Описание утренней гимнастики в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Борисова Елена Николаевна

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Двигательная деятельность занимает особое место среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей. Важная роль отводится утренней зарядке, т.к. она ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей. Утренняя гимнастика непродолжительна по времени, однако она:

- оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы;

- направлена на укрепление, повышение функционального уровня систем детского организма; развитие физических качеств и способностей детей; закрепление двигательных навыков;

- воспитывает, волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность;

- способствует хорошей организации начала дня.

У детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Организацию двигательной деятельности дошкольников регулируют нормативно-правовые документы:

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный Закон об образовании РФ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Сан Пин 2.4.1.3049-13;

- Рабочая программа инструктора по физической культуре;

- Профессиональный стандарт педагога.

ФГОС ДО направлен на:

- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В нашем дошкольном учреждении, утренняя гимнастика проводится в системе двигательного режима инструктором по физической культуре. В холодный период года провожу утреннюю гимнастику в зале, в теплый период года на воздухе. В старшей и подготовительной группе с апреля по октябрь с детьми проводится оздоровительный бег на воздухе. Опыт работы показывает, что необходимо моделировать формы проведения утренней гимнастики с целью повышения интереса детей к утренней гимнастике и разнообразия двигательной деятельности. В настоящее время появилось много новых форм проведения гимнастики, которые я внедряю в практику работы. Разнообразие форм проведения помогает детям совершенствовать физические качества и функциональные возможности организма, возрастает активность ребенка в двигательной деятельности.

Чтобы использовать разные формы проведения утренней гимнастики последовательно и в системе, я разработала перспективный план проведения утренней гимнастики на учебный год, в который включила нетрадиционные формы и элементы здоровьесберегающих технологий, придерживаясь структуры традиционной утренней гимнастики: вводная часть с различными видами ходьбы, бега, основная часть с комплексом развивающих упражнений для всех групп мышц, заключительная часть со спокойной ходьбой, дыхательными упражнениями.


Использую следующие нетрадиционные формы:

- Сюжетная утренняя гимнастика

- Гимнастика с использованием различных предметов, нетрадиционного оборудования

- Игровая утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика с использованием различных предметов и простейших тренажеров. Такую форму гимнастики я провожу как обычную традиционную утреннюю зарядку, только дети выполняют упражнения с гимнастическими палками, обручами, флажками, султанчиками, мячами, а также нетрадиционным оборудованием, изготовленным своими руками. В комплекс включаю уже знакомые детям упражнения или не сложные, не требующие продолжительного разучивания, а затем вношу изменения, усложняю их. Использование нетрадиционного оборудования, простейших тренажеров позволяет постепенно увеличивать нагрузки, усложнять двигательные задания, вносит разнообразие.

Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Утренняя гимнастика в форме подвижных игр повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Для вводной части подбираю подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включаю игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму. Например:

Такую форму я чаще использую при проведении гимнастики на воздухе и рекомендую ее использовать воспитателям в летний период.

Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.

Использование полосы препятствий позволяет проводить упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.

Например: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать по наклонной доске и спуститься с нее приставным шагом, подлезть под дуги разной высоты, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В конце предлагаются дыхательные упражнения, релаксация, игровой стретчинг. Данную форму гимнастики я использую со старшими детьми, т.к. она требует самостоятельности, самоконтроля со стороны детей.

Ритмическая утренняя гимнастика. Использование в утренней гимнастике упражнений на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой. Упражнения выполняются под ритмичную бодрую музыку, в умеренном и быстром темпе, и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.). Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией на весь день. Дети с удовольствием занимаются ритмикой. Я иногда знакомый комплекс включаю в конце недели, когда провожу традиционную гимнастику или с предметами.

Утренняя гимнастика в форме фитбола – аэробики

Утренняя гимнастика в форме степ - аэробики

Степ-aэробикa - ритмичные движения вверх и вниз по cпециaльной cтеп-плaтформе. Онa рaзвивaет подвижноcть в cуcтaвaх, формирует cвод cтопы, тренирует рaвновеcие и позволяет cжигaть большое количеcтво кaлорий. Зaнятие уcложняетcя и, неcмотря нa внешнюю проcтоту, упрaжнения могут быть веcьмa непроcтыми для выполнения.

Одно из главных – музыкальное оформление занятий. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Мы с детьми на занятиях разучиваем основные шаги, добавляем предметы (гантели, мячи обручи), а затем включаем эти комплексы в утреннюю гимнастику.

Утренняя гимнастика в форме игрового стретчинга

Игровой стретчинг– это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами - это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление, для восстановления дыхания.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма. Я только начала знакомиться с данной формой проведения гимнастики и поэтому использую только отдельные упражнения в конце утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительного бега

К окончанию сезона при возрастающей нагрузке дети не чувствуют затруднений и спокойно пробегают 5- 6 минут в старшей группе, 6–7 минут в подготовительной. Оздоровительный бег начинаем с разминки, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребёнка психологически. В разминку включаются различные виды ходьбы. Затем дети выполняют несколько упражнений для различных групп мышц. Заканчиваем разминку ходьбой, переходящей в бег. Чтобы контролировать скорость, я бегу впереди. Кто устал – переходят на ходьбу. В заключении выполняем дыхательные упражнения, и упражнения на расслабление. Дети после заболевания выполняют разминку и вместе с воспитателем выполняют разные задания с элементами ходьбы. При организации оздоровительного бега проводится большая предварительная работа с родителями: беседы, консультации о пользе и эффективности оздоровительного бега, ознакомление их с методикой проведения. Возникают трудности в приобретении спортивной одежды и обуви со стороны родителей. Родителям психологически трудно родителям утром облегчить одежду детей для пробежки. Но после разъяснений, ознакомления, наблюдения за ребенком во время оздоровительного бега, родители начинают осознанно подходить к организации бега.

Заключение

Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди детей, положительно влияют на организм ребенка, оказывают оздоравливающее воздействие и являются необходимым условием укрепления здоровья и гармоничного развития детей. Утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно. Для того, чтобы было интереснее, комплекс утренней зарядки для детей нужно выполнять под музыку. Сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. В конце гимнастики предлагаются дыхательные, релаксационные упражнения.

В перспективе планирую пополнить картотеку комплексами утренней гимнастики в форме игрового стретчинга, расширить перспективное планирование физзанятий с включением здоровьсберегаюших технологий сохранения и стимулирования здоровья,

Литература:

Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка.-М. Линка-Пресс , 1993

Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду Москва 2009

Змановский Ю. Ф. К Здоровью без лекарств. -М.: Советский спорт,1990.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. (дошкольный возраст) Программно-методическое пособие Линка-Пресс 2000.

Сулим Е.В. Детский фитнес Физкультурные занятия для детей 3-5 лет Творческий центр Сфера 2014

Сулим Е.В. Детский фитнес Физкультурные занятия для детей 5-7 лет Творческий центр Сфера 2014

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Утренняя зарядка для детей в детском саду. Утренняя зарядка – это заряд бодрости на весь день. В детском саду очень важно начинать день с такой физической веселой тренировки, чтобы каждый ребенок получил хорошее настроение, окончательно проснулся и был готов к получению новых знаний.

Утренняя зарядка для детей в детском саду

Утренняя гимнастика для детей в ДОУ

Утренняя зарядка – это не просто несколько упражнений, это целый комплекс, специально подобранный для всех мышц. Причем важно не только окончательно разбудить ребенка, но и дать детям возможность выполнять общее дело в коллективе. Такое общение помогает снизить внутреннее напряжение, которое невольно овладевает ребенком после того, как родители уходят, а он остается без них на целый день.

Целями утренней зарядки можно считать:

  • организацию общения детей во время двигательной активности;
  • снятие нервного напряжения ребенка и настрой его на позитив;
  • воспитание дисциплины.

Задачи

Перед воспитателем, инструктором физкультуры стоят следующие задачи:

  • настроить организм ребенка на активную работу;
  • повторить уже пройденный материал, в данном случае – упражнений;
  • получить новые знания, в данном случае – разучить новые движения, которые помогают стимуляции всех органов;
  • дать понятие о дисциплине, закрепить умение работать в коллективе.

Виды утренней гимнастики

Существует несколько видов утренней гимнастики. Для дошкольников подойдут следующие:

Игровой вид

В этом случае дети участвуют в различных играх, и каждая игра направлена на выполнение конкретных движений. Игры могут быть быстрые, а также не слишком подвижные. В конце гимнастики обязательно проводятся дыхательные упражнения. Вместо традиционных игр может быть предложена эстафета с полосой препятствий. Помимо упражнений также детям могут предложить пробежку, такая двигательная активность нравится дошколятам, к тому же очень полезна для здоровья.

Ритмика

Эта гимнастика, как правило, проводится под энергичную музыку, которая сама уже заряжает хорошей энергией. Дети бегают, прыгают, делают танцевальные движения, выполняют упражнения, чтобы заставить работать все мышцы. Такой вид гимнастики проводят у старших дошкольников, они уже хорошо умеют работать в команде, более дисциплинированны.

С наглядными пособиями

Дошкольникам предлагается выполнить комплекс упражнений, который нарисован на специальных карточках. Подобная работа невозможна в младших группах. Только старшие дошкольники могут сориентироваться и выполнить упражнение, схематично изображенное на табличке.

Утренняя зарядка для детей в детском саду под музыку

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя зарядка для детей в детском саду. Нагрузка во время гимнастики нарастает постепенно, пик активности – в середине гимнастики, в конце комплекса активность снижается.

Упражнения проводятся в плотном режиме. Минимум времени уходит на объяснения, как выполнять. Спортивный инвентарь также раздается очень быстро.

Каждое движение повторяется неоднократно, за счет повторений вырастает нагрузка.

Утренняя зарядка для детей в детском саду.Этапы проведения утренней гимнастики

Этапы проведения утренней гимнастики

Утренняя зарядка для детей в детском саду. Гимнастику для дошкольников можно разделить на три этапа.

Детей нужно настроить на выполнение комплекса упражнений, организм ребенка должен подготовиться к физической активности. Важно понимать, что главная цель – оздоровление ребенка, профилактика плоскостопия, вырабатывание правильной осанки. Наращивание двигательной активности идет постепенно. Начальный этап гимнастики – построение, упражнения в строю. Это могут быть различные повороты, ходьба на носках, пятках, обычная, с подниманием коленей, прыжки, бег.

В этот этап входят упражнения для активности мышц, сюда же входят и упражнения, формирующие осанку. Общеразвивающие упражнения для шеи, плечевого пояса, туловища, пресса, рук, ног – самые основные в этом этапе. Упражнения выполняются стоя, на полу, сидя. Практикуются парные упражнения. Также упражнения можно выполнять в тройках.

После физической активности организм должен постепенно успокоиться, сердечный ритм нужно выровнять, также выровнять дыхание. Поэтому после активных упражнений полезными будут ходьба, дыхательная гимнастика. Любят дошкольники хороводы, которые одновременно игровой элемент и в то же время стабилизирующий активность.

Стоит отметить, что утренняя гимнастика выполняется дошкольниками в своих группах. Воспитателю нужно научить детей правильно выполнять команды, быть активным, дисциплинированным. Воспитателю важно найти нужный темп для проведения упражнений, подобрать нужное музыкальное оформление, если оно требуется, обращать внимание на правильность выполнения упражнений детьми и тут же исправлять ошибки. Ведь если упражнение ребенок выполняет не так, как требуется, то толку от такой физической активности не будет.

Утренняя зарядка для детей в детском саду. степ - гимнастика

Рекомендации проведения гимнастики для детей разного возраста

Важен подбор спортивного инвентаря для дошкольников. Младшие дошкольники работают с флажками, кубиками, погремушками. Дети из средних групп во время гимнастики используют также флажки, кубики, а также ленты, бечевки. Старшие дошкольники уже умеют обращаться с обручем, гимнастической палкой, скакалкой, мячом.

Темы для утренней гимнастики в ДОУ

Для дошкольников обычные упражнения не интересны. Нужна увлекательная тема. Чтобы гимнастика доставила удовольствие и принесла хорошее настроение, да к тому же произошло закрепление уже полученных дошкольником знаний на тематических и творческих занятиях, воспитатели придумывают темы.

  • Поход в огород.
  • Осенняя прогулка.
  • Насекомые.
  • Лесные жители.
  • Зимняя прогулка.
  • Умный пешеход.
  • На корабле.
  • Пожарная команда.
  • Морское приключение (в гостях у русалочки).

Утренняя зарядка для детей в детском саду, упражнения

Длительность утренней гимнастики для детей по возрастам

Для каждого возраста установлены ограничения по времени в проведении гимнастики. Младшие дошкольники выполняют упражнения не более 6 минут, дети средних групп – от 6 до 8 минут, ребята из старшей группы занимаются гимнастикой не более 10 минут, в подготовительной группе на упражнения отведено время с 10 до 12 минут.

Веселая зарядка под музыку в детском саду

Утренняя зарядка для детей в детском саду для младшей группы

Начинается гимнастика со стихотворения:

Золотое солнце,

Выгляни в оконце!

Мы хотим с тобой гулять,

С лучами весело играть.

(После этих слов ребята строятся в шеренги для выполнения упражнений).

Мы шагаем – шире шаг!

Каждый солнышку рад!

(Дети маршируют в колонне).

Мы панамки надеваем

И шагаем, и шагаем.

(Строятся для выполнения упражнений).

Тучка быстро прилетела,

Тучка солнышко задела.

И укрыла с головой.

Солнышко, ты где? Постой!

(Упражнение выполняется так: поднимаются плечи и опускаются).

Солнце тучку обхитрило,

Лучик света подарило!

Второе упражнение: дети делают повороты корпусом вправо и влево

Солнышко вернулось вдруг,

Озарило все вокруг!

Третье упражнение: дети делают приседания, вытянув руки

Поиграй-ка, солнышко,

Порезвись немножко,

Ты согрей нам, солнышко,

Ножки и ладошки!

Четвертое упражнение: тянуться вверх, подняв руки

Вот как весело играть,

Вместе с солнышком скакать!

Пятое упражнение: прыжки на месте

С нашим солнышком играть,

Завтра будем мы опять.

Шестое упражнение: ходьба

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей средней группы

зарядка под стихотворение

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел зайчик не гулять,

На веселую зарядку

Вышел зайка наш вприсядку.

Будет спортом заниматься,

Будет зайка закаляться,

Чтобы ловким, сильным быть,

Чтоб про страх совсем забыть!

Ну-ка, зайки, дружно в ряд,

Раз, два, три, четыре, пять!

Первое упражнение: ходьба на месте

Второе упражнение: поднимать колени, шагая

Нужно зайчику бежать,

Чтобы очень быстрым стать.

Третье упражнение: бег

Мы зарядку продолжаем,

Быстро зайчики шагают.

Четвертое упражнение: ходьба

Чтобы очень гибким быть,

Нужно с обручем дружить.

Пятое упражнение: упражнения с обручем. Обруч поднимают, движение корпусом влево и вправо

Чтобы стать зайчонку смелым,

Наклоняйся вправо-влево.

Шестое упражнение: держа обруч, делать наклоны

Ходьба на месте

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей старшей группы

Утренняя зарядка для детей в детском саду для детей старшей группы

Исходное положение – стойка. Первое действие – Ребята стоят, вытянув руки перед собой. Второе действие – Поднимаются на носочки. Третье действие – исходная позиция.

На грядке капуста сидит,

Головой влево-вправо вертит.

Вот веселый кабачок,

На солнце греет он бочок.

Левый бок погрел, нагнулся,

На правый бок он повернулся.

Исходное положение – дети лежат на спинет. Руки при этом положены за голову. Первое действие – дети поворачивается на один бок. Второе действие – дети поворачиваются на другой бок. Третье действие – дети возвращаются в исходное положение.

Выросли яблочки, просто загляденье,

Ах, какое вкусное из яблочек варенье.

Яблочки качаются, на солнце наливаются.

Исходное положение – на спине. Первое действие – обнять руками согнутые колени. Второе и третье действия – раскачивание вперед и назад. Эти действия повторяются несколько раз. Потом ребенок возвращается в исходное положение.

Выросла морковка,

Прояви сноровку:

Нужно низко наклониться

И схватить за косицу.

Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Второе действие – наклониться вперед. Действие третье – руки тянуть к носкам. Действие четвертое – распрямиться, вернуться в исходное положение.

Вкусная вишня высоко висит,

Вкусная вишня дразнит и манит.

Руку мы протянем,

Подпрыгнем и достанем.

Исходное положение – стойка. Первое действие – руки на пояс. Второе действие – прыжок. Третье действие – ходьба. Четвертое действие – прыжок. Пятое действие – ходьба.

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей подготовительной группы

для детей подготовительной группы

Чтобы утро начиналось не со скуки, а с улыбки,

На зарядку становитесь, дети, звери, птицы, рыбки!

Первое упражнение: ходьба

Идет чередование с пятки на носок, потом подскоки, потом бег на носочках, потом просто ходьба

Расправьте, птички, крылышки,

Вытянете лапки, зайчики,

Поднимите руки, девочки,

Поднимите руки, мальчики.

Сильные ножки

Бегут по дорожке.

Даже кочки не страшат

Наших смелых медвежат.

Третье упражнение: ноги поставить на ширину плеч, перекатываться с пятки на носок и обратно

Ягодка под кустом созрела,

Прыгнуть в рот захотела.

Чтобы ягодку съесть,

Нужно низко присесть.

Четвертое упражнение: приседания

Долго-долго мы бежали,

И немного полежали,

А потом дружно встали!

Пятое упражнение: лечь на спину, руками, садясь, достать носки кончиками пальцев рук

Чтобы быть всегда в порядке,

День начни с зарядки!

Бегай, прыгай, веселись,

Бодрым будь и не ленись!

Шестое упражнение: дети строятся, потом бег, ходьба, дыхательная гимнастика

физкультура в детском саду

Рефлексия проведения утренней зарядки

Утренняя гимнастика – это не просто набор упражнений, не просто набор команд и заданий. Ребенок, выполняя команды и повторяя упражнения, должен понимать всю важность зарядки. Зачем он ее делает, зачем нужны те или иные упражнения и почему важно выполнять их правильно. Правильная походка, правильная осанка, как нужно ставить стопы – все это необходимо для здоровья ребенка.

Перед гимнастикой помещение обязательно проветривают, в нем проводят влажную уборку.

В ходе проведения упражнений воспитатель следит за качеством выполнения команд, устраняет ошибки. Большая помощь в этом – словесный метод, особенно если идет работа с маленькими детьми. Обязательно должна быть похвала ребенку, который старается выполнять требования. В процессе гимнастики воспитатель нередко использует счет, помогая детям держать ритм. Для поддержания детского интереса нужно периодически то замедлять темп, то ускорять. Это необходимо делать, потому что дети не выдерживают монотонности. В конце гимнастики обязательно должны быть дыхательные упражнения.

После гимнастики дети чувствуют прилив бодрости, повышается настроение. С таким хорошим настроем дети начинают день в детском саду, у них появляется желание узнавать что-то новое, интересное. А начало положила правильно организованная утренняя гимнастика.

На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Под “физическим совершенством” прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Одним из показателей воспитания здоровой личности является – гимнастика.

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Особенности проведения утреней гимнастики с детьми дошкольного возраста

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в продуманной гигиенической обстановке, правильно подобранными комплексами физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает иммунитет к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития ребёнка, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения. Включать в утреннюю гимнастику элементы игры, сюжетных персонажей.

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – он должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища. Для каждого возраста предусмотрена своя индивидуальная нагрузка, повторяемость упражнений.

На занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма (упражнения начинают выполнять сверху – вниз, т.е. с головы … до стоп). Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с большой нагрузкой, так как утренняя гимнастика нужна для взбадривания, пробуждения, а не в коем случае для интенсивности движений. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, два раза в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу или заменяя одно из упражнений.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

Утренняя гимнастика не только “пробуждает” организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

Примерный комплекс утренней гимнастики “Растем здоровыми ”.

Дети колонной входят в музыкальный зал под физкультурный марш и выстраиваются в шеренгу.

Воспитатель:

На веселую зарядку,
Приглашаем вас с утра.
А здоровым быть и крепким,
Помогает нам ходьба.

Вводная часть: ходьба в колонне по одному, руки на поясе, локти отведены назад: ходьба на носках, на пятках, ходьба спиной вперед, ходьба выпадами ног, подскоки с продвижением вперед, бег на носках, бег в быстром темпе, легкий бег, ходьба в колонне по одному. Перестроение в 2 шеренги.

Общеразвивающие упражнения:

И.п. основная стойка, 1-2 руки вверх, подняться на носки, 3-4 вернуться в и.п.- 8 раз.

И.п. ноги на ширине плеч. Руки сцеплены за спиной, наклоны туловища, одновременно поднимая за спиной руки. Вернуться в и.п. – 8 раз.

3. “Послушные ноги”

И.п.ноги на ширине плеч, руки на пояс. Правая нога на носок, потом на пятку и наоборот, левая на носок и пятку. Вернуться в и.п. – 8 раз.

И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны назад, достать до правой пятки правой рукой, вернуться в и.п., достать левой пятки левой рукой, вернуться в и.п. – 8 раз.

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. При приседании руки вытянуть вперед. Вернуться в и.п. – 8 раз.

6. “Не ленись”

И.п. лежа на полу на спине руки вытянуть вверх. Со взмахом рук поднять верхнюю часть тела и достать руками до носков на ногах. Вернуться в и.п. – 8 раз.

Построение в одну колонну, ходьба по залу, легкий бег, бег с ускорением, легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания.

Речевка детей:

Чтобы день твой был в порядке
Начинай его с зарядки.
- Здоровье в порядке?
Спасибо Зарядке!

Заключение.

Я считаю, что такая утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятий физическими упражнениями в детском саду, без сомнения, прививает любовь к активной двигательной деятельности, способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, а значит, закладывает базис здорового образа жизни будущего человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной к школе ― 10―12 мин.

Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной к школе ― 10―12 мин.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза.
Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10―20 с, для среднего ― 20―25 с, для старшего ― 25―30 с, для детей 6 лет ― 30―40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4 и средней ― 4―5; для старшей ― 5―6; для подготовительной к школе ― 6―8. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз; в средней ― 5―6 раз; в старшей ― 6―8 раз; в подготовительной к школе ― 8―10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.
Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе. Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2―3 до 6―7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая (например, дети 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам).

Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

Варианты проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

Используемая литература:

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. (Программа развития.)

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Читайте также: