Органы покрытосеменных растений схема

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Андреев 6 класс

ГДЗ Босова 6 класс

ГДЗ Дорофеев 8 класс

ГДЗ Бархударов 8 класс

ГДЗ Быстрова 7 класс

ГДЗ Rainbow 7 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Гост

ГОСТ

Покрытосеменные или цветковые растения – это группа наиболее высокоорганизованных растений, которые в процессе эволюции приспособились к разнообразным условиям обитания и заняли господствующее положение на планете.

Черты строения покрытосменных растений

Все покрытосеменные растения несмотря на их многообразие имеют общий план строения. Органы любого покрытосеменного растения делятся на:

  • репродуктивные (необходимы для реализации процесса полового размножения);
  • вегетативные (служащие для бесполого размножения).

Вегетативные органы входят в тело растения и реализуют его основные функции, в том числе и вегетативное размножение. К вегетативным органам относят:

Генеративные (репродуктивные органы) осуществляют процесс полового размножения. К генеративным органам относят:

Семена образуются после отцветания растений. Они защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению, а также эффективному распространению. Из вышеприведённых сведений можно сделать вывод о том, что их название обусловлено особенностями строения. Размеры семян цветковых растений варьируют от маленьких до очень больших.

Например, самыми крупными семенами считаются семена сейшельской пальмы. Этот реликтовый вид встречается на склонах холмов и в долинах на двух древних гранитных островах в Сейшельском архипелаге. Семена ее достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.

Кроме того, семена различаются по форме, окраске. Эта ситуация наглядно иллюстрируется при анализе внешнего строения семян яблони, фасоли, тыквы и огурца, а также гороха и хлопчатника.

Готовые работы на аналогичную тему

В целом семя состоит из зародыша и кожуры.

Зародыш – это зачаток будущей взрослой растительной формы.

Также в семени растения выделяют семядоли или первые зародыши листьев растения. Семена растений весьма часто обладают специализированной оболочкой – эндоспермом. Наиболее ярко эндосперм выделяется в семени пшеницы и лука. У миндаля эндосперм развит достаточно слабо. Что касается фасоли, то у нее зрелое семя состоит только из семенной кожуры и эндосперма. Запас питательных веществ таких семян концентрируется в семядолях. Эндосперм – это триплоидная оболочка семени цветкового растения.

В зародыше пшеницы выделяют:

  • зародышевый корешок;
  • почку (генеративную или вегетативную);
  • семядоли (их может быть одна или две).

Те растения, которые имеют одну семядолю в зародыше, именуются однодольными. Примерами таких растений являются: лук, кукуруза, фасоль, тыква, горох и т. п. Если в зародыше семени имеются две семядоли, то их относят к классу двудольных, например: горох, тыква, фасоль и другие. Рубчик покрытосеменного растения представляет собой след от семяножки, прикрепляющей семя к стенке плода.

К общим отличительным признакам отдела покрытосеменных растений относят:

  • наличие цветка и плода для сохранения семязачатка;
  • опыление ветром, водой и насекомыми;
  • женский восьмиядерный зародыш, а также мужской (пыльца), который состоит из вегетативной и генеративной клеток;
  • возможность реализации процесса двойного оплодотворения.

Механизмы реализации основных жизненных функций покрытосеменных растений

Рисунок 1. Строение цветка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку отличительной чертой строения покрытосеменных растений является наличие цветка, необходимо рассмотреть его строение. Любой цветок развивается из генеративной почки. В зависимости от видовой принадлежности покрытосеменного растения строение цветка может отличаться, но общий план строения сохраняется. Тонкий стебелек, на котором развивается цветок называет цветоножкой, у некоторых цветков она отсутствует, следовательно, такие цветки называют сидячими. Цветоножка вверху переходит в цветоложе, которое обычно представляет собой утолщение стебелька. Обычно цветоложе имеет зеленый цвет. Из цветоложа растут остальные части цветка.

У основания цветков находятся чашелистики, которые образуют чашечку. Окрашенные, яркие лепестки формируют венчик, который необходим для привлечения опылителей. Венчик может иметь абсолютно разную окраску и быть представлен различными размерами, а также количеством лепестков. Ветроопыляемые растения, как правило, не имеют ярко окрашенного венчика. Чашечка и венчик образуют околоцветник. Главными генеративными частями цветка называют тычинки и пестики.

Тычинками называют мужские части цветка, которые содержат пыльцу (спермии цветковых растений). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Столбик и рыльце улавливают пыльцу. Завязь пестика в дальнейшем превращается в плод. У большинства покрытосеменных растений цветки имеют пестики, тычинки (обоеполые цветки). У многих видов они отличаются по строению. Иногда встречаются ситуации, при которых цветок имеет только тычинки – мужской тип цветка. Цветки с пестиками называются – женскими.

Кроме того, если у вида растения цветки однополые, то мужские и женские цветки могут расти на одном растении, или на разных. В первом случае растение называется однодомным, а во втором — двудомным.

Однодомные и двудомные растения в равной степени представлены во всех ареалах Земли.

Благодаря специфическим особенностям цветков, растения могут реализовать уникальный процесс двойного оплодотворения, основной смысл которого заключается в одновременном оплодотворении двумя спермиями яйцеклетки и центральной клетки завязи пестика. При этом образуется зигота и эндосперм, имеющий триплоидный набор хромосом. Двойное оплодотворение было открыто Навашиным и признано прогрессивным ароморфозом в процессе эволюционного развития растительных организмов.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что цветковые растения представляют собой весьма прогрессивную группу живых организмов, что обусловлено их внешним и внутренним строением. При этом она насыщена видовым разнообразием, обладает оригинальными чертами строения, что только подчеркивает эволюционную значимость данной группы растительных организмов.

57. Заполните схему.
Органы покрытосеменного растения:
Вегетативные - корень, побег;
Генеративные - цветок, плод с семенами.

6-32-58

6-32-59

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;
Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

6-33-60

61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

6-33-61

Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
1 - стержневая;
2 - мочковатая.

6-34-63

Вывод: У двудольных корневая система стержневая , а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

6-36-66

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

6-36-66-2

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

6-37-67

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

70. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

6-39-72

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.
Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.
Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные.
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое.
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель.
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка , стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

6-40-75

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.

6-40-76

77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.

6-41-78

6-41-79

80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

6-41-80

Устьице с окружающими его клетками кожицы.
1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

6-42-82

83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 – световой лист
2 – теневой лист.
Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.

6-43-84

85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.

6-43-85

86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.

6-43-86

87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.

6-44-87

88. Заполните таблицу.

6-44-88

6-45-89

6-45-90

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

6-45-91

1 – чешуя
2 – видоизменённые листья
3 – почки
4 – донце
5 – придаточные корни
Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

6-46-92

93. На рисунке подпишите названия частей цветка.

6-46-93

94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

6-46-94

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

6-47-95

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

6-47-96

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным.
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные.
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

Они приспособились к окружающей среде идеально. Все, что им необходимо для жизни, это свет и вода для фотосинтеза и почва, поверхность для того, чтобы на ней закрепиться.

  1. Наличие в древесине сосудов и ситовидных трубок
  2. Листья, способные к фотосинтезу
  3. Цветок — орган полового размножения растений

наличие двойного оплодотворения, в результате которого образуется диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм;

Семяпочка, прорастание пыльцы на рыльце, двойное оплодотворение, превращение завязи в плод, содержащий семена.

По форме роста все растения отдела покрытосеменные делятся на древовидные и травянистые.

Отдел покрытосеменные

Особенности древовидных растений отдела покрытосеменные

  • крупный, крепкий, одревесневевший стебель ( при этом у покрытосеменных самая развитая проводящая система из всех растений)
  • Наличие прочной и толстой коры, защищающей растение,
  • наличие камбия
  • древовидные формы живут дольше (многолетние растения),

Травянистые растения отдела покрытосеменные

Классификация растений

отдела покрытосеменные :

  • В зародыше одна семядоля
  • нет образовательной ткани (боковой меристемы),
    т.е. корень и стебель в толщину не растут
  • листья имеют параллельное или дугообразное
    жилкование
  • Корневая система мочковатая
  • В зародыше 2 семядоли
  • между ксилемой и флоэмой есть образовательная
    ткань, т.е. есть возможность роста в ширину — утолщения
  • Листья имеют сетчастое жилкование
  • Корневая система стержневая

Отдел покрытосеменные

Органы растений:

Органы покрытосеменных растений делятся на:

1. Вегетативные — части тела высших растений, выполняющие основные функции питания и обмена веществ, не участвуют непосредственно в спорообразовании и половом размножении , но могут выполнять функции вегетативного размножения. Основные органы – побег и корень.

Читайте также: