Основные задачи ландшафтной организации при построении системы озеленения

Обновлено: 08.07.2024

Озеленение является одним из ключевых направлений благоустройства территорий. Оно имеет большое значение в архитектурно-планировочном и санитарно-гигиеническом планах, позволяет улучшить социальные и эстетические качества облагораживаемой территории. В настоящее время всё больше городских и частных территорий подвергаются озеленению в соответствии с дизайн-проектом, который позволяет гармонизировать взаимное соответствие различных представителей флоры.

Задачи озеленения населённых пунктов

С развитием промышленности и превращением небольших посёлков в огромные мегаполисы всё более остро встаёт проблема сохранения нормальных условий для жизни горожан. Проблемы большинства городов выражены следующими факторами:

  • чрезмерно плотная застройка;
  • сложная экологическая ситуация;
  • высокий уровень шума;
  • однообразная архитектура;
  • недостаточное число комфортабельных мест отдыха.

Все вышеописанные проблемы частично или полностью решаются при помощи хорошо продуманного ландшафтного дизайна, включающего озеленение, ряд архитектурных и технических решений. Одним из лучших решений являются зелёные массивы, к которым относятся ухоженные городские парки, скверы, посадки, сады и луга. Не меньшую роль играет озеленение улиц и бульваров. Хорошо подобранные растения, посаженные в правильных местах, способны снизить шум от автомобилей, а также предотвратить распространение пыли и газов вне дорожных магистралей.

Задачи озеленения

Задачи озеленения частных участков

Мотивы озеленения частного участка преимущественно определяются его владельцем. Кому-то хочется украсить придомовую территорию яркими клумбами и кустарниками. Другие мечтают о плодово-ягодном саде, который будет не только красив, но и порадует своих хозяев натуральными плодами. Тем не менее существует и общая задача, которая выражается в облагораживании участка, создании на его территории комфортной и уютной атмосферы.

Задачи озеленения-01

В большинстве примеров современного ландшафтного дизайна зелёные насаждения рассматриваются в качестве основы, которая дополнительно украшается архитектурными элементами. Искусственный водоём, как правило, окружён зелёным газоном или зарослями кустарников, беседка для отдыха — яркими клумбами вкупе с вьющимися растениями. Практически каждая функциональная зона сада представляет собой композицию, состоящую из растительности и декоративной архитектуры. Правда, зелёные насаждения обладают большим приоритетом перед декоративными элементами из дерева и камня.


Укрупнение массивов зеленых насаждений является в настоящее время наиболее важным требованием, предъявляемым к. формированию систем городских зеленых насаждений. В городе целесообразно вводить массивы зеленых насаждений шириной свыше 0,5 км, которые расчленят городскую застройку на районы площадью около 1000 га. Исследователи считают, что в системе озеленения крупного города обязательно должны существовать зеленые массивы площадью не менее 50–100 га, которые обеспечивают приемлемые условия роста деревьев и кустарников. Города, расположенные в природных условиях, где есть возможность включать в структуру города существующие зеленые массивы, должны развивать лучшие качества естественного ландшафта за счет оптимальных планировочных решений и благоустройства территорий [3, 2].

Гигиенические и декоративные качества растений формируются на протяжении длительного времени и во многом определяются развитием первоначальной идеи, заложенной в систему зеленых насаждений города и архитектурно-планировочное решение отдельных объектов. Для достижения наилучшего оздоровительного эффекта и создания нормальных условий развития растений система городских зеленых насаждений должна учитывать существующее состояние окружающей среды, а также возможность ее изменения в связи с предполагаемым развитием города. Результаты оценки состояния окружающей среды наносятся в виде графических схем на планы городских территорий. Комплексная оценка дается путем совмещения схем каждого из проводимых анализов. Этот метод успешно применяется при составлении вариантов планировочных решений. Для улучшения микроклимата в городах с неблагоприятным ветровым режимом важная роль отводится специальным посадкам для защиты от сильных ветров, пыльных бурь, суховеев. Ветрозащитное озеленение формируется в виде закрытого ландшафта [2, 7].

В городах со значительными источниками загрязнения необходимо использовать научно обоснованные схемы размещения и организации санитарно-защитных зон, проводить озеленение промышленных, коммунальных и транспортных территорий. Взаиморасположение открытых и озелененных пространств позволяет регулировать тепловой баланс и создавать конвекционные точки воздуха в городской застройке.

Процесс аэрации застроенных городских территорий значительно усиливается при разуплотнении застройки на берегу водоемов и на границе зеленых насаждений и открытии внутреннего пространства жилых районов в сторону водной поверхности и зелени. В условиях пересеченной холмистой местности городская планировка, проведенная с учетом естественных горных бризов, возникающих ночью, позволяет в значительной степени удалять из города скопившиеся за день загрязняющие вещества от промышленных предприятий и автотранспорта [5, 8].

Вопросы городского зеленого строительства рассматриваются в генеральном плане города. Современная экологическая ситуация в крупных городах требует разработки специальной экологической программы генерального плана, которая включает: экологическую характеристику города и его окружения; климатические и микроклиматические особенности территории; данные по загрязнению воздушного бассейна и почвы; характеристику поверхностных и подземных водоисточников, геологической среды, флоры и фауны [4, 10].

Важную роль играют местоположение и мощность источников воздействий тепловых, электромагнитных излучений, радиации, вибрации, гравитации. Исходя из данных, характеризующих антропогенное воздействие на природу, разрабатываются схема охраны окружающей среды и перечень необходимых мероприятий по сохранению и восстановлению природы в городской среде. Принципиальную роль в создании системы городских зеленых насаждений играет перспективный план озеленения. Он разрабатывается на основе изучения местных природных условий с учетом генерального плана развития города на перспективу. При этом определяются: объем работ по объектам насаждений всех категорий; потребность в посадочном материале; ассортимент деревьев и кустарников; мощность питомников; перечень и количество необходимых механизмов; рабочая сила. Проектирование зеленых насаждений ведется с целью оформления территории с помощью деревьев, кустарников и благоустройства. Архитектурно-художественный уровень, качество зеленых насаждений, стоимость работ во многом зависят от квалификации проектировщика, его умения оптимально привязать проектное решение к природным условиям, к существующей и перспективной планировке каждого озеленяемого или реконструируемого объекта и прилегающей территории.

  1. Байраков И. А., Гакаев Р. А. Особо охраняемые территории и их роль в сохранении биоразнообразия ландшафтов Чеченской Республики. В сборнике: Экологические проблемы. Взгляд в будущее Сборник трудов IV-й научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Федоров Ю. А. 2007. С. 47–53.
  2. Гаджиев Н. Г., Гакаев Р. А. Внедрение культурных фитоценозов с целью улучшения состояния нарушенных почв (на примере Чеченской Республики). В сборнике: Актуальные проблемы экологии и природопользования Сборник научных трудов. 2014. С. 227–230.
  3. Гакаев Р. А. Роль природно-ресурсного потенциала в развитии экономики Чеченской Республики. В сборнике: Современные проблемы науки 2008. С. 40–43.
  4. Гакаев Р. А., Сатуева Л. Л. Массивы зеленых насаждений урбанизированных территорий и их влияние на нормализацию окружающей среды. В сборнике: Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности; Академия водохозяйственных наук РФ; Волжское отделение Российской академии архитектуры и строительных наук; Тольяттинский государственный университет; Межотраслевой научно-информационный центр. 2016. С. 10–16.
  5. Горохов В. А. Городское зеленое строительство: Учеб. пособие для вузов.— М.: Стройиздат, 1991. — 416.
  6. Лорсанова Я. Э., Гакаев Р. А. Современное состояние особо охраняемых территорий Чеченской Республики. В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 275–278.
  7. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.
  8. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Проблемы оздоровления окружающей среды Чеченской Республики. В сборнике: Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского Сборник материалов 2-й Международной заочной научно-практической конференции. 2007. С. 109–111.
  9. Убаева Р. Ш., Сатуева Л. Л., Иразова М. А. Дендрофлора рекомендуемая для улучшения эстетической и экологической обстановки территории г. Грозного. В сборнике: Актуальные проблемы экологии и природопользования Сборник научных трудов. 2014. С. 506–508.
  10. Убаева Р. Ш., Гакаев Р. А., Ирисханов И. В. Основы системной экологии. Назрань, 2015.
  11. Эльдарова Х. Б., Гакаев Р. А., Сатуева Л. Л. Социально-экологические условия как фундаментальные причины заболеваемости населения г. Грозный. В сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития территорий сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 84–88.
  12. Экологическая токсикология. Локтионова Е. Г., Бармин А. Н., Пучков М. Ю., Иолин М. М., Байраков И. А., Автаева Т. А., Мантаев Х. З., Гакаев Р. А. Назрань, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): город, насаждение, окружающая среда, городская застройка, городская среда, зеленое насаждение города, природный ландшафт.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан

hello_html_m1ca72798.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Ландшафтная организация озелененных территорий

Рассмотрено и одобрена

На заседании ЦК № 1

______________ Н.В. Набиева

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

Зам. директора по учебной работ

____________ И.Г. Марковникова

Э.Р. Аслямова – преподаватель

Методическое обоснование занятия

Рецензия на методическую разработку

по дисциплине

« Ландшафтная организация озелененных территорий

составленную преподавателем

Аслямовой Э.Р.

Тема, рассматриваемая в данной методической разработке, очень интересна, особенно для специалистов - паркового и ландшафтного строительства. Автор изложил материал в доступном для понимания студентам виде.

Методическая разработка содержит следующие разделы: пояснительная записка, методическое обоснование занятия, план проведения занятия и режим времени, заключение, приложения, список литературы.

Разработка насыщена информацией по теме. Предлагаемые преподавателем слайд – шоу, должны привлечь и активизировать внимание студентов. Изложение темы с параллельным опросом студентов должны обеспечить максимальное усвоение данной темы.

В целом, методическая разработка написана профессионально, ясным и понятным языком. Замечаний по работе нет. Автору можно пожелать еще более плодотворной работы по данной тематике.

Рецензент: председатель ЦК № 1 Набиева Н.В._____________

1. Пояснительная записка

Студент, изучающий дисциплину, знает основы создания объектов, методы их планировочной организации, размещение элементов планировки.

Тема методической разработки посвящена ландшафтной организации озелененных территорий ограниченного пользования таких как: детские учреждения, школы. На уроке студенту будет предоставлена возможность более подробно узнать информацию об особенностях озеленения, нормативах количества деревьев и кустарников на территориях детских садов, школ и т.д.

2. Методическое обоснование занятия

Формой организации учебного процесса по данной теме является комбинированный урок, отражающий актуальность темы, дающий возможность познакомить студентов с особенностями ландшафтной организацией озелененных территорий специального назначения на примере детских учреждений, школ. Комбинированный метод организует и направляет развитие самостоятельной активности у студентов, стимулирует формирование профессиональных интересов, воспитывает сознательное отношение к обучению, стремлению к всестороннему овладению специальностью.

Для реализации целей занятия широко используется наглядность, что позволяет повысить качество лекций, т.к. служит основой организации целенаправленного усвоения учебного материала и раскрывает взаимосвязь между основными понятиями изучаемой темы.

2.1 Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество преподавателя : Аслямова Эльвира Рамилевна

Тип занятия : Комбинированный

Методы обучения : Объяснительно – информативный с применением современных технических средств.

Цели урока :

- изучить особенности ландшафтной организации озелененных территорий специального назначения на примере детских учреждений, школ;

- изучить нормативные показатели по особенностям архитектурно - планировочного решения;

- показать актуальность изучаемой темы.

Воспитательная:

- воспитание познавательных интересов, логического мышления;

- воспитание чувства коллективизма, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за принятые решения.

Развивающая:

- развитие познавательного интереса к озеленению территорий;

- развитие умения наблюдать и делать выводы;

- развитие внимания, самостоятельности.

Учебно-наглядные пособия и ТСО :

Раздаточный материал:

- пример планировки участка

- пример плана благоустройства территории школы.

3. Ход урока

1. Организационный момент – 2 минуты.

Проводится с целью проверки организованности студентов и создания рабочего настроения по следующему плану:

- отметка в журнале;

- объявление темы, целей урока.

2. Повторение темы предыдущего занятия – 20 минут.

Устный опрос по вопросам (приложение А):

Размещение озелененных территорий ограниченного пользования и их цели

Общие требования к благоустройству и озеленению территории жилой застройки

Что входит в состав территории микрорайона

Назовите площадки жилой территории. От чего зависит количество и размеры площадок?

Расскажите об особенностях планировочного решения игровых площадок.

Расскажите об особенностях архитектурно – планировочной организации жилого двора.

Как организуется озеленение площадки отдыха для взрослых в жилом дворе

3. Изложение нового материала – 55 минут.

Осуществляется по плану:

Объявление темы и целей занятия .

Вводное слово преподавателя – об архитектурно – планировочной организации детских дошкольных и школьных учреждениях, с одновременным вовлечением студентов в процесс изучения темы. Это позволит активизировать их, выявить банк знаний, эрудицию, необходимых для понимания и усвоения темы – 2 минуты.

Лекционный материал (приложение Б) сопровождается демонстрацией примерных планов, таблиц, слайд-шоу.

В развернутой и последовательной форме раскрывается сущность, содержание темы по следующим вопросам:

Закрепление нового материала – 10 минут.

Проводится с целью закрепления основных моментов.

Преподаватель предлагает ответить студентам на следующие вопросы:

На какие функциональные зоны делятся детские дошкольные учреждения

Предназначение зоны групповых детских площадок

Особенности озеленения территорий детских садов

На какие функциональные зоны делятся детские школьные учреждения

Особенности озеленения территорий детских школьных учреждений

5. Домашнее задание – 2 минуты.

-повторение пройденного материала;

-выучить предложенные схемы.

6. Подведение итогов – 1 минута.

В процессе проведения урока был представлен обширный материал об архитектурно – планировочной организации детских дошкольных и школьных учреждениях, были отмечены особенности озеленения участков детских садов, школ. Студентам было показано слайд – шоу.

Можно надеется, что сведения, рассказанные преподавателем, действительно, будут правильно и рационально использованы обучающимися.

При проведении занятия преподаватель должен помнить о том, что необходимо формировать у студента постоянный интерес к изучаемой дисциплине, формировать научное мировоззрение.

Воспитание бережного отношения к миру природы, воспитание чувств студентов – это важнейшая задача педагога.

Цели, поставленные в начале урока, достигнуты.

Приложение А

Размещение озелененных территорий ограниченного пользования и их цели.

Озелененные территории ограниченного пользования размещаются на:

на жилых территориях;

территориях детских и образовательных учреждений;

территориях учреждений здравоохранения;

территориях культурно – просветительских учреждений;

территориях производственного назначения.

Озелененные территории жилой застройки (самая многочисленная группа) предназначены для повседневного кратковременного отдыха и занимают 40 -60 % общей площади застройки. Относятся дворы, придомовые полосы, палисадники.

Озелененные территории детских и образовательных учреждений занимают по нормам 40 -50 % общей площади. Выполняют оздоровительные и рекреационные функции.

Озелененные территории учреждений здравоохранения располагаются при поликлиниках, больницах, санаториях и по нормам занимают 50 – 65 % общей площади. Предназначены для оздоровительных целей.

Озелененные территории культурно просветительских учреждений располагаются при домах культуры, клубах, деловых центрах и др. рассчитаны на круглогодичное пользование зданиями. Зеленые насаждения имеют декоративные функции. Предназначены территории для кратковременного отдыха.

Озелененные территории производственного назначения – норма озеленения 10 -15 %. Располагаются перед административными зданиями или создаются в виде защитных полос в санитарно – защитных зонах вокруг промышленных предприятий

Общие требования к благоустройству и озеленению территории жилой застройки.

При проектировании учитывают:

- инсоляцию территории, зданий;

- температурный, ветровой режимы;

- ориентацию зданий по сторонам света.

Инсоляция жилой территории. Все озелененные участки с набором площадок должны быть доступны солнечным лучам в течение всего года, особенно в весенне-летний, летний и летне-осенний периоды сезона. В жаркое время суток необходимо предусматривать затенение отдельных участков территории.

Ветровой режим. В жилых районах с преобладанием безветренных дней следует создавать условия для проветривания территории. Для этого необходимо учитывать господствующее направление ветров в данной местности и формировать открытые коридоры в эту сторону.

В жилых районах, подверженных сильным ветрам, одновременно с формированием компактной замкнутой застройки могут быть использованы защитные полосы насаждений, препятствующих действию господствующих ветров.

Необходимы меры по снижению шума (транспортной магистрали) путем создания насаждений плотной конструкции на приподнятом рельефе со стороны магистрали.

Вся жилая территория включает в себя жилые здания, придомовые полосы, дворы, проезды, тротуары, зеленые насаждения – эти элементы имеют расчетные показатели. Главные экономические показатели:

Плотность застройки микрорайона отражает процентное отношение площади, занятых зданиями и сооружениями к площади застройки территорий. С увеличением этажности плотность застройки уменьшается.

Плотность населения – это количество жителей, проживающих на 1 га жилой части микрорайона.

Что входит в состав территории микрорайона.

В состав территории микрорайона входят: жилая территория, детские сады, школы, участки культурно-бытового назначения, сад-двор микрорайона.

Жилая территория включает в себя здания, придомовые полосы, палисадники, жилой двор, тротуары, подъезды.

Придомовые полосы шириной 6 – 8 м располагаются со стороны подъездов и входов в здания. Создают озелененную территорию декоративного типа, отдельную от тротуаров и дворовой территории.

Палисадники располагаются с противоположной стороны от входов в здания, шириной 8 – 10 м и отделяются от здания дорожкой. Если палисадник граничит с магистралью, то он выполняет защитные функции, снижая шум, уменьшая загрязнения воздуха.

Жилой двор – им пользуются все жители, состоит из следующих участков:

газон с посадками деревьев и кустарников;

дорожки для прогулок;

площадки для отдыха, игр и спорта;

Основная функция жилого двора – удовлетворение потребностей в отдыхе, хозяйственной деятельности, в оздоровлении среды.

Назовите площадки жилой территории. От чего зависит количество и размеры площадок?

Все площадки жилой территории делятся на:

детские для дошкольников

детские для младших школьников

комплексные в садах микрорайона.

Количество и размеры площадок, их посещаемость рассчитывается в зависимости от численности и возрастной структуры населения.

Расскажите об особенностях планировочного решения игровых площадок.

Примерные нормы детских площадок на одного ребенка:

Площадки для детей до 3 лет и 3-5 лет можно объединить в одну, выделяя отдельные уголки для маленьких детей, располагая их ближе к дому, но не ближе 15 -20 м от окон здания.

Площадки для детей дошкольного возраста допускается совмещать с площадками отдыха взрослого населения или с площадками для детей младшего возраста – в условиях высокой плотности застройки.

При проектировании рекомендуется соответствующее зонирование территории площадки.

Рекомендации по зонированию детских площадок



10- стол для настольного тенниса

Расскажите об особенностях архитектурно – планировочной организации жилого двора.

Жилой двор связывает жилище с природой, поэтому необходимо предусмотреть небольшое количество деревьев и кустарников, размещенных компактными группами вблизи площадок для игр. По периферийной части двора следует предусмотреть загущенные группировки из быстрорастущих пород, чтобы создать ощущение изолированности от фасадов зданий.

Открытое пространство двора формируется насаждениями, МАФ, оградами вокруг площадок.


Схема архитектурно – планировочной организации пространства двора.

Как организуется озеленение жилого двора.

Проектирование насаждений – важная часть общего проекта благоустройства и озеленения двора. Размещение деревьев и кустарников, газонных участков и цветников должно быть взаимосвязано с расположением площадок, их размерами. Насаждения защищают от пыли. частично от шума, ветровых потоков.

Придомовые полосы. Их озеленение подчеркивает вход в дом, на них обращается внимание жильцов, живущих на первых этажах. Уместно размещение компактных групп кустарников и небольших по высоте отдельно стоящих деревьев – декоративные виды плодовых, рябина, карагана, устройство цветников (2*2, 4*4). Кустарники рекомендуется группировать по времени цветения – сирени, жимолости, спиреи, чубушники. Вьющиеся растения придадут дополнительную живописность фасадам зданий – виноград. Деревья должны размещаться не ближе 5 м от здания, кустарники – не ближе 1,5 м..

Спортивные площадки изолируются сетчатым или деревянным ограждением, которое можно украсить вьющимися растениями. По периметру спортивных площадок можно создать рядовую посадку деревьев с плотной крупной формой кроны – липа крупнолистная, клен остролистный, ясень пенсильванский, тополя. Ширина участков насаждений не менее 10 м, см отступом от края площадки на 2 м.

Детские площадки должны быть изолированы от проездов полосой насаждений не менее 3 м. Для изоляции детских площадок по периметру предусматривается живая изгородь (пузыреплодник, спиреи), группы. для затенения - деревья с плотной ажурной кроной - липа крупнолистная, клен остролистный, ясень пенсильванский, береза повислая. Не пригодны кустарники с яркими, низкорасположенными цветками и обильным плодоношением – миндаль, айва японская. Недопустимы с ядовитыми плодами и колючками – сорта роз, боярышники.

Площадки отдыха для взрослых. Их проектируют вблизи лип, дубов, вязов. Так как они способствуют частичному затенению поверхности площадок.

Для изоляции площадок с мусоросборниками рекомендуется декорирование их с помощью трельяжей из вьющихся растений или обсадка из живой изгороди (пузыреплодника). Древесные растения с густой и плотной кроной – липы, клены, ясени.

Приложение Б

ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Детские дошкольные учреждения и школы являются важными объектами обслуживания населения жилых районов и микрорайонов города. Уровень озелененности таких территорий достаточно высок: 60 % - территории дошкольных учреждений, 50 % - территории школ.

Детские дошкольные учреждения размещаются на обособленных участках внутри микрорайона с отступом от красной линии не менее 25 м. Радиус обслу­живания дошкольного учреждения составляет 300 м; для малых городов — 500 м. Участок детского сада имеет прямоугольную форму. Здание размещается у одной из границ участка. Вокруг здания предусматривается проезд шириной 3,5 м и разворотной площадкой размером 12,5x5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда должно составлять не менее 8 м. Приведен пример планировки участка детского сада-яслей.

hello_html_m5545c0c.jpg

Весь участок подразделяется на функциональные зоны:

зона групповых детских площадок;

Зона групповых детских площадок предназначена для игр и отдыха детей на открытом воздухе. Детские площадки размещаются таким образом, чтобы воспитатели с любой точки площадки видели всех детей. Территория детской площадки для детей в возрасте до 3 лет в составе 20 чел. составляет 150 м 2; для детей от 4 до 6 лет – 180 м 2 .

Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, который располагают глухой стеной к скверу. Каждую игровую площадку оборудуют песочницей, манежами, шведскими стенками и др.

Примерное соотношение элементов планировки на территории детского сада приведено в таблице

Примерное соотношение элементов планировки на территории детского сада

Сад с прудом


Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство — жидкий газон AquaGrazz.

Читать далее>>

Искусство ландшафтного проектирования

С давних времен оформление и правильная организация садов имела очень большое значение. Сегодня все чаще для создания на территории своей усадьбы красивого парка для отдыха и эстетического наслаждения обращаются к специалистам в этой области.

Проектирование ландшафтного дизайна – это целое искусство, которое совмещает в себе основы инженерии и архитектуры, растениеводства, а также теорию философии, культурологии и истории.

При планировании архитектуры и дизайна новых парков еще древние мастера пытались совместить красоту природы и функциональность объекта, но при этом строго следовали основным философским взглядам и традициям своего народа. Различные стили садово-паркового искусства стали ярким отражением разнообразных культур и временных эпох тех наций, которые воплощали их в жизнь. Кроме того, методология ландшафтного проектирования отражает не только национальные и религиозные ценности своего времени, но тесное гармоничное слияние с природой. На протяжении многих веков парк на территории собственного земельного участка был доступен только богатым особам из высшего общества. Довольно часто красота оформления собственного сада свидетельствовала о размерах финансового достатка его хозяина.

Фонтан и скульптура

Теория дизайна парков и садов европейской и азиатской цивилизации такая же разная, как и основы их философских взглядов и восприятие мира. Сегодня в современном ландшафтном дизайне архитекторы постоянно делают анализ существующего опыта и ищут свежие идеи, при этом довольно часто пытаются совмещать основы различных стилей, присущие восточным и западным культурам. Не всегда такая работа бывает удачной. Без знания базовых принципов планирования садово-паркового объекта, без внутреннего ощущения тонкой философии в стилях достичь хорошего результата просто невозможно.

Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях

Регулярный (геометрический или французский) стиль – такой сад или парк имеют четкие симметрические линии, геометрически правильный план размещения всех объектов. Планирование такого парка начинается с определения основной центральной линии, которая несет основную смысловую нагрузку. Все аллеи имеют в своей основе ровные линии, цветники и бассейны правильной формы. Кустарники и деревья подстригаются.

Французский сад

Английский (пейзажный парк) парк – разбивается с учетом естественного местоположения всех объектов. Стиль возник в Англии в 18 столетии после выхода из моды эпохи барокко. Основы этого стиля отличаются красивыми плавными природными линиями, вымощенными брусчаткой или камнем дорожками. Все объекты максимально сохраняют свой естественный вид, чего нет во французских парках. Также отличительной чертой таких садов является ярусный подход при высадке растений.

Английский сад

Китайский стиль – основы этого стиля отличаются полной гармонизацией при размещении садовых композиций. Все подчинено законам восточной философии и имеет глубокий сакральный смысл, чего нет в европейских культурах.

Китайский сад

Японские сады – это небольшая демонстрация мировоззрения японской нации. Все имеет свое истинное назначение и занимает строго определенное место. Первые принципы и основы организации японских паков были разработаны еще буддийскими монахами. Они отражают совершенство природного мира, а иногда и всей вселенной.

Японский сад

Мусульманский (мавританский сад) – отражение восточной мудрости и неспешности. Ароматы экзотических цветов, пение птиц, тихое журчание водоемов полностью способствуют расслаблению и умиротворению. В восточных странах парки и садовые территории всегда были кусочком рая на земле. При обустройстве архитектуры парка строго чтятся все законы ислама. Именно при дворцах восточных правителей садово-парковое искусство получило свое активное развитие.

Мавританский сад

Гармоничность и красота природных островков сада хорошо влияют на физическую форму и душевное равновесие. Научными исследованиями давно установлены факты положительного влияния природы и правильной организации окружающей среды на эмоциональное состояние человека. Хорошо продуманный и утонченный дизайн приусадебной территории будет приносить радость и удовольствие своему владельцу. Это возможно только в том случае, если при составлении программы работ были проанализированы и учтены все пожелания заказчика. Нередко бывает так, что даже самые дорогие и модные работы дизайнеров вызывают неприятные чувства. И наоборот, созданные собственными руками простые и незамысловатые пейзажи радуют глаза и душу, вселяя спокойствие и умиротворение.

Для того, чтобы человек мог отдыхать в своём саду и избавляться от повседневных хлопот, проектирование должно проводится в соответствии с определенными правилами и включать анализ всех факторов влияния на окружающую природную среду и имеющуюся на участке архитектуру.

Теория разработки ландшафтных проектов участка своими руками

Основным этапом в работе над дизайном ландшафта является разработка художественного проекта и программы действий по его реализации. Для этого создается набросок плана размещения композиций, архитектуры и основных объектов парка или сада.

Пример схемы ландшафтного проекта

При составлении программы высадки растений архитектор обязательно должен анализировать и учитывать в своей работе следующее:

  • При высадке растений нужно учитывать групповой характер этого процесса. Растения одного вида или родственных родов должны высаживаться рядом. Иначе территория приобретет пустой и незаконченный вид.
  • В работе по посадке растений не нужно использовать прямые линии, поскольку это не дает возможности для формирования кустов. Такое расположение создает неестественный вид, чего следует избегать. Но при этом не нужно нарушать сбалансированность общей композиции. Все должно быть гармонично.

Грамотная организация пространства позволяет разместить на территории парка или сада отдельные участки, где можно отдохнуть в кругу близких и друзей, и участки, дающие возможность провести время в одиночестве наедине со своими мыслями.

Дизайн-проект сада

Пример визуализации дизайн-проекта сада

Элементы, которые используются при декоративном оформлении территории парка или сада своими руками, подразделяются на основные группы:

  • Здания или сооружения усадьбы, которые, как правило, являются центром всего проекта. В таком случае основной задачей дизайнера становится анализ имеющихся объектов и последующее сглаживание, смягчение резких и строгих геометрических форм постройки. При этом это могут быть целые комплексы зданий, выполненные в различных стилях и имеющие самое различное предназначение. Тогда работа специалиста значительно осложняется.
  • Травяное покрытие для формирования газонов.
  • Зеленые посадки деревьев и кустарников, а также цветов. Это могут быть отдельные растения, так и целые композиции.
  • Большие декоративные элементы:
    • водные объекты (ручьи, рукотворные озера, фонтаны, акведуки);
    • каменные объекты (большие камни или композиции из груды камней, скульптуры).

    Разработка ландшафтного проекта участка своими руками начинается со следующих работ:

    1. Планирование мероприятий по озеленению территории усадьбы
    2. Создание проектов для размещения водных объектов;
    3. Размещение садовой дорожки;
    4. Анализ и составление плана ландшафтного освещения;
    5. Разработка программы и построение дренажной системы объекта.

    Программы по озеленению территории парка или сада своими руками

    Начинается планирование дизайна и архитектуры будущего сада с анализа имеющейся растительности и составления программы озеленения.

    Озеленение территории усадьбы подразумевает процесс заполнения территории участка растительностью. Но специализированные организации могут включать дополнительно большой перечень услуг.

    Программа работ по озеленению парка или сада охватывает следующие пункты:

    • Выезд дизайнера для ознакомления с участком, сбор и анализ пожеланий хозяев.
    • Разработка проекта. При этом создается несколько рабочих эскизов. Заказчики имеют возможность в процессе подготовительных работ выбрать наиболее подходящий вариант.
    • Подготовка участка парка или сада к проведению работ. Завоз необходимых инструментов и материалов на территорию.
    • Анализ и определение зон на участке, внесение информации в чертежи.
    • Полное снятие слоя почвы, непригодной для высадки растений.
    • Создание декоративных водоёмов, заложение котлованов для озер и фонтанов, выкладка декоративных камней.

    Закладка пруда

    • Завоз плодородной почвы.
    • Анализ размещения растительных композиций и сооружение системы полива и освещения на территории объекта.
    • Формирование аллей и дорожек, постройка беседок или других декоративных помещений, если они запланированы.
    • Выбор и завоз различных видов растений.
    • Формирование границ для растительных композиций.
    • Выкладывание на дно специального агроволокна.
    • Закладка труб для дальнейшего полива композиции.
    • Засыпание специального мульчирующего материала.
    • Высадка растений и газонов, проверка системы полива.
    • Чистовая уборка сада после проведения работ.

    Программы создания растительных композиций подразумевают использование самых разных видов растений. При этом цели высадки и функции, которые они должны выполнять на участке, также могут быть самыми разными. Для этого используют лиственные и хвойные многолетние растения. Из них формируют бордюры, аллеи и живые изгороди.

    Деревья на приусадебных участках используют редко. Чаще это элементы большого садово-паркового объекта. Если на территории уже есть растительность, то ее, как правило, пытаются сохранить и гармонично вписать в новый ландшафт.

    Обычно при декорировании архитектуры участка правила дизайна предусматривают групповые высадки растений. Они могут иметь различный состав. Как правило, такие композиции помогают избежать резкого перехода от насаждений к открытому пространству объекта. В группе делается акцент на одно растение, а остальные являются просто фоновым сопровождением. При этом очень важно учитывать природные характеристики того или иного вида, его форму и размер.

    В центре декоративного объекта размещаются высокие растения. И по мере приближения к открытому участку высота растений уменьшается. Дизайнеру следует учесть, что композиция не должна терять свой внешний вид на протяжении всего периода активного развития растений.

    Зеленые насаждения

    Формирование газонов своими руками также имеет немаловажное значение. Ухоженные газоны являются прекрасным фоном для основной группы растений, выгодно оттеняя цвет деревьев и кустарников, а также близлежащие объекты архитектуры. Это своего рода объединяющий элемент, который делает композицию целостной. Кроме того, он прекрасно выполняет функции по снижению температуры в летний период, задерживает влагу в засушливый период.

    Чтобы сад не стал хаотичным скоплением растений, программы озеленения обязательно предусматривают свободные участки с насыпью гальки или песка. Такое сочетание позволяет гармонизировать пространство объекта и придать ему свой стиль и очарование.

    Гармоничный подбор цветов составляет основы теории проектирования садово-парковых зон. Правила выбора палитры для сада ничем не отличаются от общепринятых при оформлении интерьеров.

    Ландшафтное проектирование участка должно предусматривать размещение на территории интересного объекта, который будет привлекать внимание посетителей. Кроме того, анализ опыта разбивки парка говорит о том, что проект должен отличаться простотой и удобством. Иначе за объектом будет достаточно сложно ухаживать в дальнейшем.

    Зонт - клумба

    Создание водоемов

    Ничто так не украшает природный ландшафт объекта, как водоем. Он хорошо дополнит растительные композиции, придаст определенный шарм и создает необходимый микроклимат.

    Создать его своими руками не так уж и сложно, но гарантию качества вы можете получить, только заказав услуги профессионалов.

    Водоемы можно сделать самые разные:

    • Пруды;
    • Ручьи и каскады (водопады);
    • Фонтаны;
    • Садовые аквариумы.

    Водопад

    При строительстве водоема на территории усадьбы своими руками необходимо учесть основные правила:

    1. Анализ размера сооружения. Здесь важно не переусердствовать. Оптимальным вариантом для участка в десять – пятнадцать соток будет водоем с водным зеркалом от четырех до пяти квадратных метров.
    2. Расположение водного объекта. Очень важно чтобы вода хотя бы шесть часов в день прогревалась солнечными лучами. Поэтому нельзя размещать водоем в тени деревьев.
    3. Материалы, используемые для постройки водоемов своими руками. Чтобы водоем прослужил долго, нужно использовать современные высокопрочные материалы и соблюдать правила их эксплуатации.
    4. Технические сооружения для обслуживания водоема.Вам необходимо позаботиться о качественной системе труб и насосов. Найти подходящие материалы и технику вы можете в онлайн-магазинах.
    5. Также нужно отдельное внимание уделить флоре прудадля поддержания микроклимата и баланса природных условий. Вы можете поселить в водоеме и обитателей, развести различные виды рыб или лягушек.
    6. Программа ухода.Искусственные водоемы подлежат обязательной чистке, иначе на месте прекрасного пруда рано или поздно образуется болото. Если вы не любите проводить эти работы, то всегда можно обратиться к специалистам, которые сделают это грамотно и качественно. Заказать услугу по очистке водоема можно на специализированных сайтах в режиме онлайн.

    Ландшафтное проектирование садовых участков — это целое искусство, которое требует не только вдохновения и чувства гармонии и стиля, но много знаний в области геодезии, архитектуры, ботаники, инженерии и т. д. Чтобы создать настоящий уголок рая у себя на участке своими руками, важно подойти к этому со всей любовью к делу.

    Читайте также: