Описание по памяти вводится в какой группе детского сада

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Общая структура психологической характеристики группы детского сада

Психологическая характеристика группы, осуществляется по следующим критериям:

Общая характеристика.

В ней описывается:

  • общее количество детей в группе;
  • средний возраста, минимальный и максимальный возраст воспитанников;
  • какое количество детей состоит в группе с самого начала ее основания, кто перешел из другой группы, кто недавно поступил в сад;
  • количество детей из полных, неполных, многодетных семей, воспитывающихся родителями или опекунами;
  • средний возраст родителей, максимальный и минимальный возраст родителей.

Направление активности группы. Выявляются лидеры группы, дается их психологическая характеристика (авторитет среди сверстников, поведение, поступки и т.д.) Определяется актив группы, наиболее ответственные дети, общий уровень воспитанности детей. Как дети выполняют поручения и общественные дела в группе (самостоятельно, под руководством воспитателя, с помощью няни и т.д.). Устанавливается общий уровень дисциплинированности детей, наличие или отсутствие грубых нарушений. Определяется уровень сформированности учебной мотивации, возможности повышения успеваемости воспитанников, определение детей, которым необходима индивидуальная помощь и контроль при выполнении учебных заданий.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Интеллектуальная коммуникативность. Устанавливаются общие интересы детей, их достижения в соревнованиях между группами ДОУ. Кроме того, в процессе наблюдения определяется уровень уважительного отношения детей к другу, воспитателю и педагогам. Насколько легко дети могут обратиться за помощью к воспитателю в различных конфликтных и сложных ситуациях. Как внимательно воспитатель относится к проблемам детей, выслушивает их, дает советы, разрешает конфликты и т.д. Особое значение имеет то, как дети реагируют на критику воспитателя, в какой форме воспитатель критикует детей и т.д.

Психологический климат в группе. Выявляется общий тон взаимоотношений между детьми и воспитателями, а также между самими детьми. Насколько дружелюбны дети, уровень развитости коллективизма, наличие общих интересов и увлечений.

Характеристика детского коллектива

Практика проходила в старшей группе детского сада. Количество воспитанников 21: 13 девочек и 8 мальчиков.

За время прохождения практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные.

Активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, быстро утомляются. Не умеют поддержать игру, принять роль.

Общие социально-бытовые навыки: некоторые дети имеют трудности в овладении навыками самообслуживания.

Все дети развиты физически.

Волевое начало в действиях детей проявляется в продуктивной деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила распорядка жизни группы. Познавательно достаточно активны.

Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика.

На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка.

Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.

Большинство детей из благополучных семей. 3 ребенка из многодетных семей, 1 из неблагополучной.

Цель: выявить уровень развития детей старшей группы

Цель: Развивать диалоговую речь, закрепить понятия домашних, диких животных, учить классифицировать.

Цель: выявить уровень развития детей старшей группы

Цель: закреплять умение пользоваться ножницами

Цель :учить обобщению и классификации

Забор вокруг заячего дома

1. Развивать у детей умение пользоваться ножницами

2. Учить вырезать прямые полосы.

3. Воспитывать чувство сострадания.

-предложить собрать веточки. (воспитывать чистоплотность)

Цель: развитие памяти, ловкости и внимания.

1. Воспитывать интерес к худ. литературе

2. Развивать ответственность.

3. Учить детей слушать

Предложить помочь дворнику (воспитывать уважение к труду)

Цель: вызвать желание идти в садик. Создать хорошее настроение. Учить правилам поведения.

Материалы о воспитании и обучении:

Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том …

Лидерство как социально-психологический феномен В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому …

Сущность образования с онтологической точки зрения Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления. Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущ …

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

  • Поступления в школу.
  • Решения юридических вопросов.
  • Консультации у психиатра.
  • Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
  • Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
  • Органов опеки и попечительства.

Это тоже важно знать:
Характеристика на ученика: образец

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

Характеристика для ПМПК дубль 2

Зрительная память у ребенка развита, определяет место предмета в ряду но не всегда правильно уравнивает предметы.

Пространственные представления сформированы, знает основные цвета.На занятиях по изо деятельности Кирилл старается, но не всегда хорошо получается. Приемами лепки владеет хорошо, но бывает что не завершает начатую работу до конца. Охотно выполняет работы по аппликации.

Достаточно развиты конструктивные навыки, постройки получаются устойчивые, соответствуют образцу.На физкультурных занятиях Кирилл занимается активно с желанием, старательно выполняет упражнения, но получается не всегда правильно.

В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием, но редко изъявляет желание быть ведущим в этой игре.На музыкальных занятиях занимается охотно, имитирует слова песни звуками.На занятиях по развитию речи лексика очень бедная.

Грамматический строй речи не сформирован. Навыки

Вторая младшая группа от 3 до 4 лет.Характеристика физического и психического развития ребенка.

Социально-нравственное и личностное развитие.

Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения.

Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям — восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию.

У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений.

Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним.

Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив.

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.

дети с овз

О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.

Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.

Но вернусь к задачам комбинированных групп:

  • Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  • Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
  • Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.

дружные ребята

Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.

В чем особенность комбинированных групп в детском саду?

В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.

Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.

Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.

дети

Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.

Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память - что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс - осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое "хорошая память"? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций - они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации - она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Этапы развития памяти у детей

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап - возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап - с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию - один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде - все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, - важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

развитие памяти дошкольников

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфе­ре восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опы­та.

Topic
Написание дипломной. Рекомендации

Глава I. Научно - теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников

(Далее смотрите в этой же статье)

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами дидактической игры

2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент

Введение

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Объект исследования: память детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников.

Цель: выявить характерные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучение теоретических подходов развития памяти.
  2. Выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6 лет.
  3. Разработка развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
  4. Определение эффективности развивающе-коррекционной работы.

Гипотеза: предполагаем, что память у дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.

База исследования: Подгородне-Покровский детский сад “Ручеек”.

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами дидактической игры

2.1. Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент проводился с 10.09.2004 по 20.09.2004 в Покровском ДОУ “Ручеек”. В эксперименте участвовали 10 дошкольников подготовительной группы.

Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6–7-летнего возраста.

На первом этапе жизни памятьвыступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Первые впечатления новорожденного, которые фиксируются в памяти, могут быть неосознанные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.) и социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Это ведет к накоплению личного опыта, осваиваются новые формы поведения.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется. В виде свободного воспоминания образная память наблюдается только в начале 2 года жизни.

Таким образом, память в младенчестве еще не является самостоятельным процессом, а включена в восприятие и ощущение и является непроизвольной.

Особенности развития памяти в раннем возрасте. В результате расширения ознакомления с предметным миром у ребенка начинается новый этап в развитии памяти. Ребенок приступает к овладению предметными действиями в соответствии с их функцией и назначением, - овладевает новыми движениями и навыками. Все это ведет к тому, что память становится более гибкой и подвижной.

У ребенка формируются представления об объектах, их удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Ребенок уже узнает предмет вне связи с ситуацией и идентифицирует его по существенным признакам.

В начале 2-го года жизни память ребенка выделяется из процесса восприятия , т.е. становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие. Удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (к концу 1-го года жизни ребенок узнает родное лицо после 2-3-недельной разлуки, на 2 году жизни – 1,5 - 2 мес.; в3 года - через 1 год).

Интенсивно начинает развиваться словесно-смысловая память, так как ребенок уже начинает реагировать на значение слова, а не на ритмико-мелодическую его структуру. На 3-м году жизни ребенок понимает каждое отдельное слово фразы, расширяется его активный и пассивный словарь.

Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они быстро и легко. В отличие от взрослых, у ребенка запоминание идет быстро, но часто беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал или удерживать в памяти случайные события, несущественные (по мнению взрослых) детали, обрывки разговоров взрослых, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему может быть и не совсем ясен. Пластичность памяти ребенка часто приводит к тому, что он может воспроизвести ненужный материал, неожиданно всплывающий в памяти ребенка. Это связано и с тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали полностью самостоятельными процессами, а являются лишь способом овладения языком.

Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения. Непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, навыками и умениями, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми приводят как к количественным изменениям в памяти ребенка, так и к тем качественным преобразованиям, которые в конечном счете определяют дальнейшее развитие памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Непроизвольная память и условия ее развития. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, было интересно.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от следующих его особенностей: эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение (механические игрушки), контраст, необычность и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которые воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребенок еще не только не умеет ставить перед собой цель запоминать - вспоминать, но и не принимает исходящую извне мнемическую задачу. Не овладевает он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношения и деятельности.

Непроизвольно может запечатлеться и то, что многократно повторяется. Непроизвольно запечатлевается то, с чем ребенок действует, что включено в его деятельность. Большое значение при этом имеет речь. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие и запоминание им не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых самим ребенком действий.

Продуктивность непроизвольного запоминанияу детей увеличивается с возрастом в том случае, если выполняемое ими задание требует не пассивного восприятия (рассматривание картинок),а активной ориентировки в материале, выполнения мыслительных операций (группирование картинок по содержанию, придумывание слов, установление конкретных смысловых связей).

Качество непроизвольного запоминаниякартинок, предметов, слов зависит: от содержания материала (легче запоминается наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка); если обращать внимание ребенка на объект; материал должен производить впечатление; активное действие с объектами (особенно в игре); оперирование предметами, называние их; детальность восприятия, обдумывание, группировка; многократное повторение.

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что легко запоминается и сохраняется тот материал, с которым малыш что-то делал: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, перекладывал и т.п.

Развитие произвольной памяти.

Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить.

Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, ибо чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников. С возрастом структура мнемической деятельности усложняется: непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на все более и более сложные способы переработки запоминаемого материала, т.е. основные качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста заключаются в постепенном переходе от ее непроизвольных форм к произвольным.

Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить появляется раньше цели запомнить, сначала развивается произвольное воспроизведение, а вслед за ним и произвольное запоминание. Ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. Однако само по себе наличие такого требования еще не может привести к осознанию данной цели. Важен также мотив, побуждающий ребенка к деятельности, важно, чтобы цель была принята ребенком.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.

Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано: с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации, с умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям, со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Этапы развития произвольной памяти

1. Первоначально цель запомнить формируется взрослым словесно.

2. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется
намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание
раньше, чем запоминание становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в
восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо
запомнил.

3. Осознавание и выделение мнемической цели: а) когда ребенок сталкивается с такими словами, которые требуют от него активного припоминания и запоминания; б) важен мотив, побуждающий ребенка к деятельности, и принятие цели (лучше в игре).

4. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из
знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны
взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в
качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально: повторение поручения вслед за взрослым; проговаривание материала шепотом; прикосновение к картинкам; их пространственное перемещение и т.п. В дальнейшем: смысловое соотнесение и смысловая группировка; схематизация; классификация; соотнесение с ранее известным. Это способствует развитию произвольной логической памяти.

5. Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое
изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно
контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется
стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят
самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники
исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Развитие других видов памяти.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная.Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, прежде всего, в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.

У 3-4-х-летних детей часто встречается смешение того, что было в действительности, с тем, что ребенок выдумал сам. Иногда взрослые принимают это за ложь, однако здесь наблюдается объединение фантазии и памяти.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста происходят заметные сдвиги в развитии образной памяти:

1. Увеличивается объем сохраняемых представлений.

2. Благодаря развитию восприятия представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные (расплывчатые, неясные) у младших дошкольников, становятся все более осмысленными, четкими и дифференцированными. Они приобретают вместе с тем все более обобщенный характер.

3. Представления становятся связными и системными. Они могут быть объединены в группы, категории или картины.

4. Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.

5. Становясь осмысленными, представления все больше подчиняются управлению. Старшие дошкольники могут их произвольно вызывать и комбинировать в соответствии с конкретной задачей.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. У детей среднего и старшего дошкольного возраста некоторые движения и действия становятся навыками, так как именно двигательная память лежит в основе их формирования. В дошкольном возрасте у детей формируются многочисленные новые и разнообразные навыки, прежде всего трудовые, учебные (движения карандашом, штриховка, вырезание, наклеиввание, сгибание и др.), основные физкультурные (шаг, бег, прыжки, лазанье, ползанъе, повороты, ловля и метание мяча; движения под музыку и их изменения в соответствии с особенностями ее темпа и ритма). В формирование навыков в младшем дошкольном возрасте значительную роль играет показ, образец, которому дети подражают.

Однако стойкость такого заученного движения крайне незначительна. С возрастом все большее значение приобретает словесная инструкция. Сначала она сочетается с показом движения, а затем опора на образец становится уже ненужной.

Формирующиеся навыки, также же как и сохраняемые ребенком образы воспринятых предметов, сначала являются очень нечеткие и нестойкие. Производя несколько раз одно и то же действие, ребенок допускает много лишних движений. Многие мышцы напряжены, ребенок быстро утомляется, а действия оказываются неровными, разбросанными и медленными. Лишь в результате многократных повторений остаются только нужные движения.

Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи: при слушании и воспроизведении литературных произведений; рассказывании; в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примененного человеком.

Механическое запоминание продолжает оставаться главным и в старшем дошкольном возрасте. От повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или про себя. В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, бессмысленный материал, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал.

Причины данного факта: интерес к звуковой стороне этого материала; эмоциональное отношение: чувство смешного, комического; часто этот материал включается в игровую деятельность. Для детей задача запомнить нередко реализуется буквальным воспроизведением, со всеми деталями и особенностями. Дети не допускают искажение подлинника, перестановки слов, пропусков, часто поправляют взрослых, если они видоизменяют материал.

Ограниченные речевые возможности детей, такие как недостаточный запас слов, выражений, антонимов, вовсе не говорят об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят. Тенденция не вникать в смысл того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. На путь механического заучивания в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям, не умеющие думать.

Читайте также: