Описание занятия в детском саду

Обновлено: 19.07.2024

Автор: Самохина Надежда Викторовна

Организация: МДОАУ Детский сад №23

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ практической деятельности воспитателя говорит о необходимости использования нестандартных приемов в работе воспитателя. Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Предполагается, что занятия направлены на развитие у ребенка любознательности, интеллекта, творчества, личностных качеств и т.д. Однако преобладающая практика показывает, что содержание и методы передачи знаний нацелены на подстраивание ребенка к приобретению знаний в школе. С введением в работу ДОУ новых Образовательных стандартов (ФГОС ДО) ситуация стала меняться. В современном дошкольном учреждении акцент делается на игровой деятельности, интеграции образовательных областей и на учете индивидуальных особенностей ребенка в образовательном процессе.

Занятия в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям. Они должны проводиться в определенной системе, быть связаны с повседневной жизнью детей в ДОУ. Определяя содержание занятия, педагог формулирует воспитательные задачи, решаемые в процессе данного занятия. На занятиях необходимо широко использовать дидактические игры, игры с предметами, наглядные материалы, продумать музыкальное и литературно-художественное сопровождение.

Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения ).

Занятие – это:

- основная форма организации познавательной активности ребенка;

- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Выделим признаки занятия: это форма организации обучения, проводимое регулярно на протяжении установленного времени, где ведущая роль принадлежит педагогу.

Занятие может иметь различные формы.

В настоящее время получила распространение классификация С.А. Козловой.

По дидактической задаче занятия подразделяются на:

- занятия усвоения новых знаний, умений;

- занятия закрепления ранее приобретенных знаний, умений;

- комплексные занятия, направленные на решение сразу нескольких задач.

По содержанию знаний :

- классические занятия по разделам обучения;

- интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). На сегодняшний день преобладают комплексные и интегрированные занятия.

Интеграция позволяет сделать занятие более интересным, сократить время на изучение того или иного предмета или явления. Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного воспитания и развития. Традиционно выделяются следующие формы обучения: индивидуальная, групповая (индивидуально-коллективная), фронтальная (со всей группой).

Рассмотрим особенности классического занятия: начало занятия (переключение внимания детей на поставленную задачу, создание эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность); ход занятия (самостоятельная деятельность детей, выполнение поставленных задач); окончание занятия (подведение итогов, анализ результатов). Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности. Например, познавательные занятия делятся на виды: информационные, практикумы, итоговые, беседы, познавательные рассказы, экскурсии. Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.

Особый вид занятий – экскурсия. Рассмотрим структуру экскурсии: Подготовительный этап (содержание, методы и приемы проведения, организационные вопросы); ход экскурсии (наблюдение, анализ получаемой информации); послеэкскурсионная работа (подведение итогов, систематизация полученных материалов, их оформление). Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, региональным компонентом, культурными объектами, деятельностью людей и т.д. С помощью экскурсий можно добиться более целостного восприятия объектов, более глубокого представления об изучаемом предмете. Программный материал постепенно усложняется за счет расширения изучаемых объектов, углубления и обобщения полученных знаний.

Н.В. Тимофеева и Ю.В. Зотова в своей работе приводят следующие нетрадиционные формы и виды организации обучения: кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, соревнования, КВН и другие. Рассмотрим особенности каждого вида нетрадиционных занятий более подробно.

Занятия-соревнования позволяют добиваться высокой степени освоение знаний за счет духа соревновательности (кто быстрее найдет, назовет, определит и т.д.).

Театрализованные занятия дают возможность повысить степень освоения информации, развить у детей фантазию, артистичность, улучшить эмоциональный фон в группе.

Сюжетно-ролевые игры как вид занятия нацелен на решение задач в процессе проведения сюжетно-ролевой игры.

Занятия-консультации и занятия-взаимообучение позволяют ребенку обменяться опытом с другими детьми

Исследовательская деятельность в рамках такого вида занятий как занятия-сомнения позволяют найти истину при решении таких вопросов как – поплывет или утонет, полетит или нет и т.д.

Занятия-путешествия могут быть как реальными путешествиями (по территории детского сада, внутри дошкольного учреждения или за территорией ДОУ) так и виртуальными (с помощью фантазии, средств современных информационных технологий).

Бинарные занятия включают в себя составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняется сюжет и содержание рассказа. Данный вид занятий был придуман Дж. Родари.

Занятия-концерты могут включать в себя как один номер, подготовленный и исполненный ребенком, так и ряд номеров, подготовленных с помощью педагога.

Занятия по мотивам различных игр – КВН, Следствие ведут знатоки, Поле чудес и т.д.

Рассмотрим особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. В первую очередь перед проведением занятия необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических условий и условий безопасности – проветрить помещение, проверить освещение, оборудование, инструменты и материалы. Очень важно грамотно подготовиться к занятию, составить конспект, продумать организацию и прохождение занятия, подготовить необходимые материалы. В ходе занятия педагог должен привлекать всех детей к активному взаимодействию, проговариванию поставленной задачи и важных положений данного занятия. Суть личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть и преумножить индивидуальный опыт ребенка и тем самым добиться личностного усвоения нового содержания. Содержание занятия должно быть понятно и интересно ребенку, преподноситься на понятном ему языке, в форме диалога. Также необходимо продумать физкультминутку. Длительность и количество занятий зависит от возраста детей.

Бондаренко Т.М. приводит следующие нормы:

с детьми четвертого года жизни проводится 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут;

а пятом году жизни допускается проведение 10 занятий с продолжительностью не более 20 минут;

на шестом году жизни проводится 13 занятий продолжительностью не более 25 минут;

с детьми седьмого года жизни проводится 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию проводятся по согласованию с родительским комитетом в следующем количестве: вторая младшая группа – 1 занятие; средняя группа – 2 занятия; старшая группа – 2 занятия; подготовительная группа – 3 занятия в неделю.

С.А. Козлова и Т.А Куликова подчеркивают, что занятия проводятся с 1 сентября по конец мая. Новые виды занятий проводятся в группах по 2-3 человека, либо индивидуально.

Большинство занятий по развитию речи, по обучению предметной деятельности проводятся с подгруппой из 3-6 человек.

Занятия со свободной формой организации проводятся с подгруппами из 6-12 человек. При объединении детей в подгруппы необходимо учитывать их индивидуальные особенности развития.

Форма организации детей на занятии может быть различной : дети сидят за столом, на ковре, на стульчиках полукругом, свободно передвигаются по группе.

Эффективность занятия зависит от эмоционального настроя в группе, умения педагога заинтересовать ребенка изучаемой темой.

Чаще всего занятия проводятся в утренние часы, в период наиболее высокой физической и умственной активности. Количество занятий и их продолжительность постепенно возрастает с возрастом детей.

Классические занятия и их классификация

Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

В ходе личных разработок занятий и применении их на практике мы провели сравнительный анализ, который выявляет основные отличия между классическим и нестандартным видами занятий.

Практика показывает, что обратная связь с воспитанниками лучше, когда воспитатель применяет нестандартные формы обучения. Таким образом, мы сталкиваемся с неотъемлемостью использования новых цифровых технологий в воспитании, что обусловлено требованием современного развивающегося общества.

Информационные технологии в современном мире позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы воспитательно – образовательного процесса.

По последним научным исследованиям, использование ИКТ в развитии речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия. Способность современного компьютера помогает выводить информацию одновременно в текстовом виде, графическим изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию для воспитанников дошкольного возраста.

В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.

Я считаю, что использование личного педагогического опыта обеспечивает полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дает возможность стать участниками единого образовательного процесса РФ.

Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно коммуникативные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Список литературы:

1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. М. Учитель. 2007. С 46

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. – 41-416 с.

4. Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009. С 131.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М. Мозаика – Синтез. 2007 С.48.

6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 3 март 2013, с. 64-65. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми. М. Н. Приезжая

7. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 11 ноябрь 2013, с. 42-43. Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах? Е. И. Козиоров. М. Н. Приезжая

8. Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя! № 6 июнь. 2012 с. 5. Использование игровых компьютерных технологий. Н. П. Яронская.


1. Классическое занятие. По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми, итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие). Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

4. Итоговое занятие. Выяснение усвоения учебной программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия. В библиотеку, ателье, на почту, поле, стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело.

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города (поселка, деревни).

7. Занятие–труд. Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

10. Занятие-посиделки. На фольклорном материале; на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка. Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

13. Занятие-десант. Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

16. Занятие- эксперимент. Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

Задачей ДОУ является полноценная подготовка ребенка к школе. В разделе представлены основные направления организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы.

Вниманию педагога предложены подробные конспекты занятий, направленные на формирование количественных, пространственных и временных понятий

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Четырехугольник

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Число и цифра 0. Составление геометрических фигур из палочек Х. Кюизенера

Программное содержание: познакомить детей с палочками X. Кюизенера; учить различать их по цвету и длине; составлять из них геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник); учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти; ориентироваться в пространстве; развивать внимание, воображение, усидчивость.

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Цифры 1,2

Конспекты занятий по ФЭМП в младшей группе по ФГОС

В разделе представлены конспекты занятий, досугов и развлечений по математическому развитию детей второй младшей группы (четвёртый год жизни), разработанные на основе рекомендаций ФГОС ДО.

Игровое занятие в детском саду по ФЭМП. Младшая группа. Тема: Установление равенства (способ наложения)

Цели: формировать умение детей различать направление и нахождение предметов по отношению к себе; закреплять умение устанавливать соответствия между множествами путем наложения; осваивать умение выполнять столько движений, сколько игрушек на столе (до 4).

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Повторение. Геометрические фигуры. Знакомство с блоками Дьенеша

Программное содержание: закрепить знание геометрических фигур; учить различать квадрат, треугольник, прямоугольник, круг; познакомить с блоками Дьенеша; развивать внимание, формировать умение выполнять инструкции воспитателя.

Цель: формировать умение детей ранжировать предметы по высоте; закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела и основных пространственных направлениях от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева; закреплять состав чисел 1, 2, 3, их цифровое обозначение; формировать умение называть по порядку числительные от 1 до 3.

1. Формировать грамматический строй речи: совершенствовать умение понимать и правильно употреблять простые предлоги.

2. Развивать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный направленный ротовой выдох.

2. Развивать слухоречевое внимание.

1. Формировать предметный и глагольный словарь по теме. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

2. Развивать зрительное внимание, умение визуально координировать и контролировать свои действия.

2. Продолжать формировать пространственные представления: правая, левая руки.

1. Развивать умение выполнять словесную инструкцию. Формировать словарь по теме (учить правильно пользоваться глаголами: одевать, раздевать, надевать, снимать, обувать).

1. Продолжать формировать словарь по теме. Дать понятие об обобщающем слове звери. Расширять словарь за счет прилагательных больше — меньше, длинный — короткий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

3.Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

Составить план – конспект, который включает в себя:

-программное содержание (образовательные задачи);

-предварительную работу с детьми (если необходимо);

-ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия подготовить оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

Подготовка детей к занятиям

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 5-10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Структура занятия

Занятие включает в себя три этапа:

2. Основная часть занятия;

3. Окончание занятия.

Организация детей:

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия:

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии);

Переключение детей на другой вид деятельности.

Cтруктура НОД c учетом ФГОС ДО.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

3. Проблема в игровой ситуации

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Требования к современному занятию в ДОУ:

Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

Указать тип, вид занятия.

Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.

Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

Обязательная игровая форма проведения занятия.

Четкая мотивация занятия.

Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.

Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

Отказ от чрезмерной опеки детей.

Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

Наличие индивидуального развивающего материала.

Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом , в кругу, за столами ).

Заботиться об активной речевой деятельности каждого ребенка.

Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

Используемая литература:

Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С.В., Свирская Л.В. – М.: Линка – Пресс, 2008

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М .: 2008

Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013

Читайте также: