Описание земельных участков 327 приказ

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

Федеральный закон от 02.08.2019 № 299-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (Физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого на основании судебного акта было истребовано жилое помещение, сможет получить однократную единовременную компенсацию за счет казны РФ)

Федеральный закон от 16.12.2019 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся на данные ЕГРН, признается добросовестным приобретателем)

Постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 26.10.2019 № 1377 "Об утверждении Регламента информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных" (Установлен порядок информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных)

Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах"

Приказы

Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2019 № 530 "Об утверждении формы уведомления о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков и (или) уточнением границ земельных участков, расположенных на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, результатах рассмотрения такого заявления, кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план"

Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2019 № 592 "О внесении изменений в приказы Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861 и от 18 декабря 2015 г. № 953" (Внесены изменения в форму и состав сведений акта обследования и технического плана)

Приказ Росреестра от 12.03.2021 № П/0099 (утверждена форма уведомления о результатах внесения в ЕГРН сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств)

Приказ Росреестра от 8 апреля 2021 г. № П/0149 “Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости”

Приказ Росреестра от 26 ноября 2021 г. № П/0548 “Об утверждении порядка направления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии уведомления о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество документов без рассмотрения, порядка и способов направления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представленных. ”

1. В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.

Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.

2. Настоящий документ устанавливает требования к оформлению документов о межевании (состав, формы документов, правила внесения сведений), включаемых в состав документов государственного земельного кадастра при государственном кадастровом учете земельных участков.

Общие требования к содержанию и оформлению

Описаний земельных участков

3. Документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков (далее - Описание).

4. Описание земельных участков (далее - Описание) представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении Описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.

5. Для всех земельных участков, образующихся одновременно при разделении (перераспределении) ранее учтенных земельных участков, либо для всех смежных земельных участков, межуемых одновременно с целью уточнения имеющихся сведений государственного земельного кадастра, оформляется одно Описание.

6. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.

7. Описание состоит из разделов и подразделов, включаемых в Единый государственный реестр земель при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет либо при внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках. Помимо разделов (подразделов) в состав Описания входят Титульный лист и Приложение, включаемые в кадастровое дело.

Состав Описания и содержание его разделов приведены в Приложении 1.

8. Титульный лист, раздел "Чертеж земельных участков" и Приложение оформляются на бумажных носителях. Разделы "Описание границ" и "Сведения о земельных участках" оформляются на бумажных и (или) электронных носителях в формате, определенном Росземкадастром.

9. Оформление Описания на бумажном носителе может производиться с применением средств компьютерной графики, а также ручным или комбинированным способом. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в документах исправления не допускаются. Исполнение Чертежа земельных участков карандашом не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

10. Каждый раздел (подраздел) Описания оформляется на листе формата А4. Чертеж земельных участков может оформляться на листе формата А3. В случае, если вносимые в раздел (подраздел) сведения не умещаются на одном листе, допускается размещать их на нескольких листах. В этом случае посредине верхнего поля каждого листа проставляется порядковый номер листа раздела (подраздела) и через дробь общее количество листов раздела (подраздела).

11. Разделы Описания (в том числе составляющие их подразделы), Титульный лист и Приложение помещаются в отдельные файловые папки, которые комплектуются в скоросшиватель в следующей последовательности:

- Чертеж земельных участков;

- Сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт‑Петербурга от 25.12.2003 №31‑рп под фактически используемыми земельными участками понимаются:

Комитет имущественных отношений Санкт‑Петербурга (Комитет) принимает решения об утверждении границ земельных участков в случае, если площадь таких земельных участков по результатам топогеодезических работ составляет до 3 га включительно. В иных случаях решение принимается Правительством Санкт‑Петербурга.

Правовой акт Комитета об утверждении границ земельных участков независимо от их площади издается в следующих случаях:

При формировании земельных участков, образованных путем разделения земельных участков, ранее прошедших государственный кадастровый учет, на которые оформлены правоустанавливающие документы. При этом сумма площадей земельных участков, образованных путем разделения земельного участка, должна соответствовать площади земельного участка, в отношении которого осуществляется разделение.

При формировании земельных участков, образованных путем слияния земельных участков, имеющих одинаковый вид разрешенного использования, прошедших государственный кадастровый учет и на которые оформлены правоустанавливающие документы. При этом площадь земельного участка, образованного путем слияния земельных участков, должна соответствовать сумме площадей земельных участков, в отношении которых осуществляется слияние.

При изменении характеристик ранее учтенного земельного участка, в том числе при установлении ограничений (обременений) в использовании.

При формировании земельных участков для проведения торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

При формировании земельных участков, предоставляемых для проведения изыскательских работ, в том числе в целях подготовки проекта работ по геологическому изучению и оценке пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При формировании земельных участков для последующего оформления договоров краткосрочной аренды на срок, не превышающий одного года, без права возведения объектов недвижимости.

При формировании земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования в существующих садоводческих, дачных некоммерческих объединениях граждан, при наличии утвержденных в установленном порядке наружных границ садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан.

При формировании земельных участков для проведения торгов по продаже зданий и земельных участков, на которых они расположены.

При формировании земельных участков, занятых зданием, сооружением в случае, если границы земельного участка совпадают с наружными границами здания, сооружения.

При формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

При формировании земельных участков на основании проектов межевания территории, утвержденных в установленном порядке.


Полное наименование:

Результат предоставления

  1. Выдача получателю государственной услуги двух копий распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка.
  2. Выдача получателю государственной услуги заключения об отказе в утверждении границ земельного участка.

Срок предоставления

41 рабочий день.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Правообладатели земельных участков, лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, которые обратились в Комитет с заявлениями об утверждении границ земельных участков в следующих случаях:

  • при изменении характеристик ранее учтенных земельных участков;
  • при установлении или снятии сервитутов, ограничений (обременений) в использовании земельного участка.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители лиц, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий: правообладатели земельных участков — физические и юридические лица, у которых земельные участки находятся на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования или аренды, права на которые удостоверены в установленном законом порядке.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет.
  2. Подает необходимые документы и заявление об утверждении границ земельного участка.
  3. Получает один экземпляр расписки и один экземпляр заявления с отметкой о приеме.
  4. В случае принятия Комитетом решения о предоставлении государственной услуги получает две копии распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка.
  5. В случае принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении государственной услуги получает экземпляр заключения об отказе.

Комитетом осуществляется подготовка заключения об отказе в следующих случаях:

Основания для приостановления предоставления государственной услуги не установлены.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления в Комитете

Должностное лицо РО (ОФЗУ):

II. Подготовка и направление запросов о предоставлении информации, необходимой для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю

Должностное лицо РО (ОФЗУ):

III. Подготовка проекта распоряжения Комитета

Специалист РО (ОФЗУ):

Начальник РО (ОФЗУ):

Специалист РО (ОФЗУ):

IV. Проведение экспертизы и согласование проекта распоряжения Комитета

Должностное лицо Управления землеустройства:

Начальник (заместитель начальника) Управления землеустройства:

Должностное лицо УЭБ:

Начальник (заместитель начальника) Управления землеустройства:

V. Подписание распоряжения Комитета

Заместитель председателя Комитета:

Специалист Сектора технологического сопровождения, уполномоченный осуществлять регистрацию распоряжений:

  1. В случае положительного решения:
    • присваивает регистрационный номер распоряжению Комитета;
    • изготавливает две копии распоряжения Комитета;
    • приобщает оригинал распоряжения Комитета к архиву Комитета;
    • передает две копии распоряжения Комитета в РО (ОФЗУ).
  2. В случае отрицательного решения присваивает регистрационный номер заключению об отказе и два экземпляра заключения передает в РО (ОФЗУ).

VII. Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист РО (ОФЗУ):

  1. Изготавливает копию распоряжения Комитета и приобщает к ДОН.
  2. В случае поступления заключения об отказе к материалам ДОН приобщается экземпляр данного отказа.
  3. Извещает заявителя (представителя заявителя) по телефону и выдает под роспись две копии распоряжения Комитета либо экземпляр заключения об отказе.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица заявителя/представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
  2. Доверенность или договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга не предусмотрено.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка о приеме документов.
  2. Две копии распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка:
    • об утверждении границ земельного участка при установлении (снятии) сервитутов, ограничений (обременений) в его использовании по форме;
    • об утверждении границ земельного участка при изменении его характеристик по форме.
  3. Заключение об отказе.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, сотрудниками Комитета, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем: при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо сотрудника Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях Комитета, должностного лица Комитета либо сотрудника Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры Санкт‑Петербурга. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством. Место нахождения Правительства Санкт‑Петербурга, в котором осуществляется прием заявителей, телефоны для связи и адреса электронной почты:

Смольный, Санкт‑Петербург, 191060;

(812) 576‑74‑33, факс: (812) 576‑78‑27;

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Межевой план: требования к документу и порядок его оформления

rosreestr

Зафиксировать границы принадлежащего вам земельного участка в межевом плане — не просто желательный, а, скорее, необходимый шаг. Это не только позволит упростить целый ряд процедур, но и станет аргументом в вашу пользу в разных ситуациях, например при судебных разбирательствах с владельцами соседних участков.

Что такое межевой план земельного участка и зачем он нужен?

Межевой план — это письменно-графическое описание земельного участка, содержащее сведения о его площади, расположении, форме, адресе, наличии смежных участков, а также о постройках, способных исказить границы участка. В графической части на изображении участка отмечаются узловые точки его границ (в них границы меняют свою форму или направление).

Межевой план составляется кадастровым инженером и подается в Многофункциональный центр с заявлением собственником земельного участка для осуществления действий по государственному кадастровому учету. Это делается для юридического закрепления границ участка.

Наличие межевого плана обязательно в следующих ситуациях:

• оформление прав на земельный участок;

• постановка на кадастровый учет построек, возведенных на участке;

• объединение земельных участков;

• перераспределение земельных участков;

• узаконивание имеющихся излишков или недостатков площади;

• уточнение границ участка;

• судебные разбирательства в отношении участка или возведенной на нем недвижимости.

Требования к форме и содержанию межевого плана:

• Какой земельный участок или его часть является предметом заявления, какая геодезическая основа использовалась при подготовке межевого плана.

• В случаях, когда требуется согласование местоположения границ земельного участка с владельцами смежных участков, — сведения о проведении согласования.

• Координаты характерных точек границ участка.

• Текстовая часть межевого плана представляет собой таблицу , в которую вносятся общие сведения о проведенных кадастровых работах, исходные данные об участках, результаты выполненных измерений и расчетов, данные об образуемых и/или измененных земельных участках и/или их частях, заключение кадастрового инженера, акты согласования границ земельных участков.

• Графическая часть межевого плана включает в себя схемы геодезических построений и расположения земельных участков, чертеж земельных участков и их частей, абрисы характерных точек границ.

Слабым звеном при составлении межевого плана часто является согласование границ земельных участков с соседями. Чтобы межевой план имел силу, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Предупредить соседей о процедуре межевания за месяц. Предупреждение делается письменно и под роспись.

Межевой план является бессрочным документом, действительным до тех пор, пока не изменены границы участков. Поэтому при его составлении важнее всего — правильное определение границ и их согласование.

Описание земельного участка соседа, поставленного на кадастровый учет в 2007 году признано недействительным в 2013 году, мои границы не уточнены, имеется наложение фактические границы сосед сдвинул незаконно в нашу сторону возведя забор 2 года назад, в удовлетворении о снятии зу соседа с кадастрового учета отказали в первой инстанции сегодня, можно ли нам промежевать свой участок по его существующей границе (указанной в ГКН), а не по забору, который возвел сосед и на какие НПА и нормы права сослаться в этом вопросе.

Ответы на вопрос:

Межевание земель и Правила межевания земельных участков регулируются рядом Федеральных законов. Вот основные из них:

№ 78 –ФЗ от 18.06.2001 г., Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г.

№ 136 ФЗ (ред. От 12.12.2011 г.), изменения вступающие в силу с 06.01.2012 г.

Вам нужно подавать иски об уточнении границ земельного участка - ст. 304 ГК РФ

сосед сдвинул незаконно в нашу сторону возведя забор 2 года назад, в удовлетворении о снятии зу соседа с кадастрового учета отказали в первой инстанции сегодня,

Георгий, а смысл теперь вам межевать ваш участок и тем более что сосед никогда с этим межеванием не согласится.а апелляционная инстанция суда будет исходить из ранее предоставленных документов.

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), определяет межевание земель как комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1 Инструкции по межеванию). В данном акте были установлены детальные требования к проведению межевания земель.

Само по себе межевание как описание местоположения границ объектов землеустройства является одним из этапов землеустройства (ст. 15 Закона о землеустройстве, а также Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства").

В ст. 17 Закона о землеустройстве предусматривается, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ. Соответствующие правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства". Данный нормативный акт касается лишь завершающей стадии межевания земельных участков - установления и закрепления границ объектов землеустройства на местности.

Порядок подготовки и требования к содержанию этих документов для целей внесения сведений в государственный земельный кадастр были установлены в Приказе Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". В соответствии с данным подзаконным актом документ о межевании земельного участка составлялся в виде описания земельного участка, включающего:

- чертеж земельных участков;

- сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);

В связи с принятием нового Федерального закона от 24.07.2007 N 221-Ф

можно ли нам промежевать свой участок по его существующей границе (указанной в ГКН), а не по забору, который возвел сосед и на какие НПА и нормы права сослаться в этом вопросе.?

Можно, но Вам нужно обратиться с иском в суд, согласно ст. 12 ГК РФ, и просить суд назначить землеустроительную экспертизу

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ

(ред. от 23.07.2013)

"О государственном кадастре недвижимости"

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

(часть первая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

Статья 40. Акт согласования местоположения границ

1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Читайте также: