
  3. При нахождении на свету клубень зеленеет и начинает осуществлять фотосинтез, что не свойственно стеблю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Итоговый тест по разделу "Биология человека" 8 класс

Итоговый тест содержит задания по всему разделу биологии 8 класса.


Контрольный тест по разделам :"Фонетика,графика и орфоэпия"

Контрольный тест по разделам :"Фонетика,графика,орфоэпия" предназначен для проверки усвоения данных разделов науки о языке в 5 классах общеобразовательных коррекционных школах V вида.


Проверочная контрольная работа по биологии для 6 класса по разделу " Классификация растений"


Контрольная работа по разделу "Биология - наука о живом мире"

Контрольная работа № 1 в 5 классе по разделу "Биология - наука о живом мире" по учебнику И.Н. Пономарёвой. Два варианта, три части: базовый и повышенный.


Контрольный тест по разделу "Кулинария" 5 класс

Контрольный тест по разделу "Кулинария" 5класс.


Контрольные тесты по разделу "Гимнастика" 5-7 класс

Примерные контрольные тесты по разделу "Гимнастика", рассчитана на учащихся 5-7 классов.Тесты можно проводить в конце четверти, для подведение итогов раздела "Гимнастика, акробати.


Контрольный тест по биологии по темам "Жизнь растений", "Классификация растений" 6 класс

Педагогические цели тестирования:- выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;- установление уровня подготовки каждого учащихся относительно тре.

Читайте также: