Он построил дом службы и ферму разбил сад выкопал пруд

Обновлено: 08.07.2024

Виссариона Григорьевича Белинского

– Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

– Не видать? – повторил барин.

– Не видать, – вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

– Никак, они едут-с, – доложил слуга, вынырнув из-под ворот.

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студентской фуражки, знакомый очерк дорогого лица…

– Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками… Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Английский клуб – место собрания состоятельных и родовитых дворян для вечернего времяпрепровождения. Здесь развлекались, читали газеты, журналы, обменивались политическими новостями и мнениями и т.п. Обычай устраивать такого рода клубы заимствован в Англии. Первый английский клуб в России возник в 1700 году.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Отцы и дети: краткое содержание, описание и аннотация

Иван Тургенев: другие книги автора

Кто написал Отцы и дети? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Иван Тургенев: Бежин луг

Бежин луг

Иван Тургенев: Бирюк

Бирюк

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Тургенев: Хорь и Калиныч

Хорь и Калиныч

Иван Тургенев: Бурмистр

Бурмистр

Иван Тургенев: Певцы

Певцы

Иван Тургенев: Рассказы; Повести; Стихотворения в прозе; Дворянское гнездо; Отцы и дети

Рассказы; Повести; Стихотворения в прозе; Дворянское гнездо; Отцы и дети

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Тургенев: Том 7. Отцы и дети. Дым. Повести и рассказы 1861-1867

Том 7. Отцы и дети. Дым. Повести и рассказы 1861-1867

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Отцы и дети — читать онлайн ознакомительный отрывок

– На что тебе лягушки, барин? – спросил его один из мальчиков.

– А вот на что, – отвечал ему Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно, – я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.

– Да на что тебе это?

– А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется.

– Разве ты дохтур?

– Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно!

– Я их боюсь, лягушек-то, – заметил Васька, мальчик лет семи, с белою, как лен, головою, в сером казакине с стоячим воротником и босой.

– Чего бояться? разве они кусаются?

– Ну, полезайте в воду, философы, – промолвил Базаров.

Между тем Николай Петрович тоже проснулся и отправился к Аркадию, которого застал одетым. Отец и сын вышли на террасу, под навес маркизы; возле перил, на столе, между большими букетами сирени, уже кипел самовар. Явилась девочка, та самая, которая накануне первая встретила приезжих на крыльце, и тонким голосом проговорила:

– Федосья Николаевна не совсем здоровы, прийти не могут; приказали вас спросить, вам самим угодно разлить чай или прислать Дуняшу?

– Я сам разолью, сам, – поспешно подхватил Николай Петрович. – Ты, Аркадий, с чем пьешь чай, со сливками или с лимоном?

– Со сливками, – отвечал Аркадий и, помолчав немного, вопросительно произнес: – Папаша?

Николай Петрович с замешательством посмотрел на сына.

– Что? – промолвил он.

Аркадий опустил глаза.

– Извини, папаша, если мой вопрос тебе покажется неуместным, – начал он, – но ты сам, вчерашнею своею откровенностью, меня вызываешь на откровенность… ты не рассердишься.

– Ты мне даешь смелость спросить тебя… Не оттого ли Фен… не оттого ли она не приходит сюда чай разливать, что я здесь?

Николай Петрович слегка отвернулся.

– Может быть, – проговорил он наконец, – она предполагает… она стыдится…

Аркадий быстро вскинул глазами на отца.

– Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых – захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы.

Голос Аркадия дрожал сначала: он чувствовал себя великодушным, однако в то же время понимал, что читает нечто вроде наставления своему отцу; но звук собственных речей сильно действует на человека, и Аркадий произнес последние слова твердо, даже с эффектом.

– Спасибо, Аркаша, – глухо заговорил Николай Петрович, и пальцы его опять заходили по бровям и по лбу. – Твои предположения действительно справедливы. Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть. Мне неловко говорить с тобой об этом; но ты понимаешь, что ей трудно было прийти сюда при тебе, особенно в первый день твоего приезда.

– В таком случае я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств и вскочил со стула. – Я ей растолкую, что ей нечего меня стыдиться.

Николай Петрович тоже встал.

– Аркадий, – начал он, – сделай одолжение… как же можно… там… Я тебя не предварил…

Но Аркадий уже не слушал его и убежал с террасы. Николай Петрович посмотрел ему вслед и в смущенье опустился на стул. Сердце его забилось… Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости – сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений – и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось.

наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на

растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.

На другое утро Базаров раньше всех проснулся и вышел из дома. "Эге! — подумал он, посмотрев кругом, — местечко-то неказисто". Когда

Николай Петрович размежевался со своими крестьянами, ему пришлось отвести под новую усадьбу десятины четыре совершенно ровного и голого

поля. Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось

очень мало, и колодцы оказались солонковатого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и

обедали. Базаров в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми

тотчас свел знакомство, и отправился с ними в небольшое болотце, с версту от усадьбы, за лягушками.
— На что тебе лягушки, барин? — спросил его один из мальчиков.
— А вот на что,— отвечал ему Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не

потакал им и обходился с ними небрежно, — я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же

лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.
— Да на что тебе это?
— А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется.
— Разве ты дохтур?
— Да.
— Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно!
— Я их боюсь, лягушек-то,— заметил Васька, мальчик лет семи, с белою, как лен, головою, в сером казакине с стоячим воротником и босой.


— Чего бояться? разве они кусаются?
— Ну, полезайте в воду, философы,— промолвил Базаров.
Между тем Николай Петрович тоже проснулся и отправился к Аркадию, которого застал одетым. Отец и сын вышли на террасу, под навес маркизы;

возле перил, на столе, между большими букетами сирени, уже кипел самовар. Явилась девочка, та самая, которая накануне первая встретила

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок для 10 класса: Описание дворянских усадеб в романе

Тип урока: изучение нового материала.

- дать понятие описанию, его разновидностям; познакомить с особенностями усадеб XIX века, их описаниями в романе;

- продолжить воспитание нравственных и эстетических качеств; прививать интерес к творчеству писателя.

I . Оргмомент.

Учитель приветствует учеников, сообщает тему и цели урока.

II . Подготовка к восприятию нового материала.

Для начала нам с вами необходимо вспомнить, что такое описание.

Описание – это часть текста (наряду с другими типами – повествованием и рассуждением), где даются более или менее развернутое изображение признаков, явлений, процессов.

Существуют два вида описания – деловое и художественное. В деловом описании отмечаются все существенные признаки предмета, то есть такие признаки, по которым можно представить предмет, его внешний вид, узнать о его отличительных свойствах. В художественном же описании об этих же признаках говорится ярко, выражается отношение автора к предмету. При этом могут быть отмечены не все признаки описываемого, а только те, которые представляются автору самыми яркими и важными.

III . Восприятие и осмысление нового материала.

У: Со сколькими усадьбами автор знакомит нас в произведении, кому они принадлежат?

У - к: с 3, с усадьбой Кирсановых, Одинцовой и родителей Базарова.

У: Обратите внимание, что роман написан в 1861 году, следовательно автор должен давать нам описание дворянских усадеб, их внутреннего убранства в соответствии с этими временными рамками.

Давайте послушаем доклад о дворянских усадьбах первой половины XIX века.

У – к: «Дом господина и многочисленные строения, окружавшие его, были укрыты от нескромных глаз высоким забором. Такой участок называли усадьбой.

Во-первых, усадьба – это отдельный дом со всеми примыкающими к нему строениями, угодьями. Во-вторых, это поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. Наконец, участок земли, находящийся при доме. Каждая из усадеб – отдельный мир, в котором великолепный господский дом, хозяйственный двор со всеми необходимыми строениями и огороженные стеной парки, куда не долетает шум городской жизни.

Замкнутая, обособленная усадьба, предназначенная для одной семьи, выражала понимание собственного я ее владельца. Отправляясь в деревню, человек как бы переселялся из макромира в микромир. Но и в этом микромире он хотел жить так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр, собственная типография, балы и приемы.

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII и первой половиной XIX века. Начинается он с Указа о вольности дворянской и завершается через несколько лет после казни декабристов.

Каждый владелец усадьбы стремился к тому, чтобы облик его дома, а так же сада и парка, отличался от других. Видимо, эта особая индивидуальность усадебных строений и придавала провинциальной архитектуре особую лирическую красоту.

На протяжении XVIII – XIX веков кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал к непарадным комнатам. Обстановка его была достаточно строгой. Дубовые или красного дерева стулья, диван, кресла. Вместо просторного письменного стола – секретер, бюро или конторка.

В кабинете утверждалась жизнь усадьбы. Здесь хозяин выслушивал доклады управляющего о делах, писал повеления в другие поместья и письма многочисленным родным и знакомым, здесь обсуждали проекты новых строений и разбивки парка.

Вторым по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья, без веселого пира не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Новая мода на парадные столовые, утвердившаяся во Франции, нашла своих последователей в России.

Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Русская усадьба была не только приятным местом времяпровождения владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени.

Одним из ценных мест в усадьбе по праву можно считать библиотеку, каждый уважающий себя дворянин считал своим долгом иметь у себя коллекцию различных книг, пособий, журналов. Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы.

Непременным украшением усадьбы становились портреты и картины. Важной составной частью усадеб были садово-парковые устройства, в их планировочных системах отражались жизнь эпохи и ее стилистические черты. Многие из них были созданы мастерами – садоводами, зодчими, порой достигали большого совершенства и являлись яркими произведениями садово-паркового искусства.

Любовь к земле, к саду, к деревьям – ко всей природе – была всегда сильна у русского человека. Дворяне не скупились на средства и возможности, когда дело касалось садово-паркового искусства, холили, берегли природу и заботились о своих садах.

У: Теперь обратимся к непосредственному описанию усадеб нашего произведения. Первой усадьбой, с которой нас знакомит автор, является усадьба Кирсановых - Марьино. Найдите в тексте ее описание, чьими глазами описывает ее автор?

У: Мы видим, что Марьино является типичной дворянской усадьбой, которая имеет все атрибуты: и жилой дом, и хозяйственные постройки, и живописный сад.

Давайте обратимся к описанию сада, мы с вами говорили, что это неотъемлемая часть усадьбы.

У: Сады и парки устраивались по различным планировочным системам: регулярной, ландшафтной и смешанной. Одни разбивались по ландшафтной, пейзажной системе, следуя свободному подражанию естественно возникшему лесу, подправленной искусством человека природе. Другие имеют в основе более или менее правильную, регулярную систему планировки с геометрической сеткой аллей и дорожек. Третьи занимают промежуточное положение, у них смешанная планировка, включающая естественные участки лугов и лесов, связанных прямой и четкой аллеей, а далее сливающихся с природными угодьями.

Из описания мы можем предположить, что сад Кирсановых имеет регулярно – ландшафтную систему.

О внутреннем убранстве дома усадьбы можно судить по описанию некоторых комнат.

Давайте посмотрим на кабинет Павла Петровича.

У: Тургенев очень точен в своих описаниях, он учел все, что касается интерьера дворянских комнат XIX века. Несомненно, в дворянском доме должен был располагаться кабинет владельца – святая из святых, где никто не смел нарушать его покой за важными делами.

Соответствует ли описание усадьбы, внутреннего интерьера характерам ее владельцев.

У – к: Конечно, с одной стороны характеризует Николая Петровича, который занимается усадьбой, своим садом, как человека мягкого, добродушного. С другой стороны Павел Петрович – английский франт, который своим видом, своим поведением подчеркивает свое дворянское происхождение. Все в нем породисто и внешний вид, и нежной белизны руки и одежда.

Французская речь, на которой говорят в доме Кирсановых, а Павел Петрович чаще всего, так же является важной характеристикой.

У: Далее мы попадаем в усадьбу Одинцовой – Никольское. Эта усадьба также со своими вкусами и традициями. Чьими глазами мы видим ее впервые?

У: Здесь мы видим еще одну важную часть архитектурного ансамбля усадьбы - церковь.

Первым местом в доме усадьбы, куда сначала попали гости Анны Сергеевны, была гостиная, которая также придает дому богатый вид.

У: Несомненно, гостиная является украшением дома, ведь там чаще всего принимали важных гостей. Отсюда и изысканный вид, мебель, выписанная из столицы, либо из заграницы. Стены гостиной украшали портреты хозяев дома и их многочисленной семьи, портретная галерея имелась практически в каждой дворянской семье.

Как характеризует описание усадьбы нашу героиню?

У: посмотрим, есть ли в усадьбе сад.

У – к: Он еще живописнее, чем сад Кирсановых: «Покойный Одинцов не любил нововведений, но допускал некоторую игру облагороженного вкуса и вследствие этого воздвигнул у себя в саду, между теплицей и прудом, строение вроде греческого портика из русского кирпича. На задней, глухой стене этого портика, или галереи, были выделаны шесть ниш для статуй, которые Одинцов собирался выписать из-за границы. Одну из них, богиню Молчания, с пальцем на губах, привезли было и поставили; но ей в тот же день дворовые мальчишки отбили нос…

У: Да Одинцов хотел роскошный сад, в нем и беседки, и скамеечки, и пруд, и портик. Но, о чем нам говорит история одной из статуй?

У – к: О том, что это излишнее, в этом нет необходимости. Автор здесь осуждает некоторые принципы русского дворянства.

По сравнению с прекрасно обделанными господскими домами Кирсановых и Одинцовой, дом Базарова кажется крестьянской избенкой. Василий Иванович Базаров является отставным штаб-лекарем, поэтому и жилье, и хозяйство у него довольно скромные.

Давайте посмотрим на ее внутреннее убранство.

У: Хотя мы и не наблюдаем здесь кокой-то роскоши и богатства, тех мелких, порой ненужных предметов, так часто заполняющих барские комнаты, но мы видим вещи, которые отвечают практическим целям, по крайней мере их владельца.

Конечно же, и в усадьбе Базарова мы наблюдаем сад.

У: И опять мы видим в Василии Ивановиче практика. Пусть и нет у него в саду заграничных, редких пород деревьев и кустарников, но зато есть то, что необходимо, по его мнению, для всех – лекарственные травы, ягоды и фрукты, именно этим и ценится его сад, поскольку он приносит пользу.

Как усадьба, ее убранство, описание комнат характеризуют ее хозяев?

У: То есть, нет у нее и той дворянской привычки казаться начитанным и умным, знать все новшества литературы и читать французские романы. Она очень близка по духу к своим крепостным, знала толк в хозяйстве, хотя и мало чего делала сама.

IV . Закрепление материала.

У: А теперь ребята, сделайте пожалуйста выводы нашего урока.

Необходимо ответить на вопросы:

1.Каковы особенные черты усадеб первой половины XIX века? (из доклада)

2.Учитывает ли И.С.Тургенев особенности времени, эпохи в своих описаниях?

3.Как вы считаете, к какой из усадеб, к кому из владельцев автор высказывает симпатию в своих описаниях?

4.Отражает ли описание усадеб положение в обществе, чин владельцев?

5.Как можно расположить данные усадьбы по степени роскоши и изящества?

V . Подведение итогов.

У: Давайте посмотрим, по какому плану описывает автор усадьбу, какие составные части присутствуют в нем непременно.

Обязательно автор говорит о внешнем виде усадьбы, затем, как бы заглядывая внутрь, дает описание какой-либо комнаты, либо кабинета, либо гостиной. Непременно автор дает описание и сада, который является незаменимой часть усадьбы.

VI . Домашнее задание.

Вашим заданием будет написать сочинение описание по плану, какой вы можете увидеть у автора. А описывать вы будете так же усадьбу.

Читайте также: