Описание методического кабинета в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

1712 days since
Project Completion Date

Анализ работы методического кабинета ДОУ

Назначение методического кабинета ДОУ - оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности и их профессиональном самосовершенствовании.

Задачи и функции:

1. Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

2. Организация и координация педагогического процесса ДОУ.

3. Организация повышения квалификации работников ДОУ.

4. Консалтинговая помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.

Методический кабинет призван обеспечить:

- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

- эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

- взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.

Ключевой составляющей микросреды детского сада является методический кабинет, который рассматривается как источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, как центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада, как центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения (Л.В.Поздняк, В.И.Зверева, К.Ю.Белая, Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева).

В условиях детского сада методический кабинет призван выполнять такие функции как:

-программное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса учреждения.

-оказание дифференцированной помощи воспитателям при повышении уровня их профессиональной компетентности, необходимого для реализации образовательной программы ДОУ.

-обобщение и систематизация педагогического опыта воспитателей детского сада.

Современный методический кабинет как часть образовательной среды дошкольного учреждения включает в себя эргономический, информационный, социальный и технологический компоненты. Каждый компонент, обеспечивая в целом процесс развития способности воспитателей решать разноплановые профессионально-педагогические задачи, выполняет свою ведущую функцию:

Эргономический компонент включает в себя обстановку методического кабинета (само помещение, мебель, оборудование и т.д.) и ориентирован на обеспечение эффективной, безопасной, комфортной профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.

Информационный компонент включает в себя разнообразные информационные источники (справочную, педагогическую, нормативную литературу, книги, методические разработки, программное оснащение педагогического процесса, информацинно-рекламные объекты, Интернет-сайты), ориентирован на обновление педагогических знаний и умений педагогов;

Социальный компонент включает в себя всех субъектов образовательного процесса детского сада (воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, детей, родителей, представителей методической, психологической служб, социальных партнеров учреждения) и ориентирован на организацию их комфортного взаимодействия в условиях методического кабинета, с целью повышения способности воспитателей решать профессиональные задачи.

Технологический компонент включает в себя различные виды деятельности, организуемые в методическом кабинете (педагогическую, методическую, инновационную, опытно-экспериментальную, проектную и т.д.), посредством которых реализуются отношения между выделенными субъектами. Он ориентирован на различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта воспитателей.

Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что потенциал методического кабинета часто не дооценивается руководством дошкольного учреждения. Что, в свою очередь, снижает качество его функционирования и приводит к возникновению у воспитателей профессиональных трудностей и проблем в условиях реальной педагогической деятельности.

Для повышения эффективности работы методического кабинета необходимо регулярно оценивать его педагогические возможности и отношение педагогов к использованию источников среды. С этой целью важно определить систему критериев комплексной оценки его деятельности.

Начинать изучение потенциала методического кабинета целесообразно с эргономического компонента, а именно:

Наличие отдельного помещения;

Обеспечение комфортности и безопасности пространства методического кабинета: достаточное световое оснащение рабочих зон, исправность оборудования методического кабинета, теплоизоляция, оснащение методического кабинета удобной и комфортной мебелью, обеспечивающей безопасность и гигиену деятельности воспитателей и т.д.;

Зонирование пространства методического кабинета, позволяющего эффективно организовать разные виды деятельности педагогов. Наличие таких зон, как:

3- Зона медиотеки, в нее входит:

библиотека, где представлена программно-методическая, справочная и учебная литература, методические пособия, подборка периодических изданий и т.д.

видеотека, включающая в себя учебно-методические и научно-популярные фильмы для детей, используемые воспитателями при организации педагогического процесса, детские художественные фильмы, подборка мультфильмов, видеоматериалы, созданные сотрудниками ДОУ: детские праздники и досуги, открытые занятия, проводимые в ДОУ, практические конференции, родительские собрания и т.д.

аудиотека, куда помещаются аудиоматериалы, используемые педагогами и специалистами ДОУ при организации различных видов детской деятельности: например, сборники детских песен, детских сказок, серия звуки природы и т.д.

2. Оргтехническая зона, предполагающая наличие компьютера и периферических устройств: принтера, сканера, копировальной машины и т.д. В выделенной зоне также размещаются все программное обеспечение, дискеты с материалами и т.д.;

3. Рабочая зона старшего воспитателя. Данная зона должна быть оснащена удобным столом, возможно персональным компьютером, поскольку деятельность методиста предполагает оформление большого объема методической документации.

4. Зона презентации, где представлены периодические и постоянно действующие выставки, помещается необходимая оперативная информация о деятельности педагогического коллектива и т.д.

5. Зона коллективной работы, позволяющая проводить педагогические собрания и совещания, заседания педагогического совета, семинары, консультации и т.д.

6. Зона индивидуальной работы необходима для организации работы воспитателя с материалами библиотеки, для проведения индивидуальных консультаций для педагогов, проводимых старшим воспитателем. Важно отметить, что возможно совмещение индивидуальной и коллективной зоны работы, однако следует помнить, что эти зоны могут быть востребованы одновременно.

Обеспечение физической доступности материалов методического кабинета для педагогов: размещение материалов на стеллажах с учетом антропометрических данных воспитателей, на доступной высоте, глубине;

Использование различных видов картотек для систематизации материалов: по направлениям деятельности детского сада, по возрастным группам, по персоналиям, по педагогическим категориям, оформление картотек аудиоматериалов, видеоматериалов, диафильмов и диапозитивов, информационного банка о новых поступлениях с целью обеспечения минимального времени поиска необходимого материала; Разработка электронных информационных картотек, каталогов, позволяющих воспитателям ускорить и облегчить поиск необходимой педагогической информации.

Использование Интернет – ресурсов для получения необходимой педагогической и методической информации;

Дифференциация материалов методического кабинета в соответствии с особенностями, потребностями, возможностями педагогов: молодые педагоги, педагоги с разным уровнем образования и стажем работы, с разным уровнем профессиональной компетентности, квалификационной категорией и т.д.

Обеспечение презентабельности материалов методического кабинета: привлекательное оформление информации, регулярное обновление информационного банка данных;

Определение четкого, стабильного режима работы методического кабинета, учитывая возможности, потребности, ожидания педагогов детского сада, выделение конкретного времени для индивидуальной работы педагогов с информационным банком данных, для групповой работы педагогов, для работы педагогов со старшим воспитателем: проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, выделение времени на проведение производственных совещаний и т.д.;

Возможность внесения корректировок в режим работы кабинета, учитывая оперативные проблемы, возникающие у педагогов в ходе их профессиональной деятельности;

Изучение информационного компонента методического кабинета включает в себя:

Наличие учебно-методических материалов в соответствии с видом дошкольного образовательного учреждения, а именно:

Нормативных документов, раскрывающие специфику деятельности педагогов детского сада;

Сборников действующих нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих работу дошкольного учреждения;

Литературы для старшего воспитателя, раскрывающей аспекты методической работы: организация работы методического кабинета, планирование педагогического процесса в детском саду, повышение квалификации педагогов, диагностика педагогического процесса, организация контроля в ДОУ и т.д.;

Справочной литературы: словарей, энциклопедий и учебников по дошкольной педагогике, психологии;

Изданий периодической печати, раскрывающих особенности работы дошкольных образовательных учреждений;

Программ дошкольного образования, используемых в практике работы детских садов;

Программного обеспечения (согласно лицензии и уставу)

Образовательной программы учреждения

Годового плана работы

Перспективных, календарно-перспективных и календарных планов старшего воспитателя, воспитателей, медицинского персонала, специалистов, педагогов дополнительного образования;

Протоколов заседаний педагогических советов детского сада;

Обеспечение доступности содержания представленной в кабинете информации: в первую очередь ознакомление старшего воспитателя с новой литературой, выделение того содержания, которое может использоваться педагогами детского сада, в виде аннотирования педагогической информации, оформления пояснений, объяснений, справок к научной литературе и т.д.;

Наличие материалов по работе с передовым педагогическим опытом в детском саду: разработка пакета диагностических материалов, позволяющих выявить ППО, обобщение полученных данных в виде сводных таблиц, описания результатов работы, творческих работ и т.д., материалов по внедрению ППО в практику работы детского сада, представление промежуточных и итоговых результатов, выводы и рекомендации по использованию опыта и т.д., рекламы педагогических достижений воспитателей (создание портфолио профессиональной деятельности, мультимедийных презентаций опыта работы отдельных воспитателей и т.д.);

Изучение социального компонента методического кабинета включает в себя:

Обеспечение регулярного взаимодействия воспитателей друг с другом, специалистами, педагогами дополнительного образования, родителями, представителями социального окружения детского сада в условиях методического кабинета (определение целей, содержания, методов и приемов, сроков взаимодействия, наличие планов совместной работы, перечня справочно-аналитических документов, оформляемых в результате взаимодействия);

Обеспечение связи методического кабинета с аналогичными структурами города (городским методическим кабинетом, районными научно-методическими центрами), другими социальными партнерами: библиотеками ВУЗами, педагогическими колледжами, школами, музеями, театрами, учреждениями дополнительного образования детей и взрослых и т.д.. Учет при выборе социальных партнеров специфики работы ДОУ (вида, программно-методического обеспечения, наличия инновационной, опытно-экспериментальной деятельности и т.д.);

Отражение в материалах кабинета участия педагогов в районных и городских конференция, семинарах, конкурсах, фестивалях, презентациях опыта работы (награды, грамоты, благодарственные письма, статьи в научных и практических сборниках и т.д.);

Наличие результатов работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в детском саду – использование различных форм работы с педагогами в методическом кабинете: семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов и т.д.;

Обеспечение принципа коллегиальности при организации работы методического кабинета: распределение обязанностей между воспитателями, специалистами, педагогами дополнительного образования по оснащению, систематизации и обновлению материалов методического кабинета;

Изучение технологического компонента методического кабинета включает в себя:

Организацию различных видов деятельности воспитателей в условиях методического кабинета (педагогической, методической, инновационной, опытно-экспериментальной, проектной);

Создание дифференцированных коллегиальных органов, организующих деятельность воспитателей (кафедры по направлениям, проектные группы, методические объединения и т.д.); Наличие графика работы коллегиальных органов в условиях методического кабинета;

Создание органов управления, адаптированных к решению определенных методических задач (временные творческие объединения, кружки качества и т.п.);

Наличие материалов в методическом кабинете, подтверждающих практический характер работы творческих групп и объединений;

Включенность каждого педагога в научно-исследовательскую и (или) опытно-экспериментальную деятельность);

Выделенные направления содержания и критерии анализа деятельности методического кабинета могут использоваться как руководством учреждения для проведения самоэкспертизы, так и независимыми экспертами для вынесения экспертной оценки качества организации работы методического кабинета.

При использовании предложенного материала необходимо помнить, что особенности его применения будут обусловлены спецификой деятельности дошкольного образовательного учреждения (видом, категорией, программно-методическим обеспечением, кадровым потенциалом детского сада, организацией инновационной или опытно-экспериментальной работы, вариативностью социального партнерства ДОУ). В зависимости от выделенных особенностей наполняемость компонентов методического кабинета может быть различной.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Методический кабинет в дошкольном учреждении создается для того, чтобы оказывать повседневную целенаправленную методическую помощь воспитателям в осуществлении программы, по которой работает учреждение, в подготовке к рабочему дню, к педагогическому совету или родительскому собранию, к занятиям по самообразованию и т. д.

Весь материал, находящийся в методическом кабинете можно условно разделить на несколько групп (рис.1).

1. Нормативные и нструктивные материалы.

2. Методическая литература.

3. Справочная литература.

4. Дитактические материалы.

5. Технические средства обучения.

6. Наглядные материалы.

В библиотеку детской художественной литературы должны входить прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает детский сад. Затем этот раздел дополняется сборниками сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературой, произведениями русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке или по возрастному принципу. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т. д., по разделам, методикам, отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог книг для детей дошкольного возраста. Каталоги лучше сделать электронными, например, в виде базы данных. Для этого можно приобрести специальные программы для работы с библиотекой, позволяющие создавать алфавитный, систематический каталог, легко и быстро осуществлять поиск нужных книг или подбирать список литературы по теме.

В настоящее время при наличии в методическом кабинете компьютера старший воспитатель может создать электронную библиотеку методических материалов, пособий, художественных произведений для детей. Это позволит каждому воспитателю в любой момент воспользоваться тем пособием, которое ему нужно, даже если оно выдано на руки в печатном виде. Использование сети Интернет позволит заведующему и старшему воспитателю всегда быть в курсе самых современных технологий в сфере дошкольного образования, знакомиться с опытом работы детских садов по всей России и за рубежом. Сейчас практически у каждого детского сада есть свой сайт, где

размещаются материалы о жизни конкретного учреждения, что дает возможность наиболее удачно представить работу учреждения, делает ее открытой для родительской общественности, вызывая стремление работать лучше и добиваться существенных результатов.

Заведующий оказывает помощь старшему воспитателю в оформлении периодических выставок по наиболее актуальным проблемам воспитания и обучения, над которыми педагогический коллектив работает в течение учебного года. Выставки знакомят с новинками педагогической, методической и детской литературы, с новыми пособиями и игрушками. Также можно организовывать выставки, отражающие воспитательно - образовательную работу в разные сезоны года. На них могут быть представлены сезонные календари природы, примерные планы проведения прогулок и экскурсий, рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы, иллюстративно-наглядный материал, художественные произведения для чтения детям.

Тематика выставок может быть разнообразной, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

- если поданной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т. д.), то должны быть представлены план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.;

- методические рекомендации по данной теме;

- опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран);

- литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку);

- наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Для учета всех материалов в методическом кабинете заводят инвентарную книгу (или ее электронный аналог), в которой записываются название материала (книги или пособия), дата поступления, раздел, куда помещается новый материал.

Заведующему вместе со старшим воспитателем необходимо анализировать использование воспитателями материалов, имеющихся в кабинете, обсуждать с сотрудниками, что им оказывает реальную помощь в улучшении педагогического процесса, а что нужно изменить, пополнить и т. д. Важно добиваться, чтобы методический кабинет эффективно влиял на повышение качества воспитательной и методической работы.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к

педагогическому совету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой. Желательно так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли поработать там с книгами, получить консультацию, чтобы каждый приход в методический кабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Для этого помещение должно быть соответствующим образом подготовлено: здесь необходимо расставить удобные столы и стулья, организовать место для работы за компьютером, поместить мягкий уголок с чайными атрибутами.

Помимо всего рассмотренного, старшему воспитателю в методическом кабинете желательно постоянно представлять новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.

Кроме того, в методическом кабинете нужно собрать достаточное количество материалов по работе с родителями. Это связано с тем, что воспитателям в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно менять такой материал в зависимости от сезона, темы родительского собрания и т.д., характер его чаще всего довольно однооб-разен, и, как результат, он не достигает главной цели: родители с ним не знакомятся.

школе, даны задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, высказывания и рассказы детей и многое другое. Информацию можно менять в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

При организации материалов методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Необходимо проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, кто редко и т, д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в рукописном, электронном или печатном виде в кабинете. В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время выбирается таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену.

Для того чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий современным методическим требованиям, тщательно продумывать его систематизацию.

Если все эти условия будут учитываться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет большую пользу в процессе повышения квалификации сотрудников, сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане дошкольного образовательного учреждения.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно

проведенных мероприятий. Кроме того, существенное влияние на результаты управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего оказывает выбранный ими стиль и методы руководства.

Методический кабинет имеет многофункциональное назначение: это место, где собраны методический материал ДОУ по всем направлениям развития детей дошкольного возраста; лучший опыт работы педагогов своего ДОУ и других детских садов; научно-методическая литература по многим проблемам ДОУ и другое. С другой стороны, методический кабинет можно назвать творческой мастерской, где воспитатель может получать конкретную практическую помощь в организации работы с детьми. Методический кабинет – это центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт).

Правила функционирования методического кабинета

1. Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное, своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания. В то же время в методическом кабинете должна быть сосредоточена информация о своем учреждении, авторских разработках. Здесь представлен план развития учреждения, годовой план, материалы педсоветов. Регулярно оформляются тематические выставки, которые не должны быть статичны, должны чаще меняться под разными, привлекающими внимание воспитателей рубриками.

2. Методический кабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы, проведения совещаний, семинаров, консультаций.

3. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе.

4. В детском саду бывают гости, коллеги, ежедневно приходят родители. И для них кабинет должен иметь исчерпывающую информацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приказ №276 от 07.04.2014г. "О порядке аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников, в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Положение о порядке проведения аттестации педагогов с целью подтверждения занимаемой должности

Положение о рассмотрении возможности назначения на должности работников образования лиц, квалификации которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик

Положение о Педагогическом совете

Положение о кружковой работе

Положение о методическом кабинете

Функции методического кабинета:

оказывает методическую помощь педагогическим работникам ДОУ в освоении учебных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей; в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;

обеспечивает сбор, анализ и систематизацию опыта работы, создает банк данных об эффективных формах работы и их результатах;

создает временные творческие группы по разработке содержания методической работы образовательного учреждения по определенному направлению деятельности;

предоставляет педагогическим кадрам право повышения профессиональной

компетентности через различные формы организации методической работы: семинары, консультации, открытые занятия и т.п.;

создает условия педагогическим кадрам образовательного учреждения для ознакомления, как с опытом работы всего педагогического персонала, так и с опытом отдельных педагогов ДОУ.

Цели и задачи методического кабинета

Целью деятельности методического кабинета является совершенствование методической работы в ДОУ, создание единого информационного и методического пространства.

Задачи методического кабинета:

создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников;

создание условий для обучения всех участников образовательного процесса новым технологиям обучения и воспитания;

диагностирование запросов и корректировка методических затруднений педагогов;

развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому росту, проявления своей педагогической индивидуальности;

распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ:

- внутри дошкольного учреждения;

организация работы инновационной деятельности.

Техническая характеристика методического кабинета

Название кабинета

Методический кабинет дошкольного образовательного учреждения

Год создания

Общая площадь

Ответственный за кабинет

Волкова Татьяна Акимовна

5. Оборудование кабинета

Наименование оборудования

Имеется в наличии (количество)

Шкаф для документов полуоткрытый

Шкаф для одежды

Технические средства обучения

Оформление постоянное

6. Номенклатура дел

Наименование документа

Срок хранения

Программа развития ДОО

Образовательная программа ДОО

Картотека наблюдения за деятельностью педагогических кадров

Картотека схем наблюдений и анкет

Материалы оперативного, тематического и итогового контроля

Сетки ООД, расписание, циклограмма наблюдений

Материалы по передовому педагогическому опыту

Контрольный лист выполнения годового плана

Материалы по аттестации педагогов

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятия с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез,2015.

Безопасность

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Рабочая тетрадь.№3, № 4.

Белая К.Ю. Формирования основ безопасности у дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2016.

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998.

Голицина Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М.: Скрипторий, 2015.

Насокина С.А. Уроки этикета. СПб. Акцидент,1997.

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятия с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2016.

Патриотическое воспитание

Паникова Е.А. Беседы о космосе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

Поздравляю! Стихи для детей к праздникам.

Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Агаева Е.Л. Чего не бывает на свете? Занимат. Игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение , 1991.

Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, игры, упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятия с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

Житников Л. М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1978.

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.

Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.(4-7 лет) М.: Мозаика – Синтез,2014

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика – Синтез,2016

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера,2015 г.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера,2013

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Москва,2003

Машкова С.В. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград: Учитель,2015

Ознакомление с предметным и социальным окружением

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. М.: Мозаика – Синтез,2014, 2017(2)

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез,2014.

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез,2014.(2)

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. М.: Мозаика – Синтез,2014.

Кудрявцев И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Саров,1997.

Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2017

Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015 (2)

Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера 2012 (3)

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2001

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015 (2)

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе. М.: Мозаика – Синтез,2013.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез,2014.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез,2017.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. М.: Мозаика – Синтез,2017.

Экологическое воспитание

Валк Ю.В. Ознакомление детей с миром природы. Волгоград: Учитель.

Кастрыкина В.Н. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа. Волгоград: Учитель, 2009

Кастрыкина В.Н. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2009

Кастрыкина В.Н. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2009

Кастрыкина В.Н. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная к школе группа. Волгоград: Учитель, 2009

Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1989.

Соколова Л.А. Экологическая тропа. С.-П.: Детство – Пресс, 2014.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез,2009. (2)

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. М.: Мозаика – Синтез,2017.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез,2016.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез,2017. (2)

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика – Синтез,2017.

Теплюк С.Н. Игры – занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика - Синтез,2013.

Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. С.- П.: Детство – Пресс, 2014.

Красная книга Нижегородской области. Том I. Животные. Н. Новгород,2003.

Дидактические пособия

Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день. Зима (Лето). Средняя группа.

Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день. Зима (Лето). Старшая группа.

Нищеева Н.В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Младшая группа (сентябрь - февраль)

Нищеева Н.В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Средняя группа (март – август)

Брайловский Л. Времена года в стихах и рассказах для самых маленьких. Ростов – на Дону, 2016.

Домашние птицы – 2

Дикие животные - 2

Домашние животные и птицы

Кто живёт в лесу?

Природные зоны: пустыня, степь, ледяная зона, черноморское побережье

Мир океанов и морей

Хлеб всему голова

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,1991.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 года. М.: Просвещение, 1993.

5. Гербова В.В.Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983

6.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез,2015

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Просвещение,1989

9.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвещение,1978 (2)

10.Кочетков А.В. Развитие речи и изобразительное искусство. Арзамас,1995.

11.Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. С.-П.: Дельта,1997.

12.Ушакова О.С. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии). Н.Новгород,1995.

13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: Сфера,1999.

14.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос,1994

15.Сидорчук Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. М.: Аркти,2010.

16.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. М.: Владос,2005.

17.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение,1991.

18.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение,1988.

Наглядно – дидактические пособия

1.Васильева Е.В. Грамматические сказки. Развитие речи 5-7 лет.М.Сфера,

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика – Синтез,2014

3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Развитие речи детей 4-5 лет. Зима – весна. М.: Сфера.

Читайте также: