Определите последовательность возникновения на земле отделов растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Тест по биологии Возникновение жизни на Земле. Этапы эволюции растительного и животного мира 11 класс. Тест включает два варианта, в каждом по 10 заданий.

Вариант 1

А1. Согласно гипотезе самопроизвольного зарождения жизнь

1) существовала всегда
2) была создана сверхъестественным существом
3) возникала неоднократно из неживого вещества
4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

А2. Согласно гипотезе креационизма жизнь

1) существовала всегда
2) была создана сверхъестественным существом
3) возникала неоднократно из неживого вещества
4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

А3. Против гипотезы самозарождения жизни первым выступил

1) Л. Пастер
2) Ф. Реди
3) С. Миллер
4) А. И. Опарин

А4. Л. Пастер доказал невозможность самозарождения организмов

1) путем попадания из космоса
2) в течение всей истории Земли
3) с помощью сверхъестественных высших сил
4) в современную эпоху

А5. Согласно гипотезе биопоэза А. И. Опарина и Дж. Холдейна жизнь

1) занесена на нашу планету извне
2) была создана сверхъестественным существом
3) возникала неоднократно из неживого вещества
4) появилась на Земле в результате процесса возникновения живого из неживого при наличии благоприятных условий

А6. А. И. Опарин и Дж. Холдейн считали, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были

1) РНК
2) белки
3) ДНК
4) жиры и углеводы

А7. Коацерваты являются прообразами живых систем, так как они

1) могут увеличиваться в размерах — расти
2) ограничены от водной среды прообразом мембраны
3) способны поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие
4) отвечают всем указанным признакам

А8. В отличие от А. И. Опарина Г. Меллер считал, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были

1) аминокислоты
2) белки
3) нуклеиновые кислоты
4) жиры и углеводы

В1. Установите хронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле.

А. Плоские черви
Б. Бактерии
В. Птицы
Г. Простейшие
Д. Земноводные
Е. Кишечнополостные

В2. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп растений на Земле.

А. Голосеменные
Б. Покрытосеменные
В. Папоротникообразные
Г. Одноклеточные зеленые водоросли
Д. Многоклеточные водоросли
Е. Псилофиты

Вариант 2

А1. Согласно гипотезе стационарного существования жизнь

1) существовала всегда
2) была создана сверхъестественным существом
3) возникала неоднократно из неживого вещества
4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

А2. Согласно гипотезе панспермии жизнь

1) занесена на нашу планету извне
2) была создана сверхъестественным существом
3) возникала неоднократно из неживого вещества
4) возникла на Земле

А3. Согласно гипотезе самозарождения живые организмы

1) образуются от других живых организмов
2) созданы высшими сверхъестественными силами
3) возникают из тел неживой природы
4) занесены из космоса

А4. Окончательно опроверг гипотезу самозарождения жизни

1) Ч. Дарвин
2) К. Линней
3) Л. Пастер
4) Ж. Б. Ламарк

А5. Гипотезу первичного бульона сформулировал

1) Т. Чек
2) Г. Меллер
3) Дж. Холдейн
4) С. Фокс

А6. В своем опыте С. Миллер, пропуская через разогретую смесь метана, аммиака, водорода и паров воды электрические заряды, пытался доказать

1) невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли
2) возможность синтеза органических веществ (аминокислот) в условиях первичной атмосферы Земли
3) невозможность занесения жизни из космоса
4) возможность занесения жизни из космоса

А7. Коацерватная гипотеза А. И. Опарина заключается в

1) отрицании абиогенного синтеза органических соединений
2) утверждении, что жизнь была занесена на Землю из космоса
3) признании абиогенного синтеза органических соединений
4) признании того, что жизнь существовала всегда

А8. Наиболее важным для возникновения жизни свойством органических молекул оказалась их

1) сложность строения
2) способность к самоорганизации и самовоспроизведению
3) простота строения
4) способность к росту

В1. Установите порядок появления отделов растений в хронологической последовательности.

А. Голосеменные
Б. Хвощевидные
В. Покрытосеменные
Г. Зеленые водоросли
Д. Моховидные

В2. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.

А. Стегоцефалы
Б. Бесчерепные хордовые
В. Птицы и млекопитающие
Г. Кистеперые рыбы
Д. Пресмыкающиеся

Такой мир, каким мы его видим сейчас, развивался множество тысячелетий. Многообразию растений требовалось время, чтобы приспособиться к различным условиям обитания на планете. В этом уроке мы рассмотрим эволюцию растительного мира с самого первого растительного организма.

План урока:

Происхождение растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям. Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород. Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками. У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах. Остатки служат доказательством эволюции растений.

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения. Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением. В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.

Филогенетическое древо растительного мира

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

Человек предполагает, что развитие растительного мира происходило по следующим этапам:

- выход растений на сушу;

- возникновение и господство папоротникообразных;

- возникновение и господство голосеменных;

- возникновение и господство покрытосеменных.

Именно этими этапами проходила эволюция растительного мира, однако, и по сей день, в природе существуют виды каждого из этапов развития растительного мира, и каждый из них выполняет свои функции в целостной экосистеме мира.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Sistematika-Rasteniy

Наука о распределении организмов на группы по степени родства называется, систематикой, а место того или иного организма в системе — классификацией.

Основателем систематики является К. Линней. Все растения относятся к одному царству. Царство растений делится на 2 подцарства: низшие и высшие растения.

К низшим растениям относятся водоросли. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют корней, стеблей и листьев.

Признаки высших растений

Большинство высших растений имеют ткани и органы. Вегетативные органы — корни, стебли и листья — выполняют функции питания и взаимодействия с окружающей средой. Генеративные органы (цветки) служат для полового размножения.

Моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные растения размножаются спорами. Голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами. Семена покрыты плотной оболочкой и содержат запасы питательных веществ и многоклеточный зародыш.

Хотя растения и разделяются па высшие и низшие, все они относятся к царству растений. Клетки низших и высших растений схожи по строению и жизнедеятельности. Все они способны к фотосинтезу при наличии хлорофилла.

Систематика растений

При изучении растений сходные друг с другом виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царство (рис.1,2):

систематика-растений

Рис.1 Основные систематические категории растений

систематика голосеменных растений

Таким образом, систематика — ото наука о степени родства организмов. Принадлежащие к определенной группе растения произошли от общих предков. У родов один общий вид — предок. Эти группы образовывались постепенно, в течение длительного времени, в результате приспособления к различным внешним условиям.

Вид — наименьшая единица в систематике, он объединяет растения, схожие по 4 признакам: 1) общее строение; 2) сходные экологические условия и общая территория обитания (ареал); 3) схожесть жизненных процессов, например скорость роста; 4) скрещиваемость и способность давать потомство.

К самой распространенной на земле группе растений относятся покрытосеменные, или цветковые. По строению семян, стеблей и листьев они подразделяются на два класса: однодольные и двудольные. Например, всем известный картофель (паслен клубненосный) относится к роду паслен, семейству пасленовых, порядку норичниковых, классу двудольных, отделу покрытосеменных. Вид лук репчатый относится к роду лук, семейству луковых, порядку лилейных, классу однодольных, отделу покрытосеменных растений.

Систематика и классификация животных.

Как и всем живым организмам, растениям свойственны такие процессы, как обмен веществ, питание, дыхание, размножение, рост и развитие, раздражимость. Им ; характерны все виды размножения. При классификации растения делят на группы. Самая большая единица царства — подцарство. Основными считаются следующие: вид —> род —> семейство —> порядок —> класс —> отдел —> царство.
Вид — наименьшая единица системы. При определении вида растения учитывается множество факторов: общее строение; сходные экологические условия и общий ареал; схожесть жизненных процессов; скрещиваемость и качество потомства.

Читайте также: