Описание музыкальных инструментов для детского сада

Обновлено: 07.07.2024

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество образовательных задач: воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия (слушание музыки) и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально - ритмической деятельности).

Для осуществления этих задач по музыкальному воспитанию, поставленных учебной программой дошкольного образования, необходимо комплексное воздействие на каждого ребёнка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

В детских садах с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Однако, успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами. Но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, трещотки, деревянные ложки (большие и маленькие, бубенцы, коробочка, колотушка, свистулька.

2. Детские музыкальные инструменты, построенные на одном звуке:

дудки. Желательно иметь ещё: свирели, рожки, мирлитон.

3. Детские музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон.

А сейчас, я хочу остановиться на том, что такое музыкальная игрушка и как её использовать в самостоятельной деятельности детей в группе.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА бывает неозвученная и озвученная.

НЕОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА.

1. Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка). Их изготавливают из фанеры, картона. Их желательно иметь в каждой возрастной группе и использовать для создания игровых ситуаций. (Дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах).

Таким образом, неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки - инструменты в основном применяются для детей 3-4 лет.

ОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА

Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения.

Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка, на

основании которого гофрированный цветной набалдажник. При ударе по основаниям молоточка издаются разные звуки (разница в терцию)

Игрушка успешно пользуется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений.

В старших группах музыкальный молоточек применяют в игре

Музыкальная книжка, на каждой странице которой нотная строка с мелодией одной из детских песен (программных) и цветная иллюстрация (небольшая картинка, сюжет её точно соответствует названию песни. Нижняя часть каждой страницы срезана так, чтобы оставалась открытой основная часть книжки - клавиши (по типу детского пианино). Перелистывая книгу, дети (старшей группы) по картинкам узнают песню и озвучивают её - играют, нажимая на клавиши.

Музыкальную книжку дают детям 6-7лет для самостоятельной деятельности. Благодаря действиям с этой игрушкой у ребят развивается музыкальная память, закрепляется навык самостоятельного музицирования.

ОЗВУЧЕННЫЕ ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ, изображающие различных животных

(кошку, собаку, лошадь, петуха, гуся и пр., используются в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты (большая собачка и щенок, большой петушок и маленький, кошка и котёнок и т. д., а также для различения звуков по тембру (лошадь, утка, корова, курица, коза и т. д.) . Все виды игрушек на подражание голосам птиц и животных способствуют музыкально – сенсорному развитию детей.

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ используются для музыкальной деятельности детей: пляшущий медведь; заяц играет на барабане (ксилофоне), Петрушка, играющий на тарелках; поющая птичка и пр. Педагоги показывают эти игрушки на занятиях с малышами, чтобы привлечь их внимание к новому музыкальному произведению, вносят как развлечение на празднике или дают детям для игры.

ИГРУШКИ ОБРАЗНЫЕ (кукла, мишка, заяц, собака, кошка и пр.) также используются на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Хорошо также иметь картинки с изображением различных музыкальных инструментов. Их можно использовать в группе для закрепления детей с этими инструментами.

Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Их применение обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально - слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

В игре на музыкальных инструментах, мы должны учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Здесь большую помощь оказывают музыкально-дидактические игры, которые также необходимо иметь в группе для самостоятельной деятельности.

Благодаря музыкально - дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приёмам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, играть в ансамбле. Всё это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Итак, к концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах, а также получают сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. А значит, дошкольники подготавливаются к изучению дальнейших знаний в музыкальном воспитании и нотной грамоты в школе и т. д.

ПРИМЕРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

• Куклы-неваляшки;

(петушок, котик, зайка и т. д.)

• Игрушки-инструменты с фиксированным звуком –органчики, шарманки;

• Игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• Музыкально-дидактические игры

• Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Содержание:

- Положите на верхнюю полочку цифру 2, а на нижнюю полочку положите цифру 3. А теперь разложите музыкальные инструменты. На полочку с цифрой 2 положите два инструмента, а на полочку с цифрой 3 положите три инструмента.

Гармонь

Дети проводят вертикальные линии вдоль мехов гармошки и оставляют круглые отпечатки пальчиков на кнопках.

Гармошка, рисунок для детей

Дудочка

- Вот три медведя. Они любят играть на дудочках. Раздайте им дудочки правильно: самому большому медведю — самую большую дудочку, медведю поменьше — дудочку поменьше, а самому маленькому медведю — самую маленькую дудочку.

Три медведя, рисунок

Дудочки разных размеров, рисунок

Прямым раскатыванием дети лепят толстую колбаску, вдавливанием с торца делают раструб, спичкой протыкают отверстия.

Фортепиано

Клавиатура пианино

Колокольчик

Нужно развесить колокольчики, каждый на свое место.

Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.

Барабан

Бубен

Дети выкладывают пуговицы на круги вокруг бубна соответствующих цветов и размеров.

(В архиве с занятием есть более простой вариант этой игры для детей помладше).

Металлофон

Дети подбирают полоски металлофона и выкладывают их в подходящее место (по длине).

Затем воспитатель просит показать пальчиком-указочкой полоску красного, желтого и всех других цветов.

Дети имитируют игру на музыкальных инструментах соответственно тексту песни.

Погремушки

Дети прикрепляют ручку-прищепку к погремушке-кругу.

Гитара

Дети сначала наклеивают деку гитары, затем гриф. После из пластилина делают колки и резонатор.

Гитара

- Сейчас музыкальные молоточки пойдут гулять на прогулку.

Вот они спускаются по лестнице
(медленно стучим)

А теперь молоточки вышли на улицу, обрадовались и побежали.
(частые удары)

Затем молоточки стали прыгать. Скок, скок.
(быстро ударяем молоточками)

Испугались молоточки и побежали домой.
(быстро и ритмично стучим молоточками)

Воспитатель прячется и издает звуки с помощью разных инструментов. Дети пытаются отгадать и назвать или показать этот инструмент.

Дети выбирают себе инструмент по желанию и подыгрывают под музыку.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Знакомство детей с музыкой нужно начинать с шумовых инструментов – они очень просты и эффективны для развития музыкальных способностей.

Разновидности детских музыкальных инструментов и их польза


На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка, даже в перинатальном периоде развития малыши реагируют на звуки, которые звучат около их мамы. Они засыпают, если играет спокойная мелодия, и активно толкаются под тяжелый рок.

Маленькие дети, только научившись стоять, начинают притоптывать в такт детских песенок, дошкольники с удовольствием поют на утренниках в детском саду, а ребята постарше могут до бесконечности спорить с родителями о своих музыкальных вкусах.

Разновидности детских музыкальных инструментов и их польза

Польза детских музыкальных инструментов

Музыка для детей является необходимым условием общего развития. Детские инструменты и развивающие музыкальные игрушки улучшают музыкальный слух, память и ритмику, закладывают навыки мелкой и крупной моторики, невербального общения, зрительные, слуховые и тактильные способности к восприятию.

Польза детских музыкальных инструментов еще и в том, что они приносят детям радость, позволяют почувствовать себя исполнителем, устроив настоящий концерт и организовав веселые игры с целой детской компанией. Музыкальные инструменты для детского сада предоставляют безграничные возможности для творчества и самовыражения, что обязательно пригодится не только в детстве, но и во взрослой жизни.

Разновидности детских музыкальных инструментов и их польза

Детские шумовые инструменты

Шумовые инструменты – это самые первые музыкальные инструменты, с которыми знакомятся дети. Шумовые музыкальные инструменты для детей обычно разделяют на две группы:

1. Инструменты, не имеющие определенной звуковой высоты, то есть, шумо-ударные инструменты. К ним относятся бубны, барабаны, бубенцы, румбы, треугольники, тамбурины, маракасы и т.д.

2. Звуковысотные ударные инструменты, основу которых составляет резонансовый ящик, имеющий несколько пластинок определенной высоты из метала или дерева. Это кстилофоны, металлофоны, колокольчики, маленькие литавры.

Разновидности детских музыкальных инструментов и их польза

Ксилофон

Ксилофон для детей представляет собой ряд деревянных брусочков разной величины, которые настроены на определенные ноты. Ребенок ударяет палочками с шарообразными наконечникам по брускам, чтобы извлечь звук. Играть можно сидя или стоя, в зависимости от того, как комфортнее малышу, движения рук должны быть свободные.

Бубенцы (браслеты на руку)

Инструмент состоит из тканевого браслета с закрепленными на нем четырьмя (или более) бубенчиками. Ребенок может надеть браслеты на руки и легко потряхивать ними, чередуя быстрые и медленные движения.

Разновидности детских музыкальных инструментов и их польза

Бубен

Этот ударный инструмент для детей состоит из обруча и натянутой на него натуральной кожи. Чтобы извлечь звук, нужно провести пальцем по его плоскости либо же ударить палочкой или кистью руки.

Джингл-стики (погремушки)

Музыкальные погремушки для малышей издают приятное многоголосое звучание. Это лопатка или палочка с закрепленными на ней джинглами (тарелочками).

Трещотка

Это комплект из деревянных планок, нанизанных на два ремешка. Концы ремешков трещотки для детей нужно взять в обе руки, как гармошку. Плавные или резкие движения малыша ударяют планки свободными концами – и получаются щелкающие звуки.

Разновидности детских музыкальных инструментов и их польза

Маракасы

Маракасы для детей – это наполненная пластиковыми горошинами круглая или яйцеобразная деревянная погремушка на ручке. Простота игры на маракасах, их компактные размеры и маленький вес позволяют использовать шумовые инструменты для детей от 3 лет. Правильно держать маракас – одной рукой и только за ручку.

Треугольник

Детский музыкальный инструмент треугольник представляет собой стальной прут, согнутый в форме равнобедренного треугольника, который не замкнут в одном из углов. Во время игры малыш должен держать треугольник в левой руке, ударяя специальной стальной палочкой по различным его частям.

Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша и обогащается его эмоциональная сфера. Знакомство детей с музыкой нужно начинать с шумовых инструментов – они очень просты и эффективны для развития музыкальных способностей.

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Содержание:

- Положите на верхнюю полочку цифру 2, а на нижнюю полочку положите цифру 3. А теперь разложите музыкальные инструменты. На полочку с цифрой 2 положите два инструмента, а на полочку с цифрой 3 положите три инструмента.

Гармонь

Дети проводят вертикальные линии вдоль мехов гармошки и оставляют круглые отпечатки пальчиков на кнопках.

Гармошка, рисунок для детей

Дудочка

- Вот три медведя. Они любят играть на дудочках. Раздайте им дудочки правильно: самому большому медведю — самую большую дудочку, медведю поменьше — дудочку поменьше, а самому маленькому медведю — самую маленькую дудочку.

Три медведя, рисунок

Дудочки разных размеров, рисунок

Прямым раскатыванием дети лепят толстую колбаску, вдавливанием с торца делают раструб, спичкой протыкают отверстия.

Фортепиано

Клавиатура пианино

Колокольчик

Нужно развесить колокольчики, каждый на свое место.

Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.

Барабан

Бубен

Дети выкладывают пуговицы на круги вокруг бубна соответствующих цветов и размеров.

(В архиве с занятием есть более простой вариант этой игры для детей помладше).

Металлофон

Дети подбирают полоски металлофона и выкладывают их в подходящее место (по длине).

Затем воспитатель просит показать пальчиком-указочкой полоску красного, желтого и всех других цветов.

Дети имитируют игру на музыкальных инструментах соответственно тексту песни.

Погремушки

Дети прикрепляют ручку-прищепку к погремушке-кругу.

Гитара

Дети сначала наклеивают деку гитары, затем гриф. После из пластилина делают колки и резонатор.

Гитара

- Сейчас музыкальные молоточки пойдут гулять на прогулку.

Вот они спускаются по лестнице
(медленно стучим)

А теперь молоточки вышли на улицу, обрадовались и побежали.
(частые удары)

Затем молоточки стали прыгать. Скок, скок.
(быстро ударяем молоточками)

Испугались молоточки и побежали домой.
(быстро и ритмично стучим молоточками)

Воспитатель прячется и издает звуки с помощью разных инструментов. Дети пытаются отгадать и назвать или показать этот инструмент.

Дети выбирают себе инструмент по желанию и подыгрывают под музыку.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: