Опавшие осенние листья фотография в гиппенрейтера описание

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Время неустанно плывет белыми легкими облачками в чистом небе , крутятся колесом времена года. И снова - осень! Я спешу в лес , покрытый густым одеялом опавших разноцветных листьев . Какая неописуемая красота! Каждый листочек , должно быть , хранит в своей памяти раннюю певучую весну и теплое солнечное лето, пение птиц и легкий ветерок , который , словно матушка , качал его на ветке. А сейчас , сверкая на солнце желтыми цветами , листья различной загадочной формы, обняв р одную землю , радует человеческий глаз.

Тип урока: развитие речи

Технология : развития критического мышления посредством чтения и письма

Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная

  • закрепить и углубить представление об описании;
  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
  • познакомить с творчеством фотографа Гиппенрейтера;
  • учить школьников использовать эмоционально-выразительные средства языка;
  • формировать умение описывать пейзажи по фотографии.
  • способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к родному языку;
  • способствовать формированию коммуникативных качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству фотографии и к творчеству фотографов; любовь к природе, чувство прекрасного.
  • репродукци и фотографий В. Гиппенрейтера;
  • з апись композиции Э. Кортазара ;
  • р аздаточный материал для обучающихся (Справочный материал);
  • Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля .

Запись числа и темы урока.

Введение в тему. Постановка учебной цели.

  1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно. Можно даже, сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежностью припухлостью между тоненьких жилок.

Индивидуальная работа – 2 человека:

  • выписать на доске значение слова пытливый из Толкового словаря С.И. Ожегова;
  • подобрать однокоренные слова к слову пытливый (пытаться, попытка, любопытный, опыт, опытный).

Вопросы для анализа текста

Беседа с классом.

  1. Определите тему текста (о чем?)
  2. Определите основную мысль. В каком предложении содержится основная мысль? Можно записать это предложение как эпиграф? Что такое эпиграф?

( Все зависит от пытливости и остроты взгляда) Запись эпиграфа.

Какого стиля текст?

  1. А что значит пытливость? Какого человека можно назвать пытливым? Подберите синоним к слову. Что такое синоним? Проверка индивидуального задания (работа со словарем С.И. Ожегова).

Запись в тетрадь : пытливый, любопытный, любознательный, стремящийся все знать, понимать.

Кто же сегодня будет самым пытливым, у кого будет острый взгляд?

Что такое описание как тип речи? Прочитаем справочный материал на партах, отметим особенности текста-описания. (Читает ученик). Мы на предыдущих уроках развития речи создавали тексты-описания осени. Осень в ваших сочинениях была яркой, золотой, дарящей радость, гармонию, множество красок. Но природа все время разная. И фотография способна запечатлеть эти неповторимые мгновения.

Кто автор фотографии?

Вадим Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США. Это человек, который объехал всю нашу страну, автор многочисленных фотоальбомов, уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы.

У.: Можно сказать, что профессия фотографа предполагает такие качества, как пытливость и остроту взгляда?

2. Устное описание фотографии.

(Производит мрачное впечатление, грустное, тяжелое, задумываешься, почему они сухие, какими они были раньше).

У.: Что на переднем плане? Стволы занимают центральное место на фотографии. Какие цвета преобладают на заднем плане? Основная мысль фотографии? Что нам хотел сказать автор?

(Природа необычайна, неповторима и величественна в любом проявлении, будь то золотая аллея берез или сухие перекрученные ветром сухие стволы деревьев. Нужно быть пытливым и внимательным, чтобы это видеть и понимать).

Готовим рабочие материалы для сочинения.

У.: А зачем нужны деревья? Что бы ответил поэт?

Запись в тетрадь:

Это могут быть слова, словосочетания, предложения.

Звучит музыка (2 мин.)

Проверка домашнего задания.

У.: Дома вы подбирали выразительные средства, которые можно использовать при описании леса, неба, травы, деревьев. Послушаем ваши варианты.

У.: Какие из заданий привели вас к новым идеям? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире фантазий, идей?

Заключительное слово учителя.

Увы, очень редко мы обращаем внимание на проплывающие в небе облака или шепчущиеся между собой осенние листья, танцующие хороводы берез или плачущие струи дождя…

Смотрите и учитесь наслаждаться. И постарайтесь не забывать, что мир вокруг нас полон самой совершенной живописи, надо лишь внимательнее смотреть на него…

Попробуйте сделать свои интересные находки в природе, а если умеете фотографировать, то сделайте снимки. Мы устроим выставку лучших работ. А по самому интересному снимку напишем следующее сочинение-описание…Удачи! Спасибо за общение, умные и необычные мысли.


Однажды осенью я пошёл за грибами, в лесу было очень красиво. Вдруг я очутился на лесной поляне.

Перед моими глазами был ковёр из осенних листьев. Он был необычайно красив. Под моими ногами лежали разноцветные листья с разных деревьев. Больше всего было осиновых и берёзовых. Также местами попадались опавшие жёлуди. Больше всего меня привлекли осиновые листья. Они чёрно-жёлтые и чёрные, а чисто жёлтых и красных листьев не было. По дороге домой я подумал, что завтра этого ковра здесь уже не будет.

Зелёный лист имеет такой цвет из-за присутствия пигмента, известного как хлорофилл. Когда он в большом количестве содержится в клетках, что происходит во время периода роста, зелёный цвет хлорофилла преобладает, затмевая цвета любых других пигментов, которые могут содержаться в листе. Поэтому листья летом имеют характерный зелёный цвет.

Хлорофилл обладает жизненно важной функцией фотосинтеза: перехват солнечных лучей и преобразование полученной энергии в питательное вещество — глюкозу, которая получается из воды и углекислого газа. Эта глюкоза является основой питания растений — источником углеводов, необходимых для роста и развития. Во время процесса производства питательных веществ хлорофилл разрушается, так как непрерывно используется. Несмотря на это, в течение сезона роста, растения снова и снова восстанавливают запасы хлорофилла. Большой запас хлорофилла позволяет листьям оставаться зелёными.

Поздним летом жилки, переносящие соки в лист и из листа, постепенно закрываются. Это происходит по мере того, как в основании каждого листа формируется пробковый клеточный слой. [2] С нарастанием этого слоя, количество воды и минералов, поступающих в лист, уменьшается. Сначала медленно, но затем этот процесс ускоряется. В течение этого времени количество хлорофилла начинает снижаться.

Часто жилки остаются всё ещё зелёными, даже когда расположенные между ними ткани уже давно полностью изменили цвет.

Листья похожи на маленькие лоскутки, и все эти лоскутки составляют большой ковёр. Листья осины такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки. А дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми.

Рядом лежат жёлуди, так что, наверно, фотография сделана в парке, там, где много всяких деревьев. И с них падаютмаленькие веточки, которые тоже есть на ней.

Среди листьев виднеется зелёная трава, наверно, фотография сделана в середине осени. Трава добавляет радость и веселье.

Мне очень понравилась эта картина осени на фотографии, она такая яркая, что настроение сразу поднимается.

Сочинение ( отрывок) ученицы 5 а класса Оленинской средней школы Алиевой Софьи.

Смотрю на фотографию В.Е. Гиппенрейтера, и на память приходят строки стихов Аполлона Майкова:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Совсем недавно эти пожухлые осиновые листочки трепетно дрожали на ветру. А вот эти жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках.

Не только листья, но и веточки сорвал с деревьев злой осенний ветер и разбросал пёстрым ковром по ещё зелёной траве.

Эта фотография вызвала у меня желание сходить в лес и полюбоваться прощальной красотой осени.

Сочинение ученика 5а класса Оленинской средней школы Лаврентьева Дениса.

На осеннем ковре из листьев и зелёной травы больше всего я вижу листья осины. У них круглая форма с красивыми краями. Художница – осень раскрасила листья осины в яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный, красно – жёлтый и коричневый.

Этого не скажешь о листьях дуба. Они отличаются от осиновых листиков цветом и формой. У листочков дуба коричневый и тёмно – зелёный цвет. Видимо, недавно прошёл дождь, потому что на листьях виднеются капли дождя и они не такие яркие, как на деревьях.

Ещё на фотографии желтовато – бурые жёлуди выглядывают из–под листьев. Они похожи на маленьких смешных человечков. Зелёная травка и веточки дополняют эту осеннюю фотографию.

Мне эта фотография понравилась, так как я люблю осень.

Картина бродского опавшие листья

Каротиноиды имеют преимущественно жёлтый или оранжевый цвет. Они всегда присутствуют в листьях, но перекрываются зелёным цветом хлорофилла.

Антоцианы, которые ответственны за красные цвета в листьях, не присутствуют в листьях до тех пор, пока в листьях не начнёт снижаться уровень хлорофиллов. Раньше предполагали, что антоцианы просто результат разрушения зелёного хлорофилла, но эта теория уже не считается общепризнанной.

Коричневый цвет листьев возникает не из-за действия какого-либо пигмента, а из-за клеточных стенок, которые становятся заметными, когда отсутствуют видимые красящие пигменты.

Это фотография — типичный пример осени, причем поздней осени. На ней мы видим только листву, что плотным ковром лежит под ногами. Но именно поэтому можно сделать вывод, что листва уже облетела.

Ковер из нее и правда цветистый. Здесь виднеются красноватые округлые листочки осины, коричневые резные листики дуба. Также есть листва с тополя. Светло-желтые, зеленоватые, оранжевые с розовым. Многих из них уже стали темно-коричневыми, блеклыми, болотного цвета. Они давно лежат, поливаемые осенними дождями, укрываемые осенними туманами.

Сквозь них еще пробивается ярко-зеленая трава, ведь листья прячут ее от ночного заморозка. Также виднеются опавшие желуди. Белки и птицы еще не успели их собрать для запасов на зиму. Многие так и останутся лежать в листве, чтобы прорасти весной. Влажный запах листьев — яркий признак этого времени года. Его невозможно спутать с чем-то другим.

Фотография красивая и пестрая, но немного унылая, ведь золотая осень уже закончилась. Скоро пойдет первый снег. Он спрячем разноцветный ковер, перекрасит его белым.

В конце XIX века наблюдалось, что производство в листьях антоцианов возрастает при низких температурах и хорошем освещении. Предполагалось, что антоцианы защищают листья от вредного ультрафиолетового излучения. Но в 1980-х годах заметили [ кто?

] , что антоцианы производятся внутри листьев, а не на поверхности, что говорит против теории фотозащиты. Более того, антоцианы не защищают от особенно вредного спектра ультрафиолет B.

Но в 1990-х годах учёные Дэвид Ли и Кэвин Гольд показали, что красные листья лучше справляются с колебаниями света, чем зелёные. Они предполагают, что наличие красных антоцианов стабилизирует фотосинтез. [ источник не указан 3282 дня

Согласно теории коэволюции, цвета осенних листьев являются предупреждающими сигналами, предназначенными для насекомых, использующих деревья в качестве питающей среды на время зимы. Например, тли.

Аллелопатией называют свойство растений, выделить органические соединения, которые тормозят развитие других растений.


В яслях около нашего дома росла высокая береза. Ее густая крона -ветки и листья — радовала деток всё лето. Береза закрывала собой детскую площадку так, что можно было играть на улице даже в самый жаркий день. Если же заморосит летний дождик, береза могла всех спрятать от него.


Все листья на дереве были красивого, сочно зеленого цвета. Но один листик был особенный…Он хотел не просто висеть на ветке и шелестеть на ветру. Листик очень хотел сделать что-нибудь полезно и кому-нибудь помочь.


Но вот лето подходило к концу, наступала золотая осень с ее дождями, ветрами, холодами. Наш листик из зеленого превратился в разноцветный — сине-желто-лиловый. Многие его братья тоже сменили цвет и улетели с дерева под порывом ветра. А листику так до сих пор и не удалось сделать доброе дело и помочь кому-нибудь.


Тогда листочек показал бабочке на щелку в коре, куда можно было спрятаться и переждать холодную зиму.


Для листьев многих растений характерно иное изменение цвета: молодые листья имеют красную или фиолетовую окраску, а зелёными становятся позже. Такое явление характерно, к примеру, для бузины красной ( Sambucus racemosa

) и пиериса японского (
Pieris japonica
). Это явление связано с повышенным содержанием в молодых листьях антоцианов; эти пигменты обладают свойством преобразовывать световую энергию в тепловую, что важно для развития растения ранней весной. [5]

Почему листья деревьев меняют свой цвет осенью?

Сочинение для 3 класса

Осенняя пора самая прекрасная. Осень – это и теплые деньки, и дождь и первые заморозки. Осень – это опавшие листья, которые постоянно говорят нам о приближении холодов. Так приятно наблюдать за тем, как листья на деревьях меняют свой цвет. Листья постоянно показывают нам, насколько может быть богатой природа, как много красок на планете.

Листья говорят о том, что летом они сочные и зеленые, а осенью яркие желтые или благородные красные. Листья учат нас ценить любое время года и радоваться любой погоде, потому что каждое время года прекрасно по своему и каждый день из жизни неповторимый и уникальный.

Почему листья желтеют?

Если Ваш ребенок задает Вам этот вопрос уже сегодня — не паникуйте, а просто объясните ему, что каждый листочек дерева содержит специальный пигмент — хлорофилл. который содержится в каждой растительной клеточке.

Пигмент — это такое вещество, которое поглощает свет, таким образом, хлорофилл использует энергию солнечного цвета для синтеза необходимых питательных веществ.

Но когда наступает осень, то растения теряют свой зеленый цвет, тем самым, они готовятся к наступлению зимы, питательные вещества концентрируются в веточках деревьев, а потом переходят в ствол и в корень дерева.

Остатки пигментов хлорофилла частично остаются в листьях, постепенно распадаясь, тем самым образуя разные оттенки. Так например, у клена осенью мы видим, что листики могут окрасится в красный, оранжевый и желтые цвета, у тополя, в основном, в желтый, и только у елки иголочки неизменно остаются зеленого цвета.

Как мы сочиняли с ребенком сказку про осенний листочек

Этой осенью мы с Даней занимались и творчеством, и собирательством, и играли на улице…осень прошла чудесно. Я хотела бы с вами поделиться нашей первой книгой! Осенней сказкой про особенный листочек.

Как-то дождливым октябрьским утром мы как обычно сидели с Данькой на кухне и завтракали. Чай был уже почти допит. Подходило время решить, чем займемся сегодня. Мы так привыкли к хорошей погоде, долгим прогулкам и поискам осенних сокровищ, что даже немного удивились серости и холоду. Обсудив, что погода все же НЕплохая, а для осени самая подходящая, решили остаться дома.


Текст я сначала записала на черновичке. Вместе решили какие иллюстрации нужно сделать, и сразу же взялись за краски. Надо сказать, мы сразу замахнулись на большое произведение – 3 разворота. Около недели ушло на то, чтобы нарисовать, вырезать, а потом наклеить все необходимые картинки. Текст в книгу я вписала в последнюю очередь, потом сшила страницы, и манускрипт был готов!

Данька остался результатом очень доволен! Книжку мы читали много раз, и до сих пор частенько листаем ее. Надо ли говорить, с какой гордостью книга была представлена папе и бабушкам! Был полный аншлаг!

Несмотря на то, что сюжет получился незамысловатый, мы смогли обыграли актуальные темы. И еще я увидела у своего малыша тот огонек в глазах, который бывает когда загораешься какой-нибудь идеей и не можешь остановиться. Это много стоит!

Благодаря вашим материалам мы с сыночком открыли для себя новый вид досуга с придумыванием историй (это в 2-то года!), ознакомлением с природой, творческими занятиями и развитием речи – в одном! Полезны такие занятия не только для малыша, но и для мамы. Я чувствую, что двигаюсь в правильном направлении в смысле гармоничного развития ребенка :).

Вот какая книжка получилась у Ольги и Дани.

Перед Вам очень интересная игра с помощью которой Вы можете рассказать об осенних листьях своим малышам.

Игра рассчитана на возраст от 1 года до 7 лет.

  • С помощью нее Вы можете просто рассказывать ребенку, какие бывают листья деревьев осенью, почему они окрашиваются в разные цвета.
  • Кроме того, Вы можете распечатать два варианта игры и соотносить тени и картинки листочков.
  • Еще хороший вариант на развитие памяти — разложить картинки листочков — попросить ребенка закрыть глаза, а затем, спрятать одну картинку с листочком и предложить ребенку вспомнить, что пропало?

Такие игры знакомят ребенка с окружающим миром, развивают, логику, мелкую моторику, внимательность ребенка.

Придумайте свои варианты игры с листьями и поделитесь со всеми в комментариях.

Здесь Вы также можете познакомиться с веточками деревьев и деревьями.

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Сочинение №2

Осень самая яркая пора года. Лето уже позади, теплые деньки остались в прошлом, и наступает царственная погода. Природа окрашивается в разноцветные краски, и осенние листья начинают говорить. Осень начинается с прохладной погоды, первых дождей и холодов. Потом наступает бабье лето, и листья на деревьях начинают менять свой цвет. Они желтеют, краснеют, становятся оранжевыми, тем самым напоминая нам о приближении зимы.

Всегда приятно пройтись по аллее усыпанной осенними листьями. Всегда приятно взять их в руки, почувствовать их запах и услышать их шуршание. Листья показывают нам, как богата осенняя природа. Листья говорят о том, что не стоит хандрить. Ведь прекрасно абсолютно любое время года и настроение не должно зависеть от погоды за окном.

Осенние листья прощаются с нами, опадая с деревьев. Они блекнут, сохнут, шуршат. Листья гонит ветер, первые заморозки заставляют их опадать и деревья остаются голыми. Природа замирает, и готовиться встречать зимнюю погоду. Поэтому крайне важно насладиться красотой осенних листьев, погулять по осенним паркам и засушить на память осенний листок, сохранив воспоминание о теплом лете и богатой и яркой осени.

Читайте также: