Описание огорода на подоконнике в детском саду
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.
Содержимое публикации
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.
Автор проекта: воспитатель Фомина Марина Владимировна
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, (февраль-май).
Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, фото, дневник наблюдения.
Место проведения проекта: группа "Ладушки".
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.
Цель проекта: воспитание экологической культуры детей, развить интерес к познавательно – исследовательской деятельности, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике, а также формирование эстетических чувств дошкольников.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;
2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
3. Дать детям первичное представление об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет);
4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений – лук, укроп, пшеница;
5. Развивать творческие способности у детей, чувство ответственности за рост и развитие растений;
6. Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас детей по данному проекту;
7. Воспитывать уважение к труду,бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемые результаты: с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.
План реализации проекта:
Основной: проведение запланированные мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций).
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
• Определение целей и задач проекта.
• Изучение методической литературы по теме.
• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.
• Создание условий для проекта.
2. Основной: Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
1. Беседы по изучению культурных растений ("Строение растения", "Правило ухода за растениями", "Лук и чеснок от простуд".
2. Наблюдения и уход за растениями.
3. Эксперименты и опыты, творческая деятельность.
4. Рассматривание иллюстраций и книг.
7. Исследовательская деятельность: особенности выращивания культурных растений (подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полов, рыхление).
8. Посадка – лук, чеснок, фасоль, петрушка, укроп, перец, пшеница, огурцы, кабачки.
9. Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей и фотографирование.
10. Ведение дневника наблюдений, организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.
3. Заключительный:
2. Обед с витаминным луком.
5. Дети познакомились с культурными растениями – лук, укроп, пшеница, фасоль, перец, огурец, кабачок и т.д.
Практический:
2. Какие растения можно вырастить на подоконнике?
3. Строение растения.
4. Роль солнца, воздуха и воды для роста растений.
5. Правила ухода за растениями
6. Лук бывает разный…
7. Лук –от семи недуг!
2. Чудесный мешочек
3. Узнай и назови (Овощи и фрукты).
4. Угадай на вкус.
5. Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу.
7. Скажи ласково!
Сюжетно- ролевые игры:
1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
3. Продуктовый магазин.
Работа с родителями:
2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, земля.
3. Посоветовать дома с родителями прорастить семена кабачка.
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на земле.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребенок каждый день открывал для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этические чувства, учит радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, и они всегда с удовольствием откликнутся на участие в интересном эксперименте. Поэтому очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке, последующем уходе за растениями, регулярно следили за изменениями в жизни растения.
Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать развитию детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же, в младших группах достаточно посадить 1 – 2 вида растения, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5 видов.
Примерный перечень растений для посадки:
Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
За растениями должны вестись регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель сам зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – привлекает детей к фиксированию происходящих изменений: например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья. В старших и подготовительных группах результаты наблюдений полностью зарисовывают дети.
Такой вид совместной с воспитателем деятельности развивает у детей наблюдательность, заботливость, приучает их внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.
Целесообразно проводить экспериментальную деятельность с одним видом растения, но высаженного разными способами и выращенного в разных условиях. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе в ходе проведения экспериментирования с растениями в огороде на подоконнике группы, способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.
Всем привет, сегодня я решила обсудить с вами очень интересную тему. Как оформить огород на подоконнике в старшей группе? Пробовал ли кто-нибудь этим заниматься? Ведь детки в этом возрасте испытывают интерес к посадкам, но лишь у единиц дома есть огороды. Поэтому почему бы не организовать оформление мини-огорода своими руками в группе?
С чего начать?
Ведь если распространить проект на весь сад, то нужно охватить также младшую и среднюю группы. У них можно сделать примитивные варианты мини-клумб на подоконнике. А вот за старшую группу мы возьмемся более активно.
Итак, какие идеи я могу подсказать? Конечно, огородная тема наиболее актуально в весенне-летний период, но если солнечная зима или осень, то есть вероятность, что ваш огород на подоконнике будет функционировать круглый год. Главное выбирать неприхотливые растения и менять их время от времени.
Старшая группа — это уже взрослые детки, которые понимают, откуда берется урожай, но все равно я рекомендую начать введение в тему с небольшой презентации о том, как проходит цикл роста огородных растений. Если сможете подобрать хороший обучающий мультфильм, то будет тоже очень неплохо.
Что будем сеять?
Итак, когда дети будут уже в теме, они с нетерпением будут ждать, когда же уже начнется сам процесс посадки, ведь это самое интересное, бросить зернышко в землю и ждать результатов. Здесь кстати прорабатывается очень хороший воспитательный момент — тренировка терпения. Ребенок видит, что для того, чтобы что-то выросло, нужно терпеливо ждать. Но не просто ждать, а бережно ухаживать за своим мини-садом — поливать, при необходимости удобрять, рыхлить землю, подвязывать рассаду.
Также можно купить уже готовые семена , которые предназначены именно для огорода на подоконнике — и вы можете быть уверены, что зеленая красота не заставит себя долго ждать. Эти пряности можно будет срезать, и они тут же будут расти заново. Возможно, своим мини-огородом вы сможете удовлетворить запросы кухонных работников ДОУ на петрушку, укроп, базилик и другие пряности.
Можно даже провести конкурс на лучший огород на подоконнике среди групп детского сада. В этом случае, конечно, важную роль нужно уделить оформлению. В старшей и подготовительной группе воспитанники могут стать настоящими участниками этого мероприятия. Можно попросить каждую группу придумать названия для своего огорода и рассказать о нем стихи.
Оформление огорода на подоконнике
Пожалуй, это самый сложный момент. И я думаю, что коллега, которая просила меня более подробно раскрыть эту тему, имела ввиду именно идеи по оформлению.
Что касается старшей группы, то я вижу огород там следующим образом. Каждый воспитанник после предварительного введения в тему выбирает то растение, которое ему хотелось бы посадить. У кого-то это будет лук, а кого-то подсолнух и т.д. Для каждого ребенка можно приобрести одинаковые горшочки, на которые будет приклеена наклейка с именем ребенка. А возможно удастся купить яркие разноцветные горшочки одного фасона, но разных цветов.
Затем нужно будет выбрать время, чтобы посадить растения и каждый день уделять не менее 30 минут, чтобы далее развивать эту тему. Например, показывать мультфильмы про циклы роста каждого из выбранных растений. В отдельные дни их поливать. В другие просто контролировать, чтобы земля была не сухой и не влажной. Можно сделать календарь, в котором каждый ребенок напишет название растения и поставит дату посадки и дату всхода.
Если же вам такой вариант не подойдет, то можно седлать все в виде единой композиции на одном подоконнике. Здесь главное выбрать концепцию. В Сети очень много вариантов идей оформления. Это может быть просто несколько горшочков с разными растениями и травянчик, а могут быть все только зеленые растения, или, наоборот, все — разноцветные. Можно украсить огород какими-либо декоративными фигурками.
Я уверена, что вы найдете подходящий вариант среди фото, но мой вариант, который я предложила первым, я нигде не встретила. Попробуйте сделать так, хоть это и затратно и по деньгам и по времени, но оно того стоит. Это будет настоящей изюминкой вашей группы.
Несколько слов в завершение
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Предпосылка: привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный.
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Участники проекта: Воспитатель, воспитанники, родители.
Цели:
- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
- Научить с помощью воспитателя сажать лук;
- Поливать растения под руководством воспитателя;
- Дать представления о выращивании растений из луковиц;
- Наблюдение за всходами лука;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
- Формировать у детей познавательный интерес к луку;
- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с почвой и водой;
- формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред;
- продолжать работать по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- формировать умение (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;
- формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.;
- формировать представления о пространственных соотношениях;
- побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек;
- формировать привычки убирать игрушки на место по окончании игры;
- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
- формировать умения называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны; сравнивать знакомые, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования;
- формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3-4 вида), и их детенышей и называть их;
- формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты;
- формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах;
- привлекать внимание детей к характеру игрушек (веселый, забавный и др.), их форме, цвету.
Воспитывающие:
- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.;
- воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- воспитывать интерес к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение их внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия;
- поощрять желания помогать взрослым;
- привлекать внимание детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает);
- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и зрительную память. Совершенствовать навыки диалогической речи;
- формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью;
- развитие интереса (побуждать) к играм-действиям со звуками (живой и нет живой природы), к подражанию движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;
- развивать интерес к растительному миру;
- развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;
- поощрение употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.
- развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;
- развитие интереса к действиям с карандашами, кистью, красками, пластилином;
- формирование умения различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы;
- развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: пластилином;
- формирование умения аккуратно пользоваться материалами;
- формирование представления о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят;
- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок;
- развитие интереса детей к окружающему;
- вызвать у детей интерес к луку через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Активизация словаря: лук, земля, вода, солнце, пенек, колобок, сказка, трава, животные, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Работа над проектом с родителями:
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Работа над проектом с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность(НОД):
- рассматривание луковиц (понятия большая- маленькая; одна--много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Работа с педагогами:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы проекта:
1 Этап – подготовительный:
2. Изучение методических пособий и литературы по теме;
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
5. Составление перспективного плана мероприятий.
2 Этап – основной:
3. Рассматривание картин, иллюстраций;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические игры;
6. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап - презентационный:
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
Этапы реализации проекта.
План реализации проекта:
Необходимое оборудование: контейнеры, земля, удобрения, лук.
Разбивка огорода на подоконнике. Принимали участия дети и воспитатель.
2 ЭТАП – исследовательский: дети участвовали в посадке лука.
Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводилась непосредственная образовательная деятельность, дидактические игры, беседы.
Художественное творчество (лепка, рисование, раскрашивание).
3 ЭТАП - заключительный
- Выставка детских рисунков, раскрасок, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
Читайте также: