Оплодотворение у мхов происходит только в присутствии воды

Обновлено: 08.07.2024

1. Мхи относят к высшим растениям, так как

а) они имеют ризоиды б) в их листьях содержится хлорофилл

в) тело мхов расчленено на стебель и листья г) они размножаются бесполым способом

2. У сфагнума отсутствуют

а) листья б) коробочки со спорами в) стебли г) ризоиды

3. Коробочка на ножке развивается из

а) споры б) зиготы в) яйцеклетки г) сперматозоидов

а) способствует заболачиванию почвы б) повышает плодородие почвы

в) способствует защелачиванию почвы г) насыщает почву азотом

5. Выберите три признака, отличающие мхи от одно­клеточных водорослей.

а) имеют ризоиды б) имеют ткани в) имеют листья и стебли

г) формируют половые клетки д) фотосинтезируют е) имеют коробочки со спорами

6. У кукушкиного льна отсутствуют а) ризоиды в) стебли б) корни г) листья

7. Гаметофит (половое поколение) кукушкиного льна обозначен на рисун­ке цифрами а) 1, 2 в) 3, 4 б) 2, 3 г) 1, 4

  1. стебель ветвится Б) стебель не ветвится В) имеет ризоиды Г) имеет живые и мертвые клетки Д) образует торф

Название растения 1) кукушкин лен 2) сфагнум

11. Выберите правильные утверждения

  1. Спорофит – это половое поколение мхов
  2. У мхов есть настоящие корни.
  3. Гаметофиты мха кукушкин лен – обоеполы.
  4. В теле мхов имеются ткани.
  5. Мох сфагнум может впитывать воды в 25 раз больше собственной массы.
  6. Оплодотворение у мхов возможно и без воды.
  7. Гаметофит – это половое поколение мхов.
  8. У мхов есть настоящие корни.
  9. Ризоиды – это разновидности корней.
  10. Печеночники имеют вегетативное тело в виде стелющегося таллома.
  11. Сфагновые мхи сформировали торф.
  12. Оплодотворение у мхов происходит только в присутствии воды.

12. Продолжите фразу:

  1. Продолжите схему развития мхов: спорофит → спора → …………………………………………
  2. Коробочки в виде ярких зонтиков у мха …………………………………

1 Белым мхом часто называют

а) кукушкин лен в) сфагнум б) маршанцию г) неккеру курчавую

2. На рисунке спорофит (бесполое поко­ление) кукушкиного льна обозначен цифрой а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

3. Половое размножение мхов невозможно без воды, так как

а) зигота развивается в воде б) ризоиды поглощают много воды

в) мхи — влаголюбивые растения г) оплодотворение осуществляется только в вод­ной среде

4. В торфе хорошо сохраняются остатки растений, так как в торфяном пласте

а) много кислорода б) мало кислорода в) много воды г) много бактерий

5. Установите последовательность жизненного цикла моховидных.

A) формируется коробочка на ножке

Б) из споры развивается тонкая зеленая нить — предросток

B) после оплодотворения образуется зигота

Г) из почек формируются мужские и женские эк­земпляры мха

6. Благодаря мертвым клеткам сфагнум

а) поглощает питательные вещества б) фотосинтезирует в) поглощает воду г) размножается

7. У мха из проросшей споры развива­ется

а) яйцеклетка б) коробочка в) спорофит г) протонема (предросток)

8. Кукушкин лен — это . растение. а) многолетнее б) двулетнее в) однолетнее г) сезонное

9. Многолетнее растение с сильно ветвящимися стеб­лями, покрытыми мелкими чешуевидными листь­ями, состоящими из живых и мертвых клеток:

а) кукушкин лен в) маршанция б) сфагнум г) хвощ полевой

10. Выберите три признака, характерные и для кукушкиного льна, и для сфагнума.

а) есть ризоиды б) хорошо развита проводящая ткань

в) есть мертвые клетки г) есть коробочки со спорами

д) из споры образуется протонема е) гаметофит — листостебельное растение

11. Выберите правильные утверждения

Рассмотрим высшие споровые растения. Мхи и папоротники.

Сравнение моховидных:

Папоротники, хвощи и плауны.

Жизненные циклы:

Сравнение споровых растений:

Задания:

1. Растения от­де­ла Папоротниковидные ха­рак­те­ри­зу­ют­ся следующими признаками:

1) опло­до­тво­ре­ние происходит в вод­ной среде

2) об­ра­зу­ет­ся обоеполый заросток

3) орган раз­мно­же­ния — цве­ток

4) опы­ля­ют­ся насекомыми

5) не имеют корней

6) на ниж­ней стороне ли­стьев образуются споры.

2. Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами

2) дифференциация на органы и ткани

3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды

4) автотрофном способе питания

5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм.

3. Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка орляка, на­чи­ная с оплодотворения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

2) развитие по­ло­вых клеток

3) развитие спо­ран­ги­ев на листьях

4) развитие корневища

5) развитие заростка

6) развитие спор в спорангиях.

4. Какие особенности риниофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 признаков.

Ответы на задания будут 29.01. в 21.00 по Москве, при наличии минимум 3 комментарий.

С условиями участия в марафоне можно ознакомиться здесь .

Вопрос 1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?
Бесполое размножение осуществляется с помощью зооспор, которые формируются внутри материнской клетки. Чаще всего формируется 2-4-8 двужгутиковых зооспор, каждая из которых после выхода в воду дорастает до размеров взрослой особи. При половом размножении под оболочкой материнской клетки образуются двужгутиковые гаметы, которые попарно сливаются и образуют зиготу. Зигота покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной ядро в ней мейотически делится, и в результате формируются четыре молодые гаплоидные одноклеточные водоросли.

Вопрос 2. Какими способами размножается улотрикс?
Размножается улотрикс вегетативным, бесполым и половым путем. Четырехжгутиковые зооспоры формируются внутри клеток улотрикса, выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к подводным предметам и начинают делиться, формируя новые нити. В результате первого деления клетка образует две разнокачественные клетки: одну бесцветную (ризоид), другую зеленую. При делении этой клетки происходит нарастание нити тела водоросли. При половом размножении в клетках образуются двужгутиковые гаметы. Половой процесс изогамный. Выйдя из материнской клетки, гаметы сливаются в воде, образуя четырехжгутиковую зиготу, которая, проплавав определенное время, одевается оболочкой. После периода покоя в зиготе в результате мейотического деления формируются 4 гаплоидных зооспоры, которые после выхода в воду прорастают в новые нити. Таким образом, большую часть жизненного цикла улотрикс проводит в гаплоидном состоянии, диплоидна у него только зигота.

Вопрос 3. Как размножаются мхи?
Бесполое размножение у мхов происходит с помощью спор. Споры образуются в коробочках и при созревании высыпаются на почву. Из проросшей споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на водоросль, — предросток. На нем появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские экземпляры мха.
При половом размножении на мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях развиваются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя сперматозоиды переплывают по воде к яйцеклетке. Происходит оплодотворение (оплодотворение у мхов невозможно без воды!). При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы на женском растении образуется коробочка со спорами. Споры рассеиваются и прорастают в предростки и т.д.
Таким образом, у мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений.

Вопрос 4. Что такое заросток?
Заросток — это маленькая зеленая пластинка диаметром несколько миллиметров, которая развивается из проросшей споры папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Для передвижения сперматозоида к яйцеклетке необходима вода. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, который первое время существует за счет питательных веществ заростка. Зародыш имеет специальную ножку с присоской, с помощью которой он потребляет органические вещества из заростка, и небольшой лист. Через некоторое время заросток отмирает, и молодой спорофит переходит к самостоятельному существованию. Следовательно, заросток — это половое поколение папоротника.

Вопрос 5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?
Летом на нижней стороне вайи папоротника (бесполое поколение) образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры разносятся ветром. Попадая в почву, они прорастают, образуя маленькую зеленую пластинку диаметром несколько миллиметров — заросток (половое поколение) папоротника. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, по которой сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.
Из зиготы на заростке развивается зародыш. Из зародыша — растение папоротника. Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, с помощью корневища.

Тест по биологии Отдел Мхи 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. Наличие у мха листьев и стебля свидетельствует об усложнении по сравнению с:

1) водорослями
2) папоротниками
3) голосеменными
4) покрытосеменными (цветковыми)

2. У кукушкиного льна:

1) ризоиды отсутствуют
2) имеются корни
3) ризоиды присутствуют
4) имеются цветки

3. Торф образуется из:

1) кукушкиного льна на заболоченной почве
2) отмерших частей сфагнума
3) песка и глины, содержащихся в воде
4) деревьев, упавших в болото

4. Мужские и женские половые органы у мха образуются:

1) на верхних частях стебля
2) в споровых коробочках
3) на ризоидах
4) в нижних частях стебля

5. Оплодотворение у мхов происходит с помощью:

1) насекомых-опылителей
2) воды
3) ветра
4) животных

6. Из зиготы развивается:

1) семя
2) предросток
3) коробочка с крышечкой — спорофит
4) облиственный побег — гаметофит

7. Размножение мхов осуществляется:

1) семенами
2) спорами
3) плодами
4) шишками

Вариант 2

1. Мхи являются более прогрессивными растениями, чем водоросли, так как имеют:

1) листья и корни
2) стебли и листья
3) семена
4) цветы и плоды

2. Мхи широко не распространились на Земле, так как они:

1) небольших размеров
2) не имеют листьев и стеблей
3) размножаются с помощью воды
4) не переносят яркий свет

3. Торфяной мох сфагнум — это растение:

1) цветковое
2) высшее споровое
3) низшее споровое
4) покрытосеменное

4. В коробочке с крышечкой — спорофите созревают:

1) семена
2) яйцеклетки
3) споры

5. Спора мха — это:

1) многоклеточный зародыш
2) запас питательных веществ
3) семя с зародышем и запасом питательных веществ
4) одна специализированная клетка для бесполого размножения

6. Из споры мха в благоприятных условиях развивается:

1) коробочка
2) яйцеклетка
3) зеленая нить — протонема

7. Из протонемы — предростка образуется:

1) гаметофит
2) спорофит
3) семя
4) двужгутиковая гамета

Ответы на тест по биологии Отдел Мхи 6 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3-2
4-1
5-2
6-3
7-2
Вариант 2
1-2
2-3
3-2
4-3
5-4
6-3
7-1

Читайте также: