Осенний урожай викторина для детей сценарий

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 15.09.2024

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.

Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.

Формировать навык коллективного общения и активности.

Создать настроение весёлых состязаний.

Ход викторины:

Ведущая: здравствуйте, ребята. Сегодня я пригашаю Вас на викторину, посвященную осени. Давайте разделимся на команды и придумаем названия для каждой из команд, связанное с осенью.

Незнайка: Здравствуйте. А куда это я попал?

Ведущая: Здравствуй, Незнайка, ты пришел в детский сад. У нас сегодня проходит викторина, посвященная осени. Хочешь остаться с нами и поиграть?

Незнайка: Конечно хочу. Это будет весело. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Незнайка: Вот сейчас и проверим!

Пришла без красок

И перекрасила все листья

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облачков и туч он вождь

Ты же знаешь, это - …

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

У кого шапка без головы,

А нога без сапога?

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка,

Все иголки без ушка

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной

У меня свои повадки-

Я всегда играю в прятки

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят….

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Не колючий, светло- синий

По кустам развешан…

Незнайка: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Ой, я же совсем забыл, ко мне в гости приходил мой друг художник Тюбик. Он хотел нарисовать для меня картины, но так торопился, что не смог их дорисовать. Ребята, поможете мне помочь их дорисовать?

Ведущая: Незнайка, наши дети – настоящие художники, они тебе помогут. Ребята, давайте поможем Незнайке дорисовать его картины и расскажем, что на них нарисовано!

Незнайка: Молодцы, ребята. Какие красивые картины у вас получились. Вы и правда настоящие художники!

Ведущая: Мы рады, Незнайка, что тебе понравились наши картины.

Незнайка: Какие вы быстрые и ловкие!

Ведущая: А еще, наши дети знают названия многих цветов и растений!

Незнайка: И я тоже знаю много-много разных цветов. Вот, например, у вас в группе такие красивые цветы. А эти я знаю, это же подснежники! Нет? А что это? Надо же, а я и не знал. А вот эти я точно знаю - это незабудки. Как? Опять не то? Тогда давайте лучше послушаю, какие вы цветы и знаете.

Незнайка: Ребята, вы такие молодцы, так много всего знаете. Вы, наверное, все-все умеете.

Ведущая: Да Незнайка, наши ребята умеют почти все, даже собирать пазлы! Смотрите, у меня в руках конверты. В них лежат пазлы. Вы должны их собрать и назвать, что у вас получилось.

Незнайка: спасибо, ребята. Мне у вас очень понравилось, я сегодня узнал много нового и интересного. До свидания, до новых встреч!

Интересные и увлекательные конкурсы , а также озорное настроение участников сделают мероприятие веселым и незабываемым.А сладкий стол добавит душевности и тепла.

Содержимое публикации

Цели: обобщение знаний детей об осени, создание настроения весёлых состязаний.

создать настроение весёлых состязаний;

развивать быстроту, ловкость, смекалку;

формировать навык коллективного общения и активности;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: осенние листья из бумаги, веревка, 3 платочка, 3 картошки, распечатанные овощи и фрукты, мешки-скороходы – 3 шт., 3 пары бахил, 3 корзины, шишки сосновые и еловые, листья с деревьев, зонт, призы.

Звучит музыка. ФОНОГРАММА №1

Вот и осень пришла,

Как бы мы ни хотели

Свое лето продлить,

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!

Под музыку входит Осень. ФОНОГРАММА №2

Здравствуйте, мои друзья!
Рада всех вас видеть я.
Целый год мы не видались,
А сегодня повстречались.
Принесла вам угощенье —
Не конфеты, не печенье.
Фрукты, овощи, рябину —
В них помногу витаминов.

Льют осенние дожди, (мы не спорим)
Ждёт весна нас впереди, (Спорим! Спорим)
Целый день мели метели, (Спорим! Спорим)
Птицы к югу полетели, (мы не спорим)
Лист кленовый опадает, (мы не спорим)
Ландыш белый расцветает, (Спорим! Спорим)
В роще соловьи запели, (Спорим! Спорим)
Яблоки в саду поспели (мы не спорим)
Яблок урожай хороший (мы не спорим)
Есть с малюсенький горошек, (мы не спорим)
Есть размером с чемодан (Спорим! Спорим)
На ветвях цветёт бурьян (Спорим! Спорим)
Нам без яблок трудно очень (мы не спорим)
Молодцы все между прочим (мы не спорим)

А сейчас, я предлагаю всем ребятам разделится на 3 команды: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Каждая команда за правильно выполненное задание получает листочки, у кого их наберется больше, та команда и победит.

Осень – дивная пора,
Любит осень детвора.
Груши, сливы, виноград,
Все поспело для ребят!

Конкурс капитанов

Ребята, вы знаете, какие плоды и овощи созревают осенью? Я приглашаю капитанов от каждой команды. Каждый из вас, по очереди, будет называть по одному осеннему плоду или овощу. При задержке ответа более 5 сек. участник выбывает. Кто окажется последним, тот и победил.

Хорошо, ребята, вы знаете дары осени. Молодцы!

А теперь попробуйте, ребята, ответить на мои вопросы (по 3 вопроса команде):
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)

1. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
2. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
3. Чем заканчивается осень? (ноябрем)

Командам выдаются распечатанные листы с фруктами и овощами. (Яблоко, груша, слива, помидор, морковь и баклажан, затем каждое изображение разрезать на 8 частей). Задача команд — как можно быстрее собрать на полу рисунок.

Посмотрим, кто у нас самый меткий. Поиграем-ка, как вы думаете, во что? А вот и не угадали: в ШИШКОБОЛ. (Ставятся посредине зала на расстоянии 5-6 шагов три приготовленные заранее небольшие корзинки, каждому участнику выдают по три еловых или сосновых шишки.) Задача – забросить в корзинки как можно больше шишек. По окончании подводится итог.

Вижу я: на горизонте

Туча по небу летит,

Поскорей раскрою зонтик,

От дождя он защитит.

Всех, всех под зонтик спрячу,

Как же может быть иначе?

На полянке появились лужи.

Нам нужно пройти на другую сторону полянки.

Для этого вы по очереди обуваете калоши (бахилы) и обегаете лужи

Улетели птицы:
Голуби, куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки, правильно? Так вот, я приготовила для вас мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым удачливым и рачительным хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

Перенести кленовый листочек к своей команде от стульчика :

первые как зайчики – прыгая,

вторые – гусиным шагом,

третьи – как верблюды (согнуться) на горбе,

четвёртые - как рак пятиться задом на перёд.

По полу по кругу разложены листья (их количество на один меньше, чем игроков). Дети бегают по кругу, пока играет музыка. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить листик. Кто не успеет, тот выбывает из игры с одним листком. Побеждает игрок, который схватит самый последний листик.


Участники встают друг за другом. Нужно завязать платок впереди стоящему, не поворачивая впереди стоящего и самому не наклоняться в стороны. Выполняют задание по очереди все участники.

Нужно исполнить танец, зажав между лбами картофелину. Кто дольше всех продержится, тот и победил. Используется несколько мелодий, быстро сменяющих друг друга. Для участников важно быстро ориентироваться в смене музыки и при этом не уронить картофель). ФОНОГРАММА №4-6

А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки, но не простые, а плодово-огородные, грибные, дождливые — самые что, ни на есть осенние!

1. Летом вырастают,
А осенью опадают.
Листья!

2. Выросло из зернышка
Золотое солнышко.
Подсолнух!

3. Как на нашей грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые,
Вот такие крупные!
Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
Помидоры!

4. А на этой грядке —
Горькие загадки,
33 одежки, все без застежки,
Кто их раздевает,
Тот слезы проливает.
Лук!

5. Красная девица
Родилась в темнице,
Выкинула косу
За окошко ловко.
Наступает осень,
Выдернут. Морковку!

6. Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
Капуста!

7. Осень в лес к нам пришла
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя ее клюют.
Рябина!

8. Бусы красные висят
И с кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Калина!

9. Кто всю ночь по крышам бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает!

Молодцы, все загадки отгадали,

Все ответы мы узнали.

Ну, пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих еще там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора.

Что поделать? Ждут дела!

Ведущая: Наша праздник подходит к концу. Давайте все вместе и дружно проговорим слова и выполним определённые действия:

Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей. Продолжение праздника - чаепитие.

Викторина

Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.

Овощной урожай
(викторина в 1–4 классах)

Методические рекомендации.

Участвовать в игре могут как команды, так и индивидуальные игроки.

Если начинается командная игра, ведущий предлагает каждой команде придумать название и девиз. В индивидуальной игре каждый играет за себя.

Ведущий может выбирать задания в зависимости от подготовки детей, их желания продолжить или закончить игру.

Познавательные сведения об овощах можно иногда опустить, иногда сократить – в зависимости от желания и настроения детей.

За каждый правильный ответ команда или игрок получают жетон. В конце игры жетоны подсчитываются, выявляется победитель.

1. Набор картинок с изображением овощей и овощной листвы.

2. Набор различных овощных семян.

4. Набор карточек с пословицами.

5. Два набора картофельных клубней небольшого размера, две столовые ложки, два ведерка или два блюда.

6. Выставка книг об овощах.

Ход занятия

Ведущий . Знаете ли вы, ребята, страну, где вместо улиц и домов – грядки, а вместо границ – плетни и заборы? Конечно, это всем вам хорошо знакомый огород. А скромных и милых жителей этой страны вы знаете? Правильно, это овощи. С ними вы каждый день встречаетесь за обеденным столом. У овощей, как и у людей, своя жизнь, своя история, иногда грустная, иногда смешная, но всегда поучительная.

Все овощи – немножко волшебники. Больше всего человек ценит их за то, что они помогают ему быть здоровым и бодрым. В чем же чудесная сила лука, чеснока, петрушки, моркови и других овощей? Поищем ответ в старых мореходных журналах.

…Это случилось во время дальнего плавания на корабле, давно не пристававшем к берегу. В открытом море, где так легко дышится, матросы начали жаловаться на головные боли, слабость. И капитан хмурился, понимая, что на корабль пробралась непрошеная гостья – болезнь цинга. Провизии в трюме хватало: мешки с сухарями, бочки с солониной. Матросы были сыты. Почему же они слабели? Более ста лет назад этого никто не мог объяснить. А теперь мы знаем: людям на корабле не хватало витаминов.

Большинство необходимых для жизни витаминов – в овощах. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами для многих заболевших людей.

Вот еще несколько примеров.

• Малыш был бледен и худ, и вдруг стал поправляться, щечки его порозовели. Оказывается, ему помогла волшебница морковь.

• Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к докторшам тыкве, петрушке и свекле.

• Доктор салат и доктор томат заставляют толстяков похудеть.

• Докторша капуста лечит желудок. Доктор хрен и доктор перец выпроваживают цингу.

Очень много интересного можно узнать об овощах. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир овощей.

Конкурс загадок .

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали –

Не одну, а семь достали!

Всем знакомы клубни эти

Как же их названье, дети?

А листья – над землей.

Был зеленым плод –

Не просился в рот.

Положили в дежку –

Он сменил одежку.

Растут на грядке

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Кругла, да не луна,

С хвостом, да не мышь,

Красна, а не девица.

Привязаны к грядке,

Как слива, темна,

Как репа, кругла.

На грядке силу копила,

К хозяйке в борщ угодила.

Ох и зол он, хоть и мал!

В солнце стрелки выпускал.

Не попали в солнце стрелки,

А попали к нам в тарелки.

В огороде два зайчонка

Ищут белую девчонку.

В сто платков закутана!

Не знал пеленок.

Сто пеленок на нем.

Только шея тонка.

В огороде грядка.

Там растет загадка.

Хвост – как у жар-птицы,

А сама в землице.

– Что же это, что же:

А вытянуть не можем?!

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Рассказы об овощах (дополнение к загадкам).

Картофель

Его родина – Перу, здесь его называют папа и возделывают с незапамятных времен. Отсюда он был завезен в Европу, а затем распространился по всему свету.

Зато теперь картофель стал вторым хлебом. Его едят каждый день, и вареным и жареным. Были выведены тысячи разных сортов картофеля – ранние и поздние, крахмалистые и разваристые, устойчивые к картофельным болезням. А с тех пор как из клубней научились получать крахмал, патоку, глюкозу, фруктовый сахар, картофель стал нужен медикам, кондитерам и текстильщикам.

Когда картофель привезли из Америки в Европу, то в каждой стране его стали называть по-своему. Клубни его похожи на гриб-трюфель. Как и трюфель, они растут под землей. Вот поэтому в Италии картофель и назвали грибным именем – тартуфоло. Это слово немцы изменили в картофель. Так же стали называть картофель и в России, а сокращенно – картошка.

Этому овощу посвящают песни и стихи. Вот послушайте.

А самая главная пища – какая?

Ты думаешь – рыба,

Ты подумай немножко.

Когда налетели с войною враги,

Исчезла сгущенка, компот, пироги.

И хлеба осталось на каждого –

Вон там в огороде,

Где дремлет скамейка,

Живет под землею большая семейка.

Копай осторожней картошку, лопата!

Картошка – она ведь не камень, ребята.

Картошка – не пища,

Картошка – не блюдо,

Картошка – она ведь не овощ, а чудо!

Морковь

Капуста

Многие смеются над старой доброй тетушкой капустой. Кочан кажется неуклюжим и смешным. Но как хитро он устроен! Весной на всех деревьях и цветах появляются почки. Кочан – тоже почка, только особенная. Капуста специально ее не раскрывает, чтобы она сделалась сочной и вкусной.

Этот овощ был известен еще жителям Древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Римляне потребляли большое количество ее не только в пищу, но и как лекарство почти от всех болезней: от бессонницы, отравления, головной боли, глухоты, заболеваний желудка. Древние врачи особенно рекомендовали кормить капустой маленьких детей, чтобы они росли крепкими и не болели.

Капусту выращивают в нашей стране всюду: и на юге, и на Дальнем Востоке, и за Полярным кругом.

Горох

Царя Гороха вспоминают, чтобы подшутить над тем, что устарело, мохом поросло. Шутка шуткой, но и шутка подтверждает, что горох стали сеять на Руси давным-давно.

Мы не раз встречались с горохом в народных сказках. В каких? Например:

Огурец

Он и не сытен, и витаминами беден, но когда нарезанный дольками лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного запаха повышается аппетит. Не зря римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда к обеду подавали свежие огурцы. А ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме изобретательные огуречных дел мастера. Они придумали укрепить ящики с огуречной рассадой на колеса. Колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь день лился солнечный свет.

Овощная з а г а д к а:

И воронам не дает.

(Огородное пугало.)

Даны два набора рисунков:

1) с изображением овощей;

2) с изображением листьев.

– Ваша задача – быстро и правильно соединить овощи и листья. Будьте внимательны: вам могут быть предложены изображения листьев, не имеющих к овощам никакого отношения.

– Многим из вас наверняка приходилось наблюдать, как ваши родители или дедушки с бабушками высаживают семена различных овощей. Вы обратили внимание на то, как они выглядят? Проверим ваше внимание.

(На столе по кучкам разложены семена.)

– Назовите овощи, семена которых здесь представлены.

Сказка-загадка.

Кто живет в теремке?

Кто живет в хрустальном?

– Я, капуста, – расту густо.

– Я, репка – зеленая кепка.

– Я, лучок, собирай в пучок.

На дворе мороз, а в теремке лето красное.

На дворе темная ночь, а в теремке – ясный день.

На дворе снег, а в теремке – дождик.

Вот какой чудо-теремок!

Всяк его добрым словом поминает, кто ест зимой огурец да капусту, репу да морковку.

Что за теремок? Кто догадался? (Теплица.)

Кое в чем брюква оставит позади себя даже более сладкую морковь. Весной люди потому чаще болеют, что им не хватает витаминов, и морковь уже не та, что была осенью, и свекла не та. А брюква и весной прежняя – такой в ней стойкий витамин С.

Продолжим выбирать вершки и корешки. А если бы вы сеяли салат, морковь, чеснок, картофель, лук, петрушку, хрен, свеклу – что бы вы выбрали? (Ответы детей.)

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжён –

Кочерыжка, выйди вон!

Приглашается из каждой команды девочка.

Задание : приготовить овощное блюдо.

Конкурс будет проходить следующим образом: раздаются карточки с изображением овощей. Нужно выбрать овощи, которые нужны для приготовления.

1-й команде – приготовить щи из свежей капусты (нужны: капуста, морковь, лук, помидоры, укроп, картофель, пряности);

2-й команде – приготовить борщ из свежих овощей (нужны: свекла, лук, помидоры, морковь, капуста, картофель, пряности).

Задание: нужно не только правильно закончить строчку, но и быстро сосчитать.

У Лариски – две … (редиски).

У Алешки – две … (картошки).

У Сережки-сорванца – два зеленых … (огурца).

А у Вовки – две … (морковки).

Да еще у Петьки –

Две хвостатых … (редьки).

Сколько всего овощей?

Нужно собрать картошку с пола в ведерки с помощью столовой ложки. Побеждает тот, кто быстрее соберет клубни.

– Овощам посвящено много пословиц. Некоторые из них мы сейчас и вспомним.

На карточках напечатаны начало и конец пословиц. Нужно правильно соединить части – составить целую пословицу.

Горох – завидное дело.

Без капусты щи не густы.

Картофель хлебу подспорье.

Лук – от семи недуг.

Репа – животу укрепа.

Горох – не рябина, а все едино.

Капуста не пуста, сама летит в уста.

Репу есть – невелика честь.

Картошка – хлебу присошка.

Каждому овощу свое время.

Блицтурнир .

1. У какого овоща два имени? (Помидор, томат.)

2. У какого овоща не бывает семян? (У хрена. Разводится корешками.)

3. Назовите овощ, самый богатый витаминами. (Сладкий перец.)

4. С перьями, да не птица.

С чешуей, да не рыба.

Кто такой? (Лук.)

5. У какого овоща человеческое имя? (Петрушка.)

6. Какой овощ лазит по деревьям? (Дикая тыква, тыква-верхолазка. Она не смогла бы забраться на дерево, если бы у нее не было усов. Эту тыкву обнаружили в Америке на полуострове Флорида.)

Рассказы об овощах (дополнение к блицтурниру).

Помидор (томат)

Перец

Если устроить соревнование овощей, у кого больше витаминов, победил бы, без сомнения, сладкий перец. Он заслужил бы золотые медали: одну – за каротин, другую – за витамин Р, который излечивает заболевание кожи, третью – за витамин С. Недаром говорится: кто ест сладкий перец, тот долго проживет.

Лук

Из каждой команды выбираются дети на роли Морковки, Лука, Капусты, Шофера.

Ведущий читает стихотворение. Дети повторяют за ведущим движения: разводят руки в стороны и вверх. А каждый артист должен выбежать на сцену и встать в свою колонну – кто быстрее.

1. Есть у нас огород, Ты, морковь, сюда спеши,

Там морковка растет. Ты немного попляши,

Вот такой ширины, А потом не зевай

Вот такой вышины! И в корзину полезай!

2. Есть у нас огород, Ты, лучок, сюда спеши,

Там зеленый лук растет. Ты немного попляши,

Вот такой ширины, А потом не зевай

Вот такой вышины! И в корзину полезай!

3. Есть у нас огород, Ты, капуста, к нам спеши,

И капуста там растет. Ты немного попляши,

Вот такой ширины, А потом не зевай

Вот такой вышины! И в корзину полезай!

4. Есть у нас грузовик. Ты, шофер, сюда спеши,

Он не мал и не велик. Ты немного попляши,

Вот такой ширины, А потом не зевай –

Вот такой вышины! Увози наш урожай.

Подводятся итоги викторины, чествуются победители.

– На прощание хочу пожелать вам почаще встречаться с овощами на огородных грядках, в магазинах, за обеденным столом. А еще можно встретиться с овощами в книгах.


Цели:

- развивать мышление и познавательную активность, творческие и коммуникативные способности учащихся;

- показать уникальность и значимость осенних даров для человека;

- воспитывать уважительное отношение к труду и прославлять

человеческие руки, вырастившие богатый урожай.

- фонограммы мелодий и песен на осеннюю тему

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Здравствуйте!

Начинаем праздник наш!

Этот праздник – для вас!

Хочу вам загадку сейчас загадать.

Попробуйте быстро ее отгадать!

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Если знаешь – не молчи

Время года назови.

Осень в гости нас

Чтоб никто не опоздал

И вот мы здесь. Сверкает зал.

Теплом согреты лица.

Пришла пора в красивом танце закружиться.

Добрый день, мои друзья!

Заждались поди меня?

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

Рада снова видеть всех

Слышать ваш веселый смех!

Праздник Осени устройте, обо мне сегодня спойте!

1. Белая берёзка проснулась на рассвете,

Последние листочки унёс бродяга-ветер.

Падают снежинки, землю укрывая,

Заискрились льдинки, хрусталём сверкая.

Превращаясь в льдинки.

Кап – кап – кап - кап

2. Ягоды рябинки огоньком пылают,

Птички с облаками к югу улетают.

Кружатся листочки, с ветерком играя,

Осень золотая снова расцветает.

3. Не грусти берёзка. Не грусти рябинка.

Скоро вы уснёте под снежною простынкой.

Солнышко разбудит вас теплотой и лаской,

Лето к вам вернётся новой доброй сказкой.

Осень: А вы знаете, для чего я пришла к вам.

Я пришла, чтобы славить человеческие руки. Чтобы поклониться тем, кто вырастил богатый урожай овощей и фруктов.

А ещё, осенью, убирают самый главный урожай.

А что получают из колоса? ( зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? ( хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Хоровод `Каравай` Дети идут по кругу хороводом и поют.

В центре Осень с караваем

К вам ребята на машине

Каравай приехал ныне.

Каравай в круг вставай.

Кого хочешь выбирай.

Ребенок с караваем громко говорит: `Я выбираю пекаря`

Подходит к ребенку в белом колпаке пекарском. Кланяется отдает ему каравай. В круг выходит `пекарь`.(И т.д. по тексту песни.)

Он не грел на печке бок.

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй.

Кого хочешь выбирай.

Пекарь - Я выбираю мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку.

Мельник с нами поиграй

Кого хочешь выбирай.

Мельник - Я выбираю пахаря!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

(Все останавливаются. `Пахарь` поднимает каравай над головой. Дети поднимают руки вверх - показывают каравай)

А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай! (Все кланяются, как бы приглашают)

- Слышу, слышу, речь идет обо мне.

Появляется Урожай (угощает всех караваем)

Урожай. В огороде все давно поспело.

Сколько там работы, сколько дела!

Мы скатили тыкву на дорожку,

Выкопали свеклу и картошку,

Лук связали в толстые пучки,

Обломали на бобах стручки,

Принялись лущить фасоль, горох.

Получился урожай не плох!

А ну, овощи выйдите, покажитесь – ка, какие вы вывросли!

На сцене появляются учащиеся в костюмах.
Морковь

Выросла на грядке.

Я листву на солнце грела,

Покраснела и созрела.

Кто морковные пьёт соки,

У того румяные щеки.

Свёкла.
Я кругла и крепка,
Тёмно-красные бока.
Я гожусь на обед –
На борщ, салат и винегрет

Я целое лето старалась, старалась,

В одежки зеленые я одевалась.

Всю массу одежек сложила в бочонок.

На мне оказалось до сотни пеленок.

Я картошка - тошка - тошка,

Я корявая немножко.

Вся испачкана в земле-

А какая на столе!

Если жареная с маслом,

Золотиста и кругла,

И её узнает каждый,

Если вспомнит, как однажды

Дедке, бабке, внучке, Жучке,

Кошке, мышка помогла.

Всю весну я была рассадой

На окошке зеленела.

От тепла — не от досады,

Я на солнце покраснела.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Лук.
Говорят, я горький, говорят – несладкий,
Стрелочкой зелёной я расту на грядке.
Я – полезный самый, вам даю я слово.
Больше меня ешьте – будете здоровы!

1. К нам пришла на огород осень золотая \хоровод, в центре Осень\

И весёлый хоровод с нами начинает. – 2 р.

Проигрыш: все танцуют ковырялочку вместе с Осенью.

2. А зеленая капуста листья распустила \хоровод, в центре Осень\

И с морковкой, и с лучком хоровод водила. – 2 р. \выходят капуста, морковь и лук\

3. Покраснели помидоры и танцуют ловко \хоровод, в центре Осень\

Относите нас скорей в ящичках в кладовку – 2 р. \выходят помидоры\

Проигрыш: помидоры танцуют присядку, Осень пружинку, остальные дети хлопают.

4. К нам пришла на огород осень золотая \хоровод, в центре Осень\

Проигрыш: Осень в центре, остальные дети хлопают.

Последний проигрыш: Осень танцует в кругу, дети водят хоровод.

Все танцуют ковырялочку вместе с Осенью.

Осень: Да, урожай в этом году удался на славу! Ну, а кто же помогал людям?

А – еще, чтоб урожая к осени добиться

Мы отлично знаем –

На участке мы с весны

И копали, и пололи,

Между грядок топали.

Посадили мы всего,

Что на зиму надо.

Много вырастили, братцы,

Мы весной рассады.

С сорняками мы сражались-

Пусть живут, не тужат

Свекла, редька и морковь,

Лук нам тоже нужен.

Как пришли копать картошку,

Удивились – ах да ох!

Ведь на каждом на кусточке

Жук сидит там как горох.

Овощи кричат с гряды.

Как, дождя вам не хватает?

Дождь сейчас устроим мы.

Над капустой бились мы,

Половину той капусты

Две коровы съели.

И для щей, и для борщей.

А излишки продали –

(Урожай и Осень хвалят ребят.)

Осень: Ребята, а нет ли среди вас таких, кто не хочет трудиться,

а спешит скорее за стол садиться?

И запомните, ребята:

Лишь тогда земля богата,

Если солнце, дождик, труд,

Взявшись за руки идут

Осень: Эту встречу я ждала, отложила все дела.

Вижу, вы бодры, здоровы. Веселиться вы готовы?

Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка (картофелин на одну меньше числа участников). Когда музыка смолкает — все берут с пола по картофелине. Тот кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.

Ведущий: А теперь для вас загадки.

Знает девочка любая,

Вся зеленая такая,

Круто в кочаны свитая,

Сто одежек – все на ней –

Витамины для людей.

И сидит на грядке ловко,

Любит он тепло и воду,

Он же гордость огорода!

Весь в пупырышках, зеленый,

Всем известный с давних пор,

Очень вкусен он соленый!

Это точно …..Огурец.

Как подружки, по порядку,

Все сидят они на грядке,

Ярким солнышком прогреты,

Все оранжевого цвета,

Будто сестры – близнецы!

Без нее борща не сваришь

И заправку не поджаришь.

Вся малинового цвета,

А вкусна зимой и летом!

Без нее в салате пусто,

Куст большой, и лист красивый,

А под ним такое диво!

Этот овощ знает каждый,

Длинный он и очень важный,

Полосатый, словно киска,

Этот овощ всем знаком,

В огороде его дом.

Круглый красный, быстро спеет,

И в салате – молодец!

В маринаде нет вкуснее!

Он растет на огороде

И на лук похож он вроде,

Только делится на дольки,

Вкус имеет горький!

Знает каждый удалец

Кто со звоном шел по крыше?

Нет, не кошки , и не мыши.

Водяные это ноги, стали лужей у дороги.

Догадались- не скучайте: веселее отвечайте!(дождик)

Быстро дети угадали.

Сразу дождик увидали!

Не скучно-ли у нас?

- Чего ты такая усталая?

- Да вот, кума, три дни без продыху тружусь як пчелка! Не поверишь какая история со мной приключилась!

- Значит так: третьего дни сижу, пью чай. Слышу – стучатся:

- Горох! Открывай, дело есть!- открываю, - Ты тыкву видела?

- Бери лопату, копай яму от забора и до завтра, а то опоздаем!

- Да, ну! Врешь, соседушка!

- Еще чего! Второго дни, слышь, опять: сижу, пью чай. Слышу: стучатся:

- Тыква! Открывай! – открываю, - Горох к тебе вчера заходил?

- Велел яму копать, а зачем – не сказал…

- У тебя картошка есть? - спрашивает

- Бери, сажать будем.

- Ну, да! Не сойти мне с этого места! Когда я тебе сегодня в последний раз врала? Ты слушай дальше… Вчерась, сужу, пью… кофЭ. Слышу – стучатся:

- Это мы: тыква с горохом.

- Пошли картошку копать.

- Мы ж ее только вчерась как посадили!

- Теперь освобождать будем!

- Ага, с полтонны будет!

- Да, врешь ты все, соседка!

- Хошь – верь, хошь - нет!

- Да ладно, я ж не о том тебя спросить хотела: чего у тебя с руками?

- Да мужик мой связал – не вытерпел, когда я ему показывала какую картошку копала. Но я все равно всем расскажу: тот горох, что ко мне приходил, вот такие горошины имел (показывает связанными руками два кулака вместе)! Хошь – верь, хошь – нет.

Знаю я один секрет, как избавиться от бед

Не сидеть и не скучать

Песенку неунывайку нужно дружно напевать

Припев: Пару-рам пам-пам – я дарю вам песню эту

Пару-рам-пам-пам – пусть летит она по свету

Пару-рам-пам-пам -Никогда не унывай

Песню эту напевай.

2.Чтобы в нашем хороводе

Всю планету закружить

Нужно песенку неунывайку

Нужно дружно повторить

Припев повт.2 раза

ХРЕН Корни этой овощной культуры трут на терке и делают водный настой — для полоскания горла при ангине. Листья — пряность при засолке огурцов, томатов, грибов.

СВЁКЛА Сок этого овоща закапывают в нос при насморке, им полощут горло при ангине, кусочки сырого овоща держат во рту, чтобы успокоить зубную боль. Измельченные корнеплоды и листья прикладывают к ранам для снятия боли.

ОГУРЕЦ В овоще содержатся в небольшом количестве иод. Сок этого овоща смягчает и отбеливает кожу лица. На его основе созданы популярные косметические кремы и лосьоны.

РЕДЬКА Применяют при кашле. Натирают корни волос— при выпадении.

ЛУК Когда свирепствовали заразные, как в старину говорили – “прилипчивые”, болезни крестьянская семья надеялась, что ее уберегут развешанные в избе связки этого овоща. Животные тоже им лечились

Холодрыга: Ой, Слякоть, подружка ты моя осенняя, куда же это нас занесло?

Слякоть: Откуда я знаю? Ой, я чуть жива. Этот , старый , так разошелся? Чуть меня не высушил. Всю меня холодом продул?(плачет)

Вед: Эй, гости дорогие, какие могут быть слезы, вы кто такие?

Слякоть: Я слякоть, я кругом в галошах и с зонтом. Брожу по лужам, слякоть нагоняю.

Холодрыга: А я Холодрыга – подруга, всё бегаю по кругу
На всех прохожих скуку напускаю.
Слушай, Слякоть, это, наверное, нас здесь ждали

Слякоть: Что ты, Холодрыга, что ты! Апчхи! .Сколько лет живу на свете никто меня в гости ни разу не звал и не ждал

Холодрыга: Да и меня, Холодрыгу, тоже не очень жалуют! Ну, раз они звали не нас, они пожалеют об этом. Мы им праздник испортим.

Слякоть: Давай! Ой, а это кто? Да это же осень! Радуется! Ей песни поют и танцуют для неё.

Холодрыга: Видишь, как все её любят!

С: А нас нет. (плачет из лейки)

Холодрыга: Фу, какую слякоть развела! Не реви и без тебя холодно.

Осень: Холодрыга, Слякоть, здравствуйте! Я рада видеть вас, друзья? Ведь вы мои верные спутницы.

С чем к нам пожаловали.

Игра: Бывает - не бывает

Холодрыга: "Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года".

Выпал снег, и зацвели подснежники.

Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.

В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.

Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.

Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.

Осень: Ну, а ты, Слякоть, как нас повеселишь?

Осень: Слякоть, у нас есть нечто такое , что от сырости спасает. Вот попробуй, отгадай загадку: если дождь идет, погода плачет.

Что от дождика всех спрячет?

Слякоть: шляпа. Одеяло. сапоги.

Осень: Конечно, зонтик!

Танец с зонтиками

С и Х: Хотели праздник испортить. А не получилось. Ну, и ладно, ведь мы тоже повеселились

Ребята, я приготовила для вас игру!

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

Читайте также: