Описание картины стволы берез

Обновлено: 07.07.2024

Художник родился в 1860 году в небогатой, но образованной еврейской семье. Чтобы улучшить материальное положение и прокормить свое семейство, отец Левитана был вынужден перевезти его в Москву.

В столице Исаак Левитан поступает на учебу в Московскую художественную академию. После внезапной кончины родителей 16 летний Левитан остается один с братом и сестрами в состоянии крайней нужды. В это время Исаак заканчивает обучение в группе Алексея Саврасова.

Другими его учителями являются такие мастера, как Василий Перов и Василий Поленов. Его первые пейзажи, выставленные на ученической выставке приносят ему первый небольшой, но крайне необходимый его семье заработок.

Ранние зарисовки и картины Левитана пронизаны печалью и страхом перед окружающей действительностью. Пейзажи художника излучают тревогу, меланхолию и скорбь по потерянным родителям. Поэтому первые эскизы и наброски художника были названы многими современниками художника “пейзажами настроения”.

В этюде “Березы. Опушка леса” художник в своей неповторимой манере изобразил кусочек русского леса, состоящего из одних берез. На картине даже не лесной пейзаж целиком, а всего лишь белоснежные стволы берез, которые плотным строем заполняют весь передний план картины.

Сюжет прост и непритязателен — лесная опушка, покрытая зеленым полотном травы, строй белых русских красавиц, между которыми вьется узенькая тропинка, убегающая в чащу. Тропинка петляет между стволов деревьев и теряется в лесной дали.

Художник сумел разделить палитру зеленого цвета от малахитового до горчичного, сохранив гармоничность и целостность сюжета. Картина словно излучает спокойствие и грусть зеленого березового леса, находящегося в ожидании первых сумерек.

После смерти художника в 1900 году в его рабочей мастерской осталось более 40 незаконченных картин и почти 300 этюдов.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Ранняя весна. Берёзы у реки.
1893.

Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Андрей Шильдер.
Берёзовый лес.
1908.

1. Лиственное дерево с белой корой.

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. (Бубеннов. Белая берёза.)

Андрей Андреевич Мыльников.
Берёзы в Краснополье.
1986.

В стародавние времена люди её нарекли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечил настой из берёзовых почек.

Архип Иванович Куинджи.
Стволы берез.
1879.

Архип Иванович Куинджи.
Лесок с березой.
1885-1890.

Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Знаете ли вы, как много имён учёных и путешественников присвоено берёзе:

берёза Шмидта,
берёза Прохорова,
берёза Сапожникова,
берёза Келлера,
берёза Медведева,
берёза Эрмана,
берёза Гмелина,
берёза Миддендорфа.

Борис Михайлович Козмин.
Берёзовая аллея. Старая дорога, ведущая в Петровское.
1988.

Берестой в древности обёртывали покойников при захоронении.

Виктор Бердинских. История кладоискательства в России.

Борис Михайлович Козмин.
Старые берёзы. Петровское.
1992.

Иван Иванович Шишкин.
Срубленные березы.
1864.

Иван Иванович Шишкин.
Берёзовый лес.
1871.

Псковская энциклопедия. Псков. 2007.

Иван Иванович Шишкин.
Сломанная берёза.
1872.

Берёза, берёзынька,
Берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзынька,
Посередь долинушки.

Иван Иванович Шишкин.
Берёза и рябинки.
1878.

Как и любой гороскоп, гороскоп деревьев, составленный друидами [друиды – жрецы и маги древних галлов и кельтов], весьма условен. Но всё же он нередко довольно выпукло и точно соотносит черты, присущие тому или иному дереву, с характером человека, которому оно покровительствует.

БЕРЁЗА (24.06). Гибкая и деликатная, аристократичная и лёгкая, милая в совместной жизни. Пользуется успехом, но никогда не злоупотребляет ничьей любезностью. Она полна чувства меры и терпимости, не выносит одного – вульгарности. Без снобизма, несмотря на деликатную внешность. Вырастает в труде.

Иван Иванович Шишкин.
Ручей в берёзовом лесу.
1883.

Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян, их лёгкости, невесомости почти. …Чем-то напоминает семечко чечевицы. Орешек снабжён прозрачными, перепончатыми крылышками. . Подул ветер, полетело семечко, паря, словно планер, в воздушных струях. По дальности полёта орешек с двумя крылышками – чемпион среди всех других древесных семян.

Иван Иванович Шишкин.
Березняк.
1885.

Иван Иванович Шишкин.
Сухие берёзки.
1888.

Была такая примета: надо встать под берёзу и взглянуть на солнце. Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. Только семена зря выкидаешь. Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь неё, то день-два ещё можно сеять.

Иван Иванович Шишкин.
Летний пейзаж с берёзой.

Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой покатились слёзы.
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана, -
Лишь больное сердце не залечит раны!

Илья Ефимович Репин.
Берёзы. Солнечный день.

Исаак Ильич Левитан.
Осень. Березки.
1899.

Под оскудевшим солнцем,
Осенней, позднею порой,
Их каждый лист блестит червонцем
Над серебристою корой.

Исаак Ильич Левитан.
Березы. Опушка леса.
1880-е.

Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук.

К. Х. Вроблевский.
Хата среди берез.
1907.

Лучше самой подробной карты берёза своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская берёза, киргизская берёза, маньчжурская берёза, байкальская, памирская, алтайская, туркестанская, даурская.

Названия говорят не только о географической прописке берёзы, но и о её особенностях: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, кустарниковая, низкорослая, тощая, карликовая.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.

Борис Кустодиев Хоровод. Новгород. 1912 г. Русский музей

Иван Шишкин Около дачи (На даче). 1894 г. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Иван Шишкин Берёзовая роща. 1889-90-е гг.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно.
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Русь моя, люблю твои березы:
С ранних лет я с ними жил и рос!
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Ефим Волков Старые березы. 1880-е г.

Игорь Грабарь Под березами (Неоконченный портрет детей Мещериных).1904 г.

Середина августа.
Дождь навис стеной.
Не грусти, пожалуйста,
Поделись со мной.

Приклонилась милая,
Не поднять ветвей.
Или отнял силы ей
Ливень-водолей?
Или опечалена,
Что поблёк наряд,
Не встречая чаянный
Восхищённый взгляд?

Нина Севостьянова, 2012

Федот Сычков Берёзы. 1938 г.

Михаил Врубель Портрет Н. Забелы-Врубель. 1904 г.

Укрываясь редкой листвой
И в озёра кидая блёстки,
Обнимает месяц рукой
Стан упругий белой берёзки.

И, его смутившись слегка,
Его губ и глаз бледно-синих,
Нежно спрятала до утра
В ветвях месяц от звёзд ревнивых…

А когда белёсый рассвет
Разбросал росу по тропинкам,
То из глаз голубых, как снег,
Потекли берёзьи слезинки…

Месяц еле шептал в тиши
И ласкал, уходя в дорогу.
Лишь сказал ей:- Милая жди
И смахни с своих глаз тревогу-

Вновь осталась: она и печаль,
По ушедшему Другу – слёзы !
И смотрели до боли вдаль
Голубые глаза берёзы…

Павел Галачьянц 1968 г.

Аркадий Рылов В лесу. 1905 г. Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Николай Богданов-Бельский Виртуоз. 1891 г. Национальный музей искусств, Тбилиси

Николай Богданов-Бельский Возле костра.

Без березы не мыслю России –
Так светла по – славянски она
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ночах.

Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.

Николай Богданов-Бельский За чтением письма. 1892 г. Сумский художественный музей

Николай Богданов-Бельский Крестьянка у ручья. 1912 г.

Николай Богданов-Бельский Первый урок.

Белая береза, милая сестра
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя моря песню принесет.

Белая береза, мой поклон тебе,
Ты в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.

А. Горский Без вести пропавший 1946 г.

Алексей Белых У заветной березы. Май 1945 года.

Может, есть деревья покрасивей.
Но она по-русски мне мила.
Сколько было всякого в России,
А береза все-таки бела.

Лошадь в нее брызгала грязищей,
Ветер на нее пылищу нес,
Обтирал лаптишки старый нищий
О тугие корни у берез.

А она - дождями обмывалась,
Сбрасывала с тела мутный след,
А она все белой оставалась,
Молодая - в тысячу-то лет.

Как ее ломали, мяли, гнули,
Разносили на домашний быт.
Чистою всегда была. Чистюлей
Не была и не хотела быть.

Из нее ль не делали рабыню,
Не секли в крутые времена.
Черные-то меточки поныне
На себе хранит еще она.

Не ахти с какой судьбой счастливой, -
В пламени горевшая дотла,
Может, и похожая на иву,
Никогда плакучей не была.

Как в солдат, в нее стреляли тоже,
Рвал ее осколками снаряд.
Если говорят: мороз по коже! -
Это про березу говорят.

Хоть зимою всякие деревья
Вроде бы похожи на нее, -
У меня к ней главное доверье
За натуру чистую ее.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Канакиной 4 класс

какое впечатление произвела на вас эта картина. Каким вы увидели зимний пейзаж?

Примерный план сочинения:
1. Описание яркого февральского дня
2. Облака вверху и на горизонте
3. Изображение солнца на снегу и в тени
4. Образ белоствольной березы
5. Я рекомендую картину к просмотру

Фантастическая красота февральской лазури

Пейзажист Игорь Грабарь изобразил на полотне ясный, солнечный день в феврале. Мы видим изумительное сверкание березовой рощи. Под влиянием солнечных лучей, она приобрела сказочный и праздничный вид. На заднем плане виднеются густые ряды деревьев.

Перезвон разнообразных оттенков на полотне объединяет ярко-голубая эмаль неба. Судя по названию, художник сравнил ее с лазурью. Она изображена с помощью густых мазков в вертикальном направлении. Вверху картины небосвод выполнен в насыщенном, темно-синем цвете. На таком контрастном фоне береза, главная героиня, выглядит еще ярче.

Ближе к горизонту небо становится светлее, появляются синие, голубые, сероватые и белые полутона. Поразительно, сколько оттенков использовал автор для передачи чистого, безоблачного пространства. Вдали небосвод сливается в сплошную линию. Там он ничем не отличается от снежного покрывала в лесу.

Мы привыкли, что снег рисуют белым цветом. Он изящно укрыл кроны деревьев, плотным одеялом расположился у их подножья. Но белоснежную палитру Грабарь использует только в изображении ярко освещенных участков между деревьями, на полянке. Там, где березы отбрасывают тень, снег изображен в синем и фиолетовом цвете. На поверхности сугробов просматриваются темные узоры. Это переплетаются тени ветвей.

На переднем плане полотна мы видим белоствольную березу. Художника привлекло ритмичное расположение ветвей русской красавицы. На их верхушках еще сохранились остатки прошлогодней листвы. Солнце раскрасило их золотистыми оттенками. Они блестят, как дорогие украшения.

Коричневые ветви покрыты изморозью. Они поднимаются к небу, как человеческие руки. В компании с молодыми березками главная героиня напоминает девушку, которая ведет хоровод с подругами. Она выступает торжественно и величаво, любуется собой. Соседние деревца похожи на большую березу. Но они меньше по размеру, поэтому не привлекают внимание, не затмевают ее красоту.

Мой друг, я советую тебе лично посмотреть эту картину. Сложно передать словами красоту искристого снега и зимней природы. Это не фотография. Но создается впечатление, что ты находишься у подножия дерева и смотришь вверх. Дышишь чистым и морозным воздухом, наслаждаешься тишиной и покоем. Ты увидишь, что красками можно воссоздать чудесные переливы оттенков и передать ощущение радости, которую может вызвать обычный февральский день в лесу.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Ладыженской 5 класс

Почему картина так называется? Какой февральский день изобразил художник на картине? Опишите: небо, есть ли на нём облака, какого оно цвета в верху и на горизонте? Много ли снега, какого он цвета на солнце и в тени?

Описание зимнего пейзажа для друга

Снег еще не сдает позиций. Но природа уже постепенно готовится к пробуждению и празднику весны. В ясный день небо приобретает лазурный цвет. Он состоит из холодного сочетания синего и небесно-голубого оттенков. Лазоревый небосвод напоминает мне блестящую эмаль. На нем нет облаков, поэтому картина пронизана ярким солнечным светом. Вверху небо темно-синее, как сапфир.

Ближе к горизонту оно приобретает светлую голубизну. По цвету она почти сливается с плотными и высокими снежными сугробами. Хрустальный снег на освещенных участках окрашен в беловато-розоватые оттенки. В тени он становится синим или сиреневым, появляется насыщенность. Он пушистый и чистый, без проталин и следов.

Центральным образом сюжета стала классическая русская красавица – белоствольная береза. Именно ее жемчужный цвет и поразительная красота ветвей в свое время привлекли внимание художника. По его словам, ему удалось передать только десятую долю красоты. Я думаю, ты согласишься со мной, что автор скромничает.

Кажется, что дерево изгибается в танце. Его ветви-руки подняты высоко к небу. Вершину кроны украшает прошлогодняя листва. Она не осыпалась на протяжении зимы. Под влиянием солнца пожухлые листочки приобретают желтоватые и золотистые оттенки. И превращаются в красивое, нарядное украшение. Позади березы виднеются похожие деревца. Их очертания немного размыты. Создается впечатление, что это девушки взялись за руки в хороводе.

Вариант 3. Кратко для 4-5 класса

Примерный план сочинения:
1. Информация о картине и авторе;
2. Описание композиции;
3. Что хотел показать нам автор;
4. Мое впечатление от произведения;

На полотне изображен зимний пейзаж — февральский день в лесу. Земля покрыта снегом, который художник нарисовал в теплых оттенках. Он искрится и сверкает на солнце самими разнообразными красками. Белые, голубые и даже синие цвета снежного покрывала радуют глаз. Глядя на картину, у меня создается ощущение скорого приближения весны.

На переднем плане высокая береза с изогнутым стволом. Она выглядит довольно старой, как бы немного уставшей. На это указывает толстый ствол, ветви покрытые серебряным инеем, переливающимся в лучах солнца.

Вдалеке виднеются и другие березки, но они намного меньше и тоньше главной, изображенной на переднем плане. Все деревья отличаются друг от друга, но каждое из них по-своему красивое и необычное. Корни берёз, как будто покрыты снежным одеялом. Листва еще сохранилась на ветках, и вовсю сверкает золотыми красками. На верхушках деревьев виднеются прошлогодние сережки, которые не успели отпасть.

На заднем плане изображен темный лес. Там до сих пор царит холодная, суровая зима. Сквозь ветви проглядывает небо, необычного синего цвета. Грабарь изобразил его ясным, без единого облака. На полотне мы не видим солнца. Но зрители могут почувствовать тепло и свежесть февральского дня.

Вариант 4. Февральская лазурь - небольшое сочинение своими словами

Примерный план сочинения:
1. История создания картины.
2. Визуальные эффекты
3. Палитра красок: кистью художника
4. Характерные особенности импрессионизма
5. Мои впечатления о картине

Благодаря солнечному сиянию и серебристому инею, прошлогодняя увядшая листва на вершинах ветвей приобрела оттенок золота. Все пространство заполнено бирюзовыми переливами и другими оттенками голубого цвета. Центральную часть полотна занимает красавица-береза, воплощение широкой русской души. За спиной героини сюжета виднеются белые стволы деревьев-подростков. Стройные и подтянутые, они словно ведут хоровод, взявшись за руки-ветви. На заднем плане горизонтальная линия коричнево-белого леса условно разделяет полотно на землю и небо.

Вибрация мелких мазков, их плотное нанесение – это классическая техника импрессионистов. Она позволяет воссоздавать объем и глубину, тщательно прорисовывать мельчайшие детали. Созерцание сюжета вызывает у меня светлую радость. Он наполнен иллюзией прохладного простора и света. В целом, картина очаровательного русского пейзажа похожа на изящное кружево. Ощущается легкая грусть от прощания с февралем. И с зимой, на смену которой приходит весенний март. Похоже на то, что сама природа старается показать художнику свои лучшие стороны.

Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Игорь Грабарь – русский художник, пейзажист первой половины 20-го века. Широкой публике он известен как мастер зимнего пейзажа. Сам художник говорил, что природа в инее и снеге способна играть множеством красок. В юности Игорь Грабарь был учеником в мастерской профессора Павла Чистякова, позднее учился у Ильи Репина. В ранних работах Грабарь был близок по своей эстетике к импрессионистам. Позднее работал в стиле реалистического пейзажа.

2. Зимний пейзаж "Февральская лазурь" написан в 1904 году. В это время художник гостил у близких знакомых в Подмосковье. Гуляя по зимнему лесу, он залюбовался красивой берёзой. Подняв глаза, живописец восхитился красотой ветвей. Они запутались в голубой эмали неба. Грабарь позднее писал, что почувствовал в природе лазоревый праздник. Он захотел запечатлеть его на холсте.

3. На картине изображено солнечное утро февраля. Мы видим прекрасную берёзовую рощу. Солнце светит уже по-весеннему. Всё вокруг играет яркими красками. Небо радует синевой. Чувствуется приближение весны, но земля ещё укрыта снегами. На ветвях деревьев лежит лёгкий иней. Он напоминает о том, что ночи ещё морозные.

4. Передний план полотна занимает берёза с изогнутым стволом. Она могучая, с раскидистыми ветвями. Вершина дерева теряется в глубокой синеве. Художник не изобразил верхние ветви. Они как бы не вошли на холст. Этим подчёркнута величина и бесконечная величественность белоствольной красавицы. За большой березой расположены другие. Они будто взбегают на заснеженный пригорок. Мне показалось, что они водят весёлый хоровод. Под ярким солнечным светом берёзы отбрасывают причудливые тени. На заднем плане картины изображена берёзовая роща. Верхняя кромка рощи образует линию горизонта. Поэтому чувствуется простор на полотне.

5. Название картины само говорит о времени года, которое изобразил художник. Именно в феврале в природе выдаются такие яркие дни с лазурным небом. Холода ещё не отступили, но чувствуется грядущее тепло. Воздух уже наполнен дыханием весны, сиянием неба. От этого пейзаж наполнен светом, свежестью и чистотой.

6. Художник так написал картину, словно мы смотрим на неё снизу-вверх. Мастер создал впечатление того, что береза раскинула объятья навстречу тебе. В то же время на картине всё устремлено вверх, к небесной лазури. Именно на неё такая композиция хочет обратить внимание зрителя. У картины богатый колорит. Белый снег имеет множество оттенков от жемчужного до сине-фиолетового. Изображая стволы берёз, мастер кисти тоже использовал множество цветов. Стволы молочно-голубые, нежно фиолетовые и чуть зеленоватые.

8. Замысел автора был в том, чтобы показать, как небесная лазурь придаёт радостное весеннее настроение всей картине. Художник хотел, чтобы мы восхитились вместе с ним богатством красоты русского зимнего пейзажа.

9. Картина понравилась своей фантастичной красотой февральского утра, множеством оттенков снега, таинственностью дали. Меня восхищает, как Грабарь сумел сделать простенький пейзаж сказочно-волшебным.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Белоствольная берёза славится не только своей красотой, но и пользой, которую она даёт человеку.

В лечебных целях люди применяют почки берёзы, молодые листья, берёзовый дёготь и сок. Почки собирают в марте- апреле, листья- ранним утром.

Издавна известно, что применение берёзового веника в парной бане оказывает великую пользу для здоровья человека. Попарившийся с веничком, сразу ощущает прилив бодрости и сил. А знахари говорят, что берёзовым веником в парной можно снимать все виды порчи.

Берёза очень широко применяется в народной медицине. Отваром почек берёзы можно изгнать паразитов из организма человека, помочь при некоторых болезнях мочеполовой системы, желудочных расстройствах, кожных заболеваниях. А берёзовый дёготь с молоком пьют при заболеваниях лёгких.

Всем хорошо известно, что у берёзы есть очень вкусный сок. Людям всегда хочется его попробовать. Летом они видят берёзку, делают в стволе дырочку, и берёзка плачет своим соком. Набрав сока, люди уходят, а дерево засыхает и становится годным только на дрова.

Грамотные и опытные люди набирают сок не так. Они делают в стволе берёзы надрез, выпускают сок, а затем перематывают ранку деревца тряпочкой, чтобы берёза не засохла. После этого дерево выздоравливает, а на следующий год можно заново набирать берёзовый сок из этого же дерева.

Роль березы в произведениях писателей и художников

Место и роль берёзы в произведениях русских художников и поэтов

Берёза — красивейшее дерево русских равнин. Она хороша и ранней весной, когда распускаются её клейкие листочки, и летом, щедрая на тень, с шумящей густой листвой, и осенью, вся золотая, и зимой в инее, излучающая свет вокруг. Поэты любуются её нарядом и видят в ней живое существо.

Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Один из таких образов находим в стихотворениях Сергея Есенина. Уже первые стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, “метелица ковром шелковым стелется”, и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна. Есенин представлял себя частью природы, верил в то, что мы должны быть родными природе и вместе с природой. Вспомним его стихотворение о берёзе:

Белая берёза

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахрамой. Мне белее снега Омыл грехи Христос, Спас меня от ада, Многих горьких слёз. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и его образ в звуках и запахах.

Мы много говорим о людях, спасших Отечество от злых врагов, положивших жизни за других. А для меня таким героем является береза. Каждый день по дороге в школу, возле дома я встречаю это дерево. Это наша память, наша история. Белая береза – это душа России.

Печальная берёза…

Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, — И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.

Острою секирой ранена береза

Острою секирой ранена береза, По коре сребристой покатились слезы; Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, Будешь красоваться, листьями убрана… Лишь больное сердце не залечит раны!

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.

Кружились белые березки

Кружились белые березки, Платки, гармонь и огоньки, И пели девочки-подростки На берегу своей реки. И только я здесь был не дома, Я песню узнавал едва. Звучали как-то по-иному Совсем знакомые слова.

Гармонь играла с перебором, Ходил по кругу хоровод, А по реке в огнях, как город, Бежал красавец пароход. Веселый и разнообразный, По всей реке, по всей стране Один большой справлялся праздник, И петь о нем хотелось мне. Петь, что от края и до края, Во все концы, во все края, Ты вся моя и вся родная, Большая Родина моя

Берёза в жизни русских художников играет немало важную роль.

Шишкин не облагораживал природу. Природа — сама благородство. Именно она может возвысить человека, посредством воспроизведения ее в искусстве. В этом всегда был заключен творческий принцип живописца родной природы.

Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез.

Как поистине великие художники, у которых неиссякаемый запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в неторопливую, эпическую и привольную песнь живой природе, гимн красоте Родины.

Вот так простое русское дерево стало символом нашей страны. Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человек. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что в основе русского национального характера лежит глубинная связь жителя страны с окружающей его природой. Дмитрии Сергеевич, подчёркивая европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы, рассматривал природу национальной России, прежде всего, в ее взаимодействии с духовными исканиями народа, с религиозным опытом русского православия.

Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими веткам: усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дерев. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радости свет. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, вечна земля.

Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу.












Художественно-выразительные средства

анализ

Любуясь родной природой, чтобы выразить к ней всю свою любовь и восхищение Есенин использует различные художественно-выразительные средства:

Такое использование художественно-выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство. Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной.

Это стихотворение вошло в самый первый цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать её малейшие изменения и быть самому частью этого большого и прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского произведения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушает обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Параллельная рифмовка делает его легко читаемым.

Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям младшего возраста сюжет этого стихотворения понятен. Поэт использует для своего текста двухсложный размер. Так, весь текст написан хореем, что делает его простым для запоминания.

Читайте также: