Описание уголков в детском саду по фгос
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 19.09.2024
Согласно ФГОС ДО, дошкольное образование должно предоставлять детям выбор вида деятельности, а пространство группы должно быть гибким и изменяемым под различные задачи. Для соблюдения этих принципов в группе детского сада необходимо использовать зонирование пространства — разделение помещения на небольшие части, каждая из которых предназначена для определённого вида деятельности.
В этой статье мы рассмотрим, как зонирование помогает образовательному процессу, и какими способами можно воспользоваться для деления пространства
Зонирование во многом зависит от опыта воспитателей и их видения пространства дошкольной группы. Однако необходимо помнить, что каждая зона должна способствовать развитию у детей различных навыков и чувств: коммуникативных умений, эстетических представлений, творческих способностей, мышления и т. д.
В свободное время дети должны самостоятельно выбирать себе занятие, исходя из существующих зон в дошкольной группе
Зоны в детском саду могут быть следующими:
место, где дошкольники знакомятся с книгами как с источниками информации; тихая зона, также служащая для уединения
ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды
во всех группах ДОУ
Пояснительная записка
Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 1
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
При построении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ соблюдались следующее:
5) Доступность среды
Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы
Наименование зоны развития
Ребенок познает окружающий мир, опираясь на яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы в детском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируется ценностное отношение к окружающему миру.
Что такое уголок природы в ДОУ
Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:
- размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
- размещать растения на подоконниках и в спальне;
- живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.
Уголок природы в ДОУ
Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания.
Значение экологических и природных уголков в детском саду
Угол живой и неживой природы является важным средством экологического воспитания. Деятельность детей и педагога в нем направлена не только на получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, но и на получение практического опыта.
- развитие познавательного интереса: расширение знаний детей о природе, формирование интереса к познанию новых природных явлений, повышение уровня развития логического мышления и внимания;
- развитие эко-эстетического чувства: видение красоты окружающей среды, развитие творческого воображения;
- воспитательное значение: формирование бережного отношения к природе, чувства патриотизма, любви к природе;
- практическое значение: приобретение навыков ухода за жителями уголка, развитие трудолюбия, ответственности, активности.
Растения улучшают качество воздуха
Помимо вышеперечисленного можно отметить, что растения оздоравливают атмосферу в помещении, увлажняя и очищая ее. Живой уголок в типовом ДОУ является и средством снижения заболеваемости.
Что он должен содержать
Поскольку экологические знания делятся на две части: знания о живой и неживой природе, то и содержание уголка должно соответствовать образовательным запросам. По ФГОС ДО основными элементами являются:
- безопасные однолетние и многолетние растения;
- инвентарь по уходу за растениями;
- календарь природы;
- разнообразный материал неживой и живой природы: камни, орехи, желуди, песок, глина и т. д.;
- емкости для опытов с неживой природой и т. д.
Полезно! Знания и о живой, и о неживой природе важны для будущего обучения в школе.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности.
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
Рекомендации и требования по подбору материала
Требования при организации природного пространства:
- яркое и красочное оформление;
- безопасная мебель и оборудование;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
- инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
- природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
- украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.
Требования к отбору обитателей:
Посадка растений весной
- только типичные представители конкретного региона;
- для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
- необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
- каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
- возможно размещение только безопасных растений.
Необходимо проводить занятия по временам года:
- весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
- лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
- зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
- осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.
Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.
Анализ уголка природы в ДОУ
Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:
- безопасность;
- доступность;
- полифункциональность;
- соответствие возрасту детей;
- разнообразие;
- дизайн.
Конкурс уголков природы
После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.
Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.
Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.
Смотру может предшествовать ряд мероприятий — лекторий, семинар, обмен опытом, где педагоги делятся опытом по организации уголка природы, шаблонами. Оформить уголок несложно, но к конкурсу нужна презентация, для представления его комиссии. Оформлять ее можно и как распечатку.
Таким образом, экологический уголок, созданный в детском общеобразовательном саду, является средством формирования ценностного отношения к природе. Это одна из главных целей ФГОС ДО. Поэтому организация работы в заданном направлении должна осуществляться только после тщательной подготовки педагогов.
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей №25 "Гнёздышко" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.
Читайте также: